Горы мира > Сибирь >

Хребет Цаган Шебету. Западный Саян.

Авторы: Алексей Походенко, Денис Прокофьев, г.Красноярск

Схема маршрутов.
 Пик "Восточный"

Всё началось с того, что нас угораздило собраться и поехать на очередные сборы под громким названием Тува - 2000. А что, район неплохой, причём даже весьма, ну во всяком случае нам нравится. Высоты в районе 3000 - 3500 м, иногда даже голова при акклиматизации болит. Есть, конечно, и недостатки типа дальней дороги на машине (от Абакана порядка 12 - 15 часов) и глухих тувинских селений, в которых дети норовят зашвырнуть в такую диковинку, как проезжающий мимо КАМАЗ, всё ,что попадает под руку, но если смотреть на вещи более философски, то вроде легче получается. В этом году базовый лагерь красноярской альпиниады расположился на новом месте. Раньше он стоял в районе высшей точки хребта Цаган - Шибету - п. Мунхулик (3557). Нынче лагерь поставили исходя из более спортивных соображений (человеку же свойственен прогресс) под пик Восточный (» 3400). Вообще-то пик Восточный действительно весьма спортивная гора. Категории от 1Б до 6А с промежутками. Вот и мы, а мы это я и ещё четыре единомышленника, задумали взгромоздится на эту гору по одной из пятёрок Б. Так как эта пятёрка ранее заявлялась как 6А и заняла первое место на СНГ в 98 году, то и железа мы в городе набрали соответственно.

Вершина "Восточного"

Вот список заговорщиков:

• Пуговкин Антон – руководитель

• Прокофьев Денис

• Киселёв Денис

• Шаймарданов Вася

• Походенко Лёха.

К сожалению, частично наши планы рухнули, так как в первую же ночь в базовом лагере рюкзаку, в котором были все оттяжки и расходные карабины, приделали ноги. Скорее всего, это суровые тувинские охотники из любопытства утянули первое что под руку попало, а может быть у них был спортивный интерес, походить с 25 килограммовым рюкзаком. Так или иначе, но мы остались без средств промежуточной страховки. Факт весьма печальный, особенно если учесть, что 25 оттяжек мы черта с два настреляем по лагерю. Ну всё же залезть на 5Б нам было суждено. Правда не на ту, на которую хотели, а на правую (см. фото) но всё же.

Хороший вид

И вот, потеряв один день, мы стояли под северной стеной Восточоного, с которой доносились крики команд мужиков, лезущих на шестёрку. Времени до темноты ещё оставалось прилично, и поэтому, как и планировали, одна связка (Антоха с Дениской) выдвинулась на обработку маршрута. Вечер выдался тихим, и со стены было всё слышно. Мы сидели возле палатки, спорили когда начинать варить борщ и болели за парней. А со стены доносилось привычное “выдай”, “закрепи” и звон забиваемых крючьев, звуки, делающие неотвратимым завтрашнее восхождение. Антоха с Дениской поработали на славу, обработав 4 верёвки, и добрались до первой полки.

НачСпас

Наутро не спеша, встав и позавтракав, мы в 7:30 выдвинулись под гору. В порядке вышеизложенного списка мы вщёлкивали в перила жумары и начинали лидировать. Четыре верёвки пролетели как-то быстро. На последней верёвке до полки, идя последним, я услышал характерный грохот выше и слева от себя. Хотя и находился по другую сторону контрофорса, интуитивно нырнул под соседнее нависание. Оказалось, что Дениска скатил на себя перильной верёвкой два небольших чемоданчика, причём один из них слегка прокатился ему по каске. Прожумарив пятую верёвку я застал на второй полке спокойно перекусывающих парней и Дениску с круглыми глазами бормотавшего слова любви своей бывалой кассиде. Пока ели и обрабатывали следующую верёвку, я сходил влево по полке поболтать с народом на шестёрке, которые ставили палатку на этой же полке. Дальнейшее протекание нашего продвижения вверх проходило без особых приключений и в 16:00 все были уже на вершине, а в 17:30 возле своей палатки.

Пик Восточный.
Вид "Восточного" с плато

На следующий день мы вернулись в опустевший лагерь (большинство народа было наверху), вечером неплохо развлеклись, бегая по лагерю и спасая от разгулявшегося ветра палатки.

А далее был ещё раз цирк Восточного, четвёрки, сброска в лагерь, весёлое посвящение новичков, закрывших третий разряд. А далее всё в обратном порядке: КАМАЗ, дорога, тувинские дети, Абакан, ПИВО, паровоз, Красноярск. Ну вот вроде и всё о чём хотел рассказать. Прошу строго не судить.