Автор: Олег Филин.
Живая сила гор
«… при завершении и начинании мириад вещей нет ничего более совершенного, чем горы».
Китайская «Книга перемен».
Кто из нас не испытывал эту удивительную магию гор, когда снова приезжая сюда в отпуск, мы все так же, как в первый раз широко открываем глаза и, затаив дыхание, смотрим на окружающие нас вершины. И, как и в первый раз, снова чувствуем себя детьми, попавшими в волшебную страну, населенную великанами и драконами, добрыми и злыми духами. Оказавшись снова в горах, мы становимся жутко суеверными, начинаем верить в тысячи примет, добрые и дурные знаки, а по вечерам рассказываем друг другу легенды новейших времен о черном альпинисте, эльбрусской деве, снежном человеке. И все также мы готовы за каждым поворотом тропы к встрече с Чудом. В чем же загадка этой удивительной страны гор, отнявшей наши сердца? Наверное, это вопрос, на который не может быть всеобъемлющего ответа. И все же ..
Иногда кажется, что вся жизнь ютится в этой суровой стране вершин в узких горных долинах. Ведь именно в долинах лежат основные островки плодородной земли, растут растения, пасется скот и живут люди. А вокруг стоят горы, царство камня и снега, ветра и стремительных ледниковых рек. В школе нас учили, что живая природа оканчивается где-то на уровне растений, но так ли это на самом деле? Если бы весь этот прекрасный мир горных вершин, незабываемых восходов и закатов, завораживающих ледников и вечных снегов был мертвым, - разве нас тянуло бы возвращаться сюда вновь и вновь? А его красота, отраженная в тысячи картин, воспетая сотнями поэтов, приходящая в наши сны снова и снова, - разве она может быть красой мертвого мира?
Привал. С облегчением скидываю неподъемный рюкзак и приваливаюсь мокрой спиной к огромному камню, соизмеримому своими размерами с домом. Камень нагрелся на солнце и его приятное тепло начинает передаваться и мне. Я дотрагиваюсь до него рукой, и мне начинает казаться, что он живой, а тепло, передаваемое камнем, не просто результат действия солнечных лучей на его поверхность, но тепло его сердца, такого не похожего на наше, живого.
"Когда ты услышишь, что ночной холод сжимает камни, не верь и думай: они живые, они съеживаются, чтобы перенести холод. Расширение и сжатие - это лишь начало того, что в последствии станет биением сердца".
Камни. Их век гораздо дольше нашего. Им тысячи тысяч лет и они помнят и хранят внутреннюю силу давших им жизнь земли и неба. Сила камня в его постоянстве, в его воле, противостоящей ледяным ветрам и неистовству солнца, неумолимости времени. И, наверное, самые совершенные из них - алмазы, которые научились этому лучше других.
Я посмотрел вниз, на стремительно летящую реку. Ее берега также покрывают камни. Мне вспомнилась кельтская легенда о камнях, спускающихся ночью к реке, чтобы напиться. И, продолжая воображать, я подумал: "А может быть камни спускаются к реке, чтобы о чем-нибудь поговорить с ней или чему-то научиться?"
"Река видит перед собой точную цель и ничто не собьет ее с пути".
Река. Я знаю, что где-то там за поворотом ее исток, стремительный горный поток, вырывающийся из ледниковой пещеры. А еще выше? Это ледник, стекающий с горной вершины. А еще выше? Это снег, укрывающий вершину. Снег, падающий с неба. Капли, становящиеся снежинками. И все маленькие капли, ставшие стремительными горными реками, спокойными реками равнин, - все они стремятся к одной цели, - стать океаном.
"… когда она /капля/ мала, она очень одинока и ничего не значит, когда же она впадает в море, то она, отнюдь не теряя своей индивидуальности, как крошечной капли, принимает на себя к тому же и величие океана".
Не этой ли целеустремленности учатся камни, спускающиеся к реке и горные вершины, наклоняющиеся к ней? И еще я подумал: "У реки есть цель и смысл жизни, а у меня?"
"Зеленый Дракон на Востоке, Черный Воин на Севере, Белый Тигр на Западе, Красная Птица на Юге".
Гора. В Древнем Китае люди верили, что все вокруг живое. Живые не только человек, животные и растения, но и камни, и реки, и облака, и звезды и сама Земля. Все в природе пронизано единым дыханием или силой (инь - янь). Там, где это дыхание наиболее сильно, - на поверхности планеты поднимаются горы. Это волшебное дыхание называли шаньлин - "чудесное воздействие гор" и говорили, что оно отражает живую и активную сущность горных образований. Шаньлин наполняет горные вершины и превращает их в Драконов (энергия янь, светлая, активная, устремляющаяся вверх горными пиками) и Тигров (энергия инь, темная, спокойная, понижающаяся). Или просто говорили о Драконе, характеризуя этим саму суть гор.
"Дракон - это те возвышенности на местности, откуда берут начало водные потоки и через которые прокладывает свой путь ветер".
Шаньлин распространяется во всех направлениях, устремляясь к небу заснеженными пиками вершин, стекая в долины по пологим склонам и падая обрывистыми кулуарами:
"Силы гор простираются в высь и в ширь.
Умение гарцевать по облакам - это от гор,
И умение поспевать за ветром - то же от гор".
"Звезды на Небе и формы на Земле наверху и внизу откликаются друг на друга".
Для китайских мудрецов даже не та важна была форма, сколько суть в ней заключенная. Горы тянутся к небу и звездам, тянутся со всей своей древней и вечно юной силой своих огненных сердец. И небо, звезды и планеты откликаются им в ответ. Так в Поднебесной каждую гору соотносили с определенной звездой, как и горную группу с определенным созвездием, под влиянием которого она находится. А по форме горной вершины можно было сделать вывод о принадлежности к силе природы, которая наиболее явно через нее проявляется (знаменитые 5 стихий древнекитайской натурфилософии: вода, огонь, металл, дерево, земля).
Горные вершины можно было классифицировать, например, таким образом:
- Если горная вершина вздымается вверх крутыми и прямыми линиями, остроконечная - она находится под влиянием Марса, стихия Огонь (вспомним нашу знаменитую Ушбу, с двумя подобными вершинами, не отсюда ли ее непредсказуемый характер?).
- Если вершина сходных очертаний как бы с обломленным кончиком, плоская и сравнительно небольшая - гора под влиянием Юпитера и проводит силу стихии Дерево (может быть к этому типу относятся одинокие скалы со срезанной вершиной, "вырастающие" в американской прерии?).
- Если вершина горы образует обширное ровное плато - Сатурн, стихия Земля.
- Если гора высокая, но вершина имеет форму мягкой округлости - Венера, стихия Металл.
- Если вершина имеет форму купола - Меркурий, стихия Вода (Не Эльбрус ли это?).
Горы неотделимы от легенд с ними связанных. И даже если народ, хранивший их, давно ушел из какой-то горной местности, унеся с собой свои предания, на место его сказаний тут же приходят новые. Новый мифологический мир, лишь тень ушедшего, но мы уже наполнили его историями нового времени. Почему так происходит? Наверное, дело в самой удивительной горной природе. А может быть многочисленные истории о снежном человек и черном альпинисте (а раньше о джиннах и черных рыцарях) несколько больше чем фантазия? Пусть каждый решает для себя сам.
И все-таки, все-таки, наверное, есть что-то более важное. Во все века люди верили, что горы - место обитания богов. Сейчас на вершины поднимаются и верующие люди и атеисты, хотя и те и другие знают, что не встретят на вершине бога во плоти. Но мы продолжаем туда стремиться, преодолевая неимоверные трудности и часто рискуя жизнью. Что же мы ищем там, где вроде бы нет ничего кроме холода, камня, льда и ураганного ветра? А может быть то, что мы ищем, те испытания, которые мы устраиваем, сами по себе нужны нам для того, чтобы увидеть, хотя бы почувствовать свою собственную Душу, божественное в себе самом? Делая порой запредельные усилия, мы узнаем, кто же мы есть на самом деле. И чем больше нам приходится вынести, тем чище и прозрачнее мы становимся. И мы плачем и смеемся на вершине, ощущая удивительное единство нас и океана гор вокруг нас. Единство друг с другом, с горами, с небом, со всей землей и может быть с Богом. А невидимые нами гении-хранители гор улыбаются, потому что знают, что мы вернемся.
|