Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Скальный класс - здесь много интересного для тех, кто любит скальный альпинизм
Экспедиции > Российские экспедиции на Стену Троллей зимой 2002 г. >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Материал прислал: Олег Хвостенко, г.Красноярск

Стена Троллей, Красноярский маршрут
ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Район - Горы Норвегии, Тролльвегген (Trollveggen, Стена Троллей).
2. Пик - Тролльригген (Trollryggen) 1748м. по центру С стены.
3. Предлагается - 6Б к.сл. первопрохождение.
4. Характер маршрута - скальный.
5. Характеристика маршрута:
        перепад высот маршрута - 1090м.
        протяженность маршрута - 1140м.
        протяженность участков 6 к.сл. - 860м., 5 к.сл. - 265м.
        средняя крутизна маршрута - 82°.
6. Оставлено на маршруте: крючьев - 18, в том числе шлямбурных - 12; "закладок" - 3.
     Использовано крючьев на маршруте:
        шлямбурных стационарных - 12, в том числе ИТО - 0.
        шлямбурных съемных - 39, в том числе ИТО - 4.
     Использовано всего ИТО - 380, в том числе скайхуков - 250.
7. Количество ходовых часов - 157, дней - 19, включая обработку.
8. Руководитель - Хвостенко Олег Валерьевич МС.
     Участники:
             Архипов Владимир Алексеевич МС,
             Дмитриенко Евгений Владимирович КМС,
             Захаров Павел Юрьевич КМС,
             Пуговкин Антон Николаевич МС,
             Черезов Сергей Владимирович МС.
9. Тренеры команды:
             Балезин Валерий Викторович МСМК,
             Захаров Николай Николаевич МСМК, ЗТР.
10. Дата выхода:
         на обработку - 3 февраля 2002г. в 9:00;
         на маршрут - 9 февраля 2002г. в 9:00;
         на вершину - 21 февраля 2002г. в 17:00;
         возвращение - 22 февраля 2002г. в 18:00.
11. Организация: Красноярский Крайспорткомитет 2002 год

 
Стена Троллей

Стена Троллей

         1. Балтика, Одинцов, 1997.
         2. Норвежский маршрут, 1965.
         3. Красноярский маршрут, Хвостенко, 2002.
         4. Русский маршрут, Ручкин, 1997.
         5. Французский маршрут, 1967.
         6. Arch Wall, 1972.
Техническое фото

Техническое фото маршрута

 

Профиль слева

Профиль маршрута слева

Профиль маршрута

Рисованный профиль маршрута

 

Картосхема района

Картосхема района

Панорама района

Панорама района

Краткий обзор района, выбор маршрута

Стена Троллей находится в Норвегии в районе Ромсдаль на северо-западном побережье страны, примерно в 10км от небольшого городка Андальснес. Климат мягкий, благодаря теплому морскому течению Гольфстрим, но очень сырой, выпадает много осадков. Так за 19 дней восхождения было всего 4 хороших дня без дождей и снегопадов. Температура при восхождении колебалась от +2° с дождем и мокрым снегом (что гораздо хуже сильного мороза) в начале маршрута, на высоте около 700м, и до -20° в верхней части стены. Очень часто дуют сильные шквальные ветра.
Практически напротив стены, в ущелье на берегу реки Раума, на высоте 50м над уровнем моря, находится кемпинг "Тролльвегген". Подход под маршрут занимает 3 часа (при наличии тропы). Переправа через реку по железнодорожному мосту.
Из-за большой сложности, восхождения на Стену Троллей довольно редки. С 1998г. ни одна попытка восхождения на основную часть стены не увенчалась успехом. За все время на основную часть стены было проложено 5 маршрутов, все они были пройдены летом. Первым был пройден Норвежский маршрут в 1965г. за 14 дней, затем Французский в 1967г. за 20 дней, а в 1972 году был пройден маршрут Arch Wall за 21 день. За все время каждый из этих маршрутов был повторен не более пяти раз. В 1997г. две русских команды Ручкин-Кошеленко и Одинцов-Потанькин совершили два первопрохождения 6Б за 11 и 14 дней и заняли на чемпионате России первое и второе места в скальном классе. В 1998г. на стене случился крупный обвал, с тех пор по стене не было ни одного успешного восхождения.
Большинство линий маршрутов довольно извилисты и все они обходят сложную стену вершинной башни слева или справа. Мы же решили пройти маршрут по центру стены практически по прямой линии, причем верхняя часть маршрута проходит по центру вершинной башни с выходом точно на вершину. Маршрут проходит между Норвежским и Французским маршрутами, а в центре пересекается с Arch Wall. Стена очень крутая, отвесные и нависающие участки скорее правило, чем исключение. Это, пожалуй, самая большая стена в Европе такой крутизны. Полок для ночевки, практически, нет, для бивуака использовались две подвесные платформы. Световой день в феврале довольно короткий (около 10-ти часов), поэтому 19 дней - это хороший результат для зимнего восхождения.
Спуск с вершины Тролльригген простой 1Б к.т. на юго-запад в соседней ущелье Истердаль, но трудоемкий из-за большого количества снега. Спуск занимает около 8 часов.

Тактические действия команды

Восхождение совершалось в капсульном стиле с предварительной обработкой маршрута. В распоряжении команды имелось 10 веревок.
2 февраля Подход под маршрут, заброска снаряжения. У подножия стены вырыта снежная пещера. Решение жить под стеной в пещере полностью оправдало себя, в первую очередь из-за постоянных снегопадов.
3 февраля Двойка Черезов-Захаров начинают обработку маршрута. За пять дней обработаны 8 веревок. Связки сменяют друг-друга каждые два дня.
7 февраля Установлена платформа в конце седьмой веревки. Черезов-Захаров продолжают обработку с платформы.
9 февраля Команда в полном составе выходит на стену. Вторая платформа установлена на восьмой веревке.
12 февраля Установлен лагерь 2. Обе платформы перенесены на небольшую полку в конце 12-й веревки. Обработка продолжается с ежедневной сменой ведущего.
17 февраля Установлен лагерь 3. Две платформы расположены рядом в конце 20-й веревки на удобной полке. Впереди осталась лишь непройденная стена верхней башни.
21 февраля В 17 часов Е. Дмитриенко выходит на вершину. Последняя, 26 по счету веревка, закреплена в 15-ти метрах от вершинного тура.
22 февраля В 13 часов команда в полном составе выходит на вершину. Спуск в южном направлении занимает около восьми часов.

Схема маршрута в символах UIAA

Схема UIAA 1 Схема UIAA 2

Описание маршрута по участкам

Начало маршрута между Норвежским и Французским маршрутами по стене.
Участок 0-1 Обледенелые бараньи лбы.
Участок 1-2 Обледенелые бараньи лбы 20м, затем крутизна возрастает до 75°. Система внутренних углов. Общее направление движения влево вверх.
Участок 2-3 Уход влево за угол. На ИТО под карниз. Карниз 2м Проходится в левой части по щели, далее по нависающей щели 15м до перегиба. Станция на полке.
Участок 3-4 Система обледенелых внутренних углов. Общее направление движения влево вверх.
Участок 4-5 Бараньи лбы, система полок.
Участок 5-6 Щель, переходящая в камин 25м 85°, по окончании камина бараньи лбы. Станция в углу на полке.
Участок 6-7 По углу вверх 5м, затем траверс влево вверх по косой полке 30м. Обледенелый внутренний угол 10м. Станция на полке. Хорошее место для платформы.
Участок 7-8 Вправо вверх в направлении внутреннего угла. Угол, переходящий в камин, заканчивающийся карнизом. Карниз обходится справа. Выход на косую полку. Место для платформы.
Участок 8-9 По щели до карниза. Карниз обходится справа. Выход на полку. С полки прямо вверх по внутреннему углу. Станция под карнизом.
Участок 9-10 Карниз 1.5м в лоб по щели, далее 25м до выполаживания. Система обледенелых углов и полок. Выход на большую снежную полку.
Участок 10-11 От правого края полки вверх по углу. Плохой, мелкий рельеф, ненадежные точки страховки, скайхуки. Живые камни в виде отслаивающихся нашлепок.
Участок 11-12 По углу вправо вверх. Постепенное выполаживание. Обледенелые бараньи лбы 20м до серединной полки. Хорошее место для двух платформ.
Участок 12-13 С полки прямо вверх по стенке со щелями до карниза 15м. Карниз обходится вправо. По щели вверх в направлении большого внутреннего угла. Живые камни! Станция в нижней части угла.
Участок 13-14 Внутренний угол с хорошими щелями. В средней части справа подходит маршрут Arch Wall. Станция в конце угла.
Участок 14-15 Переход влево вверх в соседний угол на скайхуках. Угол с бедным рельефом. Скайхуки, ненадежные точки страховки, отслаивающиеся нашлепки. Станция под большим карнизом (The Arch).
Участок 15-16 Большой карниз 2,5м по щели. После карниза вправо вверх по щели. Станция на небольшой полке.
Участок 16-17 С полки влево вверх в сторону перегиба система углов. Станция под нависанием.
На протяжении участков 14-17 встречаются следы предыдущих восхождений: крючья, спиты, шлямбура с тросиковыми петлями.
Участок 17-18 Через карниз 1м по щели. Траверс влево на скайхуках 12м. Внутренний угол без рельефа, вправо вверх, скайхуки.
Участок 18-19 Переход по плите в следующий угол. По углу влево вверх до перегиба. Большая снежная полка 20м. С полки вправо вверх по стене в большой внутренний угол. Станция в начале угла.
Участок 19-20 Внутренний угол со щелями. Выход на снежную полку. Хорошее место для ночевки.
Участок 20-21 С полки траверсом влево 4м. Вверх по щелям (чуть влево).
Участок 21-22 Система углов и щелей вверх и чуть вправо.
Участок 22-23 Вправо вверх в направлении внутреннего угла 12м, скайхуки. По углу вверх и далее по плите.
Участок 23-24 Переход на скайхуках вверх и влево 10м до щели. По щели до карниза. Карниз 0,5м по щели. Вправо на небольшую полку. Внутренний угол, переходящий в камин. Выход на полку в виде отстоящего плеча. Станция на полочке под карнизом.
Участок 24-25 Через карниз 1м по щели. По стенке 10м до нависания. Перед нависанием траверс влево по полке 2м. Выход за перегиб. Система стенок и полок 75°.
Участок 25-26 По стенке в угол. По углу до карниза. Карниз 1м в лоб по щели. Стенка с уступами до выхода на вершину.
Маршрут выводит прямо на вершину в 15м от вершинного тура. Спуск в южном направлении в сторону долины Истердален 1Б к.т.

Е. Дмитриенко

Евгений Дмитриенко

С. Черезов, В. Архипов

Сергей Черезов и Владимир Архипов

О. Хвостенко, А. Пуговкин

Олег Хвостенко и Антон Пуговкин

П. Захаров

Павел Захаров

В. Балезин, Н. Захаров

Тренерский совет:
Валерий Балезин, Николай Захаров

В. Архипов

В снежной пещере

На платформе

Тестируем платформу

Лагерь 2

Лагерь 2

О. Хвостенко

Олег Хвостенко

На станции

На 20-й станции

Е. Дмитриенко

Евгений Дмитриенко. Прохождение карниза

А. Пуговкин

На перилах Антон Пуговкин

На вершине

Рекламная пауза

На вершине

Команда на вершине

На спуске

Встреча на спуске

После горы

Купание после горы


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100