Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

КОРЕЙСКИЕ БАЙКИ

Автор: Николай Гутник г.Бишкек

Не буду утомлять вас предысторией этого восхождения. Она была долгой и сложной и все-таки, после слов за кружкой пива: "Ну что, может куда-нибудь взгромоздимся?", команда: Новосельцев Евгений (Екатеринбург) и Гутник Николай (Бишкек) выехала из столицы солнечного Кыргызстана. Цель - Киргизский хребет, долина реки Ала-Арча, ледник Ак-Сай, пик Свободная Корея, северная стена. Черный фольцваген легко катился по свежевыпавшему, еще не укатанному пушистому снегу Природного парка "Ала-Арча". Погода, как обычно, не балует нас. Сквозь густой туман и падающий снег мы усмотрели девочку в пуховке и очках "Альпиндустрия" - "альпинистка", - почему-то подумали мы одновременно. Альпинистка оказалась девочкой Юлей из Красноярска. Здесь мы выяснили, что наши похождения будут вплотную связаны с классными парнями из Красноярска - столбистами, которых там еще 8 человек, и они хотят лезть первопроход на Корею. О Жене здесь знали и даже слагали о нем легенды. Две недели назад он спускался здесь же, с Байчечекея (5-А Кузьменко) с пробитой головой и коленом и с мыслями о внезапно окончившемся зимнем сезоне. Но не тут то было - десяти дней ему хватило, чтобы полностью восстановиться, и вот мы снова в Ала-Арче.

Сейчас наша гора - маршрут А. Ручкина, пройденный зимой 1997 года двойкой "Ручкин-Пучинин" и записанный в классификаторе как 6-Аз. Для нас - это первая шестерка - второе прохождение маршрута- зимой - в альпийском стиле - в двойке. Для перворазрядников круто, а в физическом отношении довольно сложно.

После нескольких дней упорной физической работы мы затащили себя и свои вещи на Коронские хижины. Термометр, занесенный мною более четырех лет назад, показывает минус 60С (температура солнечной радиации) - "Наверняка завышает" - думаем мы. На самом деле - холод собачий. Погоды нет, краснояры ушли разлагаться вниз, а мы остались продолжать осуществлять свои планы в одиночестве.

20 февраля. Снег, туман. Минус 23 градуса. Температура для этого района в такую погоду довольно низкая (Что же будет когда погода улучшиться?). День заключительной подготовки. Нужно протоптать тропу в снегу под бергшрунд, поднести туда снаряжение и продукты и подвесить все это в нижней части стены. Вопросов о том, сколько брать на гору пищи и газа у нас не возникало - взяли все, что было. Снаряги же показалось много. На замечание: "Может, что-нибудь оставим?", - оставили один френд. Общий объем - 140 литров (2 рюкзака) плюс платформа - всего около 60 кг, количество "транспортеров" - 2. Спешить сегодня некуда, наиболее важно разобрать снаряжение. Возиться с железом на морозе - занятие не из приятных. А куда деваться? Кому сейчас легко? Вот рюкзак запакован, телега подогнана, и наш дуэт выдвигается к заветной горе.

Вершина просматривается сквозь завесу из снега и облаков. Кажется, что поставь на ледник Свердловскую телевизионную башню, и она будет выше Кореи. Действительно, до вершины остается всего около километра. По вертикали. А зимой эта вертикаль вдвое вертикальнее.

Я четвертый раз подхожу под Свободную Корею, три из них зимой, и меня постоянно настораживают эти лавиноопасные склоны под бергшрундом. Но делать нечего. Карты сданы. Нужно лезть или не лезть. Надеваем сбрую, достаем веревки, фи-фи, молотки и начинаем штурм. Трещина берга шириной полтора метра перекрыта в одном месте довольно надежным снежным мостом. Не мудрствуя лукаво, решаю лезть здесь. Восьмиметровая 90-95-градусная ледовая стена дается без особых проблем. Спустя минут десять я выхожу на пологий 40-градусный лед. Все-таки хорошее изобретение фи-фи, особенно на зимнем льду. Погода улучшаться и не думает, на нас с верху постоянно сыпятся снежные осыпи. Снег засыпается за шиворот, проникает в варежки. Но сегодня мы ночуем в хижине, где можно обсохнуть и, поэтому не обращаем на это внимания. Немного выше подвешиваем всю трехомуть и быстро валим вниз, едва не забыв взять с собой жумары.

Заключительная ночь внизу. На небе начали появляться звезды, и столбик термометра неумолимо опускается вниз. Включенный примус создает относительный уют и комфорт в маленьком домике, затерянном в белой высокогорной пустыне. Немного спирта с горячим чаем и последний "домашний" ужин при свечах. Какая романтика! Завтра все это останется очень близким, но недоступным. Завтра нам отрываться от горизонтальной плоскости и переходить в другое измерение - вертикальное. А на термометре уже минус 28. Раскумаренные теплом и спиртом мы засыпаем.

Предутренний сон оказался уже не таким романтичным. Кажется спальник фирмы "Bask" с температурой экстрима минус тридцать градусов помогает мало чем. Наш бывалый термометр не часто опускался так низко - 32 градуса ниже нуля. Надо двигаться, чтобы не околеть окончательно, и вскоре, нас здесь уже ничто не держит.

Свободная Корея встает перед нами непреступной стеной. Погода отличная, на небе ни облачка, но это не радует - зимой здесь не бывает Солнца. Работа на первых веревках окончательно согревает все конечности. После бергшрунда следуют 5 веревок некрутого льда (от 40 градусов - в начале, до 60 градусов - в конце, под скалами). Сложностей никаких. Мы полны сил, здоровья и энтузиазма. Страха нет, фи-фи легко и надежно входят в жесткий зимний лед, один промежуточный винт на 50 метров, один винт на станцию. Кулачок "Ушба" с роликом отлично зарекомендовал себя на поднятии платформы и рюкзаков. Так мы незаметно к полудню подошли под скалы. Здесь смена лидера, пора показывать мастерство крутым ебуржским скалолазам. Развесив все хоряшки, Женя с удовлетворением отмечает, что снаряги вполне хватило бы на более крутую шестерку и для более многочисленной команды. Вот и краснояры появились - по залитому солнцем полю ледника, в сторону Кореи медленно движутся маленькие человечки.

Переход на скалу резкий, маршрут проходит по вертикальному внутреннему углу (А2+, А3). Щелей много, в них идут мелкие-средние стопера и гексы, а также швеллерные крючья. Через 25 метров внутренний угол кончается полкой, на которой лежит снег и можно хорошо стоять. Отсюда вверх уходит вертикальная гранитная плита - идеальное место для ночевки. Светлого времени хватает для обработки еще 20-ти метров такой же скалы и оборудования бивуака. В сумерках наши соседи по горе (команда города Красноярска, лезущая первопроход слева от нас) возвращаются домой с обработки. Желаем друг другу спокойной ночи и приятных сновидений и взбираемся в подвесной дом с качающимся полом.

Платформа размером 130 на190 см довольно уютная и просторная для двух человек. Включаем газовую горелку, и тепло быстро наполняет наше пристанище. Ночь прошла без эксцессов, лишь на утро мы обнаружили большое количество снежного конденсата, но бороться с ним в таких условиях бесполезно. Подъем в 7-30, завтрак, разогрев ботинок и, в 9-30, начало работы. Погода идеальная, на небе ни облачка - все-таки, иногда и нам везет! Соседи уже на подходе, сообщают, что было минус 26 градусов. "Теплеет", - думаем мы. Так ведь лето с каждым днем все ближе! И с мыслью о лете Женя дальше лепит зальцуг. Еще пол веревки А3-шного лазания и карнизы остаются в прошлом. В нависании тоже есть свои плюсы - рюкзаки поднимаются без проблем, не цепляясь ни за что.

Слева видим и даже хорошо слышим трех чуваков, карабкающихся чуть ниже нас. Даже здесь не получается уединиться.

Под карнизом находим крюк с карабином, выше - spit (на нем, говорят, первопроходимцы вешали телегу). Дальше метров 10-15 пологого льда и 15 метров скалы А3+, которая выводит на ледовое пятно, хорошо просматривающееся в средней части стены. Казалось, что самое сложное позади, но стена приготовила еще один сюрприз - нависающая скала со снежными шапками, смотревшаяся снизу ледовыми речками. Здесь нам предстоит провисеть лишний день, который не входил в наши планы.

Полка (так до этого времени я называл ледовое пятно) оказалась довольно крутенькой - от 60 градусов в начале до 80-85 - в конце. Достаю айс-фи-фи. Пятно, длиной почти веревку, упирается во что-то среднее между внутренним углом и камином с минимальным количеством щелей и непонятно как державшимся там снегом. Светлого времени остается мало, нужно позаботиться о ночлеге, а каминчик оставим на завтра.

Наклон ледовой "полки" вполне позволяет повесить на ней платформу. Подтягиваем ее к станции и к своему ужасу замечаем, что острые скалы довольно сильно ее распороли. Темнеет, краснояры расходятся по домам, а Женя смотал с катушки последние 40 см ниток, которых, конечно же, не хватило. В дело пошли шнурки и нож. Наконец телега в порядке и висит как новая. Висим и мы на самостраховках, занимаясь последними приготовлениями. Только стена стоит и угнетает восходителей своей крутизной, но должно же хоть что-то здесь стоять. Самое сложное сегодня - это наколоть льда для приготовления пищи, вися на 80-ти градусной стене. Но и с этой задачей мы справились блестяще - мастерство портвейном не зальешь! Нехитрый ужин и испитие чаев завершают сегодняшний день. А ночью, пока все спят, незаметно начинается завтра.

Завтра. 23 февраля (только сейчас, когда пишу эти строки, я понимаю, что был праздничный день). Погода остается без изменений. По сообщению "синоптиков", температура внизу поднялась до минус 23 градусов - настоящая жара! Ну а нам нужно вверх, на встречу с Солнцем, в прямом смысле. Ведь только на вершине мы сможем его увидеть. Женя вновь полон сил и желания и рвется в бой. Веревку он пробежал в действительно спринтерском стиле - всего за 5 часов, причем язык его ни на минуту не останавливался. 95 процентов его слов были ругательства, относящиеся к крюконогам, скале и к тому, кто эту скалу сделал. Действительно, скала А3 с большим плюсиком, с глухими щелями и сомнительными точками страховки. Было забито четыре шлямбурных крюка (2 из них на прохождение), снят спит с карабином, где первенец качал маятник. Ну вот наконец-то Женя подошел к ледовой речке, закрутил винт и только тогда вздохнул с облегчением. Дальше работать предстоит мне. Еще внизу у нас была договоренность: Жене - скальные участки, мне - ледовые, ну а Кесарю, естественно, - кесаревы.

Напарник мой подустал и мы решили перекусить горяченького. Мысли у нас в очередной раз сходятся, и мы единогласно решаем вешать еще веревку на льду и ночевать на этом же месте. Ледовая речка - это крутой, узкий, а местами и очень тонкий лед, наплывающий в щели, камины и внутренние углы. Первая веревка сразу же не дала расслабляться. Лед, крутизной 80-90 градусов, имеет рыхлую поверхность с большим количеством пустот. Передвижение на фифах должно быть предельно осторожным, но это все-таки лучше, чем часами сидеть в платформе и мерзнуть. Местами встречается прерывание льда и тогда, легко регулирующиеся стремена становятся главным моим козырем. Без особых заморочек вешаю эту веревку, и мы оба спускаемся в платформу. Сегодня мы вскроем бутылку со спиртом и размочим сухой закон.

Спирт, разведенный 1:6 с добавлением витаминов и разогретый градусов до 50-ти легко пьется, хорошо согревает и расслабляет. Жизнь становится прекрасна и удивительна. Вдали переливаются тысячами разноцветных огней прилегающие к Бишкеку села, а под тобой пугающая темнотой бездонная пропасть. Впрочем, сидя в платформе, всего этого не видишь, и пока тело хранит тепло, засыпаешь спокойным, но чутким сном. Ночью то и дело на палатку ссыпаются снежные водопадики, иногда пролетит какой-нибудь шальной камень. Спальный мешок за три ночи порядком вымок от конденсата и утром холод работает как будильник.

Начинается новый день - 24 февраля, четвертый день на теневой стене Свободной Кореи. А на хижине уже солнышко, обитатели ее оживляются, ведь днем температура солнечной радиации достигает плюс 20. В безветренную погоду можно даже загорать. А в тени утром было 23 градуса ниже нуля. "Давай сегодня вылезем", - говорю я коллеге. Женя нехорошо посмеялся, и не ответил. Сегодня скорость продвижения зависит в большей степени от меня. В 8.30 начинаем работать, жумарю по нависающей скале (общий наклон 95-100 градусов). Замечаю, что одна из двух имеющихся у нас веревок перетерлась в нескольких местах довольно сильно, и использовать ее дальше становится страшно. Пока Женя собирает лагерь, я точу винты и фифы. Ну вот и закончены приготовления, начинается ставшая уже обычной работа.

После двух веревок лед становится более жестким и надежным и слегка выполаживается. Наклон около 65 градусов с небольшими, до 20 метров, но частыми крутыми стенками. Фифы держат хорошо и, обычно хватает одного промежуточного винта на веревку. В верхней части опять встречается тонкий натечный лед, где рекомендуется страховка на скалах, но для экономии времени кручу только винты. В некоторых местах вижу оставленные скальные крючья, но не пользуюсь ими, т.к. замечаю слишком поздно. Ужасно хочется пить и немного есть. Пообедали одним сникерсом, термос опять не наполнили, и я начинаю сосать лед - организму необходима влага. Ключевое место на льду - предпоследняя веревка. 25 метров вертикального натечного льда толщиной 10-15 см, перехожу через перегиб и в веревке от себя, на гребне, вижу лучи Солнца! Впервые за четыре дня оно такое близкое и теплое. Настроение поднимается, но пока мы лезем последнюю веревку, луч света отодвигается на полсотни метров, что не останавливает нас. И вот уставшие, но счастливые клаймберы нежатся в теплых лучах уходящего Солнца.

Жаль что нельзя разлагаться вечно и нужно шевелиться, чтобы выжить. Висеть в платформе на северной стене больше не хочется, и мы находим все-таки удобное место на пологом южном склоне. И не ошиблись - уже в восемь часов солнце осветило платформу. Не спеша, собрали вещи, вышли на вершину и, не найдя записки, начали спуск в сторону маршрута Барбера. Решили спускаться здесь, так как нести все вещи до Лоу, классического спуска с Кореи, вдвоем слишком тяжело. Спусковые петли оказались слишком старые, и Женя повесил наши. Два дюльфера с башни и восемнадцать по льду с помощью самовывертов прошли без особых проблем, и в четвертом часу мы, победители, вновь стояли под бергшрундом северной стены Свободной Кореи. Здесь нас встречали Олег с Лехой - классные красноярские парни.

P.S. А через две недели команда ЦСКА города Алма-Ата совершила третье прохождение маршрута Ручкина.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100