Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Западная Европа >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU статьи Руслана Малюты:
... и тысячи маленьких огоньков далеко внизу
Карпаты. Жизнь на камнях

Автор: Руслан Малюта, г. Киев
Фото: Тарас Иванишин, г.Богородчаны,
Юрий Брыкайло, г. Львов, Руслан Малюта

 

 

В гостях у “Белого Слона”

Почти осязаемую тишину сверкающих гор нарушил нарастающий гул летящего вертолета. Спустя несколько минут в небе высоко над нами появился небольшой ярко раскрашенный “геликоптер”. Сделав круг над вершиной Поп-Ивана, опознанный летающий объект удалился в сторону Закарпатья, оставив нашу небольшую группу наедине с горами.


“Белый слон”

В это время, расположившись возле входа в небольшую пещеру на вершине Смотрича, красивой горы в ответвлении Черногорского хребта, мы ждали, когда же закипит вода. Ясный, солнечный и “по-зимнему” теплый день будто говорил нам, что спешить особо некуда, более сложная часть маршрута уже позади, и мы вполне можем насладиться окружающей красотой. С южной стороны как на ладони раскинулся массив Поп-Ивана Черногорского, на вершине которого четко виднелось большое белое здание. Я вдруг осознал, что на этот раз моей давней мечте – посетить зимой “Белого слона”, брошенную обсерваторию на вершине одной из самых высоких гор Карпат, наконец-то суждено сбыться. С момента, когда я впервые увидел эту красивейшую гору, прошло почти десять лет. И дело тут не в особой сложности маршрута: просто иногда так происходит, что некоторые вещи упорно не хотят происходить.

Три фотографии, которые вы видите ниже, были сделаны в 1995, 1996 и 1998 годах соответственно. Сняты они с разных вершин Черногорского хребта, но на всех кадрах присутствует Поп-Иван.


Вид на Черногору с вершины г. Петрос


На вершине г. Бребенескул

Поп-Иван Черногорский во всей красе

Так, с каждым новым походом на Черногоре, я приближался к этой вершине, и каждый раз она ускользала. Даже проходя траверс хребта в 1998 году (см. рассказ “… И тысячи маленьких огоньков далеко внизу”), мы не смогли его закончить – вершина Поп-Ивана осталась нетронутой. Конечно же, речь идет о зиме, летом удалось не только побывать там: вершина неоднократно становилась местом ночевки во время походов. Но лето и зима в Карпатах, как говорят у них в Одессе, это две большие разницы.


Ночевка “У колыбы”

И вот, спустя еще шесть лет, в начале марта 2004 года, у меня появилась возможность восполнить этот пробел.

Пастуший домик под Смотричем, в котором мы изначально планировали ночевать, при более близком рассмотрении оказался очень похожим на мусорную свалку.


Восход в Карпатах


Начало подъема на Смотрич

В результате было принято решение поставить палатку прямо у порога: получилось довольно-таки забавно.

Наутро погода резко изменилась и… нет, не было ни снежной бури, ни лютых морозов, ничего из того, что приводит к появлению суровых рассказов о борьбе с горной стихией. На синем небе ярко светило солнце, а с противоположной стороны над вершинами висела луна, которая задержалась, чтобы полюбоваться восходом дневного светила.

Мы радостно достали камеры – Тарас владеет небольшой фото-видео студией у себя в городе – и приготовились по полной программе использовать неожиданный сюрприз довольно таки экономных на подобные подарки Карпат.

Беззаботный, хотя длинный и сравнительно крутой подъем на Смотрич, спокойный обед на его вершине, пологий и приятный склон перемычки к основному хребту: такое развитие событий мне нравилось все больше и больше. Были и некоторые особенности: Тарас и Вася взяли лыжи: подавляющие весом и размерами “Бескиды” с металлической окантовкой.

Я же, верный принципам альпинизма и не обремененный наличием скитуровского снаряжения, от таких лыж гордо отказался. Но вследствие некоторых особенностей катания в горах, из пункта А в пункт Б все мы попадали приблизительно в одно и то же время.


У вершины Смотрича


Вид на Черногору со склонов Смотрича

Вершинный гребень Поп-Ивана

Спустя несколько часов то, что издали казалось небольшой коробочкой, превратилось в громадное четырехэтажное здание, полностью покрытое снегом и льдом: мы вышли на вершину Поп-Ивана, 2022 метра над уровнем моря.


Возле обсерватории
(ноги на уровне, где летом находиться макушка головы)

Покинутая обсерватория на макушке этой горы является одним из самых необычных мест в Карпатах. Строительство происходило в конце тридцатых годов прошлого столетия силами нескольких европейских стран. В результате появился памятник из разряда “Что могут сделать люди, если захотят и если у них на это есть деньги”. Когда практически все уже было готово, началась Вторая мировая война и всем стало не до наблюдения за звездами. После войны прагматичные гуцулы сняли медную крышу, а вместе с ней унесли все, что можно было унести. Памятник обрел новое значение: “Что могут сделать люди, если захотят, а денег, чтобы это купить, у них нет”. Метровой толщины каменные стены, остатки коммуникаций, множество помещений, и все это в месте, куда не так-то просто даже зайти. В последние годы неоднократно можно было услышать о проекте возрождения этого уникального объекта, но пока “воз” и ныне там.

Особый шарм здание приобретает зимой, когда нехилые карпатские ветры превращают его в снежный дворец, который еще называют “Белым Слоном”, вследствие некоторого (весьма отдаленного) сходства с данным животным. В углублении между башней в западной части здания и основным корпусом мы вырубили и вытоптали площадку для палатки. Была мысль поставить ее внутри здания, но нижние помещения почти полностью занесены снегом, к тому же не хотелось нарушать созданные накануне традиции.

Потом произошла сцена, достойная более детального описания (в лицах):
Тарас: (с энтузиазмом поглядывая то на площадку, то на Руслана с Васей): “Ну, давайте палатку”.
Руслан (с удивлением глядя на Тараса и Василия): “У меня ее нету”.
Вася (с удивлением глядя на Руслана и Тараса): “Я палатку тоже не нес”.
Руслан и Вася (подозрительно глядя на Тараса, перебивая друг друга): “Она же была у тебя”.
Тарас (с удивлением, подозрением и без энтузиазма рассматривая свой рюкзак): “Что-то я ее не вижу”.
Руслан (мысленно, немного взволнованно): “О-о, холодная ночевка, это плохо… Рядом здание, наполненное снегом, можно вырыть подобие пещеры, это хорошо… Большую пещеру вырыть не получиться, придется сидеть вокруг горелки, это плохо. Пить много чая, это хорошо… Холодная ночевка на вершине Поп-Ивана явно повысит интригу будущего рассказа, это хорошо… Но холодная ночевка это плохо…”


Ночевка “У Белого Слона”

О чем думали остальные, я не знаю, но можно догадаться. Дальнейшие события напоминали детектив: сначала мы просмотрели фотоматериалы (спасибо изобретателям цифровых фотоаппаратов), потом видеоматериалы (спасибо остальным изобретателям). Определили, где в последний раз палатка еще была на рюкзаке у Тараса.


Три “двутысячника”
(посредине Говерла)

Осталось только найти героя, который за ней вернется и принесет обратно, если найдет. Кандидатур было немного, пошел Вася. Вернулся с палаткой. Спасибо Васе.

Утром следующего дня дилемма идти или не идти траверс Черногоры была решена быстро: такая погода случается на хребте не каждый год. По моим подсчетам дальше Туркула нам “не светило”, но ребята были настроены более оптимистично. Потом мы просто “пилили” по хребту, долго, весь день, много часов, наверное, дольше, чем хотелось. Но это того стоило: красивые гребни, увенчанные карнизами, бесконечные снежные поля, зеленое море окружающих гор и остроконечные пики Румынских Карпат на горизонте.


Восход в Карпатах 2


Такой вот интересный цвет

“Северная стена” обсерватории

Весь день дул сильный ветер, а после обеда погода начала меняться: небо из ярко синего стало серым. Начала сказываться усталость: после узкого гребня и крутого подъема на Туркул (в двух местах были практические вертикальные снежные стенки), я расслабился и еле спустился в вершины на перемычку с Данциром, следующей горой хребта.


Вид на массив “тезки” - Поп-Иван Мармарошский


У Гутен-Темнатика

Траверс под Туркулом

На ней были остатки квадратной стены, сложенной из снежных кирпичей: кто-то здесь ночевал. К этому времени искушение остановиться на ночевку доросло до угрожающих размеров.


подъем на Туркул

Но полный траверс хребта мы особо и не планировали, главной целью был Поп-Иван. Лимит времени на поход заканчивался, погода портилась, и было понятно, что нужно идти вниз.

В данном случае это означало вверх и, притом, не один раз.

Спускаться надо было к лавинной станции у подножия Пожижевской. Мы траверснули одну вершину, другую, длинный, выматывающий подъем и… внизу на поляне показались домики станции.

Вот и все… Я уселся на рюкзак, достал телефон – наконец-то появилась связь, и, поглядывая на пирамиду Говерлы, сообщил жене, что у нас все хорошо. Кроме лавинной станции, на полонине Пожижевской расположен био-стационар Львовского университета, в котором мы и расположились. Палатку рядом с домиком на этот раз ставить не стали…


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100