Автор: Денис Суслов, Москва

Переход Суворова через Альпы

Предыстория суворовского швейцарского похода — это сложная история бестолковых метаний Павла I, двурушничества и нерешительности императора Франца, амбиций генералов французской директории. И прочие нюансы большой европейской политики конца XVIII века.

Дело шло семимильными шагами к гегемонии наполеоновских армий на полях сражений новой всеевропейской войны.
И Суворов, как полководец (а не политик), вполне мог придушить эту гидру в зародыше, будь у него развязаны руки.

Но, как известно, не сложилось.
После триумфального освобождения (за несколько месяцев) севера Италии от французов, вместо решительного наступления всеми силами на Париж, он был направлен в Швейцарию.
Не утомляя вас подробностями, скажу, что план, составленный австрийским военным советом, был странный, если не сказать грубее.
Суворов это понимал, был раздосадован, но приказа не оспорил.

И двинулся на соединение с корпусом Римского-Корсакова и австрийским корпусом Готце, для совместных действий против французов.
Французской гельветической армией командовал Массена, будущий маршал Франции и один из лучших полководцев Бонапарта.

Потеря почти недели в районе Беллицоны, в ожидании обещанного австрийцами провианта и мулов для его перевозки по горным тропам, стала в дальнейшем одной из причин общей неудачи кампании.
При этом не дождались ни того ни другого в полном объёме.
Второй важный пункт — получение от союзников точных карт горной местности, тоже не был выполнен.
Хотя в начале маршрут был в целом понятен.

Численность корпуса Суворова составляла 18-22 тысячи человек. Данные историков сильно разнятся.
Противостояло ему первоначально около 10 тысяч солдат директории под командованием опытного генерала Лекурба.

Двинули через Сен-Готтард, сбивая и тесня французов на север.
Штурм перевала и переход по Чертову мосту через Урзернское ущелье — наиболее часто упоминаемые события похода.

При этом первый был совершен с непривычно большим для Суворова количеством потерь. Около 2 тысяч человек. Виной тому тяжелейшие условия штурма отвесного склона под проливным дождём, отсутствие нормальной коммуникации между подразделениями в горах и практически нулевой эффект от действий авангардов и разведки.

А изображенного на тысячах гравюр и картин жесткого боя на узком каменном мосту, скорее всего, было вообще.
Никто не вязал бревна офицерскими шарфами и не бежал над пропастью в штыковую атаку. После первой стычки, отряд австрийских пионеров (саперов) ночью восстановил взорванную французами малую арку моста. Охотники обезвредили преграждавшую дорогу горную пушку. И утром, под прикрытием огня егерей, сидящих на скалах, войска, выйдя из Андерматта, прошли по мосту и погнали огрызающихся французов к Альтдорфу.

В этом походе родилось много легенд, обросших позже подробностями и бесконечно тиражируемых в изобразительном искусстве, литературе и кино.
Но главный факт неизменен: Суворов был, как всегда, решителен, стремителен и результативен.

До прихода известия о полном разгроме русско-австрийских войск, с которыми он шёл на соединение, оставалось несколько дней. Суворов ещё не знал, что идет со своей невеликой армией в смертельную ловушку.

P.S.

Ныне напротив музея на перевале Сен-Готтард на скале установлена фигура Суворова на коне, которого ведет под уздцы старик-горец. Это швейцарский проводник Антонио Гамма, прошедший с Суворовым весь поход. И единственный памятник иностранному военачальнику, установленный в Швейцарии.

А в стороне, метрах в ста, стоит крошечная Cappella dei Morti (Часовня павших) с выбитой на камне датой «1799». О ней мало кто знает. Она поставлена в память павших при штурме перевалах русских солдатах и офицерах.

Стену ущелья у Чертова моста украшает величественный монумент — высеченный в скале крест и памятная надпись «доблестным сподвижникам генералиссимуса Суворова». Монумент этот создан к столетию швейцарского похода, на деньги и по инициативе князя Голицына.

Мы же от этого памятника преодолели несложную, но бодрую виа феррату «Дьяболо» (450 вертикальных метров, уровень 2-3). И двинулись вслед за суворовской армией в сторону столицы кантона Ури, города Альтдорфа, где нас ждал самый большой в Швейцарии частный музей Суворова.

Но об этом в следующих постах...