Автор: Аня Галлямова, Москва
Подготовка Кубка России
В Воронеже 5–9 апреля прошел Кубок России на трудность и болдеринг.
Я была главным подготовщиком на трудность. Вместе со мной в команде были Миша Черников и Леха Деньгин. Миша — опытный подготовщик, Леха — тоже опытный, но в подготовке соревнований такого уровня участвовал впервые.
- План работы
Для накрутки трасс в нашем распоряжении было 5 полных дней + 3 вечера после начала соревнований (1 день скорость и 2 дня боулдер). Всего нужно накрутить 8 трасс — сначала 2 финала, потом 2 полуфинала, и в последнюю очередь — 4 квалификации, т.к. их не надо снимать, они просто остаются на стене до старта. По плану на полуфиналы и финалы отводилось 3 дня, затем — 2 дня на квалификацию, съемку видео для демонстрации. В первые 3 дня соревнований мы планировали немного отдохнуть. Но что-то пошло не так.
- Расположение трасс
В Воронеже я крутила трудность уже много раз, поэтому придумывать что-то новое становится всё сложнее. Кажется, что всё уже было. Обычно мы крутим линию из рельефов для финала, для полуфинала меняем местами мужскую и женскую трассы. В этот раз решили сделать на финал общий старт, дальше женскую трассу пустить влево, мужскую — вправо, а полуфиналы — это другие линии.
В нижних частях трасс нужно продумывать безопасные вщелкивания, ведь маршруты идут по диагонали, и расстояния между оттяжками немного больше, чем обычно.
Последние несколько стартов мы крутили одну из квалификационных трасс на «вертикали» в левой части скалодрома. Преимущество в том, что ее не надо снимать для следующих раундов, и она останется для тренировок местных спортсменов. В этот раз решили так не делать, т.к. уже было накручено 4 линии из рельефов на основной стене, а на еще одну трассу пирамидок недостаточно.
- Материал
В Воронеже довольно большой выбор форм зацепок, но почему-то только в двух цветах: в желтом (их больше всех) и розовом. Стеклопластиковые рельефы (в основном XCult) — желтые, оранжевые, черные. Деревянных пирамидок вроде достаточно, но они в ужасном состоянии, часть из них просто нельзя уже использовать. К этому старту должны были привезти немного новых пирамидок, но к началу подготовки не успели, их доставили за 1 день до старта.
Мы стараемся выбирать зацепки так, чтобы трассы выглядела визуально привлекательно — чаще всего это два контрастных цвета (например, желтый + черный или розовый + черный).
- Накрутка
После того, как мы определились с расположением трасс на стене, нужно расставить по линии трассы большие рельефы, которые останутся на стене до конца соревнований. Можно это делать по ходу накрутки вместе с зацепами и остальными рельефами, но нужно быть уверенным, что у вышки не будет перегруза, и она сможет поднять одного человека, все выбранные рельефы и зацепы. У воронежской вышки обычно с этим проблемы, поэтому мы поставили рельефы заранее.
Теперь можно уже начинать готовить непосредственно трассу. Иногда подготовщик полностью готовит линию один, а иногда мы делим ее на 2 части, и их крутят разные люди — так трассы получаются более разнообразными. По одному крутить получается гораздо быстрее.
Важно: нужно не забыть прощелкивать веревку в оттяжки во время накрутки. Это дает понимание, где есть перегибы веревки и какие оттяжки нужно удлинить, позволяет выбрать оптимальную линию оттяжек. Кроме этого, сразу становится понятно, где лучше ставить макросы и дополнительные рельефы, чтобы о них не терлась веревка.
За один день обычно получается накрутить 2 трассы. Дальше — как повезет: иногда первая версия получается неплохой и нужны только небольшие корректировки, а иногда — нужно чуть ли не полностью всё перекрутить. Кто-то пробует трассу, корректируем, потом лезет другой, опять корректируем… и так, пока трасса не будет готова. Когда три подготовщика в команде, удобно тестировать и вносить корректировки: один лезет, второй страхует, третий на вышке и может подъехать и поменять зацепки во время опробования. Такой способ очень сильно ускоряет работу.
Миша пробует финал, Леха страхует, я — в вышке
При выбранном расположении линий, мы могли работать над финалами и полуфиналами параллельно. Обычно, чтобы начать крутить полуфинал, нужно сначала снять финал.
Каждый финал мы лазали 4 раза и сняли их только на 3 день. К пятому дню подготовки, перед скоростью были готовы полуфиналы и частично накручены 2 квалификации.
Одна из причин такой низкой производительности — “небольшая проблемка”. Ближе к концу подготовки у вышки почти умерли аккумуляторы. В последний день полного заряда вышки хватило, чтобы накрутить два небольших отрезка трасс. И вроде, об этой проблеме с аккумуляторами все местные знали, но почему-то никто ничего не сделал…
Когда мы поняли, что не успеваем за 5 дней всё накрутить, нужно было корректировать план работы — кому-то оставаться подольше, а кому-то наоборот начинать работу пораньше. Но мы этого тоже почему-то не сделали. Видимо, нас расслабляло то, что у нас будет еще 3 дня во время соревнований.
Желтых зацепок хватило на все трассы квалификации
На 6 день, после скорости поставили новые аккумуляторы на вышку, и она стала работать даже лучше, чем раньше. За оставшиеся 2 вечера и 1 утро мы докрутили и протестировали квалификации, внесли некоторые изменения и сняли видео для демонстрации.
- Соревнования.
Квалификация
Участников немного, поэтому у нас было всего по одной чистке на каждой трассе. По правилам соревнований чистка зацепов производится после каждых 20–22 участников.
Трассы квалификации. Слева направо: М1, Ж1, М2, Ж2
Сначала стартовали девушки. Женские трассы были несложными, но мы так и планировали. По сравнению с нашими прогнозами был +1 топ на каждой трассе. После женской квалификации был небольшой перерыв перед стартом мужчин, и мы успели снять 2 женские трассы, чтобы сэкономить время вечером.
Результаты квалификации женщин
У мужчин мы предполагали, что никто не залезет первую трассу — последняя вертикаль была скальной с не очень надежными движениями. Вторая трасса была обычной, но почему-то все, кто долез почти до топа, путались и приходили не той рукой на предпоследнюю зацепку.
Результаты квалификации мужчин
Вечером мы сняли оставшиеся квалификации и восстановили полуфиналы. Мужская трасса была готова, и мы оставили ее без изменений, а женскую нужно было пролезть еще раз.
- Полуфиналы
Из-за выбранного расположения трассы были очень длинными — по 45–50 перехватов.
Полуфиналы: слева — мужской, справа — женский
Женская трасса, благодаря вечерним изменениям, получилась слишком легкой. Первую половину трассы пролезли все полуфиналисты. Смотреть было немного волнительно — ведь после квалификации было 4 одинаковых результата и мне казалось, что все лидеры пролезут. Останется только один шанс всех разложить — в финале. No pressure.
В итоге только один топ у Динары Фахритдиновой, остальные были близки. Но самое главное для подготовщиков: по итогам двух раундов у всех финалисток разные результаты.
У мужчин тоже не очень сложная и длинная трасса на выносливость. Мне кажется, что все уже отвыкли от такого — обычно в полуфинале в Воронеже боулдеринг на 3 оттяжке. В этот раз все делали 30+ перехватов, и преимущество было у выносливых спортсменов.
Из-за легкой трассы у мужчин полуфинал растянулся на почти 3 часа, и мы сократили себе время на перекрутку.
- Финалы
Днем мы сняли часть полуфиналов и накрутили финалы, даже осталось время, чтобы протестировать пару движений.
Финалы: общий старт по желтым, затем женская трасса уходит налево по синим и розовым зацепкам, мужская — направо по желтым и черным
Женский финал был примерно в том же стиле, что и предыдущая трасса. Мужской финал получился более зрелищным — спортсмены сами сделали так, что смотреть стало интересно. Сначала Евгений Зазулин пропустил третью оттяжку, а сразу после него — Алексей Рубцов сорвался на прыжке, чем заставил поволноваться остальных участников.
В качестве вывода не могу сказать, что я всем довольна. Несмотря на то, что по протоколам результатов все получилось достаточно красиво, есть несколько вещей, которые можно было бы сделать по-другому — где-то неудачный выбор зацепок, где-то слишком легко и много перехватов. Кроме этого, не сработало несколько отрезков трасс, на доработку которых мы потратили кучу времени, а туда вообще никто не долез или сделал не так, как мы планировали. И, конечно же, меня расстраивает то, что мы не успели всё сделать за 5 дней. А если бы трудность была первым видом?
Читайте на Mountain.RU:
|