Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, Владивосток, Петропавловск-Камчатский
Фотографии предоставили: Виктор Дахин, Татьяна Миргородская

Мы не «Ежики в тумане».
Мы альпинисты Дальнего Востока.

Часть 2

Панорама северной части Ключевской группы вулканов, фото Ю. Демянчука

Долго я ждал этого момента, чтобы опубликовать, действительно, правильную информацию со слов Юрия Берсенева, что произошло на Ключевском вулкане в 1970 году. Первая моя статья, это словно моя хитрость. Запустив воспоминания в ней Виктора Дахина, который якобы был у истоков рождения альпинизма в Приморья. За несколько лет занятием путешествиями на вулканах Дальнего Востока, Виктор смог, только, зарегистрировать значок «Альпинист СССР». И не только он такой. Это болезнь всего Дальнего Востока и в наше время. Я ждал, что скажут остальные участники этих трагических событий и они сказали. Сказали без эмоций и всякого, не нужного, прелюдия, лозунгов и прочей требухи, не имеющей никакого отношения к альпинизму. Сейчас я вам даю точную информацию, как произошла трагедия в 1970 году на борту Ключевского вулкана и как погиб Володя Берсенев.

Красавец Ключевской, фото Ю. Демянчука

Из личного ресурса Юрия Мартынова: Повествование трагических событий 60-70 годов одного из ветеранов первого потока альпинистов Приморского края, Виктора Дахина:

Юбилейная трагедия на вулкане Ключевская сопка. Февраль 1970 года. Подготовка и жизнь первых альпинистов Владивостока до трагических событий на Ключевском вулкане.

«Как-то, в 2012 году, я через «Поисковик» в интернете нашел сайт и статью на нем, посвященную истории Приморского альпинизма, где очень коротко было написано о его первопроходцах и первом руководителе Анатолии Скригитиле. Жизненный путь Анатолия прослеживается от Приморья до Памира. Здесь в 90-х годах прошлого века следы его обрываются. Кто-то дал информацию, что он со своей семьей эмигрировал в Канаду. Примерно это я прочитал на сайте Маркова Владимира. У меня возникло желание дать Владимиру дополнительную информацию о Скригитиле. Через интернет я связался с ним и получил ответ-пожелание написать историю трагического зимнего восхождения Владивостокских альпинистов в феврале 1970 года на вулкан Ключевская сопка на Камчатке, участником которого я был.

Панорама юго-западной Ключевской группы вулканов, фото Ю. Демянчука

Это давняя история не дает мне покоя вот уже сорок два года. Горечь утраты в том восхождении лучшего друга молодости Володи Берсенева, сопричастность к его гибели отягощают душу, и я решил написать ее. За ранее прошу прощения у участников восхождения за возможные неточности – все- таки прошло очень много времени, а человеческая память не компьютер. Пытался привлечь на помощь в написании истории Пахомова Владимира – одного из участников восхождения, который с 1994 года проживает в США. Он живо откликнулся, обещал помочь, но вскоре по непонятной причине надолго замолчал и на мои запросы не отвечает. В написании своих воспоминаний я использовал написанную повесть писателя на Украине А. Димарова «Вершины». В ней фрагментарно излагаются воспоминания Анатолия Скригитиля о том восхождении. Не со всем написанным в ней я согласен, а кое-что в ней и не договорено. Возможно, кого-то из живых участников не устроит моя версия воспоминаний, но я имею право на ее изложение.

История Приморского альпинизма берет свое начало от спелеосекции при Приморском филиале Географического общества СССР. Спелеосекцией в то время руководил Олег Приходченко. Образовали ее энтузиасты этого дела примерно в 1965-66 годах. В 1967 году в нее вступили: Стригитиль А., Берсенев В., Дахин В., Шлемченко В., Сорокатюк Э. и другие. Все мы были однокурсниками геологического факультета ДВПИ, на который поступили в 1966 году. Анатолий Скригитиль поступил в институт на льготных условиях после службы на Тихоокеанском флоте. Остальные поступали после окончания школы. Всех влекла романтика путешествий, мы выбрали специальность геолога, с этим же мы пришли ив спелеологию. До 1970 года мы принимали активное участие в обследовании и поисках пещер, а также в туристических походах в горах Центрального и Южного Приморья. Иногда, с весны 1967 года члены спелеосекции по выходным дням участвовали в тренировках по скалолазанию, которые проводили то в каменном карьере Второй речки города Владивостока, то на береговых скалах бухты Тихой, на скалах мысов Басаргина и Горностая. Обучал нас технике скалолазания Анатолий Скригитиль, который еще до службы в армии прошел через альпинистские лагеря на Карпатах и Кавказе и имел 2-ой разряд по альпинизму. Потихоньку обзаводились снаряжением для скалолазания. Купить его в магазинах в то время было невозможно из-за полного отсутствия. Веревки покупали у рыбаков, каски и карабины у строителей и монтажников.

Панорама восточной части Ключевской группы вулканов, фото Ю. Демянчука

Полученные на тренировках навыки скалолазания применяли в исследовании пещер. Инициатором многих походов был Владимир Берсенев с которым я подружился с начала учебы в ДВПИ. Умный и волевой он своими замыслами увлекал за собой других. Благодаря его инициативе было организовано много походов. Осенью 1969 года группой из пяти человек (два брата Берсеневы, Дахин В, Шлемченко В и Мартынов) прошли несколько серьезных пещер в Красноярском крае. Идейным и техническим организатором этого похода, опять же, был Володя Берсенев.

Первые попытки штурма Ключевского закончились успехом

По замыслу Берсенева летом 1967 года было совершено большое путешествие (к тому же первое) на Камчатку. Группа состояла из Берсенева В., Скригитиля А. и Дахина В. Путешествие началось 6 августа с острова Кунашир, где весь наш 1-й курс геологов под руководством декана Фремда Г.М. прошел учебную геологическую практику. Всем курсом мы посетили с экскурсиями вулканы Менделеева и Головнина, а шесть человек (в том числе, и мы трое) сходили на красивейший и самый высокий на острове вулкан Тятя. В этом путешествии по Кунаширу и Камчатке руководителем, как самый старший и опытный был Анатолий Скригитиль. После Кунашира пароходом приплыли в Петропавловск. В планах по Камчатке у нас было добраться до Ключевской группы вулканов и сделать несколько восхождений на них. Обязательно на Ключевской вулкан, который является самым высоким вулканом Европы и Азии. В Петропавловске Камчатском Скригитиль Анатолий связался с руководителем местной альпинистской секции Сергеевым, с которым согласовал наш план и получил добро для восхождения на вулканы: Ключевской, Овальная Зимина. Сергеев, также, помог нам со снаряжением. Он дал нам недостающие ледорубы (у Скригитиля был свой айсбайль) и кошки. В Петропавловске к нам присоединился четвертый человек — Владимир Васильев. Он также был членом Владивостокской спелеосекции. По комплекции очень крепкий мужчина, в возрасте около 30-35 лет, он имел высшее образование и работал в судоремонтной мастерской в бухте Диомид, города Владивостока.

Группа студентов ДВПИ на вулкане Овальная Зимина. Веревки обвязка, все по-взрослому

Прилетев на самолете в поселок Ключи, мы связались с местными вулканологами и через день/два, попутно, на их машине, доехали до сейсмостанции Апахонтич у подножья Ключевской сопки с восточной стороны. Отсюда в начале сентября мы, вчетвером, совершили восхождение на вулкан Ключевской. Прошло оно без особых трудностей, т.к. с погодой нам повезло, и было тепло. На вулкане делали один промежуточный лагерь на высоте 3000-3500 метров. При подъеме на вершину испытали прелести горной болезни. После этого восхождения Васильев В. покинул нашу группу и уехал во Владивосток, а мы, втроем, сделали восхождение на вулкан Овальная Зимина. Восхождение было технически несложным. Некоторую сложность и опасность представлял спуск с вершины горы по леднику, на котором пришлось преодолевать многочисленные трещины.

Панорама восточной части Ключевской группы вулканов, фото Ю. Демянчука

Каникулы наши закончились, нужно было возвращаться на учебу во Владивосток. Хотелось сходить еще на вулканы Толбачик, Безымянный, но увы, времени не осталось. До сих пор жалею, что не сходили. На учебу можно было немного опоздать. Вернувшись в Петропавловск Камчатский, снова встретились с Сергеевым, отчитались о сделанных восхождениях, вернули взятое на прокат снаряжение. Сергеев выдал нам официальные свидетельства за пройденные маршруты. Вместе с большой группой местных альпинистов мы поучаствовали в однодневном воскресном выезде на природу в местечко с названием Вачкожец, где на лоне красивой природы хорошо отдохнули. Здесь возле каскада водопадов на горной речке Скригитиль и Сергеев имели длительную беседу, в ходе которой договорились о возможной поддержке камчатскими альпинистами наших дальнейших восхождений на вулканы. Было, также, решено создать альпинистскую секцию во Владивостоке, как самостоятельную структуру.

Примерно так проводили восхождения на Домашней группе вулканов

После первых летних восхождений были зимние на домашних вулканах: Авачинский, Козельский и Корякский. Проводили их на февральских каникулах в 1968 и 1969 годах. Эти восхождения организовывал и руководил ими Анатолий Стригитиль или Якубенко.

Анатолий Скригитиль в те далекие годы

В них участвовали Васильев В., Якубенко В, и другие. Я участвовал только в восхождении на Авачу. К 1970 году у меня и Володи Берсенева был 3-й разряд по альпинизму. Скригитиль и Якубенко в восхождениях на домашние вулканы. Хорошо сходились и понимали друг друга с полуслова. Между нами, сразу, установились дружеские отношения. Способствовало этому примерно одинаковый возраст, около 27 лет, сходство характеров, любовь к горам. Виктор имел Первый разряд в альпинизме, но был дисквалифицирован за смертельный случай на Кавказе в группе, которой он руководил.

В 1968 года, если не ошибаюсь, при спортивном обществе «Буревестник» образовалась альпинистская секция, руководителем которой официально стал Анатолий Скригитиль. В декабре 1969 года Анатолий Стригитиль предложил идею зимнего восхождения на вулкан Ключевская сопка. Его можно было провести в 1970 году на февральских каникулах. Чтобы получить финансовую поддержку от «Буревестника» решили посвятить восхождение 100 летнему юбилею со дня рождения В.И. Ленина.

Володя Берсенев в те далекие годы

Эта мысль понравилась спортивному руководителю ДСО Буревестник. (Знал бы он чем кончится для него эта затея!) Он обещал нам финансовую поддержку за придание восхождению пропагандистской направленности.

На совместном совещании было решено:

1. Установить на конусе вулкана Ключевского памятную доску – посвящение.

2. Снять об этой экспедиции короткий фильм для последующего показа по телевидению.

Для фото работы и киносъемок нам, довольно быстро, нашли человека, кто это делал профессионально. Им оказался Сергей Лобанов – крепкий парень, который работал в ДВГУ, кажется, в должности фотографа. Так, как ему пришлось в одном лице совмещать обязанности режиссера и оператора, то мы быстро дали ему прозвище «режопер».

Фотосъемку в экспедиции делали Лобанов и Скригитиль. Хороших фотографий получилось много. С киносъемкой же получились большие затруднения, так как на морозе кинокамера с пружинным приводом механизма часто отказывалась работать, а кинопленка становилась хрупкой и рвалась. Так что, на фильм об экспедиции Лобанову удалось снять отдельные эпизоды. Седьмого февраля, из-за сильного мороза, делать киносъёмку, и фотосъемку не удалось.

Вячеслав Коробков в те далекие годы

В скором времени сформировалась группа из восьми человек: Скригитиль Анатолий, Якубенко Виктор, Берсенев Владимир, Дахин Виктор, Коробков Вячеслав, Пахомов Владимир, Лобанов Сергей и Пашка – лейтенант. Фамилию последнего Скригитиль, Пахомов и я забыли, так как он принимал участие только в этом восхождении.

У нас было слишком короткое знакомство с ним. Альпинист со вторым разрядом, в возрасте 23-26 лет, он вступил в секцию незадолго до похода. Служил он на аэродроме «Двойка» (район поселка Угловое), на котором базировался истребительный полк ПВО. Облик имел вполне обычный, носил круглые очки, характер очень общительный. Перед восхождением на Ключевской, Коробков В., Пахомов В. И Лобанов С опыта восхождений не имели, но были физически крепкими парнями. Все кроме Скригитиля, Якубенко и Пашки были примерно в одном возрасте, около 22 лет. Стригитиль и Якубенко, как наиболее опытные, составили руководящее ядро экспедиции. Формальным руководителем экспедиции и восхождения стал Анатолий Скригитиль. В целом наша группа оказалась довольно пестрой по альпинистской подготовке и мало схоженной в своем большинстве участников.

Панорама юго-западной Ключевской группы вулканов, фото Ю. Демянчука

От Маркова Владимира:

У меня были интернет встречи с Виктором Дахиным. Он мне прислал несколько страниц текста, написанный своей рукой. Я быстро все перевел и выпустил на-гора статью. Отослал ее в Москву к Диме Кленову. Сразу вышел первый вариант статьи зарождения альпинизма в Приморском крае. Честно, как Виктор описал само восхождение на Ключевской вулкан в феврале месяце и, как погиб Володя Берсенев при восхождении, поставило меня в шок. Единственное, что меня устроило – это то, что я сдвинул с места огромную глыбу нежелания людей описывать события прошлых лет. Мне было все равно, как примут статью читатели. Главное для меня было заставить людей шевелиться и кому-то еще взять и описать то время студенчества ДВПИ 60-70 годов. Я верил и, господа присяжные и заседатели, лед тронулся. Сначала высветился Юрий Мартынов, а он подтянул материал Юрия Берсенева, брата Володи Берсенева, погибшего на Ключевском вулкане. А теперь, что сталось мне сделать, самое простое – все окультурить, соединить воедино и выдать на-гора статью, опубликовать ее в Москве. Я хитрый и своего добиваюсь. А пока, чтобы не повторяться, я даю вам ссылку на свою статью по воспоминаниям Виктора Дахина, опубликованную на много раньше:

• Мы не «Ежики в тумане». Мы альпинисты Дальнего Востока Часть 1

• Панорама северной части Ключевской группы вулканов с поселка Ключи, фото Ю. Демянчука

Я не хочу повторяться, первая статья опубликована, и я не считаю ее, как первый блин комом. Если вы ее прочитаете, то поймете то, как очевидец событий описал смерть своего товарища. Волос дыбом встает. Видны все промахи, ошибки в группе и при подготовке, и во время экспедиции. А самое главное во что это вылилось после трагедии. Поэтому в этой статье повествования Виктора Дахина по 1970 году не будет. А сейчас мы дадим вам понять, как это все пережил брат Володи Берсенева, Юрий. Из воспоминания Юрия Берсенева:

Трагические события пятидесяти летней давности на Ключевском вулкане.

Туризм, как и краеведение в Обществе изучения Амурского края (ОИАК), в той или иной степени, развивается на протяжении более 100 лет. Например, в 20-х годах ХХ в. для юных туристов-краеведов выпускались даже специальные пособия и инструкции, читались многочисленные лекции, в том числе В.К. Арсеньевым. В послевоенные годы туризм в стране стал массовым. Существенно возрос интерес к природе Приморского края. Эта тенденция не обошла и наше Общество. В контакте с учеными Дальневосточного филиала АН СССР (ДВ ФАН СССР) студенты, прежде всего ДВПИ, под эгидой Приморского филиала Географического общества (далее ПФГО, так тогда называлось ОИАК) совершали краеведческие походы. Например, С.Н. Анищик под руководством известного энтомолога д.б.н. А.И. Куренцова занимается исследованием пещер и троглобионтной фауны в них.

В 1966 году в ПФГО молодым преподавателем ДВГУ О.И. Приходченко, увлекавшимся альпинизмом, была организована секция Горного туризма и спелеологии ПФГО. В том же году он организует восхождения на камчатские вулканы Петропавловской группы, выполняет поиск и расчеты для строительства горнолыжной трассы на хребте Пидан. В 1966 году секция пополнилась студентами-первокурсниками геологического факультета ДВПИ (В.И. Берсенев, В.В. Дахин, А.М. Скригитиль, В.Д. Шлемченко и др.). Начались на новом, более квалифицированном уровне исследования пещер, их топосъёмка и описание, систематические тренировки по скалолазанию. В мае 1967 года им был организован поход для исследования пещер на горе Змеиная. Была найдена пещера Первомайская (автор участвовал в этом походе и первым спустился в нее). Но поход закончился трагически – 2 участника заболели энцефалитом, Ю. Зыков умер.

Панорама восточной части Ключевской группы вулканов, фото Ю. Демянчука

В 1967 по 1969 год состоялись восхождения на большинство вулканов Камчатки, включая Ключевскую сопку, и многочисленные экспедиции в пещеры. Наступал 1970 год столетнего юбилея В.И. Ленина. На зимних каникулах 1970 года было запланировано восхождение на Ключевскую сопку – высочайший вулкан Евразии, высотой около 4850 м. Для получения финансирования от спортобщества «Буревестник» было решено установить на вершине памятную доску и снять документальный фильм. В восхождении приняли участие восемь человек.

От поселка Ключи до станции Апахонтич доехали на прицепе, слева на право: Берсеньев – Стригитиль – Якубенко – Коробков – Пахомов – Павлов – Дахин

Закончилось оно трагедией – один из участников погиб, пять получили обморожения с ампутациями… Это коренным образом отразилось на деятельности секции: произошло отделение альпинистов от спелеологов и уход первых из ПФГО. Произошла и смена руководства секцией, так как О.И. Приходченко уже в марте уехал из Владивостока. Ушли многие члены секции, пришедшие в нее с 1966 по 1968 годы. С этого времени в ПФГО активно развивалось лишь спелеологическое направление.

И так наступил 1970 год. Трагические события пятидесятилетней давности, Владимир Берсенев. 4.02.1970 года В. Берсенев попадает с группой студентов ДВПИ на сейсмостанции Апохонтич. Роковая дата 5.02.1970 года. Что же привело к этой трагедии? В восхождении на вулкан Ключевской принимали участие студенты 4 курса геологического факультета ДВПИ: Владимир Игоревич Берсенев (1947 г. рождения), Виктор Иванович Дахин (1948 г.р.), Владимир Анатольевич Похомов (1948 г.р.) и Анатолий Михайлович Скригитиль (1942 г.р.) «старый» член секции, моторист Приморрыбфлота Валерий Леонидович Коробков (1949 г.р.), профессиональный фотограф Сергей Викторович Лобанов (1946 г.р.), лейтенант ВВС Павел Павлович Павлов (1940 г.р.) и инженер проектного института Виктор Константинович Якубенко (1944 г.р.). П. Павлов, А. Скригитиль и В. Якубенко имели 2-й разряд по альпинизму, В. Берсенев, В. Дахин и В. Коробков – значки «Альпинист СССР», причем первые двое в 1967 году уже были на вершине вулкана Ключевско. В. Похомов и С. Лобанов опыта горных восхождений не имели.

Геофизик Фешин Валентин (слева) и каюр на станции Апахонтич

Официальным руководителем экспедиции был А. Скригитиль, но В. Якубенко был ее фактическим руководителем. Ранее он имел 1-й разряд, был дисквалифицирован за смертельный случай на Кавказе в группе, которой он руководил. Начав свою альпинистскую карьеру снова с нуля, к 1970 г. он имел 2-й разряд. Для повторного получения 1-го разряда ему было необходимо руководство восхождением.

Группа прилетела на Камчатку 31 января. Затем 2 февраля на самолете добралась до пос. Ключи, расположенного в 75 км от сейсмостанции Апохонтич – базового лагеря для штурма Ключевской сопки. Преодолеть это расстояние при глубоком (более 30 см) снеге и сильных морозах было весьма непросто. Следует подчеркнуть, что о легких и тёплых пуховых костюмах и спальниках в то время могли только мечтать. Ватные туристические спальники были холодными, брезентовые рюкзаки и палатки – неудобны и очень тяжелы. В то время не было даже полиэтиленовой пленки и капроновых тканей… Поэтому у каждого был рюкзак весом более 35 кг. Из пос. Ключи вышли 3 февраля и шли 3 дня на обычных спортивных лыжах, которые проваливались в снег на 20–30 см. Идущий первым, прокладывавший лыжню, часто менялся. Ночевали в крохотных избушках, рассчитанных на 3–4 человека, где невозможно выспаться и восстановить силы. То есть, к сейсмостанции вышли сильно уставшими. Улеглись спать поздно. Ремонтировали снаряжение. Но вместо того, чтобы сделать дневку, отдохнуть, подогнать снаряжение, как-то обучить двух неопытных участников.

Когда я смотрю на эту фотографию, то проживаю их Мир своим опытом

На следующий день, утром 6 февраля вышли к горе. Сначала шли на лыжах, затем крутизна склона увеличилась и лыжи несли. Шли до вечера. Во второй половине дня началась метель. Поднялись – 27 – ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРЬЕ до высоты около 1900–2000 м. Первая ночь на горе была ещё сносной. Сделали ветрозащитную стенку из снега и установили две двухместные палатки. Но в каждой палатке спали по 4 человека, в верхней одежде и тонких летних спальниках. Накануне на сейсмостанции ночью было –37°. Значит в эту ночь на горе мороз был за 40°. Из-за тесноты и холода выспались плохо.

На следующее утро из туристических ботинок переобулись в тяжелые и холодные трикони – тяжелые ботинки с металлическими зубцами, из-за которых сильно замерзали ноги. Лыжи и палки оставили воткнутыми в снег на месте лагеря и опять с полными рюкзаками в медленном темпе шли в гору. Засветло установили лагерь. Здесь ночевка была еще труднее – крутизна склона больше и очень сильный ветер с сильным морозом. В. Берсенев с В Дахиным вырыли в снегу пещеру. Для этого еще во Владивостоке были заготовлены дюралевая пластина и ножовка. Ночевать в пещере оказалось теплее и комфортнее.

Ключевской вулкан не для слабаков, туда зимой идут одни мужики

В 9.15 утра 8 февраля вся группа тремя связками вышла из лагеря. Основную часть пути шли по склону крутизной до 45°, покрытому льдом, в метель, при очень сильном ветре и морозе, врубаясь надетыми на ноги кошками и ледорубами в лед. Из-за холода и влияния большой высоты, шли медленно. Многие начали страдать от горной болезни – головная боль, головокружение. Кстати, в горах Камчатки, из-за повышенной влажности воздуха, горная болезнь у людей начинается на высотах 1–1,5 тыс. м. Это на 2 тыс. м ниже чем в горах Кавказа и на 4 тыс. м. ниже чем в Гималаях. Около полудня сделали единственную остановку и выпили по глотку кофе из термосов. Дальше вперед оторвалась связка В. Якубенко, В. Коробков и С. Лобанов. Остальные две связки шли за ними в темпе, который могли выдержать. Первая связка достигла вершины, когда остальным до нее было еще не менее 200 м по склону. Они быстро установили памятную доску, сфотографировали и начали спуск. Остальным участникам подниматься В. Якубенко запретил – солнце уже было низко над горизонтом. Начали спуск. Ключевская сопка. Вид от сейсмостанции – 28 – Ю.И. Берсенев. Трагические события пятидесятилетней давности. В это время у В. Берсенева проявились явно неадекватные действия – он не надевал слетевшую с руки рукавицу, неправильно дергал веревку – явные признаки острой гипоксии – горной болезни. И в этом нет ничего удивительного – высота была около 4,5 км над уровнем моря. Все начали спускаться и вначале В. Берсенев шел самостоятельно, но затем уже не мог идти и висел на плечах товарищей, замерзая без движений.

Ключевской вулкан зимой, как Билет в один конец

Так и не дойдя до лагеря в глубоких сумерках группа остановилась. и Стали руками и ледорубами рыть в снегу две пещеры-норы длиной до 2,5 м. В одну из них уложили В. Берсенева, находившегося в бессознательном состоянии, пытаясь его как-то согреть, делали ему искусственное дыхание.

Пахомов Владимир, собственной персоной

Но, не приходя в сознание, к полуночи он умер. В эту ночь, без спальников и теплой одежды, при сильном морозе, получив психологическую травму от гибели товарища, все участники стыли в снежных норах. С рассветом стали спускаться вниз. Было безветренно и тепло (днем около -10°). Шли около 3 часов и с трудом нашли свой лагерь. В это время В. Якубенко и А. Скригитиль спускали на веревке тело В. Берсенева. Они подошли через пару часов после основной группы. У пяти человек были обморожены ноги – результат, прежде всего, холодной ночевки.

На следующий день, 10 февраля, побросав много вещей, пошли кто как мог к сейсмостанции. Замыкали цепь В. Якубенко, A. Скригитиль и В. Похомов, тащившие тело B. Берсенева. Дойдя до конца крутого склона, они оставили его в приметном месте. Первый пришёл на сеймостанцию в 18.20. Многим добраться до нее помогли сейсмологи на собачьей упряжке. Затем был вертолет, больница, ампутации и возвращение. В чем же причина столь ужасного итога экспедиции? Ведь гора хоть и высокая, но легкая для подъема – на ней нет скальных стен. Безусловно, в ошибках руководителей, прежде всего В. Якубенко: он не смог рассчитать время подъема от верхнего лагеря до вершины и обратно в лагерь.

Павлов Павел, собственной персоной

До вершины основная часть участников не дошла и стала спускаться, но ночевать пришлось в 3 часах от лагеря. Таким образом, просчет был, при хорошем раскладе, не менее чем на 4 часа. А ведь рассчитывать надо было и на непредвиденные ситуации. Следовательно, верхний лагерь должен был находиться намного ближе к вершине. Тем более, что при спуске группа в сумерках нашла место с большими надувами и смогла вырыть снежные пещеры-норы. Найти место выше для расположения лагеря было вполне реально. На сейсмостанции вечером 5 февраля А. Скригитиль говорил, что на верхнем лагере будет дневка для отдыха и акклиматизации.

Будь такая дневка, и люди бы отдохнули от пути с тяжелыми рюкзаками, попривыкли к высоте и недостатку кислорода и, вероятно, трагедия не произошла бы. Тем более, что 9 февраля был тихий теплый день. Нет уверенности, что В. Берсенев вообще понял, что они идут к вершине, а не на акклиматизационный непродолжительный подъем и спуск, как договаривались ранее. Ведь последнюю ночь перед восхождением он спал в снежной пещере, и не имел возможности слышать разговоры.

Володя Берсенев под вулканом Ключевской, собственной персоной

Иначе, почему он оделся значительно легче, чем другие, не надел куртку, почему всегда тщательно все продумывавший, он ничего с собой не взял? Вернувшись, П. Павлов утверждал, что идея идти в этот день на вершину возникла спонтанно, уже в ходе тренировочного подъема. На это указывает и очень позднее начало восхождения – в 9.15, вместо 6–7 часов утра, как того требовала логика. К вершине с собой почти ничего не взяли, даже фонарика. Но им еще повезло…

Если бы 9 февраля была метель, то, возможно, погибших было бы больше. Не оставив В. Похомова и С. Лобанова (киноаппаратура на таком морозе не работала) на верхнем лагере, как ранее планировалось, и никак его, не обозначив на склоне, у них было бы крайне мало шансов вернуться и найти палатки. Некоторые по возвращении говорили, что в ту ночь их спас именно Берсенев. Своей настойчивостью он доказал, что спать в снежной пещере можно не хуже, чем в палатке. «Не будь такого опыта, мы бы растерялись и не знали, что делать на крутом склоне при сильном ветре и морозе». От горной болезни в той или иной степени страдали почти все участники восхождения. Сначала сильно отставали В. Дахин и С. Лобанов.

Анатолий Скригитиль, собственной персоной

Почему же В. Берсенев, вначале поднимавшийся весьма хорошо, оказался в итоге в столь гибельном состоянии? Все дело в полном истощении его организма за предшествующие месяцы. Вот хронология: поход по поиску пещер на хр. Тачин-Гуан (25 сентября – 4 октября), поездка в пещеры Красноярского края со спуском на глубину – 29 – ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРЬЕ 176 м в пещ. Торгашинская (1–9 ноября), подготовка статьи о пещерах Приморья и доклад на Всесоюзном совещании по карсту в г. Пермь (20–25 ноября), поход с начинающими спелеологами в пещеру Приморский великан (4–7 декабря), поездка на Всесоюзный семинар руководителей спелеологических секций в Москву (20–25 декабря).

Кроме того, по средам он читал лекции в созданной по его инициативе школе подготовки спелеологов, а по воскресеньям – скальные тренировки. Из-за большой загруженности посторонними делами В. Берсенев почти не занимался учебой (из 76 учебных дней семестра он пропустил не менее 33 дней) и в конце декабря получил от декана предложение уйти в академический отпуск, но отказался. Параллельно с подготовкой и сдачей экзаменов на него легла большая работа по организации восхождения. Экзаменационную сессию он сдал на отлично (последний экзамен 25 января), заработал повышенную стипендию и почетную грамоту, но параллельно – огромную нервную и физическую усталость. Он признавался, что устал и ехать на Камчатку не хочет, но надо – чтобы не подвести товарищей – 2 связки по 3 человека. В итоге этого трагического восхождения 50 лет назад погиб очень одаренный, волевой, с отличными организаторскими способностями, разносторонне развитый молодой (всего 22 года) человек, имевший все шансы стать выдающимся специалистом или ученым. Была исковеркана судьба его семьи. Пять человек стали инвалидами. Это цена совершенно неоправданной спешки и непродуманных действий руководства восхождением.

Ключевской с востока вовремя извержение, фотография Ю.Демянчука

От Маркова Владимира:

Ну, теперь то вы понимаете, что такое альпинизм, а что такое Путешествия на вулканах Камчатки. Разъясню, что хотел сказать. Если вы внимательно прочитаете всю статью, то у вас возникнет вопрос – А по каким правилам или законам работал «альпинизм» в Приморском крае и как к ребятам с Приморского Края относились Камчадалы. А просто. Сергеев, лидер Камчатского альпинизма, встречал руководителя похода по вулканам с Владивостока, которого, раннее, раздели по всем правилам альпинизма СССР и отстранили от руководств в будущем. Этот факт Сергеева не смущал. Более того, он гарантировал Приморцам полное оформление документов по путешествиям на Камчатке. Не поверите, альпинистских документов. При этом, если путешествие прошло без проблем, а если …. . А тут еще проще. Если с ребятами что-то случилось – Я их не знаю, я просто дал ребятам обувь на восхождение. Ничего не перепутал по информации?

Ключевской с востока и его обитателями вовремя извержение, фотография Ю.Демянчука

А как набиралась группа во Владивостоке для участия в путешествиях в зимнее время. Руководитель набирал участников, не поверите – «на глаз», по физической подготовке. При этом дошло до такого ужаса, что какой-то Пашка прыгнул прямо на подножку поезда перед выездом в Поход, и когда случилось трагедия, парень исчез. Сам Дахин и Скригитиль не могли вспомнить его фамилию. Что вы сказали, такого не было. То есть, вы хотели сказать – Мы изменили свои показания. А я скажу другое. В группах путешественников на вулканах Камчатки нет правил, законов. Есть только имидж – мы альпинисты, который Приморцы получили от Сергеева. За что? А кому тут, среди Ирокезов Дальнего Востока, вообще все это нужно. Так, кто они были ребята с ДВПИ в далеких 60х, спелеологи или туристы-лыжники. Без снаряжения, без Школ по подготовки при работе на сложном вулканическом рельефе. Без всякого понятия и стратегии при подъеме на Ключевской вулкан это прошлое, но как все это похоже на то, что происходит на Камчатке в наше время.

Ключевской с севера вовремя извержение, фотография Ю.Демянчука

Так, что же оставил Сергеев для альпинизма нашего времени на Камчатке? Вопрос на засыпку для вас. А мне все понятно – ничего не оставил. Вы скажете, я лгу. Не ужели? Хорошо. Назовите мне хоть одно имя действующего альпиниста спортсмена на Камчатке. Хорошо, я понимаю, это не ваш уровень. Я расскажу, что мне на эту тему рассказали ветераны альпинисты Камчатки. Альпинизм, как вид спорта только поддерживался на Камчатке на плаву до 1988 года. А что стало потом? Молодцы, правильно думаете – все стали Путешественники в горах. Так вот, что я вам скажу, господа без имени и чести. Что посеешь, то и пожнешь. Современные люди, оказывается, честнее вас, ветеранов. Для вас знамена Альпинизма нужны были от скуки, а для молодежи для путешествий в горах и на вулканах. Все гениальное просто – Нет прошлого, нет будущего.

Ключевской с севера, фотография Ю.Демянчука

Честно, я хочу вам рассказать, в дальнейшем, жизнь альпинизма Приморского края 70-80 годов. И на сто процентов уверен в том, что я это сделаю правильно. А почему я в этом уверен? Потому, что сам это прошел. При этом все в 90х разбежались, как тараканы по щелям, а остальные занимались политикой в альпинизме. А я в это время чем занимался? Потомки разберутся.