Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Щербаков Александр, г. Москва

Краткий отчет о горном походе 1 к.с., совершенном группой туристов г. Москвы в
районе Западного Кавказа (Теберда) в период с 15 по 26 апреля 2005 года.

Маршрут похода заявленный: пос. Теберда – р.Джемагат - р. Назалыкол – р. Оручат – пер. Назалыбек (Оручат) (1А ос. 2900) – р. Горалыкол – пер. Джылкыауш (1А ос. 3000) – р. Даут – р. Кичхинясу – пер. Кышкаджер (1А ос 3200) – р. Кышкаджер – р. Назалыкол – пер. Назлыкол (н/к тр-ос. 3300) – ур. Муруджу – Муруджинские озера – пер. Гедейж(1А сн-ос 3200) – р. Гедейж – р. Теберда - пос. Теберда

Протяженность маршрута: 76 км.

Продолжительность похода: 11 дней.

Маршрутная книжка выдана МГЦТК, № 1/3-119.

Руководитель – Щербаков Александр Алексеевич, shurnia@mail.ru

Маршрут похода пройденный: пос. Теберда – р.Джемагат - р. Назалыкол – р. Оручат – пер. Назалыбек (Оручат) (1А ос. 2900) – р. Горалыкол – пер. Джылкыауш (1А ос. 3000) – р. Даут – р. Кичхинясу – пер. Кышкаджер (1А ос 3200) – р. Кышкаджер – р. Назалыкол – р.Кышкаджер – пос.Теберда

Варианты подъезда и отъезда

Поезда:

№ поезда

маршрут

график

отправление

в пути

прибытие

в Невинке

в Черкесске

стоим.
купе

стоим.
плацк.

041*

МОСКВА КУР. - НАЛЬЧИК

ежедн.

16:51

36:49:00

5:40

0:24

7:22

1 460р.

890р.

027

МОСКВА КУР. - КИСЛОВОДСК

ежедн.

21:31

33:51:00

7:22

3:29

1 413р.

840р.

004 фирм

МОСКВА КАЗ. - КИСЛОВОДСК

ежедн.

8:32

27:16:00

11:48

8:09

2 027р.

985р.

034 фирм

МОСКВА КАЗ. - ВЛАДИКАВКАЗ

ежедн.

21:12

28:42:00

1:54

~22:45

2 027р.

656р.

365

МОСКВА ПАВ. - НАЗРАНЬ

2, 6, 10 июля

15:50

37:45:00

5:35

22:37

1 238р.

598р.

* - поезд 041(Нальчик) имеет три вагона на Джегуту: 1 плацкарт и 2 купейных.

Цены приведены без всех прочих надбавок (страховка, кассовый сбор. и пр.)

Обратные поезда (Невинномысск-Москва):

-

-

-

из Невинки

-

Стоянка

-

Поезд

Маршрут

Отправл.

В пути

Приб.

-

еж

033

ВЛАДИКАВКАЗ - МОСКВА КАЗ

1:35

28:50

6:25

0:10

чет

003

КИСЛОВОДСК - МОСКВА КАЗ

21:31

24:13

21:44

0:03

еж

041

НАЛЬЧИК - МОСКВА КУР

22:06

31:29

5:35

0:23

-

487

НАЗРАНЬ - МОСКВА ПАВ

23:12

36:23

11:35

0:12

еж

027

КИСЛОВОДСК - МОСКВА КУР

23:34

31:14

6:48

0:19

Из Черкесска – один прямой поезд Нальчик-Москва (2-3 прицепных вагона).

Заезд:

Вариант 1) поездом № 41 Москва–Нальчик отправлением в 1658 с Курского вокзала (прицепные вагоны до Джегуты) можно доехать до Черкесска ( до Джегуты всего 3 прицепных вагона – один плацкартный и два купейных).

В Черкесске можно найти разнообразный транспорт на нескольких автобазах (ближайшая – автобаза “Турист” по адресу: ул. Привокзальная, дом 10, находится в 10-15 минутах ходьбы от вокзала, телефон 5-31-36, директор автобазы – Лойко Василий Иванович).

Вариант 2) Поездами приведенными в таблице до Невинномысска, далее искать частный или рейсовый транспорт.

Вариант 3) Лететь из Москвы и/или обратно на самолете через Минеральные Воды, дальше автобусы, маршрутки, частники.

Наша группа ехала до Черкесска.

Автотранспорт:

Можно договариваться с автобазой Черкесска об автобусе или с самими водителями(что в 1,5-2 раза дешевле).Вариант для нескольких групп: большой автобус, водитель Шуваев Александр, Ставрополь, тел. 99-65-04 дом. 8-902-49-38-028 моб.

1 день (15 апреля)

Длина пройденного участка:8 км

Перепад высот: + 560м

Чистое ходовое время: 4ч.20мин.

Наша группа не воспользовалась выше изложенными вариантами, а использовала не самый дешевый, но самый надежный и приятный вариаант: воспользовавшись услугами нашего надежного партнера по предыдущим походам на Западном Кавказе. Координаты: Халилов Иосиф (Мурат) тел. 8(87872) 51-446, проживает в Теберде. Нашу группу Иосиф довез туда и обратно на “Газеле” за 5000 руб. При этом была оказана помощь в оформлении погранпропусков, закупки всего недостающего. С комфортом доехав до Теберды и оставив у Мурата все ненужные вещи, мы тронулись к устью р. Назалыкол. Мурат подкинул нас до лесничества, одновременно решив проблемы с лесниками. От сюда мы пошли пешком по хорошей грунтовой дороге. За 10 мин. мы дошли до поворота дороги в долину Назалыкол, и проследовали по ней. Дорога понемногу набирает высоту по левому борту долины в лесу, а река шумит ниже. Очень скоро мы увидели первый на нашем пути снег, который начинался в колеях и распадках, но вскоре закрыл все вокруг. На привале мы одели бахилы, потому что в мягком снегу проваливались по колено, а где и больше. Пройдя еще один переход по дороге, мы увидели слева гребень, разделяющий р. Назалыкол и р. Оручат, и свернули к реке. Спуск особой сложности не представил, и переправу через р. Назалыкол совершили по бревну без проблем. А вот подъем на гребешок, разделяющий распадки, был затруднителен: на нижней половине склона трава присыпана неглубоким снегом ,по которой прекрасно скользят ботинки(спасли только деревья), а верхняя часть склона завалена глубоким снегом и стволами деревьев. Пробравшись по этому бурелому на гребень, мы спустились по аналогичному склону к р. Оручат и здесь разбили лагерь. Заброску закопали на гребешке, под корчем, завалили бревнами и засыпали красным перцем.

День 2 (16 апреля )

Длина пройденного участка:2 км

Перепад высот: + 400 м

Чистое ходовое время:5 ч. 20 мин.

Утром, позавтракав, пересекаем р.Оручат и поднимаемся по правому берегу до гребешка, редко поросшего соснами. Дальше пошли по нему вверх по глубокому снегу. Через 30 мин. вышли на дорогу, проходящую вдоль гребешка, и дальше продвигались по ней. В некоторых местах приходилось передвигаться на четвереньках – так быстрее (меньше проваливаешься), и тут мы задумались о своей скорости: Vср.=0,6 км/ч. Увидев бесснежный гребень справа по ходу мы снова вышли на него, но метров через триста и на гребне лежал снег и мы поковыляли дальше. Таким образом, немного набирая высоту, к обеду мы вышли к границе леса. Тут громом нас встретила первая лавина, сошедшая с противоположного склона. Пока готовился обед, самые неусидчивые сходили на разведку на верх но ничего не обнаружили из-за облачности. На противоположном склоне было видно несколько кулуаров, по которым регулярно сходили лавины. Общими усилиями было решено ночевать здесь, а дальше смотреть по погоде. Еще стало ясно, что первое кольцо за 5 дней мы пройти не успеем, а за 11 не пройдем весь маршрут, по этому мы решили идти первое кольцо экономя продукты с газом, рассчитанные на 6 дней.

День 3 (17апреля.)

Длина пройденного участка:4 км

Перепад высот: + 680 м

Чистое ходовое время:7 ч. 10 мин.

На следующее утро похолодало, и снег перестал продавливаться. Не теряя времени, мы поднялись по следам вчерашних разведчиков между редких маленьких березок, держа курс на верхнюю часть отдельно стоящего участка леса вверх по долине. На 100м выше ночевки, на старой морене, поросшей травой, лежали бревна – остатки бывшего коша. Дальше двигались по морене по твердому насту (проваливались только самые тяжелые), преодолели небольшой уступ (стал виден перевал), и направились к перевалу Назалыбек.

Солнце частично подтопило снег, по этому скорость опять снизилась, а к 10:30 с юга ветер стал натаскивать облачность. Проголодавшись (вышли в 06:30) мы загородились снежной стенкой, и, распаковывая перекусы, стали греть чай и наблюдать за погодой. Через 2 ч., переждав перемены в погоде, мы двинулись под перевал по неглубокому (0,1м ) снегу.

Преодолев участок глубокого снега под безымянной вершиной используя лавинные ленты, поднялись на осыпь, и по ней пошли забирая вправо по ходу, под скальные выступы. Прижавшись к ним, пересекли снежный склон и вышли на осыпь под перевал, по которой и поднялись на седловину. Последняя оказалась широкой и пологой, с большим сугробом с восточной стороны.

Восточный склон сильно подтопило, и, в связи с этим мы решили заночевать на перевале. Завтра предстоял спуск к озеру, подъем на перемычку в соседнем гребне, на 250м юго-восточнее нашего перевала и спуск с нее в долину Горалыкол. Ветер продолжал буйствовать, обдавая нас облачками снега, а мы рыли яму под палатки в большом сугробе. Но силы скоро кончились. Посовещавшись и накрыв нашу яму тентами от палаток, мы получили неплохое укрытие от ветра и снега, в котором и заночевали.

День 4 (18апреля)

Длина пройденного участка:4 км

Перепад высот: -760 м

Чистое ходовое время:4 ч. 10 мин.

 

С утра, разобрав свое жилище, и отойдя на север 100м (там восточный склон положе) мы спустились, двигаясь “на три такта”, к озеру и, используя лавинные ленты, поднялись на соседнюю седловину.

На седловине устроили небольшой привал, чтобы продумать варианты спуска. В долину Горалыкол с седловины уходит крутой снежный кулуар, на правом борту которого видны следы лавин. Дальше кулуар обрывается скалами (45град.) продолжающимися до дна долины. Мы приспустились по левому (более пологому 25-40град.) Борту кулуара, но ниже он становился круче, с вылетом на скалы. По этому нам пришлось повернуть обратно, и спускаться через озеро.

На фотографии крестиком показана седловина отрога, находящаяся рядом с перевалом Назалыбек(Орючат),через которую мы планировали спуск в долину Горалыкол.

Там спуск не составил проблем, и мы по сильно заснеженным осыпям сошли в кулуар,левее скального отрожка, и по нему спустились к реке Горалыкол. Тут готовим обед на костре и сушим свои вещи после ночевки на перевале. Дальнейший путь пролегал вверх по реке. Поскольку времени уже много (вода в реке поднялась), остаемся здесь ночевать.

День 5 (19апреля)

Длина пройденного участка:4 км

Перепад высот: + 240 м

Чистое ходовое время:6 ч. 20 мин.

Утром выходим к реке и по руслу двигаемся вверх. Выйдя из леса русло выполаживается, исчезают большие камни, идти становится проще, но начинается дождь. Через 2 часа выходим к месту, где русло закрыто снегом, вылезаем на правый берег и продолжаем подъем по долине. Через час подходим к кошу, в котором решаем пообедать и переждать непогоду (дождь сменился снегом и поднялся ветер).

Пообедав, экспериментируем со снегоступами из пенки и выходим. Местами русло выходит из под снега и тогда можно двигаться по нему, но в основном тропим по снегу. Через 2 часа выходим к слиянию р. Горалыкол и ручья из-под перевала Джылкыауш. Дойдя по ручью до большого камня в русле,(дальше оно уходит под снег) двигаемся до леса, и там встаем на ночевку (0,5 ч. от места слияния рек).

День 6 (20апреля)

Длина пройденного участка:3 км

Перепад высот: + 400 м

Чистое ходовое время:3 ч.

Проснувшись, и попив чая, начинаем подъем по лесистому гребню справа по ходу от ручья. Дальше, где кончается лес (1 ч. от ночевки) поднимаемся по травянистому склону, засыпанному снегом, и выходим в достаточно пологую долину.

Погода начинает портиться, а мы двигаемся по левобережной морене и через 4 часа, спустившись к озерам, ставим палатки.

Опять из-за плохой видимости мы вынуждены отсиживаться в палатках.

День 7 (21апреля)

Длина пройденного участка:4 км

Перепад высот: + 300 м -940 м

Чистое ходовое время:5 ч. 10 мин.

Утро встретило нас звездным небом, и заледеневшими ботинками. С рассветом (6 утра) мы пересекаем русло, засыпанное снегом, и поднимаемся к перевалу, огибая бараньи лбы слева по ходу, а дальше по правобережной морене подходим под перевальный взлет Джилкыауша. Наш перевал – самая левая седловина между выходами скал. Поднявшись до маленького скального выхода, пересекаем открытую часть осыпи и по снегу завершаем подъем на перевал.

Седловина крутая и неширокая, но при желании можно сделать площадку под одну палатку. С перевала открывается вид на Даутский хребет, Эльбрус и далекие вершины ГКХ. Спуск с перевала здесь крутой.

Пока мы сидели, любуясь видами, со склона начали скатываться комочки снега, следы которых были видны с перевала. Поэтому мы решили траверсировать гребень до более пологого спуска. Пройдя 400 м. по гребню, вышли на небольшую вершинку, и по ребру, спускающемуся с нее продолжили движение. Справа от ребра появился кулуар, засыпанный глубоким снегом. Ниже, когда кончился снег, мы сошли на борт кулуара, и продолжали движение по нему, пересекая промоины, забитые снегом. Солнце в этот день жарило в полную силу, и на привале, на пологом участке склона, мы достали посушить спальники и палатки. Дальше ручей в кулуаре уходил в скальные прижимы, а склон становился крутым (35 – 40 град.) Предварительно разведав пути спуска, мы двинулись по левому берегу ручья плотной группой. Свернули влево, под скалы, выйдя на еле заметную тропу, и далее траверсировали склон, спускаясь к реке Даут. Склон местами прорезан следами лавин: деревья сломаны, или вывернуты с корнем, снег плотный, как будто пропахан большим трактором и посыпан сосновыми ветками. Дойдя до реки, мы разбили лагерь в отдельно стоящих деревьях. Завтра нам предстояло пройти 8 км. вниз по р. Даут. Мы планировали передвигаться по руслу.

День 8 (22апреля)

Длина пройденного участка:15 км

Перепад высот: + 1000 м -150м

Чистое ходовое время:8 ч. 10 мин.

Утром опять стояла ясная холодная погода. Пока мы шли к берегу реки, заметили, что снег держит и двинулись вниз по насту вдоль берега. Хорошо разогнавшись (впервые за поход) мы вышли на дорогу, идущую вниз по долине. Следуя по дороге, почти не проваливаясь, мы быстро прошли основную часть пути. Снега стало заметно меньше. Пройдя мимо развалин старых кошей мы сделали привал и, подождав всех двинулись дальше.

Пройдя еще 15 мин. от привала, вышли к устью реки Кичхинясу, и начали подъем по левому берегу. Через 300-400 м. вышли на тропу, которая увела далеко в сторону и там поднималась серпантином по лесу. Иногда встречались выходы скал. Тропа вывела нас в безлесный кулуар, по которому мы и продолжили подъем. Пройдя 400м. мы свернули из кулуара налево и, взобравшись на его борт, увидели долину Кичхинясу. Здесь устроили привал, перекусили, и решили сегодня подойти под перевал.

Траверсируя борт долины по старым осыпям, поросшими редким лесом вышли к руслу, в месте сужения долины. Дальше тропили по снегу вдоль русла и, пройдя два больших камня в русле, но не дойдя до скалы перед нами 200метров, начали подниматься на левый берег р. Кичхинясу.

Поднявшись еще немного по моренным грядам, встали на ночевку так и не увидев перевала, за то с видом на вершину Эльбруса. Это был единственный день в походе, который мы смогли использовать полностью с6:30 до 19:30.

День 9 (23апреля)

Длина пройденного участка:10 км

Перепад высот: + 300м -1500м

Чистое ходовое время:6 ч. 40 мин.

Встали пораньше и в 5:30 вышли из лагеря. Поднимаясь по заснеженным осыпям осыпям подошли под перевал Кышкаджер, взлет которого(20град. 150м.), был засыпан снегом. Поднявшись на седловину мы увидели Даутский хребет и отроги Эльбруса, но выше них висела облачность и вершины не было видно.

Немного отдохнули на неширокой седловине и начали спускаться по крутой средней осыпи, покрытой снегом. Дальше прошли по более купным осыпям, обогнули озеро слева и двигались вдоль русла, обходя небольшие скальные сбросы. Выйдя на правый берег р. Кышкаджер двигались по нему до границы леса, периодически делая привалы. В некоторых местах ловит Мегафон. По лесу спускались полянами, прогалинами и редколесьем, иногда пересекая тропинки, параллельные склону. Внизу из леса мы вышли на просторную поляну, на которой стоял разрушенный дом. В пятидесяти метрах от дома через реку перекинут мостик, ведущий к нарзанным источникам. Просидев у них около часа мы поднялись 20м. вверх по склону, и обнаружили там широкую почти горизонтальную площадку, на которой и заночевали.

День 10 (24апреля)

Длина пройденного участка:8 км

Перепад высот: + 400м -300м

Чистое ходовое время:4 ч. 10 мин.

Спустившись к нарзанным источникам и перейдя мост пошли вниз. Реку Эпчик перешли по камням прямо около дороги и продолжили спуск мимо жилого дома и дальше по дороге до поворота в долину Назалыкол.

С утра было пасмурно, а потом пошел дождь. Поднявшись по долине Назалыкол до места, где с дороги надо сворачивать в лес за заброской поставили лагерь, и отправили отряд за долгожданной едой. Через 2 ч. заброска была доставлена в лагерь. Весь вечер шел снег, когда мы ложились, намело уже 15 см.

День 11 (25апреля.)

Длина пройденного участка:3 км

Перепад высот: + 250м

Чистое ходовое время:1 ч. 30 мин.

Утром снег прекратился, но было пасмурно. Вес рюкзаков заметно увеличился, а скорость передвижения опять сильно упала. Тропим, меняясь, по дороге, через1,5 ч. пошел снег. Пройдя еще немного, встаем напротив перевала Талабаши.

День 12 (26апреля)

Длина пройденного участка:11 км

Перепад высот: -840м

Чистое ходовое время:3 ч. 40 мин.

За эту ночь снега выпало меньше чем вчера (10-15см).Осадки выпадают уже третий день: дождь и 25 см снега. Так как на спуск с перевала Назалыкол крут (30 градусов), при таком количестве прохождение этого перевала становиться весьма опасно. Понимая это, мы решаем по нашим следам обратно в Теберду. Обратно идти намного легче: если наступаешь в старый след, снег проваливается намного меньше. За 2,5 часа доходим до поворота на Теберду и устраиваем привал. Тут берет Мегафон. Звоним Мурату и договариваемся, что бы он нас забрал. Через 30мин. он встречает нас у лесничества и везет в Теберду. Там нас ждут сухие вещи.

Итоги, выводы и рекомендации.

Походы в межсезонье предъявляют высокие требования к снаряжению и организации всех действий, группы и участников в отдельности.

Снаряжение должно отличаться высокой надежностью, в особенности то которое используется при передвижении, так как погодные условия в межсезонье значительно жестче и хуже чем в сезон. Ночные температуры почти всегда ниже нуля и наличие теплого бивачного снаряжения просто необходимо. При условии возможности выпадения снега необходимо иметь бахилы, они также очень эффективны при преодолении неглубоких рек и ручьев.

При малом количестве участников в группе может быть выбран палаточный способ питания, что делает процесс приготовления пищи более комфортным и быстрым. Источников питьевой воды при передвижении в межсезонье встречается гораздо меньше, поэтому использование термосов оправдывает себя. Короткий световой день(6.30-рассвет,19.00-закат) часто не позволяет делать горячий обед на маршруте, поэтому карманное питание должно быть усиленно.

Единственной хорошей отличительной чертой межсезонья, является малое количество воды в реках, что делает броды существенно проще, а так же появляется альтернативная возможность двигаться по руслу реки взамен движению по глубокому снегу вдоль берега.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru