|
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма
и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
|
Горы мира > Кавказ > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU Автор: Константин Сергин, г. Климовск
Узункол и Приэльбрусье по впечатлениям июльского похода 2002 года
Наша школа НТП клуба АТО (г. Москва) еще зимой выбрала Узункол (Западный Кавказ) как район проведения УТП (учебно-тренировочного походов). Билеты были куплены на поезд № 41 Москва–Нальчик отправлением в 1656 с Курского вокзала (прицепные вагоны до Джигуты) до Черкесска. Июньское наводнение на Северном Кавказе и разрушение мостов и дорог заставило нас пристально следить за информацией оттуда, и заявить в МКК запасной маршрут по Домбаю. Наш заезд проходил в атмосфере неопределенности – до последнего момента мы не знали – удастся ли прорваться в а/л Узункол. Мы не поехали до Черкесска, а сошли в Невинномысске, где 2 наших прицепных вагона отогнали на соседний путь до утра, когда их прицепят к местной электричке. Нас встретили местные предприниматели с двумя машинами: "Форд" с прицепом и "Газель". С ними договорился Гена Семин заранее. Никто точно не знал – можно ли проехать на "Газеле" через разрушенный мост в Карачаевске. Поэтому решили ехать и посмотреть на месте. Нас еще обнадеживали сообщения из форума на Mountain.RU от 3 июля: Автор: Dr. Sheepskin: Сегодня в 17.00 звонил в Карачаево-Черкесскую ПСС (телефончик для интересующихся 8-87822-6-47-60). Попал на директора "Узункола". Лагерь работает со вчерашнего дня, дороги восстановили. Р.В. Кавуненко уже там (пережидала катаклизмы в Домбае) и всех ждёт. Лагерь не пострадал. Кроме того, важные новости: 1. Не восстановлены ж/д пути, так что поезд идёт только до Невинномысска. (к нашему приезду поезда ходили уже нормально- SK) С автобусом желательно договариваться заранее. 2. Пропуска в погран. зону можно оформить не в Черкесске, а прямо там на погранзаставе у въезда в ущелье. Для этого надо обязательно иметь подробные списки с печатью. Автор: Ник.: Лагерь функционирует, свет есть, столовая работает. Для проезда в лагерь группу встретит машина у (дословно) "большого каменного моста г. Карачаевска, Карачаево-Черкессии." Время встречи необходимо согласовать по телефону 8-87875-33667 ежедневно после 22.00 мск. Источник: позвонила Р. В. Кавуненко. Выехали в третьем часу ночи. Поскольку прямой дороги до Карачаевска сейчас нет, то пришлось ехать лишних километров 200. Бетонный мост через Кубань в Карачаевске сильно разрушен, мусор и стволы деревьев лежат прямо на нем. Осторожно проехали по мосту и часам к 9 утра добрались до аула Хурзук. Дорога к нему частично размыта, а местами вообще уничтожена, как и часть домов и огороды в населенных пунктах по берегам р. Кубани. Несколько опор ЛЭП повалено. Там где на месте дороги несется река, в склоне прорыты объезды, иногда довольно крутые. Нам даже пришлось подталкивать "Газель", а "Форд" включал передний привод. Заплатили по 250 руб. с человека. Дали телеграмму в Москву, о том, что начинаем маршрут по Узунколу. Теперь мы были твердо уверены, что доберемся до альплагеря. От аула Хурзук мы договорились с машиной за 50 руб. с человека и доехали до каменоломен на слиянии рек Узункол и Кубань в 10 ч. Здесь находится погранзастава и выше нее дороги проходимы только для полноприводных машин и грузовиков. К полудню начальник школы Виктор Иванович Кириллов получил пропуска. Тут есть тонкость: пропуска действительно можно оформить не в Черкесске, а прямо тут на погранзаставе, но только если на месте командир части. Если он куда отъедет, то придется или ждать его или ехать в головной отряд в Черкесск. Оформление пропусков бесплатное. Пообедав, мы в открытом кузове полноприводного "КАМАЗа" доехали до альплагеря "Узкнкол", отдав водителю 700 руб. за всех. Римма Владимировна Кавуненко сказала, что это дорого. Мы поселились в своих палатках на территории альплагеря (10 руб. с человека в сутки, при этом, инструктор с отделением 10 человек получает бесплатно место в домике). Душ не работал, а вот баню заказать легко (300 руб. за 2 часа). Баня вполне приличная с микробассейном ледяной воды. Душ в моечном отделении один и горячая вода к концу вечера может закончиться. Насчет бани надо договариваться с Алимом. Начальник лагеря – Энвер – часто ездит на ГАЗ-66 вниз за продуктами и с ним можно уехать или наоборот – заехать. Также можно заказать продукты: их привезут, причем не переплачивая – сколько от щедрот отстегнешь, столько и хорошо, а расплатишься ровно – не обидятся. Вообще местное население достаточно дружелюбно и заинтересовано в притоке туристов. Для скальных занятий и занятий по переправам в дополнение к нашим, мы взяли на складе снаряжения вполне приличную основную веревку за 20 руб. в сутки. Заброску оставляли тоже у Риммы Владимировны (15 руб. в сутки за коробку). Спортивная часть похода прошла по плану и без происшествий. Три отделения нашей школы после прохождения последних перевалов М. Кичкинекол и Ю. Доломиты собрались на "аэродроме" под ледником Чунгуржар. Отсюда сборная группа под руководством Дениса Плотникова прошла через перевалы ТБ, Нефтяник и Хотютау на Эльбрус, а школа спустилась вниз по рекам Чунгур, Чиринкол и Кубань и уехала в Невинномысск. Группам, планирующим походы в этом районе, стоит учесть, что тропы в некоторых местах зарастают из-за малого количества туристов/альпинистов. Некоторые коши уже необитаемы или вообще разрушены (например нет верхнего коша (и моста около него) на левом берегу р. Мырды, зато появился новый кош на правом; также нет верхнего коша выше Ворошиловских кошей у слияния рек Уллу-Езень и Уллу-Кам; Ворошиловские коши приходят в запустение, но еще обитаемы). Кроме старых погранотрядов (у каменоломен и у Ворошиловских кошей) уже два года в верховьях всех крупных долин с весны по осень располагаются дополнительные погранподразделения по 50-60 человек. Так новый посты: на слиянии рек Мырды и Кичкинекола; чуть ниже слияния (у моста) рек Чунгур и Чиринкол; выше Ворошиловских кошей у слияния рек Уллу-Езень и Уллу-Кам; выше альплагеря Джантуган в долине р. Адылсу – это только то, что видели своими глазами. Постоянно сменяющиеся дозоры контролируют долины до перевалов и даже сами перевалы: Мырды, Чиперы, Ненскра, Азау, Хотютау и др. Вызывает уважение, как необученные и неэкипированные ребята ходят по ледникам и осыпям в кирзовых сапогах, с убогими вещмешками, без приличных спальников и палаток. Страхуются прикладом автомата вместо альпенштока или ледоруба. Со времен Суворова мало что изменилось, и русский мужик по-прежнему неприхотлив и изобретателен. Если вы пойдете в горы, не поленитесь, возьмите с собой лишних несколько пачек сигарет – угостите пограничников. Поскольку с пропусками у нас было все в порядке, то никаких проблем не возникло. Очень ускорит дело, если у вас будет помимо списков группы с печатью клуба или чего-то подобного, просто списки группы с паспортными данными – на каждой заставе оставите по листочку, чтобы не переписывать их от руки. Обойти пограничников "по верхам", как это иногда делалось некоторыми группами, теперь стало очень сложно – проще оформить пропуск. В Приэльбрусье цены на транспорт выросли, но много частных микро и нормальных автобусов, государственные автобусы из Нальчика в Терскол ходят нерегулярно (по слухам только с пересадкой в Тырнаузе). Канатка стоит 80 руб. за каждую очередь (но это туда и обратно). Место в новом Приюте (бывшей дизельной около сгоревшего Приюта-11) стоит 150 руб. Там еще не доделано, но тепло на втором этаже и можно готовить на кухне. Несмотря на сложности с подъездами в район Узункола, район остается привлекательным и интересным. Дороги и мосты скоро восстановят до приемлемого уровня. А дороги в Приэльбрусье и вовсе почти не пострадали. |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|