Горы мира > Африка >

Экспедиция на Мадагаскар
18 июня - 20 июля 1999 года - женская команда под руководством Lynn Hill совершила первопрохождение свободным лазанием на массив Tsaranoro (Мадагаскар).

Автор: Lynn Hill
Материал подготовил: Максим Костров, Mountain.RU

Массив Tsaranoro

Расположенный близ юго-восточного побережья Африки, Мадагаскар является четвёртым по величине островом в мире. Благодаря своему уникальному растительному и животному миру, поражающего своей естественной красотой, Мадагаскар можно по праву расценивать, как одно из лучших мест на нашей планете.

Массив Tsaranoro, расположенный на юге острова, не так давно стал новым популярным районом для любителей big wall восхождений. Впервые я услышала о восхождениях на Мадагаскаре от своего немецкого друга Kurt'а Albert'а, который в 1995 году был организатором экспедиции на остров. С тех пор несколько европейских команд проложили свои маршруты на стенах Tsaranoro.
После того, как я увидела фотографии массива Tsaranoro в нескольких европейских журналах, я всерьёз задумалась о поездке на Мадагаскар. Весной 1999, мне представилась такая возможность - телерадиовещательная корпорация NBC в сотрудничестве с компанией North Face предложили мне организовать экспедицию в любой из районов мира, на мой выбор, для подготовки серии репортажей для телевидения.
Первым в моём списке стоял Мадагаскар. В конце апреля я начала процесс сбора фотографий и любой информации о восхождениях в этом районе. Я изучила несколько гранитных стен района с перепадом высоты от 150 до 600 метров - прекрасный гранит, но в отличие от большинства гранитных стен здесь было слишком мало трещин, чтобы пройти маршрут только с использованием закладных элементов страховки. Обычно, для страховки, здесь использовали стальные шлямбура. И хотя ранее я использовала шлямбура при прохождении своих маршрутов на известняковых стенах во Франции и Вьетнаме, я никогда не пробивала шлямбурами столь длинные big wall маршруты на гранитных стенах.

Lynn Hill
Следовало решить вопрос с командой. До этого я никогда не совершала первопрохождений с женщинами, а здесь меня вдруг озарила идея, что если в предстоящей экспедиции скалолазный состав будет состоять только из женщин.
Мой первый выбор пал на Nancy Feagin, с которой я уже совершала восхождения в различных местах по всему миру - Марокко, Йосемиты, штат Юта, Таиланд, Австралия.

Beth Rodden
В свою очередь Nancy предложила пригласить в команду свою подругу Kath Pyke из Великобритании, которая уже прошла ряд интересных маршрутов в Европе и Америке, а также стала первой из женщин, совершившей стенное первопрохождение в Пакистане. Четвёртым членом нашей команды стала Beth Rodden, - талантливая девятнадцатилетняя скалолазка, с которой я недавно познакомилась во время лазания на Smith Rocks. В то время она работала над своим первым маршрутом 5.14a (F 8c) "To Bolt or Not to Be" - я предложила ей принять участие в нашей поездке на Мадагаскар. Хотя Beth и не имела большого опыта лазания со "своими" точками страховки, и никогда не совершала big wall восхождений, она была полна решимости восполнить эти пробелы и принять участие в нашем приключении.

По завершению всех предшествующих поездке организационных дел, Nancy, Beth, я и съёмочная группа встретились в Риме в Италии. В съёмочную группу входили - Michael Brown с которым я уже работала в поездке во Вьетнам и мой старый друг кинематографист Rob Raker.
7 июня на пароме мы отправились на остров Сардиния, чтобы на местных скалах совершить ряд восхождений и отработать ту тактику, которую мы планировали использовать при подъёме на Tsaranoro. На Сардинии мы провели 10 дней, лазая по великолепным известняковым скалам, возвышающимися в непосредственной близости от моря над белопесчанными пляжами острова. К концу нашего пребывания на острове мы проложили два новых маршрута - "Arrivederci Roma" 5.11a (F 6c) и "La Nostra Vita" 5.13d/A0 (F 8b+/A0) - этот маршрут ждёт своего прохождения свободным лазанием.

17 июня мы вернулись в Рим, чтобы, окончательно покончив со всеми организационными формальностями, отправиться на Мадагаскар.

19 июня в римском аэропорту мы встретились с остальными тремя членами нашей экспедиции - Kath Pyke, Greg Epperson (фотограф) и Kevin Thaw (кино-монтажёр).

21 июня после двухдневной задержки рейса и 17 часового перелёта, мы, наконец то прибыли в столицу Мадагаскара - Antananarivo. После загрузки нашего багажа в большой армейский грузовик, мы отправились на юг острова к городу Fianarantsoa. Здесь мы должны были запастись продовольствием, водой и всем необходимым для 3,5- недельного пребывания в горах Andringitra.
Было интересно наблюдать за людьми, живущими в стране "третьего мира". У большинства из них денег хватает только на то, чтобы купить себе что-нибудь из пропитания, которое в основном состоит из риса, нескольких фруктов и овощей. Средний доход мадагаскарца - около 20$ в месяц. Но, не смотря на свои материальные проблемы, люди казались счастливыми.
После нескольких часов дороги мы подъехали к дорожному блокпосту, где находилось несколько военных чиновников, в обязанности которых входило заставлять всякого из проезжающих съесть две "анти-холерные пилюли". К счастью наш "base camp гид" посоветовал нам не есть эти пилюли, а просто претвориться, что мы их съели. Очевидно, эти лекарства предназначались в первую очередь для больных, а мы с малой вероятностью были разносчиками холеры. Перед въездом в страну нам сделали множество прививок, включая вакцинацию против гепатита B, столбняка, тифа. Так как малярия - болезнь, распространённая по всему Мадагаскару все мы принимали анти-малирийные лекарства до, во время и после поездки.

Zebu
23 июня мы добрались до нашего базового лагеря, расположенного примерно в часе ходьбы от Tsaranoro. В первый день в базовом лагере, мы были свидетелями традиционной церемонии "Zebu" проводимой местным племенем Malagache в память о своих предках. Zebu - это своего рода корова, владелец которой в племени Malagache считается богатым человеком. Zebu едят только по особым церемониальным случаям.

Лемуры
После того, как это отвратительное жертвоприношение было закончено, мы отправились к подножью стены, чтобы наметить линию нового маршрута. Нам особенно приглянулась стена с отдельной вершиной в правой части основного массива, к тому же по ней не было проложено ни одного маршрута.
Вечером перед закатом мы наблюдали, как в нижней части стены лазили лемуры (catta lemur). Они невероятно естественно двигались по скале. Внешне они напоминают нечто среднее между кошкой и обезьяной.

24 июня мы начали наш маршрут. Так как нас было четверо, мы разбились на две связки. Kath и я сформировали одну связку, Nancy и Beth другую. В нижней части стена имела довольно небольшой угол, но после нескольких участков угол стал более крутым, а лазание более трудным. Так как на стене имелось мало трещин, основными точками страховки для нас были шлямбура, которые забивал лидирующий. К шестому участку сложность маршрута варьировала от 5.10d (F 6b) до 5.11с (F 6c+).
Седьмой участок был намного круче предыдущих, это заметно осложнило его прохождение. Было трудно отыскивать полочку под скайхуки, чтобы потом "с них" сверлить отверстие под шлямбур. При последующем прохождении этого участка свободным лазанием, он был оценен, как 5.12с (F 7b+).

Kath Pyke

К моменту, когда мы прошли восемь участков, Beth должна была уехать назад в Штаты на соревнования, так что последние пять участков до вершины мы закончили уже втроём.

Наша цель была в том, чтобы пройти маршрут снизу вверх, оборудовав его, там, где это необходимо, стационарными точками страховки. Затем мы будем пробовать пройти весь маршрут свободным лазанием.

Мы закончили "оборудовать" маршрут за один день до отъезда из района Tsaranoro…

К этому времени я уже прошла первые семь участков свободным лазанием во время обработки маршрута. В последний день Nancy и я сдюльферяли к началу 8-го участка, и я начала отрабатывать сложную последовательностью перехватов.

Участок начинается с мелких зацепок на плите, далее идёт небольшая трещина под пальцы, затем она исчезает, и остаются лишь мелкие углубления в скале. Более двух часов я искала решение для прохождения последнего "пустого раздела" этого участка. После каждой попытки я пыталась представить себе возможные пути его прохождения. Наконец я нашла способ прохождения crux участка. Почти в шпагате, я должна была перемещаться по небольшим углублением на стене.
После отработки отдельных движений я дважды пыталась связать их в единую последовательность и "чисто" пройти 8-й участок, но оба раза терпела неудачу.
После 15 дней лазания, подъёма груза, жумаринга, дюльферов, и установки более 50 шлямбуров моё тело сдалось…
Тем не менее, в течение оставшихся световых часов, Nancy и я прошли свободным лазанием оставшиеся пять участков (5.12b (F 7b), 5.11b (F 6c+), 5.10c (F 6a+), 5.10d (F 6b), 5.10a (F 6a)).
В конце дня, Nancy, Kath, Rob и я по простым скалам без верёвки вылезли последние 90 метров на вершину Tsaranoro. Солнце всё ещё освещало пустынную долину Andringitra. Все мы испытывали большое удовлетворение от того, что поднялись по такому превосходному маршруту, и что, вероятно, это наиболее трудный скальный маршрут, когда-либо пройденной женской командой.