|
"Горы в фотографиях"
- это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов.
Регулярное обновление.
|
Горы мира > Кавказ > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU Отчет о первопрохождении команды Дагестанской Республиканской поисково-спасательной службы МЧС России (сборная г. Саратова и г. Махачкалы) на г. Кюкюртлю, 4639 м по центру Западной стены 1 место в Чемпионате России по альпинизму в класе зимних восхождений Руководитель:
Григоров Андрей Владимирович – КМС Адреса: г. Саратов, ул. Октябрьская 44,
кв. 7 367018, Республика Дагестан г. Махачкала 361603, КБР, пос. Эльбрус д. 6,
кв. 8 Паспорт восхождения
Использовано
точек страховки: Создано ИТО на скайхоках, якорях, фифах
- 251
дней - 20 Григоров Андрей Владимирович (г. Саратов) – КМС Участники:
Тренер: 10. Заезд команды в а/б Шхельда 22
января 2003 года. 11. Команда Дагестанской Республиканской поисково-спасательной службы МЧС России (сборная г. Саратова и г. Махачкалы). Обзор района восхождения Вершина Кюкюртлю расположена в Юго-Западном отроге Эльбруса в 4,5 км от Западной вершины. Вершина находится на территории Карачаево-Черкесской Республики РФ. Хотя вершина расположена в массиве Эльбруса, она является довольно удаленной от подъездов и подходов и, особенно, Западная стена массива. Подход под стену из долины Баксана через перевалы Хотютау и Кюкюртлю займет около двух дней, но возникают проблемы с заброской грузов. Подъезд из КЧР: от г. Карачаевка (1000 м) до с. Хурзук (1450 м) 60 км по долине реки Кубань (Уллу-Кам), затем по долине реки Уллухурзук (правый приток) по грунтовой дороге к стрелке Уллухурзук-Битиктебе (1850 м) через многочисленные деревянные мосты. От стрелки по дороге направо по левому берегу Уллухурзука к последнему Карачаевскому кошу (15 км). Дорога после стрелки очень плохая. На коше поляна, вода, лес (2300 м). Далее по ущелью до поворота налево (2500 м) открывается вид на Кюкюртлю и Эльбрус (2-2,5 часа) (зимой доезжает снегоход “Буран”). Затем по долине к языку ледника Кюкюртлю и по его левой морене к ровным площадкам в “кармане” морены (3000 м) (2-2,5 часа). От “кармана” вверх по морене к Западной стене, в месте выполаживания, перед ледовым склоном, у больших камней место базового лагеря (3600 м) (2-2,5 часа). При варианте заброски вертолетом возможна “посадка” на холм. Чуть влево и выше в двухстах метрах от БЛ. Перепад под стену составляет около 450-500 метров. Двигаться по фирновому склону в кулуар, крутизна склона возрастает от 10 0 до 45 0 – 50 0 (под стеной). В зависимости от состояния склона может понадобиться страховка и навеска перил. Команда провесила 400 м перил до R0 (обработка льда и заброска грузов 4-6.02.03 г.). На склоне неширокие трещины, бергшрунд. Может понадобиться передвижение в связках. Начало маршрута – верхняя точка дугообразной полки, у начала характерного внутреннего угла. Тут 4050 м., 3 часа от БЛ. Вершина является небольшим возвышением юго-западного отрога Западной вершины Эльбруса. Она обрывается стенами на юг и на запад. Экспозиция пройденной стены Западная (в классификаторе: СЗ – это не верно), но из-за большой крутизны и так как правая нависающая часть стены имеет ССЗ экспозицию, солнце появляется на стене после 14.00 часов, из-за большой крутизны – проблемы с водой, снег лежит только на полочках нижней части стены. Район отличается неустойчивой и суровой погодой, огромные ледовые поля Эльбруса охлаждают воздух и, часто, после обеда облачность и снег, Западная стена Кюкюртлю первой встречает воздушные массы с Черного моря и дуют довольно часто сильные влажные ветра. Осложняют восхождение и делают его психологически напряженным, местами разрушенные скалы, особенно в верхней части стены (“серый” пояс). Сама стена сложена вулканическими, в основном, туфовыми породами. Маршрут восхождения скальный, но подход по стену по льду и на “крыше” ледовые кулуары, приходится нести на маршрут комплект ледового снаряжения. Одна из особенностей стены – ее большая крутизна. Так к отчету В. В. Бойко (СКА-15, СКВО) по прохождению маршрута Т. Лукашвилли 81, приложено письмо Института Географии АН СССР № 13203 от 30.10.81 г., где указано, что средняя крутизна стены составляет 830 от отметки 4050 м (нижняя часть стены) до 4480 м (верхний срез стены в каре). Маршрут Лукашвилли выходит чуть правее и его перепад около 450 м. Маршрут пройденный командой имеет еще больший перепад (самый большой на стене), порядка 470 м. Не смотря на довольно небольшой перепад стены, маршруты по Западной стене массива являются, по видимому, самыми сложными на Кавказе и на территории России в техническом, и, тем более, в тактическом плане (при имеющихся очень сложных на Кавказе маршрутах в классе скальных восхождений). Отдаленность района в подъездах и подходах, отсутствие уверенной связи, в том числе и по сотовым телефонам (связь УКВ на 164,400 МГц, 5 Вт, с Карачаево-Черкесской РПСС МЧС России от R0 и выше на стене; на 164,425 МГц со Ставропольской КПСС МЧС России (“Поиск”) от R11; с вершины с Эльбрусской ТПСС МЧС России), большая высота начала маршрута, суровая погода (при восхождении команды трое участников получили отморожения 1-2 степени) делает маршруты по западной стене крайне редко посещаемыми. Велико и количество не прошедших стену команд (начало маршрута команды совпадает с попыткой команды А. Абрамова (г. Москва) до R3 и были использованы точки страховки и снаряжение, оставленное на “станциях”). При прохождении западной стены были несчастные случаи: гибель И. Нефедова в 2000 году и смерть всей команды г. Перми зимой в 2001 году после первого зимнего прохождения маршрута Лукашвилли и Западной стены. По всей видимости маршрут Р. Гиуташвилли, 74 пройден только первопроходцами, как и маршрут А. Андреева, 2000, и было 8 прохождений маршрута Т. Лукашвилли, 81. Дополнительно осложняет восхождение отсутствие удобного спуска. При классическом спуске необходимо подняться на вершину Купола ЮЗ плеча Эльбруса (4912 м) и далее по гребню хребта – перемычки Хотютау по фирновым полям к л. Б. Азау и в Баксанскую долину, или через пер. Хотютау (3546 м) в долину р. Кубань к Ворошиловским кошам. Команда спустилась с вершины по пути подъема. При восхождении были закреплены перила с высоты 3800 м до 4600 м (1050 метров перил), и при спуске они были сняты. В обеспечении безопасности, заброски в район восхождения и при эвакуации после прохождения стены неоценимая помощь была оказана подразделениями МЧС России. Карачаево-Черкесская Республиканская
ПСС: Эльбрусская Территориальная ПСС: Примечание: Описание маршрута Маршрут начинается с изогнутой ледовой полки (выше скального острова), с ее высшей точки. Подход под маршрут по широкому ледовому кулуару, левее скального контрфорса. От R0 по внутреннему углу влево-вверх. Станция R1 на блоке (участок короткий в 20 м, т. к. начало веревки было закреплено под маршрутом Андреева). От R1 приспуститься на снежный склон полки и влево-вверх под крутой внутренний угол. Выше его середины R2. Затем выйти на косую плиту полки, на краю R’2. Выше полки под нависанием завешивалась платформа (точки крепления не сняты). Затем по короткому вн. углу вверх и вправо под нависанием, обходя сверху навис. Войти в угол и по расщелине к R3. Половину из участка 3-8 возможно пролезть лазанием. Первые 2,5 веревки маршрута совпадают с попыткой прохождения команды А. Абрамова (от R1 вниз висит вмороженная в лед веревка). От R3 чуть влево к крутому вн. углу, по нему около 10 метров и опять влево на плиту через крутую ступень. От точки 9 прямо вверх на ИТО, страховка через шлямбурные крючья, крутая веревка. Нависание кончается плитой и по ней вправо-вверх к R4. От станции по зализанным лбам влево-вверх и затем вправо-вверх в обход крутой стенки. На ее вершине – откол (петля). Слева вверху в 40 метрах на шлямбурах видна спусковая петля, попытки первопрохождения по центру З. стены команды А. Григорова в 2000 году. От откола полка-плита уходит вправо-вверх, в середине R/4. Нужно спрямить веревку от R4 к отколу. На R/4 завешивалась платформа. По полке подойти под вн. угол (вначале - откол), в его середине R5.
На скальном крюку контрольный тур 1. Выше угол сходит на нет, и по плите к отщепу, он образует небольшой карниз. Обходить справа по щели под френды закладки к висячей станции R6. Затем влево-вверх по невыраженному углу, гладкие плиты и чуть вправо-вверх. В конце седьмой верёвки крутизна падает, появляется рельеф и местами можно лезть лазанием. R7 в основании большого характерного внутреннего угла. Справа нависает стена. Двигаться по левой стороне угла, по плитам под скальную ступень. Тут R8. На участке R7-R8 осторожно, местами отщепы и гудящие плиты. От R8 через нависание и по плите влево-вверх под 450, неудобные косые перила (при спуске оставлены три петли на точках страховки). После R/8 небольшая ступень и опять плита, на ней R9 (конец веревки). По плите влево-вверх под нависание, тут в углу R/9 и контрольный тур 2. На участке R/8- R/9 раковины под скай-хок. От контрольного тура 2 вправо-вверх между нависаниями и затем по невыраженному внутреннему углу прямо вверх. Рельеф становится более разрушенным. R10 перед началом серого пояса. Выше станции чуть вправо, а затем влево-вверх по системе щелей и разломов, скалы крупноблочные, есть живые камни. R11 на маленькой полочке. От станции траверсом вправо по простым скалам и далее вправо-вверх по довольно разрушенным крутым скалам к видемому выше кару Заход в него по вертикальному скальному желобу. В горловине кара у канта стены заклиненный скальный блок, на нем R12. Участок R10-R12 почти весь пройден на ИТО, для передвижения использовались айс-фифи. Из кара по монолитному вн. углу войти в систему кулуаров, ограниченных справа и слева скальными ребрами. В кулуаре R13. Следующие веревки R14 и R15 не представляют сложности, но для безопасности желательно провесить перила. От R15 вниз уходят вмороженная в лед веревка команды А. Андреева. Выше R15 по снежному склону подойти к стыку гребней, торчит верхушка трубы от платформы (команда - ?) и далее по простому гребню на вершину. Тур установлен под камнем с мемориальными табличками. Команда при восхождении использовала весь арсенал технических приспособлений, и также для передвижения на ИТО использовались скай-хоки под рельеф и под дырочки, айс-фифи, скальные якоря и топорики, на плитах и нависаниях местами использовались болты (М6), они забивались в дырочку (D=5 мм) и применялись в ограниченном количестве на 4, 6, 7 веревках. Для страховки команда использовала съемные шлямбурные крючья (8 мм), спиты (12 мм, болт на М8),анкера Хилти( 10мм,болт на М8), стационарные шл. крючья (ЛЭС, ВЦСПС, 8 мм). Команда максимально сняла снаряжения со стены при спуске. Специально шл. крючья, болты и дырочки не портились, не сбивались. Команда спускалась по пути подъема. Были оставлены спусковые петли на двух сблокированных точках (только R6 на одном спите). При подъеме и спуске команда использовала на станциях (перебивались) стационарные шл. крючья ВЦСПС – по всей видимости, это бракованная партия или неудачная конструкция. Крючья лопаются при забивании сердечника до упора (при глубоком отверстии) и ломаются при нагрузке, отрыв происходит в середине тела крюка, по шейке. Этим крючьям не доверять. Также на маршруте местами остались (не сняты) съемные шл. крючья D=8 мм (сталь 30 ХГСА), у них при установке при заклинивании конуса срезало сердечник с резьбой – их можно уверенно нагружать. При спуске не была продернута веревка c R12, а был максимально обрезан конец веревки, и ее унесло вправо на вертикаль, в желоб. Также были оставлены 5 провешенных веревок в кулуаре под стеной, из-за их плохого состояния и большого количества груза. Исходя из сложности пройденного маршрута и статистики прохождений З. стены Кюкюртлю, сравнительного анализа сложностей маршрутов, этот маршрут может быть, пройден в нормальных условиях летом за 7-10 дней.
Команда на вершине:слева-направо
- А.Григоров; М.Зиновьев; ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЭЛЬБРУСА
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|