Автор: Ильяс Тухватуллин, г. Ташкент
Фото: Виктор Володин, г. Москва

Эверест

Продолжение (Начало см. здесь)

Наша очередь работать. Выйдя пораньше, мы в хорошем настроении к полудню выскочили на конец перил. Паша быстро пролез веревку по льду в направлении отщепа. К нашему большому разочарованию, место оказалось непригодным.

Слева нашли две небольшие полочки шириной с ботинок. Выхода нет, решаем натянуть шнур между ними, а проем заложить баулами с грузами, которые в изобилии были развешены на верхних веревках. Высота 7000м. Работали до темноты. Наконец, нам удалось соорудить небольшую площадку, настолько маленькую, что на ней поместилась только половинка дна палатки. Мы подвесили палатку как мешок и залезли вовнутрь. Полочка получилась покатой, и мы время от времени сползали с нее. Пришлось “повесить” себя на перила, протянутые через палатку. Ничего, нам приходилось ночевать и в худших условиях. Перекусив и попив чаю, “легли” поспать. Если это не удастся, завтра работать будет очень тяжело. Наконец, задремали, изредка просыпаясь, чтоб сменить позу. Так прошла первая ночь на Стене. Невольно подумал: если первый лагерь такой неудобный, что же нас ждет дальше?

Над нами нависал первый скальный пояс шириной в узкой части около 30 м. Постепенно определился оптимальный ассортимент крючьев. Особенности скальных участков стены очевидны: черепицеобразные строения, сильно разрушенные, но крутые, с зацепами, направленными вниз, с трещинами, которые разрушаются при вбивании крюка. Это просто удача, что мы взяли с собой якорные крючья. На всех выходах они прекрасно зарекомендовали себя.

Итак, наступило утро. Подвели итоги первой ночи: Больше всех досталось Андрею - он почти не спал, сползая вниз и повисая на веревке. Решили, что ему лучше спуститься вниз на 6200, он согласился с нами, но целый день переносил оставленные на нижних перилах грузы и только поздно вечером “уехал” вниз. Не человек, а машина какая-то! А мы с Пашей провешивали дорогу дальше вверх. Пройдя две сложные веревки влево вверх, к вечеру подошли вплотную к вертикальному камину. Такие участки лучше проходить с утра, решили мы, и вернулись домой на 7000. Несмотря на то, что нас было двое, удобства это не прибавило. Наутро Паша виртуозно пролез камин с помощью “фиф”. Другого способа пройти камин, например, с применением ударных инструментов, нет. Уж очень тонок слой льда. Сложность участка А3-А4.

Выше просматривались два пути. Первый - прямо по широкому камину, но по нему постоянно шли небольшие лавины, засыпая нас по колено. Перспективней смотрелся камин чуть-чуть левее основного: он круче, но с него ничего не летит. Погода испортилась. Пошел снег. Видимость 3-4м. Это стало обычным явлением за последнюю неделю.

Тем не менее, пролезли еще 3 веревки по левому варианту, выйдя на наклонную полку. Дальше, по-видимому, снежная полка, которую мы видели снизу. Часы показывали 17.00 китайского времени.

Пора уходить вниз. Нам так и не удалось найти удобное место для лагеря 1. Услышали голоса ребят из группы “Сибирь”. Они поднялись к палатке на 7000 . Их четверо. Не представляем, как они будут ночевать. Но они, ничуть не растерявшись, принялись расширять площадку. Пожелав им удачи, мы отправились на отдых. Через несколько дней радостная новость: группа Сибирь вышла на снег и установила Camp 1. Подумать только, до первого лагеря 27 веревок! Далековато, причем все перила требуют подъема на двух жумарах. Высота 7100м. Как далеко еще до верха!

Итоги этого этапа: несколько легких травм (от камней), один восходитель заболел и не сможет работать дальше. Ну что ж: что есть - то есть. Слава богу - все живы. Что там еще ждет нас выше - неизвестно. Камни действуют на нервы. Но, в целом, все хорошо.

После установки первого лагеря дело пошло веселей. Впереди - снежные склоны, вначале крутые, потом чуть – чуть поположе. Началась провеска до следующего скального барьера. Камни перестали нас беспокоить – их сдерживал снег. Мешал только ветер и усиливающийся холод. На протяжении всего восхождения эти два фактора неустанно проверяли нас на устойчивость. Иногда им удавалось помешать нам. Трудно работать на стене, когда тебя обдувает ветер со скоростью 8-11 м/с.

Выше первого лагеря вступила в игру высота. Почти у всех появились проблемы с горлом. Мы этого ожидали, но к этому невозможно привыкнуть: горло как раскаленная сковородка, каждое сглатывание дается с трудом. Это результат воздействия сухого и холодного воздуха. От этого нет защиты - нужно терпеть.

Ужасно не люблю я эти снежные склоны. Технической работы никакой, только монотонный труд по топтанию ступеней. Снега по колено. Всю тяжесть по протаптыванию в нашей группе взял на себя Андрей. Но Гора и тут приготовила нам сюрприз. По следам первого невозможно было идти, потому что ветер тут же засыпал их снегом. И каждый из нас заново топтал себе следы. Учитывая, что за плечами полезного груза у нас было 10-12 кг - этот участок стены изрядно нас измучил.

Как и в любой длительной экспедиции, наступил период, когда начала накапливаться усталость. Хотя для отдыха у нас были все условия. В обоих лагерях мы соорудили сауну, и не упускали случая попариться вволю. Баня – прекрасный способ восстановления работоспособности. В отличие от многих экспедиций, у нас были прекрасные повара, которых мы обучили русской кухне. Свежее мясо и овощи способствовали нашему восстановлению. Эту картину портил только ветер, который методично утюжил наши палатки, непрерывное хлопанье которых не позволяло отдохнуть и насладиться желанной тишиной. Только книги, в большом количестве привезенные нами, помогали отключиться от действительности и забыть о трудностях бытия. Но, несмотря на все это, к середине мая мы чувствовали себя сильно уставшими, как физически, так и морально. Поэтому, к моменту, когда был установлен лагерь 2 на 7500, мы с радостью узнали, что едем отдыхать в зеленую зону, в Шигар (4200м). До этого я скептически относился к отдыху в зеленой зоне, но после 3-х дневного отдыха в Шигаре, в отеле “Джомолунгма”, понял, что ошибался.

Мы вернулись к Стене хорошо отдохнувшими, и, с новыми силами, отправились на работу. К этому времени веревки были провешены до 7800 м и найдено защищенное место для третьего лагеря под вторым скальным поясом. Не обошлось и без потерь. У ребят из группы “Урал” начались проблемы со здоровьем, и врач не рекомендовал двоим из них продолжать восхождение. Это была серьезная потеря для команды. Шла вторая половина мая, и в душе у нас зародилось беспокойство: успеем или нет до прихода муссона? Один только взгляд на нависающие над нами скалы вызывал трепет. Они казались бесконечными, уходящими высоко в небо. Сознание предательски искало запасные варианты: ведь в нас вложены огромные средства. И этот груз ответственности не давал всем покоя. Морально очень тяжело возвращаться без Горы.

Погода тоже не баловала. Накануне ветер сдул на 6200м базовые палатки. Пришлось поднимать новые палатки и заново переустанавливать АВС.

Все время с волнением следим за восхождением наших друзей на Жанну. Нас отделяют всего 100км. Значит, и у них плохая погода. Мы очень за них переживали и искренне желали успеха. Сейчас они работали в районе 7500 и, судя по сообщениям, у них возникли серьезные трудности. Их тоже поджимает время.

А мы поднимаемся в 3-й лагерь - это наш четвертый выход наверх. Обычно больше четырех выходов на Эвересте не делают. Четвертый выход - штурмовой. А у нас задача была провесить черные скалы второго пояса. Прогноз погоды неутешительный - ожидался снег и усиление ветра. Наверху с удивлением обнаружили, что предыдущая группа провесила веревку в кулуаре Хурунбайна. Что это-случайность или …? Мы в шоке! Наша группа приехала лезть по Центру. Немного придя в себя, обсуждаем сложившуюся ситуацию. Конечно, времени в обрез и всем хочется попасть на вершину. Притяжение вершины мешает объективной оценке. Но, в конце концов, приходим к решению: или центр или мы не работаем дальше. Нельзя “портить” маршрут, или по центру или никак! К счастью, база поддержала нашу точку зрения. Ну что ж, ставки сделаны и время покажет, кто был прав.

Переночевав в 3 лагере, мы с Андреем ушли провешивать центр второго пояса. Мы прозвали его “пауком“ за характерный рисунок на скале. Все та же черепица, сначала некрутая, потом крутизна увеличивалась. Работали без кислорода. Уж очень не хотелось дышать им раньше времени, к тому же маска сильно сокращала обзор. Паша в этот день снял правую веревку и сделал ходку на 7500 за грузом. Получился хороший, продуктивный день: провешено 4 веревки! Погода начинала портиться. Нам еще работать наверху 2 дня. За этот выход было провешено 13 веревок. Довольные собой, мы уступили место “Сибири”. К тому времени их осталось трое: Вова выработался до предела и, судя по всему, достиг своего потолка. Жаль. Нас все меньше и силы на исходе. Мы здорово похудели и были близки к истощению. Высотный рацион оказался скудным. К счастью, в нашей группе все было хорошо: и аппетит в норме и сохранилось желание работать. Мы чувствовали, что на нашу группу команда очень надеялась, и это окрыляло нас.

На следующий, штурмовой выход мы решаем взять с собой отварного мяса и риса. А пока Петя провешивает “желтый пояс” - зализанные скалы, запорошенные снегом. Невзирая на испортившуюся погоду, ребята продолжали работать и вышли на 8400 , где нашли маленькую площадку под палатку. На этом выходе они планировали выйти на вершину, но им не повезло. Погода окончательно испортилась. Снегопад и ураганный ветер. Парни спустились в лагерь 3 и провели там бессонную ночь, пережидая непогоду. Но прогноз на ближайшие дни был неутешительный, и Сибирь приняла правильное, но нелегкое решение: не тратить силы и кислород, а спускаться на 5600 и переждать непогоду.

Мы встретились с ними на леднике: мы шли наверх, они – вниз. Наверху нас ждала побелевшая от снега Стена с ее неизвестным верхним поясом. Это был наш пятый выход наверх. Обсуждая тактику штурмового выхода, мы решили не перегружаться и постараться сохранить силы до самого верха. Поэтому мы отказались от спальников, а взяли с собой недостающие веревки, кариматы, еду, газовую горелку и баллоны, несколько скальных крючьев. На меня была возложена обязанность высотного оператора, а это еще несколько килограммов. Наверху (8400) нас ждала маленькая палатка (одноместный “библер”) и немного кислорода. Но хватит ли сил? Ведь впереди неизвестный скальный пояс и вершина. Вспоминаем штурмовой выход В. Балыбердина и Э. Мысловского в далеком 1982г. Они тогда провесили несколько веревок выше 8000 и в тот же день смогли выйти на вершину. Нас ожидало нечто похожее.

Этот подъем по перилам не был похож на все предыдущие: Гора очищалась от снега. Водопады снега под лучами восходящего Солнца вперемешку с ветром делали картину фантастической. Я чувствовал себя как на другой планете. Позже я осознал, что это сам Эверест помогал нам преодолеть монотонность пути до лагеря 4. Установив палатку на площадке 4-го лагеря, мы кое- как втиснулись внутрь. Перед сном надели маски и включили кислород. Подача 0.5л в минуту. Но через некоторое время, не почувствовав положительного результата, я снял маску . Уж очень неудобно в ней спать. Мои друзья похоже, думают по-другому.

Проснулись рано. Погода сносная. Позавтракав, Андрей с Пашей ушли наверх провешивать дальше, а я должен поднять за ними весь оставшийся скарб. Пройдя 4 веревки, с удивлением обнаружил, что дальше веревок нет.

И никого нет вокруг. Приглядевшись, заметил выше, метрах в 80-ти, кого- то в желтой пуховке. “Дальше свободным лазаньем,”- сообразил я и осторожно полез по некрутым, но заснеженным скалам в направлении желтого пятна. Когда я дошел, ребята заканчивали “строительство” площадки. Здесь мы установили наш домик. Высота 8650м. Холодновато. По связи сообщили, что завтра ожидается ветер 11 м/с, -40, но без снега. Спасибо и на этом. Нас больше заботили скалы над нами. Верхний барьер. Снизу он казался короче и проще. Мы даже просматривали какие-то камины по его центру. В действительности простых проходов на нем не оказалось. Вот это сюрприз! Паша заметно волновался: ему завтра работать первым, а привычного скального набора мы не захватили. Ладно, утро вечера мудренее. Перекусив мясом и рисом, мы улеглись спать. Я чувствовал себя хорошо и решил спать без кислорода - еще пригодиться. Ночь прошла незаметно. Мы чувствовали себя отдохнувшими. Паша начал собираться. Сегодня они с Андреем пойдут работать дальше. Моя задача – съемки. Ветер не унимался, и нам пришлось сидеть и ждать. К полудню чуть-чуть “потеплело” и ребята вышли на обработку. В это трудно поверить, но Паша пролез в этот день 1 веревку! Удивляло не то, что мало, а то, что пролез! Скалы А4 на высоте выше 8650! Фантастика, такого еще никто не делал. И все это при ураганном ветре. Спустя несколько часов ребята вернулись в палатку, и еще целый час их трясло в мелком ознобе. Так сильно они замерзли, особенно Андрей. Все это время он терпеливо стоял на страховке, не имея возможности подвигаться. На следующее утро мы с Пашей пошли на обработку, Андрей отдыхал. Ветер не унимался, хотя прогноз обещал улучшение погоды. Паша осторожно начал лезть следующую веревку. Очень круто, даже для среднегорья, а тут 8700. Прошло несколько часов. Все это время Паша работал без кислорода. Осталась до выполаживания одна веревка. Я начал осознавать, что сегодня мы не вылезем наверх, может быть и завтра не получится. Да и риск довольно велик: мы лезли с простой леской, имея при себе лишь пять крючьев. Любая ошибка могла стать последней. Сильно замерзли. Спустились в палатку и еще несколько часов отогревались. Вроде бы ничего не обморозили. Пока мы работали, Андрей прошелся за угол в сторону “Гранд кулуара”. Оказалось, что чуть левее есть проход наверх. Обдумав все за и против, решили завтра попробовать там.

Ночь прошла как обычно. И вот настал долгожданный день. Встали в 5 утра, взяли с собой только самое необходимое и ушли наверх. Андрей с Пашей лезли чуть впереди, а я шел сзади и время от времени снимал на видеокамеру. Сначала скалы были достаточно крутыми для свободного лазания. Мешал снег, лежащий на них. Лезть приходилось очень осторожно. Но предвершинные скалы уже опасения не вызывали.

Наконец, 30.06.04, в 10 часов утра мы стояли на вершине! Что я чувствовал? Усталость и удовлетворение. Удовлетворение оттого, что смогли решить эту задачу, красиво решить, решить так, как задумывали.

Все, теперь только вниз, домой, навстречу к новой мечте.