Горы мира > Крым > мыс Айя

Мыс Айя
Маршрут "Ворота" 5Б+ к.тр.

Автор описания Владимир Троянкер

мыс Айя
© фото Алексея Осипова

Перепад высот ~ 440м
Длина маршрута ~ 550м
Средняя крутизна ~ 72°

Возможно, это самый длинный стенной маршрут в Крыму. 14 веревок, лазание преимущественно по плитам на трении. Маршрут проходится за день, однако поздней осенью или при неустойчивой погоде можно предусмотреть ночевку.

От санатория по хорошей тропе около 1 км по направлению к мысу Айя. Не доходя 100м до конца тропы, подняться под стену. Начало маршрута от небольшого (4м) откола. Отсюда вверх и правее по скалам 4-5 к.т. ~2.5 веревки до головы "крокодила", здесь блок шлямбуров.
Начинать маршрут можно и в 50м правее вдоль откола прямо вверх - там сложнее.

От блока 30м вверх до маленькой полочки со старыми крючьями (R4). Дальше вверх до полки с деревом (R5). В середине полки - щель, уходящая вверх. Правая часть щели осыпающаяся.

Маршрут "Ворота"
© фото Алексея Осипова

От дерева в левой части полки трудный траверс влево вверх 5м и далее по не сложному пути вверх до дерева в левой части площадки под Воротами.

От дерева выйти на 30 м в центр Ворот до маленькой полочки возле плиты-откола, здесь организовать пункт страховки R7.

От полочки вверх по центру Ворот идет надежная прочная щель. По мере ее прохождения встречаются блоки шлямбурных крючьев. Навес правой воротины обойти слева и выйти на полочку к дереву. За деревом полочка, оборудованная крючьями для закрепления перильной веревки при ночевке. Ночевать на этой полочке более чем вдвоем неудобно.

От полочки вверх по выступу в ее левой части по направлению на дерево.

Схема маршрута:
1 часть
2 часть

От дерева 7-10м вверх вправо - шлямбурный крюк, отсюда в том же направлении еще 15м грот с наклонной площадкой R9 (можно ночевать).

Из грота траверс вправо 10м и вверх по шлямбурам до полочки с блоком шлямбурных крючьев (R9), эти 2 веревки с сильным траверсом.

От R9 траверс вправо 10м до широкой поросшей травой полки, уходящей вверх-вправо до основания камина с деревом в нижней его части. Это выход на "Нос" (контрфорс, разделяющий две стены) здесь кончается стенная часть маршрута, далее рельеф становится более расчлененным, много полок.

По камину вверх до площадки с деревом 40м (R12). Отсюда 3 веревки вверх до полки, уводящей вправо в "рыжую чашу" Айи. Дальше ногами, по лесистому склону выйти на гребень яйлы и двигаться к спусковой тропе с г. Куш-Кая.

Закладки: 15 шт.
Крючья:
тонкие швеллеры - 5 шт.
тонкие универсальные - 5 шт.
Расходный репшнур - 10м
Фонари

Большинство шлямбуров на маршруте жухлые! Хорошо бы их заменить на новые.