|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Справочные сведения о путешествии 1. Район проведения похода - Восточная часть Центрального Тянь-Шаня (хр.Сарыджаз, Тенгри-Таг). 2.Категория сложности - шестая. 3.Руководитель похода - Джулий А.В. 4.Сроки проведения похода: с 26 июля по 25 августа 1991 года, ходовых дней - 25. 5.Нитка маршрута: пос.Эныльчек - ур.Чонташ - р.Чонташ - пер. Подходной(1Б,3700м,п/п) - пер.Пабло Неруды (2Б,4300)- р.Ачикташсу - лед.Мушкетова - пер.Снежная Лестница (3А,5000м,п/п) - лед.Северный Иныльчек(оз.Верхнее) - пер. Западное седло Хан-Тенгри (3Б,6000м через п.6200 м) - лед.Семенова - лед.Южный Иныльчек - лед.Разорванный - пер. Восточное седло Хан-Тенги + траверс п.Шатер Западный + спуск на лед.Северный Иныльчек(3А+3Б,6637м, п/п) - лед.Северный Иныльчек - пер.Карлытау(3А,5350м) - лед. Мраморная стена - р.Баянкол - пос.Нарынкол. Пройдено фактически: 190 км в зачет: 176 км 6.Пройдено перевалов: 6,
из них: 3Б - 2 шт. 7. Первопрохождения: 8. Не прошли по причине сокращения сроков проведения маршрута с 3 сентября до 25 августа и из-за погодных условий: 1.Пер. Семи москвичей + Студенческий(1Б). 9.Число участников похода - 6 человек. 10.Пребывание на высотах: 11.Биваки на высотах: более 5000м - 7, более 6000м - 3, из них самая высокая ночевка около 6600м (две ночевки на восточной предвершине п.Шатер Западный). 12.Число дней с плохой погодой - 20. 1. Джулий А.В., руководитель, 5у,5р,5р, 129282, г.Москва, ул.Тихомирова 1-14 2. Чхетиани О.Г., завхоз, 6у,4р, 121096, г.Москва, ул.Ол.Дундича 9-2-3 3. Масленников А.В., зам.по снаряжению, 6у, Московская обл., пос.Ильинский, ул.Маяковского д.3 4. Будянская Н.Ю., медик, 5у,5у, г.Москва, ул.Нагатинская 27-3-3 5. Цыбизов С.В., 5у, г.Москва, 9-я ул.Соколинной горы 3-208 6. Мачихин С.Д., 5у,5у, г.Москва, ул.Беломорская 134-8 Часть 1 1. Характеристика района путешествия Район Тенгри-Таг один из наиболее суровых горных районов, ставнимый разве что с Памиром. Сложный погодные условия в сочетании с большими высотами делают район исключительно интересным для совершения сложных горных путешествий. Характер рельефа позволяет осуществить интересные траверсы любой категории трудности, а труднодоступность района позволяет находить новые, никем не пройденные перевалы. При прохождении маршрута в этом районе, требуется тщательное планирование, учитывающее необычные погодные условия, но все же, из-за повышенной влажности, маршрут здесь физически переносится легче , чем на Памире. Из-за той-же погоды набор препятствий и протяженность маршрута почти всегда будет меньше,чем для маршрута,разработанного на Памир на те же сроки. Для более подробного ознакомления с районом можно рекомендовать отчет Ярошевского А.Э. под номером 5050 в библиотеке МГЦТК, а так же другие отчеты. Подьезды к маршруту хорошо описаны в таком же разделе отчета 5050. Можно лишь добавить, что в субботу-воскресенье уехать из Пржевальска сложно, так что лучше в эти дни туда не приезжать. Стоимость проезда Пржевальск-Иныльчек-застава составляет 15-20 рублей с человека (билет на рейсовый транспорт до пос.Иныльчек - 8 рублей, ходит один раз в день вахтовка на базе "Урала" от автовокзала берет 19 человек). Мы доехали до заставы на грузовике за 20 руб/чел. В этом году размыло дорогу по левому берегу реки, и от заставы можно проехать около 5 км, дальше - только пешком. Нам удалось договориться с фирмой Бирюкова и улететь на Чонташ на вертолете за 300 рублей (стоимость полета 600 рублей + 10 бутылок водки оплатили совместно с группой Потребича А. из Горловки Донецкой области). Стоимость вертолета - 1100 руб/час, одна посадка - 400 рублей. Из-за отсутствия МАЛа на Северном Иныльчеке мы ограничились одной заброской в МАЦ. Если договариваться с фирмой Бирюкова, то стоимость перевозки 5 руб/кг, а с летчиками 1,5 руб/кг. В целом, с учетом поборов в КСС (100 руб/чел за поход 6 к.с.), поход обошелся в 600-700 руб/чел. 3. Погодные условия на маршруте Надо сказать, что мы готовилсь к той погоде, которая нас встретила, хотя, конечно, надеялись на лучшее. В первый деньпешей части маршрута нас застала двухчасовая гроза - очевидно это было предупреждение. В остальном, за весь поход можно насчитать лишь пять дней, за которые вообще не было осадков. Один из этих дней оказался дневкой, что позволило нам нормально отдохнуть. Было еще несколькол дней, когда снегопад начинался только к 17-18 часам, правда после этого, следующий день начинался с непогоды. В остальные дни погода портилась с 12-14 часов дня, иногда было плохо с утра, и только два дня погода не позволила нам сдвинуться с места ночевки. Начиная с 18 августа в районе, очевидно, началась зима, и конец маршрута мы проходили в зимних условиях (солнце с морозом и ураганным ветром или метель, туман, снег на северных склонах сыпучий, по пояс.). Хотя, возможно, зимой здесь еще хуже. 1. Перевал Подходной (1Б, 3700, п/п)
Перевал расположен в юго-восточных отрогах гребня, ограничивающего правый берег р.Чонташ и примыкающего к хр.Сарыджаз в р-не в.4500. Служит для прохождения устьевого каньона р.Чонташ. Соединяет с юго-запада - р.Иныльчек (вертолетная площадка Чонташ); с северо-востока - верховья р.Чонташ. Пройден впервые с юго-запада. Описание дано от вертолетной площадки Чонташ. Участок 1. По тр.склону над р.Иныльчек
выше конгломератных сбросов до тр.отрога на пр.берегу р.Чонташ, и далее
вверх по отрогу тр.-конгломератные склоны 25-35 , участки до 45 , выше
конгломератных сбросов - траверс по траве, конгломератным и ск.склонам
в направлении узкого скального каньона (приток р.Чонташ). Крутизна на
траверсе до 40 . При подходе к каньону - движение по ск.полкам. Пересечь
несколько ос.кулуаров и выйти на тр.контрфорс притока. Можно по кулуару
за контрфорсом по траве (до 45 ) спуститься на берег притока (наш в-т),
но этот кулуар заканчивается ск.сбросом 4-5 м, который обходится влево
по ходу по скалам крутизной до 60 . Лучше в верхней части пересечь кулуар
и выйти через следующий ск.контрфорс в осыпной кулуар, по которому спуститься
на приток. Участок 2. Подъем по звериной тропе
по тр.-ос.склону крутизной до 40 (в обход каньона) 200 м, далее траверс
по тр.-ос. склону крутизной до 35 ( 400 м) на тр.поляну над каньоном р.Чонташ.
Участок 3. Пологий тр.-конгл. край
каньона р.Чонташ, прохождение четырех притоков р.Чонташ, протекающих в
крутых ск.каньонах - перед слиянием - конгломератный каньон с бортами
крутизной до 50-60 (иногда использовали перила). Выход к каньону притока,
ведущего, как оказалось к пер.Пабло Неруды. Общее время прохождения: 6 часов 55 мин. Время движения со страховкой: 40 мин. 2. Перевал Пабло Неруды (2Б,4300 м) Расположен в хр.Сарыджаз между в.4500 и4500 м, в 0.5 км от западной в.4500. Соединяет с севера: пер.Майбулак, р.Тюз или р.Ачикташсу; с юга: р.Чонташ (р.Иныльчек). Описание дано от слияния притока пер.цирка и р.Чонташ до р.Адыртор. Перевал пройден с юга на север, во второй раз (по сути первопрохождение). Впервые пройден участок 1 подъема, подъем на перевал по новому варианту. Подъем. Участок 1. Узкий ск. каньон с водопадами
обходится по правому берегу сначала по мелкой осыпи 30-35 , далее по простым
и средним скалам в 50-100 м от каньона . Крутизна скал в среднем 35 .Движение
по конгломератно-осыпным и скальным полкам, участки до 45 . Выводят на
широкий осыпной купол гребня (до 20 ) ,спуск с которого к ручью (конгломерат
до 40 )выводит на моренный вал желтого цвета (1 час). Далее движение по
левобережному карману морены (до 25 , 1 час 5 мин.) и по пологой части
(10 ) морены (1 час) подъем в цирк перевала . Перевальный взлет - сн.-ск.-ос. склон в левой по ходу части цирка, и небольшой висячий ледник в правой по ходу части. К низшей точке перевала подводит склон, прикрытый в средней части скальными сбросами типа бараньих лбов 40-60 м - вариант спуска. Для подъема лучше использовать висячий ледник . Участок 2. Осыпной склон левого борта
цирка (мелкая осыпь, участки снега и льда крутизной до 40 ), движение
влево-вверх в направлении ск. выхода в левой части ледника, стекающего
с вершины разделительного ( с цирком пер.Средний) отрога. Перед выходом
на ск. ребро - перила 40 м, 40-45 через сн.-лед. кулуар . Участок 3. Сн.-лед. склон ледника крутизной
до 40 , шириной ок.400 м . Подъем по левому борту 280 м вверх, перила,
крепление на ледобурах, далее траверс влево по ходу 300 м, участки до
45 , снег до 1 м, крепление на ледобурах, выход на гребень выше ледового
сброса ( на 50 м выше седловины).Спуск на седловину по выполаживающемуся
сн. склону ( закрытый ледник, связки 200 м). Седловина перевала - широкое сн.плато (закрытый ледник до 5), с юга ограниченное скалами, а с севера - плато, обрывающееся на ледник. Есть вода в мульде под скалами южного склона. Тур на скалах восточнее мульды. Спуск. Участок 1. Пологое плато (закрытый
ледник, связки, 200м), заканчивающееся ледовым сбросом (перила через мост
30 м, в средней части плато), далее сн.склон (30 , глубокий снег) - влево
по ходу по сн.полке к лавинномму желобу, по которому спуск прямо вниз
(до 40 , рыхлый снег) и далее вправо по ходу в обход очередных ледовых
сбросов (15-20 , трещины), затем влево по ходу на пологое тело ледника. Участок 2. По закрытому (связки, 35
мин.) и открытому леднику вдоль правого борта (крутизна до 20 ) спуск
к концевым моренам. Участок 3. Движение по моренным валам,
травянистым склонам в обход множества истоков р.Ачикташсу, переправы -
по языкам ледников, стекающих с хр.Сарыджаз, одна переправа с использованием
перил, крутизна склонов - до 40 ; далее по заболоченному тр. склону правого
берега р.Ачикташсу, высоко над берегом, выход на выраженную трав. седловину
отрога, разделяющего р.Ачикташсу и р.Адыртор, с которой спуск по тр. склону
до 40 в широкую долину р.Адыртор. Общее время прохождения: 16 часов 35 мин. Время подъема: 10 часов 35 мин. Время спуска: 6 часов Время движения со страховкой: 7 часов 25 мин. Число точек страховки: 1 ск. + 19 лед./2 сн. Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн. - 3x45 м, ледобуры - 10 шт.,кошки - на всех уч-ков 3. Перевал Снежная Лестница (3А, 5000, п/п) Расположен в хр.Сарыджаз, в 1 км западнее в.Снежная Лестница (5155 м). Соединяет с севера:лед.Мушкетова (р.Адыртор). с юга: оз.Верхнее (лед.Сев.Иныльчек). Описание дано от слияния 6-го левого притока лед.Мушкетова с осн.ледником. Перевал пройден впервые, с севера. Подъем. Участок 1. Слияние ледников-ледопад.
Открытый (1 час) и закрытый ледник - правый приток лед.Мушкетова, до начала
ледопада встречаются трещины, движение ближе к центру ледника, крутизна
до 10 . Участок 2. Подход под перевальный взлет.
Пологий (10-15 ) ледопад, легко проходимый, далее пологое (до 10 ) плато.
Движение по левому краю ледопада и далее в направлении самой низкой седловины
гребня . Участок 3. Перевальный взлет с севера
- система ледовых сбросов и снежных полок средней крутизной 40-45 . Движение
по снежным полкам влево по ходу вверх к седловине западнее выраженного
сн.-лед. контрфорса хребта. Крутизна не более 45 , глубокий снег, движение
в связках до большого бергшрунда, далее перила через мост (до 50 ) и по
склону (до 45 ) 100 м вверх до сн. острого гребня , по которому вправо
по ходу и далее до перевального гребня 190 м (крутизна до 40 ) перила
вверх и 50 м вдоль гребня на восток (карнизы!! ), далее 200 м до седловины
. Седловина - место стыка хр.Сарыджаз и его сн.-лед. сев. контрфорса. Здесь обширное сн.поле (закр. ледник), на юг обрывающееся карнизами. Возможен бивак . Перевальный склон с юга - сн.-лед., ск.-ос. и конгломер. склоны, обрывающиеся в оз.Верхнее конгломератным сбросом, вверхней части склона - карнизы, сн.-лед. склон 400-500 м, крутизной до 50 . Перевальный склон ограничен с запада и востока отрогами хр.Сарыджаз, закрывающими цирки пер.Пионер и лед. под п.Снежная Лестница . Спуск Участок 1. Сн.-лед. склон крутизной
35-50 с несколькими бергшрундами и карнизом. В месте выхода на склон карниз
представляет собой 1.5 м сброс. Движение вниз вправо к скалам на на контрфорсе,
отходящем от правого борта ледового склона. Крутизна постепенно возрастает.
Всего 400-450 м перила, крепление на ледобурах, последняя веревка (40-45
м) по скалам. Возможен обвал карниза на нижнюю часть спуска. После снегопадов
лавиноопасно. Участок 2. Простые скалы крутизной
до 40 , связки до ск. сброса, дюльфер через сброс 75-85 , 30 м, далее
без страховки, постепенно забирая влево на видимую сверху трав. площадку
(седловина) перед выходом к озеру. С площадки спуск по траве крутизной
до 40 200 м на береговую террасу оз.Верхнее (к озеру непосредственно ведет
конгломер. склон) у русла ручья, вытекающего из цирка под пер.Снежная
Лестница. Общее время прохождения: 16 часов 35 мин. Время подъема: 9 часов 20 мин. Время спуска: 7 часов 35 мин. Время движения со страховкой: 14 часов Число точек страховки: 12 сн./2 сн.+ 9 лд. + 2 ск. Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн. - 3x45 м, ледобуры - 10 шт., ск. крючья - 1-2 шт., кошки - на всех уч-ков. 4. Перевал Зап.Седло Хан-Тенгри (3Б, 6200 м) Расположен в хр.Тенгри-Таг в зап. плече в.Хан-Тенгри (6995 м). Соединяет: с севера - лед.С.Иныльчек, с юга - лед.Семеновского (лед.Юж.Иныльчек). Перевал пройден с севера, через пик 6200 (плечо п.Чапаева). Описание дано от левобережной морены лед.С.Иныльчек до правобережной морены лед.Юж.Иныльчек. Подъем Участок 1. Пологий ледопад лед.Хан-Тенгри.
Крутизна 10-20 , при прохождении трещин - до 45 . Большие разрывы. Разведки,
поиск прохода. Движение сначала к правому борту вверх, затем вправо к
левому борту в направлении широкого ск.-ос. кулуара, ведущего на контрфорс
п.6200. Возможен ледовый обвал или лавина со склонов перевала, перекрывающие
весь ледопад. (Один обвал наблюдали при подходе - нас накрыло ледовой
пылью). Участок 2. Подъем на контрфорс. Ледово-ос.,
выше ск.-ос. кулуар крутизной до 40 . Участок 3. Контрфорс - плато.Сн.-ск.-лед.
контрфорс п.6200, в нижней части узкий с небольшими карнизами на восток,
ближе к плато напоминает широкий сн.склон с выходами скал. Движение вдоль
восточного края контрфорса по глубокому (до 1 м) снегу и ск. выходам.
Крутизна 30-45 , на скалах встречаются и более крутые участки. На всех
сложных участках провешены старые перила МАЛа из 10 или 12-мм веревки.
На скалах перила местами перетерты. На сн.-лед. участках перила как правило
засыпаны. Протертые участки заменяли своими веревками. Всего до плато
повесили или заменили 140 м. Участок 4. Плато - пик 6200 ("Петька").По
пологому плато движение в направлении снежного плеча п.6200, подъем на
которое идет по его вост. склону (сн. до 30 , 1 час). Далее по плечу к
сн. склону 30-35 , по которому подъем к первому скальному поясу (до 80
, 40 м). Далее до сн. купола п.6200 - старые перила, которые на крутых
и перебитых участках заменяем на свои (всего заменили около 160 м). Через
4 часа 20 мин. подъема по перилам начинается подъем на сн.-лед. Купол
п.6200. Подъем в связках. Крутизна до 45 , глубокий снег, фирн, 200 м
. Участок 5. Спуск на седловину. Сн.
гребень с карнизами на юг и одним бергшрундом в средней части, крутизной
до 35 , глубокий снег. Движение в связках. Седловина - сн.-лед. гребень с карнизами на север. Ночевать лучше в мульде лед.Семеновского непосредственно под коротким перевальным взлетом. Спуск Участок 1. Тропа от седловины по лед.Семеновского через ледопад до лед.Юж.Иныльчек. Крутизна участков до 50 . Возможны обвалы со склонов п.Чапаева и южного ребра Хан-Тенгри. Движение с выставлением наблюдателей на опасных участках. Время прохождения: 1 час 20 мин. Протяженность: 7.2 км. Общее время прохождения: 22 часа 5 мин. Время подъема: 20 часов 45 мин. Время спуска: 1 час 20 мин. Время движения со страховкой: 20 часов 45 мин. Число точек страховки: (использ. 10 ск.) Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн. - 2x45 м, кошки - на всех уч-ков. 5. Перевал Вост.Седло Хан-Тенгри (3А, рад. 6000 м) Расположен в хр.Тенгри-Таг, в вост. плече п.Хан-Тенгри (6995 м). Имеет три седловины - две западнее и одну восточнее п.Гутмана (6230 м). С юга наиболее простой маршрут выводит на самую восточную седловину, с севера - по ребру Студенина - на среднюю седловину, по ребру Кузьмина - на зап. седловину . Соединяет: с севера - лед.Сев.Иныльчек; с юга - лед.Разорванный (лед.Демченко, лед.Юж. Иныльчек). Перевал пройден с юга радиально (при траверсе п.Зап.Шатер). Описание дано от устья лед.Разорванный до перевального гребня. Подъем Участок 1. Ледопад лед.Разорванный.
Проходится по правому борту. Большая часть легко проходима - сн.-лед.
склоны крутизной до 25 (1 час 50 мин.). В верхней части перед выходом
на плато зона разрывов, участки крутизной до 40 , разведки для поиска
прохода. Возможен обвал льда или лавина со склона Хан-Тенгри. Движение
в связках. Участок 2. Пологое верхнее плато лед.Разорванный
(до 5 , на начальном участке - серия больших трещин, проход по правому
борту). Движение в связках . Участок 3. Перевальный взлет - сн.-лед.
склон с системой ледовых сбросов и бергшрундов, крутизной до 45 . Наиболее
простой путь - на низшую точку гребня восточнее п. Гутмана (бергшрунды
перекрыты мостами, до гребня 300 м перил, возможна лавина в правой части
склона). Мы проходим правее по ходу, но упираемся в гигантский разрыв,
который с целью тренировки решаем проходить в узком месте (до выхода к
разрыву - связки, одна веревка 40 м - перила на ледовом участке 40-45
) - снежный мост и 5-м нависания фирно-ледового края. Переправа с перетаскиваеием
рюкзаков заняла 3 часа 30 мин . Далее по сн. склону крутизной до 45 в
обход следующего бергшрунда слева по ходу 250 м, перила, выход на гребень
чуть выше седловины . Общее время прохождения: 14 часов 20 мин. Время движения со страховкой: 20 часов 45 мин. Число точек страховки: 5 лд. + 7 сн. Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн. - 3x45 м, ледобуры - 6 шт., кошки - на всех уч-ков, айс-фи-фи - 1 пара. 6. Траверс п.Зап.Шатер (3Б, 6637 м, п/п) Расположен в хр.Тенгри-Таг. Траверс может рассматриваться как вариант спуска с пер.Вост.Седло Хан-Тенгри, интересный в спортивном отношении и более безопасный, чем путь по ребру Студенина. Соединяет: с севера - лед.С.Иныльчек; с запада - пер.Вост.Седло Хан-Тенгри. Пройденный траверс позволяет реализовать множество вариантов прохождения хр.Тенгри-Таг на участке п.Хан-Тенгри - п.Вост.Шатер. Элементы первопрохождения: траверс п.Зап.Шатер - туристкое первопрохождение, прохождение сев.склонов п.Шатер - первопрохождение. Описание дано от седловины пер.Вост.Седло Хан-Тенгри до лед.Сев.Иныльчек. Подъем Участок1. Сн.-ск. гребень крутизной до 35 , карнизы на север с жандармами . Обход жандармов по сев. стороне гребня. Выход на гребень после 1-го жандарма (3 часа 30 мин.) по глубокому (до 1 м) снегу крутизной до 25 . Далее обход карниза и опять выход на гребень между двумя карнизами (одна веревка перил , рыхлый снег до 60 ). Далее по гребню (ск., сн. карнизы, 10-15 , ширина до 1.5 м) к ск. жандарму, который проходится "в лоб" (заснеженные скалы крутизной до 70 , 60 м, крючья, закладки , для лидера - около 40 м без рюкзака), далее еще веревка перил через карниз (почти отвесная 2-м сн.-фирн. стена в верхней части прорыли) и опять гребень с карнизами к следующему жандарму (еще полторы веревки перил по присыпанным скалам). Наиболее сложные вершинные жандармы обходятся по сев. склону гребня . Одна веревка перил через ледовый сброс на склоне под ближайшим жандармом (рыхлый снег, фирн до 45-50 ) далее траверс вдоль гребня под карнизами по сн. плато крутизной до 20 с постепенным набором высоты и выход на пологий вершинный гребень между карнизами по перилам (фирн, снег до 45 , 100 м) и далее по узкому сн.-ск. гребню с карнизами перила к туру п.Зап.Шатер (140 м) . Время прохождения: 14 часов 50 мин. Протяженность: 2.7 км. Спуск Участок 1. От тура подъем на север
к карнизу вершинного гребня, через который в узком месте выход на склон
(сн., до 25 ) и по глубокому (1-1.2 м) снегу (встречаются трещины) спуск
на пологую подушку предвершины п.Зап.Шатер (40 мин., ). Далее подъем на
предвершину и спуск на перемычку между в-ми Вост. и Зап. Шатры по острому
сн. гребню с карнизами то в одну, то в другую сторону. Глубокий (1-1.2
м) снег, крутизна гребня до 30 . Участок 2. Спуск на сев. контрфорс
п.Вост.Шатер. С перемычки между Шатрами по сн. склону крутизной до 30-35
(глубокий снег) спуск на север траверсом вправо, вдоль ледовых сбросов,
в обход больших ледовых сбросов ниже по склону. Далее, не доходя до сев.
контрфорса (выбор наиболее благоприятного варианта) спуск вниз почти по
линии падения воды. Крутизна до 45 , снег 40-50 см . Организовали 1 дюльфер
через ледовый сброс (20-25 м, нависание) Движение к характерному ориентиру
- сн.-лед. мульде под сев. контрфорсом п. Вост. Шатер на высоте 5700-5900
м . Отсюда по глубокому снегу подъем на сев. контрфорс. Участок 3. Сн.-лед. гребень п.Вост.Шатер
с серией ледовых сбросов (ледопад). Крутизна падения гребня в среднем
35-40 . Поиск прохода на среднюю ветвь ледопада. Прохождение сбросов,
некоторые с отрицательным уклоном. Всего 6 веревок дюльфером по 40-45
м в разных местах . Выход в широкий кулуар - желоб ледовых обвалов между
средней и восточной ветвями ледопада. Движение в связках, по очереди,
бегом, с наблюдателями (нахождение одной связк и в опасной зоне - 10-15
мин.). (Можно продолжать движение по средней ветви ледопада - через несколько
веревок (3-4) начинается более пологая его часть с выходом на лед.Сев.Иныльчек).
Выход к озеру на леднике через конуса лед. обвалов на лед.Сев.Иныльчек.
На всем пути спуска на уч-ках 2-3 существует опасность схода лавин и лед.
обвалов. Общее время прохождения: 27 часов 20 мин. Время подъема: 15 часов 00 мин. Время спуска: 12 часов 20 мин. Время движения со страховкой: 27 часов 20 мин. Число точек страховки: 5 ск. + 15 сн. / 6 сн. + 4 лд. Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн. - 3x45 м, ледобуры - 10 шт., ск. крючья, закладки - 5-6 шт., молотки - 2 шт., кошки - на всех уч-ков, 7. Перевал Карлытау (3А, 5350 м) Расположен в хр.Сарыджаз между п.Карлытау (5500) и п.Казахстан (Баянкол) (5371), ближе к п.Карлытау. Соединяет: с севера - лед.Мраморная стена (р.Баянкол); с юга - лед.Сев.Иныльчек. Перевал пройден с юга. Описание дано от правого борта лед.Сев.Иныльчек до базы геологов. Подъем Участок 1. Ск.-ос. склон а затем ледник
(крутизна до 25-30 ) восточного склона южного отрога в.Карлытау, в обход
мощного ледопада, вытекающего из цирка перевала . С вост. склона отрога
стекает ледник, заканчивающийся тремя языками. Движение к левому по ходу
языку и далее по его правому борту, затем по льду на гребень выше ледового
карниза (выход на плато выше ледопада). Участок 2. Пологое плато (5-15 , закрытый
ледник, связки), движене от гребня по левому борту с постепенным переходом
к центру, в сторону от склонов гребня, с которого возможны лавина или
ледовый обвал. Плато выводит на седловину перевала . Седловина - пологое снежное плато, обрывающееся на север гигантскими карнизами. Возможен бивак. Спуск Участок 1. Непосредственно с седловины
спуск слишком опасен. Подъем по перевальному гребню чуть южнее линии отрыва
карнизов на восток к предвершине п.Карлытау (крутизна до 40 , сн.-лед.
склон). Подъем до пологого, явно выраженного на гребне, сн.-фирн. купола.
Участок 2. Спуск с купола по сн.-лед.
склону с лед. сбросами на сн.-лед. гребень, разделяющий два истока лед.Мраморная
стена. Крутизна до 45 , в двух местах при выходе на жесткий фирн - перила
40-45 м. На других участках склона глубокий (до 1-1.2 м) рыхлый снег,
повышенная лавиноопасность, особенно на начальном участке спуска, движение
по линии падения воды. Связки. Участок 3. Спуск с гребня вправо на
исток лед.Мраморная стена. Склон, в верхней части снег, ниже - открытый
лед, крутизной до 40 , перила на льду, 140 м. Участок 4. Ледопад истока лед.Мраморная
Стена крутизной до 25 . От подножия гребня в обход гигантских разломов
движение под склоны п.Плато, к правому борту ледника и прохождение опасного
участка (в непосредственной близости от склона п.Плато лавиноопасно!!,
возмоден обвал льда!!) до гигантского конуса ледовых обвалов, перейдя
через который, пересечь ледник к левому борту по пологой ступени, практически
без трещин, и вдоль левого борта "распутать" ледопад до пологой части
лед.Мраморная Стена, выйдя прямо под северные склоны седловины пер.Карлытау
. Участок 5. Закрытый (свежий снег) и
открытый ледник Мраморная Стена крутизной 5-10 , покрытый ближе к языку
моренным чехлом. На траверзе пер. Китайский выход к правому борту. Неподалеку
от языка ледника спуск в рантклюфт по льду до 25 и выход на тропу. Участок 6. Тропа по правому берегу
реки, сначала слабо выраженная, затем хорошая. Вначале редкая растительность,
сменяется густыми зарослями кустарников и пышными (местами заболоченными)
лугами. В районе базы геологов начинается грунтовая дорога. Общее время прохождения: 14 часов 45 мин. Время подъема: 3 часа 15 мин. Время спуска: 11 часов 30 мин. Время движения со страховкой: 9 часов 35 мин. Число точек страховки: - / 5 сн. + 5 лд. Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн. - 3x45 м, ледобуры - 8 шт., кошки - на всех уч-ков. Обеспечение безопасности на маршруте Безопасность на маршруте обеспечивалась: хорошей технической подготовкой группы; использованием соответствующего рельефу и состоянию участников способу страховки - произвольному движению, самостраховки ледорубом, одновременной , попеременной или групповой страховки; использованием технических средств на разном рельефе для организации точек страховки и передвижения - ледорубов, ледобуров, айс-фи-фи, молотков, крючьев, закладок, петель; применением зашитных средств (каски, рукавицы, очки, штормкостюмы и пр.); тактическим построением маршрута, обеспечивающим плавную акклиматизацию участников, прохождение опасных участков рельефа в наиболее благоприятное время суток; слаженными действиями группы на биваках и на маршруте; организацией разведки для выбора пути на сложных и опасных участках маршрута, при первопрохождениях; выбором безопасных площадок для бивака; использованием качественного личного снаряжения. Перевал Пабло Неруды. На подъеме - использование перил на крутых и опасных участках ледового склона - покрыт рыхлым снегом, самозадержание на котором невозможно, ниже - скальные выходы (бараньи лбы). Спуск: использование перил на слабых мостах через трещину; на лавиноопасном участке - движение по уже "очищенному" лавиной склону, по линии падения воды. Организация перил при переправе через реку по обломкам льда с раздельной транспортировкой рюкзаков. Перевал Снежная Лестница. На подъеме - прохождение лавиноопасных перевальных склонов в первой половине дня; организация перил на крутых участках с бергшрундами; выбор удобного и безопасного места для бивака; отсидка в непогоду и отказ от дальнейшего подъема в момент короткого прояснения после обеда (тепло - лавиноопасно, неизвестный спуск); ранний выход на перевал. На спуске - организация перил на крутых сн.-лед. и ск. участках. Прохождение сн.-лед. участка в первой половине дня, во избежание лавин и обвалов карнизов. Движение по скалам - по контрфорсам и гребням; кулуары только быстро пересекать во избежание возможных обвалов льда и камнепадов; движение плотной группой во избежание камней из-под ног. Боковой карман лед.С.Иныльчек - постоянное наблюдение за конгломератными склонами правого борта ледника во избежание камнепадов и возможных обвалов конгломерата. Выбор безопасных мест для бивака. Перевал Зап.Седло Хан-Тенгри. Подъем - выбор оптимального для сезона пути выхода на гребень п.6200 - по ледовому склону или через ледопад. Критерии выбора не ясны, поэтому, движение через ледопад лучше исключить, т.к. возможен непредсказуемый обвал льда или лавина с северных склонов перевала, перекрывающие весь цирк ледопада. Использование перил на крутых участках гребня п.6200. Подъем через п.6200 из-за повышенной опасности ледовых обвалов на склонах перевала. Спуск - при наличии хорошей пробитой тропы по леднику лучше проходить без связок, т.к. в ледопаде лед.Семеновского есть несколько опасных участков (лавины, ледовые обвалы), которые лучше проходить по одному. Это только повышает безопасность. Перевал Вост.Седло Хан-Тенгри. При прохождении верхней части ледопада лед.Разорванный - предварительные разведки для поиска прохода, затем быстрое прохождение. На перевальном взлете - обход участков, опасных ледовыми обвалами, использование перил на крутых участках с бергшрундами. Траверс п.Зап.Шатер. Использование разнообразной техники на подъеме и спуске, выбор наиболее безопасного маршрута на лавиноопасных участках. Перевал Карлытау. На спуске с перевала движение по линии падения воды, рано утром по лавиноопасному склону. Использование перил на крутых участках. При прохождении ледопада - выбор оптимального пути, ориентирование в тумане, обеспечивающее правильное направление, движение в пределах видимости. Удачное тактическое построение маршрута, своевременное принятие решений позволили пройти маршрут практически полностью с соблюдением всех мер безопасности. Часть 3 Анализ маршрута, выводы, рекомендации Пройденный нами маршрут в целом был запланирован полтора года назад, хотя нитка к моменту регистрации в МКК и претерпела некоторые изменения, связанные с определенными трудностями при выпуске. В результате всех изменений и получился заявленный маршрут. Для подготовки к маршруту и окончательного знакомства с обновленным составом группы в мае была предпринята попытка прорхождения кольца Ложн. Чатын (2Б)- пер.Александрова (3Б), дающий опыт 3Б всем участникам и руководителю. Но погодные условия в мае этого года не позволили пройти маршрут, а лишь привели к хорошей тренировке выживания в сложных условиях на высоте (седловина пер.Ложный Чатын, трое суток отсидки, непрерывное откапывание), прохождение перевала 2Б хоть немного подготовило группу к взаимодействию на маршруте. Из-за непредвиденного ранее сокращения маршрута (вместо 30 ходовых дней - 30 дней вместе с дорогой - календарный отпуск) пришлось еще до выхода на маршрут его сокращать, особенно после задержки в Пржевальске на 1,5 суток. Уже на пути к Иныльчеку мы отказались от двухдневной разведки подъёма на п.Абалакова с севера, ограничившись лишь просмотром и съёмками. Далее, после того, как при прохождении каньона р.Чонташ получился перевал 1Б к.с., мы решили отказаться и от связки пекревалов Москвичей+Синеглазый (1Б). Надо сказать, что этот участок совершенно не вписывался в маршрут и явно не соответствовал по характеру обещаниям консультантов, что мы "пробежим" его за три часа. Поэтому все силы мы решили сосредоточить на основной нитке маршрута, которая, несмотря на погоду, была пройдена полностью. Перевал Подходной 1Б к.с., 3700. Перевал Пабло Неруды (2Б к.с.,4300
м ) Вход в цирк перевала начинается вдоль правого берега первого правого притока р.Чонташ после языка лед. Чонташ. Перевал имеет комбинированный характер (сн.-ск. -лед.) на подъеме и снежный на спуске, соответствует 2Б к.с. Перевал нами пройден не самым оптимальным маршрутом (см. описание). При прохождении в обратном направлении первопроходцами ( рук. Желенкова В.Ф.) пройден спуск с седловины прямо вниз с дюльфером по скалам (участки натечного льда в кулуаре по бараньим лбам). Северный склон перевала выводит прямо на седловину пер.Майбулак, представляющего здесь переметный ледник, соединяющий р.Тюз и Ачикташсу. Комбинированный характер перевала, возможный поиск новых вариантов прохождения позволяет рекомендовать перевал группам, начинающим маршрут в районе, как интересное "разминочное" препятствие 2Б к.с. Перевал Снежная лестница (3А, ок.5000) Перевал имеет комбинированный характер и исключительно красив, особенно с севера. Северная сторона перевала полностью оправдывает его название, данное по одноименной вершине. Очевидно, преимущественным направлением прохождения перевала будет с севера на юг, так как южные склоны перевала могут отпугнуть многие группы. Но планируя прохождание с юга, надо учитывать, что бивак с водой возможен во многих местах подъема, где при незначительных затратах сил на скальных полках можно устроить достаточно комфортные площадки вплоть до ледовой части перевального взлета. Перевал можно рекомендовать группам в период акклиматизации. С перевала открывается великолепная панорама хр.Тенгри-Таг, Адыртор, Терскей. Перевал соответствует 3А к.с. при прохождении в любом направлении. Перевал Западное Седло Хан-Тенгри
(3Б, 6000) На прохождение перевала затрачено 4
дня, что связано: Перевал пройден через п.6200 в связи с повышенной, на наш взляд, лавиноопасностью траверса на седловину по сн.-лед. склону и необходимостью получения высотной акклиматизации перед траверсом п.Шатер. Прохождение перевала – это прохождение кем-то обработанной 3Б, что, несомненно, уменьшает удовольствие от препятствия. Естественно, не обращать внимания на навешенные перила по крайней мере глупо. На текущий момент, очевидно, перевал остается наиболее простым и удобным маршрутом через хребет Тенгри-Таг. Перевал Восточное Седло Хан-Тенгри
(3А, 6000, рад). Прохождение ледопада лед. Разорванный требует от группы опыта прохождения ледопадов. Рекомендовать можно только вариант прохождения по правому борту, так как вариант, предложенный в отчете Чередникова, является болеее сложным (большие разрывы начинаются сразу при выходе в среднюю часть ледопада) и опасным (мы наблюдали обвалы сераков в центре ледопада и обвал со склонов п.З.Шатер по левому борту). В нашем же случае, сложности возникают только в верхней части ледопада при выходе на плато. Здесь возможен обвал льда, но время прохождения ограничивается 1-2 переходами (в зависимости от того, насколько быстро удастся распутать ледопад; большая часть времени уходит на разведку). Сложность ледопада не превышает, например, сложность ледопада пер.Кашал-Аяк на Памире. Траверс п.Шатер Западный (3Б к.с.,
6637 м). Северный склон - снежно-ледовый, с "нашлепками" ледовых сбросов по всему склону. Примерно на уровне 6300-6500 метров с запада и 5800-5900 метров с востока северный склон Шатров пересекает широкая снежная полка крутизной 20-35 градусов; это интересный вариант спуска с перевала Восточное Седло Хан-Тенгри, особенно если ребро Студенина по сезону будет слишком опасно. Траверс с гребня ( около 6400 метров ) до северного гребня п.Шатер Восточный займет 3-5 часов, в зависимости от состояния снега. Далее можно продолжать спуск по гребню. Мы, по сути, воспользовались этим вариантом после прохождения п.Шатер Западный. Правда для выхода на полку пришлось пройти ледовый сброс. Техническая сложность всего траверса не превышает 3А к.с., но время, высота, необходимость постоянного поиска пути, поиска правильных решений заставляют классифицировать пройденный траверс как препятствие 3Б к.с. Перевал Карлы-Тау (3А, 5350 м) От прохождения заключительного перевала Кругозор (1Б) мы отказались из-за зимних условий (погода теперь стабильно портилась к 12 часам), низкой категории и нехватки времени. Маршрут пройден практически полностью. Мы "заменили" связку Москвичей + Синеглазый первопрохождением перевала Подходной, отказались от разведки п. Абалакова и прохождения пер.Кругозор, обошли (к сожалению очень красивая вершина) п.Шатер Восточный в его верхней части. Группа, в основном, первый раз на Тянь-Шане и пройденным маршрутом удовлетворена полностью.
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|