Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Экспедиции >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Музтаг-Ата, 7546м

Карта района с ниткой маршрута:

Состав участников:

1. Демещик Павел Александрович
, 1975 г.р., занимается горным туризмом с 14 лет, участник двух горных походов 5 к.с. В высотном походе впервые. Фотограф (и связной)
2. Иваненков Олег Георгиевич, 1981 г.р., занимается горным туризмом с 12 лет, участник горного похода 5 к.с. В высотном походе впервые Завхоз (точнее, "завпит") экспедиции.
3. Максимович Юрий Александрович, 1961 г.р., занимается горным туризмом с 1985г. Чемпион России в классе горных походов 5 к.с. (1997,1998) и 6 к.с. (1999, 2001). Участник "Памирского марафона" (1999г., пики Революции и Ленина в одном походе) и Заалайского марафона (2001г.) ремонтник.
4. Лебедев Андрей Александрович, 1956 г.р., м.с.м.к., занимается альпинизмом и горным туризмом с 1974г. С 1982 г. неизменно выступает в роли организатора и руководителя спортивных горных походов. Чемпион СССР в классе горных походов 6 к.с.(1990), Чемпион России в классе горных походов 5 к.с. (1997,1998) и 6 к.с. (1999,2001). Руководитель "Памирского марафона", "Китайского похода" (2000г., первый спортивный поход россиян в горах Китая), "Заалайского марафона" (2001г., первовосхождение на пик Белеули 6065 и траверс пика Ленина с юга на север). Автор отчётов и статей на mountain.ru. Руководитель экспедиции.
5. Рыкалов Пётр Владимирович, 1977 г.р., м.с., более 40 пеших, лыжных и горных походов, 5 восхождений на 7000 и выше, Чемпион России в классе горных походов 5 к.с. (1997,1998) и 6 к.с. (1999,2001). Участник "Памирского марафона", "Китайского похода" и "Заалайского марафона". "Лучший оператор" (в любительской категории) 5-го Московского международного фестиваля горных и приключенческих фильмов "Вертикаль". Кинооператор экспедиции.

Читайте на Mountain. RU о предыдущей экспедиции команды МАИ под рук. А. Лебедева:
Поход вслепую по Китаю:
Фото - на вершине Кызылсель 6525 (КНР) при её первом траверсе с первопрохождением восточного гребняВ горном спортивном походе наивысшей категории сложности в районе вершин Конгур (7719) и Музтаг-Ата (7546) команда МАИ за 29 дней прошла 248 км и преодолела семь перевалов, шесть из которых были пройдены впервые. Эти первопрохождения спортсмены совершили без разведки, “вслепую”, чисто по карте - без описаний и фотографий. Одним из перевалов был первый траверс пика Кызылсель (6525) с подъёмом по новому маршруту. Это было вторым восхождением на эту вершину. Поход завершился восхождением на восточную главу (7100) непокорённой вершины Яманджар (7229).

Транскашгарский поход






Репортаж проводится по мобильному спутниковому терминалу системы Globalstar, предоставленному компанией ГлобалТел

(13.01.2003) new!
В среду 22 января в Московском городском клубе туристов (Большая Коммунистическая, д.17) состоится презентация фильма Андрея Лебедева и Петра Рыкалова о летнем походе в Кашгарских горах (Китайский Памир)
Вы увидите Кашгар, пересечение хребта Улуг-Арттаг и кратера Музтаг-Аты, первовосхождение на пик Аклангм (6995). В фильме много музыки. Начало в 19 час. 30 мин.
Отчет о походе
Андрей Лебедев

(10.09.2002)


Карта с реализованным маршрутом с разбивкой по дням и нанесением высот каждой ночёвки

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ
За 30 дней пройден 195-километровый линейный горный маршрут 6 к.с. Команда пересекла практически не посещавшийся экспедициями хребет Улуг-Арт-таг, совершила первовосхождение на самую западную вершину хребта Конгуртаг – пик Аклангм (6995) и пересекла с севера на юг “кратер” Музтаг-Аты.
Из списка локальных препятствий
1. Верхний Ойтаг 4460 1Б сн.-ос. первовосхождение (радиально)
2. Принципиальный 4570 1Б* ск.-ос. первопрохождение
3. Туманный 5235 3А лд.-сн. первопрохождение
4. пик. Аклангм 6995 3Б лд.-сн. первовосхождение (радиально)
5. Ручейковый 4810 1А ос. туристское первопрохождение
6. Панорамный 4150 1А ос. туристское первопрохождение
7. Олимде 5350 2А лд.-сн. первопрохождение
8. Туюк 5530 2Б-3А ? лд.-сн. первопрохождение
9. Связной 4820 1Б лд.-ос.
10. 70-лет МАИ + Каракорум 5790 3Б лд.-сн. первопрохождение
(классификация здесь туристская) следует, что поход носил больше исследовательский, чем “спортивный” характер.
Малая насыщенность нитки маршрута сложными техническими перевалами обусловлена исключительно неблагоприятными погодными условиями (в августе 2002г.). Вместо “обычного” (для нашей команды) непрерывного движения без днёвок, мы поимели здесь три отсидки из-за непогоды (07.08, 13.08 и 14.08) плюс ещё три, практически, полностью испорченных дня (4.08, 26.08 и 28.08). Систематические туманы мешали первопрохождениям, и даже в хорошую погоду нас тормозила тяжёлая тропёжка по глубокому снегу. Особенно неустойчивая погода в первой половине августа вынудила нас отказаться от выхода на высоту и “переставить” куски маршрута: сначала была пройдена финальная часть похода с пересечением “кратера Музтаг-Аты, и только потом центральная часть с радиальным выходом на пик Анклагм. Естественно, это не красит исполнение похода, если бы не строгая рациональность такого решения: в неустойчивую погоду и по глубокому снегу лезть на высоту было просто бессмысленно. Тем не менее, не смотря на отвратительную погоду, в этом сезоне команда зафиксировала свой своеобразный личный рекорд: пройденный маршрут оказался самым выдающимся по средней высоте ночёвок – 4775 м.
В ходе экспедиции получены ценные фото и видео материалы. Это фотографии северного, западного и южного гребней пика Чакрагиль (6760), а также обрывающейся на север стены из шеститысячников, которая протянулась к западу от этой вершины. Это фотографии многочисленных юго-западных рёбер хребта Конгуртаг, позволяющих подняться на пики Аклангм, Кокодак и Конгур-тюбе. Интересны фотографии перевала Туюк и отвесной скальной северной стены одноимённой вершины (6161), фотографии 2500-метровых стен “кратера” Музтаг-Аты (пики 6355, 6849, Коскулак, Музтаг-Ата и Куксай). Разведаны и сфотографированы наилегчайшие маршруты на пик 6355 по юго-западному гребню, на пик 6849 по южному гребню с перевала 5756, а также маршрут на Коскулак по его юго-западному склону.
Команда благодарит администрацию СК МАИ, киргизскую фирму “Горы Азии”, компанию Глобалтел и редакцию Mountain.RU за помощь в организации этого похода.
Лебедев А.А.

(5.09.2002)
Андрей Лебедев передает по электронной почте:
"4.09 Команда МАИ, наконец, вернулась на Родину и ночью 5.09 завершила 500-километровое автомобильное путешествие Кашгар-Иркештам-Ош.
Первая часть пути (до границы)поражает необычными и очень красивыми пейзажами - это настоящее царство глиняных гор. Дорогу обрамляют невысокие хребты с множеством остроконечных вершин очень выразительных форм и с потрясающим цветом. Горы здесь коричневые, бардовые, красные, оранжевые, жёлтые, золотистые, но больше всего оранжевых и красных. 5.09 отдых в Оше, встречи с многочисленными друзьями. 6.09 утром планируем перелететь в Бишкек и разместиться в гостевом доме компании "Горы Азии". 07.09 рейс на Москву.
А теперь хочу исправить ошибку. Аклангм (6995), на который мы залезли в конце похода, точнее называть не самым северным, а самым западным семитысячником в хребте Конгуртаг (Конгур-Музтаг - так не принято). Эта вершина стоит в излучине Гёздарьи и особенно красиво смотрится из кишлака Чакараг в долине её западного притока. Северная стена Аклангма в хорошую погоду видна из каньона Гёздарьи. Она возвышается над дорогой на 4 км.
Всем привет, до встречи в Москве! В первые же московские дни обещаю подвести итоги экспедиции."

(4.09.2002)
Павел Демещик передает по спутниковому телефону:
"3 сентября.
КАШГАР. Команда СК МАИ завершила поход первовосхождением на пик Аклангм (6995 м) - самый северный 7-тысячник хребта Конгур-Музтаг. Маршрут пролегал с юга по ребру на плато между вершинами Аклангм и Кокодак (7210). Мы пересекли громадное ледовое плато на север, вышли на восточный гребень Аклангма и по нему поднялись на вершину 28.08 в 10:30 утра.
Маршрут по сложности подобен классическому восхождению на пик Ленина через Раздельную. Главное отличие заключается в том, что выше 6300 м путь на пик Ленина проходит по гребню, где часто дует сильный ветер, зато снега немного. На Аклангм же путь выше 6300м проходит по плато и по склону восточного гребня. Вплоть до выхода на него (6750 м) ветра практически нет, но это компенсируется чудовищно напряженной тропежкой по глубокому снегу.
Восхождение началось 23.08 на высоте 3400 м в отличную погоду, которая к тому времени стояла уже 5 дней. Днём снег интенсивно таял под ярким солнцем, а ночью плотно примерзал, поэтому 3 первых дня (до ночевки на 6360 м) мы практически не проваливались и буквально взлетели на 3 км за 3 дня.
После выхода на вершинное плато погода испортилась. 26.08 в туман и снегопад прошли немногим более часа, набрав всего 80 м по вертикали и встали при полном отсутствии видимости на высоте 6440 м. 27.08 до обеда в хорошую погоду по свежему глубокому снегу затропили на перемычку между Аклангмом и Кокодагом. После обеда погода снова показала фигу.
Утром 28.08 оперативно подорвались и успели сбегать на вершину Агклангма (6995) с перемычки (6750). В разрывах иногда были видны Чакрагиль (6760), близлежащий Кокодак (7210), а далее в хребте - острая пила Конгур-тюбе (7595), обрывающаяся на север гигантскими карнизами. Гора пропустила нас: как только спустились в лагерь, погода испортилась окончательно. Как следствие, пришлось второй раз ночевать почти на 7-тысячной высоте. В три часа ночи заметили, что можно спускаться при свете луны собрались и через час вышли без завтрака. За полдня до обеда успели проскочить все снежные участки нашего ребра и ближе к вечеру спустились по крутым осыпным склонам к его основанию.
30 августа был почти 30-километровый красивейший переход по чукурам вдоль южного подножия хребта Конгур-Музтаг до самого устья реки Яманджар. В полдень последнего дня лета мы были на озере Караколь, где и завершилось наше 30-дневное путешествие.
Прибыв на озеро, обнаружили, что наш туроператор по ошибке отвез все наши вещи, включая спутниковый телефон, в Кашгар. Именно этим вызвана задержка в передаче информации. Сегодня гуляем по Кашгару, на 04.09 запланировано пересечение гранится и возвращение в Ош. В среду же будем праздновать 21-ый день рождения самого младшего участника экспедиции - Олега Иваненкова, с чем его и поздравляем.
Привет всем родным и друзьям! До встречи!

Демещик, Кашгар, Китайский, глубокая ночь (04:00 местное время)

(23.08.2002)
Андрей Лебедев передает по спутниковому телефону:
"23 августа.
Наш туроператор нашелся, теперь у нас есть еще десять дней и мы выходим на высотную часть в район хребта Конгур-таг. Планируем к вечеру 2 сентября спуститься к озеру Караколь. До встречи!"

(22.08.2002)
Андрей Лебедев передает по спутниковому телефону:
"22 августа. Сегодня утром на Каракорумском шоссе к югу от Музтаг-аты завершилась вторая часть похода. В этой части мы пересекли кратер Музтаг-аты с севера на юг. После двухдневной отсидки из-за непогоды прошли перевал Олимде (5340 2А, первопрохождение), затем поднялись на великолепный обзорный перевал Туюк (5530 2Б, первопрохождение), с которого в отличную погоду нам открылись сразу девять семитысячников Памира:
Коскулак 7028, Музтаг-ата 7546, Куксай 7184, Кокодак 7210, Когур-тюбе 7595, Яманджар 7229, высочайшай точка Памира Конгур 7719, и даже в дымке на горизонте "родной" пик Ленина 7134.

С перевала Туюк мы спустились в величественный востчный цирк Музтаг-аты с 2500-метровыми скальными стенами. На его пересечение мы потратили целый день и через пройденный в 2000 году перевал 70-летия МАИ (5180 2Б) подошли к скальным башням хребта Каракорум (это местный, "маленький" хребет Каракорум к юго-востоку от Музтуг-аты). Здесь нас ожидал ключевой участок второго этапа - перевал Каракорум (5790 3А первопрохождение). Спуск с него по леднику Коксель и по бесконечным безводным чукурам вывел нас на Каракорумское шоссе.

За исключением первых трех дней нас сопровождала отличная погода, лишь только регулярно по вечерам выпадал обильный снег. В этом сезоне в районе очень глубокий снег - выше 5000 начинается жесточайшая тропежка, на отдельных участках прваливались по развилку и скорость движения падала до 300-400м в час. В этих условиях при подъеме на перевал удавалось проходить по 2-2,5 км в день при наборе высоты не более 500 м.

После увлекательного путешествия в прицепе допотопного трактора по каракорумскому хайвею мы снова у заброски у озера Караколь. Мы не знаем что делать: наш туроператор не появился, не выходит на связь, наши визы не продлены - они заканчиваются через пять дней. Завершение похода под угрозой. Как нам стало известно не может найти нашего общего туроператора и команда Анатолия Джулия, которая уже завершила поход в районе пика Победы.
Ну вот пока все, до связи, всем привет, Лебедев Андрей "

(11.08.2002)
Андрей Лебедев передает по спутниковому телефону:
"10 августа. Группа закончила первую часть маршрута и вышла к заброске на озеро Каракёль. С погодой пока не везет. Восемь из десяти дней была плохая погода: постоянный туман, снегопады, дождь. Поэтому первую часть маршрута пришлось пройти по сокращенному варианту. Пройдены перевалы, все первопрохождения: 1Б радиально, 1Б, 3А. Перевал 3А высотой 5235м назван нами Туманный через хребет Уллуг-Арттаг оказался очень красивым со сложными ледопадами и на подъем и на спуск. Прохождение заняло три дна. Поразили еловые леса на северных склонах хребта Уллуг-Арттаг, что очень нехарактерно для Памира. Завтра выходим на вторую часть маршрута, продолжительностью около десяти дней. Всем привет, до связи!."

(1.08.2002)
Павел Демещик передает сообщение по электронной почте:
"31 июля. Кашгар. Третий день не вылезаем из машин, мотаемся по Киргизии и Китаю как по Подмосковью. Вечером 28 июля загрузили в Оше все экспедиционное имущество в Уазик-буханку и выехали к китайской границе. В 6 утра в понедельник были у погранпоста Иркештам, но прорвались на китайскую территорию лишь 9,5 часов (!) спустя. В понедельник на китайской границе "санитарный день", открывается лишь после обеда в 16.30 по местному времени. Как оказалось к ввозу в Китай запрещены почти все продукты животного происхождения: мясо, колбаса, сыр, сало - то есть экспедиция рисковала остаться без значительной доли своих запасов, но китайские таможенники отнеслись к нашему грузу почти равнодушно, лениво пощупали рюкзаки и баулы снаружи. В Кашгар прибыли в темноте спустя сутки после выезда из Оша, и после шокирующего своим изобилием ужина по-китайски рухнули без сил.
30 июля отвезли заброску на озеро Каракуоль (3600м). Дорога длиной 250км заняла почти 7 часов Каракорумское шоссе активно реконструируется, гигантские масштабы стройки поражают воображение. Выше озера провели акклиматизационную ночевку. Из-за плохой погоды не удалось увидеть ни Конгур, ни Музтаг-Ату, лишь белоснежная верверхушка Чакрагиля в дуге облаков розовела под лучами заходящего солнца. Вернулись в Кашгар днем 31 июля. Здесь тоже дождь - редкое событие для этих мест. Утром 1 августа наконец-то выезжаем на маршрут в урочище Елчимуйнак, где это - местные китайцы не знают- будем использовать метод "язык до Киева доведет". Удачи всем! До связи."

(30.07.2002)
"Привет, Друзья! Вышли на связь из интернет-кафе в Кашгаре. Привет от Лебедева.
Сегодня увозим заброску на озеро Каракуль. Завтра пришлем следующие новости."

(29.07.2002)
"Долгожданное событие произошло: команда наконец-то собралась в полном составе в киргизском городе Ош, в ставшей уже родной чайхане "У Хасана". Андрей Лебедев и Олег Иваненков сводили "тройки" по Кичик-Алаю. Из Москвы прибыли Юрий Максимович и Павел Демещик. Последним сегодня утром прилетел из Бишкека Петр Рыкалов, успешно завершивший "пятерку" по Киргизскому хребту. С этого дня начинается отчет экспедиции. После закупки и расфасовки продуктов отбываем в ночь на специально заказанной машине к пограничному пункту Иркиштам. В понедельник утром планируем быть в Кашгаре, откуда после заброски на озеро Каракель планируем выйти на маршрут."
Передал Павел Демещик Ош, 17.40 м. вр.

(18.07.2002)
Конгур (7719) с юго-востокаВ Августе 2002 г. состоится 2-й горный спортивный поход россиян в горах Кашгарии. Некоторые географы считают этот район продолжением Памира, другие – началом Кунь-Луня. Из девяти расположенных здесь “семитысячников” общеизвестны три: Конгур (7719), Конгуртюбетаг (7595) и Музтаг-Ата (7546). Четыре “семитысячника” до сих пор не покорены.
Маршрут начинается в хребте Улугарттаг с высшей точкой Чакрагиль (или Карабентертаг) (6760). Известны лишь две экспедиции, которым удалось побывать в этих горах: неудачная попытка восхождения на Чакрагиль маленькой экспедиции Эрика Шиптона и успешное восхождение на Чакрагиль японской команды. Поход в этом районе будет проходить “вслепую”, иначе говоря, все перевалы и траверсы преодолеваются без описаний, фотографий и предварительной разведки.
За испытанием неопределённостью последует испытание высотой в районе вершины Конгуртюбетаг. После нескольких первопрохождений в районе пиков Коксель (6793) и Кызылсель (6690) наступает финальная часть - пересечение “кратера” Музтаг-Аты с севера на юг с исследованием редко посещаемого района пика Коскулак (7028). Маршрут завершается на Каракорумском шоссе недалеко от Ташкургана.
Руководитель экспедиции, Андрей Лебедев, отказался предоставить конкретный план прохождения обозначенных на карте четырёх ключевых участков. “Пусть это станет неожиданностью для наших болельщиков, так даже интереснее. Каждый следящий за этим репортажем увидит, как будет развиваться наш маршрут. Да мы и сами то этого не знаем, ведь это божья воля. Одно обещаю, болельщики не останутся разочарованными. Уж что-нибудь вроде траверса пика Ленина образца 2001г. или первовосхождения на большую гору обязательно произойдёт”.
Начало похода запланировано на 02.08, а конец - на 04.09. Репортажи будут осуществляться с помощью мобильной спутниковой связи от “Глобалстар”.

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100