Автор: Алексей Крепак, г. Сергиев Посад

Сроки похода: 2 июля - 16 июля 2022 года

Продолжительность активной части: 14 дней

Маршрутная книжка: 11/3-202

Нитка маршрута: с. Газза - пер. Зурмеч (1А, 3200) - а/б «Артуч» - Куликалонские озера - оз. Дюшаха - пер. Адамташ (1Б, 3900) - оз. Пиала - Мутные озера - пер. Мазалат (1Б, 3900) (радиально) - пер. Чимтарга (1Б, 4753) - оз. Б.Алло - пер. Двойной Северный (1Б, 4260) - оз. Бирюзовое- оз. Искандеркуль

Состав группы

2ПУ Северная Осетия,

1ПР Брестская Область РБ

Эколог/ реммастер

Краткая характеристика района и маршрута.

Организация похода

Краткая характеристика района Памиро-Алай - горная система, расположенная в Средней Азии, между Ферганской долиной на севере и Алайской долиной на юге. Основные хребты данного горного региона - Алайский, Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский и Каратегинский. Южная граница туристского региона на востоке проходит по долине реки Кызылсу, далее на запад - по Сурхоб - Вахш. На востоке регион примыкает к Ферганскому хребту, на западе заканчивается у Самаркандского оазиса.

Горная система Памиро-Алая делится на регионы: Фанские горы, Гиссарский хребет, горный узел Такали, Туркестанский хребет, Матчинский горный узел и Высокий Алай.

Фанские горы, которые представляют собой узел коротких высоких хребтов, расположены между Зеравшанским (западнее прорезающей его реки Фандарьи) и Гиссарским (на запад от перевала Анзоб) хребтами. С севера район ограничивается рекой Артуч, стекающей с перевала Лаудан в западном направлении, и рекой Пасрударья, текущей с того же перевала к востоку. С запада границей Фанского массива являются долины рек Сарымат и Арчимайдан. Район Маргузорских озёр часто также относят к Фанским горам. С юга, юго-востока и востока Фанские горы ограничиваются ущельем реки Каракуль, долиной реки Сарытаг, озером Искандеркуль, долиной реки Искандердарья и ущельем реки Фандарья.

Высота перевалов в районе составляет в основном 4000-4600м, что позволяет набрать хороший высотный опыт уже в походах 1-2 категорий. В районе имеется много красивых вершин, наиболее известные - Бодхона (5138), Чапдара (5050), Большая Ганза (5306), Малая Ганза (5031), Замок (5070), Мирали (5132), Энергия (5120). Высшая точка района - Чимтарга 5470 м.

Изюминкой Фанских гор являются озёра. В регионе расположено около 40 озёр, в основном ледникового происхождения. К югу от главного хребта на высоте 2200 м лежит самое большое озеро Памиро-Алая - Искандеркуль. Другое очень известное озеро под названием Большое Алло расположено в ущелье Зиндон и образовалось сравнительно недавно, в 1916 году, в результате землетрясения. К северу от главного хребта находится большое озеро Куликалон и его соседи Чукурак, Зиерат, Бибиджонат, Дюшаха, а также Алаудинские озера. На западе расположена цепь Маргузорских озёр.

Характерной формой рельефа для Фанских гор являются каньоны. Стоит помнить об этом при планировании маршрута и искать описания не только на прохождение перевалов, но и прохождения долин рек, так как некоторые перевалы категории 1А и 1Б при определённых вариантах прохождения увеличиваются в сложности до 2Б и более из-за необходимости прохождения каньона при подходах. Речь идёт, например, о перевалах ВАА, Мазалат, перевалах, ведущих к истоку реки Серима, Пштикуль восточный и Кштудак западный.

Во времена большого оледенения вся внутренняя котловина Фанских гор и Ягноба была заполнена льдом. Сейчас все ледники находятся в стадии отступания. Протяжённых ледников в районе нет. В основном, сравнительно небольшие ледники залегают между многочисленными короткими ответвлениями основных хребтов массива и сосредоточены преимущественно на северных склонах.

Снеговая линия пролегает примерно на высоте 4000 м.

Согласно литературным данным климат в районе континентальный с небольшим количеством осадков в году (до 250 мм). Такой климат характеризуется жарким сухим летом и достаточно холодной зимой. Основная масса осадков выпадает на юге и юго-западе района. Это обусловлено тем, что ветра, приносящие осадки в регион с Атлантики и Иранского нагорья, встречают естественную преграду в виде Гиссарского хребта, где теряется большая часть приносимой ими влаги. Однако согласно отчётам последних лет, а также и опыту нашего похода, можно говорить о том, что климат в регионе постепенно меняется.

В ясные дни в предгорьях очень жарко, воздух сухой. Самые жаркие часы приходятся примерно на период с 11:00 до 14:00, в это время рекомендуется делать сиесту, прячась от палящего солнца под тентом. Ночи в предгорьях (вплоть до высоты 3000 м-3300 м) также достаточно тёплые, осадки бывают редко, поэтому зачастую можно спать под открытым небом без палатки. По мере набора высоты температура воздуха понижается. Как правило, с утра ясно и безоблачно или малооблачно, однако зачастую погода может начать портиться к 12:00, и дождь вполне вероятен, а соответственно, на высоте более 3500 - снег. Если уже с утра погода не очень хорошая, то, нужно ожидать, что к обеду погода ещё больше испортится.

Несмотря на то, что Фанские горы считаются достаточно тёплым и малоснежным районом, и чаще всего к концу лета снега на склонах нет совсем или очень мало, в отдельные годы даже в августе могут быть обильные снегопады. Учитывая этот факт, а также при включении в маршрут препятствий высотой более 4500 м рекомендуется брать бахилы и тёплую пуховую куртку. На высоте 5000 м температура после захода солнца опускается до -10’С, а также возможны сильные ветра. Стоит внимательно относиться к подбору палаток и ремнабору для них, наличие снежной юбки будет плюсом. Во время ранних восхождениях, когда склоны ещё не освещены, при отсутствии соответствующего снаряжения можно получить обморожения.

Населенные пункты, транспорт, заезд/выезд, связь, организация топлива

Заезжать в район удобно из Худжанда, Душанбе (плюс через Узбекистан - Ташкент, Самарканд, Бухара). Проанализировав цены на авиабилеты, мы решили заезжать и выезжать через Самарканд/Бухару.

Для того чтобы добраться к началу маршрута можно все организовать самим, найти машину, договорится о регистрации, найти жилье в Фанских горах. Но более удобный способ и не особо дорогой, договориться с одной из турбаз/альпбаз. Есть два хороших варианта это Вертикаль и Артуч. Мы воспользовались услугами Артуча. Вот основные контактные данные этой базы: artuch@bk.ru, tel: +992 92 888 6888 (можно в вотсап), +992 92 703 7939. О всех планах лучше договариваться заранее за 2-3 месяца. Так как на почту отвечают не быстро. В последние дни лучше созваниваться и все еще раз уточнять. Все наши договоренности были выполнены в срок. Только наш водитель торопил нас заброской из-за чего были сделаны небольшие ошибки с нашими забросками (например, мы перепутали сколько сахара, на какую часть маршрута, из-за чего последние дни жили на уменьшенной порции сахара).

Заезд из Душанбе к н.п. Газа ушло 4 часа. Выезд от т/б Искандеркуль в Самарканд занял 4 ч вместе с прохождением границы.

Лесной налог Вертикаль с нас взяли, приняли оплату только одного дня. С каждого участника сом.

Связь на маршруте с внешним миром мы поддерживали по спутниковому телефону Турая одного из участников. В Москву мы отсылали смс, а далее на сайт горного турклуба МГУ. Последний день звонили по поводу траспорта в Артуч.

Мы использовали две мультитопливные горелки фирмы Kovea, иногда пользуясь только одной из них, поскольку они очень мощные. Бензин, купленный нами, оказался достойным. Поэтому чистке горелок уделить время пришлось 2-3 раза за поход.

Организация нашего похода:

Район был выбран исходя из эстетических пожеланий руководителя, с учетом его опыта, комфортного трансфера к началу активной части маршрута. Кроме того Фаны являются хорошо описанным и очень популярным в среде туристов и альпинистов районом что так же упрощало подготовку и увеличивало безопасность прохождения маршрута.

Безопасность на маршруте обеспечивалась благодаря следующим факторам: Стратегия похода:

район похода был выбран в соответствии с опытом руководителя и участников

бОльшая часть маршрута проложена по дорогам и тропам

была предусмотрена возможность сокращения пути или схода с маршрута

была организована система «куратор-группа», связь поддерживалась звонками со спутникового телефона

Дополнительная страховка для группы приобретена была на сайте https://www.ingos.ru/, тариф экстремальный спорт, предусматривающий вертолет. Страхование делали на даты самой сложной и удаленной части маршрута (7-15 июля), что обошлось 1862 руб.

Подготовка к походу

Подготовка к походу включала в себя комплекс тренировок по работе с веревками, были отработаны спуски и подъёмы по склону, походы выходного дня, участие в ориентировании Часовикова Максима (Звездочка) и кросс-походе МГУ.

Была подробно разработана нитка маршрута, взят gps-навигатор с предварительно загруженными картами OSM и распечатаны бумажные карты OpenTopoMap в масштабе 1:10 000.

Было подобрано соответствующее групповое и личное снаряжение. Некоторые участники владели навыками оказания первой помощи. Перед походом медик группы собрал со всех анкеты со сведениями о перенесенных болезнях, операциях, аллергиях и пр.

График движения

Заявленная нитка маршрута (курсивом выделены отличия от пройденного)

с. Газза - пер. Зурмеч (1А, 3200) - а/б «Артуч» - пер. Зиерат (1А, 3253) - Куликалонские озера - оз. Дюшаха - пер. Адамташ (1Б, 3900) - Алаудинские озера (заброска) - Мутные озера - пер.

Мазалат (1Б, 3900) (радиально) - пер. Чимтарга (1Б, 4753) - оз. Б.Алло - пер. Двойной Северный (1Б, 4260) - оз. Бирюзовое (радиально пер. Челябинский (1Б)) - оз. Искандеркуль

Фактически пройденная нитка маршрута:

В целях повышения потенциальной манёвренности и безопасности нашей группы, на маршруте были предусмотрены запасные варианты для потенциально технически сложных участков маршрута, а также аварийные пути на случай ЧП.

Запасные варианты включали:

Обход пер. Зиерат вдоль реки Артуч до Куликалонских озер

Прохождения пер. Алаудинский (н/к) вместо пер. Адамташ (1Б)

Прохождения пер. Двойной Южный вместо Двойной Северный и движение вдоль реки Ахдасой

Аварийные варианты,

От озер Чукурак, Зиерат и Куликалон - в а/л Артуч

С пер.Чимтарга, пер. Мазалат, Мутные озера - в а/л Вертикаль-Алаудин

Из района оз. Большое Алло -в долину р. Зиндон

Из д.р. Зиндон - в с.Газза и Зимтут

Из. д.р. Казнок. - в с.Сарытаг, т/б Искандеркуль

Фактически реализованный в походе график движения

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Путь, км

Общ. ход. время, (ч: мин) до+после обеда

Перепад

1:30

234/130

ясно

Подъем на стоянку под перевал Зурмеч

4,5

4:00

627/40

ясно

Радиальный выход на тренировку на перевал Мазалат.(1Б)

3,0

4:00+ 2:30

970/0

ясно

пер. Чимтарга - Долина реки Правый Зиндон - оз.Б. Алло.

9,2

6:00+ 3:00

312/1625

перевал. Чимтарга (1Б)

ясно

оз.Б. Алло. - оз. Верхнее Алло - подход под перевал Двойной Сев. (1Б)

6,0

5:40

664/105

под перевал Двойной Сев. (1Б) - оз. Бирюзовое

5,2

6:00

584/360

перевал Двойной Сев. (1Б)

оз. Бирюзовое - м.н. на р. Арг

1 перевал 1А

Данные GPS

Данные навигатора:

Точки ночевок и источников воды:

Данные по километражу и перепаду высот получены при использовании программ BaseCamp

(фирменная утилита Garmin).

Отклонения от заявленного графика и их причины

Изменение маршрута группой связано с оптимальностью прохождения маршрута в наших условиях, скоростью и состоянием группы.

Отказ от перевала Зиерат для более мягкой акклиматизации (в первый день были признаки теплового удар).

Отказ от необходимости идти на Алаудинские озера (заброска), заброску нам привезли на озеро Пиала (мы договорились об этом, когда проходили а/л Артуч). Свою роль сыграли истории встреченных нами туристов и их рассказах о снеге на перевале Чиматарга, хотелось сохранить время и силы до пер. Чимтарга.

Техническое описание маршрута, фотографии

Широта Долгота 39.15667 68.17599

Необходимое снаряжение

каска, трекинговые палки

ледорубы, каски, кошки, ледобуры, могут понадобиться страховочные системы, основные веревки

ледорубы, каски, кошки, могут понадобиться страховочные системы, основные веревки

Выводы

Перевал не вызвал трудностей и отлично подходит как начало маршрута.

Перевал подходит для прохождения участниками своих первых 1Б. Перевал не сложный тенически, но новая высота дает новый опыт - горная болезнь, задержки, погодные условия, летящие камни. Перед финальным взлетом на перевал был большой снежник, существование которого не предполагалась заранее, но тропа идет рядом по гребню.

Очень неожиданно, но вместо льда было 1,5 метра снега и увеличенная крутизна склона, без камней и лавиноопасности. Учились ледорубным крестам. Рекомендуем к тренировке на нем, умения полученные тут помогли и укрепили уверенность в группе.

Была опасность в недостаточной акклиматизации. Нескольким участникам и правда трудно дались последние метры от места ночевки перед перевалом, до этого ничего подобного не было.

Чувствовалась нехватка кислорода, что в случае технической работы было б проблемой. На перевале очень ветренно, ночевать трудно, а возможные места под ночевку под снегом. Рекомендуется потратить еще несколько дней акклиматизации, если у группы нет высотного опыта.

Ожидаемо как на Адамташе и Мазалате - оказалось много снега, поэтому оптимальным оказался неклассический путь подъема, по центру, между северной и южной седловиной. Перевал не сложный и в случае хорошей технической и физической подготовки идется очень быстро.

Так как район известен и популярен, в тех. описании маршрута представлены только наиболее важные детали каждого дня.

День 1-й. 02.07.2022

1:20

Вылетели в Душанбе.

8:00 (по местному времени)

Прилетели в Душанбе. Погода ясная.

Поменяли деньги и поехали на местный рынок за водой и всякими мелочами.

10:15

Выехали из Душанбе в сторону гор. Начали набор высоты.

11:39

Высота около 2230. Продолжаем ехать.

11:48

Остановка. Мелкая поломка машины. Перегрев.

Поехали дальше.

13:45

Высота около 1400 м.

Купили бензин для горелок на заправке.

15:30

Приехали в поселок Газза.

Делаем заброску.

Около 1560 м.

17:35

Начали движение в сторону первой ночёвки.

Ищем место для обеда. По пути встретили родник 39.26689 68.04948. Идём вдоль реки Зурмеч.

18:37-18:54

Привал.

Около 1650-1700 м.

18:58

Пришли на место ночёвки у реки Зурмеч, не доходя 500 м до запланированного места ночевки. Красивая поляна, окружённая стеной гор.

Высота 1800 м.

Воду брали из реки с фильтрацией через фильтр. Немного ниже по течению, там удобнее подход.

Отбой.

Раннего подъёма назначено не было, решили выспаться после ночи в самолёте.

Отчёт хронометриста:

Прилетели в Таджикистан, забросились в Фаны на машине. Сделали 2 заброски - первую малую с железом и веревками, которая понадобится на 3-4 день похода, а также вторую большую для второго кольца.

Ходового времени совсем мало, рюкзаки относительно лёгкие, идти легко, но все устали после перелета и сборов. Вечером жара спала, и идти в огромной тени от окружающих вершин было приятно.

Местные жители вместе с осликами встречают нас радушно. Вечером на место стоянки пришли мужчина и девушка с подносом очень вкусных абрикосов и вишни. А мы взамен оказали им медицинскую консультацию и поделились лекарствами.

Вместо ужина - обед, а на ужин - арбуз.

Трое человек спали под открытым небом без тента. Ночь теплая. Небо звёздное.

Фото 1.1 Спуск по реке Арчамайдан до впадения реки Зурмеч

День 2-й. 03.07.2022

Высотный график 2 день:

17:10-17:22

Остановка на забор воды.

1998-2036 м

Вода вытекала из-под камня, предположительно из пещеры. Примерно тут 39.26223 68.07376

17:55-18:13

Привал 2170 м

18:23-18:43

Остановка на последний забор воды - 39.257821915671229 68.083820007741451, источник из под скалы (Фото 2.5) 2200 м

19:13-19:20

19:51-20:01

Привал 2536 м

20:14

Пришли на место ночёвки (до запланированного места ночевки не дошли) 2600 м

Отчёт хронометриста:

Полудневка с купанием. Почти все искупались в ледяной воде реки Зурмеч и были очень довольны.

По пути нам встретились местные жители, которым мы помогли с лекарствами днём ранее.

Они угостили нас бараньим и козьим молоком, а ещё хлебом.

Первый большой набор высоты. Идти тяжело. По пути искали воду, так как до места ночевки с источником воды было ещё далеко. Пришлось найти незапланированное место ночёвки. Не очень ровное и с кучей камней, но мы успешно уместились на нем с двумя палатками. - Нескольких участников начало (а кого-то и продолжило) горняшить, в том числе автора данных записей.

И снова некоторые участники спят под открытым небом. Ночью достаточно тепло.

Фото 2.1 Вид с места ночевки в долину реки Арчамайдан

Фото 2.2

Фото 2.3 Проходим мимо пастуха и его домика N 39.26422’ E 68.07085’

Фото 2.4

Фото 2.5 Источник воды

Фото 2.6

Фото 2.7 Вид с места ночевки и путь будущего подъема на перевал

Фото 2.8 Место ночевки

День 3-й. 04.07.2022

Высотный график 3 день:

5:43

Выход с места ночевки.

Решили дойти до перевала без завтрака, так как не хватало воды.

6:14-6:25

6:42-7:00

Набор воды из источника у коша.

Часть людей набирает без фильтра, большинство фильтрует.

2880 м

Ищем тропу на перевал.

7:29-7:39

8:15-8:25

8:49

Пришли на перевал Зурмеч 3254 м

Съели перевальный шоколад и легко позавтракали с чаем.

10:08

Перешли на соседнюю точку перевала. Сделали групповое фото с флагом турклуба. Оставили записку, заложив ее крупными камнями.

10:45

Сошли с перевала - начали спуск к озеру Чукурак.

11:15-11:45

Привал

Набрали воду из реки (вытекает из-под камня). Часть людей набирала воду прямо из источника, остальные фильтровали.

12:16-12:26

13:24

Пришли к озеру Чукурак. Стали на ночёвку.2400 м.

Воду берём из озера с фильтрацией через фильтр.

14:30-16:00

16:44

3 участника пошли за заброской в альплагерь Артуч. Остальные остались в

лагере.

19:00

Отряд вернулся с заброской и дыней.

19:50-21:00

С 22:00

Отчёт хронометриста:

Взяли первый перевал за поход - перевал Зурмеч. Так как встали рано утром, шли в основном в тени, без прямого солнечного света и сильной жары - так идти было гораздо легче. Получилось сделать приличный набор высоты с места ночевки. Местная жительница пыталась нас накормить и показать тропу на перевал.

Наконец-то зашли на Зурмеч. На перевале открыли первый сюрприз - морскую капусту от Лёши. А ещё были кофе с молоком и чай с лимоном - все были довольны.

После перевала бодро спустились к озеру Чукурак. Часть группы радостно побежала купаться в ледяной воде озера. После обеда из группы выделили отряд для доставки заброски (еда и железо) из альплагеря Артуч в наш лагерь. Отряд вернулся с заброской и дыней.

Местные жители продолжают угощать нас, на этот раз - яблоками)

В этот раз на месте ночёвки заметно холоднее, поэтому на улице спит только суровый Саша.

Вечером в лагере участник случайно набрёл на небольшого скорпиона. Лучше плотно закрывать палатки на ночь и проверять, не заполз ли кто-то куда-то на всякий случай. Укус скорпиона, по словам местных - несмертельная, но неприятная штука. Можно слечь с температурой. Стоит быть осторожнее.

Фото 3.1

Фото 3.13

Фото 3.14 Вид наверх, откуда пришли

Фото 3.15 Озеро Чукурак

День 4-й. 05.07.2022

5:15-6:30

7:30

8:09

Пришли в альплагерь Артуч.

2200 м

Набрали питьевую воду те, кому ее не хватало.

8:54

Вышли из альплагеря. Начали движение в сторону озера Куликалон.

9:23-9:33

12:36-12:45

13:00-17:35

Обед. Встали у озера Куликалон

Источник воды - вода из озера. Воду фильтруем через фильтр.

18:12-18:17

19:04

Пришли на место ночевки. Озеро Дюшаха.

2950 м

Источник воды - вода из озера рядом. Воду фильтруем через фильтр.

19:40-20:30

Отчёт хронометриста:

Очень насыщенный впечатлениями день. В первую очередь впечатлениями от горных видов. Сегодня мы увидели первые заснеженные вершины на относительно близком расстоянии, горные водопады и реки с деревьями, напоминающими деревья в стиле бонсай. И конечно идеально голубые озера на фоне этих вершин. И во всем поражает масштаб - все глубоко впечатляющее и внушительное. Проще показать эти виды, чем рассказать о них.

Днём мы пришли в альплагерь Артуч и оставили ещё немного вещей в цивилизационной заброске. Начали достаточно тяжёлый подъем - около 600 м.

Местные жители продолжают поражать своим гостеприимством. Все встречаемые по пути люди здороваются, многие начинают расспрашивать, кто мы и откуда.

А ещё они часто пытаются нас накормить или позвать к себе на чай. На обеде несколько местных жителей принесли нам половину арбуза, картошку с бараньим мясом и хлеб. Мы не смогли спокойно пережить такие щедрости, и настойчиво поделились с ними нашими сладостями из сюрприза.

На месте обеда несколько участников долго болтали с местными за жизнь и про работу в Москве и Таджикистане. А по пути к месту ночёвки какой-то местный мужик долго шел за нами и в конце концов предложил нам свежей баранины, когда нас догнал. В общем, местные жители - люди удивительно гостеприимные.

Место ночевки - прямо под вершинами с перевалом, который нам нужно будет проходить через пару дней. Небольшое озеро, обустроенные и выровненные места для палаток. Место отличное. На месте стоянки нам встретились ослики, которые срочно были сфотографированы, в том числе с участниками. Однако же, это говорит о том, что воду из местного озера фильтровать нужно, несмотря на ее прозрачность.

Ещё один прекрасный день похода.

Фото 4.1 Вид на а/л Артуч от озера Чукурак

Фото 4.7 Угощение местных жителей

Фото 4.8 Путь к оз Дюшаха

Фото 4.9

Фото 4.10 Путь к оз Дюшаха, вид на озеро Кулисбек (справа на фото)

Фото 4.11 оз Дюшаха

День 5-й. 06.07.2022

5:30

5:45-7:15

8:50

9:51-10:03

Привал около характерного камня (фото 5.2) 39.23447 68.20760, виден на спутниковом снимке

10:34-10:44

Длинный привал после подъема

11:18-11:30

12:08

Пришли на место ночевки - большой камень рядом со снежником, виден на спутниковом снимке. 3417 м

12:40-14:30

Обед.

Разравнивали площадку под две палатки.

Источники воды: снег из снежника и вода из ручейка, который вытекает из снежника. Воду фильтровали через фильтр.

14:30-17:00

Отдыхаем

17:39-19:05

Акклиматизационный радиальный выход хотя бы на около 100 метров, дальше путь не очень безопасен в выбранном направлении.

Набор-спуск около 100 м.

19:20-21:00

21-22

Отбой

Вечером появилась лёгкая облачность.

Отчёт хронометриста:

Утро началось с травм и болячек. Боли в желудке, мозоли, кровотечения и тп. А руководитель ударился головой о ветку дерева, и консилиум из 6 медиков решал, что с ним делать. Решили наклеить огромный пластырь на полголовы и мотануть для надёжности бинтом. Но в последний момент накал медицинских страстей утих, и все обошлось ваткой с перекисью. Слегка побитые, но бодрые, мы пошли на крутой подъем к месту ночёвки.

Нашли место лагеря, на котором стояла предыдущая группа. Место у большого камня рядом со снежником. Вид на перевал Адамташ, который бы будем проходить завтра. Здесь высота 3376 м, многие участники уже ярче ощущают высоту. Некоторых продолжает горняшить, физическая нагрузка даётся тяжелее, наблюдается лёгкая головная боль.

Вид на заснеженный хребет прекрасен. Есть снежник, а также источник воды - родничок в виде маленькой струйки. Воду из источника часть участников пьет без фильтрации. На месте стоянки оказалась маленькая выровненная площадка - по ощущениям, под одну палатку. Так как у нас 2 палатки, трёшка и четверка, мы расширили площадку ледорубами. Место лагеря оказалось неожиданно комфортным, но посмотрим, что будет ночью) Так как упоролись утром, днём на обеде отдыхаем.

После обеда пошли в радиалку на соседний перевал. На сам перевал не взошли. Обратно часть пути спускались по "лифту" из осыпи - быстро и весело, но немного страшно.

Под вечер на горы наплыли облачка. Вид красивый, но встает вопрос, не изменится ли погода завтра. Посмотрим. Вечером заметно похолодало.

День в целом спокойный, ярких событий не было.

Фото 5.1 оз Дюшаха утром

Фото 5.2 Путь в сторону перевала Адамташ, мимо примечательного огромного камня (в кружке)

Фото 5.3 Наверху подъема с фото 5.2

Фото 5.4 По курумнику к месту ночевки

Фото 5.5 Место ночевки, вода немного течет из под снежника

Фото 5.6 Правая выемка предположительно пер Шогунага, выглядит очень камнеопасно и не 1А, как говорит классификатор Вестры.

Фото 5.7 Акклиматизационный выход и тренировка спуска по осыпи лифтом по одному и плотной группой

Фото 5.8 Панорама

Фото 5.9 Тренировка спуска по осыпи

День 6-й. 07.07.2022

4:40-6:00

7:20

Последний участник вышел из лагеря. Идём на перевал Адамташ.

7:43-7:50

8:00-8:15

Надели кошки перед снежником

8:40-8:42

Остановка

8:42-?

Проход в кошках по снежнику

?-10:35

Техническая работа с веревками. Из-за участницы, которой поплохело (рюкзак с нее сняли), оперативно повесили веревку на ледорубном кресте (докопаться до льда не вышло).

Участники, оказавшиеся выше, решили провесить страхующие перила для участницы с горняшкой, заодно они упростили подъем участников с рюкзаками, ведь это новые высоты для всех. (Фото 6.4, 6.5, 6.6). Общий вид положения веревок на фото 6.1. Веревки 2 и 3 крепили на камнях, за камнями следит участник повесивший станцию. Путь участников по второй веревке (Фото 6.5) в обход каменистого желоба с вытекающей водой, левее по снегу Раций нет, что усложняло работу. В целом работали спокойно и не спеша.

Сели отдохнуть на каменной осыпи. В это время участница обсудила с медиком ситуацию. Решили, что у нее скорее приступ мигрени (было известно до похода об этом) и это скоро пройдет. Дали участнице отдохнуть, попить, перекусить сладким и ибупрофен - ей стало лучше. Было решено идти дальше. Далее шла наравне со всеми, но рюкзак разгрузили.

10:35-10:55

Выходим к цирку (Фото 6.7)

10:55-11:05

Привал и идем дальше по траектории см. Фото 6.8

11:25-11:35

12:10-12:15

Сняли кошки после подъёма по снежнику с осыпью (Фото 6.9), далее путь по гребню вместо тропы, потому что классический путь покрыт снежником (Фото 6.10)

12:35

Пришли на перевал Адамташ

13:10

Пошли на спуск с перевала, тропы нет, спускаемся по одному или плотной группой, чтобы не сыпать камни друг на друга.

13:30-13:40

14:22-14:32

14:43-16:35

Остановка на обед на ровной выемке между скалами, в трещине нет ветра, удобно готовить - 39.22598 68.23333

Источника воды нет - используем воду, которую несли с собой.

16:35

Продолжили спуск с перевала, обнаружили тропу 39.22604 68.23576 (фото 6.15) идущую сверху, непонятно с перевала ли.

18:22

Последний участник пришел на место ночёвки у озера Пиала.

Источник воды - вода вытекает из скалы и образует небольшое озеро возле места ночевки.

Воду для питья не фильтруем.

19-21

Ужин

Заброска на второе кольцо ждала нас на месте ночёвки.

Отчёт хронометриста:

Подъем на перевал начали в 7 утра. Подъем начался с осыпи. Перед снежником надели кошки, в них ходилось вполне нормально. После 8:40 из-за палящего солнца начали сыпаться камни. - Взошли на перевал. Перевал очень красивый, виды отличные. На перевале оказалось больше одной записки. Съели перевальный шоколад и сфоткались. Состояние участницы с горняшкой не улучшилось (головокружение, физическая слабость, головная боль и тп). Участницу с горняшкой разгрузили по максимуму и пошли на спуск.

Спуск был долгим, большую часть по осыпи. С ледорубом было идти удобнее, чем с палками. Под конец шли по травянистому ветренному склону с цветами и видами на голубые озера (видимо, Алаудинские озера). Наше озеро на стоянке выглядит заметно проще.

Добрались до нашей заброски и палатки с местными, ослы которых помогут нам дотащить заброску завтра до следующего места ночевки.

Фото 6.1

Фото 6.2 Подход к леднику по снежнику

Фото 6.3

Фото 6.4 Первая веревка на ледорубном кресте

Фото 6.5 Вторая веревка на камне

Фото 6.6 Третья веревка на камне

Фото 6.7 Цирк после подъема по леднику

Фото 6.8 Далее как по отчетам предыдущих групп.

Фото 6.9

Фото 6.10 Обычная тропинка вдоль скалы засыпана снегом, идем по хребту, видна тропинка

Фото 6.11 Выходим на перевал

Фото 6.12 На перевале

Фото 6.13 Начинаем спуск с перевала уклоняясь вправо, потому что тропы нет нигде, а так кажется более полого

Фото 6.14 Звездочкой обозначено планируемое место обеда, но мы не дошли

Фото 6.15 Нашли тропинку на другой стороне спуска

Фото 6.16

Фото 6.17 Озеро Пиала, место ночевки

День 7-й. 08.07.2022

7:35

Выход из лагеря. Начало подъёма.

Ослы с заброской ушли вперёд на место ночевки.

8:10-8:23

8:52-8:58

9:37-9:53

10:18-10:23

11:30

Пришли на место ночевки у озера Мутное.

Забрали заброску на второе кольцо, которую несли ослы.

Разбираем заброску по дням и людям.

Источник воды - ручей, вытекающий из снежника. Воду фильтруем (через фильтр из ватных дисков и активированного угля).

Натянули тент, так как источников тени на берегу озера практически нет.

13:30-14:30

Полудневка, отдых.

21:00

Отчёт хронометриста:

Спокойный ровный день. Разгрузочный)

Мы поставили лагерь у берега озера Мутное. Лагерь очень красивый именно с точки зрения горного туриста - чистая красота больших гор. Озеро оправдывает свое название и действительно мутное. Но его цвет удивительно гармонично сочетается с цветом гор. В воде предположительно много глины. Берег - предположительно из песка и глины, что логично. В озеро с окружающих снежников и ледников впадают горные ручьи. Один из таких ручьев находится рядом с лагерем.

Здесь также встречаются следы карстовых отложений и специфические отложения на камнях (друзы), явно намекающие на наличие здесь пещер (примечание спелеолога). Это, конечно, неудивительно - где горы, там и пещеры.

Мы остались в лагере на полудневку и ночёвку. Все расслаблены и потихоньку разбирают накопившиеся дела. После тяжёлого вчерашнего перевала такой отдых - то, что нужно. Атмосфера в группе хорошая, много шутят.

Немного напрягает то, что вес рюкзаков впервые за весь поход будет суровым из-за продуктов второго кольца, а впереди самый высокий перевал - Чимтарга. Но об этом мы подумаем завтра. А сегодня у нас очередной сюрприз от руковода - настоящий компот.

Фото 7.1 Подъем к Мутным озерам

Фото 7.2 Подъем к Мутным озерам

Фото 7.3 Подъем к Мутным озерам

Фото 7.4 Подъем к Мутным озерам

Фото 7.5 Подъем к Мутным озерам, просматривается наш радиальный маршрута на перевал Мазалат

Фото 7.6 Мутные озеро

Фото 7.7 Лагерь, формирование пакетов еды на кольцо

Фото 7.8 Йога на берегу Мутных озер

День 8-й. 09.07.2022

Погода:

Раннее утро: Переменная облачность с прояснениями (20-30 неба в облаках)

На перевале: Переменная облачность с прояснениями (60-70 неба) Периодически шел мелкий снег.

Днём: Переменная облачность (70-80 неба). Периодически шел мелкий дождь, на некоторое время перешедший в дождь средней силы.

Вечер: Переменная облачность (40 неба).

Дождя нет.

4:50-5:50

Завтрак

Перед радиалкой собрали лагерь, сложили рюкзаки в кучу и накрыли тентом.

6:54

Выход - радиальный выход на перевал Мазалат

Подъем - 2/3 осыпь, под конец 1/3 - курумник

Облачность усиливается - примерно 60-70 неба покрыто облаками.

7:27-7:32

Привал 3670 м

Продолжаем подъем по курумнику с осыпью

8:02-8:07

8:43

Вышли на снежник, ведущий к цирку

8:45-9:02

Надели кошки

9:26

Подошли к крутому участку подъёма. Идём по цирку.

Когда угол подъёма стал слишком крутым для неопытных участников, оставили часть рюкзаков и дальше пошли уже с веревками.

9:40

Начали техническую работу с веревками. Лидер - Саша. Провесили наверх 2,5 веревки.

Льда под снегом нет, станции - на ледорубах, вбитых в снег.

Одна станция - ледорубный крест

Остальные - одиночные ледорубы, вбитые в снег.

Пасмурно, камни не летят со склона, но тем не менее надо было все делать быстро.

11:30

Поднялись на перевал Мазалат. 4090 м

Сделали групповое фото

Записку нашли, но свою не оставили.

11:43

Начали спуск.

Облачно с прояснениями. Периодически идёт мелкий снег.

4 участника спустились по веревкам в безопасную зону цирка, продолжили спуск в кошках, дойдя до места, где были оставлены рюкзаки. Оставшиеся трое продолжили спуск по веревкам. Снег стал лучше держать в кошках по сравнению с утром. Нижнюю треть цирка прошли в кошках с ледорубами или без них.

13:20-13:25

Последний участник закончил спуск по веревке. Сделали сдерг ледорубных крестов и собрали веревки. Все участники собираются у оставленных ранее рюкзаков.

13:30

Продолжили движение в кошках по цирку на спуск.

13:41-13:53

Снежник закончился. Подошли к курумнику в сочетании с осыпью. Остановились, чтобы снять кошки. Далее идём без них.

14:37-14:45

Встретили группу из Новосибирска, которая шла нам навстречу

15:10

Пришли на место вчерашней ночёвки к рюкзакам под тентами

15:25

Периодический мелкий дождь. Переменная облачность.

15:25-16:30

17:00

Начался дождь. Покидали вещи под тент и укрылись под ним, не растягивая его. Дождь быстро прошёл.

17:30

17:50 (примерно)

Перешли около 50 (?) метров и стали лагерем возле соседнего озера (поменьше предыдущего).

Источник воды - родник неподалеку. Воду не фильтруем.

20:00-21:00

21:30

Отчёт хронометриста:

Совершили радиальный выход на перевал Мазалат. Взошли на перевал и спустились с той же стороны, по которой восходили. Провели тренировку в цирке на подходе к перевалу: провешивали веревки, делая станции из ледорубов и ледорубных крестов, передвигались по снегу в кошках. Из снаряжения использовали кошки, ледорубы и 2 веревки. Ледовую тренировку с ледобурами провести не удалось, так как льда под слоем снега не обнаружили.

Впервые за поход пересекли отметку в 4000 м. Часть группы испытывает легкие симптомы горняшки, в основном головную боль.

Сегодня впервые за весь поход погода испортилась, и мы застали несильный снег на высоте больше 3500 м и дождь на 3500 м.

Фото 8.1 Нашли удобный гребень для подъема в цирк, есть тропа и следы жизнедеятельности горных козлов

Фото 8.2 Подъем в цирк

Фото 8.3 Таким перед нами предстал перевал, снег вместо льда. Точки делались на снегу ледорубными крестами

Фото 8.4

Фото 8.5 Заключительная часть до перевала идется уже пешком

Фото 8.6 На перевале

Фото 8.7

Фото 8.8

Фото 8.9 Новое место лагеря

День 9-й. 10.07.2022

Погода: ясная, переменная облачность Высотный график:

5:10

8:00

Выход из лагеря

Начали набор до места стоянки на 4100 м.

8:34-8:44

Привал

Идём по осыпи параллельно снежнику.

9:17-9:27

9:40 (приблизительно)

Пошли по снежнику без кошек.

10:06-10:11

10:35-10:45

11:05-11:10

Идём по курумнику с элементами снежника. Периодически делаем короткие привалы (минут 5) по самочувствию отдельных участников. Замыкающий идёт в конце.

Пришли на место обеда.

Рельеф - курумник с осыпью, возвышение. Есть небольшая естественная стенка. Рядом - крупный камень с туриком.

Сильный ветер.

Поставили одну палатку как укрытие от ветра.

Готовили на улице, выложив стену из камней.

Источник воды - вода из-под ближайшего снежника.

12:20-13:50

15:05

Выход

Продолжаем подъем к лагерю на 4500 м.

Крутой подъем по осыпной тропе. По ходу тропы встречаются турики.

15:34-15:44

Привал

Заметно похолодало. Сильный ветер.

16:16-16:26

16:51-16:56

4372 м

Закончили крутой участок подъема

17:30 (уточнить по треку)

Пришли на место ночевки.

Есть готовые площадки под палатки, выложенные камнями.

Источник воды - ручьи, вытекающие из ледника. Воду не фильтруем.

18-19

20:30

Отчёт хронометриста:

Долго топили наверх весь день.

Очень красивые виды - чем выше, тем красивее. Даже видны далёкие другие горы (Памир?).

На обеде встретили французов и немного почилили. Французы шли на Чимтаргу налегке и в кроссовках.

Рекорд высоты - 4500 м. Пришли в лагерь у Чимтарги. По масштабу вида - самый впечатляющий из всех мест стоянок.

Вечером открыли сладкий сюрприз. Очень быстро разбрелись по палаткам, потому что очень холодно и ветрено. Спать легли рано.

Фото 9.1 Подъем под перевал Чимтарга

Фото 9.2

Фото 9.3

Фото 9.4

Фото 9.5 Вид с ночевок на 4100м, обед, ветер

Фото 9.6 Обед

Фото 9.7 Начало подъема, тропа есть, но не совпадает с треком. По карте есть две тропы выше и ниже, выше тропы не нашли. Идем более крутой и опасной нижней тропой.

Фото 9.8 Видим места ночевок

Фото 9.9 Место ночевки на 4500м

Фото 9.10 Йога

День 10-й. 11.07.2022

Погода: Погода: в целом ясно

Сильный холодный ветер на подходе к перевалу и на самом перевале Высотный график:

4:50-5:50

6:45

Вышли из лагеря

Начали подъем по крутой осыпной тропе на перевал Чимтарга

7:16-7:26

7:48-7:58

8:12-8:22

8:33-8:38

Надели кошки перед участком льда со снегом

8:57

Поднялись на перевал Чимтарга

Оставили записку

Сделали фото

9:25

Начали спуск с перевала

9:46-9:56

10:15-10:30

Прошли в кошках с ледорубами участок снежника со льдом (около 5 м)

10:50-11:00

Едем по "лифту" из осыпи

11:43-11:53

Привал 4100 м

12:07-12:20

12:39

Пришли на место обеда у реки.

Источник воды - река

Воду не фильтруем

13:00-14:15

15:23

16:28-16:38

17:15-17:20

18:20-18:27

Пришли на место ночёвки у озера Большое Алло Источник воды - озеро.

Воду фильтруем и кипятим.

18:50-19:50

21:00

Отчет хронометриста:

Быстро собрали лагерь и ушли на перевал. В лагере утром и ночью было очень холодно.

Тяжёлый подъем на перевал по осыпи.

Тяжёлый спуск с перевала по осыпи.

В некоторых местах понадобились кошки, и практически везде - ледорубы. Веревок не провешивали.

За день подняли около 200 м и сбросили 1,5 км по высоте. - Участок спуска после обеда на подходе к лагерю - прямо типичные Фаны с фоток из отчетов. Типичная растительность на зелёных холмах, голубое озеро, заснеженные красные вершины на фоне. Почему-то удивляет, особенно после спуска с холодного лагеря возле Чимтарги. Такие озера - классика для Фан, но каждое озеро имеет свой характер и красиво по-своему.

Фото 10.1 Подъем по тропе, вокруг мелкая осыпь

Фото 10.2 Самый сложный момент подъема - снежник, которого обычно нет. Некоторые группы из-за него разворачивались обратно.

Фото 10.3 На перевале

Фото 10.4 На перевале

Фото 10.5 Начало спуска с перевала

Фото 10.6 Сложный участок - прохождение куска ледника, твердый лед не позволяет бить ступени. Внизу глубокий кулуар. Парни зачелночили рюкзаки девушек. Можно и веревку было провесить.

Фото 10.7 Продолжаем спуск

Фото 10.13 Продолжаем спуск

Фото 10.14 Продолжаем спуск. Озеро Большое Алло

Фото 10.15 Озеро Большое Алло

День 11-й. 12.07.2022

Погода: Утро: ясно и солнечно

День: переменная облачность

Вечер: облачно, дождь Высотный график:

5:30

6:00-7:00

Полудневка

12:30-13:10

14:42

Выход. Повезло и лезть на скалы над озером не пришлось, прошли по кромке воды.

15:09-15:22

15:35-15:40

16:30-16:44

17:00

Встретили ту самую группу из Новосибирска, которую встречали на спуске с пер. Мазалат

17:21-17:31

18:00

Поднялись на завал

18:15

Начался дождь

Идём по завалу, по тропе, обозначенной туриками

19:00

Пришли на место ночевки

Есть ровная площадка под 2 палатки

Источник воды - горный ручеёк. Воду кипятим.

20:00-21:00

Отчет хронометриста:

Спокойный день. Полудневка. Ничего примечательного не происходило - все отдыхали.

В 16:50 нескольким участникам захотелось побродить, и они перебродили одну и ту же реку 2 раза. Красиво жить не запретишь.

Прошли впечатляющий по масштабам завал и нашли в нем место для ночёвки.

Все хотят есть, скорее всего, из-за повышенной нагрузки и холода. А ведь еще недавно недоедали

Фото 11.1 Обход озера Большое Алло по кромке воды

Фото 11.2 Обход озера Большое Алло по кромке воды

Фото 11.3 Подъем вдоль реки Левый Зиндон

Фото 11.4 Подъем вдоль реки Левый Зиндон

Фото 11.5 озеро Верхнее Алло

Фото 11.6 Подъем вдоль реки Левый Зиндон

Фото 11.7 Подъем вдоль реки Левый Зиндон

Фото 11.Истоки реки Левый Зиндон

Фото 11.9 Лабиринт из каменных глыб, иногда есть турики. Направление к м.н. смотрим по навигатору.

Фото 11.10 Потенциальное место ночевки, есть площадки, но надо увеличивать (плановое, но нам понравилось другое)

Фото 11.11 Место ночевки между скалами, есть площадки

День 12-й. 13.07.2022

Погода: Утро: в целом ясно, переменная облачность слабая облачность (20 ), затем облачность усилилась

День: снег

Вечер: переменная облачность Высотный график:

7:26

Вышли из лагеря. Начали подъем к перевалу Двойной Северный по курумнику с осыпью

8:05-8:10

8:35-8:50

8:23-8:31

9:42-10:05

Подошли к леднику, надели кошки

10:32-10:42

Привал

Идём в кошках с ледорубами по леднику наверх до участка с осыпью. Кошки хорошо держатся в снегу, идётся без проблем.

10:55

2 участника-лидера (Леша и Марк, один с веревкой) пошли на разведку по центральному перевалу справа от осыпного участка.

Около 11:30

Сделали станцию на камне из петли. Спустили 1 веревку. Леша удерживал станцию. Марк спустился по верёвке, расправляя ее.

Саша поднялся снизу с веревкой и привязал вторую верёвку встречной восьмёркой к первой верёвке. Затем спустился по верёвке сначала к Даше, затем ниже по склону расправляя веревку.

Марк поднялся выше по склону, разгрузив станцию.

Даша поднялась по верёвке к станции. Поставила рюкзак на самостраховку и поднялась наверх. Марк вернулся за рюкзаком Даши и также поднялся наверх.

Юля поднялась по веревке к станции и затем ушла со станции наверх.

12:00

Ира поднялась по верёвке к станции, затем продолжила движение наверх без верёвки

12:10

Саша пришел на станцию.

12:15

Леша снялся со станции и пошел наверх на финальный подъем на перевал. Саша начал удерживать станцию вместо него.

12:16

Сережа пришел на станцию. Саша и Серёжа забрали верёвку. Сережа пошел с веревкой наверх. Марк вытянул и забрал эту веревку с собой на перевал. Сережа продолжил движение наверх к Лёше.

12:17

Саша забрал вторую веревку и также пошел наверх на перевал

Далее все участники поднялись на перевал в кошках с ледорубами. Веревки больше не провешивали. Подъем - по леднику и осыпи.

12:45

Пришли на перевал Двойной Северный

12:50

Пошел снег

12:55

Ушли на спуск с перевала

Снег усилился, началась пурга

13:25

Пришли на место обеда

Растянули тент

Вода - из горной реки

13:40-14:50

15:34

16:00

Пришли на место ночевки у озера Бирюзовое Воду набираем из ручья. Воду не фильтруем.

18:20-19:20

20:00

Отчёт хронометриста:

Прошли перевал Двойной Северный. На подъёме на перевал погода была хорошая. Когда взошли на перевал, погода резко ухудшилась. Успели вовремя проскочить снежную бурю, пройдя перевал до ее начала. Сполна ощутили снег на спуске с перевала.

Хотели идти дальше на спуск, но нашли такое место, что не смогли пройти мимо. Место ночёвки бомбическое!

Все всё ещё хотят есть. Раскладка разлетается в секунды. Едят всё, даже колбасу. Леша достал очередной и последний сюрприз - на этот раз арахисовая паста.

Черный чай практически закончился, кофе тоже осталось немного, каркаде осталось на пару раз. Зато у нас есть колбаса! Много колбасы.

Фото 12.1 Подъем к перевалу Двойной Северный

Фото 12.2 Панорама. Налево перевал Двойной Северный, направо - Амшут (1Б)

Фото 12.3 перевал Амшут (1Б)

Фото 12.4 Подъем к перевалу Двойной Северный по гребню

Фото 12.5 Подъем к перевалу Двойной Северный, вид на цирк и ледник

Фото 12.6 Наш вариант подъема на пер. Двойной Северный, в текущих условиях (очень много снега) нам он показался наиболее оптимальным. Камни не падали.

Фото 12.7

Фото 12.8

Фото 12.9 Два человека пошли вешать веревку для остальных. Участок опытной группой идется без веревок.

Фото 12.10 Станция на камне страхуется участником

Фото 12.11 Остров камне для сбора группы

Фото 12.12 Заключительный участок подъема. Очутились между перевалами Двойной Южный и Двойной Северный. Перевал Двойной Южный полностью под снегом.

Фото 12.13 Посередине, между перевалами, есть тур

Фото 12.14 Также тур есть на седловине

Фото 12.15 Панорамный вид с перевала - много снега. Красным начало спуска - наиболее пологий участок между скалами.

Фото 12.16 Нас застала непогода

Фото 12.17 Нас застала непогода

Фото 12.18 Нас застала непогода. Пережидаем и обедаем.

Фото 12.19 Вид от озера Бирюзовое

Фото 12.20 озеро Бирюзовое

День 13-й. 14.07.2022

Погода: ясно и солнечно, ветрено Высотный график:

5:30-6:00

6:30-7:30

9:10

Вышли из лагеря, начали спуск

9:41-9:48

10:03-10:16

Вышли на автомобильную дорогу, идём по ней

13:10-13:20

Пришли на место обеда

Вода из горной реки, нужно фильтровать - зона выпаса

15:28

Время выхода

На пути встречаются более удачные места для обеда - в тени и у реки

17:55

Пришли на место ночевки

Вода - из горной реки, нужно фильтровать, до воды идти относительно далеко

18:30-20:00

Отчёт хронометриста:

Практически весь день идём по автомобильной тропе. Идти легко. Погода солнечная, но за счет ветра идти не очень тяжело. Однако, когда ветра нет, становится жарко. Стали на обед, пережидаем жару.

По пути с обеда встретили несколько более удачных мест для стоянки на обед - у реки и в тени. - У нас в попутчиках светло-голубая река. Зелёные травянистые берега с деревьями и камнями, тенистые и уютные. Так и хочется там посидеть, но нужно идти дальше. Удивительные горы. Красота и разнообразие даже в последние дни похода.

Спустились до зелёнки - вокруг появилось много насекомых: мух, комаров и прочих товарищей.

Фото 13.1 Участник жив.

Фото 13.2 Озеро Бирюзовое

Фото 13.3 Спуск в долину реки Казнок

Фото 13.4 Спуск в долину реки Казнок

Фото 13.5 Спуск по долине реки Казнок, есть грунтовая дорога для техники, идет добыча чегото в горах и стройка дороги

Фото 13.6 Спуск по долине реки Казнок

Фото 13.7 Спуск по долине реки Казнок. Вид на долину реки Ахдасой. Мы бы точно потратили запасной день, если бы пошли там.

Фото 13.8 Спуск по долине реки Арг

Фото 13.9

Фото 13.10 Спуск по долине реки Арг

Фото 13.11 Спуск по долине реки Арг

Фото 13.12 Кош без хозяина

День 14-й. 15.07.2022

4:40-5:50

6:38

10:00

Пришли на турбазу

Спортивная часть похода окончена.

Отчёт хронометриста:

Первый час после выхода шли в тени и прохладе. Затем началась жара.

По пути идущие впереди участники встретили змею.

Пришли на турбазу.

Местные цены:

40 сом с палатки

50 сом с человека при проживании в комнатах

Однако владелец заведения сначала заломил цену 40 сом с человека в палатке, так что нужно уточнять цены.

Фото 14.1 Спуск по долине реки Арг

Фото 14.2 Последний взгляд на горы.

Фото 14.3 Выходим к н.п. Саритаг

Фото 14.4

Фото 14.5 озеро Искандеркуль

Картографический материал

Обзорная карта маршрута

Сведения о материальном оснащении группы

Личное и групповое снаряжение

Специальное горное снаряжение

Треккинговые палки (пара)

Для более комфортной ходьбы. Снижение нагрузки с колен. почти

ОБЯЗАТЕЛЬНО

Каска

Желательно не строительная, с самостраховкой.

Общепоходное снаряжение

Рюкзак

Объем 80-120 л

Накидка против дождя на рюкзак

Намокший рюкзак способен потяжелеть на 5 кг.

Очки солнцезащитные

Фонарь налобный + запасн. батарейки

Личная аптечка

Собирается из рекомендаций медика и личных потребностей.

Емкость для воды

Спально-бивуачное снаряжение

Набор посуды

Кружка+ложка+миска+нож(КЛМН), если нож будет в хоз наборе можно обойтись без личного

Комплект личной гигиены

Мыло с мыльницей, зубная паста, щетка в чехле, бритва(если необходимо), небольшое полотенце, туалетная бумага. Девочкам обязательно-расчестки, 2 запасные резинки для волос. Если есть линзывсе необходимое к ним. ЧЕХОЛ.

Спальник

Теплый. Ткомф=-5 - -10 С. С компрессионным мешком

Коврик-каремат

Пенопопа (сидушка)

по желанию

Личное

Комплект документов

Паспорт, билеты на транспорт и пр.

Деньги

Наличные, банковские карты(с телефоном банка для связи в случае утраты)

Часы

Можно договориться, чтобы взять один на двоих!

Телефон

Герметичная упаковка

Для билетов, документов, денег, телефона

Обмундирование

Трусы

3-5

Помните что есть две заброски еды, в них также положить свои запасные вещи.

Термобелье легкое (рубаха)

Термобелье легкое (штаны)

Термобелье теплое (рубаха)

Можно заменить флисом

Термобелье теплое (штаны)

Ходовой анорак

Легкий, удобный, дышащий, чтобы закрывал руки и шею при ходьбе под палящим солнцем. Можно использовать рубашку

Ходовые штаны

Легкие и быстросохнущие.

Штормовая куртка

Для продолжительной ходьбы под дождем

Штормовые штаны

Пуховка

Не обязательно. Можно заменить комбинацией теплого и легкого термобелья(см. выше)

Футболка

1-2

Для дневок.

Шорты

По желанию. Для дневок.

Панама

Можно использовать платок или баф. Должна закрывать уши и желательно шею.

Шапка теплая

С возможностью надеть под каску.

Повязка на шею

Можно использовать баф или любимый шарф

Перчатки для работы с веревкой

Подойдут простые строительные. Можно специальные приобрести. Надежные

Варежки теплые или перчатки

Для холодной погоды.

Ботинки горные

Удобны,е разношенные, с ТВЕРДОЙ ПОДОШВОЙ.

Гамаши

Снега или не будет, или мало. Можно не брать. А можно взять, положить в заброску и часть похода без них, потом с ними.

Тапочки(кроссы или сандалии/боссоножки)

На дневку или для бивака. Возможно будет брод рек - рассмотрите вариант сандалий или быстросохнущий кроссовок для этого.

Носки треккинговые

3-5

Довольно плотные, хорошо прилегающие к ноге, высокие(чтобы закрывали щиколотку), способные отводить влагу. Помните что есть две заброски еды, в них также положить свои запасные вещи.

Носки бивуачные

Кордалеты

Бивачное

Палатка-4 (4500=3500+1000)

Палатка-3 RedFox challenger 3 (3100=2180+920)

Кастрюля 4.5л

Автоклав 5л

Горелка Kovea Buster+1 (ремнабором, ключ, 0.3л бензина)

Тент 3x4,5 (1050)

Лавлист 1 дюраль

Хоз. набор (скатерть, железная губка, доска, нож, половник)

Экран для горелки фольга Kovea

Ира

Вышло

Расчет бензина, выводы

В связи с малым опытом обращения с бензином, неизвестностью его качества и возможной необходимостью топить снег - было решено считать по 75 мл на человека в сутки. Соответственно 75*7*15 = 7875 мл

В итоге решили купить с запасом и оставить в забросках лишнее:

1.5л бутылок * 6шт = 9 литров бензина.

Бензин брали на заправке по координатам N 39.43650’ E 68.46027’

По итогу расход составил 45мл на человека. Хороший бензин, чистили горелку всего 3 раза. Снег не топили ни разу.

Ремнабор, содержание

Мультитул Leatherman: the wave

Шило сапожное

Нить капроновая (толстая и тонкая)

Набор иголок+наперсток

Стропа 2,5 см

Веревка расходная 2мм

Репшнур расходный 4мм

Пуговицы большие, собачки для молний

Фурнитура для рюкзаков

Пластиковые хомуты -15 шт

Проволока стальная

Запасные очки

Булавка Английская 2шт

Наждачная бумака

Вес:

1260г

Питание: раскладка, рекомендации, выводы.

Раскладка 550г на человека в день

Руководитель: сюрприз 300г и более

Выводы:

Медицинское обеспечение

При подготовке к походу отдельное внимание было уделено комплектованию необходимых лекарственных средств для дальнейшего безопасного прохождения маршрута. Предварительно были собраны данные о состоянии здоровья всех участников, в том числе, о хронических заболеваниях, аллергиях, имеющихся травмах, предпочтениях в лекарствах и т.д. Полученные сведения были учтены при формировании списков групповой и индивидуальных аптечек.

Препараты групповой аптечки были систематизированы по группам возможных заболеваний и действующему эффекту. Групповая аптечка была разделена на три части: экстренная, основная и перевязочные материалы. Ниже приведен список групповой аптечки с указанием количества каждого препарата.

Суммарный вес групповой аптечки составил 2544 грамм.

Наименование

Кол-во

Комментарии (показания, как принимать, с чем нельзя сочетать, кому из участников противопоказано)

Экстренная аптечка

1. Сердечные

Валидол

Дискомфорт за грудиной, беспокойство. При болях в сердце, неврозах, бессоннице, противорвотное.

Успокаивающее, сосудорасширяющее. 1 табл. под язык.

Нитроглицерин

Боль за грудиной как приступ стенокардии. При сильных сжимающих болях за грудиной, которые не проходят после приема валидола. 1 табл. под язык. Принимать и ждать эффекта сидя. Если не помогает - через несколько минут повторить приём.

2. Перевязочные

Салфетки стерильные (несколько упакованных по отдельности) 2 упаковки

Бинт стерильный

+ обязательно в личной аптечке у каждого

Пластырь тканевый в рулоне - удобнее шириной не менее 3 см

Пластырь бактерицидный пластинами

Булавки английские

Бинт эластичный трубчатый №1, 2, 3

Клеящиеся повязки Cosmopor

Пластырь стрипс - 1 упаковка из ~8 шт.

Для бесшовного сведения краев ран

3. Инструменты и прочее

Ножницы

Перчатки стерильные

Пинцет

Жгут кровоостанавливающий

Шприцы 8 шт 5 мл, 8 шт 2-2,5мл

Колоть глубоко на 3/4 иглы, обязательно следить, чтобы не было воздуха в шприце! Лучше не российские, с тонкими иглами

Спирт

50 мл максимум :)

Спас.одеяло

Защита от переохлаждения или перегрева

4. Анальгетики

Кетанов / кеторол (кеторолак), 30 мг/мл ампулы 1 мл. Берем 5 ампул по 100 мг, 2 по 30 мг

Наиболее сильный анальгетик из НПВП. Период действия - 4-6 часов. В/м по 30 мг (1 ампула) каждые 4-6 часов. До 3-х ампул в сутки не более 2 дней (опасность развития желудочно-кишечного кровотечения). А для лиц с массой тела до 50 кг - до 2-х ампул в сутки. Далее переход на таблетированный препарат. Применять с осторожностью с др. НПВП, этанолом. Нельзя при наличии или подозрении на желудочно-кишечное кровотечение и/или черепно-мозговое кровоизлияние. Колоть глубоко и медленно (15 сек.) внутримышечно.

6. Глюкокортикоиды

Дексаметазон, 4 мг/мл ампулы 1 мл

Применяется при шоке различного генеза (недостаточности кровообращения), отёке головного мозга, черепно-мозговой травме, кровоизлиянии в мозг, тяжёлых аллергических реакциях, тяжёлых инфекционных заболеваниях (в сочетании с антибиотиками), травме спинного мозга. Высотный отек мозга и анаф. шок - 2 амп затем по 1 каждые 6 ч травмы - 5 амп (можно больше) затем по 5 амп каждые 2-6 ч. В течение суток можно вводить в/м от 4 до 20 мг дексаметазона 3- 4 раза. В аптечке 10 ампул по 4 мг (1 мл). Без особой подготовки его можно использовать только при угрозе анафилактического шока и приступе бронхиальной астмы.

Основная аптечка

1. Антисептики и перевязочные

Хлоргексидин 0,05

Для полосканий и обработки ран

Бетадин

Гидроперит табл

Антисепт. раствор (см. инструкцию по разведению). Одна таблетка соответствует 15 мл 3 раствора перекиси водорода. Для промываний и полосканий при стоматитах, ангинах, небольших поверхностных ран, при капиллярных кровотечениях из поверхностных ран, носовых кровотечениях.

Пластырь для мозолей

Левосин мазь (Левомеколь)

Левосин = Левомеколь (левомицетин и метилурацил) + местный анестетик (тримекаин) и сульфаниламид (сулфадиметоксин), что расширяет спектр ее действия. Мазь с антибиотиком, ранозаживляющее. Ожоги и обморожения, загноившиеся занозы и др.

2. Высотные препараты

Диакарб (ацетазоламид), табл 250мг

Гипотензивное, горняшка - по 1 табл 2-4 р/д. При развитии острой горной болезни (головная боль, усталость, нарушение сна, тошнота и т.д.) по 250 мг каждые 4 часа.

Церукал (метоклопрамид), табл 10 мг

Противорвотное. За 30 мин до приёма пищи 10 мг.

3. Анальгетики, противовоспалительные и жаропонижающие

Кетанов (кеторолак) или Кетонал Дуо

Противовоспалительное, обезболивающее при сильных болях. Кетанов (кеторолак) - НПВС, сильное обезбол, по 1 табл (10 мг) во время еды (макс. суточная 40 мг).

Нурофен или Миг-400 (ибупрофен)

Жаропонижающее, противовоспалительное, обезболивающее при несильных болях. НПВС, обезбол, по 1 табл 2-3 р/д

Парацетамол

Жаропонижающее, обезбол, 500 мг (макс разовая - 1 г) не более 4 г/д

4. От аллергии

Лоратадин, Фенкарол

Или любое антигистаминное 2-ого поколения - от аллергии, по 1 т/д

Драмина

От тошноты, укачивания по 1-2 табл за 30 мин до поездки или просто перед едой, 2-3 р/д

5. Спазмолитики

Но-шпа или Спазган

Спазмолитик, обезбол, по 1-2 табл 2-3 р/д

6. Средства для органов дыхания

Граммидин

Таблетки для рассасывания (противомикробное и антисептическое средство при инфекциях полости рта и горла)

Ксилометазолин спрей

Сосудосуживающие носовые капли

Амброксол 30 мг

Сухой кашель, отхаркивающее

Ацетилцистеин канон (АЦЦ) 200 мг

Разжижение мокроты, отхаркивающее. По 1 пакетику 200 мг 2- 3 р/д (400- 600 мг в/д)

Фарингосепт

от горла 4-5 т/д, через 15-30 мин после еды, потом не есть 2-3 ч

7. Средства для ЖКТ

Омез (омепразол)

обезбаливает и переваривает, а также от изжоги. Профилактика язвы желудка или при продолжающихся болях в эпигастрии (по 20 мг 1-2 р в день за 30 мин до еды)

Лоперамид

Диарея, нужно брать много плюс в личную аптечку. Макс. 7 дней подряд. Острая диарея,обусловленная изменением качественного состава пищи и режима питания, нарушением всасывания и метаболизма, а также эмоционального, аллергического, лекарственного происхождения при диарее инфекционного происхождения, как вспомогательное средство

Энтерофурил, капсулы 200 мг

Диарея бактериального генеза. Кишечный антисептик 1 капс (200 мг) 4 р/д, суточная доза - 800 мг. Препарат для стартовой терапии кишечных инфекций.Устраняет причину диареи - вредоносные микробы и бактерии.

Сенаде (сенадексин)

Слабительное по 1-3 табл на ночь

Акт. уголь

8. Антибиотики

Амоксиклав, 875 мг + 125 мг, Флемоксин Солютаб

Широкий спектр, особенно инфекции дыхат.путей, по 1 табл в начале еды каждые 12 часов.

Ципрофлоксацин, 500 мг

Широкий спектр, особенно инфекции жкт, по 1 табл (250 мг) 2 р/д до еды при кишечных токсикоинфекциях, инфекциях почек, мочевыводящих путей.

Неосложненные заболевания - по 1 таб, в осложненных случаях - по 2 таб 2 раза в сутки. Натощак, запить обильно водой.

Метронидазол

Амебная дизентерия, по 500 мг 3 р/д. Если тщательно следить за обеззараживанием воды, то не потребуется

9. Наружные

Пантенол крем

Поверхностные ожоги

Индовазин гель (Троксиметацин)

Ушибы, гематомы

Диклофенак гель

Растяжения, боли в спине, суставах

Клей БФ-6

Дезинфицирующее и защитное средство при мелких ссадинах

Детский крем

Увлажняющий, при шелушениях, обветриваниях кожи рук и лица

10. Противовирусные

Ацикловир 5 мазь

Мазь от герпеса

Циклоферон

Противовирусный и иммуномодулирующий препарат при первых признаках гриппа, острых респираторных заболеваний

11. Инструменты и прочее

Окомистин капли

Мягкий антисептик промыть глаза

Флоксал, мазь 3 мг/г 3 г

Инфекции глаза, в т.ч. блефарит, ячмень, конъюнктивит, кератит

Тобрадекс капли глазные

Офтальмоферон капли глазные

Отипакс

Против отита / отека в ухе, ушные инфекции

Собранная к походу аптечка полностью удовлетворяла потребностям группы. Все возникавшие ситуации, требовавшие применения медикаментов, были предусмотрены и стабилизированы. Для безопасности участников на маршруте все необходимые меры были приняты.

Вывод медика:

Поход прошел без серьезных болезней и травм.

Во второй ходовой день после полудневки на жаре и последующей ходки несколько участников почувствовали себя не очень хорошо. Кто-то пил обезболивающее от головы, несколько человек выпили диакарб, подозревая начинающуюся горную болезнь. Хотя потом склонялись к тепловому удару.

У нескольких участников были признаки, которые можно отнести к начинающейся горной болезни (слабость, головная боль), они жаловались на плохое самочувствие, пили диакарб, кто-то просто спазган от головы и шел спать - тоже помогало.

К середине похода большинство участников испытывали проблемы с пищеварением. Скорее всего от смены привычной еды, никто по столько пеммикана и копченой колбасы раньше не ел. Отравлений не было. Пользовались фильтром, чтобы очистить воду для питья днем, и кипятили воду на стоянках для готовки. Брали на группу хлорные таблетки, но не использовали, было достаточно фильтра.

Финансовые затраты

Спутниковый телефон

7000р

1000р

Стоимость похода на человека составили около 50000 + деньги в личке на культурный отдых от 200 долларов ( около 13000 руб)

*В Таджикистане: Сомони

1 Сомони=5,05 руб=0,094 доллара

1 доллар = 10,56 сомони

В Узбекистане: Сум

1 сум=0,0049 руб=0,000092 доллара

1 Доллар = 10 846 сум

Пользоваться банковскими картами не получалось, обменные пункты любой наличности имеются везде (банк или «на рынке»)

Выводы

Снаряжение, аптечка, ремнабор, продукты питания подобраны отлично.

Общие выводы и рекомендации

Успешно пройден протяженный спортивный маршрут 2 к.с. в районе Фанских гор, осмотрено большое количество разнообразных, непохожих друг на друга долин.

Пройденный маршрут соответствует заявленному за исключением радиальных восхождений на вершины, которые были отменены из-за погоды.

Участниками освоены навыки передвижения по осыпи, конгломерату, льду, снегу. Получен приличный высотный опыт: максимальная высота - 4760 м, максимальная высота ночевки - 4490 м.

Район очень красивый, интересный в спортивном отношении для походов любой сложности и имеет удобную инфраструктуру.

Походы разной сложности, даже несложные, можно «украсить» восхождениями на вершины, которые можно использовать как акклиматизационные или тренировочные, или просто «для души».

Среднеазиатский колорит - люди, дороги, базары, быт - можно считать большим достоинством проводимых в Таджикистане походов.

Литература, интернет-источники, полезные ссылки

Мартьянов А.К. - Фаны - август 2016 - 4 к.с

Отчёт Гоголев В. 2015 2ГР

Отчет о горном маршруте 3 к.с. по Памиру-Алаю (Фанские горы), совершённом группой с 8 по 29 августа 2019

Поход 2 к.с. по Памиро-Алаю (Фанские горы и Гиссарский хребет) (руководитель Григорий Варгафтик), 2016г