Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Николай Осадчий, Москва

Отчет с лыжами о поисках зимы под Эльбрусом, 03-09.01.2010

Нитка маршрута: Хурзук - пер. Палнбаши - р. Малка - пер. Исламчат - пер. Шаукам - р. Ташорун - хр. Кырбаши - р. Гижгит - Былым, 105 км


Карта маршрута

Костя Шрамов

Михаил Агеев

Сергей Локтев

Николай Осадчий

Аня Переверзева

День 1. Долина Уллухурзука


Уллухурзук

Третий январь подряд с зимой на Кавказе творится что-то странное. Третий раз приезжаем с лыжами на вокзал, а там снегом и не пахнет. Но если раньше в это время хотя бы мороз стоял, то в этот раз вообще шел дождь. Хорошо еще в 3 часа ночи зрителей нет (кроме ожидавшего нас водителя), смеяться некому. Дорога от Невинномысска до Хурзука занимает около 2-х часов. Но и здесь, на высоте 1500 м тот же дождь, лишь немного поплотнее и прохладнее. Еще перед новым годом из Терскола сообщали: в долине Баксана нападало 15 см. Для горнолыжного курорта это провал. Но Хурзук - не курорт и снегом никому не обязан.

5 утра, автобусная остановка, темно, с неба падает что-то мокрое и липкое, где-то меж камней шумит ледниковый ручей. Отсюда должен начаться наш лыжный поход. Cразу приходится нацепить капюшоны - от сыплющейся смеси снега и дождя, лыжи запихнуты за оттяжки рюкзаков, под ногами чавкает незамерзшая глина. Вообще, мы изначально планировали маршрут так, чтобы избегать лавинной опасности. Но не такой же ценой!

Пара слов о маршруте. Поскольку маршрут лыжный, то главной нашей целью было хорошо покататься на лыжах. В прошлом году мы столкнулись с плохой погодой и высокой угрозой лавин, из-за которых ключевое место маршрута оказалось слишком опасным. Теперь же хотелось выбрать такой маршрут, чтобы пройти его почти при любой погоде. Северное Приэльбрусье для этой цели - достаточно удобный и при этом глухой район. Летом по нашему пути (не считая перевала Исламчат и каньона Малки) даже можно проехать на велосипеде (вот так например). Зимой дороги и тропы через перевалы должно заметать. Но благодаря тому, что долины здесь широкие и пологие, лавины не являются основным риском основной риск - это погода. Соседство с верхней точкой Кавказа, судя по отчетам, делает ее нестабильной и довольно ветреной. Впрочем наш нынешний опыт оказался несколько иным: 1 день снега с дождем, 1 день штормового ветра и 5 прекрасных солнечных дней.


(фото С.Л.)

Кош

(фото С.Л.)

Горные лыжи на подъем надо мазать
(фото С.Л.)

(фото С.Л.)

Встреча с москвичами

(фото С.Л.)

Первый раз ночуем в бане

Испытание сыростью длилось в первое утро недолго. То, что внизу было дождем, чуть повыше все это время сыпало в виде снега. В результате уже на 1700-1800 м (2 часа хода) его хватало для лыж, а еще через полчаса подъема по лесной грунтовке мы наткнулись на первую лавину. Она была мокрая и тяжелая и, судя по всему, сошла совсем недавно, переломав лес и устроив запруду на ручье. Нам таких не надо, но хотя бы появилась уверенность, что наверху со снегом порядок.

В этот день мы прошли около 20 км с не слишком глубокой тропежкой. Видели местных пастухов, а также встретили компанию москвичей с живым ослом. Москвичи жаловались на непогоду на Горе (осел молчал в сторонке) и убеждали остановиться в бане на родниках нарзана Джилу Су. Так мы и поступили, уснув, как заметил Костя, поднимая глаза на потолок, под душем.

День 2. Подъем на Палнбаши


На Палнбаши ветрено

Поскольку уже в первый день мы добрались до места начала подъема на Палнбаши, на второй день желательно было его перелезть. Сложность этого перевала - 1А, видимо за высоту 3700 м. На него ведет дорога, старая, размытая и вообще не везде дорога, а тропа, но факт: там ездили. У нас правда было отягчающее обстоятельство: ветер. Этот ветер расчистил от снега всю верхнюю часть подъема и унес его на противоположную сторону. Мы были вынуждены снова убрать лыжи в рюкзаки и идти вверх по камням. К счастью для нас этот ветер был почти попутным. На седловине его сила была максимальной, так что иногда приходилось делать паузы в движении. Участников слегка сдувало. Но главное - он не помешал нам свалиться на восточный склон, где сразу стало спокойнее. Мы оказались сначала на моренном выступе, а потом до самой темноты спускались с него к краю ледника, где и заночевали.

На этом спуске стало понятно, что ходить в горы и спускаться с гор - это разные вещи, не всеми любимые одинаково. Снег на склонах Эльбруса образует жесткий бугристый фирн с застругами, похожими на стиральную доску, и кататься по нему с рюкзаком - довольно специфическое удовольствие.

Вечером ребята постановили, что если бы наш перевал числился как некатегорийный, пройти его было бы еще почетнее. Мы готовились к тому, что и дальше от погоды поблажек не будет, но по крайней мере наиболее высокое препятствие пройдено.

День 3. Долина Малки

Третий день был недолгим и размеренным. После очень неторопливых утренних сборов мы спустились до уровня начала каньона на Малке, но вместо того, чтобы пройти сверху правым берегом по морене и по <аэродрому>, решили посмотреть его изнутри. Вода здесь кое-где еще журчит, но в целом каньон достаточно хорошо промерз, и внутри образовалось много наледей. При нашем количестве снега лавин с бортиков можно было не опасаться, а сложных препятствий внизу не обнаружилось. Единственный минус заключался в том, что солнце сюда практически не заглядывает. Впрочем, погода в этот день установилась на весь наш оставшийся срок, поэтому мы не много потеряли.


Лед (фото С.Л.)

В каньоне Малки

Наледь

Малка здесь узкая

Ближе к вечеру мы снова вышли на нарзанные источники. Здесь, на широкой площадке возле подвесного мостика через Малку с видом на Эльбрус было бы замечательно остановиться. Но у меня была надежда, что ниже второго каньона в долине имеется лес, и мы сумеем наконец пожечь костерок. Увы, реализовать эту надежду до темноты оказалось малореально. За час удалось спуститься до следующего нарзанного ключа возле полузатонувшего моста под водопадом Султан. Но ввиду наступивших сумерек и признаков цивилизации (гостиницы при 2-х охранниках) мы отодвинулись вверх по впадающему в этом месте ручью и заночевали там. Дальше за гостиницей обнаружился грозного вида особняк, рядом с которым стоять точно не захотелось бы, даже при дровах. Издержки курорта.


(фото С.Л.)

День 4. Перевал Исламчат

Наша дальнейшая стратегия определялась наличием снега и времени. Вариант (запасной) идти в Кисловодск отпадал, потому что там лыжи точно были не нужны - это было заметно по лысым холмам до горизонта. Изначальный путь в Былым по дороге через перевал Шаукам представлялся слишком простым для остающихся у нас трех дней. Он таковым и задумывался. Но существовал также короткий вариант сброса в Верхний Баксан через перевалы Исламчат и Кыртыкауш. Путь через Исламчат был хорош еще тем, что с него можно снова уйти на исходный маршрут в долину Шаукола, если будет оставаться время. Поэтому наутро после недолгих колебаний мы повернули от Малки и стали взбираться вдоль мощного торса горы Каракая.


Водопад Султан (фото С.Л.)

Разлив нарзана в Малку

Долина Малки

Лавина

На пути к Исламчату

Эльбрус (фото С.Л.)

Долина ручья Каракая Су

Вечерний Эльбрус

Подъем на Исламчат (и спуск с него) целиком преодолевается на лыжах, однако в наших условиях здесь уже требовалась осмотрительность в обращении со склонами из-за лавин. Две или три лавины в этот день были спровоцированы нашим приближением, но сошли достаточно далеко от нас. К счастью, снега выпало еще не слишком много, поэтому везде существовала возможность пройти по безопасной траектории, где торчали камни или еще виднелась трава. Это был наш самый красивый подъем, ведь за спиной - вид на весь северный Кавказ, а дальше - на все, что за ним.

Подъем наверх отнял у нас достаточно много времени, и на спуск оставался лишь один светлый час. Лавинная опасность на восточной стороне существует, но мы движемся вдоль бортика камней, чтобы избежать приключений. С рюкзаком эффективнее всего спускаться в глухом <плуге>. Но ребята снова действуют осторожно, поэтому последний достигает низшей точки в темноте, когда там уже установлены палатки.

Главное - самый крутой участок пройден. Судя по всему, мы успеваем на Шаукам, но тогда впереди нас ждут два самых длинных перехода.


Седловина Исламчата

День 5. Перевал Шаукам, р. Ташорун


Долина Исламчата

У нас оставалось не очень много газа, поэтому завтрак 7-го числа решили отложить до появления воды, ведь снег топить дольше. Ниже по течению Исламчата или в Шауколе она обязательно бы обнаружилась, и мы с Сережей выдвинулись вперед остальных устраивать кухню. Буквально под нашими палатками начинался некрутой снежный спуск (около 30-градусов), с виду безобидный по количеству снега, но потенциально способный поползти под нагрузкой. Мы были еще близко к верхней части, и мне хотелось поскорее проехать этот участок до перегиба, где торчали камни, и спуск становился безопасным. Быстро сделав это, я спокойно поехал дальше. Склон стал выполаживаться, и не предвещал больше сюрпризов.

В это время сзади раздался крик и я увидел, как Сережа спускает склон, по которому я только что проехал. Это была снежная доска толщиной около метра, которая пропахала вниз метров 10-15 и остановилась, засыпав Сережу по колено. К этому моменту он уже находился недалеко от камней, то есть близко к краю лавины. Дело было в том, что он старался спускаться осторожнее, чем я, но чаще тормозил и при этом сильнее нагружал склон, чем и вызвал сход снега. Когда я подоспел снизу, он уже успел откопать лыжи, и мне оставалось только запечатлеть лавину.

От наших палаток до воды оказалось близко - примерно километр. Но хорошо, что этот километр мы прошли утром. Когда все спустились к ручью, каша уже находилась в стадии готовности, и мы обсуждали единственное серьезное за весь поход происшествие.

Однако если до этого снег еще причинял нам некоторые хлопоты в виде лавин и тропежки, то дальше приходилось больше сетовать на его отсутствие. Лыжи стали часто скрести о камни, причем это наблюдалось и на Исламчате и на подъеме к Шаукаму и еще заметнее - на спуске с него. В более зимнюю зиму тут было бы хотя бы дико, а сейчас чувствовалось, что под нами мощная дорога в населенку, грозившая однообразным финалом нашего похода. Но, как отметил Миша, у нас еще не было двух похожих дней. Не должен был им оказаться и шестой


Край лавины

Дорога на Шаукам заметена

(фото С.Л.)

Дорога в Тырнауз

(фото С.Л.)

Вид с Шаукама

День 6. Хребет Кырбаши


Антиподы из Колорадо

После старта с ночевки на Джуаргене мы стали искать разнообразия, двигаясь вдоль его русла уже после отвернувшей в сторону хребта дороги. Сначала казалось, что это возможно. Но ужас заключался в том, что по мере спуска снег под ногами убывал со стремительностью, а без скольжения эта затея могла затянуться. Разнообразие грозило обернуться колупанием в овраге и опозданием на поезд. В коллективе появились сомневающиеся, не является ли такое разнообразие безобразием. Между тем, остающегося снега не оставалось уже вообще ни на что, кроме снежков, которые и были пущены на установление консенсуса.

Достигнув консенсуса, мы набрали 300 метров и вернулись на дорогу. На наше счастье основная дорога скоро ушла вниз в Тырнауз, а в сторону Былыма по хребту Курбаши начала спускаться намного более уютная дорожка. Конечно, если бы лежал снег, это был бы незабываемый лыжный спуск до самого конца... Это был бы... Ну а так мы прогуляли пешком до самого заката, наблюдая острые зубцы скалистых хребтов (называемые соответственно <Тещины зубы>) с одной стороны и заснеженные вершины массива Курмычей и ГКХ - с другой.


г. Суарык

Брод Джуаргена

Брод Джуаргена

(фото С.Л.)

Пора снимать лыжи

Долина Джуаргена

В. Науджиджи ("Тещины зубы") (фото С.Л.)

Снова на дороге в Тырнауз

Долина Ташоруна (фото С.Л.)

Граница зимы на Джуаргене

"Тещины зубы" (фото С.Л.)

Тропа по Кырбаши спускается к Былыму

Тырнауз под нами (фото С.Л.)

А здесь зима еще не начиналась

(фото С.Л.)

(фото С.Л.)

Набегались

День действительно получился непохожий на предыдущие, пройдено почти 25 км, хоть и пешком. Мы сбросили высоту до 1 км и очутились в месте, куда снег еще даже не заглядывал. Удивительно при этом, что оно находится в долине того же самого Баксана, которую выше по течению в районе Азау засыпало под завязку. Времена года при таких капризах погоды легко соседствуют друг с другом.

Место нашей крайней ночевки напротив жилого коша было выбрано уже в темноте, но его можно использовать в дальнейшем. Там ровно и есть спуск к воде (довольно длинный) по старому съезду. К сожалению лес вокруг уже весь съеден, но зато имеется пара очень живописных озер, мимо которых идет дорога в Былым. Там мы и закончили наш путь на следующее утро, дошагав последние километры до самого берега Баксана. Странная все-таки зима на Кавказе!

День 7. Былым

Утром

Резюме


((c) Denis Zilber) Вот и прорвались!

1. Наш маршрут Хурзук-Былым (исключая Исламчат и каньон Малки) летом преодолевается на велосипеде. Зимой лавинная опасность здесь присутствует, но широкие долины делают ее небольшой. Поэтому для лыжного похода на Кавказе это красивый и достаточно безопасный вариант.

2. Его минусами являются отсутствие леса (везде кроме Уллухурзука), признаки населенки и нестабильная погода. Несмотря на высоту, на Малке и Джуаргене не всегда бывает снег. Видимо, циклоны, идущие с Черного моря не переваливают через Эльбрус, оставляя все на его склонах с южной стороны.

3. Для профилактики лавин полезно брать датчики, щупы, лопаты и уметь этим пользоваться. Мы впервые попробовали датчики Ortovox и ARVA Evolution и не пожалели, что взяли их, хотя по назначению не использовали.

4. Мы готовились к тому, что температура может опускаться до -30 днем и -40 ночью. Но реально она колебалась в диапазоне около -15 - -20 гр. по Цельсию все дни кроме первого и последнего. Получилось 1 день снега с дождем, 1 день штормового ветра и пурги и 5 прекрасных солнечных дней с несильным ветром.

5. Признаки населенки имеются на источниках Джилу Су в верховьях Малки, (из людей 2 сторожа). В других местах регулярно попадаются пустые коши (отмеченные на картах). Движения по дорогам зимой нет.

6. Движение по ледникам на маршруте не требуется. Спускаясь с Палнбаши мы шли по границе морены и ледника, но открытых трещин и разрывов вдоль этой линии, которые могли бы стать опасным препятствием, не увидели.

7. Для того, чтобы получать 100% удовольствия от лыж в горах, конечно нужны фиксирующие пятку крепления, Но с рюкзаком за плечами все равно разгоняться опасно и простор для горнолыжной техники ограничен. Между тем всего несколько базовых навыков горных лыж могут существенно ускорить спуски и доставить больше удовольствия от катания.

 

График движения

День

Место

Пройдено, км

Набор высоты, м

03.01, Вс

Хурхук

18,6

1346,4

04.01, Пн

Пер. Палнбаши

9

1552,1

05.01, Вт

р. Малка

15,7

160,2

06.01, Ср

Пер. Исламчат

12,9

1077,9

07.01, Чт

Пер. Шаукам - р. Ташорун

22,1

721,8

08.01, Пт

Хр. Кырбаши - р. Гижгит

24,5

807,7

09.01, Сб

Былым

5

75,4

Всего

107,8

5741,6

Ссылки

- Маршрут на карте Google Maps
- Трек (нефильтрованный)
- Прогноз погоды на Эльбрусе
- Отчет о прошлогоднем январском походе по верховьям Лабы (В. Завьялов)
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Эльбрус

Молодцы Я бы сам хотел сходить в что нибудь похожее.....
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru