Горы мира > Западная Европа >

Автор: Андрей Чижов, Женева, Швейцария

Проект “Via Ferrata на велосипеде”

Точнее, не via ferrata а vie ferrate, поскольку их было две. Я уже бывал раньше на маленькой виа на горе Salève, а в этот раз, по случаю хорошей погоды и дабы отдохнуть после Мон-Блана, решил неспешно катнуться по Верхней Савойе и посмотреть на две виа посерьёзнее.

Итальянцы строили их в Доломитах во время Первой мировой войны, чтобы воевать с австрийцами. Французы же начали их строить в лет десять назад, чтобы завлекать туристов. Вот меня завлекли.

Автор - Андрей Чижов

На скале железясь (да простит меня О. Э. Мандельштам за словоуворование) прикреплены тросы, к которым цепляются лонжами ферратисты в касках и обвязках. А ступают они по скобам, подножкам и прочим торчащим железякам (того и гляди оцарапаешь колени), за них же и хватаются руками. Иногда ферратисты наступают на элементы местности и цепляются руками за дырочки в скале, но, видимо, это не круто. Кабель идёт от начала до конца, даже по тем местам, где в обычной ситуации может пройти стадо коров. Таковы законы жанра.

Тросы, будь то на горизонтальном или вертикальном участке, крепятся к скале крюками каждые 3 – 5 метров, на которых имеются загогулины, куда вставляют верёвку ферратисты, идущие в связке (бывают и такие). При лонже длиной 1 м. фактор падения может составить пять, поэтому рекомендуется иметь амортизатор.

В общем и целом виа феррата напоминает тренажёр для промышленных альпинистов.

Выехав из Женевы в 10 утра в субботу, к трём часам, проехав 65 км., я оказался у подножья via ferrata Ives Pollet-Villard, на высоте 1400 м. между La Clusaz и col des Aravis. Привязав велосипед к дереву и сменив велотуфли на горные ботинки, я поднялся через лесок и вскоре оказался у троса. Скамеечка для одевания. На мне скальная обвязка, двойная спелео-лонжа из верёвки 10,5 мм и два муфтованных “Ирбиса”.

Сразу стало ясно, что спелео-лонжа слишком коротка, я удлинил один из концов и цеплялся им, а коротким концом пользовался лишь для фиксации в процессе фотосъёмки. Вскоре пришло понимание, что в ряде случаев лонжа только мешает, и что если постоянно муфтовать карабин, то можешь оказаться в ситуации, когда отвисая на отрицательном склоне, придётся шарить рукой где-то под собой, размуфтовывать и отцеплять карабин, а ноги будут соскальзывать с подножки...

Всё это не правильно. Ферратисты имеют длинную двойную лонжу с амортизатором и автоматически муфтующиеся карабины большого размера, постоянно прищёлкнуты хоть одним концом к тросу и говорят, что если упадёшь, то ничего с тобой не случится.

Мне же показалось, что нужно работать скорее головой, чем руками. То идёшь как по тропе, то начинаешь придерживаться за трос руками, то вщёлкиваешься, а вот падать не нужно. Что толку в твоём амортизаторе, если при падении с 5 метров ты соберёшь пару – тройку торчащих железок? И, как в спелеологии, нужно соображать, что, куда и как ты встёгиваешь.

Виа идёт по диагонали вправо вверх. На пол-пути изумительный висячий мостик с перилами с двух сторон на уровне плеча, как встречаются на Кавказе. Два варианта выхода, один попроще, другой через нависающую скалу. 350 м. набора высоты, 700 м. длинной, эта виа имеет котировку difficile +.

Я оказался на вершине виа на высоте 1850 м. за 4 часа до темноты. Вверх шла тропка с маркировкой via Mic, по которой к 6 часам вечера я добрался до вершины aiguille de Borderan 2492 м. По пути меня порадовал своей красотой выступ известняка, ровный и белый как снег, под углом градусов пятнадцать, по которому можно было идти на трении.

Возвращаясь, я дошёл по своим следам до окончания виа феррата, а затем пошёл по специально проложенной тропинке на спуск. Вниз по виа спускаться нельзя, это дорога с односторонним движением.

Заночевав на лугу у ручья недалеко от нижней парковки виа Ives Pollet-Villard, на следующее утро я поехал через La Clusaz и Grand Bornand на col de la Colombière. Спуск до 900 м., затем подъём до 1500, где, оставив велосипед привязанным к телеграфному столбу, я поднялся по via ferrata de la Tour de Jalouvre.

Котировка très difficile, подъём с 1560 м. до 1988 м, протяженность 800 м.

И местность, и виа очень похожи на то, что я видел вчера. Большая протяженность участков, где кабель вообще не нужен, несколько подъёмов по нависающим скалам, подвесной мост. Самым запоминающимся оказался мостик из толстой доски длиной около 10 метров, без перил. На уровне бедёр висит трос, но держаться за него не получается, поскольку он не натянут.

Есть вариант спуска на полпути, до прохождения этих двух мостов.

На середине пути я догнал группу из четверых горовосходителей и на их вежливое предложение пройти вперёд неожиданно для себя ответил отказом. Интуиция меня не подвела: в итоге я познакомился с замечательным мужиком по имени Базиль, который предложил прогуляться с ним до вершины pic de Jalouvre 2408 м. Он мне признался, что остальных троих, с которыми он также как со мной встретился случайно, он бы не взял, потому что “они слишком торопливые, понимаешь?”

От вершины виа мы пошли прямо по гребню хребта, карабкаясь вверх по несложным скалам и рассуждая о том, что так оно по настоящему, а виа феррата – не больше чем развлечение для туристов. Через пару сот метров набора высоты траверсировали вправо и попали на маркированный красной краской путь под названием arrêt de Bouquetins, который вскоре вывел нас на вершину. Одному в тумане без подробной карты мне было бы трудно не заблудиться.

Спустившись вниз по тропе к велосипеду, я въехал по гравийной дорожке на перевал de la Colombière 1613 м., где Базиль угостил меня кофе в ресторанчике. Я спросил, как он, опытный альпинист и скалолаз, относится к моему хождению по виа феррата с лонжей без амортизатора. К моему удивлению, он согласился с моим подходом: главное не падать...

Базиль живёт во Франции недалеко от Женевы, выращивает коров и фрукты, делает сыр и мармелад. Мы с ним ещё встретимся в горах.

Через три часа, поедая булку в парке у Женевского озера, я думал о том, какая чудесная вышла у меня прогулка по виа феррата на велосипеде.