Автор: Любовь Даничкина (Карнаухова), КМС СССР и инструктор по альпинизму
Фото из архива В.В. Колесникова
История экстремальных видов спорта в Киргизии.
Владимир Васильевич Колесников
Колесников Владимир Васильевич родился 11 августа 1955 года в Киргизии.
В 1972 году Владимир окончил школу № 61с математическим уклоном в городе Фрунзе, после окончания которой, работал на заводе "Физприборов", но его манило небо и романтика. В 1973 году он поступил в Кременчугское летное училище Гражданской Авиации. В 1975 году, после окончания учебы, он начал работать в 180 летном отряде 1-й авиаэскадрильи города Фрунзе.
Владимир увлеченно и легко постигал летное мастерство, которым с ним щедро делились его старшие наставники и учителя: Ю.В.Панибратец (командир 1-ой авиаэскадрильи (АЭ) города Фрунзе 180 летного отряда). Отличный пилот, очень хороший человек и руководитель В.Г. Морковкин работал в инспекции Киргизского Управления гражданской авиации. В.Т. Гуков - командир звена, учил и помогал во всем молодым пилотам. В.А. Овчаренко научил В. Колесникова основным навыкам и умениям в полете и, особенно, сыграл большую роль в освоении горной подготовки. Под руководством и началом Вячеслава Андреевича, опытнейшего пилота-инструктора, Владимир начал летать командиром экипажа с альпинистами. В. Овчаренко был прекрасным пилотом, учителем и человеком и очень многому научил Владимира, за что он был ему очень благодарен.
Плановой и срочной работы всегда было в достатке для вертолетов и вертолетчиков, но среди повседневных заданий были и такие, которые были интересны, сложны, ответственны и запомнились надолго.
В 1976 году Владимир Колесников первый раз попал на работу в высокие горы, в Международный альпинистский лагерь «Памир» (под пик Ленина, 7134), вторым пилотом, командиром был В.П. Сергиенко. (Лагерь МАЛ «Памир» был открыт в 1974 году на поляне Ачик-Таш) в Алайской долине. Киргизия). Работа с альпинистами и туристами требовала высокого уровня мастерства, собранности и ответственности. В.П.Сергиенко, с огромным опытом работы, мастер высочайшего класса пилотирования, был хорошим наставником и, не скупясь, делился своими знаниями с В.Колесниковым.
В советское время, киргизские вертолетчики, имея прекрасную горную подготовку, летали как на Тянь-Шане, так и на Памире: с вертолетных площадок из -под пика Ленина в район Коммунизма: Москвина и Сулоева, делали заброски на фирновое плато, на высоты в 5500м (без посадки), при максимальной высоте полета вертолета МИ- 8, 6000 м.
География полетов Владимира Васильевича Колесникова была удивительно разнообразна и вызывала истинное восхищение.
В 1988 году В. Колесников работал со сборной командой СССР на леднике Иныльчек под пиком Победы (7439), с площадки (Майда-Адыр). Сборная команда альпинистов проводила тренировочные сборы и совершала восхождения перед второй Советской Гималайской экспедицией для совершения траверса: «всех четырех вершин Канченджанги», третьего по высоте восьмитысячника Мира (Канченджанга Главная (8586 м)).
В том же году он работал с командой из Одессы, под руководством Мстислава Мстиславовича Горбенко, МСМК, ЗМС СССР. Заслуженного тренера Украинской ССР. Команда совершала восхождение на одну из самых выдающихся вершин Кыргызстана в Центральном Тянь-Шане, пик Нансена (5697).
В феврале1989 года, В. Колесников работал с командой альпинистов города Красноярска, которая планировала совершить зимнее восхождение на пик Коммунизма (Исмоила Сомони, 7495) по маршруту Абалакова. Трагическая случайность, когда в лавине погибли шестеро членов команды, не дала выполнить поставленную задачу. Экспедиция свернулась и вертолетные работы из Дараут Кургана на ледник Бивачный были закончены раньше времени, Выполнялось сан задание под перевал «Высокий», для оказания помощи команде Красноярска.
1988-1990 годы. Владимир Васильевич летал с альпинистами с площадки Майда-Адыр, на Северный и Южный Иныльчека, ледник Звездочки, поляну Мерцбахера, под пик Военных Топографов (6873), третья по высоте вершина Центрального Тянь Шаня. 1990 год, январь-февраль, В. Колесников выполнял заброску и эвакуацию лагеря на леднике Иныльчек сборной команды альпинистов СССР, совершавших первое зимнее восхождение на пик Победы (7439м), с площадки (Майда-Адыр). Работа в зимних условиях требовала большого мужества и выдержки не только от альпинистов, но и от вертолетчиков. Район пика Победы зимой – очень суровый и непредсказуемый!
До марта 1993 года Владимир Васильевич Колесников работал в 180 летном отряде 1-й авиаэскадрильи города Бишкека и работал на площадках: под пиком Ленина, Москвина, Сулоева, Дараут- Кургана, под пиком Революции (пик Независимости, (6940) в ущелье Каравшин, Памиро-Алая. В 1992 году выполнял сан задание под пиком Ленина, помогая совместной команде Украины и Германии.
В период перестройки СССР, жизнь полностью поменяла настрой и планы людей. Резко сократились запросы от заказчиков на использование вертолетов в народном хозяйстве, сократилось количество проведения альпинистских экспедиций на Тянь-Шане и Памире.
Вертолетчики, прошедшие горную подготовку в Киргизии, по своему опыту и мастерству вышли на мировой уровень и были востребованы.
В Непале для работы в горах нужны были опытные вертолетчики. Отбор был жестким, требовались специалисты, имеющие все допуски: полеты днем, ночью, в сложных условиях, с подбором площадок, работа с подвеской в горной местности на высоте до 6000 метров. Вертолеты и первые русские пилоты появились в Непале в 1993 году, среди которых был и Владимир Васильевич Колесников.
Имея огромный опыт работы в горах, он имел очень высокий рейтинг среди вертолетчиков и был приглашен на работу в Непал, где выполнял сложные и ответственные задания. Помимо выполнения хозяйственных работ на территории Непала, он продолжал активно летать, обслуживая альпинистские экспедиции.
Владимир летал с российскими альпинистскими экспедициями и альпинистами: Виктором Алексеевичем Козловым, Николаем Дмитриевичем Черным, Владимиром Леонидовичем Башкировым, Евгением Михайловичем Виноградским, Юрием Владимировичем Утешевым, Глебом Анатольевичем Соколовым и другими. Он обслуживал многие известные экспедиции: на Лхоцзе Среднюю (8414) в 2001 году, на Эверест (8848) по центру Северной стены в 2004 году, где восходители смогли пройти уникальные, сложнейшие маршруты, показывая высокую значимость командной работы, умению добиваться успеха в самых сложных условиях.
Работал с Корейской экспедицией на Аннапурне (8091), в базовом лагере Южной Аннапурны с командами «хели-ски» (Разновидность горнолыжного спорта, фрирайда, спуск по нетронутым снежным склонам), в Непале, под Дхаулагири (8 167) и под Канченджангу (8586), Владимир Васильевич совершал посадки на околопредельной высоте для вертолета Ми-8 , на площадки 5650 метров.
Высокое мастерство и филигранная техника требовались от пилота при транспортировке, вышедшего из строя вертолета с высоты 5360 метров (с базовой площадки под Эверестом). Владимир спокойно и уверенно справился с поставленной задачей.
Сохранить любовь к своей профессии на долгие годы, знать, что ты полезен и нужен людям, получая от них взамен почет, уважение и глубочайшую признательность - это большое счастье в жизни!
Огромная благодарность Владимиру Васильевичу Колесникову за предоставленную информацию и фотографии.
Читайте на Mountain.RU:
|