Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном спортивном маршруте 6 к.с. по Ц. Тянь-Шаню, совершённом группой туристов Чувашской Республики в период с 14.07.2021 по 12.08.2021 года. Часть 1
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ (ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА) Сведения о проводящей организации Проводящие организации: Федерация спортивного туризма Чувашской Республики Туристский клуб «Надежда» ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, туристский клуб им. П.И. Степанова ЧувГУ им. И.Н. Ульянова. Адрес: 428028, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 8, помещение 1. Контакты: https://vk.com/fstchr, https://vk.com/turclub_chgu, https://vk.com/tk_nadezhda_chgpu Общие сведения о месте проведения маршрута
Общие справочные сведения о маршруте
Нитка маршрута (заявленная) 1А-3Б-3А-3А-3Б-2Б*-3А-1Б-2А*-3А-2Б-2Б-3А (=13) а/л Каракол - ущ. Кель-Тёр (рад.) - пер. Телеты (1А, 3759) - р. Байтор - (траверс 3Б, 4630) пер. Айлама (4049) + пер. 50 лет Советской Киргизии - лед. № 307 - пер. Байтор (3А, 4493) - р. Айланыш - (траверс 3А, 4890) пер. Джетыогуз + пер. Васильева + пер. Западное плечо п. Каракол - (траверс 3Б, 5281) п. Каракол + пер. Металлург - пер. ФКТ (2Б*, 4455) - пер. Джигит (4767) + в. Джигит по Зап. гребню радиально (3А, 5170) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 4030) - ущ. Кель-Тёр - пер. Эпюра (2А*, 4318) - лед. № 60 - (траверс ~3А, п/п) п. Сибирских Университетов (4915) + пер. Парус + п. Вильнюсского Университета (4930) + пер. на Сев. плече пика Вильнюсского Университета - лед. №34 - лед. № 30 - пер. в Ю ребре осн. хребта (~ 2А-2Б, п/п) - лед. № 29 - пер. Гипергеометрический (4630) + в. Советская Россия (2Б, 4937) - пер. Ледовый (3А, 4441) - лед. № 382 - р. Арашан - пос. Теплоключенка Нитка маршрута фактически пройденная 1А-3Б-3А-3А-3Б-2Б-3А-1Б-2А-3Б-2Б-2Б-3А (=13) а/л Каракол - ущ. Кель-Тёр (рад.) - пер. Телеты (1А, 3759) - р. Байтор - (траверс 3Б, 4630) пер. Айлама (4049) + пер. 50 лет Советской Киргизии - лед. № 307 - пер. Байтор (3А, 4493) - р. Айланыш - (траверс 3А, 4890) пер. Джетыогуз + пер. Васильева + пер. Западное плечо п. Каракол - (траверс 3Б, 5281) п. Каракол + пер. Металлург - пер. ФКТ (2Б, 4455) - пер. Джигит (4767) + в. Джигит по Зап. гребню радиально (3А, 5170) - лед. Онтор - пер. Онтор (1Б, 4030) - ущ. Кель-Тёр - пер. Эпюра (2А, 4318) - лед. № 60 - (траверс 3Б, п/п) п. Сибирских Университетов (4915) + пер. Парус + п. Вильнюсского Университета (4930) + пер. Чувашских Университетов (п/п, 4680) - лед. №34- лед. № 30 - пер. Туристов Чувашии (2Б, 4547, п/п) - лед. № 29 - пер. Гипергеометрический (4630) + в. Сов. Россия (2Б, 4937) - пер. Ледовый (3А, 4441) - лед. № 382 - р. Арашан - пос. Теплоключенка Определяющие локальные препятствия маршрута
Состав группы
Адреса хранения отчёта Отчёт вместе с приложениями, фотоматериалами и CD-диском хранится: Экземпляр 1: Центральная маршрутно-квалификационная комиссия (ЦМКК) (г. Москва). Экземпляр 2: Федерация спортивного туризма Чувашской Республики (428028, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 8, помещение 1). Рассмотрение маршрута Маршрут рассмотрен Центральной маршрутно-квалификационной комиссией (ЦМКК). Шифр МКК - 100-00-666666664. Обзорная карта маршрута Оранжевой линией на карте отмечен пройденный маршрут. Указаны места ночевок и заброски. Масштаб: 1:1000. Подробная интерактивная карта с запасными вариантами маршрута, маршрутными точками: https://nakarte.me/m=13/42.17180/78.53954&l=E/Mt/Wp&nktl=sd3iE9X7eVbWuAas CcJ_Cg.
Общая идея маршрута Участники и руководитель за годы занятий спортивным туризмом накопили достаточный опыт для прохождения маршрута 6 категории сложности. Поскольку команда имеет достаточный запас прочности, было решено выбрать доступный, известный, но, в то же время, достаточно сложный район. Центральный ТяньШань отвечал предъявляемым требованиям: он находится относительно близко от населённых пунктов и путей транспортного сообщения, обладает высоким спортивным потенциалом за счёт основного хребта Терскей-Алатау и его отрогов. Горный массив вытянут с Запада на Восток, разнообразен и объёмен для длительных автономных путешествий. Здесь имеются популярные сложные перевалы, редко посещаемые места и возможности для освоения новых участков. Ко всему прочему, у большей части участников и у руководителя имеется опыт прохождения сложных маршрутов в этом районе, что даёт дополнительный запас прочности группе. В 2018 году был осмотрен Южный (Университетский) отрог основного хребта, который впечатлил руководителя и подтолкнул к первопрохождению траверса гребня на участке между пиками Сибирских университетов и Вильнюсского университета. На стадии планирования были включены в маршрут также ранее непройденные перевалы, которые логично вписывались в нитку маршрута. Таким образом, был разработан маршрут достаточно сложный, насыщенный препятствиями и протяжённый в районе, подходящем для совершения первого для группы горного похода 6 категории сложности, который включил в себя основные интересные участки района, сложные препятствия для совершения первопрохождений. Кроме того, была налажена логистика, позволяющая группе самостоятельно организовать две заброски и распределить вес всего снаряжения, продуктов, топлива для успешного прохождения маршрута. Варианты подъезда и отъезда Самолётом: наилучший вариант добраться с территории России в Киргизию является самолёт. Есть много рейсов из крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск и т.д.). Для нас наиболее удобным является вариант перелёта из г. Казань, чем мы и воспользовались. Стоимость билета Казань-Бишкек 8600 руб., а вот стоимость обратного билета - 24500 руб., что связано с пандемией коронавируса и закрытыми границами. Поездом: Путь пролегает через соседний Казахстан, с которым у России безвизовый режим (как и с Киргизией), поэтому никаких дополнительных документов, кроме паспорта, от вас не потребуется. Есть вариант заброски на поезде Москва - Бишкек, который проходит через Самару, пересекает Казахстан с северо-запада на юго-восток. Надо учесть, что стоимость билетов на поезда, отправляющиеся с территории России в 2-3 раза выше, чем стоимость билетов на эти же поезда в Казахстане. С расписанием Московского поезда можно ознакомиться на сайте РЖД или на сайте Киргизских железных дорог http://www.kjd.kg/ru/train-schedule/. Путь от Самары до Бишкека займёт больше двух суток и 7 часов. Выбор поездов до Алма-Аты больше. Есть скоростные, которые идут на сутки быстрее при незначительной переплате, но скоростные вагоны построены по новому проекту и туристам с большими рюкзаками в них ездить неудобно. В этом году данный вариант не рассматривался, так как все международные железнодорожные рейсы были отменены из-за коронавируса. На личном автомобиле: Возможен вариант проезда личным автотранспортом, но он накладывает дополнительные сложности в виде оплаты страховки автотранспортного средства на территории другого государства. Заброска на маршрут и выброска с маршрута. Заброску от аэропорта Манас до альплагеря Каракол организовывали через Юрия Траченко +996772493606 или +996557504332. Также через него можно заказать газ и очищенный бензин, сделать временную регистрацию при нахождении в Киргизии более 30 дней. Вот его сайт: http://kyrgyzadvent.com/. Стоимость проезда Манас - г. Каракол составила 11000 руб. От г. Каракол до а/л Каракол на «буханке» 9000 руб. Трансфер от источников Алтын-Арашан до г. Каракол 6500 руб. Страхование жизни, связь и регистрация в ПСО. Пропуска в пограничную зону и на территорию ООПТ Страхование жизни. Все участники страховались через «Белгосстрах». Страховка на период похода обошлась каждому на сумму около 8500 р. Сумма страховой выплаты составляла 50 000 долларов и включала в себя эвакуацию вертолётом. Страховка подорожала, и чтобы найти подходящие варианты пришлось потратить много времени и сил. Связь. Группа использовала спутниковый трекер «Spot», с помощью которого можно отправлять данные о своём местонахождении и сигнал о необходимости оказания экстренной помощи. Регистрация в ПСО. Группа зарегистрировалась в МЧС Киргизии. Тел./e-mail: МЧС Кыргызской Республики - 112 (0312) 435-976 (0770) 800100, od.mchs@mail.ru. Консульский учёт. Так как маршрут проходил за рубежом, то группа встала на учёт в посольстве России в Киргизии. Учёт происходит путём подачи личного заявления на сайте Консульского департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации - https://consreg.kdmid.ru/. Посольство РФ в Киргизии - г. Бишкек, пр. Манаса, д. 55, тел. +996-770-448577 (экстренный), (996-312)-61-26-15, 61-26-17, rusconskg@mid.ru. Регистрация в Киргизии. При нахождении на территории Киргизии более 30 дней необходимо делать регистрацию по месту нахождения. В противном случае при выезде из страны выпишут штраф на 10000 сом. Регистрацию делали при содействии Юры Траченко в Караколе, для её получения пришлось прождать около 2 часов. ПЦР-тестирование. Перед вылетом в Киргизию и по прибытии обратно в Россию все члены группы сдали ПЦР-тест на коронавирусную инфекцию. Результаты отрицательные. Пропуска на территорию ООПТ. Маршрут частично проходил по национальному природному парку «Каракол». Пропуска на каждого члена группы и на палатки оплачены на посту при въезде в Каракольское ущелье. Стоимость посещения национального парка «Каракол»: 150 сом с человека + 50 сом за каждую палатку. Аварийные выходы с маршрута С маршрута возможны следующие аварийные выходы: 1) Из долин рек Каракол, Джеты-Огуз, Арашан, вниз до ближайших населённых пунктов (г. Каракол, пос. Кызыл-Суу, пос. Теплоключенка). 2) Из долины Сарычат вниз вдоль р. Куйлю до заставы Куйлю. 3) Из ущ. Караколтор по ущ. Куйлю Восточная до заставы Куйлю. Изменения маршрута и их причины Маршрут пройден группой без изменений. График движения Все указания сторон даны орографически, если не указано иное. Все временные интервалы - чистое ходовое время (ЧХВ). Номера ледников - по «Каталогу ледников СССР» (1977 г.). Сокращения: ПС - пункт страховки, ППС - пункт промежуточной страховки, м/н - место ночёвки. «Гр., °» - градусы, крутизна- угол склона. Верёвки использовались по 50 м.
Итого активным способом передвижения в зачёт (пешком): 176,6 км. Пройдено всего: 198,7 км. Чистое ходовое время маршрута: 151 час 17 минут. Набор высоты: 13707 метров. Сброс высоты: 13040 метров. *ЧХВ - чистое ходовое время (в часах и минутах). Данные по пройденному расстоянию взяты из усреднённых показателей GPS-навигатора, подсчётов расстояния с использованием сервиса «Google Earth», учитывающего неровности рельефа, а также измерений по карте. Высотный график маршрута
Рис. 1. Высотный график маршрута Техническое описание прохождения маршрута
Самолётом добираемся из Казани в Бишкек, далее на заказанной машине из аэропорта Манас до города Каракол. В Караколе останавливаемся на пару часов: делаем временную регистрацию и обедаем. Меняем машину на УАЗ-»буханку», перекидываем вещи из машины в машину и получаем свой бензин «калошу», который заказывали ещё весной. На «буханке» едем из Каракола до альплагеря в долине реки Каракол. По пути останавливаемся на кордоне национального природного парка «Каракол», где оплачиваем стоимость посещения парка. Дорога в верховья долины в одном месте была разрушена селем две недели назад. Пришлось убрать несколько больших камней, которые мешали проезду машины.
Фото 1. Завал на дороге К 18 часам мы доезжаем до нужной нам точки чуть выше по долине от альплагеря (42°18'37.09"N 78°28'34.50"E).
Фото 2. Лагерь в ущ. Каракол (утро второго дня) стаём на ночёвку там же, где останавливались в 2018 году, - у большого камня-останца ставим палатки, под раскидистой ёлкой оборудуем кухню. На этом месте нам предстоит провести 2 ночи. Вечером переупаковываем свои рюкзаки и сумки для заброски. Вечером идёт небольшой дождь. Ложимся спать около 23 часов. Ночью небо проясняется и видны звёзды. Тепло.
Встаём в 6 утра. После ночного дождя достаточно мокро. Перепаковываем рюкзаки, чтобы занести в долину реки Кель-Тор заброску на третью часть маршрута. Рюкзаки для заброски по весу выходят в 15-16 килограмм.
Фото 3. Группа в первый день активной части маршрута Выходим на маршрут в 8:23. Идём по грунтовой автомобильной дороге вверх по долине вдоль левого берега реки Каракол. Проходим кош, располагающийся справа от дороги по ходу движения. Чуть выше коша переходим реку Каракол по мосту на правый берег (42°17'58.67"N 78°29'14.53"E) и выходим к очередному кошу.
Фото 4. Путь вдоль р. Каракол
Фото 5. Мост через р. Каракол Отсюда по тропе начинаем подъём на ступень долины реки Кель-Тор. Тропа нахоженная, очень грязно, много следов лошадей. На тропе также обнаруживаем свежие медвежьи следы. Начинается моросящий обложной дождь, делаем очередной привал на изгибе тропы под деревом, прячась от дождя. Далее, поднявшись по крутой тропе на ступень долины, выходим из зоны леса и идём по тропе, которая петляет по лугам. Тропа идёт вдоль правого берега реки и изредка подходит к ней. Проходим очередной кош, вокруг которого большая вытоптанная скотом площадка. После коша проходим небольшой лесок и поднимаемся на небольшую ступень долины, отделённую старым моренным ригелем, поросшим кустарником и травой. Подъём по тропе осложнён высокими кустами и скользкими камнями, поросшими мхом. Подъём на эту ступень является самым сложным местом при прохождении долины реки Кель-Тор как на подъём, так и на спуск. Тропа отмечена турами. После подъёма выходим на широкие заливные луга. Тропа петляет, ведёт через заболоченные участки. Дождь прекращается. В конце этих лугов, влево по ходу движения, уходит маршрут на перевал Каменистый (1Б). Далее следует подъём по слежавшейся осыпи ригеля на следующую ступень долины. Выходим на новые заливные луга, по которым проходим практически до слияния двух истоков реки Кель-Тор. В 15:10 останавливаемся и разведываем место для заброски (42°14'1.73"N 78°32'45.09"E). Прячем её на крупной осыпи. В заброске оставляем продукты на заключительную часть маршрута, с 24 дня и до конца пути. Здесь же устраиваем обед перед спуском обратно вниз в долину реки Каракол.
Фото 6. Верховья ущ. Кельтор от места заброски Подъём от места ночёвки до места, где мы оставили заброску, занял суммарно 9 ходок, что составило 4 часа 57 минут чистого ходового времени. После обеда, в 16:30 начинаем спуск по долине обратно по пути подъёма. Снова начинается дождь, который будет идти до самого спуска в долину реки Каракол. Под дождём изрядно промокаем. Рассчитывали, что спуск с пустыми рюкзаками будет чуть быстрее, но на спусках по скользким камням движение сильно замедлялось. В целом спуск, как и подъём, не представляет сложности, кроме одного участка. В лагерь пришли в 19:40. Спуск от заброски до места ночёвки продолжался 2 часа 40 минут чистого ходового времени, сделали всего 4 ходки, первые две из которых длились более 50 минут, так как останавливаться на привал под дождём не хотелось. В период с 18:30 до 21 часа дождя нет, но потом новый заряд до самого утра. Ложимся спать около 22 часов. Ночью тепло и дождь.
После ночного дождя с утра ясно и переменная облачность. Встали в 6 утра. Долго пакуем рюкзаки и собираемся. Темп движения в этот день предстоит неспешный, так как в наших рюкзаках на старте по 36-38 килограмм, в том числе продукты и бензин на 23 дня. Часть продуктов мы должны будем оставить через 2 дня во второй заброске в долине реки Джетыогуз. Выходим в 9:15. Идём по грунтовой дороге вверх по долине вдоль левого берега реки Каракол. Проходим кош, располагающийся справа от дороги по ходу движения. Продолжаем движение дальше по дороге, которая постепенно переходит в хорошую набитую тропу. Входим в лес, переходим по бревенчатым мостикам два рукава реки Телеты Восточная.
Фото 7. Переходим р. Телеты Восточная Вскоре выходим из леса на луг, где сворачиваем направо вверх. Нам необходимо подняться по тропе по правому берегу реки в висячую долину Телеты Восточная. Пересекаем луг и на опушке леса попадаем на узкую набитую тропу. В лесу тропа петляет, круто забираясь в висячую долину. Погода постепенно ухудшается, и вскоре начинается дождь, который застаёт нас в 11:45 на выходе из зоны леса. От дождя прячемся под раскидистыми ёлками и решаем переждать.
Фото 8. Постепенно выходим из зоны леса В 12:57 продолжаем движение. Выходим из зоны леса и идём по грязной и мокрой тропе по редколесью и лугам. Встречаем по пути группу туристов, которая спускается с перевала Телеты. Медленно по лугам поднимаемся на ступень долины. Встаём в 14:00 на обед. Во время обеда дождь усиливается, поэтому также пережидаем под тентом пока он утихнет. С обеда выходим в 16:15. По хорошей тропе идём по пологой долине, поднимаемся на очередную ступень и переходим на левый берег реки, вдоль которого по тропе продолжаем движение вверх по лугам. Дождь то начинается, то прекращается.
Фото 9. Перешли на левый берег реки Проходим участок долины, заросший кустарником. Переходим несколько левых притоков реки, два раза останавливаемся в поисках ровных площадок для ночёвки, переходим саму реку Телеты на правый берег и обратно. В конце концов, находим ровную площадку для бивака. В 19:00 встаём на ночёвку (42°16'10.71"N 78°27'0.65"E).
Фото 10. Н3. Виден дальнейший путь к перевалу (утро 4-го дня) Весь вечер и ночь идёт дождь. Ночью тепло. Ложимся спать около 22 часов.
Встали в 5:30. С утра пасмурно, но с восходом солнца погода постепенно начинает улучшаться. Выходим на маршрут в 7:45. Идём вверх по долине всё по той же тропе, которая идёт по лугам через мокрые кусты. Доходим до конца долины и уходим в правый по ходу движения цирк вдоль ручья.
Фото 11. Движемся вверх к пер. Телеты В цирк ведёт подъём крутизной до 25 градусов. На подъёме хорошая тропа, которая выводит в цирк перевала. В цирке много хороших площадок под палатки, разливы ручья. Проходим цирк вдоль и совершаем подъём по каменистому склону под начало перевального взлёта. Перед ним хорошие места для ночёвки (42°15'47.97"N 78°26'2.08"E) (см. фото 12).
Фото 12. Ночёвки перед пер. Телеты Непосредственно перевальный взлёт на перевал проходит по средней осыпи, крутизна подъёма до 25 градусов. Подъём по взлёту занял 20 минут. На перевал Телеты поднимаемся в 10:35.
Фото 13. Подъем на пер. Телеты
Фото 14. Группа на пер. Телеты (фото с юга на север) Перевал Телеты (1А, 3759 м, осыпной с обеих сторон, 42°15'43.08"N 78°25'39.19"E) связывает реки Телеты Восточная и Телеты Западная. Является одним из самых популярных перевалов, связывающих долины рек Джетыогуз и Каракол. Перевал - широкая седловина, на которой есть места под палатки, рядом есть несколько снежников, снег из которых можно использовать для приготовления пищи. Тур расположен в центре седловины. Сняли записку группы туристов МГУ под руководством Буздалова Дениса от 5 июля 2021 года. В туре также обнаружили две упаковки сахара, брать не стали. В 10:55 начинаем спуск с перевала. Спуск проходит по тропе, которая идёт от седловины перевала влево по ходу движения по мелкой и средней осыпи крутизной до 25 градусов. Спуск по перевальному взлёту занимает около 20 минут.
Фото 15. Спуск с пер. Телеты Идём вниз по тропе, которая проходит по травянистым склонам, усыпанным камнями. Спуск достаточно крутой, большая нагрузка на колени. За ходку сбрасываем более 300 метров высоты и доходим до правого притока реки Телеты Западная. У реки встаём на обед в 12:00 (42°15'5.31"N 78°24'39.81"E).
Фото 16. Спуск в ущ. Телеты Западная Светит солнце, сушим свои вещи, снаряжение и палатки, которые промокли вчера. С обеда выходим в 13:44, идём по тропе вдоль левого берега притока, спуск по травянистым склонам сменяется зарослями кустарников. За ходку сбрасываем ещё 200 метров и выходим непосредственно к реке Телеты Западная. В нижней части спуска много кустов и тропа раскисшая от дождей. Выводы по перевалу Телеты: Перевал соответствует своей категории трудности, не имеет технической сложности, но необходима физическая подготовка из-за долгих и затяжных подходов под перевал. ЧХВ перевала Телеты: Подъём от реки Каракол в висячую долину до выхода из зоны леса - 44 минуты. Прохождение долины реки Телеты Восточная от зоны леса до цирка перевала - 3 часа 50 минут. Подъём от цирка перевала до седловины перевала - 45 минут. Спуск от седловины перевала до правого притока реки Телеты Западная - 53 минуты. Спуск от притока до реки Телеты Западная - 26 минут. Продолжаем движение вниз по тропе по правому берегу Телеты Западная. На встречу попадается много портеров. Вскоре тропа становится грунтовой дорогой. За 2 ходки (54 мин.) доходим до коша, рядом с которым находится мост через реку (42°15'40.31"N 78°22'37.93"E). Переходим по мосту на левый берег реки и далее спускаемся вниз по тропе вдоль него. Вскоре входим в зону леса.
Фото 17. Вниз по ущ. Телеты Западная Далее дорога по лесу, которая местами очень грязная после дождей. За 2 ходки (59 мин.) доходим до первого коша на левом берегу, далее вниз их будет несколько. Коровья дорога в лесу становится автомобильной грунтовкой, по ней мы за 2 ходки спускаемся до устья реки Телеты Западная (51 мин.), которая впадает в реку Джетыогуз. От коша, который находится у устья, уходим влево вверх по Джетыогузу. Отойдя на приличное расстояние от коша, становимся на ночёвку на правом берегу реки Джетыогуз в 18:15 (42°16'3.41"N 78°19'36.78"E).
Фото 18. Лагерь в долине р. Джетыогуз Вечером тепло и ясно. Ложимся спать в 21:30. Ночью прошёл небольшой дождик и пасмурно.
С утра ясно и тепло, сегодняшняя погода обещает быть хорошей. Встали в 5 утра. Выходим в 7:08. Идём вдоль правого берега реки Джетыогуз по тропам вверх по долине. Тропа местами разбита, местами грязь и заболоченные участки, но прослеживается хорошо. Тропа идёт по широкой долине, то по лугам с небольшими заболоченностями, то по смешанному лесу. Встретили по пути 4 коша. Двигаясь по долине практически не набираем высоту, поэтому двигаемся в хорошем темпе, насколько хорошо можно идти с тяжёлыми рюкзаками. Возле некоторых кошей есть места для брода реки на другой берег, такие места вдоль реки обозначены вбитыми столбиками. За 4 ходки (1 ч 31 мин.) доходим до самого верхнего коша, расположенного на возвышенности. Около коша через реку перекинуто два бревна, но переходить по ним опасно.
Фото 19. Левым берегом р. Джетыогуз Нам же необходимо перейти на другой берег, чтобы уйти в долину реки Байтор. Решаем сделать это выше у слияния двух рек в урочище Белалю-Сай, где на карте нарисованы броды, от коша до слияния рек около 10 минут хода. В 9:40 подходим к слиянию рек Байтор и Айланыш, при слиянии этих двух рек начинается река Джетыогуз. Здесь есть хорошие места для брода. Перед нами местные пастухи на лошадях с собаками прошли эти броды, что позволило оценить глубину рек и вероятность нашего успеха. Для переправы с правого берега реки Джетыогуз на левый необходимо перейти реку Айланыш, через 50 метров разлив реки Байтор. Глубина бродов - максимум по колено, течение - не сильное, брод в этом месте удобный и безопасный.
Фото 20. Брод Айланыша (на дальнем плане) и Байтора С брода уходим в 10:13. Идём по тропе вдоль левого берега реки Байтор, тропа вскоре уходит в хвойный лес, расположенный на подъёме к верхней части долины Байтора. В этом лесу мы должны оставить вторую заброску. В 10:25 начинаем поиски места для заброски и находим удобное углубление под поваленным деревом. Роем нору нужных размеров, переупаковываем свои рюкзаки и оставляем в заброске продукты и бензин на дни с 13 по 24, заброску хорошо прикапываем и маскируем. Выходим в 11:45 и продолжаем движение по тропе по лесу. Восточнее леса, по которому мы движемся, река Байтор стекает по крутым глубоким каньонам с верхней части долины в нижнюю. Набираем высоту и выходим из зоны леса, где встаём на обед у небольшого ручейка в 12:25. С обеда выходим в 14:05, идём по тропе по низкорослым кустарникам, поднимаемся в верхнюю долину.
Фото 21. Подходим к месту обеда. Впереди подъём в верхнюю часть ущелья Далее идём по длинной и широкой долине. Путь лежит по лугам, в паре мест небольшие заболоченности и один переход через неширокий ручей. От обеда до конца пологой части долины три ходки (1 ч 18 мин.). После, долина раздваивается: правая по ходу движения ветвь долины идёт к леднику № 281 и перевалу Айлама, к которому мы держим путь, левая - к леднику №282 (ледник Байтор) и перевалам Серебряное Седло и Байтор, с которого нам предстоит спускаться обратно в долину в конце первого кольца. В 16:00 встаём на ночёвку на лугу у раздвоения долины около большого камня-останца (42°11'16.67"N 78°20'22.24"E). Рядом стекает небольшой ручей, который является левым притоком реки Байтор. Вскоре после остановки на ночёвку небо затягивает облаками и начинает накрапывать дождь, дождь идёт небольшими зарядами, после чего стихает. Верховья гор весь вечер затянуты плотными облаками.
Фото 22. По ущелью р. Байтор Ложимся спать в 21 час. Ночью тепло и пасмурно. Несколько раз за ночь шёл мелкий моросящий дождь.
С утра пасмурно. Встали в 5 утра. К моменту выхода на маршрут небо проясняется. Выходим на маршрут в 7:02. Идём по коровьим тропам вверх по долине к леднику №281. Тропа идёт по низкорослым кустам, мокрым после ночного дождя. Выходим к ручью с ледника № 281 и попадаем на травянистую террасу (см. фото 23). Далее движемся вдоль левого берега ручья. Кустарник сменяется низкотравьем, много полян с эдельвейсами.
Фото 23. Идём к леднику №281 Через две ходки проходим небольшие разливы реки, переходим на правый берег ручья после заболоченного участка. По правобортной морене идём к верховьям. На gps-картах здесь нарисовано озеро, но в реальности его нет, только галечниковые отмели. Придерживаемся гребня и кармана морены, но там не видно простого прохода. Чуть спускаемся вниз к реке и в 10 часов выходим к языку ледника. Далее по леднику уходим по диагонали на левый край. Подъём на ледник крутизной около 15 градусов, много камней в нижней части. Ледник открытый, есть небольшие трещины, которые без проблем обходятся. Кошки не надеваем.
Фото 24. Идём к леднику №281
Фото 25. Путь по лед. №281 В 11:20 выходим на левобортную морену ледника. На этой морене встаём на ночёвку (42° 9'8.45"N 78°20'3.36"E), поскольку дальше мест для ночёвки нет, а время для подъёма на перевал уже позднее.
Фото 26. Общий вид на пер. Айлама с лед. № 281 и путь подъёма на него Готовим обед и выравниваем места для палаток. Пока мы обедали, небо затянуло облаками и пошёл дождь. После 14:30 небо очистилось и появилось солнце. Решено частично провесить подъём на перевал. Связка из двух человек выходит из лагеря в 15:43. С места ночёвки хорошо виден весь путь. За 20 минут связка проходит снежник в цирке перевала, забирая вправо по ходу движения, чтобы обойти бараньи лбы. Далее за 30 минут проходит осыпной склон, осыпь среднего размера, живая. Далее выход на второй снежник, который тянется до начала перевального взлёта. По снежнику связка уходит влево, проходя над бараньими лбами. Движение по второму снежнику в кошках, т.к. под снегом жёсткий лёд. Подход под место начала провешивания перил в 17:00. Провешено 2 верёвки перил. В 18:45 начало спуска связки в лагерь по пути подъёма. В 19:30 связка на месте ночёвки. Вечером переменная облачность. Ложимся спать в 21:30. Ночью без осадков и холодно.
Утром переменная облачность и холодно. С восходом солнца облака уходят, проясняется. Встали в 4:30. Выходим на маршрут в 6:25. Идём в сторону перевала Айлама по некрутому снежнику (около 15 градусов) по вчерашним следам, оставленным связкой. На снежнике хороший плотный наст. За полчаса проходим снежник, забираем вправо и выходим на осыпные склоны, по которым обходятся бараньи лбы.
Фото 27. Выход на осыпной склон перед началом второго снежника По средней и крупной осыпи поднимаемся вверх, забирая вправо. За полчаса доходим до второго снежника, перед которым надеваем кошки и становимся в связку. Идём по снежнику одной связкой, уходим влево к началу перевального взлёта. Основной ориентир начала подъёма на перевал - «жёлтые скалы». В 8:12 подходим под перевальный взлёт.
Фото 28. Путь на пер. Айлама от места ночёвки
Фото 29. Выходим на второй снежник в связках В 8:23 начинаем движение на подъём. Первая верёвка: ПС1 - якорные крючья, верхний ПС2 - старая станция, укреплённая своим скальным крюком. 5 ППС - закладки, крючья. Первая верёвка перил проходит сначала влево по диагонали по полке, далее участок внутреннего угла, лазанием с подстраховкой жумаром на перилах. Крутизна участка до 70-75 градусов.
Фото 30. Первая верёвка подъёма
Фото 31. Первая верёвка подъёма Скалы монолитные и надёжные. Все станции вешаем на крючья, пункты промежуточной страховки - крючья, закладки. По склонам камни свободно не летят, только если их спускают. На скалах много старых крючьев и расходной верёвки. Вторая верёвка идёт по полке влево вверх. Крутизна до 30 градусов. На этом участке лежит много свободных камней. На станции в конце второй верёвки удобное и безопасное место, укрытое нависанием скал от возможного падения камней сверху.
Фото 32. Вторая верёвка
Фото 33. Третья верёвка
Фото 34. Третья верёвка Третья верёвка вверх по небольшому кулуару. Крутизна участка до 70 градусов. Четвёртая верёвка (около 15 метров) выводит на седловину перевала. Данный участок достаточно крутой (до 70 градусов).
Фото 35. Четвёртая верёвка. Выход на седловину На седловину перевала Айлама (42° 9'0.41"N 78°19'29.22"E) вышли в 10:30. Небо начинает заволакивать облаками. «Умные» часы дают штормовое предупреждение. Ждём того, что погода испортиться через несколько часов.
Фото 36. Группа на перевале Айлама. Слева лед. Айлама Западный Перевал Айлама (2Б, 4049 м, скально-осыпной с востока, снежноледовый с запада) связывает ледник №281 (долина реки Байтор) и ледник №267 (Айлама Восточный) (долина реки Айлама). Определяющая сторона - восточная, спуск на запад не представляет сложности и проходит в связках по снежноледовому склону. Перевал - узкая седловина шириной в 1,5 метра, мест под палатки нет. Тур расположен на скалах в северной части седловины. Сняли записку группы туристов Петроградского клуба туристов (г. Санкт-Петербург) под руководством Шкилёва Виталия от 20 августа 2019 года. Выводы по перевалу Айлама: Перевал соответствует своей категории трудности. Для прохождения перевала требуется хорошая физическая и техническая подготовка. Перевал пройден на подъём по определяющей стороне. Перевал интересен с технической точки зрения. Рекомендуется к прохождению на маршрутах 4 категории сложности и выше. ЧХВ перевала Айлама: Подъём от пологой части долины реки Байтор до лед. №281 - 1 час 29 минут. Прохождение лед. №281 - 1 час 6 минут. Предпровешивание верёвок на перевал - 3 часа 47 минут. Движение от места ночёвки до перевального взлёта - 1 час 15 минут. Подъём на перевал Айлама - 2 часа 7 минут. Продолжение траверса. В 10:50 начинаем движение от перевала траверсом по хребту к перевалу 50 лет Советской Киргизии. Идём в связках по глубокому снегу (до колена), обходим справа по ходу движения скальные выходы, а также два жандарма. Крутизна склонов до 30 градусов.
Предыдущие группы, по описанию которых мы идём, лезли жандармы в лоб, хотя они вполне неплохо обходятся по снежно-ледовому склону. Возможно, что при меньшем количестве снега, обход может быть сложнее, так как придётся обходить по ледовым склонам и провешивать перила. Обход занимает около 50 минут. Далее обходим третий жандарм, крутизна склона больше (до 35 градусов) и снега меньше. При обходе жандарма движемся в связках с попеременной страховкой. В качестве ППС - крюки (3 штуки). После обхода идём непосредственно по хребту. Начинается снег. Далее идёт крутой снежно-ледовый склон. Идём на него в связке, тропим ступени в глубоком снегу. В конце склона участок в 10 метров крутизной в 60 градусов, снега гораздо меньше, под снегом лёд. На этом участке вешаем промежуточную точку страховки на ледобур, подъём осуществляем в три такта. В конце подъёма выходим на широкий снежный балкон в 13:30. Снег усиливается, поднимается ветер. Всё вокруг заволакивает плотными облаками, видимость небольшая, непонятно куда идти дальше, так просмотреть маршрут движения невозможно. Решаем пообедать. Через полтора часа после подъёма на балкон улучшений нет, остаёмся на ночёвку. Видимость появляется после 16 часов, снег прекращается, понемногу облачность рассеивается. Протропили и провесили 50 м перил по снежноледовому склону, разведали дальнейший путь. Выход занял 35 минут.
Фото 38. Провешивание верёвки на крутом участке Ложимся спать в 21 час. Ночью ясная прохладная погода, видны звёзды и огни поселений вокруг Иссык-Куля.
Встаём в 4:30. С утра ясно и холодно. Выходим с ночёвки в 6:55. Поднимаемся за 15 минут по склону вверх по протропленным накануне ступеням. Наверху связываемся и далее движемся в связках по гребню.
Фото 39. Дальнейший путь по гребню и перевал Обходим жандарм слева и проходим небольшую снежную седловину. Далее маршрут движения идёт по скалам, в связках. Второй жандарм обходим по скалам слева в связках с одновременной страховкой, в качестве пунктов промежуточной страховки используем петли, накинутые на скальные выступы, и закладки, заложенные в трещины. Провесили 7 ППС в обход жандарма, выходим на снежную полку, по которой продолжаем движение. На скалах и на полке необходимо быть осторожным, чтобы не выйти на снежные карнизы.
Фото 40. Прохождение жандарма с одновременной страховкой через ППС
Фото 41. Путь по границе снега и скал Со снежной полки выходим на снежный гребень, по которому идём дальше, после спускаемся с гребня вниз на снежную полку к небольшим скалам. Придерживаемся границы снега и скал. Траверсируем большой заснеженный жандарм, на траверсе очень много снега - выше колена, а местами по пояс.
Фото 42. Траверс большого жандарма
Фото 43. Вид от начала траверса жандарма на пройденный участок С траверса выходим на широкий снежный балкон в 9:45. На этом балконе на скалах находится промежуточный тур перевала 50 лет Советской Киргизии (3Б), видимо, тур здесь нужен для фиксации прохождения перевала, так как сам перевал - это длинная снежная седловина, на которой нет скал, где можно сложить тур. В туре записка группы клуба туристов «Вездеход» (г. Воткинск, Удмуртия) под руководством Попова Валерия от 4 августа 2019 года. Выходим от промежуточного тура в 10:20, поднимаемся в связках по глубокому снегу (по колено) вверх и вправо по склону в сторону перевала 50 лет Советской Киргизии. Крутизна склона до 40-45 градусов, снега много, тропёжка довольно утомительная. Обычно от балкона до перевала провешивают около 5-6 верёвок перил. В наших условиях возможно идти в связках с одновременной страховкой. Снега достаточно для хороших ступеней, но он однородный и стабильный, лавиноопасность оценивается как низкую. В верхней заключительной части подъёма идём на три такта с ППС на ледобурах 2 шт.
Фото 44. Выход к ледовой шапке. Идём на три такта, делаем ППС на бурах Подходим за час с небольшим до края ледовой шапки, чтобы организовать надёжную станцию на ледобурах. Делаем два ППС на бурах, используя стенку ледовой шапки, и от её правого края вешаем верёвку. Выход на седловину сложный из-за большого снежного рыхлого надува. Лидеру пришлось потратить более получаса, чтобы вырубить приличную траншею шириной метр и длиной 5-6 метров для выхода на пологую часть седловины. В итоге из-под карниза до седловины перевала вешаем одну верёвку перил. От верхней станции проходим около ста метров в связках и в 12:35 выходим на широкую седловину перевала 50 лет Советской Киргизии (42° 8'19.31"N 78°19'29.00"E).
Фото 45. Выход на пер. 50 лет Советской Киргизии
Фото 46. Группа на пер. 50 лет Советской Киргизии Перевал 50 лет Советской Киргизии (3Б, 4658 м, снежно-ледовый) связывает ледник №267 (Айлама Восточный) (долина реки Айлама) и западную ветвь ледника №307 (Бороко Западный). Определяющая сторона - северная. Перевал представляет собой широкую и длинную седловину без чётко выраженной точки перевала. Тура на самом перевале нет, так как негде его сложить. Промежуточный тур перевала располагается на скалах на снежном балконе на подъёме на перевал с северной стороны. При подходе к перевалу с южной стороны трудно определить седловину и место откуда необходимо начинать спуск на север. При подъёме с северной стороны определить перевал значительно проще. Выводы по пер. 50 лет Советской Киргизии и траверса пер. Айлама - пер. 50 лет Советской Киргизии: В совокупности прохождения перевала Айлама с определяющей стороны, участка гребня, перевального взлёта и спуска на нижнюю часть ледника Бороко Западный через ледопад, возможно оценить траверс как простую 3Б. При подъёме на перевал со стороны ледника Айлама Восточный, независимо от прохождения перевала Айлама, перевал 50 лет Советской Киргизии можно оценить по сложности как 3А. Возможно, что перевал упростился из-за большого количества снега в этом году, благодаря чему мы вешали меньше перил, чем по описаниям предыдущих групп туристов. Для прохождения перевала требуется хорошая физическая и техническая подготовка. Перевал пройден на подъём по определяющей стороне. Перевал интересен с технической точки зрения, северная сторона может быть лавиноопасна. Рекомендуется к прохождению на маршрутах 5-6 категории сложности. На седловине перевала накрывает плотный туман и вскоре начинается снег. Видимости нет, и куда спускаться непонятно. Решаем на перевале растянуть тент для защиты от снега и пообедать пока пережидаем непогоду. Выходим с седловины в 15:30. Движемся в связках по закрытому леднику, крутизна склонов до 20 градусов. Снега много, поэтому идём в снегоступах. Обходим справа по ходу небольшую зону трещин, в которую можно было уйти при движении в непогоду. Временами идёт снег и видимость пропадает. Выходим на пологую часть ледника и в 16:15 встаём на ночёвку недалеко от начала ледопада (42° 7'48.48"N78°19'4.64"E) напротив седловины перевала Советских педагогов. Решаем не идти ледопад вечером при нестабильной видимости, а пройти его на следующий день. Вечером погода плохая, идёт снег, видимость низкая, дует холодный западный ветер. Ложимся спать в 21 час. Идёт мокрый снег, ветер заметает палатки снежной крупой.
С утра пасмурно, видимость 100-200 м, идёт мокрый снег. Встаём в 5:40. Собираемся достаточно долго, во время сборов снег понемногу стихает. Выходим на маршрут в 8:20. В связках движемся по закрытому леднику к ледопаду. От центральной части идём к левому краю, но там большие разломы и сераки, поэтому уходим к левому борту. Температура ночью не упала и мосты через трещины плохие - это затрудняет движение. В паре мест для подстраховки вешаем промежуточные пункты страховки на ледобуре. На коротких участках движемся лицом к склону и в три такта. Ненадолго приваливаем и пересекаем ледопад к правому борту ледника, где находим путь спуска между сераками. Выходим на лавинный вынос, по которому спускаемся на пологую часть западной ветви ледника Бороко Западный. Снизу видно, что есть вариант прохода у левого борта, но сверху его не было видно и казалось, что там, как и у правого борта, большие разрывы.
Фото 47. Путь спуска группы (красным) и вариант спуска, который не был виден (зелёным) ЧХВ перевала 50 лет Советской Киргизии: Траверс от перевала Айлама до промежуточного тура - 5 часов 45 минут. Подъём от промежуточного тура до седловины перевала - 2 часа 15 минут. Спуск от седловины перевала до верхней части западной ветви ледника №307 (Бороко Западный) - 45 минут. Прохождение ледопада на спуск до ровной части ледника №307 (Бороко Западный) - 2 часа 15 минут. Далее в связках проходим пологую часть ледника, сначала снега на леднике по колено, потом глубина снега постепенно уменьшается. Выходим на открытый ледник, где в 12:30 встаём на обед. За время обеда облака внезапно расходятся и выглядывает солнце.
Фото 48. По закрытому леднику Борокко Западный С обеда выходим в 14:45, идём по открытому леднику, переходим через небольшую боковую морены и переходим с западной ветви ледника на восточную ветвь. На стыке ветвей ледника протекает ледовая река, которая течёт в обратную сторону, река неширокая, легко перепрыгивается. Вокруг на леднике много мульд, некоторые из которых заполнены водой.
Фото 49. К пер. Байтор По восточной ветви ледника поднимаемся вверх, вскоре ледник закрывается, и мы продолжаем движение в связках. По леднику петляем, обходя многочисленные мульды. Через ходку надеваем снегоступы и начинаем подниматься на следующую ступень ледника. Небо заволакивает снова тучами и начинает идти снег с сильными порывами ветра.
Фото 50. К пер. Байтор В верхней части ледника начинается зона трещин, прикрытых снегом. Мосты плохие, движемся осторожно. Долго ищем проход через последнюю широкую трещину, но находим снежный мост, там, где хорошо видны края трещины и проходим по нему, используя двустороннюю страховку через ледобуры.
Фото 51. Прохождение снежного моста ползком с двусторонней страховкой через ледобуры После зоны трещин ледник выполаживается, мы выходим в цирк перевала Байтор. Здесь встаём на ночёвку в 17:55 (42° 8'22.08"N 78°21'42.67"E). Небо проясняется к ночи. На завтра планируем ранний подъём и надеемся пройти перевал по фирну. Ложимся спать после 20 часов.
С утра ясная погода, звёзды. Наконец-то ночью были заморозки. Встали в 3:30. Выходим в 5:35. В связках по фирну начинаем подъём на перевал Байтор. Сначала проходим пологую часть ледника, далее поднимаемся серпантином по снежно-ледовому склону крутизной до 35 градусов. На подъёме есть несколько трещин, прикрытых снегом. В конце подъёма бергшрунд, который обходим слева по ходу движения.
Фото 52. Пер. Байтор с места ночёвки
Фото 53. Подъём на пер. Байтор За 2 ходки от места ночёвки в 7:05 выходим на перевал Байтор (3А, 4502 м по навигатору) 42° 8'49.30"N 78°21'43.77". На перевале очень сильный ветер с юга.
Фото 54. Группа на пер. Байтор (3А) Перевал Байтор (3А, 4493 м, снежно-ледовый) связывает восточную ветвь ледника №307 (Бороко Западный) и ледник №282 (Байтор). Определяющая сторона - северная. Перевал представляет собой широкую седловину. Тура на перевале нет. На перевале можно встать на ночёвку, но на нем часто бывает южный ветер, как и в наше присутствие. В 7:15 начинаем спуск с перевала, отходим с седловины около 100 метров на северную сторону в небольшую мульду чуть ниже уровня перевала, там ветра уже нет и можно поставить палатки. Идём на спуск в связках.
Фото 55. Начало спуска с пер. Байтор На склонах перевала крепкий фирн, лавинной опасности нет, есть очень старые следы сходов отельных глыб льда с карнизов. Петляем по склону перевала, находя наиболее логичные и пологие спуски. Вполне комфортно спускаемся практически до самого низа в связках, в паре мест проходим небольшие (по несколько метров) участки спуска лицом к склону.
Фото 56. Спуск с пер. Байтор Доходим до нижней части спуска в 7:50. Отсюда вешаем две верёвки перил вниз на ледник, станции крепим на ледобурах. В середине второй верёвки засыпанный снегом бергшрунд. Крутизна спуска по перилам до 60 градусов на коротком участке.
Фото 57. Участок ледового кулуара. Окончание первой верёвки
Фото 58. Спуск на ледник по верёвкам В 8:35 спустились с перевала на ледник №282 (Байтор). Спуск прошёл очень быстро. Выводы по перевалу Байтор: Перевал соответствует своей категории трудности, для прохождения перевала необходима соответствующая техническая и физическая подготовка. Прохождение перевала рекомендуется в утреннее время. Рекомендуется для прохождения на маршрутах 5 категории сложности и выше. Нам повезло, что в ночь перед прохождением перевала была холодная ночь и образовался твёрдый фирн. Если бы снежные условия были другими, то прохождение перевала усложнилось бы. Перед походом ЦМКК указала нам на то, что перевал может быть лавиноопасным с северной стороны и стоит его проходить внимательно и аккуратно. Мы сами очень опасались за нестабильную снежно-ледовую обстановку, но в итоге всё прошло хорошо. В целом перевал показался чуть проще соседнего перевала Серебряное седло (3А) (оба перевала являются наиболее простыми путями из долины реки Борокко в долину реки Байтор), который мы проходили в 2018 году. Немаловажную роль в усложнении в 2018 году сыграл ледопад со стороны ледника Байтор (№ 282). Через три года ледопад очень сильно изменился. Большая его часть обвалилась и сползла вниз по леднику (см. фото 59, 60).
Фото 59. Пер. Серебряное седло с Севера
Фото 60. Ледопад после пер. Серебряное Седло ЧХВ перевала Байтор: Подъём от нижней части восточной ветви ледника Бороко Западный до цирка перевала - 1 час 43 минуты. Подъём на перевал Байтор - 1 час 23 минуты. Спуск с перевала Байтор - 1 час 20 минут. Спуск по леднику №282 (Байтор) - 1 час 38 минут.
Фото 61. Общий вид нижней части спуска с пер. Байтор После спуска с перевала идём вниз по леднику Байтор, ледник открытый, небольшая зона трещин находится по правому борту, но она сильно засыпана обрушившимся ледником. Сначала придерживаемся правого борта ледника, потом уходим к центру и спускаемся по языку на морену. Уходим чуть ниже по морене и встаём на обед в 10:45. Во время обеда сушим вещи на солнце.
Фото 62. Спуск с пер. Байтор до ледника Байтор Выходим с обеда в 13:05. Идём ниже по морене, потом переходим с правого берега реки Байтор на левый. Тропы нет, приходится идти просто вдоль реки. Вскоре путь начинает идти через кустарники, временами для удобства идём по старому высохшему руслу реки. У слияния двух истоков реки Байтор, переходим левый приток по камням и выходим на пологую часть долины реки Байтор. Проходим мимо места, где мы ночевали на 5 день.
Фото 63. Вид из ущелья Байтор на путь спуска Ниже идём по тропе, которая петляет по лугам по уже знакомой нам широкой долине реки. Проходим долину и начинаем спуск к реке Джетыогуз. Входим в зону леса, по навигатору ищем место, куда спрятали заброску. До заброски дошли в 15:25 за 3 ходки от места обеда. Забираем заброску и в 15:50 продолжаем спуск по лесу вниз в урочище Белалю-Сай. Подходим к месту, где мы бродили реки в прошлый раз. Проходим вброд Байтор, перебираясь с левого берега на правый. Проходим вверх по течению реки Айланыш около 400 метров и встаём на ночёвку в 16:21 (42°13'26.22"N 78°20'49.04"E).
Фото 64. Брод р. Байтор у слияния с р. Айланыш Здесь мы проведём две ночи, так как на следующий день у нас запланирована днёвка. К данному моменту мы опережаем свой график примерно на полдня. Вечером тепло и ясно. Вокруг ходят стада лошадей и коров, которым очень любопытно побывать в нашем лагере.
В этот день у нас первая запланированная днёвка. Весь день хорошая солнечная погода. Встаём поздно. Отдыхаем и набираемся сил на вторую, более сложную часть похода. Сушим вещи, переупаковываем продукты, которые забрали из заброски, моемся и стираем вещи. Также сходили в ближайший кош, где купили лепёшки, творог и каймак.
Фото 65. Отъедаемся вечером
С утра ясно и тепло. Встали в 5:40, долго собираем потяжелевшие рюкзаки. Выходим в 8:15. Идём по хорошей тропе вверх по долине вдоль левого берега реки Айланыш. Сначала дорога идёт по смешанному лесу, проходим несколько ручьёв. Через 1,5 ходки выходим из зоны леса (около 30 мин) и идём по лугам.
Фото 66. Выход в зону лугов Идём вдоль реки по камням, выходим на широкие разливы реки. На этих разливах, в трёх ходках (1 ч 6 мин.) от места ночёвки, переходим вброд реку Айланыш с левого берега на правый (42°12'9.85"N 78°22'12.36"E). Течение реки не сильное, уровень воды - не выше колена, на реке несколько рукавов.
Фото 67. Брод р. Айланыш Далее идём по тропе по лугу, доходим до начала правобортной морены, которая должна нас вывести на ледник №286 и нужному нам перевалу Джетыогуз. Становится очень жарко, часы показывают на солнце температуру выше 50 градусов, у одного из участников от жары начинает отклеиваться подошва на ботинках.
Фото 68. Выход на морену Взбираемся на морену по крупной осыпи и около ручья в 12:00 встаём на обед. Натягиваем тент, чтоб укрыться от жары. Выходим с обеда в 13:57, идём по гребню правобортной морены ледника № 284, с неё открывается хороший вид на вершины Огуз-Баши, перевалы Терскей и Кулуар гор. Навстречу встречаем группу из Костромы, которая совершает горный поход 5 категории сложности и уже спускается вниз, их записку мы позже снимем с перевала Западное плечо пика Каракол (3А).
Фото 69. Движемся по боковой морене За 2 ходки от обеда (51 мин.) проходим гребень морены и выходим в разливы ручья, стекающего с ледника №285. Переходим в карман правобортной морены ледника № 286, поросший травой. Движемся вдоль ручья, стекающего с нужного нам ледника №286. Делаем небольшую разведку места для ночёвки, в итоге решаем встать в конце зелёных лугов перед фронтальной мореной ледника на травянистых площадках. Встаём на ночёвку в 17:03 (42°10'38.37"N 78°24'44.30"E). Вниз с перевала Джетыогуз спускается группа турклуба «Абрис» (г. Королёв), которые совершают горный поход 5 категории сложности. Немного пообщались с ними и позже снимем их записки с перевалов Джетыогуз и Джигит.
Фото 70. Ночёвка под лед. № 286 Вечером тепло и ясно. Ложимся спать в 21:30. Ночью отличные виды на звёздное небо.
С утра тепло и ясно. Показалось странным, что это было единственное утро, когда на тенте палатки не было конденсата. Встали в 5:30. Выходим на маршрут в 7:25. В ста метрах от места ночёвки переходим через ручей и начинаем подъём на фронтальную морену. Движемся по ложбине.
Фото 71. Подъём по морене Поднявшись на ступень, проходим по галечниковым полям, где есть хорошие площадки для ночёвок, рядом течёт ручей.
Фото 72. Проходим галечниковые поля Поднимаемся выше по морене и за 3 ходки от места ночёвки в 8:57 доходим до начала языка ледника №286. Здесь надеваем кошки и обвязки и поднимаемся на ледник. Вначале идёт небольшой участок крутизной 30 градусов протяжённостью 50 метров, проходим его на передних зубьях кошек. Далее ледник выполаживается. Ледник открытый, идём без связок, местами есть небольшие снежники. Уходи к правому борту ледника, чтобы обойти зону трещин, которая находится по центру.
Фото 73. Движемся по открытой части лед. № 286 Поднимемся за одну ходку на первую ступень ледника, за следующую ходку - на вторую ступень. Здесь ледник закрывается, мы связываемся и надеваем снегоступы. Есть трещины, которые прикрыты снегом. Движемся вверх по леднику, здесь видим старые следы от предыдущих групп. Следуем вдоль этих следов и за две ходки от начала закрытого ледника в 11:55 выходим на седловину перевала Джетыогуз (2Б).
Фото 74. Закрытая часть лед. № 286
Фото 75. Пер. Джетыогуз, п. Каракол и п. Омск. Видны следы группы из Подмосковья
Фото 76. Группа на пер. Джетыогуз. Видны п. Джигит, п. Каракол Перевал Джетыогуз (2Б, 4186 м, скально-ледовый) связывает ледник №286 (долина реки Айланыш) и ледник №323 (Онтор Западный). С запада подъём на перевал в связках по леднику (путь нашего подъёма, сложность - 1Б), с востока скально-осыпные склоны, где необходимо провешивать перила. На перевал мы поднимались с определяющей стороны в 2018 году. Определяющая сторона - восточная. Мы рассматриваем подъём на перевал как начало траверса хребта сложностью 3А от перевала Джетыогуз до перевала Западное плечо пика Каракольский через перевал Васильева. Перевал представляет собой широкую седловину. Тур в центре седловины в камнях, немного южнее мемориальной таблички. На перевале есть места для ночёвки. Сняли записку группы туристов турклуба «Абрис» (г. Королёв) под руководством Толстенко С.Н. от 25 июля 2021 года. После обеда выходим в 14:01, идём в связке к западному отрогу хребта, на который нам предстоит подняться для продолжения траверса. Тропим вверх по леднику, снега много, местами чуть выше колена.
Фото 77. Движемся к западному плечу п. Омск В 15:02 подходим к западному отрогу хребта (западное плечо п. Омск). Внизу неудобный бергшрунд, далее снежный склон крутизной до 45 градусов, в самом конце подъёма короткий ледовый участок. Провешиваем на гребень одну верёвку перил, которую крепим на ледорубном якоре. В 16:20 все поднялись на гребень. Далее в связках поднимаемся по гребню в сторону пика Омск. Движемся в снегоступах, гребень снежный. В конце гребня начинается лёд, где вешаем одну верёвку перил прямо да самой вершины Омск.
Фото 78. Движение по плечу к п. Омск
Фото 79. Движение по плечу к п. Омск
Фото 80. Общий вид на предстоящий траверс
Фото 81. Выход на п. Омск На вершине мы в 17:16. Решаем встать на ночёвку прям на пике (42°10'21.35"N 78°27'29.98"E, 4500), т.к. на нём есть хорошая ровная площадка для палаток.
Фото 82. Ночёвка на п. Омск Вечером прохладно и ясно. С пика открываются отличные виды на горы и озеро Иссык-Куль, любуемся закатом. Ложимся спать в 21 час. Ночью ясно и холодно, без ветра.
С утра ясно и холодно. Встали в 4:40. Выходим на маршрут в 6:35. Весь траверсе от перевала Джетыогуз до перевала Западное плечо пика Каракольский проходится в связках или по перилам, т.к. везде есть потенциальная опасность и необходима страховка. Спускаемся в связках с пика Омск на небольшую снежную седловину, на седловине придерживаемся правее, чтобы не выйти на карнизы. С седловинки поднимаемся на следующий жандарм, и далее проходим ещё несколько небольших возвышений хребта, чередующихся с седловинами со снежными карнизами на восточные склоны.
Фото 83. Путь по гребню После ночи наст плотный, идти по нему удобно. Крутизна склонов до 30 градусов. Гребень выводит нас на скальный жандарм. С жандарма спускаемся около 8 метров вниз, организовывая попеременную страховку через петлю наверху и выступ снизу. Спустились с жандарма в 7:05. После привала продолжаем движение по траверсу.
Фото 84. Движение в связках с попеременной страховкой через петлю (сверху) и выступ (снизу). Идём по небольшому гребню со снежными барханами. Далее подъём на следующую вершину, на неё идём по снежно-ледовому склону, который резко уходит вправо и вверх по ходу движения. Здесь вешаем 1 верёвку перил. Крутизна подъёма до 60 градусов, средняя крутизна около 45 градусов.
Фото 85. Спуск с жандарма. Впереди участок перильной работы Далее обходим справа скальный гребень. Маршрут идёт сначала по льду и далее по скалам с одновременной страховкой. В качестве ППС используем скальные крючья и ледобуры, всего провешиваем 6 промежуточных точек. Движение по скалам идёт в основном траверсом по узкой скальной полке. После скал выходим в связках на длинный снежный балкон.
Фото 86. Выход со скальной полки С балкона идёт вверх 100 метровый склон крутизной до 40 градусов. На первом участке вешаем одну верёвку перил, которую закрепляем на скальном выходе. Дальше идём в связках до верху склона и проходим небольшой скальноснежный гребень.
Фото 87. Подъём по перилам по снежно-ледовому взлёту Доходим до 10-метрового жандарма, на него вешаем перила наверх, станцию на выступе. Ещё одна верёвка перил для спуска с жандарма.
Фото 88. Спуск с жандарма по перилам Движемся дальше в связках через снежную седловину, проходим ещё одно возвышение гребня, при подъёме вешаем перила для преодоления снежного карниза и выхода на гребень. Выходим на пологий длинный снежник, по которому доходим в 11:15 до северной седловины перевала Васильева. На седловине встаём на обед.
Фото 89. Последний взлёт к снежным полям пер. Васильева
Фото 90. Последний взлёт к снежным полям пер. Васильева
Фото 91. Выход на пер. Васильева
Фото 92. Группа на пер. Васильева Перевал Васильева (2Б, 4580 м, снежно-ледовый 42°10'41.87"N 78°27'2.26"E) связывает ледник №285 (Айланыш) и ледник №323 (Онтор Западный). Самостоятельного значения не имеет, восточные склоны опасны из-за возможности снежно-ледовых обвалов. Перевал используется в качестве вариантов подъёма на перевалы Западное плечо пика Каракольский, Пензенский и ВГУ-400. Для нас перевал - это одна из точек траверса 3А категории сложности от перевала Джетыогуз до перевала Западное плечо пика Каракольский. Перевал имеет две седловины - северную и южную. Мы нашли тур на северной седловине, но не нашли тура на южной, как и в 2018 году. На перевале сняли записку группы Клуба туристов «Вездеход» (г. Воткинск, Удмуртия) под руководством Попова Валерия от 13 августа 2019 года, которые сняли нашу записку с похода 2018 года. Во время обеда светит яркое солнце, но на горизонте появляются перистые облака, что может предвещать наступление непогоды. С обеда выходим в 13:15. Движемся в связках и снегоступах до южной седловины, здесь видим недавно построенный, но уже прилично заметённый снегом, бивак скорей всего здесь стояла группа из Костромы, которую мы встретили двумя днями ранее и записку которой мы снимем с перевала западное плечо пика Каракольский. Пробуем найти тур на южной седловине, но безуспешно. От седловины идём вверх по склону, юго-восточнее самого перевала, тем самым обходим продольную трещины и разломы. Ледник закрытый, встречаются трещины. Есть заметённые следы от ног на нужный нам перевал, по ним идти в снегоступах сложно, но линии движения вдоль них мы придерживаемся.
Фото 93. Путь группы на пер. Зап. плечо п. Каракол Подъём по склону от перевала Васильева до перевала Западное плечо пика Каракольский технически не сложный, но физически затратный, приходится тропить в снегоступах по достаточно крутому склону. Идём сначала вверх, а через ходку (примерно 20 мин.) уходим косым траверсом влево и вверх, проходя ниже зоны больших разрывов ледника с карнизами-нависаниями. Пройдя их, движемся косым траверсом вправо и вверх.
Фото 94. Движение группы по склону перевала
Фото 95. Вид на пройденный участок траверса
Фото 96. Выход второй связки на плечо Выходим на снежный гребень основного хребта Терскей-Алатау, от перевала Васильева подняли 300 метров высоты. Проходим по гребню 150 метров на восток до тура перевала Западное плечо пика Каракольский, который располагается на скальном выходе на снежном гребне. В 16:58 встаём на ночёвку на гребне западнее скал с туром (42°10'21.35"N 78°27'29.98"E).
Фото 97. Ночёвка на пер. Западное плечо п. Каракол. Виден тур перевала Чуть дальше по гребню за туром ближе к склону пика есть более уютное место, но мы об этом узнаем позже. Перевал Западное плечо пика Каракольский (3А*, 4890 м, снежноскально-ледовый) связывает ледник №323 (Онтор Западный) и ледник №286 (Киче-Борду Восточный). На перевал возможны различные способы подъёма, один из них - это наш путь: траверсом от перевала Джетыогуз через перевал Васильева. Сложность такого траверса 3А. Седловина перевала - узкий снежный гребень, тур располагается на скальном выходе. Место для ночёвки можно соорудить на снежном гребне основного хребта Терскей-Алатау, как сделали мы, а также в цирке ледника южнее перевала, если планируется спуск по леднику Киче-Борду. На перевале сняли записку группы Костромской областной федерации туризма под руководством Кулагина Е.А. от 24 июля 2021 года. Сооружаем площадку под две палатки на гребне с мыслью встать на следующий день пораньше и пойти на пик Каракол. Вечером ясно и тепло. Ложимся спать в 21 час. В середине ночи нас накрывает непогода: поднимается сильный западный ветер и начинает идти снег. ЧХВ траверса 3А (пер. Джетыогуз - пер. Васильева - пер. Западное плечо пика Каракольский): Подъём по морене от реки Айланыш до ледника №286 - 2 часа 34 минуты. Прохождение ледника №286 и подъём на перевал Джетыогуз - 2 часа 51 минута. Подъём от перевала Джетыогуз до пика Омск - 3 часа 15 минут. Траверс хребта от пика Омск до перевала Васильева - 4 часа 20 минут. Подъём от перевала Васильева до перевала Западное плечо пика Каракол - 2 часа 38 минут. Выводы по траверсу 3А: Траверс соответствует своей категории трудности, для прохождения перевала необходима соответствующая техническая и физическая подготовка. Рекомендуется для прохождения на маршрутах 5 категории сложности и выше. Прохождение всего траверса показалось проще и быстрее, чем в 2018 году, как из-за уже знакомого маршрута, так и из-за лучшей физической и технической подготовки группы. Самым тяжёлым физически участком стал завершающий подъём от перевала Васильева до седловины. На траверсе есть потенциально лавиноопасные участки: подъём на пик Омск по Западному плечу и подъём от перевала Васильева до самого перевала Западное плечо пика Каракол. На весь траверс необходимо закладывать минимум два ходовых дня, а лучше в два раза больше, так как в районе пика Каракол погода неустойчивая с длительными периодами бури. На траверсе удобными местами для ночёвки являются седловины трёх перевалов, вершина пика Омск и снежные балконы от пика Омск до перевала Васильева.
Вставали в 4, 5 и 6 часов утра для выхода. Но дует сильный ветер и постоянно метёт снег. Непогода идёт полосами: то идёт снег, то на некоторое время прекращается. Если снега нет, то сильный ветер наметает его на гребень. Видимость при этом крайне низкая. Постоянная облачность. В итоге собираемся полностью к 9 часам утра, оставили только тент из-под большой палатки, под которым ждём улучшения и выхода на гору. Ожидаем до 12 часов, условий для выхода так и нет. В итоге решаем, что надо ставить обратно палатки и оставаться здесь на вынужденную днёвку. Непогода продолжается весь день, к вечеру небольшое улучшение. Появляются просветы в облачности. Ложимся около 21 часа. Ночью снова снег и дует сильный ветер.
С утра всё та же непогода: пасмурно, перемётный снег и сильный ветер. Несколько раз проверяем погоду. Встаём в 6 утра, завтракаем и решаем, что делать. Периоды затишья становятся все длиннее. Выжидаем примерно до 9 утра. Погода проясняется и остаётся только ветер. Решаем собираться и выходить на траверс пика Каракол с целью подняться на вершину и заночевать на седловине между двумя вершинами. Как сказал руководитель: начинаем марафон подъёма на вершину наперегонки с погодой. Выходим в 10:40. В связках идём по снежному гребню до начал подъёма на пик Каракол. Проходим на гребне две седловины, снега почти до колена. Поднимаемся от гребня по 35-градусному снежно-ледовому склону до первых выходов скал на склоне пика Каракол. От места ночёвки до скал 1 час ходового времени.
Фото 98. Общий вид пути нашего подъёма
Фото 99. Выход к скалам Далее начинаем провешивать перила. Первые две верёвки перил идут правее первых выходов скал по снежно-ледовому склону крутизной в 45-50 градусов прямо вверх.
Фото 100. Первая верёвка перил Третья и четвёртая верёвка уходят левее по ледово-скальному склону крутизной около 50 градусов. Есть живые камни, которые можно случайно сдёрнуть верёвкой или сбить ногами.
Фото 101. Вторая верёвка перил
Фото 102. Вид со станции на участок третьей верёвки перил
Фото 103. Четвёртая верёвка
Фото 104. Вид на участок пятой верёвки. Выход на вершину Все ППС и станции на 1-4 верёвках крепим на ледобурах, пятая верёвка - на ледорубном якоре. При прохождении пятой верёвки начинается непогода, идёт снежная крупа, вокруг грозовой фронт, опускается туман.
Фото 105. Пятая верёвка. Выход на вершину
Фото 106. Пятая верёвка. Выход на вершину. Развиднелось Поднимаемся на пик Каракол в 15:10. Пока по последним перилам поднимаются оставшиеся участники, предпринимаем безуспешные попытки отыскать тур на скалах у вершины. Пик Каракол (3А, 5281 м, снежно-ледовый 42°10'20.76"N 78°27'50.57"E), часть перевала «Траверс Каракола» (3Б). Пик Каракол - высшая точка хребта Терскей-Алатау, представляет собой горный массив, который имеет две куполообразные вершины - Северную и Южную, объединённые между собой снежным плато. Наивысшая точка пика - северная вершина, хотя на старых физических картах наивысшей точкой обозначается южная вершина. Подъём на пик Каракол с запада имеет трудность - 3А, рекомендуется для прохождения радиально на маршрутах 5 категории сложности. При прохождении полного траверса пика Каракол от перевала Западное плечо пика Каракольский до перевала Металлург трудность повышается до 3Б. При прохождении одного большого траверса от перевала Джетыогуз через перевалы Васильева и Западное плечо пика Каракольский, с полным траверсом пика Каракол до перевала Металлург - трудность такого локального препятствия будет 3Б*. Тура на вершине не нашли, по описаниям из отчётов Валерия Попова (Удмуртия), которыми мы руководствуемся вот уже два похода, тур есть в западной части северной вершины на скалах, но наши попытки найти его не увенчались успехом ни в 2018, ни сейчас. Как только последний участник поднимается на вершину, связываемся в одну связку. Немного ждём просвета и быстро уходим с вершины, не успев даже сфотографироваться. Железо начало гудеть от надвигающейся грозы. С вершины спускаемся к седловине по 20-30 градусному снежному склону. Несколько раз вновь начинает «гудеть» железо.
Фото 107. Вид на пройденный путь от северной вершины п. Каракол
Фото 108. По снежным полям Каракола в сторону южной вершины
Фото 109. По снежным полям Каракола При спуске на седловину самое главное уйти в нужном направлении и не попасть на ледовые сбросы, которые находятся западнее северной вершины. В целом навигация между вершинами и нахождение пути спуска в сторону перевала Металлург достаточно сложна в условиях плохой видимости, поскольку очевидных ориентиров не видно, приходится обходить трещины, сбросы, небольшие возвышения. В 15:41 накрывает туман, и мы останавливаемся, чтобы понять куда дальше двигаться. Ждём примерно 10 минут, ненадолго туман рассеивается, и мы продолжаем спуск. В 16:32 встаём на ночёвку (42°10'6.21"N 78°28'6.03"E) на седловине между северной и южной вершинами пика Каракол на ровном безопасном участке.
Фото 110. Раздуло ненадолго. Виден наш путь от северной вершины п. Каракол (утро следующего дня)
Фото 111. Готовим площадки под палатки Весь вечер низкая облачность и идёт снег. При этом достаточно тепло. В целом считаем правильным решением подъём в этот день на пик Каракол, так как неизвестно сколько ещё бы пришлось ждать хорошей погоды на ветреной седловине перевала Западное плечо пика Каракольский. Ложимся спать в 21 час. Ночью метёт снег, без прояснений.
Всю ночь идёт снег. К утру палатки завалило. Видимости практически нет. Встаём в 6 утра, завтракаем и ждём улучшения погоды. В 8 утра решаем собираться и идти. Выходим в 9:30. Видимость невысокая, иногда накрывает туман, снег прекратился. Движемся по силуэтам гор и навигатору, в котором есть примерный трек движения, нарисованный на основе космоснимков с Гугл-Земли. Идём вдоль склонов южной вершины, немного плутаем, но находим нужный спуск от вершины к нашему траверсу. От южной вершины уходим немного северовосточнее и спускаемся на вытянутое плато восточнее седловины. Движемся на восток по этому плато, через 40 минут от места ночёвки приваливаем. Плато фактически является широким снежным участком основного хребта.
Фото 112. Спуск с основного плато массива Каракола на восток
Фото 113. Вид на пройденный путь. Слева и справа ледовые сбросы. Начинается вытянутое снежное плато, сужающееся в гребень хребта Продолжаем движение плато, которое постепенно сужается. Обходим первый серак справа по снежному склону (по описаниям группа Попова с него вешала перила) и выходим на снежный гребень.
Фото 114. Сужение плато и начало гребня Через 100 метров гребень кончается резким сбросом вниз.
Фото 115. Начало резкого понижения гребня. Скоро перильная работа В 11 часов начинаем спуск с гребня вниз. Вешаем на спуск 2 верёвки перил. Первую станцию крепим на ледорубном якоре, вторую - на бурах. Внизу второй верёвки, находится бергшрунд, присыпанный снегом. Спуск по первым перилам крутизной 40-50 градусов, вторые перила 15 м до 60 градусов, внизу небольшое вертикальное нависание перед бергшрундом. Первая станция на ледорубах располагается по диагонали, а верёвка проходит через перегиб склона, поэтому потратили на сброс ледорубного якоря много времени. Вниз спускаемся в 12:30, внизу небольшой снежный балкон.
Фото 116. Вторая верёвка спуска на снежный балкон Далее движемся в связках. Проходим снежный балкон и спускаемся в небольшую мульду.
Фото 117. Дальнейший путь в мульду. Виден участок подъёма на гребень От мульды крутой подъём на гребень крутизной до 45 градусов по снежноледовому склону длиной около 30 метров.
Фото 118. Выход на острый снежный гребень Далее движемся по острому снежному гребню, глубина снегам местами доходит до колена, на северную сторону с гребня нависают карнизы, поэтому двигаться надо ниже гребня по южному склону. Идём медленно, так как тропёжка сложная и движение требует аккуратности и координации. С гребня открываются отличные виды в обе стороны. Движение по этому гребню - самая красивая и захватывающая часть траверса.
Фото 119. Вид гребня. Отмечен карниз как ориентир для фото 120 Через час ходового времени от мульды, в 13:40 выходим на широкий снежный балкон, по которому спускаемся по хребту вниз. На балконе делаем 40минутный привал, в это время небо резко очищается от облаков и выходит солнце. Увы, эта погода продержалась всего полчаса и потом снова всё небо заволокло.
Фото 120. Погодное окно. Гребень расширился
Фото 121. Пройденный путь траверса Вскоре балкон кончается и с него идёт вниз ледовый спуск. На спуск вешаем одну верёвку перил, которую крепим на ледобурах. Ледовый спуск около 30 метров, далее по этим же перилам проходим крутой участок склона траверсом.
Фото 122. Косой траверс по перилам Снова движемся в связках по гребню. В нескольких местах гребень достаточно сложный, проходим два участка траверсом с одновременной страховкой в связках на передних зубьях кошек, вешаем пункты промежуточной страховки на ледобурах, всего 6 ППС. Далее идём по снежным балконам. Тропёжка по снегу выше колена. Накрывает непогода и снова гроза, временами «гудит» железо. В 17:15 выходим к туру перевала Металлург (3А). Основная седловина перевала Металлург находится немного восточнее, но доходить туда нет смысла, так как проход по снежному гребню не очень безопасный. К том же от тура на юг идёт достаточно удобный и относительно безопасный спуск на ледник №281 (Металлург).
Фото 123. Крутой спуск к участку ледовых карнизов
Фото 124. Последний участок гребня. Прохождение снежных карнизов
Фото 125. Группа на седловине пер. Металлург |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||