Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, Владивосток, Петропавловск-Камчатский
Фотографии авторские и из свободного доступа

2022 год. Профилактика по предупреждению несчастных случаев.
Трагедия на вулкане Ключевском в сентябре этого года

Туристические слеты СССР

Массовость в туризме СССР. Это тема родилась спонтанно, и я уверен, что она ушла в Архив. Сейчас молодежь живет одним днем, а завтра, как получиться. Главное все взять сегодня. Если вы думаете, что это мое мнение, глубоко ошибаетесь. Мне об этом эта же молодежь и рассказала. А как было у нас. Мы были Романтики. Может это наивно, но верно. Природа Матушка принимала нас такими. В основе нашего мышления была Логика, и мы, даже, представить не могли, что придет время и Логику заменят на Логистику. То есть, в Новой России, ты только зарабатывай деньги и купишь и Романтику, и Природу, и Гидов, став Успешным. Повторяю, у нас было другое воспитание и мышление.

Массовость и только массовость

И так. Примерно в конце 50х Государство СССР видело, что большая масса людей выходила в тайгу и там проводила долгое время. Чем люди занимались в Тайге, и о чем они говорили у костра? Подозрительно. Многих, в Правительстве это не устраивало. А как контролировать людей? Власти, почесав репу, решили убрать это Белое пятно в работе Партии Краснопузых. На свет родились Региональные, Краевые, Областные, Советы по Туризму и Экскурсиям. Эти Советы родили и узаконили плановый и самодеятельный туризм. Организовали и узаконили Спасательные службы, которые работали на основе общественных спасательных формирований при малом количестве Штатных сотрудников. Это положение дел всех устраивало, потому что работало. Самое главное, что Государство, закрутив такую машину понимало, что людей нужно не только построить, но и дать им все необходимое для занятия туризмом, охватив всю Страну. И Городских жителей, и Сельской местности. В этом вопросе у комуняк периферии не было, не было дальних не охваченных уголков нашей необъятной страны. А главное, организовали Школы по подготовки грамотных специалистов в этой сфере, повторяю, как в Плановом, так и в Самодеятельном туризме. А спасательные формирования ставились на особый контроль самого Государства, а не местных «князьков».

Команды туристов в пригороде Владивостока

Такой подход к делу, на самом деле не подчинил людей, а сплотив их в единый кулак Организованного Туризма СССР. Да, были дикари в наше время. И что, ПРОФСОЮЗЫ их в упор не видели и все финансирование уходило на ТУРИЗМ под эгидой Государства. Так что такое Плановый Туризм? Было построено много Туристических Баз по всей Стране под жестким контролем Областных и Краевых Советов по Туризму и Экскурсиям. Основная работа этих Баз, принять Граждан по Профсоюзным путевкам, снабдить Граждан необходимым туристическим снаряжением и обеспечить Туристов надежным Инструктором по Туризму при выезде на Плановые маршруты во все уголки нашей необъятной Родины. Инструктора по туризму были не сезонные гастробайтеры, как в новой России, а штатные работники Турбаз, с полным пакетом Соцобеспечения и гарантированной Государственной пенсией.

А вот такими группами мы делали наши туристические Пятерки, которые ни кто повторить не может

После всего этого формировались туристические группы по 12-16 человек и автобус Турбазы завозил Туристов в таежную зону для прохождения Туристических походов на звание «Турист СССР». В Приморском крае я обеспечивал безопасность на турбазах: Горные Ключи, Лазурный Берег, Тихий Океан. Уже не функционировала или была на реставрации турбаза Владивостокская. Отдельно работало в этом вопросе по туризму Министерство Обороны. Для своих военнослужащих функционировала в Приморском крае, Турбаза Сокол. Закрутить такую Машину Государству было не просто. Заработали Фабрики по пошиву туристического Снаряжения. Образовались Школы по подготовке Штатных сотрудников Турбаз. А главное Инструкторов по Туризму. Которые делились по категориям. Третья категория, начальная. Затем вторая категория. Ну, и первая категория, красный нагрудный знак – Инструктора Методисты высшей категории, короче – Белая кость.

Папановцы Приморского края на горе Сестра, южная часть Приморья

Естественно, огромную роль выделяли на Обеспечение Безопасности. Были организованы КСС (Краевая Контрольно-Спасательная служба) и КСО (Контрольно-спасательный отряд) по все Краевым, Областным Советам по туризму и экскурсиям. Эти службы были обеспечены Штатными сотрудниками, Спас фондом и Спец транспортом. Все это я прошел, как Штатный работник Приморского Совета по Туризму и Экскурсиям от КСО до КСС. На Базе Областных, Краевых Советов по туризму и Экскурсиям работали Экскурсионные Турбюро. Тут работали штатные и не штатные сотрудники. Моя мама, Сорачан Антонина Ивановна, была не Штатным сотрудником этой организации. Зато, как руководитель туристических групп, она, сначала, объездила весь Советский Союз, затем прошла по странам Соц лагеря. И, только потом, зарекомендовав себя, как верный Ленинец, оплот Социализма, она попала сначала в Италию, а затем в Египет. У Краснопузых не забалуешь.

Гора Ко и его обитателе при прохождении маршрута 5-ой категории сложности

Вы даже себе представить не можете, какой объём работы и поток Плановых Туристов пропускали через себя Областные и Краевые Советы по туризму и Экскурсиям. Думаю, и уверен, что в короткой форме я дал Вам понятие по Плановому Туризму. Это часть работы этой Организации. А теперь мы плавно перейдем к самодеятельному спортивному Туризму. Сейчас молодежь совершенно не имеет представление какой в СССР был Самодеятельный Туризм. И по массовости, и по характеру работы. Не стесняясь скажу - по Духовности людей в Спортивном Туризме. По работе Туристических клубов. По огромной работе в сложных Горных, Таежных, Степных районах по всему Союзу. Все это привело к тому, что были организованы соревнования, спортивные туристические слеты различного уровня. Все это работало под эгидой Краевых, Областных Советов по туризму и Экскурсиям. Ладно, так и быть, все по порядку. И так, до этого, как я уже говорил, Комуняки не понимали, что люди делали в тайге. О чем они там говорили у костра, но понимали, что это безобразие нужно заканчивать. А как? Просто! Дать людям Идею. Цель, не просто шарахаться по Тайге, как это делают сейчас Дикари, а превратить это все в спортивное движение. Прототип такой организации уже работал – Федерация Альпинизма СССР.

Только три человека с этой группы поднимутся на Белуху

Естественно, за основу руководства взяли Областные, Краевые Советы по Туризму и Экскурсиям. Комуняки, с самого начала дали понять людям, блуждающих в тайге, что Государство в полной форме берет это таежное, не организованное, необузданное Братство «Робин Гудов» под свою опеку – всех накормим! Весь спортивный, самодеятельный туризм разделили на категории: Горный, водный, пеший, лыжный и спелеология. Все категории туризма были внесены в реестр и защищались Законом, Уставом, Правилами самого Государства. После этого заработал ГОССПОРТКОМИТЕТ. Ведь в будущем все это выльется в Соревнования Чемпионаты, категоричные туристические спортивные походы, спортивные туристические слеты.

Гора Фестивальная, верховье реки Кема

А как все это контролировать и направлять по руслу Закона. Были созданы МКК (Маршрутно-Квалификационные комиссии). Была проведена огромная работа по всем видам спортивного туризма по описанию самих туристических маршрутов. Были описаны в отчетах и определены Категории трудности по всем туристическим маршрутам. После определения зарегистрированы в МКК. Работал огромный аппарат волонтеров по выпуску групп в труднодоступные районы нашей Страны. Повторяю, все специалисты были уже Мастерами спорта по Туризму, и они же были волонтёрами по работе в МКК. Например, первый Мастер спорта по водному Туризму в Приморском крае был Николай Смирнов, он же был и Председателем МКК. Пройдет достаточно времени и у нас в Крае появиться второй Мастер спорта по туризму города Находки, Станислав Кабелев.

Все в одном строю, хоть на Край Света

Естественно, заработала в этом направлении КСС (контрольно-спасательная служба) Краевых и Областных Советов по туризму и экскурсиям. Все туристические спортивные группы в труднодоступных районах были под контролем. Нарушили контрольный срок, Общественники-спасатели уже там. Команда – на выезд была не нужна. Время не теряли. Профсоюзы тратили деньги на Авиацию, все для людей. Командиров борта вертолёта мы называли, Афганцы. У нас и в мыслях не было, какие у них допуски на работу в любой части Дальнего Востока и по высотам, тем более. И это еще не все. А где базировалась вся это огромная масса спортивных Туристов? Естественно создавались Туристические Клубы по всем городам и крупным населенным пунктам СССР. Их было столько, что семечки в подсолнухе. Именно в клубах, под зорким надзором Краевых и Областных Советах по туризму и Экскурсиям проводилась вся работа. Профсоюзы и сам Совет оплачивали многие мероприятия в клубах. А также снабжали Снаряжением.

Переходный период от КСС до ГКЧС. Первые спасатели ПРОФИ

А как учили Туристов. Была организована подготовка молодых туристов по категориям. Например, НТПа (начальная туристская подготовка). Сюда входило все и выходы по субботам, воскресеньям на занятия в тайгу на скалы. Лекции. Не помню уже был ли включен поход 1 категории сложности. Прошли семинар, прошел сезон учились по другой категории НТПб. И так до Высшей туристской подготовки в Москве и прохождения похода 5 категории сложности. При этом все зависело от личного состава самого туристического клуба. Клубы проводили все походы различной категории сложности. На базе клубов готовили Инструкторов по туризму по разным категориям, но только не Первой. Первая категория – это Инструктора методисты. Школа проводилась только в Москве.

Это время Туризма ушло, но мы то еще живы

Мне все это очень близко. В начале 90х я выполнил нормы на звание Матер спорта по туризму. Три представителя Приморского края направили свои пластиковые карты в Москву. Грянула Перестройка и мне Коли Рязанову, Геннадию Тарану мастерские карты вернули Парадокс. А мы сейчас закончили тему – массовость в СССР. Да не в массовости дело, молодежь. Наше поколение, рожденное в СССР, познало блаженство работая в командах, что в альпинизме, что в туризме. Понимаете – это счастье работать в команде. Это уже Религия. Это уже История. А значить Логика, а не логистика, достигая Успешности. За неточность информации за ранее извиняюсь, я просто своими словами хотел рассказать о нашем времени. Это не документ – это просто зарисовки, как я вижу Мир во круг себя. Вижу мой Мир. И, когда в России в наше время массово гибнут на вулканах одни, а другие изрыгают, что на дорогах в автокатастрофах гибнут больше, меня уже это не коробит. Моя задача дать своим детям Правду бытия и в Горах, и на вулканах, а вам просто пишу. А у меня есть другой выход?

Сталин, «Хозяин» СССР

А о чем моя статья? Кто погиб в сентябре на Ключевском вулкане туристы или альпинисты? Девять человек на самом простом маршруте. В наши времена туда Школьников водили. Кто его знает. Сейчас все так перепуталось, как говорили мои Наставники – Все через задницу. Поэтому схитрим. Я вам рассказал о Туризме, а вы мне скажите там были альпинисты. Хорошо, поговорим об Альпинизме. Мы и в этом вопросе наторели. Массовость в Альпинизме, время действия СССР. Как обещал я Вам расскажу, что было у нас тогда и что мы потеряли благодаря Америке и англосаксам в 90х. При этом больше пострадали вы, которые в 90 ложились в Москве под танки. Мы в СССР жили как в Банке. При этом СССР умудрилось дать нам все и оставить не тронутой нашу Душу и Дух. За что краснопёрым спасибо.

Крыленко Николай, собственной персоной

Кавуненко Владимир, собственной персоной

И так – Альпинизм. Во времена Сталина, в тяжелые времена подъема нашей страны из руин Революции и гражданской войны этот человек был Иконой. И это по Праву. Как он вел себя с Черчиллем и Трумэном. Он им разрешал сесть. Он всегда работал в одном Кителе, всегда за столом сутками, вникая во все дала Большой Страны. Именно такие железные люди и выигрывают войну, что он со своим экипажем и сделал. Вы скажете, а причем тут альпинизм? А при том. Альпинизма у нас не было до Сталина в Государственных масштабах. Малое число наших политиков выезжали в Европу и там, в Альпах, наблюдали за этой диковинкой. Затем, возвращаясь обратно домой именно на Кавказе пытались это воплотить в жизнь. Сталин закрутил машину Альпинизма в СССР. В Стране уже работал Пролетарский туризм и Крыленко со своими ребятами понимал, что с Пролетарского туризма со значком «Ворошиловский стрелок» на груди много каши не сваришь. Большая часть границ в СССР проходила по горной местности. Все было убого, в основной своей одежде, обмотках. Нужно было что-то решать на Государственном уровне, а потом заниматься этой темой.

Альпинистский лагерь, Шхельда

Альпинистский лагерь, Джайлык

В один день группа ответственных лиц, по рассказу Кавуненко, пришли на прием к Сталину с Проектом по созданию Альпинистских формирований в СССР. Сталин ознакомился с материалом и был озадачен. Он вник в дело и загорелся им. Подчиненные боялись Иосифа Сталина, так как частенько после совещания в коридоре, с другого кабинета, открывалась дверь и появлялся человек с круглыми очками – А вот вы зайдите ко мне в кабинет. На этот раз в кабинете Сталина было тихо, он читал документы и что-то в них правил. Это обычное дело для этого человека. «Хозяин» управлял Страной и делал это жестко.

Альпинистский лагерь, Дугоба

Альпинистский лагерь, Варзоб

А как преподавательский состав будет готовить молодых специалистов? — спросил «Хозяин». Короткое замешательство за столом. Кто-то взял на себя смелость – Люди за счет своего отпуска будут приезжать в построенные для альпинизма Лагеря и готовить молодых Альпинистов. Оторвавшись от документа Сталин строго окинул взглядом смельчака — Как это, за счет своего отпуска? В отпуске человек, со своей семьей, должен поехать в Пицунду или в Сухуми и отдыхать там, как положено по Закону. Для этого ему дан отпуск. У выступившего выступила испарина на лбу, а в дверях уже сверкнули знакомые круглые очки. Сталин понял, что у чиновника легкая контузия. Такое состояние было обыденное в кабинете у «Хозяина». Он, как обычно, взял свою курительную трубку встал и привычно прошелся по кабинету. В его помещение было так тихо, как будто он был один. Это и понятно. Сев за стол, он еще раз окинул людей взглядом. Понимаете, мы будем готовить специалистов, Мастеров своего дела в горах. Немцы уже давно готовят Горных стрелкой, французы готовят Горную Жандармерию, и эти специалисты исполняют любую работу в Горах. Итальянцы родили подразделения Карабинеров. А мы?

Альпинистский лагерь, Артуч

Альпинистский лагерь, Цей

И тут все как оживились. Кто-то предложил — А мы создадим новый Прикладной вид спорта – Альпинизм и вся страна им будет заниматься. Сталин опять оторвал взгляд от бумаг на столе – Так как же с Преподавательским составом? Предлагаю их на время, проведенное в Школе альпинизма, освобождать от работы по месту жительства с сохранением рабочего места. Потом посмотрел на участников собрание и продолжил – Когда у вас самое напряженное время работы в горах, товарищ Крыленко? Крыленко не задумываясь произнес - С июня по сентябрь. Вот и освобождать их нужно от работы на три месяца — Произнес «Хозяин». И привычным движением поставил пометку на Проекте документа. Работайте, Товарищи! Толковое дело.

Альпинистский лагерь, Эльбрус

Альпинистский лагерь, Адыл Су

Проходит какое-то время, на Кавказе, Памире, Тянь-Шане, а потом и на Алтае появляются новые постройки. Отдыхающие проходя мимо думают только ободном – Ура! Новую турбазу строят, приедем отдыхать. Мне все это близко. На своем примере покажу Вам, как работала вся эта система у нас в СССР. Я такой человек, если взялся за что-то, то прохожу это от начала до конца. И так мой опыт по учебе в Горных районах СССР: значок «Альпинист СССР» я делал в АУСБ Шхельда в 1984 году. Хотел сразу закрыть 3 спортивный разряд в АУСБ Джайлык, во время учебы лагерь смыла сель. Да! Вот так мы учились альпинизму представители с Дальнего Востока. АУСБ Джайлык не первый лагерь, кто пострадал от Природы. Был еще и Талгар.

Как мы зарабатывали свой значок Альпинист СССР

Перевал ВЦСПС и вершина МНРы

Перекуры на занятиях по альпинизму. Инструктор Романченко Геннадий

Профсоюзные путевки в альпинистские лагеря к нам, на Дальний Восток, не приходили. Мы приезжали в лагеря, смену работали там подсобными рабочими. Отработав 20 дней, смену ходили, как полноценные спортсмены. Гордились этим. Затем АУСБ Дугода и Варзоб, только после этого, когда я стал второразрядником в альпинизме, вошел в команду Сергея Эйдуса, который повторил этот финт ушами намного раньше меня и был уже и КМСом по альпинизму, и Инструктором по этому виду спорта. Потом Альпинистские сборы в Туве – горный район Циган Шибету, затем сборы в Гиричи (Чичено-Ингушетия). Потом опять АУСБ Варзоб и наши любимые Аллаудинские озера. Наконец АУСБ Артуч, венец и гордость Альпинизма СССР. Сборы проходили в районе Зиндона. Но что бы туда попасть мы прошли в АУСБ Эльбрус сборы на «Спас жетон». При этом, в своей альпинистской карьере, я не охватил такие АУСБ, как Безенги, Узункол, Талгар, Ала Арча, Актру, Улу Тау Алылсу, Джантуган, Туюксу. Извиняюсь, кого не вспомнил. Наконец – Школа Инструкторов по альпинизму, в которой я участвовал на Кавказе на Базе Цей.

МАЛ, под пиком Ленина

МАЛ, под пиком Коммунизма

МАЛ, под пиком Хан Тенгри

Ой! Да сколько их было, этих альпинистских Баз. И где они сейчас. А Высота и МАЛы под пиком Ленина, под пиком Хан-Тэнгри, под пиком Победа, под пиком Коммунизма и Корженевской? Сколько золотого времени я провел в этих районах. А сказочный Каравшин? Ребята, рука устанет печатать. И где это все? А УСБ Цей, где я закончил Школу Инструкторов по альпинизму. Всех вас люблю, уважаю и низкий поклон Вам всем. Это я о массовости в альпинизме. Вы можете себе представить объем работы при подготовке альпинистов в СССР? Молодежь, день будете Гуглить, фиг все осмыслите. Это просто невозможно осмыслить. И так, при Сталине построили много Баз. Начали подбирать Кадры. Проводить первые сборы в горах. Что главное в горах – Безопасность. Везде появились КСП (Контрольно-спасательные посты) Попасть работать туда было невозможно, желающих очередь. Руководители АУСБ и КСП назначались Федерацией альпинизма СССР. Иерархия, дисциплина, физическая подготовка – это первично. Круглогодичная тренировка – основа для занятия альпинизмом. Титаническая работа по документам. Вы можете представить это сейчас? А где это вообще работает.

АУСБ Джайлык и его обитатели

Не поверите, выжили и работают в России по правилам Альпинизма СССР: АУСБ Безенги Узункол, каждый год проводятся выездные сборы на Алауддинах, действует АУСБ Ала-Арча, Актру и наконец в Казахстане возродился лагерь Туюксу. Еще есть ресурсы, которые я не упомянул? Может и есть, я сейчас на Камчатке. Слава Богу, что это еще помню. По памяти ШПАРЮ. Почему? А я до сих пор действующий альпинист, хоть и ОДИНОЧКА. Нас не победишь. Возвращаемся к массовости в СССР. И так, лагеря построили, безопасность наладили. Документацию создали. Привлекли основные резервы, а это вам не хухры-мухры, сам ГОССПОРТКОМИТЕТ. Еще вас прошу подумать о том какие резервы с Государства были направлены на всю эту машину в годы, когда Сталину было очень трудно. Он, как Путин, поднимал свою страну, загнанную в тупик политикой Новой жизни.

Город Владивосток и команда по альпинизму Сергея Эйдуса

Альпинисты энтузиасты того времени провели титаническую работу по описанию Горных районов, маршрутов в этих Горных районах. Провели аттестацию категоричности маршрутов в горах. Создали действующий Архив документации. В Федерации альпинизма СССР появились Комиссии по решению всех вопросов. Государство, юридически, все взяло под свой контроль. Профсоюзы стали выпускать путевки в АУСБ. Например, путевка в лагерь стоила по полной форме 125 рублей. А люди ее выкупали за 30 руб., если я правильно понимаю эту Кухню. Я могу ошибиться, к нам во Владивосток путевки в альпинистские лагеря не приходили. И это еще не все. А снаряжение! Не туристическое, а альпинистское. Заработал в СССР завод – Судоверфь. На его основе во всех прокатах АУСБ засветились: Ледорубы, Кошки, Крючья, Горные ледовые молотки, ледобуры (ледобуры дерьмо конкретное, а другого не было. Были сильные мужики и их это не останавливала делать головокружительные вещи в горах.) Из мягкого снаряжения: Палатки из перкали, альпинистские рюкзаки, обвязки плащи и прочая утварь. Забыл главное. На основе разработок примуса Фобус мы получили нашу бензиновую горелку, Шмель – Война войной с немцами, а обед по расписанию.

Мои любимые Фанские горы

Проходит время появляются первые Мастера спорта по альпинизму. Федерация работает, соревнования проводятся. Появляются первые проекты на Звание «Снежный Барс СССР». Что бы его выполнить нужно было взойти на пики: Корженевской, Коммунизма, пик Ленина, пик Хан-Тенгри и наконец пик Победа. Кто прошел этот высотный ад, тому на грудь вешали Знаки Снежный Барс СССР, (тяжелая эмаль). Один из первых на Камчатке его получил Березин Альберт Александрович. Из женщин, Аграновская Людмила Семеновна. В Приморском крае до 80х годов никто и не думал взойти на свой первый семитысячник. Это было, как космос (сексуальные фантазии). Кто стал Юрием Гагариным в Приморье? Только те, кто уехал ближе к Большим горам СССР. Например, Виктор Шкарбон с Уссурийска. А потом, в середине 80х, распробовали альпинисты с Приморья. И, понеслось.

Команда скалолазов города Владивостока, 80е годы

Марков Владимир в лихих 80х, собственной персоной
А теперь мы спускаемся на нашу грешную Землю и поговорим о современном подходе к Горам. Дима Кленов, после первой моей публикации о массовом туризме на Камчатке, уже притих, а когда прочитает об альпинизме, подумает откуда такое безумие на вулканах и в горах сегодня. За последних три года на Ключевской 14 покойников, в разных группах. Это безумие. Ключевскому вторит вулкан Камень. За один год пять покойников в разных группах. В СССР такого близко не было. Есть еще одно суждение – на дорогах в авариях гибнет больше. Да, по непроверенным данным 300 000 человек в год отправляют в Морг. В наше время, до 90х, алкоголь отправлял в Морг более 200 000 человек в год. А причем тут Горы? И как это все можно сравнивать.

По словам Ивана Трофимовича, эти современные люди в горах сами по себе, у них нет Правил, Законов, Напарников, зато есть Деньги. Нет главного! Государство их в упор не видит. Видит только дяденька Прокурор, закрывая Дело о гибели человека в горах. Но, мы о массовости в альпинизме СССР. Вы думаете это все. Вот люди в АУСБ выехали и это статистика. Нет. Массовость делали Клубы альпинистов. Там было еще больше участников. Выросли Мастера спорта по Альпинизму в СССР, им в Клубах давали условия работать с молодым поколением. Выделялись деньги на это. Ну, пока все. Повторяю, я не преследую на своих ресурсах никакой цели. Я не баптист, как мне написала одна дура, не руковожу командами и группировками. Мне 68 лет. Не хочу менять мир во круг себя. Я хожу на свой Ключевской вулкан, а из него за три последних года уже сделали Эверест. И я докажу это. Сколько групп поднимается на сам Ключевской вулкан и сколько на Эверест? Эльбрус отдыхает. Пока отдыхает. Скоро, из-за потепления, всех перегонит пик Ленина. Уже звонки на нем появились. А то что произошло у нас на Камчатке в сентябре, в наше время так обозначали – Приехали.

Ключевской вулкан, фотография Ю. Демянчука. По центру вулкан Средний, с права вулкан Крестовский

И так, когда я писал на своих страничках, по ходу событий в сентябре на Ключевском вулкане, все это меня привело к одной мысли – это Безумие людей. Все писали рядом со мной и определили вину участников, кто организовывал это Безумие. То есть, кто организовал эту игру в Русскую рулетку. В нашем современном Мире придумали еще одно объяснение этому ужасу – Голодные игры. Мне кажется, что все придуманные современные игры, как призыв к наркомании и название этой дозы Адреналин. После того как я разобрался по всем тонкостям трагедии, то пришел к общему знаменателю и сейчас обрадую вас своим заключением. Да, в Новосибирске организатор этой Русской рулетки на Ключевском вулкане получит все по Закону Российской Федерации. Что будет с оставшимся живым Гидом – это не моя проблема. А сейчас главное. А как себя чувствует девушка, клиент, которая без всякого разума, физических данных, только за деньги влезла в эту группу. Ей там не икается. Она уже в уме планирует в другое Путешествие, ублажая свою Похоть. После разбора полета я понял одно, ведь смерть 9 человек на ее совести, на ее ПОХОТИ и дозволенности. Вы так не думаете. Дальше я обосную свою мысль.

Фотография Ю. Демянчука. Слева на право: Овальная Зимина, Ключевской, Средний, Крестовский, Заречный, Харченский

Трагедия на Ключевском вулкане в сентябре 2022 года. Гибель девяти человек на вулкане по туристическому, самому простому маршруту, с юго-запада.

За время трагедии на Ключевском я удалил три своих поста на эту тему со своих интернет ресурсов. Почему? Потому что Бардак во всем. Потому что в наше время современность делает все, что хочет. Правил нет, а они и не нужны. Потому что Логику затмила Логистика и в жизни Сила отмечена обычным Баксом. При этом, в душе, я не отказался о того, что дам вам понятие, как это происходит, то есть гибель людей на вулканах, и сделаю это в литературной форме, а не в актах разбора несчастного случая и выводах комиссий. Этих документах вообще правды нет. И не дай Бог, как это делают средства СМИ. А что бы было еще понятней, в начале этой статьи опубликовал, что было в альпинизме и туризме во времена СССР, при рождении этих видов спорта. А альпинизм родился, как военно-прикладного вида спорта. И во что его превратили за тридцать последних лет любители острых ощущений. При этом, не показывал Вам ни чего отрицательного в этих видах спорта нашей деятельности в СССР.

Понимаете, вроде троих живых спустили с вулкана Ключевского, а затем девятерых, в черных мешках, как Груз 200. Можно успокоиться, правда? А не получается, так как не девять человек погибло на Ключевском вулкане, как пишут средства СМИ. Люди взрослые, у многих высшее образование, а считать не научились. Четырнадцать человек осталось на Ключевском за последних три года. При этом не так все гладко в МЧС, как они себя рекламируют на Камчатки, выпуская гадкие ролики по своей работе. Делают это по системе – русское быдло все схавает. Средства СМИ, мне кажется, все обкуренные. Даже по телевизору врут, не моргая. Профессионалы. Мне остается только одно – написать, как я это все вижу, что сейчас и делаю.

И так в Новосибирске ребята, которые занимаются экстремальным спортом, каким, не важно, решили зарабатывать деньги на своем увлечении. Законом это не запрещено, а разумом? Вот тут Ступор. Так как экстремальные виды спорта опасны, то к этим турам нужно относиться так, как это делает Александр Абрамов в Гималаях. Сначала организовать дело, привлечь специалистов, сильных Гидов с репутацией Мастеров по альпинизму. Ведь трагедия произошла в сфере альпинистской деятельности. Изучить практику соседних Фирм по этой работе, ознакомиться с Горным районом, куда погонят этих несчастных, но с деньгами, Клиентов. А потом уже организовать лагеря, организовать учебу Клиентам на местности, провести сдачу физ. нормативов. Естественно, правильно акклиматизироваться, распределив Бедолаг по группам и Гидам. Я, наверное, уже взялся писать по теме братьев Стругацких. А это только у Абрамова такое безобразие? Мне скажете это не приемлемо в нашей стране. А четырнадцать покойников за три года на Ключевском в разных группах – это нормально.

Юго-западный склон Ключевского, где произошла трагедия

Так что произошло в Новосибирске при подготовке к выезду на Камчатке? Набрали группу клиентов с разных городов. Десять клиентов и работать с ними должны были два гида. И это еще не все. Группу разбавили одной девушкой. А почему нет, она платит 100 процентов. Одиннадцать мужиков справиться с этой задачей, провести девушку на вулкан. Я согласен, а в результате? Это девушка, спутав все планы гидов, не справившись с задачей, убежала в низ, прихватив с собой одного Гида. Остальное, опишу по позже. По непроверенным данным один гид был в теме, я хотел сказать – опытный. Поэтому я буду называть его в своей статье – Старший гид. А вот второй гид, который остался живым, я так думаю, исполнял роль Помощника в этой коммерческой сделки, не имея на это ни каких прав. Если в группе есть слабое звено, по основной работе, то на десять клиентов должно быть, как минимум, три гида. А это уже коммерция, невыгодно по оплате работы Гида. Бакс правит по вопросу не логики, а логистики.

Перевал вулканологов в 80х годах. Виден весь маршрут на Ключевской вулкан

По этому гребню проходит нитка маршрута на Ключевской

Перевал вулканологов и вид на вулкан Камень в 80х годах

Если разобрать восхождение по часам, то помощник Основного гида все время носился по борту Ключевского вулкана, между высотами 3300 и 4200, то вверх, то в низ, выполняя роль ответственного работника по обеспечению Клиентов на высоте 4200 всем необходимым. При этом, по Правилам, у него было пять своих клиентов, закреплённые за ним. А это, как это? А что делали его Клиенты, когда он носился, то вверх, то вниз, обеспечивая восходителей всем необходимым? Клиенты с его группы были одни внизу на перевале Вулканологов, два человека, а другие наверху, три человека. А это как это? Тут без бутылки хрен разберёшься. А сейчас мы разберем по полочкам и времени, как это может произойти и к чему такой подход к делу приводит. Группа из двенадцати человек попадает в поселок Козыревск, средняя часть Камчатки, ближе к Северной. Переночевав в гостинице этого поселка, за несколько дней туристы попадают на перевал Вулканологов, высота перемычки между вулканами Ключевской и Камень 3300 метров. Расположились в домике Биченко. Сентябрь месяц, район опустел от туристов. Они одни в этом месте. Связи нет, если у вас нет Спинового телефона. У группы было в наличии два Спутниковых телефона. По логике вещей, при работе, две разобщенных между собой группы туристов общались. Это факт. Что представляет собой строение в виде домика на перевале Вулканологов. Небольшой сарайчик, продуваемый всеми ветрами, построенный Александром за всю историю туризма и альпинизма в этих заброшенных Богом местах. На перевале Вулканологов, между Ключевским вулканом и Камнем ни каких сооружений с начало 80х не было. Только временные каркасные палатки вулканологов. Я там постоянно проводил восхождения.

Такие каркасные палатки строили вулканологи по всей Ключевской группе вулканов

Каркасная палатка на перевале Вулканологов в январе в моей экспедиции на Ключевской вулкан

Домик Биченко на перевале Вулканологов

А сейчас простой вопрос, а в других районах Камчатки Горные приюты есть? Вулканологов не нужно трогать. Домик Биченко, единственный приют с юга Ключевского вулкана, постоянно спасает жизнь людям. В этом году три человека с группы Новосибирска остались жить благодаря только этому домику на перевале Вулканологов. Ни какая палатка не устоит в штормовой ветер на этом перевале. А они в Домике спасались, как минимум, трое суток. Точность мне не нужна. Мне нужен смысл происходящего. Я сейчас расшифрую сказанное. Когда на Эльбрусе погибло пять клиентов, четыре девушки и один парень, то есть мнение, что остальным одиннадцати клиентам спасли жизнь спасатели на ратраке. Если бы спасатели опоздали на час, то собрали в одном месте шестнадцать покойников. Если бы не домик Биченко на Камчатке, то покойников было не девять, а двенадцать. Это мое мнение.

Характер склона на юго-западе Ключевского вулкана

Посмотрите какой характер склона и где вы видите тут пропасти по данным СМИ, куда улетели пять Клиентов

Были ли акклиматизационные выходы на верх борта Ключевского вулкана, занятия с Клиентами по техники передвижения по сложному вулканическому рельефу? Вы это поймете в моем повествовании далее. Что такое акклиматизация людей в горах и на вулканах? Это сложная тема. А вообще люди, кто приезжают на Камчатку, понимают, что такое вулкан Ключевская сопка с ее высотой 4856 метров. А так, как это Северные широты, то его высота более 5000 метров. Температура зимой достигает, по данным Форкаста, минус 80 градусов. Ветер такой, что шлифует конгломерат за один сезон. Так ходили ли Клиенты этого безумия в сентябре до высоты 4000 метров без рюкзаков на день, чтобы вернуться на высоту 3300 и переночевать на этой высоте второй раз перед восхождением. Я не знаю. Зато знаю точно, что все коммерческие группы не делают это. Не принято. Повторяю, вулкан Ключевской — это пупырь для приезжих похотливых людей. Просто объект, просто включен в перечень на звание Снежный Барс России. Тема закрыта.

Значит постановим по факту происходящего в этой группе. Начинается у клиентов восхождение с высоты 3300 метров. По идее, с начала, в первый день выходят шесть человек и один гид. Вторая группа, как спас отряд, страхует первую. Они возвращаются. На следующий день выходит вторя группа, а первая сидит в спасотряде. Это по идее, как бы по братьям Стругацким. На самом деле десять клиентов в группе и два гида вышло на само восхождение сразу — это очень опасно, если в группе слабое звено — девушка.

Мы ни когда не пользовались веревками на Ключевском с юго-запада. Но, шли в кошках

Почему опасно, ПАРАВОЗ. А от сюда первый участник срывает камень, последний ловит его на голову. Все гениальное просто. С высоты 3300 до высоты 4200 происходит ЧП. Повторяю, не на высоте 4200, как все пишут в СМИ при срыве, а до него. Два человека почувствовали себя плохо. Почему? Люди не были акклиматизированы и физически не были готовы к восхождению. Все гениальное просто. Звоните к Абрамову, он вам все расскажет, как надо делать, что бы такой хрени у Вас не случилось. В нижней части маршрута началась трагедия. И ее можно было, по логике, избежать. В этой группе сработала Логистика, то есть, Баксы – Я заплатил, вы обязаны довести меня до вершины. Расшифрую. Гид для клиентов – это конь Пегас. Вы меня поняли, надеюсь.

И так, до высоты 4200, в группе, где не было акклиматизации, двое клиентов почувствовали недомогание через некоторое время на склоне вулкана в начале маршрута. Это была девушка и парень. Ноги не идут, голова болит, хочется вырвать. По идее, два гида отходят в сторону и решают быстро эту проблему. А как. Одна группа из шести человек идет на верх, а вторая с двумя больными и сопровождающими, четыре человека, спускается вниз.

Перекуривали на маршруте просто, окликнули друг друга и сели, где остановились

Все по-честному, по братьям Стругацким. Здоровые спускают больных. Это по логике, а по логистики все заплатили деньги, и все хотят стать Снежными Барсами. С этого места началась трагедия, а не как пишут СМИ, на высоте за 4000 метров. Один гид, второго плана, уводит двух клиентов в низ и оставляет на убой трех своих клиентов наверху, которые продолжают движение вверх, присоединившись, не по правилам восхождений, к Главному гиду. Старший Гид не имел право вести на верх восемь клиентов. Он что, Бэтмэн

Повторяю, трагедия развернулась не при срыве на высоте за 4000 метров, а намного ниже. Вывод. В современном мире работает не логика и правила у не опытных клиентов в горах, а логистика – Я заплатил меня должны завести на верх. Мы возлагали все надежды на Гида, а они не оправдались. Все гениальное просто. Гид – это конь Пегас и обязан доставить клиента на конус вулкана. Что бы понять трагедию не надо часами чесать языками в интернете и искать точность в информации, что произошло на высоте 4200. Это паранойя. Нужно годами Бычить дома в спортивных залах, изучать в книгах район, куда суете свою голову. Готовить себе напарника по связке и пытаться формировать группу, в которой вам будет и комфортно, и надежно. Мы это делали в СССР, посмотрите мою раннюю публикацию по альпинизму.

Вот, такая крутизна склона Ключевского вулкана на высоте 4200, какая тут пропасть? Где нашла тут пропасть СМИ?

И так, два Гида сразу, своим росчерком пера, решили исход мероприятия в этой трагедии. Погода была плохая. Циклон. Один Гид уходит в низ и уводит двух больных клиентов. Второй, Старший гид, уходит вверх и уводит восемь клиентов, а должен, максимум, пять, и то, если он по опыту моего уровня. Я вожу пять клиентов. При этом Марамчин Александр, при разборе этого случая сказал однозначно – я беру столько клиентов, сколько могу унести в низ. Прикольно сказал. Младший гид приходит к домику Биченко на высоте 3300. У них все по плану. В домике связь по спутниковому телефону. По связи передали, что на высоте за 4000 метров срыв участников. Погибают пять клиентов, Главный Гид сломал ногу. Оставшиеся в живых трое клиентов в ШОКЕ. Нужна помощь. В это время Второй Гид на высоте 3300, в домике Биченко, берет палатку и спальники, наверное, газовое снаряжение, поднимается к месту трагедии. Задача сложная — спасти трех клиентов, оставшихся в живых на высоте 4200, и переломанного Старшего Гида. А парень и девушка в домике Биченко связывается по спутниковому телефону с Большой землей и вызывают спасателей. Нельзя забыть еще один факт, внизу на высоте 3300 в домике Биченко двое полудохлых клиентов не понимают, что им делать дальше

Моя фотография и мое восхождение на Ключевской вулкан с перевала Вулканологов. Вид на перевал Вулканологов сверху

После того как на Большую землю передали то, что случилось на Ключевском вулкане, вступили в работу СМИ. И я стал читать этот БРЕД. Мне сразу позвонили люди, которые имели непосредственное представление, что творится наверху по точной информации. Они не имели никакого отношения к Камчатке. При этом помогали по информации с вулкана и сами камчадалы, но не ПСО на Халотырки. К ним у меня ни каких претензий уже нет, и не будет во веки веков. Имея точную информацию, чуть ли не со спутникового телефона, я открыл свою страничку по трагедии. Средства СМИ, как всегда. Что они там в офисах курят, загадка. Наверное, Марихуану. Накурившись, передают – Пять альпинистов упали в пропасть и погибли. На само деле это произошло на коммерческом, туристическом маршруте, средняя крутизна склона 25 градусов. При падении пять клиентов погибли четверо, со Старшим, переломанным Гидом, остались живые. Это не самое главное. Сейчас никто не поймет, как это произошло на само деле. Свидетелей нет, все погибли, кто был на верху. Одни при срыве, другие чуть позже. Второго Гида, повторяю, не было. Он, пока идет на верх с палаткой и спальниками. При этом понимает, что его Клиенты мертвы. Люди, я вас не понимаю.

В настоящий момент мой спуск с вершины проходит по самому безопасному маршруту с юга, но по нему ни кто не ходит. Он не выходит на перевал Вулканологов

Дальше все трагично, не дай Бог пережить такое. МЧС готовит спасателей, а Младший гид бежит наверх. В домике остаются два клиента – парень и девушка. Вроде так. Младший гид достигает высоты за 4000 метров и ставит там палатку. А может находит, более-менее, ровный участок и стелет палатку, засовывает туда спальники и, затем, группа оставшихся в живых клиентов эвакуирует в палатку сломанного Старшего гида. Я так представляю, так как сам там не был. Данных нет, все при срыве сейчас мертвы. А Младший гид, после всей этой Хрени наверху и на перемычки пока был не многословен. Я его понимаю. Повторяю, все, кто остался жив после срыва на высоте более 4000 метров, а это три клиента и сломанный Старший гид мертвы. Свидетелей нет.

Что происходит дальше не поддается никакой логики. Почему несколько дней не было спасателей? Почему средства СМИ передали по своим источникам, что спасатели прибыли на высоту 3300 метров, а через несколько часов опровергли эту информацию. И так наверху три живых клиента и два гида. Тема темная. По идее Младший гид пинками должен был гнать оставшихся в живых клиентов в низ. Это по идеи, а по логистики он Младший гид. Как взять на себя эту ответственность, и в каком состоянии были эти три клиента знает Бог один. Вывод простой, Старший гид поломанный, Младший гид решил, что все в палатке, опасности нет, ждем спасателей. Это мое мнение и это не документ. И пока тайна покрыта мраком. А может и во веки веков.

Перед выходом на конус Ключевского вулкана с юго-запада, склон ложиться. Чувствуется только Высота

Сколько суток просидели в палатке люди на высоте за 4000 метров? Двое суток или трое? За это время умирают в палатке два клиента и Старший Гид. Паранойя какая та. Остаются живые два участника трагедии – это Младший Гид и один из клиентов. Я сейчас расскажу вам, как умер этот последний клиент. Он вылез из палатки и сел на краю обрыва. Младший Гид подошел к нему и хотел заговорить с Клиентом. Тот посмотрел на Гида и упал замертво на бок. Откуда я это узнал? Я ведь Марков. Наверху стоит палатка. Ужас какой-то. В палатке три покойника, рядом с ней в разных местах еще шестеро. В этом ужасе сидит оставшийся в живых Младший Гид. Вы можете себе это представить? Такого и врагу не пожелаешь. Что чувствует этот человек? Он здоров, не поморожен, как написали средства СМИ. За это время он умудрился один раз спуститься в низ и с рюкзаком подняться в верх. Сейчас он спустится вниз и не получит ни каких обморожений, а внизу средства СМИ будут сообщать, что спасатели не могут пробиться к пострадавшим, там страшный ветер. Повторяю, он спуститься сейчас в домик Биченко на перевале Вулканологов и встретится там с двумя клиентами, девушкой и мужчиной, которых он спустил раньше. И трое участников этого экстремального безумия будут ждать спасателей. Может я чего-то не понимаю?

Сейчас ко мне пришли сведения, что в этом мероприятии были задействованы три вертолета. А именно, один борт был МЧС. У этой конторы были такие случаи, когда экипаж перед самым подлетом к пострадавшим объявляли — Мы на эту высоту не поднимемся, у нас для этого допуска нет. Представляете – Борт МЧС. А теперь самое смешное. Этот борт, рискую своей жизнью пришел на перевал и забрал трех пострадавших. Или у меня не правильная информация и этот рейс выполнила другая контора? В спасательном рейсе участвовали ребята с поселка Ключи.

Ключевской вулкан в работе в ночное время, фотография Ю. Демянчука. На ней мы видим боковой лавовый прорыв

Вы не поверите, а в это время на перевал Вулканологов с Востока прорывались и так не поднялись на высоту 3000 метров двадцать спасателей с Городской группы спасения. ПСО Камчатки Холотырки забросили бортом вертолета только на высоту 1000 метров и до отметки 3300 метров они добирались сутки. При чем не спасать людей, а эвакуировать покойников. А вот тут еще интереснее. Как-то странно все в России. У МЧС допусков работы на большие высоты нет, а вот у коммерческой компании Ксудач все есть, хоть на высоту 8848 метров, только плати. Вот именно эта организация с ПСО Камчатки и сняли покойников со склона самого вулкана. Вы можете мне объяснить такую математику. За борт МЧС не платили, и он всех спасателей ПСО выкинул на высоте 1000 метров. Погода плохая была. А коммерческий рейс отработал на высоте 4200 и погода им нужна только в крайнем случае. При этом все это делается на глазах у людей и всех это устраивает. Вы думаете это все? Ставьте ведра – горшков не хватит. В это время отличилась Городская служба спасения под кодовым названием – Пузаны. Тут, вообще, цирк. Их кто-то направил с Петропавловска в поселок Ключи. А потом они доехали до вулканостанции Апахонтич, которая находиться на Востоке Ключевского вулкана, туда и обратно где-то 1200 километров. Ни чего не перепутал? Дело в том, чтобы с этой точки добраться на перевал Вулканологов им нужно было нанять опытного Проводника моего уровня. А если бы они вышли на маршрут сами, то этих бы Пузанов искала вся авиация Камчатки больше месяца. Мои слова можете положить в Банк и через день у вас появиться прибыль.

Ключевской вулкан с Востока. Фотография Ю. Демянчука. Обычное лавовое извержение

Пузаны, Городской службы спасения, какое-то время работали не понятно где и непонятно зачем, то есть, двадцать человек тусовались в этом районе. Наверное, учения провели. Затем поняв, что они беспомощны, вернулись на зад в Петропавловск Камчатский. Вопрос, что они этим финтом ушами хотели показать? Второй вопрос, тот человек, кто туда загнал этих водников, понимал, что делает? Вы что забыли, как заказывали спец рейс в Санкт-Петербург, когда два водника с этой службы пытались покорить Корякский вулкан. Повторяю, спецрейс, так как медицина на Камчатке не может оказывать помощь пострадавшим. Так же, как Институт рыбного хозяйства на Камчатке не может сделать простой анализ морской воды, и им нужно все пробы отправлять во Владивосток в ТИНРО. Пока так на Камчатке живут. А что дальше? Следующая проблема, как обещал. Молчать не могу, удалять не буду. Дикость в этом районе, то есть, на Ключевской группе вулканов, никакой культуры. Больше скажу. Вы на Луне были? На высоте 1000 метров в районе Ключевской группы вулканов, как на Луне. Я постоянно нахожусь в районе и в курсе всех дел. Вы скажете тогда, а от куда я знаю, как на Луне? Логика и информация. На картинках видел. Смотрите, все просто. Весь научный Мир готовит чертежи Баз на Луне. И мы это видим. При этом ни одной Базы в районе Ключевской группы вулканов нет. Вы можете объяснить мне, что творится в мозгах людей? Вы думаете это все? Баз нет, шансов выжить в непогоду на Ключевской нет. На этот вулкан лезет такое количество самоубийц, просто ужас. А в это время все Мировое сообщество обсуждает проблему о жизни людей на Луне в очень защищенных, со всем обеспечением, оборудованием, электроникой, энергетикой, Базах. Может я что-то не домысливаю.

Ключевской вулкан с Юго-Запада. Фотография Ю. Демянчука. Виды при подходе на перевал Вулканологов

Давайте закругляться, и я сделаю вывод. Смотрите, всем кажется, что Ключевской вулкан — это не препятствие, когда люди прошли Эльбрус и Казбек. Мне кажется, что у современных гидов появляется какая та «аура» над ними. Они уже Боги на Земле. Они решают все и всегда, считая, что деньги все вытянут. Вы скажете опытом они вытянут? Девять покойников – это их опыт. Странно, не получается у вас. Скорее всего не получается в вашей логистики, когда вы полностью игнорируете Логику. Все говорят, что Старший гид имел все документы, чтобы так работать на Ключевском. Он и работал на Ключевском. Вы скажете – это случайность? Так говорит молодежь сейчас. Это фактор Природы, правда. Тогда, почему везде пиарили информацию, что гиды пошли в хорошую погоду по маршруту, где в наше время Школьники поднимались всегда без веревок. Ну хорошо, случайность. Тогда, о чем говорит статистика – четырнадцать покойников за три года на склоне Ключевского. Странная статистика. А почему раньше такого безумия не было? А на вулкане Камень пять покойников за один год в разных группах. Вот такая вот хрень у меня в голове. Но ведь я пишу, понимаете. Кто это делает с 2000 и пишет только об экстремальных видах спорта, видит не то что вы, а то что внутри всех проблем. А что внутри всех проблем, правильно я думаю, человеческий фактор. И гибель людей в автокатастрофах на дорогах тут ни при чем. А с другой стороны 300 000 человек в год – это настораживает.

Выживший на Ключевской сопке гид Иван Алабугин арестован до 15 января 2023 года

Выживший на Ключевской гид взят под стражу

Александр Абрамов о коммерческом альпинизме в России

В Новосибирске прошёл суд над Директором Extreme Time Андреем Степановым

С Ключевской сопки эвакуировали тела погибших

Туристическая группа терпит бедствие на склонах Ключевской сопки. Выжившие эвакуированы

Трагедия на Эльбрусе. Взгляд участника спасов

События на Эльбрусе 23-24 сентября глазами участника восхождения Дмитрия Долгова

Эльбрус. Точка невозврата. Первая серия

Нечитабельно

Из заслуживающего внимания - только эмоции. Что касается остального - безграмотный нелогичный неструктурированный стариковский самопиар.

Трудно понять автора

Пытался читать внимательно, но это же невозможно! Поток сознания с совершенно диким количеством ошибок, режет глаза. Основная мысль, как понял, такая- в наше время такого не было, а вот сейчас... Единственно, согласен, что много вопросов к работе МЧС в этом регионе. Да и в других регионах тоже, например в Приэльбрусье, где при несчастных случаях вызвать вертолёт практически нереально. Очень хотелось бы услышать развёрнутые комментарии руководителей этой службы- сколько и какой им нужно техники и сколько это стоит в расчёте на год. Думаю, что "пузаны" проедают в год на порядок больше, чем экипажи и техники вертолётов. Хорошо знаю ребят из Эльбрусского спасотряда, они рискуют жизнью за мизерные зарплаты, потому что другой работы там нет! А МЧС в последние десятилетия представляется тихим пристанищем для отставников из силовых структур

Написано хорошо, правильно, с душой

Написано хорошо, правильно, с душой. Прочитал два раза с удовольствием, единственный отрицательный момент - грамматические и стилистические ошибки, которые портят общее впечатление от прочитанного. Понимаю, что все это писалось автором на сильных эмоциях, но последующая правка текста значительно бы усилило восприятие. Спасибо. По изложенному: согласен на все 100!