Автор: Оксана Кочубей, Санкт-Петербург
Охотники за погодой
- Предыстория
Умный, Смелый и Красивый были знакомы давно. Так давно, что никто из Альпклуба Политехник и не скажет при каких обстоятельствах эти трое, решили объединиться и ходить вместе.
Один всегда ходил в «Системе», второму на «Систему» было наплевать, а третий придумал свою и ходил, как хотел. Все могло так и продолжаться, но дух у всех был один и этот дух искал приключения.
- Сборы
Южная стена пика Блока будоражила умы всех уважающих себя альпинистов уже давно. Может это громко сказано, но в уме мысль точно сидела и, как план Б, ее точно много кто рассматривал. Но, то ли район есть рядом поинтересней, то ли никому этот план Б так и не пришлось реализовывать, но до нее так никто и не дошел.
Клубные сборы этих троих мало интересовали, а тут на горизонте маячило то самое приключение, которое они так активно искали. Решение приняли быстро, купили билеты, нашли снарягу и считали дни до даты вылета.
А вылет случился внезапно, примерно так же внезапно, как наступает зима после осени. Вечером ты еще на работе, а утром летишь в другую страну с грузом за 100 кг и это еще далеко не весь ваш багаж, который предстоит как-то транспортировать до базового лагеря.
В Оше Красивый и Смелый узнали, что украинские сублиматы потерялись где-то на границах и ждать их не стоит. Можно было расстроиться и что-то сетовать на знаки судьбы, но хитрый план сложился быстро. Пока Умный добирался из Испании, где он в последнее время прекрасно жил, ему было поручено закупить что-то похожее по пути следования в Ош. В итоге кроме обычной еды, у них был запас декатлоновских сублиматов, каких-то испанских пакетных ноу-хао из обычного магазина, хамон и casademont Фуэт бережно спрятанный в термосе.
Путь в ущелье занял два честных дня. То ли шли они медленно, то ли путь был не близким, но бежать за один день никто сильно не хотел. Бежал только погонщик, точнее не бежал, а ехал верхом, пока Умный и Смелый пытались от него не отставать, а Красивый отстал. Так отстал, что потерялся. Терялся он так примерно полчаса. За это время он успел пережить все стадии неизбежности своего положения: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Можно было еще зареветь, но проводник нашел его раньше. Пришлось выдохнуть, забыть все и идти дальше. А проводник вот не забыл, кто из них оказался слабым звеном и теперь все время оглядывался, чтобы не искать его заново по ущелью.
Ущелье оказалось непростым. Путь, хоть и без больших перепадов, но с большим количеством мостов, некоторых из которых на своих местах не оказалось. С первым справились легко, а вот на втором пришлось тянуть переправу. Но Смелого не покидал вопрос:
С: А, как пройдут лошади?
Проводник: по воде.
С: А, если утонут?
Проводник: Утонут, так утонут
Вопросов больше не было.
- Подход
До места базового лагеря добрались только днем второго дня. В ущелье в этом году был настоящий аншлаг. Кроме пастуха с восемью сотнями баранов, там уже несколько дней акклиматизировалась группа из Москвы и Беларуси.
Ставить базовый лагерь рядом с ними наши герои не захотели. Ушли повыше, так как знали, что сами они послабее и тащить 150 кг веса, лишнюю сотню метров, каждому из них будет точно лень. Загнали лошадей, куда позволила врожденная наглость, скинули вещи, отпустили погонщика и стали думать, что делать дальше.
А вариант был только один, хватать вещи и нести их в первый промежуточный лагерь под пиком Острый. Небольшой отдых на обед и снова под рюкзаки. «Это же не сбор, а экспедиция!» – думал Красивый и плелся где-то в конце, ненавидя уже все эти подъемы по травянистым склонам и крупноблочным сыпухам. Казалось, что сил у него уже нет, но мир убедил в обратном, когда в три прыжка он оказался за каменной стенкой, в попытке укрыться от летящего на него каменного чемодана. «Что же, силы еще есть» - подумал Красивый и пошел вверх дальше.
Место промежуточного лагеря должно было быть у озера, но до него в тот день дойти не удалось. То ли из-за того, что Красивый был слабый и медленно шел, то ли Смелый и Умный тоже устали, но свалили все на Красивого. В итоге спрятали вещи за камнями, после какого-то затяжного подъема, и спустились вниз ставить палатку и отдыхать.
Несмотря на плохую акклиматизацию и практически отсутствие сна, отдыха в расписании следующего дня не предвиделось. К сожалению, железо ночью само наверх не ушло, но помечтать об этом было приятно.
До заброски дошли примерно за то же время, что и накануне. Красивый отставал, но уже меньше. Забрали вещи и пошли искать озеро. Как наши герои узнали позже, озер там было много. Большие и маленькие, прозрачные и грязные, нашлось даже озеро с маленьким айсбергом, но рассмотреть их удалось сильно позже, где-то с вершины скалы много дней спустя. В тот день они выбрали первое, которое встретилось им на пути.
Площадка была отличная. Похожая на маленький пляж, без песка, но с мелкой галькой. Подвела только штурмовая палатка. Максимально облегченная, она имела только одну дугу и, чтобы хитрая конструкция уверено держалась на земле, необходимо было дно максимально хорошо растянуть. Колышки в гальке особо держаться не хотели, но хорошо, что вокруг было полно камней, а у троих полно репшнура и холодной ночевки под открытым небом пока удалось избежать.
Во второй части планов на день стояло: понюхать высоту на перевале под пиком Блока, оценить обстановку, выбрать классную линию и полностью довольными собой, спуститься ночевать в одноногую палатку. Собрались, да и пошли. Да еще и снаряги с собой прихватили. Если уж раскидывать вещи по всему району, то с размахом. А если в голову мыслишка подлая пришла бы полениться и не пойти маршрут, то голос разума тут же бы напомнил фамилию хозяина платфомы, за которой точно пришлось бы вернуться.
Пока Красивый опять проклинал бесконечные подъемы, группа медленно двигалась вверх. Соседи по ущелью, которых между собой Смелый, Умный и Красивый называли просто — «Белорусы», вышли на подход и, незаметно для наших героев, подошли под снежно-ледовый склон, где спокойно их и поджидали. Подъем был затяжной. Снега немного, но обстановку выше было не рассмотреть. Закрытый ледник был опасен своими трещинами, а зная врождённую грацию Красивого, ожидать, что он в одной из них окажется, хотя бы одной ногой, можно было на сто процентов.
Дождавшись молодых и перспективных, «Белорусы» вручили им рацию, и, как бы между делом, сообщили, что завтра они лезут на Блок.
«Кажется, у нас только что украли первопроход» – читалась в холодном взгляде Смелого.
«Расстраивать мы тоже умеем» - подумал Умный и сообщил им вдогонку, что по данным Инрича, оставался один день хорошей погоды. Слова явно подействовали правильно, но тройка уже ушла наверх и останавливаться не собиралась.
«Прекрасно!» — пронеслось в голове у Красивого — «пойдем по их следам…»
- Восточная стена
Как говорит старший тренер: «День сам плохим не станет, для этого нужно что-то сделать». Очередной набор высоты и ночевка на 4600 вполне для этого подходили.
Прихватив еду и снарягу, Смелый, Умный и Красивый снова поднялись на перевал. Как и ожидалось, новые друзья планы не поменяли и уже лезли свой маршрут. Их красная палатка одиноко стояла наверху перевала, а звуки редко падающих камней со стены, раскрывали их местонахождение.
Отсутствие акклиматизации все еще остро чувствовалось у всей команды. Простые действия отнимали много сил. Распределив обязанности, Умный с Красивым начали медленно копошиться в снегу, пытаясь поставить палатку рядом с соседской. Фаза активной акклиматизации явно шла с большим трудом.
К вечеру все трое напоминали аспириновых наркоманов. С дрожащими руками и помутненной головой, очередной раз пытались найти в аптеке что-нибудь подходящее для облегчения своих страданий. Но то ли кислорода было мало, то ли просто мозг отказывался работать на высоте, но признать в Ацетилсалициловой кислоте аспирин никто так и не смог. Окончательно потеряв надежду, каждый из троих с грустью предвкушал очередную бессонную ночь.
Утро выдалось морозным, но солнце обещало еще показаться. Утепляться никто из троих сильно не стал, грея надежду спуститься в базовый лагерь до начала дождя.
Маршрут на Восточную стену был намечен заранее, цели попасть на вершину не было, но куда-то залезть до затяжной непогоды, тройки очень хотелось. Логичную прямую линию пришлось все же немного скорректировать. Смелый успел полетать там, и немного полазать. Остальная группа, получала удовольствие от каминов, карнизов и даже пещер через которые приходилось пробираться вслед за Смелым.
Прогноз не обманул, уже к пяти часам вечера туча повисла над горизонтом. Мелкий дождь не двусмысленно намекал, что за ним идет гроза и количество воды вокруг будет только расти.
Не став испытывать судьбу, все трое сошлись во мнении, что пора дюльферять. Дождь к тому времени стал заметно сильнее и появился холодный ветер. Одежда быстро промокла и тело начинало быстро замерзать.
Стоя на станции, Красивый стучал зубами не в силах это контролировать. Руки у всех сводило от холода, а вода от веревок текла под одежду.
Смелый быстро уходил вниз, оставляя на станциях петли, якоря и закладки. Умный немного сомневался, глядя на некоторые выступы, но ничего не говоря вслух, зажмуривался и уезжал вниз.
Красивый со станций уходил последним. Поделиться своими сомнениями, было не с кем, поэтому он просто сдваивал веревки, пытаясь не забыть за которую в итоге придется тянуть внизу.
Спустившись на ледник, Красивый по рации связался с ребятами. До вершины они тоже не дошли. Будут дюльферять к своей палатке на перевале. В Базовый лагерь вернутся завтра.
Оставив вещи под камнем, Красивый, Смелый и Умный уже в ночи вернулись в базовый лагерь. Уставшие, но довольные тем, что дни непогоды они просидят с чистой совестью и легким сердцем, все трое завалились спать.
- Непогода
Выпивая очередную кружку чая в тамбуре огромной декатлоновской палатки, Красивый вспомнил слова из «Гадких лебедей» Стругацких: «За окном темнело, и по-прежнему лил дождь крупный, тяжёлый, неторопливый дождь, которого было очень много и он явно никуда не торопился».
Раньше эти слова ассоциировались только с Питером, но, кажется, теперь у него появились конкуренты.
Смелый и Умный писали что-то на бумажках, предстоял очередной тур игры в интересные факты, а Красивый был рад, что кроме них в это время в ущелье оказалась еще одна классная команда.
С ребятами подружились очень быстро и пять дней непогоды оставили в душе приятный след. Вы когда-нибудь играли в «Угадай мелодию» по рации? А может, вас приглашали в гости через квадрокоптер? А может, вы пробовали объяснить слово «меренга» через букву П?
Красивый не знал, как прошли бы эти долгие дни без этих ребят, но они точно были бы не таким уютными и теплыми.
Имея запас по времени и надежную связь с большой землей, Умный и Смелый ждали окно. Дождь не мог идти вечно, и удача должна была им улыбнуться.
- Острый
Один вопрос беспокоил Смелого с самого вечера. Брать ли палатку? Очевидных полок снизу видно не было, но были места, где они теоретически могли появиться, а вот в каком виде зависело от степени общей удачливости.
Риск - дело благородное, но испытывать судьбу не стали. Закинули палатку в баул, добавили 15 литров воды и стали ждать рассвета.
Рассвет не заставил себя долго ждать. Затолкав в себя пару ложек каши, и раскидав последнее снаряжение, все трое отправились к началу маршрута.
Умный лез с грацией кошки. Аккуратно и быстро, не позволяя остальным долго мешкать на станциях. Смелый с Красивым исправно жумарили, не забывая по пути проклинать весь скарб, который приходилось с собой подтаскивать. Но хорошее когда-нибудь заканчивается, как и простой рельеф на таком маршруте. Участки с ИТО настигли Умного и скорость его заметно снизилась.
Чем с радостью воспользовался Красивый. У него наконец-то появилось время найти в рюкзаке конфеты и сделать пару селфи для мамы. Смелый же успел в это время немного поспать.
Каравшин славится своими надежными трещинами и монолитными стенами, но на все правила есть свои исключения. Когда казалось, что остается один карниз и все трое окажутся на полке, судьба решила остроумно пошутить, и в какой-то момент, стерла со скалы все видимые трещины.
Единственным вариантом виделся траверс с ИТО по огромной нашлепке, которая не внушала сильно большого доверия. В случаи ее внезапного обрушения, она неминуемо вместе с лидером прилетала бы на головы второму и третьему.
Делать было нечего, ночь ждать точно не стала бы. Выбрали самого НЕ толстого и отправили с богом наверх. Им оказался Смелый. Звания свои он героически оправдал, пролез смело, не сбросив ни единого камушка. Правда, гарантий, что нашлепка будет на месте через каких-то пару лет, никто из них не даст.
Казалось, что последнем препятствием, отделяющим наших героев от долгожданной полки, был карниз. Но приключения на то и приключения, чтобы что-то шло не по плану. Полка, конечно же, была, но оказалась сидячей.
Сложно сказать, кто из троих был больше готов к такому повороту, но делать было нечего, пришлось вить гнездо. Смирившись с тем, что лежачего положение достичь не выйдет, прижались друг к другу, как воробушки и сели спать. Ночь выдалась тяжелой. Каждый просыпался то от холода, то от затекания очередной конечности, то от попыток соседа захватить себе побольше одеяла. Терять бдительность было крайне рискованно. Радовало только одно. Ночь была без дождя, а на небе были потрясающие звезды.
Ночные страдания с лихвой компенсировал прекрасный рассвет и вкусный завтрак. Восхождение продолжили по той же схеме. Умный лез, остальные страдали.
Примерно во второй половине дня пазл с цифрами в отчете девушек начинал складываться. Перепад и длина маршрута вначале казались немного завышенными, но оказавшись на гребне, стало ясно, что вершина совсем не так близко, как казалось, и сомневаться в цифрах точно не стоит.
Гребень выглядел бесконечным, а хорошая погода могла вот-вот закончится. Немного подумав, глядя на наползающую тучу, приняли решение встать на вторую ночевку.
Пока Умный искал свои вещи в бауле, Смелый с Красивым нашли площадку ниже гребня и хорошенько ее причесали. Растянули палатку и наслаждались мыслями о том, что сегодня они будут спать лёжа.
Путь до вершины занял всего полчаса. Записка лежала там уже год, но совсем не потемнела и не испортилась. Оставив свою и немного погревшись на Солнце, все трое уехали вниз уже без приключений.
Очередной раз перепаковав вещи в заброске, вернулись к озеру отдыхать и готовиться к осуществлению своей главной цели.
- Блок
В то раннее утро будильник услышали не сразу. Хоть акклиматизация уже и позволяла крепко спать всю ночь, но долго ворочаться в спальниках никто не хотел. Probability of precipitation 30 процентов ничего хорошего в прогнозе не предвещало. Повесить платформу до того, как 30 процентов превратить в 100 процентов очень хотелось.
Пока поковали баул и решали, как укрепить китайский домик, чтобы он не улетел куда-нибудь в сторону Таджикистана, Смелый предложил гениальный план:
- Нужно обработать 4 веревки, а завтра рано начать…
«О, Господи. Не верю своим ушам» — пронеслось в голове Красивого
- ...посмотрим, как пойдет — продолжил он, с задумчивым видом
- Хорошая идея — с легкой улыбкой ответил Красивый.
Пока Умный пытался осознавать, где его обманули. Красивый уже снял обвязку и собирал им перекус на день. Кажется, у него намечался прекрасный день отдыха.
Немного поворчав, Умный все же собрал рюкзак и пошел догонять Смелого. На стене они провели весь день. До палатки доносились редкие команды и стук молотка. Видимость была отличная и ярко-оранжевые крутки были отлично видны в бинокль из палатки. Расценив это, как хороший знак. Красивый спокойно дремал, набираясь сил перед завтрашним восхождением.
А день предстоял тяжелый. Каждому, кроме лидера вручили по баулу. Одному с платформой, второму с водой и остальным барахлом. Три веревки были уже провешен и можно было начинать работать.
Есть такой конкурс – «Золотой жумар» - за самый быстрый подъем по веревке в 100 метров. Красивый точно бы его проиграл. Первые попытки транспортировать это чудовище на себе закончилось недобрым приветом от поясницы. Пришлось включать план Б и вытягивать его через трекшен. Так удобнее, но дольше. Пока сложный рельеф, успевать за лидером легко, но, когда рельеф становиться проще, ты начинаешь его тормозить.
Решив, что делать нечего, Красивый понял, что пора становиться сильнее и желательно прямо сейчас. Свесил баул на обвязку и продолжил ползти вверх. Пару веревок удалось пройти успешно. Скорость подросла, хоть и стало заметно тяжелее. Казалось, что можно продержаться так до самой ночевки, но на его пути случился карниз.
Красивый знал, что грядет цирковое представление, где он в главной роли, поэтому морально был к этому готов.
Этап первый. Подъем с баулом в безопорном пространстве.
Этап второй. Преодоление перегиба.
Когда жумаришь без груза, это не представляет большой сложности. Протолкнуть жумар по прижатой к скале веревки сложно, но можно. Часто получается упереться в скалу или высоко поднять ногу. Но когда под тобой 20 кг, сложно даже просто встать.
После нескольких безуспешных попыток. Красивый был близок к провалу. Но вспомнив какой-то цирковой прием, вполне достойно вышел из ситуации.
Тем временем, погода стремительно ухудшалась. Вероятность дождя в 30 процентов превратилась в сто процентный снег. Добавился штормовой ветер и резкое понижение температуры.
Смелый искал место под ночевку, но его двое друзей куда-то пропали. Пока Умный с Красивым спасали застрявшую веревку, Смелый все-таки смог сплести какую-то хитрую станцию и подготовить все для установки платформы.
Собирать ее пришлось в темноте. Хоть Красивый и знал, как это делать, времени это потребовало сильно больше, чем на тренировках со Смелым в Ленобласти. Но домик был собран. Там было тепло и даже уютно.
За бортом сильно штормило, спать удавалось не всем. Коврики постоянно уползали, из-за чего замерзали какие-то части тела, а любители поспать на спине не оставляли место тем, кто по воле случая, оказался в эту ночь в серединке.
На утро погода не улучшилась. Ветер и снег сопровождали троих до самой вершины. Тура с запиской там не оказалось, да и по пути следов человека замечено не было. Значит, первопроход состоялся – пронеслось в голове у кого-то из них.
Собрали тур, написали записку. Сделали фото и уехали вниз. Спуск получился штатным. Не считая шатающегося швеллера, Красивый почти не боялся.
- Послесловие
До прихода лошадей оставалось несколько дней. Посчитав, что отдохнуть можно и в городе, неудержимая тройка наметила себе следующую цель. Но про нее рассказывать особо и не чего. Маршрут получился однодневным. Не считая эхо войны, которое как оказалось, затронуло эту вершину, ничего примечательного там не оказалось.
Читайте на Mountain.RU:
|