Люди и горы > Люди >

Автор: Виталий Примеров, Екатеринбург

Про Сашу Клёнова

10 октября минуло 9 дней с того воскресенья, как не стало Саши Клёнова. Чувствовал, надо проводить его какими-то важными, не банальными словами, вспомнились события, эпизоды общения с ним...
Его улыбка, бронзовый от загара торс, на котором не было ни жиринки, его тигриные, мягкие движения по скале, гитара и песни, да многое, очень многое вспомнилось. Большой кусок жизни связан с этим Человеком, хоть и не были мы близкими друзьями, но в течение почти 20 лет шли параллельными курсами, то отдаляясь друг от друга, то на некоторое время сближаясь.

В.П. Примеров, Аня Пиунова, Саша Клёнов

Конечно, я слышал и читал о его фантастических восхождениях, восхищался и гордился тем, что с таким великим альпинистом мы были коллегами по тренерскому цеху в Школе горных видов спорта. Саша Клёнов, прямо скажем, был ярким брэндом нашей Екатеринбургской школы альпинизма и скалолазания. Говоря кому-нибудь, что знаком и работаешь с Кленовым, в глазах собеседника читал глубокое почтенье и восхищение. В работе тренера у Сани были свои оригинальные методы и подходы: маленький штришок, это он научил скалолазов подтягиваться, используя подвешенный на турник кусок верёвки. Кстати, среди его воспитанников был Ратмир Нагимьянов, впоследствии очень известный бейсджампер! Возможно, от Клёнова он перенял любовь к свободе, свободному полёту над землёй в вингсьюте.

Несомненно, Саша Клёнов вошёл в историю российского и мирового альпинизма. Уверен, его друзья по восхождениям многое и расскажут, и напишут о том, «каким он парнем был». Что частично уже сделано в прекрасной подборке, сделанной Анной Пиуновой и Дмитрием Клёновым к 50-летию Сани. Однако замечательный горовосходитель не единственная ипостась Саши.

Клёнов был масштабной и цельной личностью, его философией и смыслом жизни было развитие СКАЛОлазания в России и в Мире во второй, значительный период жизни. Саня с огромным удовольствием и радостью «варился» в этом мире, он был на «своём месте», ему нравилась эта молодая, бурлящая скалолазная тусовка.

Ради того, чтобы молодежь жила настоящей жизнью, где дружат, любят, поют песни, лазают, общаются с природой он мог часами висеть на скале, пробивая трассы, очищая скалу от живых камней, брать на себя организацию «скальных марафонов», семинаров подготовщиков и так далее, и так далее.

Вот несколько фактов, перечень далеко не полный.

Это Саша срубил проволоку с башен Чёртова Городища и оборудовал верхние точки современными станциями с цепями и карабинами. И тысячи скалолазов поднимаясь по скале мысленно благодарят Клёнова.

Это Саня ещё в начале 2000-х превратил дикую скалу Толстик, что на берегу Чусовой в современный, европейского уровня СКАЛОдром. Чистил скалу, пробивал трассы, устраивал семинары для желающих стать подготовщиками молодых скалолазов. Кстати, Саня долгое время был единственным сертифицированным UIAA подготовщиком скальных трасс.

Это благодаря Саше Клёнову, его связям с болгарской фирмой USTETO и «Манарагой» в детском Клубе «Ракета» появился первый в полутора миллионном Екатеринбурге болдеринговый зал, который мы с ребятами Молодёжного Клуба «Восхождение» смонтировали в 2007 году. И который работает до сих пор. И в этом крохотном зале тренировались в своё время и члены сборной Екб по скалолазанию и ледолазанию, выступали на соревнованиях ЗМСы (Синицын С., Шарафутдинов Д., Тимофеев Д.) и многие мастера спорта.

Это Клёнов, переняв у меня роль представителя России в Молодёжной комиссии UIAA, организовал митинг этой организации в Екатеринбурге, познакомив многонациональную группу европейцев с нашими скалами, уральской природой и культурой. Тем самым способствуя продвижению уральского молодёжного альпинизма и скалолазания в Европу.

Кроме того, организовывал фестивали «Скалы — для всех» за рубежами нашей родины. Когда мы с Международным скальным фестивалем «Европа–Азия» оказались в Македонии, где к тому времени обосновался Саша, не уставали восхищаться и его уроками скалолазания и страховки, и гостеприимством, и вечерними посиделками с гитарой и песням! Это незабываемое Клёновское:

«Любо, братцы, любо!» и особенно куплет со словами «Что же ты, собака, вместе с танком не сгорел». В такие минуты казалось, что Саня знает что-то такое, что нам неведомо, наверное, так оно и было.

А потом после восхождения на гору Магаро, в доме художницы и первой из Македонии восходительницы на Эверест Арины Арсовой, Саня рассказывал и показывал фильм о восхождении «в затерянный мир», на Рорайму, о своей детской мечте, а я сидел и смотрел и думал: «Эх, Санька, чистая душа, да ты романтик…»

Таким он и останется в моём сердце: честным перед собой и другими, свободным внутренне и в поступках, максималистом и романтиком с чистой душой!

Спасибо тебе, Саня, за всё! И…прости нас!