Горы мира > Сибирь >

Автор: Колесов Павел, г. Улан-Удэ

Моё воспоминание о СОЛО

Моё воспоминание о соло восхождении в августе 1995 года на пик Лавинный 3010 м  по маршруту 5Б к.т.

В то время мне много приходилось тренироваться одному  из за отсутствия напарника и техника соло была отработана очень хорошо. Тем более к тому времени было несколько попыток соло, из которых я почерпнул много поучительного и полезного.

Это попытка пройти первопроход на вершину Бриг, которое чуть не закончилось плачевно из-за пришедшей грозы и сильного камнепада вследствие дождя. Для страховки я использовал своеобразную прибамбасу,  которая при срыве не только фиксировала верёвку, но и протравливала её и гасила рывок, что позволяло использовать  даже статическую верёвку. Сам я неоднократно срывался с этой штукой и неоднократно испытывал её на стенде. И лишь недавно увидел что-то подобное у буржуев.

На этот раз объект моего восхождения был Кодар, пик Лавинный маршрут 5Б один из золотых маршрутов чемпионата России по альпинизму 91 года.

Ну ладно хватит лить воду, перейдём к главному.

20 августа 95 года я и группа поддержки, поднялись в цирк п. Лавинного и установили базовый лагерь. А я сделал заброску под стену всего необходимого снаряжения. На следующий день запланировал начать работать на маршруте. Тактика которой я хотел придерживаться была очень проста, лезть, лезть и ещё раз лезть, а где застанет ночь там и устраивать бивуак.Я был готов даже  к висячей ночёвке.

Немного о группе поддержки, это тогда ещё студенты ВСТИ Андрей Гусаров,  Дима Горобец,  Андрей Собашников,  Костя Устьянцев и Надя Банакова они по плану должны следить за моими действиями на стене и параллельно совершить восхождение по пути моего спуска по маршруту 3Б к.т.

И вот настало время "Ч".  Утром  21 августа я поднялся по крутому, длинному и на половину забитому льдом кулуару. И в 9 часов подошел под начало маршрута, где ждала меня заброска со всем необходимым для восхождения.  Осталось только выбрать, где лучше начать маршрут и я стал прогуливаться по полке,  высматривая удобное место.  Но, пройдя несколько шагов буквально в двух метрах от меня упал сверху огромный чемодан (камень),  оставив на месте моих следов огромную воронку,  что самое интересно я даже не слышал как он падает,  хотя он летел с самого верха стены. У меня от этого сюрприза, подсеклись коленки и в тот момент я подумал, а не пойти ли мне обратно.  Но, посидев немного и придя в себя, желание восхождения вернулось ко мне обратно, и я полез вверх.

С первой верёвки началось довольно сложное лазание,  в некоторых местах приходилось использовать ИТО (искусственные точки опоры). Наверное всем  понятно, что по физическим затратам соло восхождение тяжелее обычного, чем  когда мы лезем в двойке. Ведь верёвку приходится проходить трижды. Сначала лезешь вверх и вешаешь верёвку , потом спускаешься вниз по пути выбивая все крючья  и закладки, разбираешь станцию цепляешь к себе баул с бивачным снаряжением и поднимаешься на верх уже по верёвке и так снова и снова. И вот  на первой веревке, когда я стал, перетаскивать баул неловким движением  упустил бутылку с водой и остался без запаса влаги на весь день. Основной скальный бастион был без снега и льда, а день похоже предстоял  очень жаркий.

В середине второй верёвки решил свернуть вправо, хотя маршрут 91 года шел прямо, в разлом. Но я выбрал другой ход, где мне придётся лезть через короткое  нависание, в добавок  по разрушенным скалам, но интуиция мне подсказывала, что так правильней. Пятнадцать метров достаточно сложного ИТОшного лазания, где крючья и закладки только на проход, и я вышел в начало длинного угла, идущего почти через весь основной скальный бастион.

Дальше я лезу свободным лазанием.  Но к середине дня встал остро вопрос с водой, я чувствовал во рту  ужасную сухость, а язык стал как сухая картошка. Да и что то скальные тапки  отдавили уже все ноги, и я после каждой верёвки снимаю их, что бы отошли ноги. С каждой верёвкой становится всё тяжелее и тяжелее. А где то глубоко в трещине журчит вода, но добыть её практически не возможно, я пытаюсь просунуть в трещину трубочку и добыть хоть, сколько ни будь грамм воды,  чтобы смочить во рту, но всё бесполезно. И я лезу дальше не солоно хлебавши.

Вот и угол подошел к концу, а закончился он карнизом. Перед карнизом  гладкая плита и надо переходить на ИТО. К тому времени, когда я стал окучивать карниз, жара немного спала и мне слегка полегчало. Сам карниз оказался вполне лазовым, и особых трудностей у меня не вызвал.

О ЧУДО. За карнизом небольшой угол похожий больше на провал,  до отказа забитый льдом. Я утолил немного жажду стекавшей по льду талой водой и полез дальше,  по моим подсчётам до полки остаётся,  где-то верёвка. Так оно и оказалось после достаточно сложного лазания в вперемешку с ИТОшным,  я вылез на хорошую полку,  сверху закрытую карнизом, в общем,  идеальное место для бивуака. Соорудив станцию, отправился в низ за баулом,  по пути выбивая  крючья. Внизу рублю молотком  лёд, и большие куски складываю в баул. Вес у баула получился не детский,  но,  предвкушая вечернее чаепитие,  после столь засушливого дня вес был взят и поднят на верх довольно быстро.

Солнце уже садится, я кипячу на газе очередной чайник,  не помню какой по счёту. Мне хорошо, я сыт и доволен. Красивый вид на соседние вершины открывается на закате. День выдался напряженный но продуктивный, мне удалось пройти шесть верёвок  это очень хороший темп для соло, ведь один и тот же участок надо проходить трижды, впереди у меня примерно ещё столько же или чуть меньше. С чувством полного удовлетворения укладываюсь спать.

Ночь выдалась очень тёплая, а это верный знак приближающейся непогоды. Так оно и вышло, к утру поползли серые дождевые тучи.

До вершины остаётся ещё около пяти верёвок, но самый сложный ключевой скальный бастион пройден, и дальше должно идти лазание попроще, значит и темп восхождения будет повыше.

Как только начало светать, после лёгкого завтрака  я начинаю сворачивать свой бивуак и начинаю свой путь вверх. Сегодня  я сменил скальные туфли на кофлачи, мои бы ноги не пережили ещё один день в дуратских "Рок-Пид", они так отдавили пятки что я перестал чувствовать большие пальцы на ногах.

В нижнем лагере я не  вижу шевелений, и мне стало немного тревожно за своих товарищей,  видимо они схватили ночевку на горе, не успев, спустится вниз. Хорошо, что ночь выдалась тёплой. И я невольно поторапливаюсь  в лазании.

Гора не дает расслабится и отказаться от страховки,  вынуждая в некоторых местах слегка ИТОшить. Мне запомнилось одно интересно место,  где  надо было траверсировать по краю карниза и когда смотришь вниз, то видишь, как под твоими ботинками обрывается стена, а дальше бесконечная пустота. И я ловлю себя на мысли, что по идее мне должно быть страшно на этом участке, а у меня наоборот дикий восторг и  кайф от этих приколов маршрута  и я уверенно лезу вверх. Лазание идёт хорошо,  не смотря на разрушенный рельеф,  зацепки оказываются в тех местах,  где они необходимы и создаётся впечатление,  что гора сама помогает мне лезть, как в песне у В.Высоцкого "Горы сами подставляли плечи".

И вот отработана крайняя верёвка, передо мной короткий кулуар,  который приведёт меня на вершину. Я упаковываю лишнее снаряжение и баул в рюкзак и шагаю к вершине. Это, наверное, самый яркий момент восхождения, когда ты идешь к вершине, и не что уже не помешает тебе подняться на неё.

И 22 августа в 14.30 выхожу на вершину.

Отыскиваю контрольный тур, снимаю записку А.Яковенко с ЧР 91 года, чей маршрут я в данный момент лез и записку своих товарищей.  Но кроме записки они мне оставили бутылку с водой, что оказалось очень кстати. Внизу я вижу, как мои друзья приветствуют меня на вершине, размахивая ковриками и крича. Им меня очень хорошо видно в трубу. Я вижу, что весь народ в лагере и мне становится спокойней на душе, что добавляет радости к моему счастливому состоянию.

Ну а дальше просто какая то мистика, ведь впереди у меня непростой и очень длинный спуск. Погода к тому времени совсем испортилась и я видел как на соседних вершинах уже шел мокрый снег и дождь, но на моей горе было всё по другому. Но надо торопиться пока не попал в большую Ж…….  И я начинаю спуск с продергиванием верёвок по южному гребню. Через некоторое время и на мою гору пришло облако, по всем признакам должен был пойти дождь, но он,  почему-то не шел. Лишь изредка пролетающие над головой чемоданы (камни) заставляют меня быстрее шевелиться на спуске.  Следом за мной в метрах ста опускается, облако всё больше погружая, гору в себя и сопровождая меня вниз.

Спуск занял у меня три с половиной часа, это почти бегом вниз.  К тому времени, когда я выбежал, к лагерю гора полностью погрузилось в облако. И лишь когда я сбросил со своих плеч тяжелый рюкзак возле палатки, то, как по команде, резко пошел дождь. Такое ощущение или, наверное, уверенность в том, что гора специально сдерживала дождь, ждав,  когда я спущусь. За время восхождения,  видимо я ей чем- то приглянулся, что она так мне помогала, хотя сначала и немного попугала, как бы проверяя меня.

Мои друзья действительно не успели за один день сходить на гору и заночевали на гребне, а утром спустились вниз.

По планам у меня было запланировано ещё одно восхождение в таком же стиле на вершину Обрез на то время ещё ни кем не пройденную стену. Но этим планам не суждено было, осуществится: стена не подпускала к себе,  отстреливаясь мощными камнепадами, и я  решил не испытывать судьбу.

Позже в августе 2000 году мы с Игорем Шерстнёвым заявили её в Чемпионат России в тех. классе и по той же причине вынуждены были отступить. По линии нашего маршрута обрушился громадный скальный бастион, сорвав наши перильные верёвки.

На этой весёлой ноте я хочу закончить свой рассказ и пожелать читателям статьи  обязательно побывать в  горах Кодара.