|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Крым > Арфен-Чер-Бурун |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU Автор: Павел Слюсар, г.Киев Арфен-Чер-Бурун - стена над морем К юго-востоку от Балаклавы, приблизительно в восьми километрах вдоль береговой линии, из моря поднимается 240-метровая скальная стена правильной треугольной формы, замыкающая юго-западный отрог вершины Арфен-Чер-Бурун и отделенная от основного массива горы глубоким провалом. К подножью стены можно подойти по морю приблизительно за час из Балаклавы или за полчаса из урочища Батилиман (поселок Ласпи). Стена поражает своей крутизной, правильностью формы и гладкостью рельефа. Она вертикально поднимается из моря и так же вертикально погружается в голубую бездну на глубину более 80 метров. В правой части стены, словно молчаливый страж, над морем грозно нависает огромный черный карниз. Когда отплываешь в открытое море, становится невозможным визуально определить пропорции стены и точное расстояние до нее. Сколько метров до стены - 50 или 250? Каков был бы человек на фоне этой скалы? Какова высота пика - 100, 200, 300 метров? Такой эффект создается, видимо, резким контрастом между горизонтальной поверхностью моря и стремительной вертикалью скалы. Я впервые увидел эту вершину летом 1992 года, проплывая на корабле из Севастополя в сторону Ялты. Своей красотой она резко выделялась среди остальных вершин массива Айя, завораживая и бросая вызов. Идея взойти по стене родилась сразу, и, как оказалось вскоре, не только у меня. В том же году на вершину совершили восхождение альпинисты из Севастополя Александр Ляпун и Сергей Стрельцов. Они прошли по центру "треугольника" и назвали свой маршрут "Мираж". Я решил проложить на стене свой маршрут - по ее правой, нависающей части через черный карниз. Моим партнером по связке стал скалолаз из Житомира Михаил Кальниченко, мой давний друг и постоянный соперник на соревнованиях. В июне 2000 года мы успешно прошли этот маршрут и назвали его "Родео", что вполне соответствует его характеру, технической сложности, а также нашим эмоциям и душевным переживаниям в процессе восхождения. А начиналось все так. В августе 1995 года мы поехали под стену для разведки. Необходимо было прояснить все возможные аспекты предстоящего восхождения, включая расположение базового лагеря, способы подхода под стену, техническую сложность маршрута и тактику восхождения, альпинистское и бивачное снаряжение, погодные условия в районе, состояние моря, возможные факторы риска. Сразу же стало ясно, что наскоком эту стену не возьмешь, и что для надежного восхождения необходимы подготовленная экспедиция, хорошее снаряжение и высокая спортивная форма восходителей. Мы организовали базовый лагерь в так называемом Затерянном мире, небольшом участке берега между урочищем Батилиман и нашей вершиной, отделенном от "материка" отвесными скалами. В течение недели мы ежедневно совершали вылазки под стену на надувной резиновой лодке, что занимало приблизительно 25-50 минут в одну сторону, в зависимости от степени волнения моря и направления ветра. В результате этого выезда мы собрали обширный и интересный фото- и видеоматериал, выполнили необходимые визуальные наблюдения, определили ключевые точки будущего маршрута и техническую сложность разных его участков, изучили характер рельефа и выработали тактику будущего восхождения. Одним словом, мы определились с тем, что и как надо делать, чтобы взойти на вершину. Вернулись под стену мы в августе 1998 года, хорошо подготовленные и оснащенные, с самыми серьезными намерениями. За три рабочих дня мы пролезли приблизительно 100 метров с моря по зеркалу стены, после чего были остановлены непогодой и сильнейшим штормом. Как "зацепиться" за скалу, подплыв к ней вплотную на надувной лодке? Очень важно - не повредить лодку об острые края налипших на скалу мидий, иначе не миновать серьезных проблем (ближайший берег - в полутора километрах). Этот процесс достаточно сложен, поскольку на море, как правило, свежая волна с амплитудой метр и больше. Непросто встать во весь рост на дне хлипкого суденышка, то взлетающего на гребне волны, то стремительно падающего вниз! Собравшись и решившись, делаешь шаг и с помощью скайхука закрепляешься на еле заметном выступе на гладкой поверхности скалы. После того, как лодка отплывает, остаешься один над морем у подножья уходящей в небо стены, при этом набегающая волна постоянно грозит окатить тебя с головой и смыть в море. Скользко, круто - но надо лезть: вернуться обратно в лодку "по-сухому" уже не удастся - только пройдя процесс купания. На протяжении ближайших восьми метров перед тобой - одна задача: организовать первую станцию, желательно не упав в воду во всем снаряжении и скальных туфлях. Только когда этот этап благополучно пройден и оба участника восхождения без особых потерь достигают начального пункта страховки, начинается нормальное "шестерочное" лазание. Рассказывая впоследствии о восхождении, я не раз слышал комментарий: "Подумаешь, в воду падать - ведь это совсем не страшно и совершенно безопасно: какая глубина под стеной? 80 метров? Ерунда, до дна не достанешь". Не знаем точно, так ли это - в воду мы, к счастью, не падали, да и вообще серьезных срывов и "полетов" у нас не было (в сильный шторм на резиновой лодке попадали и переворачивались - это было). Но по нашим оценкам падение с полным набором "железа" на поверхность воды с высоты 10-20-30 и более метров может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому мы лезли без суеты и с полным осознанием ответственности. Мы снова пришли под маршрут, чтобы победить, в середине июня 2000 года. Пять дней кряду (с 14 по 18 июня) пережидали непогоду и шторм, пока гора наконец "пустила" нас к себе. Воду в море так перемешало, что температура ее упала до 9 градусов. Солнце постепенно прогрело воздух, но от моря еще неделю веяло холодом, как из холодильника. Словом, купаться не хотелось, поэтому лезли аккуратно, но быстро. Пройдя знакомую нижнюю часть, успешно преодолели и верхнюю, нависающую часть стены. 23 июня 2000 года в 5 часов вечера мы взошли на вершину. Следует отметить, что маршрут держит в напряжении и не дает расслабиться на всем своем протяжении. Наиболее сложной нам показалась его верхняя часть - подход к "черному карнизу" с выносом балкона более 10 метров, прохождение самого карниза в его правой части и выход по "пузу" на серые плиты над карнизом. Этот участок нависает над водной гладью, заставляя о многом задуматься. Во время его прохождения оброненный мною скальный крюк упал прямо в море, ни разу не коснувшись стены. Мой партнер и я по очереди прокладывали путь. Я благодарен Мише за то, что мог на него положиться в самые сложные моменты восхождения. Нередко между нами не было прямой видимости, а звуковые команды заглушал ветер, но я всегда был уверен, что Миша понимает мои действия и доверяет мне, и, в свою очередь, сам нигде не ошибется, ведь под нами - бездна. Этот микроклимат между нами сохранялся на протяжении всего восхождения и стал одним из основных компонентов нашего успеха. К особенностям нашего восхождения следует отнести без конца штормящее море, выдувающий мозги ветер, дождь с градом, попытки морской охраны с борта сторожевого корабля проверить наши документы, снующих по морю туда-сюда на экскурсионных кораблях туристов, задающих вопросы о том, как мы собираемся "оттуда" спускаться, палящее солнце, балаклавских рыбаков, сдержанно и молчаливо нас поддерживающих, птиц, неожиданно выпархивающих из скальных щелей прямо из-под наших рук, непуганых ящериц, проживающих всю свою жизнь на этой стене. В завершение каждого дня, наполненного борьбой и радостями побед, наступал крымский вечер, и мы, затаив дыхание, наблюдали чудо: горячий солнечный диск прямо перед нами таял в море, вливая в наши уставшие тела и души новые силы и вдохновение. Наиболее волнующим был момент, когда мы ступили на вершину. Далеко под нами блестело на солнце море. На запад, в сторону Балаклавы, открылся удивительно красивый вид со скалами Инжир и двумя Парусами. Где-то совсем недалеко на юге турецкие девушки махали нам платками и исполняли танец живота в нашу честь (или это был мираж?). На востоке виднелись стройные колонны скал Нахимова. Внизу, на большой земле, ждали родные и близкие. Над нами было только небо, и жизнь была прекрасна и удивительна… Ниже приведены технические детали для тех, кто захочет разделить наше приключение: паспорт восхождения, техническая схема маршрута, описание его по участкам, а также наши рекомендации будущим восходителям. Паспорт восхождения 1. Класс восхождений - скальный Техническая схема маршрута "Родео" Описание маршрута по участкам R0 - R1: Начало маршрута с воды - нависание крутизной 95-100 градусов. Проходится с использованием скайхуков. Ориентиром начала маршрута служит надпись на скале "Маршрут РОДЕО, 23.06.2000". На высоте восьми метров над водой забиты два шлямбурных крюка, на которых можно организовать надежную страховку. Далее путь идет вправо и вверх по системе микротрещин. Страховка осуществляется с помощью закладок мелких размеров. В середине участка забит шлямбурный крюк. Лазание очень напряженное. На пункте страховки забиты два мощных шлямбура. Пункт страховки - висячий, под нависанием, безопасный. R1 - R2: Участок начинается 4-метровым нависанием, которое проходится свободным лазанием. Далее следует система стенок и вертикальных щелей. Возможности организации страховки ограничены бедностью рельефа и крутизной. На участке забиты два мощных скальных крюка и два хороших шлямбура. Пункт страховки - висячий на хороших шлямбурах. R2 - R3: Участок представляет собой систему нависающих лбов, выводящих на полку - так называемое гнездо. Хороший надежный пункт страховки. Мощные шлямбура. Возможна полусидячая ночевка с возможностью приготовления пищи. Здесь можно переждать непогоду, накрывшись палаткой или накидкой. R3 - R4: Сложный нависающий участок, выводящий под карнизы. Лазание очень напряженное. Для страховки используются закладки мелких и средних размеров. Забиты 4 хороших шлямбурных крюка. Рельеф представляет собой систему глухих щелей и стенок. В основном - монолитные скалы. Пункт страховки - полувисячий, организован на двух хороших шлямбурах в удобном защищенном месте. R4 - R6: Ключевой участок маршрута. Нависающая щель под карнизами. Лазание очень сложное, в основном с использованием ИТО и скайхуков. Забиты 5 шлямбурных крючьев. Участок R5-R6 - перегиб стены, самое нависающее место маршрута. Движение проходит влево вверх под карнизами над глубокой пропастью в 200 метров над водой. Пункты траховки надежны, организованы в удобных местах, защищены, использованы мощные шлямбурные крючья. R6 - R7: Сложное лазание по плитам, страховка организуется с помощью мелких закладок, френдов и крючьев. Участок выводит на гребень. R7 - R8: Гребневой участок трудно назвать простым: это система полок и нависающих лбов. Проходится свободным лазанием. Страховка - крючьевая и с помощью закладок. R8: Вершина - горизонтальный участок размером 2х2 метра с растущим деревом. Удобное место для отдыха. Замечания и рекомендации 1. Восхождение заняло пять рабочих дней с организацией перил и спусками по пути подъема для ночевок в Затерянном мире (30 мин на надувной лодке по морю на восток). 2. На маршруте необходимо иметь запас питьевой воды и медикаментов на случай возможной отсидки. 3. Солнце освещает маршрут в 12 часов и садится в 20.30 в июне. Работу на маршруте рекомендуем начинать в 6-7 часов утра. 4. С вершины возможен спуск не только по пути подъема, но и по полкам в урочище Казан-Даре (на запад). Этим путем спустилась группа А.Ляпуна после своего осхождения. 5. Контрольный тур находится в пластиковой банке, привязанной к дереву на вершине. 6. Необходимый набор снаряжения должен включать две веревки (страховочную и перильную), набор закладных элементов и френдов, скальные крючья, а также жумары и спусковые устройства для каждого участника восхождения. Станции и ряд промежуточных точек страховки уже сделаны на надежных шлямбурных крючьях. Оптимальный размер группы - два человека плюс наблюдатели на воде. Маршрут прекрасно просматривается с моря, возможна голосовая связь. 7. Маршрут сложен, но логичен и проходит по монолитным скалам. В случае сильного ветра необходимо предусмотреть систему команд между партнерами. 8. Учитывая неустойчивую погоду на море, необходимо всегда держать про запас вариант аварийного спуска и одежду на случай ветра или дождя. Также имейте в виду, что плавсредство (надувная лодка, ялик или катер), используемое для доставки команды под маршрут и эвакуации из-под маршрута, подвержено действию всего спектра морской стихии (волны, шторма, дождя), поэтому необходимо быть готовыми к самому неожиданному повороту событий и возможной отсидке на стене, если лодка не может подойти (скажем, в пункте R3). Это составляет дополнительную сложность маршрута. 9. По сведениям морской службы, глубина моря под маршрутом составляет 80 метров. 10. В условиях хорошей погоды (наличия фронта высокого давления) вдоль стены Арфен-Чер-Бурун постоянно дует ветер (береговой бриз) в западном либо восточном направлениях. Он может быть достаточно сильным, чтобы сделать невозможным подойти под маршрут на надувной лодке даже при относительно хорошей ясной погоде. Это обстоятельство следует иметь в виду для исключения потери времени, пригодного для скальной работы на маршруте. 11. У первовосходителей раскладка участков по времени была такой: 12. Спуск с вершины по пути подъема в море занимает 2 часа. Желаем удачи! |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|