Горы мира > Тянь-Шань >

Кирилл Фильченков Максим Костров Сергей Третьяков Глеб Травинов
Серия очерков о поездке альпинистов МГТУ им.Баумана на Тянь-Шань летом 1999 года
Фотоальбом

Очерк второй и последний
Восхождение на г. Бокс по югославскому маршруту 5А к. т.
Содержит нечто, напоминающее описание маршрута с картинками

Автор: Сергей Третьяков
Автор очерка и
части фотографий

Сергей Третьяков

Все, что здесь написано, написано абсолютно неграмотным перцем, который просит, в случае нахождения разного рода ошибок и корявостей стиля, сообщать ему о них непосредственно, а в форуме громко это не обсуждать.

Действующие лица:
- Сергей и его друзья:
- Кирилл,
- Максим,
- Глеб

Пролог II
В ночь на 24 июля 1999 года самолет авиокомпании East-Line перенес восемь молодых жлобов из России в аэропорт Манас - воздушные ворота Киргизии...

г. Изыскатель

... Акклиматизировавшись на Изыскателе по 3Б (что справа), уже на спуске с Коронских ночевок мы с Максом завели беседу о маршруте 5 категории в качестве претендента для следующего восхождения. Разговор шел о 5А. Еще в Москве Макс предлагал два варианта: либо Байчечекей (на него есть три скальных пятерки), либо Бокс. Решили выбрать Бокс - маршрут по канту северной стены, впервые пройденный югославами в 1987 году. И правильно, не прогадали. По оценкам красноярских и других специалистов - это одна из наиболее сильных 5А в данном районе.

Изначально планировалась следующая тактика: за день обработать снизу веревки три, а то и все четыре, а затем, переночевав на Рацека, налегке подойти под маршрут, зажумарить и, пройдя его до вершины, в тот же день спуститься назад на место постоянной дислокации. То есть, мы планировали сделать гору за два дня. Но не тут то было. Погода, да и сам маршрут заставили нас изменить свои планы. Но буду излагать все по порядку.

Hi-Res Photo

1Б (ск) кулуар из Текетора с юго-запада
2А (ск) Южный гребень с перевала Текетор
2А (ск) с запада
4А (к) Северная стена - Айтбаев А., 1956г.
5А (к) кант Северной стены - югославский маршрут, 1987г. ( красная нитка ,1-место возможной ночевки, 2 - место нашей ночевки).
5Б (ск) левая часть Северной стены - Михайлов М., 1997г. (зеленая нитка; приблизительно).

1-й день.

Макс, Глеб и я, набив рюкзаки барахлом для обработки, уходим под маршрут.

В восхождении будем участвовать только мы трое. Кирилл по личным обстоятельствам должен спуститься в Бишкек на пару дней и присоединиться к нам только уже для совершения следующего восхождения.

Подход занимает, если я не ошибаюсь, минут 40. Вначале, необходимо от Рацека пересечь ледник Аксай в направлении начала ледопада (что внизу), в место, где он соприкасается со скальными сбросами основания Бокса, а там уже аккуратно по этакому ледово-каменистому кулуарчику, не подходя вплотную к скалам, подняться до выполаживания под началом маршрутов 5А (что наш) и 5Б (который уже несколько дней обрабатывала команда красноярцев). Наиболее неприятен при подходе верхний участок этого "кулуарчика": во-первых, он скользкий (так как лед - сами понимаете, а кошки еще лень одевать, да и не в ботинках мы), во-вторых, по нему течет вода и время от времени летят бульнички, а в-третьих, та внушающая надежду субстанция коричневого цвета, что справа рядом и напоминает скалы, землю и грязь, оказывается тем же банальным льдом, покрытым грязью. Короче - неприятно.

Подход под 5-ки Бокса

Подошли. Под стеной видим классную, в чем мы в последствии убедились, палатку красноярцев. Наверху под карнизом, в метрах 40 от основания стены, висит Игорь Корюкин (см. г. Бокс. Левая часть Северной стены) и что-то говорит стене. Его страхует Володя, который начинает уже нам рассказывать, что со стены что-то постоянно летит по сторонам, но в место, где они поставили палатку, кажется, еще ничего не прилетало. В доказательство его слов время от времени справа что-то задорно жужжало и падало в снег. В своей палатке красноярцы не ночевали, а использовали ее как некий штурмовой лагерь - в ней валялись веревки, снаряга, еда и одежда. В конце же "рабочего" дня народ спускался на Рацека, чтобы придаваться общению и веселью:), царившему там практически все время.

Однако погода уже перестала шептать - начинался туман, и мы решили поскорее начать обработку. Взяли три веревки (обалдели) и пошли.

Наш маршрут начинался левее 5Б красноярцев метров на 100. Как я уже говорил, сначала он был пройден югославами в 1987 году, и только спустя несколько лет был повторен неизвестными нам представителями России и классифицирован. По материалам федерации альпинизма видно, что ему сначала дали 5Б, но затем, когда рядом появилась еще одна 5Б, его раздели, так как новый маршрут был значительно сложнее. Это было видно даже невооруженным взглядом - уходящая трещинка по вертикальной плите и болтающиеся в ее районе красноярцы впечатляли. Да по современным меркам не тянула наша 5-ка, чтобы быть "Б".

1-я веревка: пятерка (40 м, 70 градусов, V). Хорошо, что когда мы подошли, ее и следующую веревку было видно, и мы смогли изучить варианты их прохождения. После того, как Макс начал лезть, сгустился такой туман, что с нижней станции дальше 10 метров я уже не мог ничего видеть и о том, как движется Макс, мог судить только по уходящей куда-то веревке, стукам молотка и пыхтению Макса. Еще в начале стены у нас возникла мысль о некоей задницеобразности нижних двух веревок нашего маршрута. Черный цвет скал, потеки и фактура, говорили, что по ним значительное время течет вода. И точно - она текла (Но это были еще цветочки - выше она хлестала). Потихонечку что-то стало капать сверху. Сначала мы подумали, что это увеличились потоки со стены (больше таяло), но потом полило как из ведра, и мы поняли, что идет весьма конкретный дождь. Час - полтора работы в холодной воде (сначала со стены, а потом под дождем) - пройдено 30 метров. Решаем на сегодня завязать - Макс бьет крюк, точнее два, и, заметно прибалдевший, приезжает вниз.

Прибалдевший Макс

Мы спускаемся к палатке красноярцев, которые уже привыкли к таким фокусам погоды за последние дни и с самым началом дождя слиняли. "- Заходите к нам". "ОК" - отвечаем мы и быстро залезаем в просторную утробу палатки. На улице идет плотный дождь - здесь же горячий чай и металлическая фляжка V.S.O.P. Хорошо. Но вот наступает некоторый перерыв в дожде и мы, попрятав свои вещи под камнями, валим вниз на Рацека.

Что же мы имеем? Вместо запланированного мы пролезли только 30 метров первой веревки.

Погода явно по-своему решила относительно наших планов. "Тут так в наглую не получится" - решили мы и пошли к красноярам в гости в хижину, чтобы сгладить выступы настроения, образовавшиеся от непрерывно льющегося с небес потока. Сглаживали мы это дело до поздней ночи - натурально придавались разным порокам - пели песни, травили байки, пили огненную воду. Макс так много рассказывал всем про прелести лагеря "Безенги", что в конце один из красноярских аборигенов напрямую спросил его, не состоит ли Макс в штате лагеря как специалист по рекламе.

Всю ночь и утро шел дождь.

2-й день.

А на утро...

Решили ждать, так как время от времени с неба что-то лило. Украдкой посматриваем на краснояров - если они пойдут, то и мы пойдем. Красноярцы тоже чего-то ждали и, как оказалось, с теми же мыслями смотрели на нас. И вот приблизительно в час дня, обозвав нас лентяями, они уходят под стену. Дык - говорим мы и, собрав рюкзаки, тоже отправляемся туда. Теперь мы взяли еще спальники и палатку - что шляться Рацека - стена, стена - Рацека, когда так часто и внезапно начинает лить дождь и также внезапно прекращает. Решили ловить окна в погоде под стеной и при первой же возможности продолжать обработку.

Подошли - столбисты висят. Мы ставим палатку на единственное оставшееся подходящее место - наклонная (градусов 5-10) каменная плита в метрах семи от стены. С недоверием смотрим на валяющиеся тут и там куски каменных плит вокруг нашей палатки и вопросительно смотрим на страхующего красноярца. Он отвечает, что за то время, пока они здесь находятся, на наше место ничего не прилетало. "Зашибись", - отвечаем мы и снова уходим в туман к началу нашего маршрута. Провешенная веревка сильно напиталась водой, и от каждого движения жумара вниз летят брызги воды и разные возгласы Макса. Он снимает станцию и начинает лезть дальше. Его не видно.

Опять начинает идти сильный дождь.

Веревка подходит к концу, Макс бьет станцию и валит вниз. "Там… там…там такой…". Там льет как из ведра и не только дождь с неба, но еще и река со стены. Последние пять метров у первой веревки идут по небольшому наклонному углу, по которому течет ручей. Сам угол заводит в нишу под нависание, где просто хлещет. Макс мокрый до труханов. Полар напитался и стал тяжелее в три раза. "Ё-моё", - говорит Макс. И мы понимаем, что если не принять срочных мер, то здесь может и карачун настать. Два дня, а пройдена одна веревка. Спускаемся к палаткам. Красноярцы предлагают (раз мы собираемся здесь остаться ночевать) воспользоваться их "бунгало" - оно удобнее и стоит в более безопасном месте. (Уговаривать нас не пришлось - в своей палатке мы так и не переночевали ни разу под стеной, а использовали ее только как склад.)

Решили так - завтра Макс и я провешиваем дальше, желательно две, веревки, а Глеб, пофотографировав нас, спустится на Рацека, возьмет жратвы и еще чего-нибудь, а также Кирилла, который к тому моменту должен был вернуться из Бишкека (ха-ха, - что ему внизу сидеть и ждать, когда мы сами еще внизу и не потому, что уже спустились, а потому что еще не залезли), и поднимется назад к нам.

Ночью что-то прилетело и звонко долбануло где-то недалеко от палатки. "Опаньки",- сказали мы и призаdoomались.

3-й день.

Погода - класс!!! Небо - супер!!! Ура! Вот оно! И мы с Максом отправляемся на "работу". Сначала жумарю я. На мне только гортексовые штаны и рубашка. Жарящее солнце располагает к приятной работе. Однако, когда я подхожу к углу, на меня начинает потихоньку капать. В конце веревки уже заметно льет, и я пытаюсь быстро сдвинуться из холодной ниши на стенку под солнце. Это помогает не сильно, и я надеваю еще куртку. Небо голубое, а у нас тут маленькая водяная ж..а намечается с температурой воды не больше 5-7 градусов.

"Так, что здесь у нас?", - задаю себе вопрос. Ага, станция. Два крюка - один старый, маленький и чужой, забитый снизу вверх; другой наш. Грузится только чужой, притом на вырыв вниз. Больше трещин нет. Только глухие вымоины. В мозгах рисуется красивая картина, как при подъеме по перилам или при страховке крюк вылетит и начнется basejumping, только без парашюта. До кучи вспоминаю страшилку про выпадение станции из скалы в Крыму "Случай на Вербе". Решаю задолбить спит, чтобы чувствовать себя спокойно, так как самая сложная по описанию веревка как раз следующая. Подходит Макс и, надев на себя снарягу, начинает работать следующую веревку.

Вторая веревка
Цвета:
Зеленый - 1 веревка
Красный - 2 веревка
Синий - вариант 2 веревки

2-я веревка. Вначале идут метров 25 (85 градусов) лазания, иногда с элементами ИТО. Значительно справа, по заметно нависающей правой стенке большого внутреннего угла, идут шлямбура. Но как к ним подойти? Макс берет левее по темным потекам к нависанию где, как оказалось, тоже есть какие-то артефакты. Останавливается на полочке - там жутко льет, и я передаю ему по веревке гортекс.

А тем временем опять начинает туманиться.

Теперь уже идет серьезное ИТО: вертикаль, переходящая в нависание 95-100 градусов, по мокрым, скользким скалам - вода течет. Вот Макс выходит за нависание, далее вправо - тоже ИТО и вверх по плите. Там проще (10 м, 85 градусов) - веревка быстро уходит. Станция на трех крючьях. Два с половиной часа ушло на вторую веревку. Глухой туман. Макса не видно. И хреново слышно.

Начинаю жумарить… Но не тут-то было - в конце выхода с нависания, где веревка резко уходит вправо, точка так нагружена, что я, вися в воздухе (100 градусов) с рюкзаком, не могу ее никак разгрузить, чтобы выщелкнуть веревку. Попытка перещелкнуть один жумар после этой коварной точки не приводит к успеху. Поставить ноги и хоть чуть-чуть разгрузить веревку тоже не получается - очень скользко, да и ставить некуда - ИТО же не зря в этом месте. Что там за геморрой вышел - я уже не помню, но он точно вышел и никого не порадовал - лексикон сузился до набора нескольких фраз, которые использовались разными способами, как мной, так и Максом наверху, который в тумане не очень понимал происходящее. ("Сигнал посылаем - Вы что это там? А нас посылают обратно") Снизу с рюкзаком и в кофлачах не удалось. Решаем исправить ситуацию сверху. Я съезжаю на станцию, Макс дюльферяет и все выщелкивает. "Ну, что там дальше", - спрашиваю я. "Там… там проще".

С неба опять что-то капает. Или это просто со стены стало сильнее литься, так как за день изрядно натаяло?

Решаем, что на сегодня хватит. Ключ пройден - завтра выходим всем кагалом на восхождение, а там посмотрим.

...Залезаем в палатку. Черт - холодно и очень есть хочется. Но вот приходят Глеб с Кириллом - гонителем бишкекских ментов и приносят конфеты, вкусности всякие и одну пол-литровую емкость с прозрачной жидкость. Емкость идет по кругу - силы поднимаются, настроение повышается, жить становиться лучше, жить становиться веселее.

Завтра, с утречка - решаем мы.

4-й день.

На второй веревке

Проснулись жутко поздно. Подходящие для продолжения обработки красноярцы потом удивлялись - что это вы так поздно, уже 11 часов дня, а вы только заканчиваете жумарить провешенные две веревки. "А хрен его знает!" - отвечали мы. И действительно, что же так поздно вышли?

Предыдущие дни показали, что погода может заметно повлиять на скорость прохождения и вообще изменить планы, поэтому решили взять палатку, а к ней еще два коврика и спальник. В автоклаве полтора литра чая. Ну, поехали.

3-я веревка. Простая - 40 м, 70 градусов, IV. Идет логично по углу. В конце висят несколько матявочек - останки станций с предыдущих восхождений. Место не очень удобное для страховки. На пункте помещается один и только в висе. Второй может находиться ниже метра на два. Остальным делать вообще здесь нечего. Четвертая веревка - далее по углу до упора, а там метров 10 по очень развалюшным скалам вверх и налево на широкую полку. Станция.

Если день и начался с хорошей погоды, то когда мы вышли на конец четвертой веревки, опять все затянуло густым туманом. Видимость не больше пятидесяти метров.

Балкон

5-я веревка: просто балкон 50 м, 10 градусов, II, траверс. Вначале только надо немного приспуститься от станции, а затем подняться по мокрому углу метров 5-ть. Пункт в конце полки за углом. Нам не хватило полной веревки, чтобы дойти до удобного места, пришлось удлинить и немного подойти.

Туман стал еще гуще. На скалах видно только ближайшие метров пятнадцать.

6-я веревка: 30 м, 75 градусов, IV. От удобной станции за углом после длинной полки сразу немного влево и вверх без значительного набора высоты через проем, а дальше метров через 7-10 вправо на стену и вверх по логичным щелям в направлении, если видно, темного камина с нависанием. Где-то по пути к нему, метров через 20-25, станция.

7-я веревка: 30 м, 65 градусов, IV. Со станции по расщелине шириной от 10 до 20 сантиметров (нога уходит туда с концами и где-то там ее клинит в колене или ступне), отделяющую часть скалы в виде большого бульника от самой стены, вверх и далее, уже по скалам меньшей крутизны, в нишу камина под нависание, где, похоже, имеется удобное место для ночевки - выложенная полка, снег для воды и какие-то фрагменты жизнедеятельности неэкологичных альпинистов.

Опять стало капать с неба. Лезть по мокрым пятым скалам - это не особо приятное занятие. Но пока еще терпимо и Макс продолжает дальше.

8-я веревка

8-я веревка: 40 м, 80 градусов, V, камни. Сначала по углу камина, а потом переход на левую стенку, так как в самом углу скалы превратились в конструктор "сделай сам". Станция на удобной полке в основании очередного угла. Видно, что на эту полку выходили не только как мы - чуть ниже нее, на продолжении левой стенки угла, в трещине виден крюк. Ни хрена себе - подумали мы - ну народ и горазд ломиться.

9-я веревка: 40 м, 85 градусов, V+. Наверно, вторая по сложности на этом маршруте. Сначала по левой стенке угла, а потом метров двадцать по самому углу. Где-то с середины и до конца очень круто. Станция сразу после выхода с угла на крючьях на небольшой балде.

Вроде дождь перестал идти, но туман и видимость максимум до 100 метров сохраняется.

10-я веревка: 40 м, 65 градусов, III. Простая. В конце широкая полка 4 на 4, 30 градусов наклона.

Время близится к шести. Скоро наступит вечер, а мы еще не дошли до снега.

Снег был нашей целью, так как стена в верней части практически вся сухая, а у нас не так много воды на 4-х: 1,5 литра чая, а в горле как-то суховато и время от времени хочется почесать ершиком для мытья бутылок.

Решаем так: Кирилл с Глебом остаются на кривой полке, а мы с Максом провешиваем две веревки. Если доходим до снега, то все поднимаются на новое место, и уже там ставим палатку где-нибудь рядом со снегом.

11-я веревка: 45 м, 70 градусов, V. В начале может даже и чуть-чуть посложнее. Прямо с полки вверх по щелям. Местами контрупор. Станция на маленькой полочке для полутора человек или трех ступней.

12-я веревка: 40 м, 65 градусов, IV. Но Макс не доходит ее - взял мало снаряги; а самое главное, становится ясно, что до снега как минимум еще пара веревок и нам явно не успеть. Макс делает на соплях временную станцию, и мы дюльферяем к Кириллу с Глебом.

Где же палатку ставить? Предложение Макса поставить ее на полке в 30 градусов наклона не очень нравится, - представьте палатку на эскалаторе, это будет то же самое. Кирилл и я немного приспускаемся в осыпной кулуар, и, найдя более горизонтальную полку полтора на метр, пытаемся, уже в полной темноте, из подручных средств довести ее до более подходящих размеров. Через некоторое время нам удается поставить половинку нашей палатки, привязав паучка к веревке, закрепленной где-то сверху на пункте.

Мыльницы - долой в рюкзак. Все начинают подготовку ко сну - более-менее удобное, если это возможно, расположение в палатке, самостраховка (не хочется упорхнуть куда-нибудь ночью) смена носков и т.д. Макс решил спать в каске (береженого - Бог бережет), а мне же она так надоела за день, что я ее пристраиваю слева под ковриком под спину - там давит какой-то здоровенный камень, вес и размеры которого не позволили его вывернуть. Спать мы будем сидя.

Ну что? А как же ужин? Как я сказал - воды в том месте стены ноль на массу. Готовить не из чего, да и не очень охота. Решаем перекусить подручными припасами - шоколадом, сухофруктами. Кажется, взлохматили банку рыбы. Чая мало, очень мало для конца рабочего дня. (Можно сказать, - чувствуется, как кровь загустела и не хочет циркулировать по телу.) Пьем по кружке каждый (блаженство) и садимся спать, накрывшись одним спальником. Полноценным сном это назвать нельзя - спишь, постоянно ощущая все, - камни впиваются в спину, шею, затекают разные части тела.

5-й день.

Опять проснулись поздно. Но теперь уже это не так важно - сложное все пройдено, проблем быть не должно. Завтрак - шоколадка и чай. Сначала каждому по два глотка. "Еще есть?", - все с надеждой смотрят на разливающего Глеба. "Есть!", - еще по два глотка. На дне что-то еще плещется - никто не отказывается от крох - еще по глотку.

Место ночевки

Кирилл пошел погулять по небольшим террассам кулуара, на краю одной из которых мы и поставили палатку. Взял, отстегнулся и пошел погулять… Пофотографировать. Макс шуметь стал, ругаться. Но я его успокоил - если полетит, то один. Нам то что? -Полезем дальше.

Жумарим первую из провешенных веревок. Макс доделывает двенадцатую и сразу пролезает простую 13-ю: 45 м, 60 градусов, III. Вправо, а затем вверх на кант северной стены, где он ограничивает ледовый склон крыши.

Нехватка влаги в организме сделала свое гнусное дело с мозгами ("…человеку бедному мозг больной свело…") - как только мы вылезли на снег, все, по-моему, не отказали себе в очень вредном поступке - пожрать немного снега. Что поделать - глаза бояться, а руки делают и делают, отправляя маленькие снежки в рот.

Далее идут уже не веревки, а участки.

14-й участок: 150 м, 40 градусов. Лед с местами торчащими из него фрагментами скал. Одновременное движение. Вначале вообще страховались через точки на скалах, далее через ледобуры. Двигаться в направлении ясно выраженного ледового камина в верхнем поясе скал перед гребнем.

15-й участок: чуть покруче, 100 м, лед. По ледовому склону, а затем по камину. В камине можно страховаться как на ледобурах, так и на закладных элементах, особенно в начале, где камин заметно уже. Тут и там висят старые веревочки, матявочки, закладочки. Бардак какой-то. В конце камин расширяется и выводит на широкую полку на гребне.

Свободная Корея

16-й участок: 150 - 200 м, II. По правой стороне гребня одновременное аккуратное движение до небольшого провала, после которого, обходя слева некоторое башнеобразное возвышение по развалюшным камнеопасным скалам, выйти на широченное плечо гребня Бокса, куда выходит громадный осыпной (он является и спусковым) кулуар с ледника Аксай. Отсюда открывается прекрасный вид на стены Свободной Кореи. Хорошо видна нависающая скальная часть, по которой идут одни из самых забубенных маршрутов.

17-й участок: пешкодрал с лыжными палочками до вершины: 300 м, 0+. Это уже можно делать без системы, снаряги и рюкзаков. Блаженство! Встречающиеся жандармы обходите как хотите - слева, справа, в лоб - разницы никакой.

И вот мы на вершине, но особенно ничего не видно. Опять небо затянуло туманом и облаками.

Спуск - занудное движение вниз по кулуару до ледника, затем пересечь ледник и по классической тропе, ведущей на Коронские, дойти до Рацека.

Вечером Леха Абрамов с друзьями угощал нас чайком со спиртом. Так закончилось наше восхождение на г.Бокс по 5А.