Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Свои отзывы присылайте в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор : Олег Энеев, г.Нальчик, генеральный директор ООО “Эльбрустурсервис”

Первые впечатления о трагедии в Тырнаузе

    В среду утром как-то особенно тревожно зазвонил телефон. Длинные, резкие звонки межгорода в полседьмого утра. Из трубки:
     - У нас творится что-то страшное, наверное прорвало плотину, всю ночь страшный грохот, по реке Герхожан-су идет сель, идет не так, как всегда, что-то все это слишком долго, с самой середины ночи, и с такой силой, что дом вибрирует, как при землетрясении. И связь прервалась.

    Для жителей Тырныауза сход селевых потоков из ущелья Герхожан дело привычное, каждый год в период наступления жары в июле – августе, особенно когда высокая температура воздуха сопровождается проливными дождями, почва на крутых склонах насыщается влагой тающих ледников и атмосферных осадков, она становится подвижной и увлекая за собой огромные камни устремляется вниз по руслу речки. Еще в конце семидесятых селевые потоки переполняли русло и вырывались на территорию города. Тогда доставалось и асфальтовому покрытию улиц, и заливались жидкой грязью подвалы домов, а иногда даже селевые отложения проникали в первые этажи близлежащих строений. Часто страдали ближайшие к руслу частные дома и хозяйственные постройки. Человеческих жертв удавалось избегать потому что в верховьях ущелья работала противоселевая экспедиция Высокогорного геофизического института, сотрудники которого, используя научные методы, с высокой точностью прогнозировали сход селевого потока и имели возможность заранее определить объем селевых масс и вовремя оповестить население о грозящей опасности. В дальнейшем была построена железобетонная плотина, предназначенная задержать грязевой поток еще в местах его зарождения и глубокий бетонный желоб по руслу реки Герхожан по которому потоки скатывались, не причиняя проблем городу в течение многих лет.

    В первый день трагедии выехать в Тырныауз не удалось. Дорога была перекрыта милицейскими постами и в ущелье никого не пропускали. Назавтра, 20 июля, не смотря на то, что из МЧС нам сообщили о невозможности проезда из-за тех же постов, мы втроем оседлали старенькую Ниву, заготовили легенду о крайней необходимости посещения всех попутных селений и выехали в надежде прорваться в Тырныауз если не Баксанскому ущелью, то в объезд через Долину Нарзанов, Малку, Жылысу, прекрасно отдавая себе отчет в ожидающих трудностях преодоления крутых склонов, бродов и ужасной дороги по альтернативному пути.

    Но как ни странно, свободно повернули на Баксанской развилке вверх вдоль реки Баксан, выжимая из машины предельную скорость поехали дальше. На желто-коричневые волны реки страшно было смотреть, никогда раньше не приходилось видеть на ней такого бешенного потока. Ясное, пылающее жаром небо было как обычно летом белесо голубым и спокойным, ничего по пути, кроме бешено несущейся реки, не предупреждало о случившейся экологической катастрофе.

    Остановили нас только на посту ГАИ при въезде в город. Закрытый шлагбаум, резкие возгласы постовых и никакой надежды продолжить движение дальше. Только холеные Волги с высокими номерами преодолевали кордон. Десятки автомобилей попроще стояли перед городом слева и справа вдоль дороги. Крутой деятель из МЧС даже не стал разговаривать по поводу сесть в вертолет, летевший в город. Милиционер на посту почему-то направил нас на самый дальний мост ведущий на противоположный берег. Все теперь только пешком. Мост омывался водой и через щели в нем струи воды гейзером взлетали в воздух. По мере приближения к нему создавалось впечатление, что вода прибывает с каждой секундой. Быстро прошли и теперь перед нами тропа по склону горы, ведущая в сторону города. Мы должны пройти через всю его протяженность, чтобы перейти через самый верхний мост и вернуться в центр уже по главной городской улице – Эльбрусскому проспекту. Уже после первых километров мы увидели еще два сохранившихся моста, которые могли бы здорово сократить путь и особенно учитывая невероятную жару, мы были весьма благодарны нашему милиционеру.

    Первые следы селя были видны уже скоро. Нерукотворная плотина из камня, песка и грязи протянулась почто на пол километра. В воде городская элктроподстанция, гаражи, каркасы снесенных селем и затопленных автомобилей, но самое страшное открывается по при подходе к месту, где река Герхожанка впадает в Баксан. Это жилые дома, привычные взгляду хрущевские пятиэтажки, но или бесстыдно раздетые ударами селя, так что обнаженное нутро интимной людской жизни в их нутре вывернута наружу, или лежащие грудой развалин, или с вырванным подъездом, или залитые грязью по второй этаж. Это за мостом, через селеспуск, ближе к реке Баксан, в низине. Залитый водой завод низковольтной аппаратуры, шестая школа. Образовавшаяся плотина подняла уровень воды и вновь созданное водохранилище пошло гулять волнами по городским просторам. Дальше, ближе к противоположному склону ущелья, ниже селепровода, открылся кошмар разломанного пополам девятиэтажного дома. Он рухнул под напором селевой волны, вырвавшейся из перегруженного русла когда жители дома, успокоенные затишьем, вернулись в свои квартиры. Кошмар массового захоронения.

    Мы вышли в район называемый ФЗО. Люди с флягами, ведрами, другими емкостями занимаются добычей воды. В магазине водка и почему-то мороженное, удивительно вкусное, но которое невозможно есть под взглядами малышни, в которых застыл ужас увиденного.

    Дальше река Баксан напоминает широкую равнинную реку. Медленно и широко катятся его воды, заполнившие всю Баксанскую долину от одного склона к другому. Приходится идти по узкой тропе по крутому склону прямо у кромки воды. Навстречу идут люди, похоже те, кто по пройденному нами пути, выбираются из затопленного и вздрагивающего от ударов стихии города на свободу, туда, где жизни уже ничего не грозит. С нами по пути идут и туристы, которые не считают трудом отмахать несколько десятков километров до гостиницы или базы в Приэльбрусье, за путевку в которую они выложили круглую сумму, идут жители, где-то внизу запасшие продукты, и такие же встревоженные за своих близких люди, не сумевшие получить достаточной информации от тех, кто обязан был ее своевременно собрать и донести до всех, кто в этом заинтересован, о том кто живой, кто пропал без вести, кто нуждается в помощи и экстренной эвакуации. Ну что делать, беда.

    Мы перешли в город по сохранившемуся в его верхней части подвесному мосту. Нужно было в ту сторону, где все самое трагичное и происходит, к ложу селя. По пути уже знакомое водохранилище, утонувший по крышу рынок, затопленый до верху Камаз и пожарная машины. Их любят показывать в телевизионных репортажах. Приходится вновь подниматься на склон, теперь уже противоположный и так идти, пока не заканчивается низина. Теперь можно снова выйти на на проспект. Пока город как город. Непривычно видеть людей, готовящих пищу на кострах, нет ни газ, ни воды, ни электроэнергии. Закрытые магазины. На улицах то ли раздают, то ли продают минеральную воду и хлеб. Где то, говорят, нашлись предприимчивые людишки и продают буханку за 15 рублей.

    Мы выполнили свою задачу в городе, с горечью о незнакомых пострадавших, узнали, что живы - здоровы наши родные и близкие, найдя тех, кто нас знает по работе получили привилегию подойти к руслу селя. В этот момент было затишье, по селеспуску бежал небольшой поток грязной воды. Через бетонный лоток, на месте снесенного моста был протянут трос, по которому спасатели и милиционеры переправляли люльку спасательной акии, доставляя на эту сторону хлеб и воду, а в обратную – тех, кто мужественно готов был секунд тридцать болтаться над кровожадной бездной, готовой в любую секунду заполниться смертоносными селевыми массами. В воздухе постоянно кружили три – четыре вертолета, эвакуирующих с городского стадиона детей и женщин к выезду из города. Действовали выносные медицинские пункты, оказывающие помощь нуждающимся. Спасатели выполняли работы на развалинах зданий. Зачем-то стояла пожарная машина с экипажем. Сновали люди. Было видно, что их лица несут следы перенесенного стресса. Спасибо, нам не позволили вновь сделать круг до конца города и переправили в люльке на другую сторону. Почему-то именно по дороге над ложем селя было особенно четко видно то, что он натворил, горько и больно на душе от нашей роковой зависимости от природных сил, это в начале третьего тысячелетия, когда человек, простите за избитые фразы, покоряет космос, поворачивает реки, управляет атомом.

    Только начали спускаться по тротуару вниз к нашей машине, как видим, на бешенной скорости мимо нас промчались грузовики, стоявшие только что около лотка, пожарная машина, люди бросились вверх на склон горы, причем было видно, что они это делают обречено привычно. Ударила новая волна селя. Четвертая. По сегодняшний день их было уже шесть. Каждая сносила налаженные было переправы, рвала электро и связные коммуникации, заставляла останавливать спасательные работы.

    Последняя смыла и затопила объездную дорогу через которую эвакуировали туристов и альпинистов из Приэльбрусья. Хотя информация с той стороны успокаивающая, люди в безопасности, налажено снабжение продуктами, вертолет садится у гостиницы Иткол, время от времени подается электроэнергия, да и на базах есть свои автономные генераторы.

    В Тырныаузе больше не гибнут люди, они выведены в безопасную зону. Но они так нуждаются в безопасности, которую может предоставить только свой дом, свое родное жилище, правда, до этого еще далеко, горы не прекращают разрушительной активности, как бы заставляя расплачиваться за те небольшие высокогорные надбавки к так нерегулярно выплачиваемой здесь зарплате.

    Сегодня еще нет телефонной связи с Приэльбрусьем и Тырныаузом, но удается связаться по радиоканалу с некоторыми альплагерями, правда через ретрансляцию с помощью радиостанции в Безенги. В Приэльбрусье все спокойно, на сегодня, 27 июля вновь восстановили объездную автодорогу.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100