Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о походе 3 к.с. по Киргизскому хребту и хребту Карамойнок в июле-августе 2014 года.
Справочные сведения
Маршрут группы:пос. Белогорка - р. Ашутор - пер. Кичи-Тёр (1А, 3600 м.) - пер. Черный Шпиль Западный (2А, 3900 м.) - пер. Боковой (1А, 3900 м.) - пер. 3588 (н/к, 3588 м.) - пер. 3642 (н/к, 3642 м.) - пер. 3567 (н/к, 3567 м.) - р. Каракол Западный - р. Кен-Тёр - связка пер. 370 (1Б, 3850 м.)+ пер. 371 (Озерный) (1Б, 3850 м.) + пер. 373 (1Б, 3890 м.) - пер. Труд (1Б, 4000 м.) - пер. Сары-Бель Центральный (2А, 3870 м.) - р. Сеок Восточный - пер. Уч-Тёр (1А, 3900 м.) - связка пер. Ийри-Тёр Центральный (1Б, 3900 м.) + пер. Ийри-Тёр Восточный (1Б, 3900 м.) - ледник в верховьях р. Сары-Кёль - связка пер. Чон-Кош-Тёр (1Б, 3900 м.) + пер. Гостериимный (2А, 4000 м.) + пер. Белорусских Туристов (1Б, 3960 м.) + пер. 394 (1Б, 4000 м.) - р. Джинди-Суу - р. Каракол Восточный. Маршрут утвержден МКК МГУ 16 июля 2014 года (в составе: Кодыш В. Э., Зеленцов Д. Ю, Зотов А. Ю.). Список группы
Заявленный план-график
Выполненный план-график
Общая идея похода. Планирование маршрута.Основная идея похода - прохождение перевалов в редкопосещаемом горном хребте Карамойнок, что находится южнее известного и доступного Киргизского хребта. Основным препятствием проведения категорийных походов является удаленность данного района по сравнению с Киргизским хребтом, в основные долины которого можно попасть от аэропорта Бишкек за минимальное время (2-3 часа). Из столицы Киргизии и того меньше. Заезд же из Бишкека в долину реки Западный Каракол или реки Восточный Каракол требует не менее 5 часов. При планировании маршрута похода с заходом через Киргизский хребет удаленность района также накладывает ограничения на категорийность походов, так как в минимальных категориях пересечение долин Западного или восточного Каракола и подход к хребту требует около одного ходового дня в одну сторону. Кроме этого проход по долинам до Киргизского хребта занимает 2-3 ходовых дня. Так, маршрут состоящий только из переходов до Киргизского хребта, перевала минимальной сложности в нем, подход и перевал в хребте Карамойнок и обратно занимает более недели времени. На уровень походов в этом районе также влияет категорийность перевалов в данном хребте - один перевал 2Б, около десятка 2А, остальные перевалы категории 1А-1Б. При этом большинство перевалов идут в режиме первопрохода, то есть, минимальный поход по данным на начало описываемого путешествия, мог начинаться только со второй категории сложности (если участники не идут в поход первой категории второй раз). Но и в этом случае, трудность заключается в отсутствии большинства описаний или хотя бы фотографий перевалов. Различные спутниковые карты, находящиеся в открытом доступе (google, binq, yandex) имеют либо недостаточное качество для получения необходимой информации по перевалу, либо являются фотографиями, сделанными в зимних условиях, что не дает ровно никакого представления тому, кто не был в конкретной местности. Таким образом, главной целью похода являлось описание и фотодокументирование как можно большего количества категорийных перевалов в данном районе, чтобы имелась возможность планировать и проводить в данном районе походы различных категорий сложности. В особенности, конечно, походы 1-3 к. с. Идея посещения хребта Карамойнок у руководителя похода появилась еще в 2003 году при путешествии 1 к. с. по Киргизскому хребту, попытки совершить категорийный поход в этом районе были сделаны и ранее, в том числе в 2007 году, но по разным причинам, возможность предоставилась только в 2014 году. Длина хребта Карамойнок составляет около 70 километров, поэтому для проведения похода 3 к. с. к непосредственно путешествию по хребту Карамойнок был добавлен интересный участок в Киргизском хребте. Заезд. Заброски.Так как большинство участников имели ограниченый двумя неделями период летнего отпуска, то заезд осуществлялся по кратчайшему варианту. То есть, самолетом Москва- Бишкек. Для минимизации веса часть заброски, в основном крупы и сладости были куплены и расфасованы в Бишкеке, приехавшим на два дня ранее участником- руководителем. Часть группы прилетела на день раньше начала похода и, разделилась на две части, одна из которых поехала отвозить заброску, вторая же отправилась к месту старта. Заброской, а также вывозом из горного района занималась компания Достук- Треккинг (dostuck@saimanet.kg) (директор Щетников Николай Николаевич). Очень хорошее отношение к туристическим группам, как от самого Николая Николаевича, так и от его подчиненных. Водители прибывают в срок, если есть необходимость проживания в Бишкеке также благожелательно помогают. Цены вполне разумные. Заброску оставили в местным жителям в коше у впадения р. Баш-Алаарча в р. Западный Каракол. За недельное хранение оставили 1000 сом уже после передачи заброски. По поводу суммы мы проконсультировались с нашим водителем, русским по национальности, который скзал, что такая сумма местных жителей очень обрадует. Так и случилось, заброску хранили очень бережно. Время от аэропорта до места заброски на машине заняло около 5-6 часов в одну сторону. Выезд из района от слияния р. Кашкасу-Улук и р. Восточный Каракол до Бишкека занимает также около 6 часов. Техническое описание маршрута.Перевал Кичи-Тёр (1А)
Расположен: в северном отроге Киргизского хребта. Соединяет долину р. Ашуу-Тёр и р. Кичи-Тёр. Прохождение: 26-27 июля 2014 года. Описание дается от слиния рек Ашуу-Тёр и Сокулук. От места ночевки вверх есть два возможных пути: строго вверх по тропинке вдоль обрывистого правого берега реки Ашуу-Тёр, либо серпантином по автомобильной дороге до плоского участка, предназначенного, судя по врытым в земля деревянным конструкциям, для сбора стада. Далее автомобильная дорога почти сразу заканчивается. Тропа же продолжается вдоль все того же обрывистого берега по залесеному участку склона, что дает хорошую тень под солнцем. До 18 вечера движемся по тропе и останавливаемся у большого камня слева по ходу от нее. Палатки ставим прямо на тропе, как на самом ровном месте. 27 июля уже в 8:07 делаем первый привал. Проходим протяженный моренный вал и немного спускаемся на пологую часть долины. На третий переход оказываемся возле травянистого склона, уходящего влево по ходу относительно реки. Поднимаемся по склону вдоль промоины и выходим на плоскую терассу, по которой протекает ручей. К югу виден Киргизский хребет. В северной части начинается зона моренных валов. Пересекая эту зону выходим к высокому моренному валу вдоль отрога хребта. Область между отрогом и валом представляет собой каменистый корытообразный желоб, заканчивающийся перевалом Кичи-Тёр. Местами, на дне этого желоба лежит снег.
Подъем на перевал начинаем по более пологой осыпи, уводящей влево от направления на перевал, а затем траверсируя склон горизонтально, выходим на седловину.
При движении в дилину Кичи-Тёр сначала спускаемся на перевал Кичи-Тёр (63а), то есть на ту седловину которая к западу в направлении р. Ашу-Тёр выходит вдоль Киргизского хребта к перевалу Сокулук. Вид седловины перевала Кичи-Тёр (63б) представлен на фотографии ниже.
На спуске с седловины 63а находится нижняя часть ледника, опускающегося с вершины к югу от перевала. В районе спуска ледник пологий, но ниже становится более крутым и заканчивается небольшим озером. На леднике видны следы вытаивающих камней. Ширина пологой части ледника около 70-100 метров до моренного вала. Принимаем решение переходить ледник траверсом по одному с выставлением наблюдателей для обнаружения возможных сходов камней по леднику. Когда последний человек оказался вне ледового склона, там, где снимали кошки на камнях завершающие участники (первые уже были значительно ниже за ледниковым озером), последовала команда “камень”. Сверху почти от начала ледника по снегу мчался, подпрыгивая и вертясь в направлении нашего моренного вала огромный параллелепипедного вида кусок скалы размером где-то 5х10м. Кто как мог укрылся за камнями. К счастью, при очередном ударе, камень развалился надвое и миновал и наш моренный вал и озеро ниже.
От озера спускаемся сначала по крутой осыпи к северу, а затем по моренным валам движемся к месту ночевки под перевал Черный Шпиль Западный.
Лагерь устанавливаем на самой нижней пологой части ледника, где он покрыт мелкой осыпью. Направления вытаивших камней обходят этот участок. Рядом протекает ледниковый ручей, где можно набрать воды. Необходимое снаряжение: каски. Погода во время прохождения: солнечная. Перевал Черный Шпиль Западный (2А)
Расположен: в Киргизском хребте. Соединяет верховья рек Кичи-Тёр и Куладжа-Тёр. Прохождение: 28 июля 2014 года. Описание дается от нижней части ледника под перевалом Черный Шпиль Западный. Утром делаем быстрый завтрак. Выходим по нижней открытой части ледника по направлению к перевалу. Дойдя до места, где ледник закрывается снегом связываемся и продолжаем движение.
Подъем на перевал происходит в три этапа. Первый этап - движение орографически справа над областью выноса вытаивающих камней и обходя основную зону разломов. Это более крутая часть ледника, однако она не превышает 25-30 градусов. Заканчивается этап выходом на пологий участок, находящийся междускальной стенкой и областью разломов. На чистом, без следов камней снегу все также в связках останавливаемся на привал. Третий этап, к которому от места привала подходим достаточно быстро, начинается с первой широкой трещины. Здесь начинается работа по провешиванию перил. Первым со страховкой выходит Роман Уточка и на ледобурах закрепляет верхнюю часть первого участка перил. До следующей широкой трещины не хватает порядка 20 метров веревки. Эти двадцать метров проходят Роман с Володей Хабровым со страховкой. Далее, когда становится видно отсутствие трещин под снегом, до начала второго участка перил у трещины идем без страховки.
Второй участок идет несколько по диагонали направо к перевалу в обход второго участка разломов. Чтобы избежать маятника кроме закрепления начала веревки, делаем промежуточную точку. Стоит заметить, что к моменту ухода замыкающего участника по второму участку перил, со скал правее по склону начали периодически съезжать вытаивающие камни. На перегибе ледника у перевала разломы существенно больше, чем в зоне трещин на нижней ступени. Их видимая часть, засыпанная снегом, составляет около десятка метров в глубину. Третий участок уже горизонтальных перил делаем для замыкающих участников, нагруженных снятыми веревками и ледобурами. Остальные участники проходят траверсом от точки закрепления вторых перил до седловины перевала без страховки под контролем Хаброва Владимира. Седловина перевала широкая, снежная с северной стороны скально-осыпная с южной.
Спуск с перевала происходит по широкому осыпному склону с выходом на пологий каменистый участок. Дальнейшее движение происходит сначала по невысоким моренным валам, а затем по травянистым склонам.
Через некоторое время подходим к верховьям Куладжа-Тёр. Несмотря на то, что после слияния с р. Сокулук нам необходимо двигаться налево, выбираем правый берег и вскоре находим хорошую тропу, сначала проходящую возле реки, а затем выводящую на пологую широкую часть ее высокого берега. У слияния р. Куладжа-Тёр и р. Сокулук, как и планировалось, есть брод при пересечении р. Куладжа-Тёр и проезжей дороги. Далее, вдоль дороги выходим к броду у впадения р. Каратор в р. Сокулук. Недалеко выше по течению р. Каратор организуем лагерь для ночевки. Рядом протекает ручей - один из разливов р. Каратор. Необходимое снаряжение: Каски, индивидуальные страховочные системы, ледорубы, кошки, веревки для организации перил, ледобуры, петли для организации станций. Погода во время прохождения: Утром при подъеме сильный ветер и пасмурно до спуска с перевала. После прохождения перевала начинается мелкий дождь, который продолжается весь день до ночи. Перевал Боковой (1А)
Расположен: в южном отроге Киргизского хребта. Соединяет верховья рек Кара-Тёр и Туюк-Тёр. Прохождение: 29-30 июля 2014 года. Описание дается от слияния р. Кара-Тёр и р. Сокулук. С перевала снята записка Подъем начинаем от места ночевки - немного выше вагончика пастухов у брода через р. Кара-Тёр. Вверх, вдоль левого берега р. Кара-Тёр в траве идет натоптанная тропа. Долина в низовьях р. Кара-Тёр широкая. За один переход доходим до места сужения долины - немного дальше р. Аптекамтёр - притока р. Кара-Тёр. Следующий переход, все также по тропе, завершается у места брода через разливы р. Кара-Тёр. Переходим 3 или четыре рукава по камням. Выше разливов долину запирает моренный вал, на который необходимо подняться. Река не теряется в камнях, а водопадами стекает сверху вала. Возможно существует путь и по левому берегу, без необходимости брода, но был выбран уже пройденный вариант. Моренный вал состоит из крупных камней, замедляющих движение. Однако, сам участок не велик по длине. Такой путь выводит на плоскую терассу в верхней части которой находится еще один участок крутого подъема по средней величины камням вдоль русла реки, которая опять же не теряется. Слева походу движения наверху на локальной вершине можно увидеть огромный камень, чудом удерживающийся на месте (лежит он уже не менее 11 лет). Подъем по крутому каменистому участку, описанному выше приводит на небольшое выполаживание в “кармане”-достаточно узкой камере при соединении двух каменистых склонов. На этот раз ручей-река уже практически пропадает в камнях. На этой, достаточно хорошо защищенной от ветра поляне делаем третий привал. Крутой подъем на перемычку- слияние двух склонов выводит на плато, откуда уже виден перевал Боковой. Однако, прямой путь до него предполагает преодоление нескольких достаточно высоких валов на моренном поле. Обходим насколько это возможно по траве ближайший моренный вал. При этом понемногу набирая высоту. Когда доходим по траве практически до отрога хребта, делаем четвертый привал и начинаем двигаться напрямую к перевалу по моренному полю из крупных и средних камней. На привале решаем не идти перевал в этот день, а остановиться прямо перед ним. Где-то на середине пути по моренному полю делаем пятый привал и продолжаем движение не меняя направления, то есть напрямую к перевалу. Стоянки для ночевки делаем на моренном вале, ближайшем к снежнику уже на склоне перевала. внизу, между валом и снежником протекает ручей, не замерзающий в наших условиях ни вечером ни утром следующего дня. Из него берем воду на приготовление пищи. 30 июля подъем в 6:00 утра. На перевал поднимаемся двумя плотными группами змейкой вдоль линии разделения цветов камней на перевале.
Склон поначалу достаточно пологий быстро набирает крутизну. В основном, идем по мелкой осыпи, в верхней трети присутствует глинисто-песчаный участок, который представляет некоторые трудности при прохождении (особенно при переходе с осыпи постановка ноги требует внимания). Перед седловиной имеется участок разрушенных скал. Подниматься около них на наш взгляд удобнее. Седловина перевала широкая осыпная. С восточной стороны лежит снежник, который легко обходится.
Спуск с перевала осыпной и не представляет особенных проблем. Очень скоро мы оказываемся на травянистом склоне на левом берегу ручья, начинающегося из цирка перевала Боковой.
Необходимое снаряжение: каски. Погода во время прохождения: 29 солнечно, к концу дня облачно. 30.07 солнечная погода с незначительной облачностью. Перевал 3588 (н/к)Прохождение: 30 июля.
Перевал 3642 (н/к)Прохождение: 30 июля.
Перевал 3567 (н/к)Прохождение: 31 июля.
Перевал 370 (1Б)
Расположен: в северном отроге хребта Карамойнок. Прохождение: 31 июля - 2 августа. Описние дается от слияния рек Баш-Ала-Арча и Западный Каракол. За один переход от места заброски поднимаемся вверх по течению реки Западный Каракол. Идем по автомобильной грунтовой дороге. По левому берегу реки также просматривается дорога. Местность заселена достаточно густо (относительно других долин. На всем протяжении просматриваются коши и стойбища. На другой берег реки переходим по основательному бетонному мосту и сразу делаем привал, не приближаясь к жилой области возле очередного жилища. За следующий переход по грунтовой дороге минуем несколько юрт, здороваясь с местными жителями, которые, занимаясь хозяйственными делами, также приветствуют нас. Переход заканчивается началом подъема в долину реки Кен-Тёр по широкому травяному склону. Еще через переход попадаем на вытоптанное, хорошо унавоженное, местами болотистое место вблизи реки Кен-Тёр, где и делаем дневку 1 августа. Утром 2 августа начинаем подход к перевалу вдоль реки Кен-Тёр. Вся долина до некатегорийного перевала перед перевалом 370 покрыта травой и идти по ней удобно. Первый привал делаем в месте брода реки немного недоходя до изгиба долины налево вдоль основного хребта. Во время второго перехода в месте поворота долины тропу перегораживает скальный прижим, который обходим сверху над рекой. После прижима попадаем в узкую часть долины между двумя склонами. На выходе из этого узкого места открываются виды на снежники у вершин хребта Карамойнок. Третий переход большей частью проходит по ровному плоскому широкому плато, завершающемуся подъемом на некатегорийный перевал в отроге главного хребта. Привал делаем на травяном склоне - первой ступени подъема этого перевала, а следующую остановку - уже на седловине. Спуск с некатегорийного перевала осуществляется по осыпному склону, а затем преодолевая несколько моренных валов, в направлении конечной части ледника, спускающегося с горы Мойнок.
Здесь, закрытые от ветра ледником с одной стороны и моренным валом с другой, станавливаемся на обед. Прямо у края ледника протекает ручей талой воды. После обеда выходим к перевалу. Преодолеваем несколько моренных валов и оказываемся у осыпного склона. Среди камней значительная часть насыщенного красного цвета (вроде красного гранита в Московском метро). Подъем крутой 30-40 градусов похож на подъем на перевал Боковой, только склон однородный без участков скал.
Седловина широкая. С юга и севера ограничена локальными вершинами. По плану мы должны были через южную вершину перейти траверсом на перевал Озерный, однако без дополнительной потери времени пройти вершину траверсом не представлялось возможным. Два видимых пути - это подъем по крутому снежнику или выход на крутой же участок осыпи и дальнейшее движение по скалам к вершине. Кроме того, не было понятно, какой путь ожидает после выхода на видимую часть вершины. От траверса к перевалу Озерный и далее было решено отказаться.
Спуск в перевала по широкой несложной и некрутой осыпи.
Внизу прямо под склоном находится край ледника, поднимающегося на перевал Озерный. Здесь течет ручей талой воды. Слева по ходу при спуске с перевала находится скальный отрог, заваленый большими камнями. Над конечной частью упомянутого ледника на отроге есть небольшое мелкое озеро и глинистые площадки, образованные высыханием этого озера (в дождливый сезон скорее всего площадки затапливает). Еще выше на скалах над озером также есть возможность поставить палатку. Необходимое снаряжение: каски. Погода во время прохождения: солнечно. Через пару часов после постановки лагеря, погода ухудшается. Опускается облако, начинает валить снег. Непогода продолжается до ночи. Перевал 372 (1А)
Прохождение: 3 августа. Описание дается от места ночевки у озера на скальном отроге. От места ночевки спускаемся по крупным камням в обход отрога сначала к леднику, спускающемуся с главного хребта, а затем вниз по долине до начала травянистой ее части. Здесь, где из-под морены вытекает ручей, делаем привал. Отсюда по орографически правому отрогу хребта к перевалу 372 поднимается широкая некрутая восходящая полка. От начала ручья для выхода на нее необходимо подняться метров на 20 по крутому травяному склону. При движении к перевалу склон становится осыпным.
Сам перевал не имеет ярко выраженного перевального взлета, а является лишь немного более крутым продолжением осыпной части полки вдоль отрога хребта, по которой происходит движение.
Седловина широкая, осыпная. На юг уходит пологий гребень, в верхней части ледовый, по которому можно подняться на вершину и, возможно выйти на гребень основного хребта Карамойнок, но мы этого не делаем, так как неизвестен дальнейший путь от вершины.
Спуск с перевала несложный осыпной. Выводит на травяные холмы, по которым движемся вдоль основного хребта к противоположному борту долины Кум-Бель, в верховьях реки.
Необходимое снаряжение: каски. Погода во время прохождения: солнечно. Перевал Труд (1Б)
Прохождение: 4 августа. Описание дается от места ночевки в долине реки Кашкара-Тёр. Спускаемся по долине реки и за два перехода выходим на седловину в понижении в нижней части северного отрога хребта Карамойнок. Далее спускаемся в широкую долину р. Кош-Тёр. Поднимаемся до разливов реки по тропе, идущей по левому берегу. Здесь у разливов переходим на другой берег, где и делаем привал. Русло реки в этом месте вымощено большими плоскими камнями. Утром, пока воды в реке еще мало, по таким камням очень удобно идти. Сразу вблизи места перехода вдоль правого борта долины по широкой травянистой полке ведет наверх по направлению к перевалу Труд тропа. Вскоре травяной склон заканчивается и тропа теряется в завалах больших камней, преодолев которые, по моренному валу к месту, откуда открывается вид на перевал в короткой пазухе, уходящей левее по ходу. Отсюда, обходя слева по ходу участок разрушенных скал, оказываемся на небольшой пологой площадке прямо у конечной части снежника, спускающегося с перевала Труд.
Здесь видны два пути на перевал: плотной группой орографически правее снежника вдоль него и непосредственно по краю снежника. Выбираем второй вариант.
Надеваем кошки и достаем ледорубы. В индивидуальном порядке начинаем движение, не отдаляясь сильно от края снежника. Стоит отметить, что сам снежник невысокий и внизу заканчивается ровным выполаживанием. Опасность представляют лишь камни, проскальзывающие по его левой части с близлежащей вершины. Мы же выбираем правую часть для подъема.
Вблизи седловины снежник уходит правее по ходу, нам же требуется преодолеть небольшой участок мелкой осыпи, налево. Здесь на склоне у границы снежника снимаем кошки и двумя плотными группами выходим на седловину перевала. Седловина узкая, окружена скалами. На восточной части находится большой снежный наддув-карниз. Восточный склон перевала скально-осыпной. наиболее удобный путь движения без скал - по линии падения воды с седловины перевала по узкому сплошному осыпному коридору. В нашем случае такой путь преграждает карниз. Для спуска обходим его через небольшой участок скал в южной части перевала. и по диагонали по осыпи выходим к указанному коридору.
Погода во время прохождения: солнечно на подходах, пасмурно, снег при прохождении перевала, плотный туман после спуска. Перевал Сары-Бель Центральный (2А)
Прохождение: 5 августа. Описание дается от места ночевки вблизи одиночного выхода скал в нижней части ледника Сары-Бель. Ранний подъем. Как и под перевалом Чёрный Шпиль Западный с утра дует сильный ветер. Перед началом движения на перевал сразу надеваем страховочные системы если необходима будет техническая работа. Во время выхода на перевал ударил сильный заряд снега. Пережидаем несколько минут под защитой скал. Через некоторое время выходим по открытой части ледника в предполагаемую сторону перевала (сам он в тумане). Через некоторое время снег утихает, туман рассеивается. Путь к перевалу становится виден, также виден склон самого перевала и можно наметить линию движения по нему: начиная с правой (орографически) его стороны по диагонали на снежно-ледниковую выпуклость, образованную разломами в леднике, и далее от края этой выпуклости вверх по возможности без пересечения трещин в правой части. При подходе к перевалу ледник становится закрытым, но в раннее время при небольшом морозе фирн надежно держит, а возможные трещины видны и стараемся их избегать. Перед подъемом делаем привал. Сам подъем проходит почти по намеченной издалека линии: вначале серпантином друг за другом поднимаемся вверх без отклонений и делаем один длинный диагональный переход к выпуклой части, без большого набора высоты. Далее также серпантином поднимаемся прямо вверх к седловине перевала.
В это время фирн становится рыхлым и на пути в 60 метрах от седловины встречается неширокая, закрытая снегом трещина. Обнаружили ее при зондировании склона ледорубом. От трещины вверх организуем участок перил на ледобурах.
После прохождения этого участка до перевала проход индивидуален. К сожалению, перевальной записки обнаружить не удалось, хотя тур в скалах был найден. Спуск проходит сначала по осыпному коридору между скал и скалам, затем склон становится исключительно осыпным.
На пологой части у подножия перевала делаем остановку и упаковываем специальное снаряжение. Дальнейший путь просматривается хорошо и не требует технической работы.
Необходимое снаряжение: каски, индивидуальные страховочные системы, ледорубы, веревки, ледобуры. Погода во время прохождения: Снег, ветер туман при подходе к перевалу, солнечно при подъеме, спуске и последующем движении. Перевал Уч-Тёр (1А)
Расположен: в южном отроге хребта Карамойнок Прохождение: 5 августа. Описание дается от сужения долины ручья - притока реки Восточный Сёок. По правому берегу ручья идет хорошо набитая тропа. От большой травянистой площадки тропа круто поднимается на следующю ступень долины и вскоре переходит на левый берег ручья. Через один переход оказываемся у начала подъема на некатегорийный перевал Радужный. Перевал просматривается хорошо. Склон, ведущий к перевалу сначала травянистый, затем при подходе к седловине осыпной. На следующем переходе продолжаем движение по тропе и к концу перехода подходим к отрогу долины, открывающему вид на перевал Уч-Тёр. Здесь тропа пропадает и начинается зона средних и крупных камней. Выбираем путь вдоль левого по ходу борту отрога долины в обход снежника, расположенного в его центральной части. За переход достигаем подножия перевала. Подъем на сам перевал осуществляем несколькими плотными группами. В левой части склона есть область разрушенных скал, в правой части - достаточно подвижная осыпь. Группы самостоятельно выбирали для себя удобный маршрут движения.
Седловина перевала широкая осыпная. Спуск с перевала также осыпной и проходится плотной группой.
В нижней части склона начинается русло ручья, которое переходим по направлению к перевалу Ийри-Тёр Центральный. Основная проблема после спуска с перевала - найти место для ночевки, где была бы вода. Хорошее плоское широкое место под палатки есть прямо невдалеке от места спуска с перевала Уч-Тёр, но воды не наблюдается. Метрах в 50-70 ниже по высоте виден ручей, но сбрасывать высоту не хотелось. Мы решили поискать воду в окрестностях или подойти к какому-нибудь снежнику (небольшие экземпляры были около бортов цирка перевалов Ийри-Тёр Центральный и Ийри-Тёр Западный). Сергей Вариончик нашел отличное место практически прямо у подножия перевала Ийри-Тёр Центральный. Вода здесь появляется из-под камней и практически сразу скрывается в камнях ниже. Площадки каменисто-песчаные. При выравнивании достаточно удобные. Необходимое снаряжение: каски. Погода во время прохождения: солнечно. Связка перевалов Ийри-Тёр Центральный (1Б) + Ийри-Тёр Восточный (1Б)
Прохождение: 6 августа. Описание дается от ночевки у подножия перевала Ийри-Тёр Центральный. От места ночевки до начала подъема на перевал проходит около 10 минут. Склон неширокий крутой, покрытый мелкой и средней осыпью. С боков в верхней части встречаются разрушенные участки скал. Поднимаемся плотной группой.
Седловина также неширокая, ограниченная резко поднимающимися скалами.
На спуск склон снежно-ледовый с явно выраженными разрывами ледника, засыпанными снегом.
От седловины продолжаем движение траверсом к перевалу Ийри-Тёр Восточный. При движении к разделяющей вершине держимся южной стороны от скального гребня, где лежит мелкая осыпь, либо проходим непосредственно по скалам. По пути встречаем еще один разрыв-седловину в скальном гребне с небольшой мульдой с замерзшей водой у скал. Сама вершина, разделяющая перевалы - узкая скальная площадка около метра или полутора шириной. Подход к ней не требует никакой техники и осуществляется по скальному западному гребню индивидуально без рюкзаков. Восточный гребень, по которому можно идти находится ниже, поэтому к перевалу Ийри-Тёр Восточный обходим вершину с юга. Далее скальный гребень становится крутым и мы переходим на северную снежную сторону. Сначала на три такта спускаемся по снежной части в естественную пазуху между большим снежным наддувом и скалами. Затем выбираемся по стенке наддува на широкое снежное плато идем также вдоль скал. Далее идет резкий спуск длиной 50 метров непосредственно к пологой части снежника в 20 метрах от перевала Ийри-Тёр Восточный. Здесь на всякий случай организуем перила. Последний спускается на индивидуальной технике. Седловина перевала Ийри-Тёр Восточный неширокая, ограничена достаточно крутыми скалами. Спуск к югу - осыпной, на север - снежно- ледовый.
В 30-40 метрах в сторону спуска с перевала не еще пологой его части открывается забитый снегом большой разлом. Обходим его слева, выбираясь на склон без разломов немного выше. Для страховки организуем горизонтальные перила (около 20 метров). Первым идет Роман Уточка. Он же организует станцию для следующего участка перил вниз. Здесь склон несколько выполаживается и правее имеет горизонтальную ступеньку около 20 метров шириной, на которую переходим в индивидуальном порядке по мере спуска по второму участку. Третьи перила крепим на горизонтальной части ступеньки. Исследовав два варианта спуска - к более пологому склону направо или напрямую по линии падения воды вниз, выбираем второй вариант. Отсюда до пологой части ледника получается два участка перил по 50 метров каждый.
Далее в связках проходим закрытую часть ледника (около 70-100 метров) и в индивидуальном порядке движемся по леднику просматривая лучший путь. Самым удобным для последующего маршрута представляется морена у конечной части ледника по правому борту. Здесь же с ледника стекает полноводный ледниковый ручей. Необходимое снаряжение: Каски, индивидуальные страховочные системы, карабины, спусковые устройства, веревки, ледобуры, ледорубы. Погода во время прохождения: солнечно. Связка перевалов 391а (1А) + Чон-Кош-Тёр (1Б)
Прохождение: 7 августа. Описание дается от стоянок у разделяющего ледники В. Шнитникова. и А. Шнитникова скального хребта. Сначала пересекаем ледник В. Шнитникова траверсом, не набирая и не сбрасывая высоту до невысокого моренного вала у края ледника. Далее переходим на травяной пологий склон и движемся по нему к привалу у конца ледника В. Шнитникова, ведущего от перевала Ашу-Тёр Восточный. Далее, по узкому осыпному желобу проходим вдоль отрога хребта и поднимаемся на невысокую складку-отрог, покрытую средней и крупной осыпью. По её гребню доходим до небольшого ледника, траверсом которого выходим на безымянный, ближайший к основному хребту Карамойнок, перевал в перемычке, разделяющей долины рек Западный Каракол и Восточный Каракол.
Северная часть перевала снежно-ледовая, судя по крутизне окружающих склонов, достаточно крутая. Тур здесь не оставляли.
Для дальнейшего движения на перевал Чон-Кош-Тёр выбираем вариант подъема по леднику, который пересекали до этого в направлении изгиба основного хребта. Подъем по леднику идет невдалеке от правого края ледника. Через один переход в хребте слева по ходу видна ярко-выраженная седловина. Поднимаемся на него в надежде попасть, перевалив через нее, к северному склону перевала Чон-Кош-Тёр. Попытка оказалась неудачной, так как спуск в сторону долины Чон-Кош-Тёр представляет собой длинный узкий крутой осыпной кулуар. Потеря высоты при спуске весьма значительна, а подъем на перевал - крутой ледовый склон со следами разломов. Спустившись обратно на ледник,следуем далее вдоль его правого борта. Здесь ледник становится закрытым и при первых же шагах индивидуально, Володя Хабров по рюкзак проваливается в трещину. После этого инцидента продолжаем движение уже в связках. Доходим в этот раз до ещё одного безымянного перевала в изгибе основного хребта. Спуск с перевала в долину р. Шаркыратма осыпной из мелкой осыпи. Здесь организуем тур.
Далее движемся к перевалу Чон-Кош-Тёр по гребню к локальной вершине. Вершина, судя по записке пройдена до нас впервые. Названа прошедшей командой именем “Элиста” в честь участницы их группы. От вершины также по гребню выходим к перевалу Чон-Кош- Тёр. Северный склон, как мы наблюдали ранее - снежно-ледовый с участками разломов.
Южный склон осыпной.
После обеда вышли по плану траверсом гребня к перевалу Гостеприимный. На пути встречается преграда в виде жандарма, закрывающего прямой переход по гребню с севера находится крутой снежно-ледовый склон, с юга - крутой же осыпной.
Оба варианта предполагают организацию тем или иным образом перил, что увеличивает время прохождения траверса. Здесь принимаем решение схода с планируемого траверса. В месте схода - склон просматривается полностью.
В отличие от непосредственного снежно-ледового с разрывами спуска с перевала Чон- Кош-Тёр, здесь склон ровный, хоть и крутой, и только в самом низу перед выполаживанием видна неширокая трещина бергшрунда. От Широкой седловины на предусмотрительно заготовленных ледобурах-самовывертах организуем два полноценных пятидесятиметровых перильных участка. Конец второй перильной веревки оказывается в 10-15 метрах выше бергшрунда. третий участок перил организуем только для преодоления бергшрунда, так как здесь склон уже достаточно пологий. От места сбора у конца третьей веревки движемся в долину реки Чон-Кош-Тёр в связках по закрытой части ледника, а затем по открытой части в индивидуальном порядке.
От конца ледника в травяную часть долины ведет поле моренных холмов, которые мы преодолеваем засветло и устанавливаем лагерь на хорошем плоском холме вблизи истоков р. Чон-Кош-Тёр. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревки, самовывинчивающиеся ледобуры, карабины. Погода во время прохождения: солнечно. ПриложениеФотографии перевалов в хребте Карамойнок, не вошедшие в нитку маршрута. Перевал 371. Соединяет долину р. Бешташ и р. Сеок Западный.
Перевал 373
Перевал 374 (1Б)
Перевал 375
Перевал 378
Перевал Сары-Бель Восточный (380) (1Б)
Перевал Девяти (381) (1Б)
Перевал Ийри-Тёр Западный (383) (1Б)
Перевал Ашуу-Тёр Западный (1Б)
Перевал Кара-Тёр Западный (2Б)
Перевал Кара-Тёр Восточный
Перевал Ашуу-Тёр Восточный
Перевал Гостеприимный (1Б)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||