Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчёт о прохождении горного маршрута 2 к.с. в период 26 июня – 9 июля 2021 г. по Приэльбрусью .
Ссылка трек: https://nakarte.me/m=16/43.21788/42.69332&l=Otm&nktl=Fryle0H6R_PKj6krqtfqRw QR код на ссылку выше для тех, кто будет читать отчет в виде скана.
Справочные сведения о походе
Район похода: Кавказ, Приэльбрусье. Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика. Выпускающая организация: МКК ФСТ-ОТМ Нитка маршрута заявленная: п. Терскол- вдп. Девичьи косы (рад) - погранпост на р. Адыл-Су (авто) - лаг. Джантуган-Зеленая гостиница пер. Койавганауш (1А, 3500м) -р.Адырсу - с.Верхний Баксан - р.Сылтрансу - оз. Сылтран -пер.Сылтран (н/к, 3441м)-р.Мкяра-р.Субаши- пер.Джикаугенкёз (3557м, 1А*) - ледовое плато - р.Биджалысу-мин ист. Джилису - пер. Фрунзе (по маршруту 1Б, 4020) - ледник Битиктебе - пер. Летчика Машкова (1А, 3500) - р.Уллу-Хурзук - пер. Кюкюртлю Юж. (3669) + пер. Акбаши (Вероника) (3364) + пер. ЭКТ (3500) (траверс 1Б) - долина р.Уллукам - пер. Хотютау (1Б, 3546) - лед. Азау Большой - оз. Эльбрусское - ст. Старый Кругозор - ст. Азау - пос. Терскол. Запасные варианты пути:
п. Терскол- вдп. Девичьи косы (рад) - лаг. Джантуган (авто) - Зеленая гостиница - пер. Койавганауш ложный (1Б по факту прохождения, 3624м) - р.Адырсу - с.Верхний Баксан - р.Сылтрансу - оз. Сылтран -пер.Сылтран (1А по факту прохождения, 3441м)р.Мкяра - р.Субаши- пер.Джикаугенкёз (3557м, 1Б по факту прохождения) - ледовое плато - р.Биджалысу-мин ист. Джилису - пер. Балк-Баши (н/к по факту прохождения, 3689) - р.Битюктюбекол - пер.Кольцевой (1А, 3358) - р.Уллу-Хурзук - пер. Кюкюртлю Юж. (3669) + пер. Акбаши (Вероника) (3364) + пер. ЭКТ (3500) (траверс 1Б) - долина р.Уллукам - пер. Хотютау (1Б, 3546) - лед. Азау Большой - оз. Эльбрусское - ст.Старый Кругозор - ст. Азау - пос. Терскол. Причины изменения:
Аликова К. и Аликов А. сошли с маршрута в п. Верхний Баксан. Кузнецова А. сошла с маршрута на источниках Джилису. Характеристика района путешествия Спортивно-туристическая характеристика района Приэльбрусье - шикарный район для тех, кто хочет сходить поход в высокогорье, не потратить много денег, не иметь проблем с визами, что актуально в нынешнее ковидное время. Район красивый, позволяет ощутить себя далеко от цивилизации, при этом на маршрутах легко намечаются аврийные варианты выхода и места забросок продовольствия. Самолетов до Минеральных Вод летает много, трансфер недорогой и быстрый. Транспорт и заброски продовольствия Вся группа летела самолетом до Минеральных вод. Оттуда нас забрал микроавтобус и легковая машина до Терскола. Здесь же отдали сумку со второй заброской. Её доставили в Джилису. За довоз сумки взяли 1000 руб. А за хранение на месте сначала просили бутылку коньяку, потом 200 рублей в сутки, а на месте выяснилось, что хотят 300 рублей в сутки. Ну и завезти туда заброску обещали ближе к нашему приходу, чтобы не переплачивать, а завезли почти сразу после нашего прилёта в Минводы. В итоге охранникам минеральных источников отдали 1500 р за хранение заброски. Первую заброску планировалось снять в с. Верхний Баксан. Хотели отдать сумку местным таксистам, чтобы они привезли по звонку, когда группа придёт в село. Но на месте такой план показался ненадёжным - очень сложно доходила до таксистов информация. Оставили сумку в хостеле Black Point в Терсколе за 100 рублей в сутки. Затем забрали эту сумку на такси. В Терсколе жили в вышеназванном хостеле. Оставили там же отдельную сумку с вещами на обратную дорогу в цивилизации. Трансфер и заброску в Джилису нам организовал Вячеслав +7 928 359-94-25. Связь Положение с монополией Мегафона в регионе исправляется. Преимущество в связи у Мегафона было только в окрестностях источниках Джилису. Даже на ночевке под перевалом Балк-Баши Мегафон ловил хороший интернет. Тинькофф Мобайл потребовал ручного подключения к сети в аэропорту Минеральных Вод. Остальные сети работали без особенностей. Погранзоны и заповедники Маршрут проходил по поранзонам КБР (по рекам Адылсу и Адырсу) и КЧР (перевал Хотютау). Соответственно оформляли погранпропуска в эти два региона. Почти вся группа оформила пропуска через госуслуги. Но ближе к лету опция оформить пропуск через этот сайт исчезла и последний стормозивший участник получил незабываемый опыт переписки с пограничниками. Также маршрут проходил по Эльбрусскому нацпарку. Билет в него нам продали на тропе к водопаду Девичьи Слезы за 150 рублей с человека, уверив нас, что они действуют максимум 10 дней. На обороте чеков ручкой была сделана запись, что они действуют до 8.07.2021. При спуске по Адырсу, внизу автомобильного подъёмника, встречный егерь пытался нас убедить, что такие билеты действуют 7 дней. Сотрудник нацпарка, проверивший наши билеты в Джилису, претензий к нам не имел. Формально конец похода тоже проходил по нацпарку, но купить их на такую позднюю дату нельзя, и после Джилису мы и не встретили никого, кто бы хотел нам продать билеты или поинтересоваться их наличием. Подготовка похода Идея похода Ядро группы ходило с руководителем по Камчатке, Плато Путорана, Хибинам. Захотелось показать народу горный район с высокими горами и ледниками, потренировать передвижение в кошках, с ледорубами и в связках по закрытым ледникам. Тренировки и команда Зимой тренировали снежно-ледовую технику. Самозадержание с ледорубами, станции на ледобурах, в снегу из лопаты, на ледорубах. Весной переключились на связки и веревочную технику. Снаряжение Специальное горное снаряжение: У каждого участника была каска, ледоруб, обвязка, 4 карабина, усы самостраховки, репшнур для схватывающего узла, репшнур 5 метров, трекинговые палки и перчатки для работы с веревкой. На группу взяли 6 ледобуров с петлями (крайним участникам в связках) и три основных верёвки 9 мм 50 метров. Веревки пригодились для организации связок на закрытом леднике. Связь внутри группы: Обеспечивалась тремя радиостанции Baofeng UV5R. С Собой были две антенны для работы в двухметровом диапазоне на случай необходимости связаться с МЧС. Связь с Большой землёй: В группе был спутниковый телефон сети Глобалстар (ни разу не использовавшийся) и спутниковый треккер Иридиум РокСтар. С его помощью осуществляли связь с координатором в Москве и получали прогнозы погоды. Кухня: Традиционно руководитель ходит на бензине. Бензин заказали у Вячеслава, организовавшего заброску и трансфер. У группы было три котелка, один из которых с радиатором. В нём готовили кипяток и переливали в котелок с кашей или с чаем. Система с тремя котелками позволила подружить кофеманов и чаеманов утром. Суммарный расход бензина не превысил 40 грамм на человека в день даже с учетом забытого дома ветрозащитного экрана. Навигация В походе в качестве основного использовался навигатор Garmin ETrex 30х с залитой сборкой OSM Maptourist, горизонталями на основе ASTER GDEM, треками и точками планируемого пути. На запись трека всего похода ушло 3 комплекта Ni-Mh АА аккумуляторов Ladda (Икея). Метод записи трека - каждые 10 метров. На несколько смартфонов было установлено приложение Locus Map и Organic Maps c различным картами, космоснимками и треками к походу. Эти смартфоны-навигаторы считались резервными и использовались участниками для фотографирования и других личных нужд. Наличие солнечной батареи и человека, постоянно занимающегося зарядкой приборов, оставили повербанки неизрасходованными. МЧС, страховые организации, координатор В МЧС регистрировались за 10 суток на сайте министерства. Адекватность ПСО Эльбруса была как всегда на высоте. За несколько дней до похода руководителю отзвонились и сообщили номер группы в журнале учёта. На маршруте руководителя и координатора похода в Москве лишними звонками не беспокоили. С координатором-связистом группа поддерживала связь по спутниковому телефону и треккеру Рокстар. Техническое описание маршрута Обзорная карта маршрута График похода пройденный
Трек записывался навигатором Garmin Etrex 30х в режиме «точка каждые 10 метров». Это позволило избежать «кракозябр» трека на привалах, что значительно упростило очистку трека. Удалять пришлось в основном разведки маршрута, поиски стоянки, заезды за заброской и прочие не идущие в зачет участки. На взгляд автора отчёта данный режим записи трека более реалистично отображает километраж группы. На некоторых участках GPS не записал трек. Например, после включения на обеде 10го дня или после спуск с канатной дороги. Последнее видимо связано с резким расхождением показаний барометра и данных со спутников GPS в приборе, что вызвало «глюк». В этих случаях трек был восстановлен по памяти. Высота показана по данным очищенных треков на сайте nakarte.me. GPS, хоть и с барометром, дает большую накрутку по высоте, а сайт nakarte.me отображает высоты по данным цифровых моделей земли. Следует иметь в виду, что веб сервис nakarte.me обрезает и упрощает большие файлы треков уже при их загрузке и потому показывает меньший километраж, чем другие приложения, не проводящие «облегчение» файлов. Для примера в таблице указан километраж неочищенных треков в приложении Locus Map. Так как в методике категорирования горных маршрутов по-прежнему сказано об умножении километража на коэффициент 1.2, в таблице приведены и эти данные. Они же использованы для написания отчета.
Упоминания в тексте берегов рек - орографические. Время местное, GMT+3. Чистое ходовое время (ЧХВ) и общее ходовое время (ОХВ) восстановлено по записям хронометриста и данным трека. 26.06.2021, Заезд в район Прилетали в Минеральные Воды разными самолетами. Конечно же один из рейсов задержали. Хорошо, что опаздывающего участника смог подождать один из водителей. В итоге собрались все в хостеле Black Point в Терсколе. Дорогу в хостел водители знают - место популярное. После заселения отправились на акклиматизационный выход в ближайшее кафе к хычинам и продукции Нальчикского халвичного завода - грушевому лимонаду. Вечером разобрали еду по рюкзакам. 27.06.2021, акклиматизационный выход и переезд на старт маршрута Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Подъём в 7:00. Завтракаем, плавно собираемся, т.к. за окном дождь. Выйдя из поселка по дороге к водопаду натыкаемся на калитку и будку сотрудника нацпарка, который берет с нас 150 рублей с человека за вход, заверив, что билеты действуют везде на протяжении 10 дней. За 2 часа доходим до водопада, делаем фотографии, перекусываем и спускаемся в Терскол к обеду - продолжать хычинную акклиматизацию в кафе Купол. Пока заказ готовится, звоним местным таксистам и договариваемся о заброске группы к альплагерю Джантуган. Оказывается, погранпост на Адылсу перенесли выше и нас могут довести до самих стоянок у альплагеря. Таксисты берут 1200 рублей за машину, так как дорога плохая. Ставим лагерь в N 43.21782° E 42.69320° в 17:00. Место оборудовано костровищем, туалетами. Но это не мешает вечером прийти сотруднику нацпарка и сказать, что тут стоять нельзя, а можно в ста метрах за рекой. После разговора выяснилось, что стоять можно, но место отведено для военных. Успокоили дяденьку, что завтра рано утром уйдём. На том и порешили.
Группа на водопаде Девичьи Косы. Фотографирует Кузнецова А.
Группа на водопаде Девичьи Косы. Фотографирует Оревков А. 28.06.2021, первый полноценный ходовой день, по р.Адыл-Су под пер. Койавганауш. Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Выходим в 8:05. Через 10 минут натыкаемся на погранпост. У пограничников появились компьютеры и электронная база, куда вносят туристов. Техника тонкая, процедура непривычная. Теряем 40 минут на погранпосту, пока товарищ прапорщик набирает на клавиатуре одним пальцем наши фамилии. В 8.55 продолжаем движение. Идем по широкой дороге, проходимой для джипов, ГАЗ-66 и подобной техники. В 9.50 делаем привал после пересечения реки по камням тут N 43.21555° E 42.71508°. Здесь натянуты стационарные перила. Далее тропа идет по траве. В 10:50 проходим домики гляциологов на поляне «Зеленая гостиница». Пересекаем реку по мостику из бревен N 43.20914° E 42.73551°недалеко от домиков и останавливаемся на обед. Пока обедаем, разговариваем с сотрудником гляциологической базы. Он рассказал, что в этом году со стороны Койавганауша пришла только одна группа. Истинный перевал или ложный они ходили, он не знал, но предупредил нас о больших надувах-карнизах, которые по его мнению должны были образоваться в этом году со стороны р. Адырсу. Выходим с обеда в 11:35 и начинаем подъём на моренный гребень. Еще через несколько переходов достигаем высоты 2955 метров. Начинается дождь и град. Пройти выше силы позволяют, но шансы найти там стоянки не под снегом и с жидкой водой малы. Находим хорошие места в N 43.20774° E 42.75240° и ставим лагерь в 13:40. Таблица движения за день:
Конец грунтовой дороги по реке Адылсу
Пересечение реки по камням со стационарными перилами.
тропа после «мостика» с перилами
Мост из досок у базы гляциологов.
Подъем на морену.
Подъем к перевальному цирку Койавганауша и Койавганауша ложного.
Стоянка на пути к перевалу Койавганауш. 29.06.2021, второй ходовой день, подъем на перевал Койавганауш ложный и спуск к реке Адырсу Карта маршрута дня
Высотный график дня
Выходим из лагеря и начинаем движение по снежнику вверх. Вскоре рельеф выравнивается и из-под снега появляются камни. Вчерашние опасения по поводу отсутствия удобных стоянок с водой подтвердились. К 9:50 подходим к месту, откуда видны оба перевала Койавганауш: истинный и ложный. Из прошлый отчетов, нам известно, что на истинный Койавганауш надо обойти скальный выход слева по ходу нашего движения. Сейчас тот путь покрыт снегом и видны следы камнепадов. Правее скального выхода ситуация лучше, но не сильно. Экспериментировать с камнепадами на людях, которые сейчас впервые применят кошки не на тренировке, не хочется. Подъём на Койавганауш ложный выглядит более мирно. Надеваем кошки и выдвигаемся на него. В 11:00 вся группа на перевальном гребне. Высота перевала 3605 метров. Нашли тур, где сняли записку турклуба "Муми-тролли", бывшего здесь не так давно. Именно их видели сотрудники гляциологической станции. В сторону Адырсу висит большой карниз. К счастью, видны огибающие его следы муми-троллей. Выдвигаемся с перевала в 11:16. Сначала идем по следам, траверсируя склон с разрывом между участниками. Через пару галсов переходим на спуск по линии падения воды, опасаясь лавин. В 12:20 снимаем кошки. Оказывается, зря расслабились. Тут же натыкаемся на несколько спусков, где приходится идти с ледорубом на три такта. Видим, что и с этой стороны гребня подъем на Койавганауш истинный камнеопасен. По нашему мнению, категория перевала по факту прохождения соответствует 1Б. Пасмурно, периодически прилетают заряды града. Скоро проходим небольшие стоянки на моренном гребне и в 14:50 спускаемся на большие поляны со стоянками, где обедаем до 15:25. Конец обеда происходит под тентом - дождь и град. К 16:20 спускаемся к реке Адырсу. Здесь можно было бы и встать на ночь, но планы амбициозные, а запал у группы есть. Продолжаем движение вниз по долине, по грунтовой дороге. Встаем на стоянку в 19:00 у родника N 43.29634° E 42.75978°. Выше тоже есть места под стоянку, но откуда там брать воду не ясно. Сама река Адырсу мутная. Таблица движения за день:
подъем от нашей стоянки
Вид на перевалы Койавганауш и Койавганауш ложный со стороны р. Адылсу (с запада)
подъём на перевал Койавганауш ложный
Группа на седловине перевала Койавганауш ложный. Фотографирует Оревков А.
Оревков А. фотографирует себя на фоне группы на седле Койавганауш ложный
Начало спуска с перевала Койавганауш ложный
Снежные карнизы со стороны р. Адырсу. Проходим под ними по одному.
Здесь сняли кошки
Вид на пройденный перевал со стороны р. Адырсу (с востока)
Внезапные крутые спуски после перевала
Тропа, начавшаяся на моренном гребне
Путь по долине Адырсу
Стоянка в низовьях Адырсу у погранпоста. Родник за спиной фотографа. 30.06.2021, третий ходовой день, спуск к селу Верхний Баксан и подъём по р. Сылтрансу Карта маршрута дня:
Высотный график дня
Наша ночевка в 100 метрах от поста пограничников. На этот раз нас проверяют чуть быстрее, но полчаса всё равно пришлось потратить. Далее доходим до автомобильного подъёмника - интересное инженерное сооружение. Внизу нас ждет сотрудник нацпарка, пытающийся нам доказать, что билеты нельзя купить на 10 дней как у нас, а только на 7. Поняв, что мы в любом случае не превысили еще срок, сменяет гнев на милость. У него же узнаём телефон знакомого таксиста, готового привезти нашу заброску из Терскола. Пока группа ожидала машину на окраине поселка, Аликов А. и Аликова К. всё-таки решают покинуть нашу славную компанию - приключений в этом походе им уже хватило. Распихивание заброски по рюкзакам становится веселей пытаемся отложить лишнюю еду. Пока мы перепаковываемся, со стороны оз. Сылтран спускается группа туристов. Руководитель бежит знакомиться - спросить про маршрут и подарить часть еды. Выяснилось, что группа из Казани. Еду подарить удалось, а про маршрут узнать не очень - участники успевают лишь посоветовать бродить р. Мукал до обеда. Руководитель торопит группу словами: «Ребята, за нами скоро лимузин приедет». На том и попрощались. История б не стоила рассказа, если бы за ребятами действительно не приехал лимузин. Хорошо живут туристы в Казани :) Только в 12:30, после перепаковки еды и обеда, стартуем. Путь пролегает по грунтовой дороге под палящим солнцем. За переход набрали 200 метров. Потом решаем не жестить и набирать по 100 метров за переход. В 15:20 пришли к месту для стоянки в N 43.32155° E 42.71318°. Место очень красивое. Перед самой стоянкой надо перейти речку Сылтрансу. Брод неглубокий и небурный. Прошлив бродильных тапочках. Ближе к концу лета можно перейти и по камням. Если побродить по поляне, можно найти трубу с вытекающей водой и не спускаться за ней вниз к реке. Подъём этого дня показался некоторым участникам самым неприятным за поход. Скорее всего из-за того, что поднимались мы поздно и по жаре. Таблица движения за день:
Спуск по лестнице вдоль автоподъёмника в устье р. Адырсу.
Группа из Казани садится в лимузин. Конечно же фото поставлено не юмора ради, а для демонстрации широких логистических решений в районе похода:)
Путь от с. Верхний Баксан вверх вдоль реки Сылтрансу.
р. Сылтрансу перед стоянкой
Группа на стоянке. Фотографирует Алексей Оревков.
Стоянка на пути к оз. Сылтран. 1.07.2021, четвертый ходовой день, подъем по р. Сылтрансу к озеру Сылтран Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Выдвигаемся со стоянок по тропе в 7:40. Проходим немного вверх по левому берегу (на котором ночевали), натыкаемся на небольшой мостик и переходим по нему на правый берег Сылтрансу. Впереди долгий подъём. Решаем делать привалы каждые сто метров набора высоты. Тропа идёт вдоль ручья, необходимости тащить с собой воду нет. Лишь один раз тропа проходит по курумнику. Путь отмечен синими метками и сбиться с тропы очень сложно. В 12:15 разбиваем лагерь на озере Сылтран. Озеро очень красивое. Здесь у нас запланирована полуднёвка. Таблица движения за день:
мостик через Сылтрансу чуть выше стоянки
Группа на подъёме от коша к озеру Сылтран
Переход по камням реки Сылтрану за переход до стоянки
2.07.2021, пятый ходовой день, перевал Сылтран, брод реки Мукал, подъем вдоль р. Субаши Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Выходим в 7:03 и начинаем подъем на перевал. Вскоре тропа уходит под снежник и мы переходим на курумник. В 7:55 подходим к перевальному туру. Спуск по осыпной тропе, скалам. Где-то тропа теряется под снегом. Возможно в менее снежные года спуск проще, но нам приходилось обходить крутые снежники. Северная сторона перевала Сылтран определяющая. По мнению автора отчета в нашем случае этот перевал имеет категорию 1А. После длительного выполаживания начинается крутой спуск к рекам Мукал и Мкяра. У групп выбор спуститься вниз к виднеющемуся кошу с мостом или бродить. Решаем бродить. Пересекаем реку Мукал по одному, с легкими участниками попарно. После обеда брод может быть затруднен. Брод р. Мкяра трудностей не вызывал. После обоих бродов устраиваемся на обед в N 43.35556° E 42.64260°. На левом берегу р. Мкяра прямо от места обеда начинается тропа. Но она уводит нас слишком далеко на восток. Следовало сразу подниматься по травянистому склону в направлении реки Субаши. Вдоль нашего (правого) берега р. Субаши после перехода по траве находим тропу и по ней продолжаем подъем в верховья р. Субаши. Встаем на стоянку напротив притока р. Субаши в N 43.35815° E 42.59752°. В самой реке вода мутная, но рядом есть чистый ручей. Таблица движения за день:
подъем на перевал Сылтран
перевальная седловина перевала Сылтран
группа на перевале Сылтран. Фотографирует Оревков Алексей.
Группа на перевале Сылтран. Фотографирует Кузнецова Александра
Наиболее сложные участки спуска с пер. Сылтран. В середине лета скорее всего снежник внизу оттаивает и обнажает тропу.
Продолжение спуска после выполаживания. Здесь стоит смотреть за падающими камнями.
брод реки Мукал
тропа вдоль реки Субаши
03.07.2021, шестой ходовой день, перевал Джикаугенкёз, ледовое плато, обход пика Калицкого Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Утром продолжаем подъем по тропе вдоль р. Субаши. Через переход пересекаем по камням ручей. После стоянок в N 43.34921° E 42.57941° тропа исчезает и начинается путь по снежникам с редкими переходами на камни. Вскоре после стоянок подъём становится круче. Опять применяем полюбившуюся нам тактику «привал через каждые 100 метров набора высоты». Подъём несложный:даже по снежникам идём без кошек и с трекинговыми палками в руках. В 10:00 на перевале. На спуск виднеется тропа, но низ тропы - на еще крутом склоне, под снегом. Ледовое плато Джикаугенкёз закрыто снегом. Хоть по предыдущим отчетам и известно, что трещин там нет, но сейчас этого не видно, а группе не помешает тренировка передвижения в связках. Надеваем обвязки, берем ледорубы. Нерастаявшие снежники крутоваты, но веревку крепить особо не к чему - склон осыпной и ненадежный. Спускаемся по тропе, осыпям, а по снегу идём на три такта с ледорубом лицом к склону. Удобных коридоров для спуска мало, долго ждем друг друга. Успокаивает, что срыв здесь безопасен - внизу выполаживание. Спустившиеся начинают разбирать веревки и формировать связки. В связках за два перехода переходим ледовое плато. По классификатору категория этого перевала 1А*. В наших условиях большого количества снега, категория перевала по нашему мнению соответствует 1Б. В N 43.35663° E 42.53013° развязываемся. Перекусываем. Длинный обед делать не хочется - погода портится. Продолжаем движение по снежникам, лавовым курумникам и зачехленному леднику. Без связок, но с ледорубами в руках и в обвязках. Пересекаем ледниковую реку по снежнику. Наконец-то выходим к озеру Биржалы. На нас двигаются угрожающие тучи, поэтому спускаться в Джилису уже не хочется. Стоянка у большого озера Бирджалы внизу занята сразу несколькими группами, а у верхнего безымянного озера никого нет. Становимся на берегу в N 43.37846° E 42.53895°. У «нашего» озера вода чистая, а внизу мутная. К нам ходят купаться. Со стоянки виден спуск с перевала Джикаугенкез и наш путь по ледовому плато. Одна из красивейших стоянок на маршруте. Таблица движения за день:
Начало подъёма на пер. Джикаугенкез из долины р. Субаши.
Перевальный взлёт перевала Джикаугенкёз.
Группа на перевале Джикаугенкёз. Фотографирует Алексей О.
Группа на перевале Джикаугенкёз.. Фотографирует Александр С.
Спуск с перевала Джикаугенкёз. Последние трое спускающихся.
Спуск с перевала Джикаугенкёз на ледовое плато.
Маршрут группы по ледовому плато Джикаугенкёз
Спуск по снежникам к шлаковым полям за пиком Калицкого.
Вид со стоянки этого дня. 04.07.2021, седьмой ходовой день, спуск к Джилису Карта маршрута дня
Высотный график дня:
По плану у нас днёвка в Джилису. Надо нагнать график. Собираем палатки под начинающимся дождём. Проходим мимо стоянок у озера Бирджалы и вскоре выходим на тропу. Останавливаемся. Хочется раздеться - дождь миновал. Тропа идёт по старым моренным гребням. В N 43.38869° E 42.54033° есть развилка и тропа, уходящая налево, по берегу Бирджалысу. Мы по ней не пошли, опасаясь снежных мостов через реку и прочих водных приключений. Хотя сверху и так собирается пойти дождь. По нашей тропе (направо) по моренному гребню ориентирование простое. Вскоре доходим до пологих лугов с пасущимися конями. За ними уже видны строения Джилысу. Обедаем в кафе, забираем заброску и поднимаемся выше по грунтовой дороге на поляну Эмануэля, к кошу-кафе. Вокруг коша стоят таблички с надписями о запрете стоянки и много палаток тургрупп. Мы спросили у хозяина коша, и нам поставиться разрешили. По-видимому, запрет действует для восходителей на Эльбрус, которым жить здесь надо неделю, а фраза «завтра утром уйдем» всех успокаивает. Во второй половине дня разбираем заброску и ужинаем в кафе - необходимо подкрепиться хычинами перед завершающим отрезком маршрута. Воду берем из нарзана. Здесь нас покидает еще один участник похода - Саша Кузнецова. Она стерла себе ноги до таких мозолей, на которые больно было смотреть всей группе. Таблица движения за день:
Путь по шлаковым полям и озера Биджалы
Спуск по моренному гребню в урочище Джилису
Луга на подходе к Джилису
Стоянка этого дня. Группа за разбором заброски. 05.07.2021, восьмой ходовой день, подход под перевал Балк-Баши, брод реки Кызылкол Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Вечером дул сильный ветер и лил дождь. Мостик через реку снесло. Но пока группа собиралась, его починили. Выходим в 7:25. У моста сталкиваемся с огромной группой из ИТМО Санкт-Петербурга, которая оказывается двумя группами. Они шли вместе и снимали записки друг друга. Оставшуюся часть похода мы снимали записку одной из этих групп. Образуется пробка - по мосту возможен проход только по одному. Надо было взять и перебродить - уровень воды в реке утром позволял сделать это. Проходим лагерь Лакколит и продолжаем движения по лугам Иракхиксырт. В точке N 43.42635° E 42.45768° тропа-дорога начинает уходить вниз. А нам вниз не хочется. Пытаемся идти, не сбрасывая высоту. Но перед р. Кызылкол всё равно приходится идти вниз. Ну хоть место для брода присмотрели сверху. Бродим реку. Веревку по-прежнему не натягиваем, хотя для менее подготовленной группы в более позднее время придётся это сделать. Группа из Санкт-Петербурга так и сделала чуть выше по течению. Брод заканчиваем в 11:20 и устраиваемся на обед. С обедом начинается и морось сверху. На левом берегу Кызылкола не сразу находим тропу, идём по травянистому склону. Вскоре находим и тропу, а потом и питерцев, обедавших примерно в N 43.41329° E 42.42542°. Там есть вода и место для палаток. Сами доходим до запланированного места ночёвки в 15.15. Последние два перехода дались тяжело сказывался сильный набор высоты. Таблица движения за день:
Мостик через Кызылкол в Джилису напротив коша.
Путь по плато Ирахиксырт прост и доставляет удовольствие
Брод р. Кызылкол
Путь по моренному гребню после брода Кызылкола
Подъем по моренному гребню к перевалу Балкбаши. 06.07.2021, девятый ходовой день, перевал Балк-Баши и Кольцевой. Карта маршрута дня
Высотный график дня:
С утра хорошая погода. Выходим в 7:10 и поднимаемся на перевал Балк-Баши по тропе в 7.39. Спуск начинаем в 7:50, тоже по комфортной тропе. Перевал Балк-Баши, на наш взгляд, технической сложности не представляет. Проблему может представлять абсолютная высота перевала при отсутствии акклиматизации и брод через р. Кызылкол. В 9:10 подходим к минеральным источникам Карачаевское Джилису. Место странное - куча закрытых домиков без хозяев. Покрутились в поисках воды, купален и переправы через р. Битюктюбекол. Переправ по бревнам много, можно спуститься ниже к мосту, но не хочется сбрасывать высоту. Выбираем бревно и стартуем от минеральных источников в 10:40 в направлении пер. Кольцевой. Перейдя реку, траверсируем склон в направлении р. Чаитчесу по тропе. Вдоль Чаитчесу тропа сначала виднеется, а потом теряется. Но это не замедляет скорость, так как идем по ровным травяным альпийским лугам. Дойдя до высоты 2950 метров, устраиваемся на обед в 11.55. В 12:51 выходим с обеда и продолжаем набирать высоту. Крутизна подъёма увеличивается, проходим по снежнику и выходим на огромную плоскую седловину перевала Кольцевой. Посередине седловины есть озеро и места под палатки, но озеро мелкое и купаться там нельзя. Вокруг заболочено. Перевальный тур стоит ближе к спуску в долину Уллу-Хурзука. Подходим к нему в 14:17. Движение на спуск начинаем в 14:53. Тропа осыпная, вскоре выполаживается. В N 43.35489° E 42.35551° делаем привал и уходим по тропе на юго-восток. Это было ошибкой. От места привала надо было спускаться по осыпи на юго-запад, как отмечено на картах OpenStreetMap. Мы же просто не заметили поворота. Наша тропа привела нас к красивому водопаду путоранского облика - он течет с лавовых столбов, что хорошо. И к камнеопасной осыпи по недавнему селю, что плохо. По-видимому, потеряли около 30-40 минут из-за этого маневра. Перевал Кольцевой соответствует заявленной категории 1А. На всем протяжении спуска и подъема страховка осуществлялась трекинговыми палками. Несмотря на снежники, рельеф был достаточно пологим. Участники были в касках. В 16:40 спускаемся к Уллу-Хурзуку. Течение реки, вытекающей из ледника, несильное и позволяет перейти на противоположный берег хоть сейчас, вечером. После небольшой разведки выбираем стоянки на нашем берегу (правом). Становимся на ночлег в 16:50. Таблица движения за день:
Финальная часть подъёма на пер. Балк-Баши.
Группа на перевале Балк-Баши, фотографирует Алексей О.
Группа на перевале Балк-Баши, фотографирует Петр К.
Спуск с перевала Балк-Баши
Начало подъема от минеральных источников к перевалу Кольцевой
Снежники на подъеме к пер. Кольцевой
Перевальная седловина перевала Кольцевой
Группа на перевале Кольцевой фотографирует Петр К.
Группа на перевале Кольцевой фотографирует Алексей О.
Начало спуска с перевала Кольцевой
Середина спуска с перевала Кольцевой
Водопад, который видят сбившиеся с правильной тропы.
Спуск по осыпному склону в долину Уллу-Хурзук 07.07.2021, десятый ходовой день, подъём на перевал Кюкюртлю Карта маршрута дня
Высотный график дня:
В этот день по плану мы должны были пройти перевал Кюкюртлю, Вероника и ЭКТ. Выходим 6:55 и переходим в тапочках р. Уллу-Хурзук. Утром она совсем превратилась в ручеёк. Выходим на морену и через час от лагеря переходим по камням приток Уллу-Хурзука, откуда начинается крутой подъём на перевал Кюкютюрлю. Применяем полюбившуюся нам тактику «привал через каждые 100 метров набора высоты». По дороге встречаем места под палатки. К 10:00 подходим под перевальный взлёт. Он крутой, по нему иногда съезжают камни. Надеваем кошки, берем ледорубы, назначаем наблюдателей и начинаем подъем серпантином. Погода начинает портиться. Последние галсы делаем под дождем с градом. После крутого подъема, на выполаживаннии, снежник заканчивается. Снимаем кошки и доходим до перевального тура, который находится прям над обрывом в сторону перевала Вероника, к 11:42. Фотографируемся. Дождь прекращается, а видимости нет. Не видно ни маршрута спуска, ни возможных падающих камней сверху. Решаем пообедать - вдруг повезет и облако раздует? Однако к концу обеда осадки возобновляются пуще прежнего, а видимость ухудшается. Руководитель считает спуск опасным в таких условиях. Ставим палатки - у нас еще есть время подождать погоды пару часов, чтобы иметь запас светового времени, и спуститься к площадкам на перевале Вероника. Однако нам не везет, дождь ветер и облачность окончились только поздним вечером. Но хотя бы на седловине есть площадки под палатки и снежник, откуда мы берем снег и топим. Таблица движения за день:
Брод русла Уллу-Хурзук, вытекающего из ледника
Переход второго русла Уллу-Хурзук, текущего сверху
Характер местности на протяжении большей части подъема на перевал Кюкюртлю
Маршрут подъёма в кошках на самой крутой части подъёма на перевал Кюкюртлю южный со стороны р. Уллу-Хурзук
финальная часть подъема по снежнику на перевал
группа на перевале Кюкюртлю южный. Фотографирует Петр К. 08.07.2021, одиннадцатый ходовой день, перевал Вероника, перевал ЭКТ, спуск в долину Уллу-Кам Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Утром прекрасная погода. Выходим поздно, так как поддались искушению дождаться солнышка. Спускаемся сразу в кошках и с ледорубами. Осыпные склоны перемежаются крытыми снежниками. Идём чередуя наблюдателей за камнями. Очень рады, что не пошли тут вчера. После обхода жандарма устраиваем небольшую разведку, находим путь в обход крутых участков очередного снежника по рантклюфту. В 9:50 фотографируемся на седле перевала Вероника. Хотя сам тур дальше, за запиской отправили добровольцев. Здесь же и снимаем кошки. Дальнейший траверс к перевалу ЭКТ проходит опять по чередующимся снежникам и курумникам. Первый переход делаем без кошек и надеваем их только под перевальным взлетом перевала ЭКТ. На перевале ЭКТ в 11:08. Снимаем кошки и меняем ледорубы на трекинговые палки. Дальнейший путь пролегает по травянистым склонам и ячьим тропам. Связка перевалов Кюкюртлю южный + Вероника + ЭКТ по суммарной протяженности участков, требующих передвижения в кошках, с ледорубом соответствует заявленной категории - 1Б. Реку Уллу-Кам часть группы пересекает по камням, часть вброд. Все торопятся поставить лагерь, так как собирается дождь. А мы еще и не обедали. Реализуем задуманное сразу после брода. Таблица движения за день:
начало спуска с перевала Кюкюртлю южный в сторону пер. Вероника.
Ледоруб указывает на седловину перевала Вероника
Маршрут группы на траверсе Кюкюртлю-Вероника. Жандарм обходили снизу.
траверс снежника. Наблюдатели, меняясь контролируют склон на предмет падающих камней.
Обход жандарма
Группа на перевале Вероника. Фотографирует Пётр К.
Группа на перевале Вероника. Фотографирует Александра Г.
Путь группы от перевала Вероника на перевал ЭКТ
маршрут подъема на пер. ЭКТ
Группа на перевале ЭКТ. Фотографирует Петр К.
Группа на перевале ЭКТ. Фотографирует Алексей О.
Траверсирование травяных склонов при спуске с перевала ЭКТ
Переход по камням р. Уллу-Кам. Стоянка сразу после брода. 09.07.2021, двенадцатый ходовой день, перевал Хотютау и спуск в п.Терскол Карта маршрута дня
Высотный график дня:
Сегодня выходим пораньше, в 6:02, так как во второй половине дня обещают непогоду. Траверсируем склон в сторону тропы на перевал Хотютау. Тропу находим, идущей вдоль ручья, текущего с перевала. Однако скоро тропа скрывается под снегом. Под перевальным взлетом думали надеть кошки, но выбрали путь по крупной осыпи. На перевале в 9:00. Спускаемся с перевала по осыпающейся тропе к краю снега, где формируем связки. Плавный спуск к Эльбрусскому озеру идёт по закрытому леднику, сменяющемуся ледником, зачехленным вулканическим пеплом. Многие участники видят впервые так близко ледниковые трещины. Через три перехода снимаем связки. Оставшийся переход до Эльбрусского озера идем по снежникам и зачехленному леднику. К озеру приходим в 11:55. Категория перевала соответствует заявленной - 1Б, так как прохождение требует движение в связках по закрытому леднику. Вопреки ожиданиям озеро некрасивое. Здесь работает мобильная связь, звоним водителю и договариваемся с ним о выезде из Терскола сегодня вечером. Обедаем на озере и за 40 минут доходим до станции канатной дороги «кругозор». Покататься на ней интересно и спускаемся на ней. У нижней станции канатной дороги, за строениями в лесу начинается милая экологическая тропа до поселка Терскол. Идти по ней в лесу значительно приятней, чем по асфальту автомобильной дороги. Делаем привал на помывку ботинок и самых грязных вещей, забираем наши вещи для цивилизации из хостела, где мы жили, и финишируем у кафе Купол, где были распробованы хычины еще в первые дни похода. В 17:00 нас забрал водитель и отвез в г. Кисловодск, где нас ждала Александра К. Там мы провели резервные неиспользованные дни похода, гуляя по городу и поедая мороженое. Таблица движения за день:
характерный участок подъема на перевал Хотютау
Последние переходы под перевальный взлет - по снегу
Перевальный взлет прошли по крупной осыпи
Группа на перевале Хотютау. Фотографирует Петр К.
Группа на перевале Хотютау. Фотографирует Алексей О.
Начало спуска с перевала Хотютау в сторону Эльбруса.
Начало движения по леднику в сторону Эльбрусского озера
Движение в связках от перевала Хотютау к Эльбрусскому озеру
Движение по закрытому леднику
Группа на оз. Эльбрусское. Фотографирует Алексей О. Психологический финиш маршрута.
Группа на оз. Эльбрусское. Фотографирует Пётр К.
Тропа от канатной дороги к п. Терскол.
Группа на финише у кафе в п. Терскол. Фотографируют случайные прохожие. Рекомендации другим группам:
Койавганауш ложный:
Сылтран:
Джикаугенкёз:
Балк-Баши:
Кольцевой:
Кюкюртлю Южный:
пер. Вероника:
пер. ЭКТ:
пер. Хотютау:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||