Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Руководитель: Е.Зеленцова, Москва

Отчет о горном походе 3 с эл. 4 к.с. по Тянь-Шаню в июле 2012. Часть 1

Ц ЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИСТОВ МОСКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ОТЧЕТ

О спортивном походе третьей с элементами четвертой категории сложности,

проведенном на Киргизском хребте и хребте Карамойнок с 09 по 27 июля 2012 года

Руководитель похода

Зеленцова Е.В.

e-mail:katya_zelentsova@mail.ru

Справочные сведения

Вид туризма горный

Район путешествия Киргизский хребет, Карамойнок

Категория сложности третья с элементами четвертой

Количество участников двенадцать

Сроки проведения 09-27 июля 2012 года

Продолжительность маршрута 19 дней

Протяженность маршрута 152 км (140 по GPS)

Маршрут группы г. Бишкек - "Теплые ключи" - р. Аламедин - р. Ашу-тор - пер. Аламедин Центр. (2А, 3970) - р. Каракол Зап.- пер. Каратор Зап. (2Б, 4140) - пер. Тесный (2А, 4004) - пер Шалабудин (Дркина) (1Б, 3890, п/п) - пер.395(радиально) (1Б, 3990, п/п) - пер. 396 (Джиндысу) (1Б, 3923, п/п) - р. Джиндысу - р. Каракол Вост.- р.Чат - пер. Зубастый (1Б, 3990, п/п) - пер. Архар (1А, 4062) - пер. Юных туристов Зап. (2А, 4172) - пер.Туюкаши (1А, 3900) - оз. Кельтор - р. Кегеты.

а/л Ала-Арча" - стоянки Рацека, восхождение на пик Бокс (2А, 4300) - восх. на пик Корона (2Б, 4810) -- а/л Ала-Арча - г.Бишкек.

Пройдено категорийных перевалов 10, из них: 2Б - 1 перевал, 2А - 3 перевала, 1Б - 4 перевала (1-радиально), 1А - 2 перевала

Совершено восхождений 2 - 1 - 2А и 1-2Б

Максимальная высота 4810 (1-ая башня Короны)

Максимальная высота ночёвки 4162 м (пер. Юных Туристов Зап.)

Набор высоты за поход 10100м

Маршрут утверждён МКК ФСТ-ОТМ 21 июня 2012 года (в составе: Кодыш В.Э., Зеленцов Д.Ю., Зотов А.Ю.).


Список группы

Фамилия, Имя, Отчество

Год

рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Зеленцова Екатерина Валерьевна

1966

6ГУ Памир

5ГР(Киргизский хр., Заилийский Алатау)

Руководитель

2

Дымов Григорий Андреевич

1986

3ГУ (Дугоба)

участник

3

Игнатьев Константин Александрович

1991

2 с эл 3 ГУ (Фаны)

хронометрист

4

Постникова Таисия Николаевна

1991

2ГУ (Кавказ)

медик

5

Кирюшин Максим Викторович

1988

2 с эл 3 ГУ (Кавказ, Фаны), 2А

фотограф

6

Клебан Александр Олегович

1992

2 с эл 3 ГУ (Фаны)

снаряженец

7

Клинова Ксения Игоревна

1988

4ГУ (Дугоба), 1ГР (Фаны)

финансист

8

Мартьянов Артём Константинович

1992

3ГУ (Дугоба)

штурман

9

Новосёлов Александр Андреевич

1987

3ГУ Алтай, 1ГР (Кавказ)

завхоз

10

Юшков Егор Владиславович

1988

2ГУ (Кавказ)

реммастер

11

Шапошников Дмитрий Сергеевич

1989

2ГУ (Фаны)

участник

12

Цимбалова Екатерина Евгеньевна

1991

2 с эл. 3ГУ (Фаны)

участник


Заявленный план-график.

Дата

Участки маршрута

L км

H max м

H ноч.м

d h

Отлет из Москвы 07.07 в 10:10, рейс КС 872 Прибытие в Алма-Ату в 16:45. Переезд в Бишкек.

08.07

Докупка продуктов, их паковка, скорее всего выезд в горы во второй половине дня.

1

09.07

Заезд в Теплые ключи. Начало подъема по долине р.Аламедин, к слиянию рек Аламедин и Алтынтор.

13

2350

2350

+650

2

10.07

Подъем вдоль рек Аламедин, Ашутор под перевал

10

3300

3300

+950

3

11.07

Перевал Аламедин Центральный (2А, 3932), спуск с перевала

5

(8)

3932

3600

3000(?)

+632

-300

(-600)

4

12.07

Подъём под перевал Каратор Зап. Полудневка.

8

3300

3300

+300

5

13.07

Пер. Каратор Западный (2Б?, 4200), радиальный выход на обзорную вершину 4262, спуск к озёрам.

5

4262

3700

+900

+62

-62

500

6

14.07

Пер. Тесный (№390) (2А, 4000), пер. в бок хребте (п/п, 1Б, 4000)

6,5

4000

3600

+300

-500

+500

-400

7

15.07

Пер. №396 (1Б, 3900), траверс гребня до 397 (1Б, 3900)

5

(3,5)

3900

3600

+300

-300

8

16.07

Пер. 398 (1Б, 3800), спуск по р. Ит-Урдю к р. Вост. Каракол

5

3800

2800

+200

-1000

9

17.07

Днёвка.

2800

2800

10

18.07

Спуск по реке Вост. Каракол, подъем по р. Чад

10

2800

2700

-200

+100

11

19.07

Подъем под пер. Боковой (?, 1А-1Б) по р. Чон-Ордош, Чип

10

3600

3600

+900

12

20.07

Пер. Боковой (1А-1Б) +пер. Архар (1А)+пер. Юных Туристов Западный (335) (2А, 4120), спуск к озеру под ледником

6

4120

3460

+300

-100

+100

+120

13

21.07

Пер.Туюкаши (1А, 3900), спуск к озеру Кельтор

12

3900

2725

+440

-1175

14

22.07

Спуск в долину р. Кегеты

Переезд в а/л Ала-Арча.

9,5

2725

-660

120х1,2=144

Альпинистская часть

15

23.07

Дневка

2200

2200

16

24.07

Подъем на стоянки Рацека

6

(7?)

3400

3400

+1200

17

25.07

Восхождение на пик Бокс (2Аальп., 4293) с пер. Текетор

1,5 (3)

4293

3800

+ 893

-893

18

26.07

Восхождение на Корону (1-ая башня по по 2Б альп.), спуск на Рацека

3 (6)

2

4810

3800

+1000

-950

либо

Траверс Учитель-Байчичекей (2Б альп, 4540-4516)

6

4540

3400

+1240

-1240

19

27.07

Спуск в Ала-Арчу.

6

2000

2000

-1400

28.07

Отъезд в Алма-Ату.

29.07

Вылет в Москву, рейс КС 875, вылет в 19:05 местного времени

Выполненный план-график.

Дата

Участки маршрута

L км

H max м

H ноч.м

d h

Отлет из Москвы 07.07 в 10:10, рейс КС 872 Прибытие в Алма-Ату в 16:45. Переезд в Бишкек.

08.07

Докупка продуктов, их паковка, выезд в горы во второй половине дня. Заезд в Теплые ключи

1700

1700

1

09.07

Начало подъема по долине р.Аламедин, к слиянию рек Аламедин и Алтынтор.

13,5

2350

2350

+650

2

10.07

Подъем вдоль рек Аламедин, Ашутор

9

3230

3230

+880

3

11.07

Подъем под перевал Аламедин Центральный, пережидание непогоды.

3,5

3700

3700

+470

4

12.07

Перевал Аламедин Центральный (2А, 3932), спуск с перевала Подъём под перевал Каратор Зап.

13

3932

3243

+232

-900

+200

5

13.07

Пер. Каратор Западный (2Б, 4200), спуск к озёрам.

7

4140

3766

+897

-374

6

14.07

Пер. Тесный (№390) (2А, 4000)

5

4000

3448

+244

-552

7

15.07

Пер. Шалабудин (Д&rsquoркина) (1Б, 3890, п/п), радиальный подъем на пер. 395, его обход из-за лавинной опасности.

5

3990

3584

+542

-200

+190

-400

8

16.07

Пер. №396 (Джиндысу) (1Б, 3923), спуск по р. Джиндысу к р. Вост. Каракол и по ней до устья р. Ит-Урдю

18

3923

2820

+340

-1100

9

17.07

Днёвка.

2820

2820

10

18.07

Спуск по реке Вост. Каракол, подъем по р. Чад

14

2820

2712

-240

+130

11

19.07

Подъем под пер. Зубастый по р. Чон-Ордош, Чип

8

3445

3445

+730

12

20.07

Пер. Зубастый (1Б, 3990, п/п) +пер. Архар (1А, 4062)+пер. Юных Туристов Западный (335) (2А, 4172), ночевка на перевале.

3

4172

4162

+455

-80

+150

-60

+170

13

21.07

Спуск с пер. Юных туристов Зап., пер.Туюкаши (1А, 3900), спуск к озеру Кельтор

17,5

4172

2732

-900

+630

-1170

14

22.07

Спуск в долину р. Кегеты

Переезд в а/л Ала-Арча.

10

2725

1570

-1155

126,5х1,2=151,8

Альпинистская часть

15

23.07

Дневка

2134

2134

16

24.07

Подъем на стоянки напротив пика Бокс

7,5

3790

3790

+1656

17

25.07

Восхождение на пик Бокс (2Аальп., 4293) с пер. Текетор, спуск по кулуару 1Б

3

4300

3790

+510

-510

18

26.07

Восхождение на Корону (1-ая башня по 2Б), спуск на стоянки напротив пика Бокс

4

(8)

4810

3790

+1020

-1020

19

27.07

Спуск в Ала-Арчу.

7,5

2134

2134

-1656

Общая идея похода. Планирование маршрута.

Поход планировался как исследовательский. Идея посетить Карамойнок возникла у нас уже давно, однако для её реализации нужен был поход определенной категории сложности. В районе, судя по карте, преобладают перевалы 1Б к.т., причем по большей части из них информации нет практически никакой. Т.е. в походах 1-2 к.с. район исключался "по умолчанию", поскольку большинство перевалов необходимо было бы идти в режиме первопрохождения. В походах же высокой категории сложности (4-6 к.с.) район не является привлекательным из-за слишком простых перевалов. Так что "тройка с элементами четверки" получилась самой подходящей категорией. Отдельной проблемой при подготовке похода являлось то, что картографический материал по району был хороший, а вот использовать удобный ресурс GoogleEarth практически не получалось, поскольку снимки на Карамойнок плохие. В то же время на Главный Киргизский хребет снимки очень хорошие, позволяют представить характер склонов, чем мы и пользовались при выборе перевалов Главного Киргизского хребта. Помимо этого мы использовали ряд фотографий, привязанных к местности на GoogleEarth.

Из доступных описаний перевалов мы нашли в библиотеке МГЦТК отчет 4236 (руководитель А. Берзина, поход 5 к.с., 1981г., описание перевала Аламедин Центральный), отчет 5577 (руководитель М.Ю. Климков, поход 4 к.с., 1998г., описание перевала Аламедин Центральный), отчет 6384 (руководитель А. Годунов, поход 5 к.с., 2007 г., описание перевала Аламедин Центральный).

Кроме того, в книге Б. Маречека "Туристские маршруты по Северной Киргизии" есть краткое описание подъёма к озеру Кельтор, прохождения простого перевала Туюкашу.

Вадимом Ляпиным любезно было предоставлено описание первопрохождения перевала Юных Туристов Западный (самого отчета в библиотеке нет) и прохождение перевала Каратор Западный с юга.

Сделать предположение об общем виде и характере перевалов Карамойнока можно было на основании отчета Г. Берзиньша (отчет 4561, радиальный подъем с севера на перевалы Гостеприимный, Белорусских туристов). Описание Ложникова (отчет 4256, 4 к.с., 1979 год) помимо описаний перевалов западной части Карамайнока (Ийри-тор Центральный, Сарыбёль Центральный) содержало необходимую нам фотографию цирка Каратор Западный, по которой мы смогли привязать и другие фотографии, найденные в сети (например, фотографии группы велосипедистов, совершавших поход в тех местах и взятые нами с GoogleEarth). Еще в сети были обнаружены свежие фотографии Карамойнока и даже краткое описание подъема на перевал 398 (http://fotki.yandex.ru/users/svet-svet20112011/album/142143/?&p=5 ). Исходя из этого можно было предположить, что перевалы действительно соответствуют категориям 1Б-2А, но далеко не самым простым.

Общая идея нашего похода выглядела так: заход через относительно несложный перевал Аламедин Центральный в Главном Киргизском хребте, "змейка" по Карамойноку с захватом его центральной части с наиболее сложными перевалами, первопрохождения в его южных отрогах, прохождение нескольких малохоженных перевалов в Киргизском хребте к востоку от реки Кегеты, спуск к реке Кегеты с проходом мимо озера Кельтор. Эта часть похода продолжалась 2 недели, за это время было пройдено около 150 км и 10 перевалов. После этого следовала "альпинистская часть" маршрута в районе альплагеря "Ала-Арча" с восхождением на 2 вершины. Поскольку, чтобы попасть в этот район, мы переезжали от реки Кегеты на машине, то эта часть не посчитана в общем километраже/подсчете набора высоты, а фигурирует как отдельное мероприятие. Однако описание восхождений в отчете мы также приводим. Практически всё запланированное нами получилось, небольшие отклонения от графика возникали из-за непогоды, лавиноопасности на некоторых перевалах. 2012 год оказался очень многоснежным. Интересно сравнить намеченный маршрут и пройденный по точкам и треку в GoogleEarth: красным нарисован намеченный трек с запланированными местами ночевок, точки со знаком $- что реально получилось. Получившийся трек по GPS можно также посмотреть на рис.1, рис.2. К сожалению, начало маршрута как трек не прорисовалось, только точки ключевых мест.

Район Карамойнока соединяется с Главным Киргизским хребтом перемычкой - водоразделом рек Восточный и Западный Каракол. Вдоль всего Главного Киргизского хребта с юга идет очень неплохая грунтовая дорога. На северном склоне Карамойнока пасется много скота, летовки-коши расположены, местами, чуть ли не через километр. Из некоторых кошей с достаточной регулярностью забирают молоко, так что хорошая проезжая дорога здесь необходима. При этом "интенсивность движения" на дороге минимальная - 1-5 машин в день, в основном, в выходные дни. Через перевал в перемычке дорога также идет, непонятно, насколько она проходима для любого транспорта, но джипы точно проезжают. Нам необходимо было завезти заброску к слиянию рек Кегеты Южная и Кельтор Восточный. Это сделали представители фирмы "Достук-трекинг" по нашей с ними предварительной договоренности. От Бишкека, в объезд, сюда путь немалый: почти 250 км, большей частью дороги нормальные.

Карамойнок порадовал своими живописными лугами, относительно небольшими моренами (нередко практически сразу после зоны лугов начиналась зона снега), достаточно сложными, разнообразными перевалами уровня 1Б-2А. Местное население - пастухи и их семьи - настроено по отношению к туристам доброжелательно, правда, по-русски говорят далеко не все. Угощают молоком и кумысом, с интересом наблюдают со стороны. О том, что мы спустились в долину с перевала, уже на следующий день стало известно практически по всей долине реки Каракол Восточный J (это помогло нашей чуть заплутавшей машине с заброской встретиться с нами вовремя).

Что интересно: на перевалах Карамойнока, особенно расположенных в его главном хребте, хорошо берет мобильная связь практически любых операторов. На Главном Киргизском хребте связаться не всегда получается.

Заезд. Заброски.

Из-за большой стоимости авиабилетов до Бишкека (билеты на прямой рейс стоят около 18-20 тысяч в оба конца), нами было решено лететь до Алма-Аты (стоимость билетов 11,5-12,5 тысяч), затем переезжать на заказанной заранее машине в Бишкек, закупать в городе часть продуктов, формировать заброски, затем выезжать в горы. Даже с учетом трансфера из Алма-Аты в Бишкек таким образом экономилось 5-7 тысяч на каждого.

По поводу заезда/выезда/переезда мы договаривались с фирмой Достук-Треккинг (dostuck@saimanet.kg) (директор Щетников Николай Николаевич). Уже не в первый раз работаем с этой фирмой и, как всегда, все благополучно: разумные цены, всё вовремя, без накладок, очень доброжелательно и оперативно, есть возможность оставить в городе заброску с вещами "на обратную дорогу". Так что всячески рекомендуем!

Получилось довольно удобно: самолет (рейс компании airАstana, вылет из Москвы в 10:10) прилетел в Алма-Ату в 16:36, мы довольно оперативно вышли и около 18 уже ехали в Бишкек. Проходили границу не очень быстро (люди - быстро, а машина - часа на 1,5 дольше, мы уже начали волноваться, но нас успокоили, что здесь часто так бывает). Часам к 23 ночи были на базе Достук-Треккинга, переночевали в беседке, с утра пораньше отправились в ближайшие магазины и на рынок для докупки продуктов. Докупили и расфасовали необходимое, разложили по заброскам и, примерно в 14, уехали из города к курорту Тёплые Ключи. С ассортиментом закупаемых продуктов (крупы, сладкое, сухофрукты) проблем не было, частично (сыр, колбаса, мясо) мы привезли их из Москвы.

Цены на транспорт:

Автобус Алма-Ата - Бишкек (Спринтер-Мерседесс, довольно большой, на 15-18 мест) - 170 евро.

Заезд Бишкек - Тёплый Ключ - 45 евро.

Завоз заброски к слиянию рек Кегеты Южная - Каракол Восточный - 160 евро, джип (мы предварительно договорились о месте и времени встречи, из Бишкека туда 250 км в один конец).

Переезд из долины реки Кегеты Северная (от слияния с рекой Кёльтор) до альплагеря Ала-Арча - 90 евро.

Автобус альплагерь Ала-Арча - Бишкек - Алма-Ата (аэропорт) 215 евро

Часть 2 >>>>>>>>>>>>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru