Пишите в ФОРУМ
на Mountain.RU
Автор: Александр Курбангалей, г.
Волгоград
База несчастных случаев
в горах
Основная
таблица
Район |
С.З. Памир |
Место Н/С |
северный отрог хребта Петра Первого
(хр.Ташлык), перевал Иргет 1Б |
Город/клуб |
г. Одесса |
К\С |
V |
Кол-во участников |
8 |
Дата \ время Н/С |
25.07.89 г. в 17.00 |
Погода в день Н\С |
дождь, снег |
Исход |
Марценюк А.В. погиб, Хотин И.Г.
получил травму (открытый перелом голеностопного сустава). |
Описание
Н/С |
Авария произошла
в самом начале похода, при спуске с перевала Иргет 1Б, 4400 м на
ледник Ташлык. В этот день группа поднялась на перевал с востока.
Погода испортилась, пошел снег, перешедший в дождь. Группа пережидала
непогоду на седловине и, когда видимость улучшилась, начала спуск
по осыпному кулуару. Быстро преодолели верхние участки кулуара и
решили косым траверсом пересечь шлейф осыпи, на котором уже местами
стала появляться трава. До морены ледника Ташлык оставалось около
100 м. Во время спуска периодически накатывал туман, моросил мелкий
дождь. При пересечении шлейфа дождь усилился. На середине шлейфа
решили остановиться и надеть накидки, сняв каски. В это время (во
время надевания накидок) сверху упали два камня, одним из которых
был насмерть поражен в голову Марценюк А.В., а вторым - в ногу Хотин
И.Г. До и после аварии падение камней, по мнению группы, не наблюдалось.
У места аварии крутизна осыпи 20-25%, борта кулуара и шлейфа обрамлены
скальными гребнями высотой до 200 м. При пересечении осыпного шлейфа
наблюдения за возможным камнепадом не осуществлялось. |
Ошибки
|
Тактические
|
плохая акклиматизация |
|
|
спешка на маршруте |
|
|
несоответствие опыта группы сложности
препятствия |
|
|
поздний выход |
|
|
незнание района |
|
|
ошибки в ориентировании |
|
|
недостаточность информации |
|
|
Психологические
|
развал группы |
|
|
психологическая несовместимость участников |
|
|
отсутствие (плохое) руководства |
Х
|
"На середине шлейфа
решили остановиться и надеть накидки, сняв каски." Середина
кулуара наиболее вероятное место камнепада. |
потеря авторитета руководителя |
|
|
недисциплинированность |
|
|
одиночное хождение |
|
|
переоценка собственных сил и возможностей; |
|
|
Техники, страховки
|
отсутствие страховки |
|
|
некачественная страховка (разрушение
точки страховки); |
|
|
некачественное страховочное снаряжение |
|
|
не умение выполнять спасработы |
|
|
неумение осуществлять самозадержания |
|
|
отсутствие снаряжения, необходимого
по условиям безопасности |
|
|
Заключение комиссии
|
В материалах по этому
НС главной ошибкой, вызвавшей аварию, признано движение в непогоду
на опасном участке. В дополнение следует заметить, что группа двигалась
во второй половине дня, когда опасность была более высока. Шлейф
кулуара группа переходила одновременно, забыв общеизвестное правило
пересекать подобные опасные участки быстро, поодиночке и при наблюдении
за вероятным камнепадом. Более того, именно на середине шлейфа,
когда усилился дождь и возросла опасность, группа остановилась,
сняла каски и устроила переодевание с накидками, образовав хорошую
мишень камням. Наказание не замедлило явиться. Вызывает сожаление
и тревогу, что подобные элементарные ошибки допустила высоко- опытная
группа.
В данном НС имел место удивительный факт - за время спуска группы
со скальных склонов упало всего два камня и оба точно по- пали
в людей.
|
Вариант
правильных действий |
- Преодоление шлейфа кулуара по одному, быстро, выставив
наблюдателя.
|
Район |
С.З. Памир |
Место Н/С |
река Киргиз-Об |
Город/клуб |
г.Одесса |
К\С |
II |
Кол-во участников |
7 |
Дата \ время Н/С |
25.07.89 г. в 19.00 |
Погода в день Н\С |
теплая, безветренная, слабая облачность |
Исход |
Бешляга Н.В. и Кичева И.Ю. погибли
(утонули) |
Описание
Н/С |
Авария произошла
при переправе вброд через реку Киргиз-Об с левого берега на правый.
В день аварии группа с утра уже совершила переход 20 км вниз вдоль
ледника и реки Гармо. Пообедав, группа предприняла разведку в поисках
якобы существующего моста и, не обнаружив такового, выбрала место
переправы, где река разбивается на два рукава шириною около 20 м
каждый и глубиною по- тока примерно 70 см. Погода теплая, безветренная,
слабая облачность. Во время переправы, выполнявшейся способом "кольцо"
всем составом, Бешляга Н.В. потеряла равновесие и упала (по словам
участников ее сбил камень в потоке). "Кольцо" распалось
и людей понесло потоком. Трое сумели выбраться на близлежащий островок,
двоих выкинуло на берег, а Бешляга Н.В. и Кичева И.Ю. найдены не
были. |
Ошибки
|
Тактические
|
плохая акклиматизация |
|
|
спешка на маршруте |
|
|
несоответствие опыта группы сложности
препятствия |
|
|
поздний выход |
Х
|
Переправа в 19:00 по максимальному
уровню воды в реке |
незнание района |
|
|
ошибки в ориентировании |
|
|
недостаточность информации |
|
|
Психологические
|
развал группы |
|
|
психологическая несовместимость участников |
|
|
отсутствие (плохое) руководства |
|
|
потеря авторитета руководителя |
|
|
недисциплинированность |
|
|
одиночное хождение |
|
|
переоценка собственных сил и возможностей; |
Х
|
Способ кольцо не приемлем
для глубины 70 см. |
Техники, страховки
|
отсутствие страховки |
|
|
некачественная страховка (разрушение
точки страховки); |
|
|
некачественное страховочное снаряжение |
|
|
не умение выполнять спасработы |
|
|
неумение осуществлять самозадержания |
|
|
отсутствие снаряжения, необходимого
по условиям безопасности |
|
|
Заключение комиссии
|
По материалам КСС
причиной аварии явилось выполнение переправы в позднее время, когда
у этой бурной и многоводной реки наблюдается максимум стока. Неудачны
выбор места переправы и способа "кольцо", который для
данной реки неприемлем. На время переправы участники не расстегнули
поясные ремни рюкзаков и к тому же были уже утомлены большим переходом
в первой половине дня. Дополнительно следует заметить, что руководитель
похода плохо знал район путешествия и особенности одного из самых
сложных препятствий - реки Киргиз-ОБ, известной своим суровым нравом.
Утверждение о наличии моста через эту реку является глубоким заблуждением
или обманом, поскольку мост через р.Киргиз-Об никогда не существовал.
Выпускавшая группу МКК отнеслась к своим обязанностям формально
и безответственно - не проверила подготовленность группы, знание
района и препятствий, не предъявила к группе дополнительных требований.
По существу мало- опытная группа из начинающих туристов была выпущена
в трудно- доступный район, замкнутый высокими хребтами и упомянутой
рекой, т.е. в своеобразную ловушку. |
Вариант
правильных действий |
- Переночевать, переправу осуществлять кругом рано утром,
по наименьшему уровню воды.
|
Район |
Ц.Тянь-Шань |
Место Н/С |
хр.Терскей Алатау, южный склон,
ледник Караколтор Восточный |
Город/клуб |
Харьков |
К\С |
IV |
Кол-во участников |
7 |
Дата \ время Н/С |
26.07.89 г. в 7.00 |
Погода в день Н\С |
ясно |
Исход |
Уфимцева С.И. получила травму
(перелом левой ноги). |
Описание
Н/С |
Авария произошла
в самом начале движения по леднику Караколтор Восточный. После ночевки
на правобережной морене ледника группа примерно в 7.00 вышла на
ледник и начала движение в сторону Каракольских перевалов. Погода
ясная, язык ледника открытый, пологий. Пройдя 300-400 м Уфимцева
С.И. поскользнулась, подвернула ногу и упала на нее, сломав при
этом ногу. Группа оказала первую помощь и транспортировала пострадавшую.
Затем были вызваны помощь и вертолет. |
Ошибки
|
Тактические
|
плохая акклиматизация |
|
|
спешка на маршруте |
|
|
несоответствие опыта группы сложности
препятствия |
|
|
поздний выход |
|
|
незнание района |
|
|
ошибки в ориентировании |
|
|
недостаточность информации |
|
|
Психологические
|
развал группы |
|
|
психологическая несовместимость участников |
|
|
отсутствие (плохое) руководства |
|
|
потеря авторитета руководителя |
|
|
недисциплинированность |
|
|
одиночное хождение |
|
|
переоценка собственных сил и возможностей; |
|
|
Техники, страховки
|
отсутствие страховки |
|
|
некачественная страховка (разрушение
точки страховки); |
|
|
некачественное страховочное снаряжение |
|
|
не умение выполнять спасработы |
|
|
неумение осуществлять самозадержания |
|
|
отсутствие снаряжения, необходимого
по условиям безопасности |
|
|
Заключение комиссии
|
Вид случившейся аварии
пешеходный. Причиной аварии МКК сочла неосторожность действий пострадавшей
при движении по открытому пологому леднику. |
Вариант
правильных действий |
|
|