Авторы: Быков, Минин С.В.
Существование в городе не приносит мне удовлетворения. Хочется вдохнуть воздух полной грудью, окунуться в жизнь полную энергии и адреналина. Почувствовать вкус приключений, подобный тому, что ощущали капитан Блад, Том Сойер, Д`Артаньян. Оставить в сером городе ежедневные проблемы, отдаться полностью себе и только своему мироощущению, не распыляясь на мелочи. Освободить свой взгляд и понять суть этого мира. Где, если только не в ГОРАХ, можно достичь всего этого! Не важно, малые они или большие, только в горах можно ощутить эту магическую энергетику мира.
Хибины, 2006 год. Мы готовились. Мы собрались. Нас пятеро. У каждого свои цели, но МЫ вместе. Теперь цель едина – выживать, делиться и помогать друг другу. Одна команда, две связки. Разные маршруты, один лагерь. Две палатки входами навстречу. Голубоё небо днём и усыпанное звёздами ночью.
Это ВСЁ теперь НАШЕ. Leo.
Год за годом, приезжая в Хибины, снова и снова окунаюсь в этот волшебный мир. Зимой эти горы по-особенному красивы, каменистые покатые склоны укутываются толстым снежным покрывалом, а полукилометровые скальные отвесы, скованные льдом и фирном, вырастают до масштабов высоких гор. Приехав, удивился обилию солнца, жесткому насту и нешуточному холоду. До этого несколько лет подряд Хибины встречали меня только пургой, ветром и снегом. Многие знают Хибины, как отличный район для туризма. В последние годы здесь бурно развиваются горные лыжи и сноуборд, крутые снежные склоны, представляют огромный простор для экстремальных спусков. Еще недавно мало кто знал о Хибинах альпинистских. Объект интереса альпиниста здесь - это скальные выходы мрачного цвета, немного припорошенные снегом или покрытые инеем. Впервые увиденные, они вызывают невольный вопрос - и где же здесь лазить? Поскольку Хибины находятся за Полярным кругом и покрыты снегом девять месяцев в году, хочу рассказать о зиме. Погодные условия зимой очень суровы. Сильные морозы и ветры приближают восхождения к экстремальным. Из-за округлых форм рельефа практически невозможно укрыться от ветра. Его скорость наверху нередко достигает 60м/с. При слабом морозе в десять градусов это удовольствие ниже среднего. А если холоднее двадцати пяти - лучше делать ноги в лесную зону или копать снежную пещеру.
Приехав в горы в этом году, решили выбрать красивый и техничный маршрут со спокойным аккуратным лазанием. Поднялись в цирк Откола. Увиденный бастион впечатлил, особенно самая сложная нитка, по которой все же и решили идти. Перепад высот 350 метров, протяженность 13 веревок.
Итак, поднялись в основание кулуара, впереди некрутая, залитая льдом пробка и всего 5 веревок по несложному снежному кулуару. Это учебное восхождение идем в тройке. Затем траверс, почти веревка, вправо и спуск порядка 10м. через узкий кулуар на скалы бастиона. Скалы, особенно в начале, заглажены, организовать страховку зимой достаточно сложно, идешь все время на передних зубьях. Крутизна не как в описании - 50 градусов, а приближается к 70 –ти градусам за счет многочисленных уступов, прерываемых полочками, которые и снижают общую крутизну бастиона. Началась реальная работа.
Ребятам приходится доставать жумары, а в некоторых местах активно пользоваться лесенками. Идем «гусеницей», одна веревка используется как перильная, но все равно катастрофически не успеваем. Стремительно вечереет. На полку под верхним бастионом выходим почти в темноте, а с полки предстоит лезть один из ключевых участков маршрута. Изо всех сил подгоняю ребят, но скорость на крутом рельефе слишком мала. При таком раскладе предстоит возможная холодная ночевка на стене в зимних условиях при температуре ниже 30 градусов. Понятно, это чревато серьезными проблемами. Снежная полка упирается в крутой скальный бастион, справа ограниченный гребнем с нависающим участком, слева полка закрыта плитами, покрытыми слоем изморози.
Темнота полностью окружила нас. Разделенный с партнером длинной веревки, остаешься наедине с самим собой. Последний голубой отблеск на чернеющем небе. Решаю двигаться вперед, несмотря ни на что. Достаю фонарик, и мягкий свет светодиодов растапливает темноту на расстоянии 3-5 метров. А ребята, оказывается, не взяли с собой фонарей, и лезут в полной темноте по закрепленной веревке. Выход на вершинный гребень, а там недалеко и до вершины. Гребень здесь очень похож на верхнюю часть маршрута по Восточной стене Откола, и мне нравится. Карниза при выходе на вершину именно здесь нет, просто крутой фирн, идем на передних зубьях. Поднимаюсь на плато, закрепляю страховку. Здесь появился ветер, начинаю сильно мерзнуть. Долго не сидим, сматываем веревку и начинаем искать путь спуска: вначале траверс по плато, а затем хоженный много раз гребень. С плато спускаемся, ориентируясь на свет свечи, предусмотрительно зажженной нашими ребятами внизу. Получилось хорошее восхождение, немного волнительное, требующее более серьезного настроя и раннего выхода».
Минин С. В.
|
Золотое солнце озаряет каждое утро наши палатки. Оно дарит нам тепло лишь первые несколько часов, а потом уходит за гору. Мы выходим на маршруты, чтобы уже на вершине вновь встретиться с его лучами, подставив им свои лица. Мы стоим на вершине долго, ветра нет, мы впитываем тепло, внизу в долине его нет. Термометра нет, но холод ощущается очень реально. На всём лежит многосантиметровый слой изморози. Застывает бензин в горелке, и совсем не хочет загораться. Но вот все уже сидят в палатке, шумит горелка, нагревая воздух. Пьём чай, постепенно раздеваясь, внутри становится тепло. Мы отдыхаем. Теперь можно рассказать о своих восхождениях, получить «нагоняй» и похвалу. Проходит несколько часов, наступает время сна, гости перебираются в соседнюю палатку, забирая всё тепло с собой. Засыпаем в спальниках, из них торчат только носы. Просыпаемся от падающих с потолка кусков инея (кто чувствовал, – тот поймёт). Взошедшее солнце встречает нас уже нас уже сытых, бодрых и готовых к новым восхождениям. Нужно постоянно двигаться, только так можно сохранить тепло. Мы опять идём к своей вершине… Leo
Гора - Большой Вудьяврчорр, 1068м. Маршрут «Жандармерия», 3Б.
В прошлом году я хотел пройти этот маршрут.
Шли тогда втроем. В кулуаре лежал глубокий, рыхлый, лавиноопасный снег, где мы утопали по пояс, иногда не в силах сдвинуться с места. Тяжело, а траверс в одну веревку над скальным обрывом показался, слишком опасным, тем более, дальше нависали еще более опасные карнизы. Тогда нам пришлось спускаться, не дойдя двух веревок до вершины. Был сильный ветер, снег, плохая видимость и реальная опасность лавин.
Это год был гораздо выигрышнее в плане состояния маршрута, даже в самом низу у лавинного выноса - жесткий наст. Единственный минус - холод, который не давал возможность выходить рано, потому светлого времени было мало. Вот и сейчас - вышли из лагеря сильно продрогшие, очень поздно. Итак, подойдя под стену, доставать веревку не стали. Жесткий фирн идем одновременно, снег такой плотности, что иногда на поверхности остаются лишь следы передних зубьев кошек.
2-3 веревки скального гребня, логичного летом, но неудобного зимой, обошли левее, по кулуару. Вышли на полку, откуда пришлось спускаться в том году, сейчас чувствуем себя отлично и только здесь достали веревку. Полочка великолепна, можно ночевать. Попили чаю, съели шоколадку. Отсюда я выхожу вперед, и, не торопясь, в три такта, иду траверсом по заснеженной покатой полочке. Далее по описаниям два варианта: либо по пятерочным скалам прямо вверх (они скрыты неприятной корочкой льда и сверху висит карниз, здесь надо доставать лесенки), либо влево вверх по наклонным плитам, летом мокрым и опасным, но зимой покрытым толстым слоем хибинской изморози. Иду левым вариантом. Станция на полке, под огромным нависающим карнизом. Там чудесно расположилось воронье гнездо. Вспоминаю, как красиво в прошлом году здесь кружила пара воронов, за секунды покрывая расстояния, где мы пробивались много часов. Получаю удовольствие, иду размеренно и спокойно, еще полверевки - и вершина, выход на нее по плите, покрытой слоем изморози, где неосторожное малейшее движение приведет к срыву, хорошо хоть карниз в этом месте обрушен.
Минин С. В.
|
Восхождение, что это? Это жизнь – жизнь тактической единицы – связки. Связка – это не просто два или три человека на одной верёвке, это переплетённые судьбы. На любом маршруте у тебя нет человека ближе и роднее, чем твой партнёр по связке. Он – единственное звено, связывающее тебя с миром. Уверенность в нём – 100%, ни грамма сомнения. Мы ещё молоды, мы не опытны, мы учимся. Учимся ходить, дышать ровно, выдавать мягко верёвку, выбирать быстро и протравливать на срыве, замечать малейшие изменения в состоянии друг друга… Leo |