Горы мира > Африка >

Читайте на Mountain.RU статьи Виталия Томчика:
Африка. Уганда. Лунные горы. Рувензори.
“Дом Бога” Дневник поездки на горы Кения и Килиманджаро
Экзотический экстрим

Автор: Виталий Томчик, г.Одесса, Украина

Марокко.
Инша Алла

Когда в надцатый раз на вопрос типа: “Сколько часов идти от Имлила до хижины Тубкаль?” мы услышали от гида фаталистичное "Инша Алла" (* Бог не фраер, он все видит (ну очень вольный перевод)), пришлось провести с ним разъяснительную работу о наличии в русском языке пословицы "На Бога надейся, а сам не плошай".

Гид Хуссейн (нынче легко запоминающееся имя ), как и все в Марокко прекрасно знающий французский и слабо понимающий наш английский, вроде все-таки проникся сутью пословицы и впредь пытался отвечать точнее.

ЧЕЛОВЕК ХОДИТ - БОГ ВОДИТ

В этот раз нас завело в Атласские горы, где расположена высочайшая вершина Северной Африки - ТУБКАЛЬ (4167 м). На многих картах вершина обозначена как ДЖЕБЕЛЬ ТУБКАЛЬ, но Джебель переводиться как "гора", поэтому сочетание Гора Джебель Тубкаль - не совсем верно. Джебель Тубкаль находится в Марокко, в Магрибе, регионе, где нет чернокожего населения, как нет слонов, жирафов, носорогов и прочей африканской экзотики.

Все, как всегда, началось с идеи взгромоздиться на экзотическую вершину, где еще не ступала (по нашим сведениям ) нога украинского экстремала. Позабавило начало переговоров с сотрудниками марокканской турфирмы, которые сообщили, что в мае на Тубкале ещё лежит снег. Мы ответили, что нас это не пугает. Тогда фирма вдохновенно начала объяснять нам, что снег - это такая белая, холодная и, иногда, по утрам, скользкая субстанция и лучше подождать до июля, когда эта субстанция от жары испарится. Мы продолжали настаивать на восхождении в период праздника всех трудящихся, и фирма вынуждена была согласиться, для себя решив, что мы едем кататься на лыжах. Впоследствии выяснилось, что никто из представителей фирмы, находящейся в Касабланке, никогда в горах не был и снега не видел - отсюда и страх перед горами.

Маршрут разрабатывали по скудным сведениям из Интернета и путеводителям по Марокко, отсюда и некоторые досадные накладки. Изначально мы хотели пройти трехдневный трек в Атласских горах - для акклиматизации и разминки, потом взойти на Тубкаль и поездить по Марокко. Согласование нитки маршрута в горах шло очень тяжело, фирма не могла ответить на многие вопросы, и мы решили лететь по канадскому хоккейному принципу : "шайбу в зону", то бишь тело в высокогорную зону, и

БОГ ПОЛЮБИТ, ТАК НЕ ПОГУБИТ

Лететь пришлось через Амстердам, так как других вариантов из Одессы не было. В Амстердаме в город не выпустили, пришлось пару часов погулять по аэропорту. Меня часто спрашивают:"Как Вы выбираете объекты для путешествий?" Отвечаю: “Отправляйтесь в Амстердамский аэропорт на второй этаж и посмотрите карты, которыми обклеены там колонны. Настоящий справочник экстремала. И Мак-Кинли, и Рас-Дашен, и Мауна-Кеа, и Килиманджаро - интереснейшие вершины Земли”.

К вечеру прилетели в Касабланку - экономическую столицу Марокко. Рабат, соответственно, - политическая столица, а Марракеш - историческая. Касабланка, "как много в этом слове!" В мозгу всплывают истории о контрабандистах и шпионах. Нас на границе спросили, где мы собираемся ночевать. Я сунул под нос вопрошающим приглашение от фирмы, ребята в форме пожали плечами и заявили, что указан лишь пункт ночлега, типа деревня Перегнойниково, а вот отель не указан, да и нет в этой дыре никаких отелей. Главный пограничник провел меня к выходу, где, к счастью, оказался представитель встречающей стороны, который объяснил погранцам, что украинские альпинисты в отелях не нуждаются.

Мечеть Хасана II

Грандиозный вход в мечеть

Переночевали мы на загородной вилле (подозреваю, дачке одного из сотрудников фирмы, а денежки за ночь в отеле ребята, похоже, сэкономили), где начали приучаться к "марокканскому виски" - очень сладкому чаю с мятой и таджину- это название и керамической посуды с конической крышкой, и способа приготовления в ней еды. В этот раз откушали таджин с целой курицей и кус-кусом (кашей из дробленой пшеницы).

В саду виллы разводят улиток, которых экспортируют во Францию, хотя марокканцы тоже их едят с удовольствием.

Утром поехали в Касабланку, к главной достопримечательности: мечети Хасана II. Вместимость - 100 000 верующих.

Королевский дворец

Охрана дворца

Грандиозное сооружение, выстроенное на искусственном полуострове, высота минарета - 176 м. С минарета на 50 км. бьет лазерный луч, а крыша сдвигается, давая доступ свету.

Так как правоверные перед молитвой должны совершить омовение, поражает продуманная система помывки 100 000 человек.

Касабланка - относительно современный город и любителям экзотики здесь не очень интересно.

Утром на микроавтобусе двинулись в Марракеш, откуда, взяв горного гида, снаряжение и пообедав, доехали до Имлила (1740 м). Имлил - селение, где кончается автодорога и откуда начинаются все путешествия в горах Высокого Атласа. Атласские горы делятся на Средний Атлас на севере, Высокий Атлас и Антиатлас на юге. Еще южнее расположена Западная Сахара, ныне контролируемая Марокко.

Массив Тубкаль

В Имлиле нас поджидал караван мулов, и через 40 минут мы были в селении Армуд (1920 м), где нас разместили в приюте.

Приют в берберских селениях - это пространство, обнесенное стеной, внутри дворик и несколько построек: 2-3-х этажный дом с комнатами для ночлега, кухня, столовая, туалеты, душ (с горячей водой от балонной газовой колонки), домик хозяев приюта. В комнатах ковры, матрасы, одеяла и подушки. Мебели нет, довольно чисто. Хозяева принимают радушно, показывают свой дом.

Трапеза

Погода была отличная, и нам накрыли дастархан на крыше дома, откуда открывался великолепный вид на массив Тубкаль. Поскольку в меню опять преобладал кус-кус, мы, после оживленных торгов, купили барашка, и ужин удался. Когда принесли разделанного барашка, я демонстративно пересчитал ножки животного: одной явно не хватало. Хозяева поднесли недостающий фрагмент, но осилить мы его не смогли и попросили разогреть на утро. Стратегическая ошибка! Утром нам с невинными лицами и вполне серьезно доказали, что ножка за ночь испортилась, и ее пришлось выбросить. Когда мы начали смеяться, хозяева повеселели и дружно заковыряли в зубах.

К барашку удалось раздобыть красного вина, а это в стране с почти сухим законом предприятие не из легких.

НЕ ПИТЬ, А С ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ ЗНАТЬСЯ

С 1912 по 1956 годы большей частью Марокко владели Франция и Испания. Кстати, и до сих пор города Сеута и Мелилья на Средиземноморском побережье Марокко принадлежат Испании. Колонизаторы высадили виноградники, и до сих пор в Марокко производят неплохие вина. В магазинах больших городов большой выбор спиртного, но приобретать его могут только иностранцы. Хуссейн категорически отказался покупать нам даже пиво из-за возможных неприятностей. В маленьких селениях спиртного вообще не продают, но к барашку нам расстарались принести бутылочку вина, обмотанную несколькими слоями газеты и упакованную в черный полиэтиленовый пакет. Как же мы веселились, когда, открыв пакет, обнаружили бутылку кошерного вина, изготовленного одной из многочисленных в Марокко еврейских общин.

Подходы к хижине

Утром караван мулов уносит наши рюкзаки к хижине Тубкаль у подножья горы.

Белый камень

По дороге проходим селение Чамхар ( 2310 м.), святое место, которое посещают женщины, собирающиеся зачать ребенка . Хуссейн рассказывает нам легенду об огромном камне, привалившем на этом месте всадника на белом коне. Камень, величиной с 2-х этажный дом, выкрашенный белой краской, имеет место быть, что должно подтверждать истинность легенды.

Хижина (как и многие другие в Марокко) выстроена Клубом альпинистов Франции на высоте 3600 м.Очень добротное каменное сооружение, человек на 100, с дизелем (есть свет), столовыми, кухнями и прекрасной комнатой отдыха с мягкой мебелью и камином.

Хижина

Есть даже душ, но работает только днем, от солнечных нагревателей. В комнатах- 2-х этажные нары, чисто, тепло.

Несколько альпинистов принесли лыжи и катаются на снежнике у хижины. Поговорил с альпинистами польской группы, спустившейся с горы. Кошки нужны, ледорубы можно не брать, веревки не нужны.

Начинаю пытать Хуссейна, почему мы сразу идем на гору, а не в трек. Выясняется, что фирма, принимающая нас в Марокко, никогда не организовывала треки и восхождения и подрядила на этот участок Хуссейна, который даже не знал, что мы вначале хотим идти в трек.

Ну, на гору, так на гору. Учитывая, что в Эквадоре мы стартовали с хижины на высоте 5100 м, уж на 4137 как - нибудь выберемся.

Начало маршрута

БОГ ПО НЫ, НИКТО ЖЕ НА НЫ

По привычке, хотели выйти в 3-4 часа утра, Хуссейн рекомендовал выходить в 7, сторговались выйти в 6.

Снежый мост

Видимо, тут не принято встречать рассвет на вершине. Прямо на лавочке у хижины надели кошки и, перейдя снежный мост через реку, по фирновому склону пошли к перевалу. Меня часто просят не писать альпинистские описания, а подавать события с более художественным драматизмом.

Для восторженных читателей следовало бы написать: "Я полз над каньоном по предательски потрескивающему, ненадежному снежному мосту, и сквозь тонкий, просвечивающий в лучах восходящего солнца слой фирна, видел, как на дне реки неистовый поток воды ворочал огромные камни, словно жернова дьявольской мельницы...".

Выход на перевал

Алла на маршруте

Но рассказ в стиле Поволяева под названием "Измочаленный ледоруб" я лучше как-нубудь сочиню для КВН.

Кроме Хуссейна с нами на гору шел Мехди, "стажер", перенимающий опыт организации треков у Хуссейна. Часа через три снег кончился, мы оставили кошки под камнем и по осыпным тропам вышли на перевал и , далее по гребню, на плоскую вершину, обрывающуюся на восток и север стенами.

Вот и вершина

Вершина

На вершине - металлическая пирамида, исписанная арабской вязью изречениями типа "Киса и Ося были тут". Мы - выше облаков, но в разрывах виден зеленый оазис Имлила.

Очень холодный ветер, и забравшийся на вершину первым Алексей Тимошенко умчался вниз, а мы впятером (Александр Гребенников,Тимофей Дацюк, Владимир Мусарский, Алла и Виталий Томчик) разворачиваем флаг Украины на высочайшей вершине Северной Африки.

Спуск вниз. Осыпи, жесткие и скользкие: раскисший снег, в который периодически проваливаешься.

Хижина. Хуссейн не дает расслабиться, и мы сразу спускаемся в Имлил.

В 6 вечера в Армуде. 12 часов работы. Ноги гудят, по лестницам хочется спускаться спиной вперед.

СХВАТИЛСЯ, КАК С ГОРЫ СКАТИЛСЯ

Самосожжение

Сюрприз от Хуссейна. Завтра выходим в трехдневный трек через 4 перевала. "Зачем нам трек ?"-спрашиваю Хуссейна, ведь акклиматизация нам не нужна. "Но вы же заказывали," - логично отвечает он. Не возразишь, заказывали. Это как после шашлыков в ресторане приносят к кофе забытый ткемали.

Решили сходить к берберам.

Из Армуда в 7 утра вышли на перевал Мзик (2489 м). Живописные осыпи, арчовые леса, ланч на очень холодной природе. По примеру погонщиков разожгли костер, отогрелись.

Часам к 14 пришли в селение Оуссем (1850 м). Хижина хорошая, но побродить по селению гиды нас не отпускают.

Вова-добрый Али-Баба

Берберка

Берберы отнюдь не расположены приглашать нас на чай и беседовать за жизнь. Когда мы движемся через селения, Хуссейн идет впереди, а Мехди замыкает группу, отгоняя надоедливых пацанов, которые могут и камнем засветить пленку непрошеному фотографу.

С утра по живописной, желтого цвета дороге, вьющейся по красным осыпям, проходим несколько селений, иногда смахивающих на укрепрайоны. Террасированные поля, обработанные плугом в две лошадиные силы, сады, оросительные системы, стада баранов и коз во дворах - все очень живописно.

Жилплощадь

Мы идем по Африке

Укрепрайон

Террасы

Братание

После очередного перевала выходим к футбольному полю в арчовом лесу. В Марокко масса футбольных фанов, и поля есть в любом селении. На пляжах играют часов с 5 утра и до ночи.

После ланча пошел дождь, и очередной перевал проходим по размокшей глине, узкой тропой над обрывом, что достаточно неприятно.

В селении по улицам потоки мутной и холодной воды, но местные пацаны радостно сплавляются вниз на пятой точке.

Большая хижина, много туристов, в основном французы (французы используют Марокко как место проведения выходных, многие имеют виллы на побережье, чувствуют себя, как дома), я бы даже сказал- француженки.

Таматерт

Пытаются спеть нам "Подмосковные вечера", но обожженные ветром высоких гор ребята не поддаются, стойко играя в преферанс под шум дождя и мятный чай.

Утром обсыхаем по дороге к Икиссу.

Таки да - горы

Очень красивое ущелье, из-за дождя река поднялась, брод невозможен, идем по крутой обходной тропе. И вот последний перевал - Таматерт (2279 м.).

Мулы вышли раньше нас и на перевале нас ждет отличный обед с видом на покрытые свежим снегом горы. Мы приходим к мнению, что очень даже неплохо, что мы сначала сходили на гору. Идти на вершину в метель не очень приятно.

Хаммам

Мы снова в Армуде. В полусотне метрах от нашего места обитания - сельская пекарня. Утром маленькие девочки со всего селения несут сюда на голове сырые лепешки для выпечки. Это, несомненно, экономичнее, чем печь в каждом доме.

Чтобы тепло от печи не пропадало, к пекарне пристроена баня (хаммам), пол в которой и вода греются от печи пекарни. Пошли купаться. Мыться надо в плавках, помогали нам в процессе два банщика. Один умащивал наши тела жидким мылом, похожим на солидол, и категорически не соглашался на наше мыло и шампуни. Затем тер нас жесткой рукавицей. Второй, видимо специалист высшей категории, выворачивал нам руки и ноги, выгибал в разные стороны, явно пытаясь травмировать. Его экзерциции можно было прервать только громким криком, поэтому наши вопли веселили всю деревню.

Вечером гостеприимные хозяева устроили нам вечер самодеятельности- с песнями и танцами, пришлось, во избежание международного скандала, принять участие. Утром, наконец, - в автобус и в Марракеш. Собственно, благодаря этому городу, страна и называется Марокко. Центр города, как и во всех старых городах, лежит за крепостной стеной и называется " медина". Стена в Марракеше знатная - 20 км. Город весь из красной глины, шумный, пыльный и неряшливый. В медине огромный базар с улочками ювелиров, ткачей, медников, сапожников и прочих ремесленников. Товары грубые и примитивные; лавочники, обнаглевшие от наплыва туристов, запрашивают немыслимые цены и обижаются, что мы смеемся и не хотим торговаться. Ярлыком "ручная работа" они хотят оправдать лень и неумение ремесленников. Но мы заходили в музеи и видели, какими чудесными могут быть изделия местных мастеров. Лучше дорого купить изделие отличной выделки, чем гору грубых побрякушек. Но нет: то ли мастерство подрастеряли, то ли все хорошее уходит на экспорт.

Было холодно, накрапывал дождик, и это все подпортило впечатления от Марракеша. Конечно, очень забавна главная площадь - Джема-эль-Фна. Сонм местных затейников веселит туристов и местное население. Заклинатели змей, гадалки, певцы и танцоры, рассказчики, наперсточники и водоносы, карманники и продавцы свежевыжатого сока, десятки харчевен под открытым небом, продавцы улиток и даже дантист с сотнями выдранных зубов на лотке, готовый дать сфотографировать свою добычу за дирхам.

Интересна гробница Саидидов не столько своим великолепием (гробница Тимура в Самарканде не в пример роскошнее), а тем, что она вообще сохранилась. Династии Идрисидов в Марокко сменялись Альморавидами, потом Альмохарами, Меринидами, Саадидими и Алавитами. У всех династий была общая черта- желание уничтожить все, что создала предыдущая династия. Гробницу Саадидов султан Мулай Исмаил не решился разрушить, но окружил высоченной стеной. Сейчас в стене сделали узкий проход, по которому можно пробраться к этому архитектурному ансамблю. Посетили дворец Бахия со 150 комнатами с великолепными расписными потолками, фонтанами и витражами, дворец Менара с огромным садом и прудом, вода в который поступает с гор по поземной системе трубопроводов.

Пляжи Агадира

Из Марракеша переехали на главный марокканский курорт на Атлантике - Агадир. Скучный современный туристский город с огромным рыбпортом. В 1960 г. Агадир был разрушен землетрясением, и из старины сталась только португальская крепость Санта Круз Кап Гуэр на горе.

Не введи во искушение

Со стен крепости великолепный вид на десятикилометровый пляж Агадира и порт.

В порту свежие морепродукты и пиво в завернутых в газету бутылках.

Достаточно прохладно, вода холодная, раздолье только кайтсерферам, но они-то в гидрокостюмах.

Наловили

Арендовали яхту "Фантом" и пошли в океан изображать Хемингуэя.

Тунца изловить не удалось, зато надергали ведро разной мелочи, которую кок тут же и изготовил на камбузе. Обед в открытом океане благотворно подействовал на наши уставшие от гор и переездов организмы.

Далее по плану вновь была Касабланка, но нам шепнули о прекрасной Эс-Сувейре, и мы внесли в план коррективы. По дороге в Эс-Сувейру заехали на водопады, где местное население промышляет нырянием в ледяную воду. Наша команда, нарушив монополию местных, к восторгу французов совершенно задаром занырнула в холодную купель, приведя в уныние берберов.

Так делается старина

Дары моря

И вот Эс-Сувейра (ESSAOUIRA) - прекрасное завершения нашего путешествия.

Прекрасная Эс Сувейра

Старинная медина с такими узкими улочками, что рюкзаки в гостиницу везли на тележке.

Еще в УШ в. до н.э. финикийцы основали здесь торговую факторию; в 650 г. до н.э. здесь было поселение карфагенян; в 1 в. до н. э. - это западная оконечность Римской империи, где добывали пурпурную краску для туник.

Много раз еще эта земля меняла название и правителей, а сейчас это прекрасный курортный городок, сохранивший манеры когда-то облюбовавших это место хиппи.

Голландская крепость

Краболов

Голубая лагуна

Прощай Эс Сувейра

Старый порт с кабачками на берегу океана- крабы, омары, креветки, мурены самой первой свежести;фрукты и овощи, ресторанчики в узких улочках, где можно посидеть в любимом кресле Джимми Хендрикса, зажигавшего здесь в 60-е годы, рынок с неназойливыми продавцами и магазины, с, представьте себе, обозначенными ценами.

Много художественных галерей с работами французских и итальянских художников. Это тот городок, куда мы решили при случае вернуться на недельку и без суеты обойти все его улочки.

На автобусе в Касабланку, далее через Амстердам и Киев в Одессу, готовиться к экспедиции на Демовенд в Иране.

В тексте использованы пословицы русского народа из сборника В.Даля