Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Леонид Александров, г.Екатеринбург

Отчет о горном маршруте 3 к.с. по Ц.Алтаю (Катунский хребет), совершённом в период с 1.08.2020 по 23.08.2020

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

ПАСПОРТ МАРШРУТА

Район похода: Центральный Алтай, Катунский хребет.

Заявленный маршрут:

пос. Тюнгур - пер. Кузуяк (н/к) - р. Аккем - р. Ярлу - пер. Ярлу-Боч (1А, 2800 м, ос, №3.3.55) - лед. Текелю - пер. Новосибирцев (2А, 3240 м, ск-лд, №3.3.56) - лед. Плоский - лед. Менсу - пер. Титова (2А, 3220 м, ск-лд, №3.3.46) - лед. Аккемский - оз. Аккемское - пер. Буревестник (2А, 2900 м, ск-ос, №3.3.37) - оз. Синее - пер. Токмак (2А, 3400 м, лд, №3.3.26) - р. Мюшту-Айры - оз. Кучерлинское - р. Кучерла - пос. Тюнгур Пройденный маршрут: Совпадает с заявленным

Протяжённость активной части маршрута:

157 км (в зачёт - 151 км)

Набор высоты:

+6150 м, -5900 м

Даты прохождения маршрута:

с 1.08.2020 по 23.08.2020

Количество дней активного маршрута:

16 (14 ходовых + 2 днёвки)

Вид туризма:

горный

Категория сложности:

третья

Набор локальных препятствий:

Изменения маршрута:

Изменений маршрута не было.

Прочие сведения:

1А + 42А

Маршрут рассмотрен МКК Свердловской области СТК г. Екатеринбурга.

Маршрутная книжка № 09/20.

Адрес хранения отчёта: http://turist-club.ru

Штамп (полномочия) МКК, рассмотревшей маршрут: 166-00-565655551.

Сведения о страховой компании

Группа была застрахована в страховой компании «Зетта-Страхование»: http://zettains.ru/.

Видеоматериалы похода можно посмотреть по ссылкам: https://www.youtube.com/watch?v=kmKLxx-LwmQ (видео с GoPro) https://www.youtube.com/watch?v=rkHG9rTDmyA (видео с дрона)

ОБЗОРНАЯ СХЕМА МАРШРУТА

Карта 1. Общая схема района, маршрута и аварийных выходов. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Вид препятствия

Кат. сл.

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Перевал Ярлу-Боч

1А (факт. н/к)

Тр-ос, 2800 м, №3.3.55. З-В

Прохождение по тропе, осыпные склоны.

Перевал Новосибирцев

2А (факт 2Б)

Ск-сн-лд, 3240 м, №3.3.56. СЗ-ЮВ

Подъём пешком по пологому открытому леднику. Спуск по льду и скалам 5-6 веревок. Средняя крутизна 35-450, стенки 2-3 м.

Перевал Титова

Сн-лд-ос, 3220 м, №3.3.46. СВ-ЮЗ

Подъём по сн-лд склону 2-3 верёвки, крутизна 35-400, бергшрунд. Спуск по крупной живой осыпи 150 м 300.

Перевал Буревестник

2А (факт 2Б)

Ск-ос,2900 м, №3.3.37. СВ-ЮЗ

Подъём по ск-ос гребню, 9 верёвок, крутизна 30-350. Спуск по мелкой осыпи 150 м, 350.

Перевал Токмак

2А (факт 2Б)

Сн-лд-ск, 3400 м, №3.3.26. СЗ-ЮВ

Подъём по сн-лд склону 4 верёвки, крутизна 350, бергшрунды. Спуск по ск-ос склону 3 верёвки, 35-450.

Определяющий склон для перевалов с односторонним прохождением выделен подчёркиванием. Высоты приведены по данным GPS-навигатора.

СОСТАВ ГРУППЫ

Ф.И.О.

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Александров Леонид Михайлович

4ГР (Ц. Тянь-Шань, Фанские горы)

5ГУ (Ц. Тянь-Шань)

Руководитель

2

Сабокарь Станислав Валерьевич

3ГР (Ц. Тянь-Шань)

Зам. руководителя

3

Закиров Артур Зульфатович

2ГУ (Сев.Тянь-Шань)

Врач

4

Бадртдинов Линар Назимович

2ГУ (Сев.Тянь-Шань)

2ГУ (Кузнецкий Алатау)

Ремонтник

5

Котенко Александр Александрович

2ГУ (Кузнецкий Алатау)

Хронометрист

6

Черёмина Екатерина Антоновна

Фотограф

7

Владимирова Алиса Жамиловна

Зав. продуктами

8

Пяничук Дмитрий Алексеевич

Зав. снаряжением

9

Сергеева Анастасия Николаевна

летописец

СОКРАЩЕНИЯ И УМОЛЧАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОТЧЁТЕ

Понятие «левый» и «правый» употребляется в тексте в орографическом смысле (от истока вниз), если это не оговорено специально. Под временем прохождения по умолчанию подразумевается грязное ходовое время в формате ЧЧ:ММ. Время везде указывается местное. В скобках после названия притока может указываться название основной реки.

Приводимые в тексте высоты измерялись по GPS (стандарт WGS84), поэтому местами они отличаются от высот в заявочных материалах (которые измерялись по картам, брались из описаний).

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРШРУТА

ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ МАРШРУТА

Катунский хребет - популярное место проведения спортивных туристских маршрутов, был выбран неслучайно - из-за пандемии коронавируса был запрещён выезд за границу, поэтому Тянь-Шань был недоступен. Из отечественного высокогорья оставался только Кавказ и Алтай. Мы выбрали Алтай, поскольку он был для нас более знакомым, это позволяло разработать совместные маршруты нескольких групп и их взаимодействие.

Запланированный маршрут позволял увидеть популярный район Белухи, интересные, красивые места, пройти достаточно интересные перевалы района и повысить своё спортивное мастерство. Мы ставили как исследовательские цели, так и спортивные, и познавательные. Все они были достигнуты.

ПОДЪЕЗДЫ, ВЫЕЗДЫ И ПРОЧАЯ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Заезд в район обычно делают из Барнаула или Бийска, куда можно приехать на поезде или прилететь самолётом. Кроме того, можно лететь до ГорноАлтайска, это ещё быстрее, хоть и дороже.

На территории Тюнгура сотовая связь МТС, Билайн, Теле2, дальше в горах связи точно нет, необходимо использовать спутниковый телефон.

Вдоль Кучерлы по левому ор. Берегу проложена грунтовая дорога до устья р. Чок-Чок (Колагаш), там через реку есть мост. Дорога может сэкономить время захода или выхода. Насчёт заброски на полноприводном автомобиле необходимо договариваться на базах в Тюнгуре. Цена с человека - 1100 руб. Столько же стоит заброска на Аккем до Трёх берёз.

Рисунок 1. Туристские базы в Тюнгуре. Зелёный дом не обведён, расположен в левом нижнем углу.

Рисунок 2. Схема мест, куда можно заехать на авто.

Мы размещались в Тюнгуре на базе «Зелёный Дом». Хозяйка базы Татьяна Замчалова (https://vk.com/tzamchalova64, 8-913-253-98-03). На базе можно поставить свои палатки или жить в домиках, есть баня, камера хранения. На базе можно договориться насчёт заброски груза лошадями (https://belukha.ru/nashibazy/turisticheskiy-kompleks-vysotnik/arenda-loshadej/) и насчёт трансферов вверх по Кучерле или через Кузуяк.

Трансферы до Тюнгура предлагает на Алтае множество компаний. Есть Бийск-Алтай-Тур (Иван Замчалов +7-960-939-1155, https://vk.com/id13807684), цены у них выше в 1.5 раза, раньше пользовались их услугами. Нашли в интернете некоего Ринада Гибадуллина (+7-913-903-43-87), который предложил дешевле. Но это был просто координатор из Новосибирска, который накидывал свою выгоду на обычных местных водителей. В итоге он сам запутался с теми ценами, на которые был уговор, и пытался нас развести на дополнительные деньги. Не рекомендуем пользоваться услугами Ринада Гибадуллина.

Зато в процессе поездки мы познакомились с местным Тюнгурским водителем, которого собственно нам и назначил Ринад, просто с наценкой.

Рекомендуем обращаться за трансфером непосредственно к этому местному Тюнгурскому водителю: Стас +7-913-999-18-28.

В Усть-Коксе стоит пограничный пост, на котором проверяют погранпропуска. И знакомят с порядком посещения погранзоны под роспись. Кроме того, пограничники находятся на Аккемском озере, на Томских стоянках и наверху на ББС непосредственно у границы и ловят всех нарушителей, которые идут на Белуху.

Для оформления пропуска в погранзону необходимо написать письмо на адрес pugornyjaltaj@mail.ru с просьбой выдать пропуска за 15 рабочих дней для граждан России. К письму прилагаются сканы паспортов, заявление (Приложение No 5 к Административному регламенту (подп. 17.1), утв. приказом ФСБ России от 7 августа 2017 г. No 455), и список группы с паспортными данными (см. приложение к отчёту).

Газ и бензин можно купить в Барнауле. Мы же взяли бензин-калошу ещё в Екатеринбурге и разлили по приготовленной таре, провезли в поезде. Проблем с горелками не наблюдалось. Расход бензина с автоклавом - около 75 мл/чел в день.

Для облегчения акклиматизации и экономии сил мы делали заброску продуктов лошадями на Аккемское озеро, а также радиальную заброску продуктов под перевал Буревестник. Это позволило разгрузить рюкзаки участников

На трансферы, продукты и общественные нужды (ремнабор, аптечка, страховка), т.е. на поход в целом, каждым участником было затрачено по 13700 руб. без учёта билетов на поезда.

Порядок регистрации в МЧС

Регистрация группы в МЧС производится через сайт https://forms.mchs.ru/registration_tourist_groups. После заполнения формы, на почту составителя заявки приходит номер заявки. Это не является фактом, что группу зарегистрировали.

При регистрации группе присваивается номер, а также на почту высылают памятки для туристов и прогноз погоды на ближайшую неделю. Лучше на следующий день позвонить и убедиться, что группа зарегистрирована. Присвоенный номер называли, когда отзванивались МЧС о выходе на/с маршрута, а также в местном ПСО.

  • Алтайский ПСО (388-22) 5-11-06 факс 5-11-06
  • ЦУКС ГУ МЧС России по Респ. Алтай (388-22) 2-37-58, 2-31-24

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

ДЕНЬ 1 (03.08.2020): ТРАНСФЕР ОТ ПОС. ТЮНГУР ЧЕРЕЗ ПЕР. КУЗУЯК ДО УР. ТРИ БЕРЁЗЫ, ПОДЪЁМ ПО Р. АККЕМ

Километраж: 12 км

Перепад высот: +400 м

Высота ночёвки: 1400 м

С утра сдаём городские вещи в камеру хранения Зелёного Дома (Фото 1). Отдаём груз конюху для заброски его на озеро Аккемское на веранду МЧС. Загружаемся в прибывший ГАЗ-66 и выезжаем через пер. Кузуяк до ур. Три Берёзы. По дороге радуемся, что едем на машине - дорога грязная, разбитая, сильный подъём, видов практически нет. Выгружаемся на Трёх Берёзах. Там какие-то строения, где можно заказать еду, баню и пр. Съедаем привезённый арбуз, обедаем и выходим на маршрут.

Фото 1. Группа на старте в кемпинге «Зелёный дом».

Хорошая однозначная тропа. Идём переходами по 40 минут. Останавливаемся на ручьях с чистой водой, преимущественно в тени. Ближе к вечеру проходим осыпной прижим вдоль Аккема (Фото 2) и останавливаемся на больших просторных площадках на ночь.

Фото 2. Осыпной прижим на левом берегу р. Аккем

ДЕНЬ 2 (04.08.2020): Р. АККЕМ - ОЗ. АККЕМСКОЕ

Километраж: 16,3 км

Перепад высот: +650 м

Высота ночёвки: 2050 м

Фото 3. Тропа от турбазы Высотник до оз. Аккем

С утра неспешно собираемся и выходим, торопиться нам некуда. С промежуточным обедом, во второй половине дня выходим к турбазе Высотник, осведомляемся о их заоблачных ценах (например, сходить в туалет стоит 50 руб.). Они продают горячие пирожки в определённое время, и у них можно зарядить павербанки. Проходим ещё 2 км до Аккемского озера (Фото 3). На ГМС покупаем свежие горячие лепёшки и сгущённое молоко. Идём вдоль берега озера. Заходим в домик пограничников, встаём на учёт. Лагерь ставим напротив пограничников (Фото 4).

Вскоре с перевала Кара-Тюрек спускается конный караван, который везёт наш груз. Распаковываем мешки, распределяем по будущим заброскам. Часть вещей относим к МЧСовцам, чтобы оставить у них на веранде. Попутно встаём на учёт в ПСО «Аккем», осведомляемся о снеговой и камнепадной обстановке в районе.

Фото 4. Лагерь на оз. Аккем

ДЕНЬ 3 (05.08.2020): РАДИАЛЬНЫЙ ВЫХОД В ДОЛИНУ СЕМИ ОЗЁР - Р. ЯРЛУ - РАД. ВЫХОД НА КАМЕНЬ РЕРИХА

Километраж: 17,5 км

Перепад высот: +600 м, -600 м

Высота ночёвки: 2050 м

Утром неспешно просыпаемся. Налегке заносим заброску под перевал Буревестник в Долину Семи Озёр. Хорошая тропа идёт с бугра в южной части озера. По разветвлённым хорошим тропам подходим под моренный вал, закрывающий цирк перевалов Буревестник и Рига-Турист. Далее по каменным турам начинается тропинка на вал от заливного луга в правой по ходу части вала. Намечаем для себя удобные площадки для ночёвки под перевалом Буревестник, неподалёку прячем заброску и возвращаемся на Аккемское озеро. Радиальный выход занял 4 часа. Хорошо прогулялись налегке, заодно дополнительно акклиматизировались.

Фото 5. Водопад на подъёме в долину 7 озёр.

Фото 6. На фоне пика Ак-Оюк в долине 7 озёр.

Обедаем, отдыхаем, неспешно собираем лагерь. Возвращаемся к ГМС, напротив неё можно перейти Аккем вброд, у самого стока из озера. Или переправиться на лодке за 200 руб./чел. От брода по хорошей тропе идём в долину реки Ярлу. Конная тропа переходит реку и уходит на склон. Радиально ходим посмотреть на Камень Рериха выше по течению Ярлу.

Фото 7. Мастер-Камень в долине Ярлу.

Фото 8. Лагерь на берегу р. Ярлу на начале Ороктойской тропы.

В этом месте Закиров Артур, оступившись на камне, неловко нагружает правую руку на треккинговой палке и вывихивает плечо, проявляется старая травма. Попытки вправить плечо силами группы не приводят к успеху. Отводим участника 1.5 км обратно на Аккемское озеро в ПСО «Аккем», где плечо вправляет опытный врач. Участник с такой потенциальной травмой продолжать маршрут не может, ибо вывих может повториться на автономной части похода. Связываемся со страховой компанией, они эвакуируют участника бортом АлтайАвиа на следующий день. Мы же продолжаем маршрут в составе 8 человек, о чём делаем отметку у МЧС.

ДЕНЬ 4 (06.08.2020): Р. ЯРЛУ - ОРОКТОЙСКАЯ ТРОПА - ПЕР. ЯРЛУБОЧ - Р. ТЕКЕЛЮ - ЛЕД. ТЕКЕЛЮ - СЕДЛОВИНА ПЕР. НОВОСИБИРЦЕВ

Километраж: 16,2 км

Перепад высот: +750 м, -200 м, +800 м

Высота ночёвки: 3400 м

Перевал Ярлу-Боч

Категория сложности по классификатору 1А

Высота, по классификатору и GPS 2800 м

Характер тр-ос

Ориентация запад-восток

Номер в классификаторе №3.3.55

Координаты по GPS N49° 55.565' E86° 36.785'

Расположен: на Катунском хребте. Соединяет долины рек Ярлу и Текелю.

Прохождение: 6 августа 2020 года. Описание даётся от реки Ярлу до р. Текелю.

Необходимое снаряжение: треккинговые палки.

Примечание по к.с.: поскольку перевал проходится по конной тропе, то его сложность больше соответствует н/к.

Ороктойская тропа начинается в 200 м выше конного брода по течению Ярлу. Отличная тропа серпантинами поднимается на склон (Фото 9). В точке, где тропа начинает спускаться с отрога в промежуточное ущелье, мы уходим на восток по гребню. Тропа здесь не такая явная, но хорошо читается (Фото 11). Она идёт вверх, огибая крутые склоны над правым притоком Ярлу, и далее спускается на пер. Ярлу-Боч.

Альтернативный путь на пер. Ярлу-Боч ведёт от притока Ярлу прямо вверх по крутым травянистым склонам, он более короток, но и более энергозатратен. Подъём же в лоб на перевалы Ярлу-Боч и Текелю небезопасны и круты, там видны обвалы кусков конгломератного склона (Фото 14, Фото 15). Теоретически можно попробовать там подняться, виднеются отдельные следы, но безопаснее обойти по Ороктойской тропе.

Фото 9. Подъём по Ороктойской тропе.

Фото 10. Ороктойская тропа выходит на хребет, здесь сворачиваем с неё.

Фото 11. Тропа на травяном гребне

Фото 12. Тропа по травянистому гребню к перевалу Ярлу-Боч.

Фото 13. Гребень, разделяющий притоки р. Ярлу.

Весь восточный склон перевалов Текелю и Ярлу-Боч представляет собой некрутое травянистое болотистое плато, идти по которому даже на спуск не удобно. Легче пройти хорошей тропой по гребню в сторону седловины перевала Текелю и уже оттуда двигаться в сторону цирка ледника Текелю.

Фото 14. Западный склон перевалов Текелю и Ярлу-Боч.

Фото 15. Седловина перевала Ярлу-Боч и конгломератный западный склон.

Фото 16. Группа на соседней вершинке, на тропе к седловине перевала Ярлу-Боч.

Перевал Новосибирцев

Категория сложности по классификатору

Высота, по классификатору и GPS

3240 м (3400 м)

Характер

сн-ск-лд

Ориентация

северо-запад - юго-восток

Номер в классификаторе

№3.3.56

Координаты по GPS

N49° 52.681' E86° 37.201'

Расположен: на Катунском хребте между перевалами Карачик и Волга. Соединяет долину реки Текелю и ручья Плоского.

Прохождение: 7 августа 2020 года. Описание даётся от реки Текелю до ручья

Плоского. Снята записка группы туристов из Екатеринбурга под руководством Мельникова Д. В. от 6.08.2020.

Необходимое снаряжение для 8-9 чел.: на спуск: каски, кошки, ледорубы, основная верёвка 45 м - 3, петли расходные - 4, ледобуры - 3, на подъём дополнительно: оттяжки - 5, закладные элементы - комплект, крючья - комплект, ледобуры +3 шт, скальный молоток, экстрактор.

Примечание по к.с.: сложность перевала по факту прохождения соответствует 2Б, а не 2А - протяжённость ключевого участка 5-6 верёвок.

Мы спускаемся к одному из ручьёв, обедаем и выходим в цирк лед. Текелю. Отсюда нам показалось логичным двигаться по левобережному моренному валу с постепенным выходом на ледник (Фото 18, Фото 19), но удобнее всё же подойти к концу языка ледника и совершать подъём исключительно по леднику (Фото 20).

Фото 17. Спуск к р. Текелю по направлению в цирк лед. Текелю.

Фото 18. Подъём на левобережный моренный вал ледника Текелю с места обеда

Фото 19. Панорама ледника Текелю, движение группы по левобережному моренному валу ледника.

Фото 20. Группа на леднике Текелю.

Фото 21. Начало ледника Текелю.

Фото 22. Верхняя часть лед. Текелю.

В средней части ледник имеет довольно крутой участок подъёма, требующий движения в кошках. До этого идём пешком без них. На повороте после крутого участка имеется нунатак, на вершине которого при необходимости можно организовать места для ночёвки, рядом есть вода. Мы же продолжаем подъём по леднику и достигаем седловины перевала Новосибирцев.

На плоской обширной части ледника неподалёку от перевальной седловины ставим лагерь (Фото 23). Воду берём из ручьёв на леднике. Тур расположен внизу в воронке перевала на скалах (Фото 25), подходить к нему надо либо в кошках по льду, либо пешком по скалам.

Фото 23. Лагерь на седловине пер. Новосибирцев

Фото 24. Седловина пер. Новосибирцев. Вид в сторону лед. Текелю.

Фото 25. Панорама с пер. Новосибирцев в сторону ледника Плоский, входная воронка на спуск с перевала

Фото 26. Вид на спусковой ледовый кулуар пер. Новосибирцев.

ДЕНЬ 5 (07.08.2020): ПЕР. НОВОСИБИРЦЕВ - ЛЕД. ПЛОСКИЙ - РУЧ. ПЛОСКИЙ

Километраж: 7,2 км

Перепад высот: -800 м

Высота ночёвки: 2600 м

Просыпаемся в 3:00 и за 2 часа неспешно собираемся и подходим в кошках к точке начала спуска. Первая верёвка закреплена на ледобурах на станции С1, ведёт вниз по ледовому кулуару, нижняя станция С2 на правом борту кулуара на скальной полке - петля на камне под защитой огромной каменной плиты. Длины верёвки 45 м не хватило 2 м, надставляли корделетным шнуром для удобства подхода к станции, либо можно было сместить С1 чуть ниже, место позволяло.

Сдёргивание верёвки при помощи самовыкрута на ледобуре.

Фото 27. Начало спуска, подход к точке крепления перил на седловине С1.

Фото 28. Первая верёвка спуска. Фото со станции С2.

Фото 29. Путь провешивания второй верёвки до станции С3.

Вторая верёвка повторно пересекает ледовый язык и уходит на левый борт на осыпь и далее 7 метров вверх на большую удобную безопасную скальную полку на гребешке. Нижний конец второй верёвки С3 закреплен на петле, надетой на большой камень. Сдёргивание верёвки здесь и далее - при помощи второй перильной верёвки через расходную петлю.

Фото 30. Перила С2-С3. К станции С3 надо чуть подняться.

Фото 31. На станции С3. Удобная большая полка.

Фото 32. Вид вниз с С3, путь спуска.

Фото 33. Рассвет над цирком лед. Плоский.

Петлю для третьей верёвки вешаем на 5 м ниже полки на монолитный откол. Третья верёвка идёт по покатым монолитным скалам, чистым от камней, удобным для спуска. Рядом идёт осыпь и ледовый язык, по которым спускаться менее удобно. Верёвка спускается в щель между большими камнями и приводит на скальную полку 10 м. Надо пройти влево (ор.) на противоположный конец полки, где на каменном выступе С4 много чужих петель. Место находится под защитой скалы и расположено в стороне от линии спуска.

Фото 34. Перила С3-С4, вид с С4.

Фото 35. Перила С3-С4, вид с С4.

Фото 36. Полка станции С4.

Фото 37. Спуск с полки С4 по направлению к С5.

Фото 38. Общий вид спуска С3-С4.

Четвёртая верёвка идёт прямо вниз от петли по крутым скальным плитам. Плиты шершавые, монолитные, имеются хорошие трещины и полочки для тех, кто проходит перевал на подъём. Рядом проходит кулуар, по которому спускаться менее удобно, чем по чистым плитам. Конечная часть перил обходит влево небольшой скальный гребешок и поднимается 5-7 м на защищённую скальную полку С5 с удобным выступом для станционной петли. Таким образом нижняя станция отделена от линии спуска небольшим скальным ребром, что исключает попадание камней от спускающихся участников.

Фото 39. Спуск со станции С4.

Фото 40. Нижняя часть перил С4-С5. К станции С5 нужно немного подняться.

Фото 41. Полка станции С5.

Фото 42. Общий вид спуска С4-С5.

Пятая верёвка ведёт направо по наклонной полке на снежно ледовый предперевальный взлёт. В зависимости от уровня снега, там можно пройти пешком. У нас там - голый лёд. Поэтому наращиваем пятую верёвку ещё одной бухтой, без станции (ибо с кулуара и водопада может сыпать). Таким образом перила пересекают снежно-ледовый склон вправо на пологую часть. Отсюда спускаемся уже пешком до безопасного места на леднике.

Фото 43. Спуск со станции С5 на ледовый конус. Вид с С5.

Фото 44. Спуск с С5 на ледовый конус.

Фото 45. Общий вид на спуск.

Фото 46. Общий вид юго-западного склона пер. Новосибирцев.

Следует отметить, что «безопасное место» на леднике под перевалом не очень-то безопасное. С боковых склонов периодически скатываются камни, причём достаточно крупные. Они неспешно катятся по леднику, поэтому не представляют опасности для групп, но ставить палатки тут нельзя. Спускаемся по леднику 1 км до пологой безопасной части с полосой больших камней покровной морены. Здесь обедаем, отдыхаем.

Продолжаем спуск до конца ледника. Выходим на левый берег реки и продолжаем движение сначала вдоль разливов, здесь хорошие места для ночёвки.

Фото 47. Спуск по лед. Плоский.

Фото 48. Нижняя часть лед. Плоский.

Фото 49. Спуск с лед. Плоский.

Фото 50. Группа у языка лед. Плоский.

Далее движемся по ложбинам на начавшейся череде моренных ригелей. Придерживаться надо всегда травы, цветов и растительности. Влево на склоны забирать не надо, как пытается подсказывать трек ОСМ. Вертикальные ложбины совершенно логично выводят в большой травяной карман перед полосой гигантской осыпи.

Фото 51. Спуск с первого вала по распадку с растительностью.

Фото 52. Проход между гигантской осыпью и валом. Вид вверх по долине.

Фото 53. Общий вид на спуск по моренам.

Фото 54. Общий вид на спуск по моренам.

Это место проходить лучше по границе гигантской и обычной осыпи. Обычный моренный вал справа граничит с огромными камнями, вот по ложбине между ними довольно сносно можно пройти эти 100 м. Далее перейдя речку в разливе по камням перед уходом её в каньон, мы останавливаемся на ночёвку на прекрасной травяной поляне среди зарослей карликовой берёзки. В 100 м от нас открывается вид на озеро, расположенное внизу. К нему спускаться не надо.

Фото 55. Озеро чуть ниже места ночёвки.

ДЕНЬ 6 (08.08.2020): РУЧ. ПЛОСКИЙ - ПЕР. НЕОЖИДАННЫЙ - ЛЕД. МЕНСУ - СЕВЕРНАЯ ВЕТВЬ ЛЕД. МЕНСУ

Километраж: 8,9 км

Перепад высот: -250 м, +550 м

Высота ночёвки: 2900 м

Неспешно собираемся и переходим каньон ручья Плоский в самом мелком месте. Ручей течёт глубоко под камнями морены. Поднимаемся на моренный вал и двигаемся по нему в сторону визуального прохода между моренами в сторону ледника Менсу. На травянистой седловине между заглаженными скальными выходами находим тур, в котором значится, что это место называется «перевал Неожиданный». В защиту обоснованности этого перевала можно привести то, что он ведёт кратчайшим путём от ручья Плоского к леднику Менсу, в обход русла и устья Плоского, экономя порядка 1-2 км тем, кто пойдёт вверх по Менсу.

Фото 56. Седловина перевала Неожиданный.

От перевала Неожиданного проходим участок гигантской осыпи, спускаемся вдоль водопада по травянистому склону в карман береговой морены ледника Менсу. На вершине водопада есть места ночёвок.

Выходим на ледник Менсу и идём в его верховья. Обедаем напротив цирка пер. Весёлый. Дожидаемся встречи с параллельной группой под рук. Александры Асипчук. Делимся с ними информацией по перевалу Новосибирцев. Поднимаемся к левому борту долины в направлении бокового цирка и пояса бараньих лбов. Обходим по пути 4-5 больших трещин, выходим на боковую морену перед бараньими лбами и поднимаемся по ней под лбы.

Фото 57. Спуск на лед. Менсу с перевала Неожиданный.

Фото 58. Движение по лед. Менсу.

Фото 59. Дальнейший путь подъёма к пер. Титова.

Фото 60. Встреча с группой Александры Асипчук на лед. Менсу.

Далее по чистым монолитным скалам удобно идти вдоль ручья между скалами лбов и береговой мореной, плавно выходя в верхний цирк ледника Менсу, где расположен перевал Титова. Мы как раз выходим на боковую морену верхнего ледника, как начинается дождь. Поэтому встаём на ночёвку на двух хороших площадках, рядом с гигантским камнем, под которым удобно делать кухню.

ДЕНЬ 7 (09.08.2020): ПЕР. ТИТОВА - ТОМСКИЕ СТОЯНКИ - ЛЕД. АККЕМСКИЙ - КОН. МОРЕНЫ ЛЕД. ДРУЖБА

Километраж: 9,6 км

Перепад высот: +450 м, -750 м

Высота ночёвки: 2600 м

Перевал Титова

Категория сложности по классификатору 2А

Высота, по классификатору и GPS 3220 м (3360 м)

Характер сн-лд-ос

Ориентация северо-восток - юго-запад Номер в классификаторе №3.3.46

Координаты по GPS N39° 10.638' E68° 15.087'

Расположен: на Катунском хребте севернее п. Томских Студентов. Соединяет цирки ледников Менсу и Аккемский.

Прохождение: 9 августа 2020 года. Описание даётся от бивака на морене северной ветви лед. Менсу до Томских Стоянок. Снята записка группы туристов из Екатеринбурга под рук. Мельникова Д.В. от 9.08.2020.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, верёвка основная 45 м - 3, ледобуры - 9 шт., оттяжки - 3, локальные петли - 3.

Примечание по к.с.: сложность перевала, по нашему мнению, соответствует 2А.

Просыпаемся в 4:00, неспешно собираемся за 2 часа и выходим в направлении перевала Титова. Пересекаем ледник и поднимаемся на предперевальный взлёт, ступени на который ещё с вечера протоптала группа Дениса Мельникова. А сейчас эта группа уже вовсю работает на перевале, провешивая первую верёвку.

Фото 61. Движение по леднику к пер. Титова.

Фото 62. Движение по леднику к пер. Титова.

Фото 63. Подход к перевальному взлёту Титова.

Фото 64. Подъём по склону под бергшрунд к началу перил.

Фото 65. Площадка перед бергшрундом.

Подходим под бергшрунд и начинаем провешивать перила левее группы Мельникова, благо есть много мест, где этот берг можно перейти, он полностью забит снегом. Превышение верхнего края составляет порядка 5 метров с положительной крутизной. На верхней кромке берга - промежуточная точка С1 на ледобуре, делящая перила. Провешиваем 2 верёвки перил по льду до седловины перевала, крепление первой станции С2 на ледобурах, а последней - на петле С3 вокруг камня на седловине. Промежуточные точки страховки лидера - на ледобурах. Седловина скальная, узкая.

Фото 66. Первая верёвка перил, промежуточная точка С1 над бергшрундом и выше - станция С2.

Фото 67. Вторая верёвка перил - на седловину перевала к С3.

Спуск в сторону Аккемского ледника - 1 верёвка по скалам от С3, ключевой участок вверху - стеночка 5 м. Сдёргивание перил при помощи второй верёвки, через расходную петлю. Далее спуск идёт по широкому кулуару с крупной очень подвижной осыпью. Необходимо строго соблюдать технику безопасности и быть максимально аккуратными. За время спуска с левого склона в кулуар слетело несколько некрупных камней. Необходимо следить за боковыми склонами. Через 1.5 часа утомительного (!) спуска (осыпь очень подвижна, передвижение по ней требует постоянного внимания и большой аккуратности!) выходим на Аккемский ледник.

Фото 68. Спуск с седловины от С3 в кулуар.

Фото 69. Начало спуска по осыпи.

Фото 70. Спуск по осыпи на лед. Аккемский.

Фото 71. Спуск по осыпи на лед. Аккемский.

Фото 72. Общий вид спуска с пер. Титова на лед. Аккемский.

Фото 73. Спуск на Томские стоянки.

Фото 74. Групповое фото на Томских стоянках.

Далее всё идётся пешком. Спускаемся на Томские стоянки, отмечаемся у пограничников. Обедаем. Идём дальше вниз по Аккемскому леднику. Тропа отмечена каменными турами. Пройдя зону разломов и выйдя за поворот ледника на пологую его часть, уходим с тропы, переваливаем моренный вал к правому борту в цирк пер. Дружба и спускаемся на отличные травянистые площадки у ручья, где уже стоит лагерем группа Мельникова. Возле них останавливаемся и мы.

Фото 75. Тропа по морене вдоль Аккемского ледопада.

Фото 76. Спуск по нижней части Аккемского ледника.

Фото 77. Вид на спуск по Аккемскому леднику с боковой морены.

Фото 78. Травянистый моренный карман под цирком пер. Дружба.

ДЕНЬ 8 (10.08.2020): СПУСК НА ОЗ. АККЕМСКОЕ

Километраж: 9 км

Перепад высот: -550 м

Высота ночёвки: 2050 м

С утра неспешно просыпаемся и собираемся. Переваливаем обратно моренный вал и выходим на ледник Аккемский. По общей тропе спускаемся и с ледника, и далее выходим на Аккемское озеро. Тропа хорошая, явная, ходит много групп, так что как-либо ошибиться трудно. На озере ставим лагерь, обедаем, забираем заброску с веранды МЧС, снимаемся у них с учёта на кольцевой части маршрута. Ближе к вечеру приходит группа Дениса Мельникова.

Фото 79. Дальнейший спуск по Аккемскому леднику.

Фото 80. Мост через Аккем выше озера Аккемского.

Фото 81. Группы Александрова, Мельникова и Асипчук на Аккемском озере.

ДЕНЬ 9 (11.08.2020): ДНЁВКА

Высота ночёвки: 2050 м

Устраиваем днёвку, ибо нам надо выйти на Буревестник заряженными по полной программе. Печём блинчики, взяв у МЧСовцев сковородку и масло, варим уху и шурпу из нормального мяса и свежих овощей, которые завезли на лошадях с Тюнгура. Часть участников отправилась на турбазу Высотник - полакомиться горячими пирожками с картошкой и зарядить гаджеты. У всех участников при себе включенные мини-рации, поэтому удобно контролировать, кто где находится. После обеда приходит со стороны Ярлу группа Александры Асипчук, они тоже успешно завершили своё кольцо, откармливаем их горячими пирожками с Высотника.

ДЕНЬ 10 (12.08.2020): ПОДЪЁМ В ДОЛИНУ СЕМИ ОЗЁР ПОД ПЕР. БУРЕВЕСТНИК

Километраж: 5,2 км

Перепад высот: +600 м

Высота ночёвки: 2650 м

С утра пережидаем дождик и собираемся. Поднимаемся в Долину Семи Озёр, на моренный вал в цирк Буревестника - на заранее примеченные травянистые полянки. Забираем заброску, она в целости и сохранности.

Фото 82. Подъём к цирку пер. Буревестник.

Фото 83. Цирк перевала Буревестник.

Фото 84. Подъём на моренный вал в цирк Буревестника.

Перевал Буревестник

Категория сложности по классификатору 2А

Высота, по GPS 3310 м - предвершина

Высота, по классификатору и GPS 2900 м (3210 м) - седловина

Характер ск-ос

Ориентация северо-восток - юго-запад Номер в классификаторе №3.3.37

Координаты предвершины по GPS N49° 53.006' E86° 29.948' Координаты седловины по GPS N49° 53.027' E86° 29.782' Расположен: на Катунском хребте между пер. Рига-Турист и пиком Ак-Оюк. Соединяет долины рек Аккем и Кучерла.

Прохождение: 13 августа 2020 года. Описание даётся от моренного кармана под перевальным взлётом до озера 2816 м к западу от перевала. Снята записка группы туристов ТК МАИ под рук. Кузаняна от 8.08.2020.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, локальные петли - 5-7 шт, основные верёвки 45 м - 3 шт, оттяжки 3-5 шт.

Примечание по к.с.: сложность перевала, по нашему мнению, больше соответствует 2Б, чем 2А - протяжённость ключевого участка - 6-9 верёвок.

Руководитель и двое участников налегке делают предпровеску завтрашнего маршрута. В наличии у нас 3 верёвки. Перевал критически сильно протаял, ледник с фото 2010 года почти весь исчез. Теперь стена перевала представляет собой гнилую скальную стену с редкими очагами льда. Со стены во второй половине дня регулярно и щедро сыплет. Если раньше перевал хотя бы теоретически можно было проходить в лоб по склону, то сейчас это точно опасно. Поэтому единственный путь прохождения перевала Буревестник теперь - это по гребню через промежуточную вершину с дальнейшим спуском на перевальную седловину.

Фото 85. Перевал Буревестник. Вид с конечных морен.

Фото 86. Перевал Буревестник, фото 2010 года.

Фото 87. Основной склон перевала Буревестник.

Фото 88. Нижняя часть подъёма на пер. Буревестник, заход на гребень из цирка.

Фото 89. Первая верёвка к С1 для подстраховки.

Чтобы выйти на гребень, необходимо быстро пройти нижнюю часть осыпной воронки. Намечаем для себя цепочку крупных камней, за которыми при необходимости можно будет спрятаться. Проходим нижнюю часть склона по очереди, с наблюдателем. Далее выходим налево по ходу подъёма на безопасную осыпь, в стороне от воронки перевала, тут уже ничего не сыплется. Поднимаемся вверх до малахитового пояса (хребет тут сложен породами разных цветов, серая, малахитовая, рыжая, тёмно-серая и т.д.) и уходим по пологой осыпи налево по ходу на гребень.

На гребне осыпная тропинка и участки простейшего лазанья. Без рюкзака весь гребень проходится лазаньем без каких-либо затруднений. С рюкзаком здесь приходится навешивать 3 верёвки перил для подстраховки. Одна верёвка навешивается на петле С1 вокруг камня в районе серых скал, которые начинаются сразу после малахитового пояса. Две верёвки провешиваются последовательно до вершины ярко-оранжевого треугольника в конце первой части гребня. Закрепление второй верёвки С2 на крупном скальном выходе. От него сразу же идёт третья верёвка до вершины рыжего треугольника, закрепление на петле С3 вокруг небольшого скального выхода на треугольнике.

Фото 90. Подъём по гребню к рыжему треугольнику, до начала первой верёвки.

Фото 91. Подъём по гребню к рыжему треугольнику, первая верёвка до С1.

Фото 92. Характер гребня над первой верёвкой по пути к рыжему треугольнику.

Фото 93. Подъём по гребню выше первой верёвки к рыжему треугольнику.

Фото 94. Вид на вторую С2 и третью С3 верёвки на рыжий треугольник.

Фото 95. Вторая верёвка на рыжий треугольник.

Фото 96. Вторая верёвка до С2 на рыжий треугольник.

Фото 97. Станция С2 между второй и третьей верёвками на рыжий треугольник.

Фото 98. Третья верёвка С2-С3 на рыжий треугольник.

Фото 99. Выход на рыжий треугольник С2-С3, конец С3 третьей верёвки.

Дальше идёт пологий участок гребня. После него начинается техническая часть гребня, ведущая на вершину. Мы же спускаемся обратно по гребню в лагерь. В нижней части спуска опять же проходим воронку по очереди с выставлением наблюдателя.

ДЕНЬ 11 (13.08.2020): ПЕР. БУРЕВЕСТНИК - ОЗ. СИНЕЕ

Километраж: 7,8 км

Перепад высот: +650 м, -800 м

Высота ночёвки: 2500 м

Встаём в 3:00, выходим с рассветом, чуть позже 5:00, ибо в темноте может быть не видно падающих камней. Проходим вчерашний путь провешивальщиков (см. фото в предыдущем дне). Поднимаемся по перилам на рыжий треугольник и переходим к основной технической части подъёма.

Опять же, практически всё там можно пройти без рюкзака простым лазаньем с индивидуальной самостраховкой. Для участников с рюкзаками перила тут необходимы ещё 6 верёвок.

На этом участке первые 3 верёвки идут непосредственно вдоль гребня, станции располагаются на очевидных местах (С4, С5, С6) под защитой больших камней, локальные петли на каменных выступах. Промежуточные точки для страховки лидеры везде можно организовать на локальных петлях через выступы.

Что касается движения по данному гребню одновременно в связках, можно сказать следующее: с небольшим рюкзачком 20-40 л в связки потребуются здесь лишь на 4-9 верёвках, тогда как движение с тяжёлыми большими рюкзаками здесь в связках будет довольно энергозатратно - осыпь довольно подвижна и нет дополнительной постоянной опоры на перильную верёвку, добавляется крутизна гребня. Если бы гребень был в основном горизонтальным, то с тяжёлым рюкзаком можно, а так - на наш взгляд - тяжеловато и менее безопасно, чем по перилам. Хотя это возможно сократило бы время прохождения, тут многое будет зависеть от технических навыков группы.

Фото 100. Характер гребня выше рыжего треугольника.

Фото 101. Четвёртая верёвка к С4.

Фото 102. Четвёртая верёвка.

Фото 103. Конец четвёртой С4, начало пятой верёвки С4-С5.

Фото 104. Конец пятой С5, начало шестой верёвки.

Фото 105. Начало седьмой верёвки С6.

Седьмая верёвка идёт ближе к правому по ходу подъёма краю гребя, по простым осыпным скалам. Не надо уходить влево по ходу на крутые скалы и в кулуар. Заканчивается седьмая верёвка на просторной полке С7 на правом по ходу склоне гребня, у монолитной вертикальной плиты.

Фото 107. Полка С7 после седьмой верёвки.

Восьмая верёвка обходит монолитную плиту слева по ходу, подходит под бастион. Далее по широкой трещине нужно залезть на полку в бастионе, до этого места как раз хватает длины перильной верёвки. Рядом есть просторная ниша под скальным навесом, в которой могут свободно размещаться несколько участников, сидя на рюкзаках. Крепление перил - за откол С8 бастиона.

Фото 108. Восьмая верёвка С7-С8.

Фото 109. Восьмая верёвка С7-С8.

Фото 110. Восьмая верёвка С7-С8 и её станция С8.

Фото 111. Защитный каменный навес на станции перед девятой верёвкой.

Девятая верёвка идёт вертикально вверх на скальный навес по монолитной скале с удобными ребрами, в V-образный просвет между двумя скалами. Заканчивается девятая верёвка на промежуточной вершинке, на просторной площадке на основном гребне. Станция С9 крепится на большом камне, из основной верёвки.

Фото 112. Девятая верёвка С8-С9.

Фото 113. Девятая верёвка С8-С9.

Фото 114. Девятая верёвка С8-С9.

Фото 115. Верх девятой верёвки С8-С9.

Фото 116. Верх девятой верёвки С8-С9.

Собравшись на промежуточной вершинке всей группой, спускаемся по гребню вниз до седловины перевала Буревестник. Спуск пешком, угадываются фрагменты тропинки на осыпи. На седловине перевала делаем общее фото. Здесь имеются площадки на 2 палатки. Мемориальная тренога уплыла вместе с ледником метров на 10 ниже седловины перевала в сторону Аккемской долины.

Фото 117. Группа на предвершине.

Фото 118. Спуск с предвершины на седловину Буревестника.

Спуск в сторону Кучерлы идёт по мелкой крутой осыпи, по широкому кулуару. Аккуратно спускаемся двумя группами, переходя между удобными безопасными местами по бокам кулуара. В конце осыпи выходим на ледник и по нему спускаемся на конечные морены.

Фото 119. Спуск с перевала на ледник.

Фото 120. Группа спустилась с ледника. Фото на фоне спускового кулуара.

Далее нужно просто спускаться вниз по долине. Небольшое озеро обходим по левому берегу, здесь тропа. Выходим на бараньи лбы.

Фото 121. Обход верхнего озера.

Заглаженные выходы скал, можно спускаться по травянистым полкам между этих скал. Слева есть прекрасный пологий осыпной склон. Нам неохота петлять по скальным полкам, мы спускаемся до разливов реки по осыпному этому склону. Далее идём по правому берегу речки до разливов, переходим их и спускаемся слева от каньона с водопадом по средней осыпи. Фотографируемся напротив красивого водопада и по ложбине между моренными валами выходим к озеру Синему. Пройдя вдоль озера, встаём на ночёвку у южной его оконечности.

Фото 122. Водопады выше оз. Синего.

Фото 123. Большой водопад перед оз. Синее.

Фото 124. Моренный карман и спуск вдоль водопадов перед оз. Синим.

Фото 125. Озеро Синее.

Фото 126. Вид с озера Синего на спуск по долине с Буревестника.

Фото 127. Группа у озера Синего.

ДЕНЬ 12 (14.08.2020): ОЗ. СИНЕЕ - ЛЕД. ТОКМАК

Километраж: 4,9 км

Перепад высот: +350 м

Высота ночёвки: 2850 м

Проходим траверсом склон над озером Зелёным, чтобы без существенной потери высоты перейти на конечные морены ледника Токмак (другое название ледника - Западный). И далее движемся по моренам к языку ледника. По пути встречаем красивое озерцо, а далее - озеро побольше, которое обходим по правому по ходу берегу.

Фото 128. Проход по склону над озером Зелёным.

Фото 129. Проход по моренам в цирк перевала Токмак.

Фото 130. Озерцо на пути в цирк перевала Токмак.

Фото 131. Обход большого озера по пути в цирк перевала Токмак.

Выше есть удобные места для ночёвок неподалёку от речки, а мы подходим к леднику и забираемся на его язык в левой по ходу части - там морена поднимается наиболее высоко. В правой по ходу части ледника менее удобно - полно вмёрзших в лёд камней на поверхности ледника.

Фото 132. Путь захода на ледник Токмак.

Фото 133. Место захода на ледник Токмак.

Фото 134. Лагерь под перевалом Токмак.

Подойдя почти под перевальный взлёт, останавливаемся на безопасном расстоянии, ставим лагерь, обедаем. Трое участников идут делать предпровеску склона.

Перевал Токмак

Категория сложности 2А

Высота, по классификатору и GPS 3400 м (3180 м)

Характер сн-лд-ск

Ориентация северо-запад - юго-восток Номер в классификаторе №3.3.26

Координаты по GPS N39° 10.638' E68° 15.087'

Расположен: на Катунском хребте между перевалами Крюкова и Дивногорцев. Соединяет ледники Леонида и Токмак.

Прохождение: 15 августа 2020 года. Описание даётся от бивака на лед. Токмак до лед. Леонида. Снята записка группы туристов из Новосибирска и Украины, совершавших горный поход 5 к.с. под рук. Яценко М.В. от 28.07.2020.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, основные верёвки 45 м - 3, ледобуры - 9, локальные петли - 5, расходные петли - 3, крючья - 3-4 шт. Примечание по к.с.: сложность перевала, по нашему мнению, больше соответствует 2Б, чем 2А. Перевал двухсторонний, 4 верёвки на подъём и 3 верёвки на спуск.

Перевальный взлёт представлен ледовым склоном, слева ограниченным осыпным кулуаром с живой осыпью, справа видны следы скатывания отдельных камней. Наиболее безопасный путь - по ледовому ребру чуть левее середины - туда камни не достают из-за выпуклой формы рельефа. Снизу взлёт подрезан бергшрундом от борта до борта цирка. Выше имеется ещё несколько бергшрундов поменьше.

Фото 135. Общий вид перевального взлёта Токмака с одноимённого ледника.

Бергшрунд переходится по снежному мосту ближе к левой по ходу подъёма части склона. Поскольку место перехода приближено к левому осыпному кулуару, то необходимо выставлять наблюдателя при переходе берга. Далее верёвку можно перекинуть правее, и остальные участники будут подниматься уже в безопасном месте.

Фото 136. Предпровешивание первых верёвок от бергшрунда.

От бергшрунда участники провешивают три верёвки вверх вдоль ледового гребня (все точки на ледобурах), после чего спускаются в лагерь.

ДЕНЬ 13 (15.08.2020): ПЕР. ТОКМАК - ЛЕД. ЛЕОНИДА - БОК. МОРЕНА ЛЕД. МЮШТУАЙРЫ

Километраж: 7,7 км

Перепад высот: +350 м, -900 м

Высота ночёвки: 2300 м

За ночь немного припорошило снегом. С утра просыпаемся в 3:30, выходим в 5:30 - чтобы было светло, и мы могли видеть возможные падающие камни.

Проходим провешенные вчера перила. До седловины перевала провешиваем ещё 2 верёвки. Крутизна склона при большем количестве снега позволяла бы двигаться без перил в связках (связки - потому что на склоне много закрытых трещин).

Фото 137. Подход под бергшрунд к началу перил.

Фото 138. Первые две верёвки.

Фото 139. Третья и четвёртая верёвки.

На гребне - мульда с озером, рядом в мульде можно поставить 2 палатки, место защищено от ветра. Но перевальный тур располагается в 100 метрах по гребню на соседней осыпной седловине перевала. Перейти на неё можно либо по скальному гребню с элементами простейшего лазанья, либо провесить перила вниз из мульды немного вбок до осыпного склона. Поскольку нас погодные условия в этот раз не балуют, кидаем верёвочку до осыпи. Крепление станции - на большом камне в мульде.

Фото 140. Мульда на седловине перевала.

Фото 141. Гребень, ведущий от мульды к скальной седловине перевала.

Фото 142. Гребень от мульды к скальной седловине и полке.

Фото 143. Осыпная полка и место спусковой станции С6.

Фото 144. Место спусковой станции С6 на осыпной полке.

От осыпной седловины на другую сторону перевала ведёт широкая протяжённая скально-осыпная полка, по которой можно свободно ходить пешком. Примерно в 50 метрах от седловины находим вбитые крючья и спусковые петли. Добив крючья и усилив станцию С6 своей петлёй на небольшом отколе, спускаемся по перилам вниз и чуть вправо (ор.) по хорошим монолитным плитам в сторону широкой трещины-камина. Там у конца перил находим вторую станцию С7 - на отколе. Длины перил 45 м немного не хватило для того, чтобы прищёлкнуть нижний конец к станции, поэтому надставляли сдвоенным корделетным шнуром, для удобства подхода к станции, полка позволяет. Сдёргивание верёвки здесь и далее - при помощи второй перильной верёвки через петлю.

Фото 145. Первая верёвка спуска С6-С7.

От второй спусковой станции С7 провешиваем перила по трещине вниз до большой осыпной полки С8, аналогичной верхней полке. Здесь тоже находим чужие спусковые петли. На этой станции удобнее отойти с рюкзаками под скалу и сесть отдыхать на большой безопасной полке-поляне.

Фото 146. Вторая верёвка спуска С7-С8.

Фото 147. Вторая верёвка спуска С7-С8.

Фото 148. Вторая верёвка спуска С7-С8.

Фото 149. Окончание второй верёвки спуска на осыпной полке С8.

Фото 150. Удобная большая площадка для отдыха всей группы.

К слову сказать, полка С8 другим концом спускается на нижний осыпной склон, т.е. можно спуститься пешком (см. синий пунктир на фото). Но это настолько неудобно из-за неустойчивой крупной осыпи, что мы предпочли провесить ещё одну верёвку рядом по монолитным плитам. От конца верёвки спускаемся по крупной неустойчивой осыпи до края ледника Леонида.

Фото 151. Третья верёвка спуска от С8 - на осыпь.

Фото 152. Третья верёвка спуска, С8-осыпь.

Фото 153. Общий вид спуска с перевала Токмак на лед. Леонида.

Вскипятив чайку и сделав небольшой перерыв на еду, спускаемся в связках до конца ледника, выходя на левобережную морену, по ней переходим до основного ледника и спускаемся по его центру до конечных морен.

Фото 154. Движение по леднику Леонида.

Фото 155. Ледник Леонида и перевал Токмак.

Фото 156. Спуск по долине ниже ледника Леонида.

Далее продолжаем движение по долине по правому берегу реки. Озеро в разливе обходим по правому берегу. За озером начинается спуск с ригеля в основную долину. Кое-где угадываются остатки тропы. Склон осыпной, с редкими кустами, которых ниже становится всё больше. Спускаемся по некоему выпуклому увалу между двух оврагов.

Фото 157. Спуск с ригеля верхней долины.

Фото 158. Характер спуска - травянистый склон с выходами скал.

Выходим на травянистый склон с кустами, и выходами скал. Здесь нужно лавировать между множеством ручьёв и скалами. Справа по ходу шумит большой водопад. Наконец начинается тропинка, по которой мы спускаемся с крутого травянистого склона в моренный карман. Это боковая морена ледника Мюштуайры. В кармане нет удобных мест под палатки, однако забравшись на обширную боковую морену, обнаруживаем удобные площадки, на которых останавливаемся на ночёвку. От лагеря открывается величественная панорама ледника Мюштуайры.

ДЕНЬ 14 (16.08.2020): ПОЛУДНЁВКА, ЛЕД. МЮШТУАЙРЫ - Д. Р. КОНИАЙРЫ

Километраж: 8,8 км

Перепад высот: -550 м

Высота ночёвки: 1750 м

Фото 159. Полуднёвка на морене ледника Мюштуайры.

С утра стоит хорошая погода. У нас достаточно ходовых дней для комфортного неспешного выхода. Поэтому до обеда отсыпаемся, отдыхаем, сушим промокшее вчера снаряжение, фотографируемся на фоне ледопада Мюштуайры. После обеда выходим.

Тропинка идёт по гребням широкой боковой морены и отмечена каменными турами. По пути наблюдаем грандиозный водопад из боковой долины, с которой вчера спустились, но не видели панорамы из-за тумана.

Фото 160. Верхний водопад Мюштуайры.

Через 3 перехода по тропе мы спускаемся с последнего осыпного ригеля в зону леса. Отсюда идёт тропинка по правому берегу реки Мюштуайры. По пути много жимолости и брусники. Проходим мемориальную доску на камне в честь Игоря и Галины Барыбиных. Через 3 перехода, мимо ещё одного большого водопада, выходим на слияние рек Мюштуайры и Кони-Айры. Дальше тропинка вниз по долине идёт уже очень хорошая. По ней мы ещё за 1 переход добираемся до кедровых стоянок на небольшом холме чуть ниже устья р. Иолдо-Айры.

Останавливаемся лагерем.

Фото 161. Нижний водопад Мюштуайры.

ДЕНЬ 15 (17.08.2020): ДНЁВКА

Высота ночёвки: 1750 м Устраиваем днёвку в живописной долине Кони-Айры.

Фото 162. Разливы р. Кони-Айры вблизи устья Иолдо-Айры.

ДЕНЬ 16 (18.08.2020): Р. КОНИ-АЙРЫ - ОЗ. КУЧЕРЛИНСКОЕ - Р. КУЧЕРЛА - Р. ЧОК-ЧОК, ТРАНСФЕР В ПОС. ТЮНГУР

Километраж: 26,5 км

Перепад высот: -500 м

Высота ночёвки: 850 м

Выходим по тропе вниз по реке Кони-Айры. Тропа идёт по склону, то вверх, то вниз, но везде хорошая, явная. Через 2 перехода выходим к Кучерлинскому озеру.

Фото 163. Верхний край Кучерлинского озера.

Фото 164. На холме у нижнего края Кучерлинского озера.

Ещё через 1 переход достигаем середины Кучерлинского озера, в том месте, где впадает р. Зелёная. Ещё через 1 переход выходим к нижней части Кучерлинского озера там, где на большой поляне останавливается множество групп. Делаем обед. Рядом в небольшом строении пекут пирожки и лепёшки, которыми мы с удовольствием лакомимся. После обеда, отдохнувшие переваливаем холм возле Кучерлинского озера и спускаемся по тропе вниз по р. Кучерла. Через 4 перехода выходим к поляне с несколькими избами. Там пекут чебуреки, продают молоко. До этого места доезжают машины. Устраиваем большой привал, подкрепляемся очень вкусными горячими чебуреками и молоком. Выходим дальше вниз по долине, чтобы отойти немного от изб и остановиться на ночёвку. Выходим к мосту через Кучерлу. Возле моста стоит несколько УАЗов типа Буханка. Договариваемся за 500р с человека о трансфере в Тюнгур. Тут же садимся в авто и выезжаем.

Дорога пересекает Кучерлу по мосту и выходит на хорошую гравийную дорогу. Дорога проходит по левому берегу Кучерлы, там что-то строят. На наш взгляд - это наиболее быстрый путь вдоль Кучерлы на этом участке (лучше, чем корячиться по разбитой лошадями тропе на правом берегу). Дорога идёт до моста в районе урочища Елани. И оттуда уже по правому берегу - в деревню Кучерла. Через час мы уже в Тюнгуре на базе Зелёный Дом.

Спим, гуляем по Тюнгуру, а на следующий день с утра уезжаем на предварительно заказанном трансфере в Бийск. Откуда на поезде возвращаемся в Екатеринбург.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ

День

Дата

Участок маршрута

Определяющие препятствия

Длина, км Перепад высот

Общее ходовое время (ГХВ)

1

3.08

ур. Три Берёзы, р. Аккем

12

+400

5:30

2

4.08

р. Аккем - оз. Аккемское

16,3

+650

7:10

3

5.08

Рад. выход в Долину Семи озёр - р. Ярлу

6+5,2

+600 -600

3:10

1:00

4

6.08

р. Ярлу - пер. Ярлу-Боч - лед. Текелю - седловина пер. Новосибирцев

Пер. Ярлу-Боч

16,2

+750

-200

+800

10:00

5

7.08

пер. Новосибирцев - лед. Плоский - руч. Плоский

Пер. Новосибирцев

7,2

-800

3:40

6

8.08

руч. Плоский - лед. Менсу - северная ветвь лед. Менсу

8,9

-250

+550

8:20

7

9.08

пер. Титова - Томские стоянки - лед. Аккемский - кон. морены лед. Дружба

Пер. Титова

9,6

+450 -750

10:50

8

10.08

спуск на оз. Аккемское

9

-550

3:10

9

11.08

днёвка

0

10

12.08

подъём под пер. Буревестник

5,2

+600

2:20

11

13.08

пер. Буревестник - оз. Синее

Пер. Буревестник

7,8

+650 -800

10:30

12

14.08

оз. Синее - лед. Токмак

4,9

+350

3:00

13

15.08

пер. Токмак - лед. Леонида - бок. морена лед. Мюштуайры

Пер. Токмак

7,7

+350 -900

12:10

14

16.08

полуднёвка, лед. Мюштуайры - д. р. Кони-Айры

8,8

-550

4:10

15

17.08

днёвка

0

16

18.08

р. Кони-Айры - оз. Кучерлинское - р. Кучерла

26,5

-500

10:50

Итого: 157 км (в зачёт - 151 км).

Суммарный набор высоты: 6150 м. Суммарный сброс высоты: 5900 м.

ВЫСОТНЫЙ ГРАФИК МАРШРУТА

Рисунок 3. Высотный график маршрута.

ИТОГИ МАРШРУТА, ВЫВОДЫ

Целью маршрута было прохождение сильной горной тройки по уже частично знакомым местам и с добавлением ещё не известных нам препятствий. Район был известен по походу 2010 года, поэтому можно было спланировать тактику и график маршрута уже с учётом собственных прошлых впечатлений о характере района.

Район непростой, особенно с учётом того, что он сильно протаял за последние 10 лет. Подавляющее большинство перевалов усложнилось, часть - даже на полкатегории. Значительно увеличилась камнепадная опасность в районе, и этот фактор накладывает серьёзные требования к новичковым группам, идущим в этот район. Перевалы 1Б к.т. теперь нередко требуют навески участка перил, при этом требуя от руководителей и участников групп тактические и технические навыки близкие к навыкам для препятствий 2А к.т. Для групп, которые здесь впервые проходят новую для себя категорию сложности, на наш взгляд, необходимо брать минимальный набор определяющих ЛП и только те перевалы, по которым есть свежая информация (1-2 летней давности). Остальные перевалы могут оказаться на полкатегории сложнее, и это надо учитывать на этапе планирования.

С погодой в этот раз нам повезло, мы попали в антициклон. Обычно в этом районе необходимо закладывать, помимо днёвок, минимум по 1 запасному дню в неделю на непогоду. Нельзя просто так взять и пробежать маршрут в этом районе, погода всегда внесёт свои коррективы в любые оптимистичные планы.

Из плюсов настоящего времени отметим упрощение захода в район - по левому берегу Кучерлы проложена гравийная дорога, по которой можно заехать на авто до устья р. Чок-Чок за 1100р/чел, а это на 10 км выше урочища Елани. По словам хозяйки приюта Зелёный Дом, проезд по дороге могут закрыть зоозащитники, но пеший проход останется, и он экономит время. Заезд на Аккем до Трёх Берёз так же действует, стоимость 1100р/чел. И конечно же конная заброска груза на Аккемское и Кучерлинское озёра позволяет сохранить силы на заходе в район.

Поход проходил параллельно ещё с тремя группами, которые шли свои маршруты, чуть отличающиеся от нашего. Взаимоконтроль и регулярные встречи групп, думается, способствовали более безопасному прохождению маршрута, а также, просто поднимали настроение участников при встрече. Для связи между группами использовались рации с частотой 433 МГц.

В приложении к отчёту приведены фотографии некоторых окрестных перевалов, которых мы не нашли в отчётах других руководителей при подготовке к этому походу. Возможно, эти фотоматериалы будут полезны будущим руководителям. Кроме того, есть полное видео съёмок с дрона, которое мы можем предоставить всем желающим по запросу.

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ МАРШРУТА

  • Перевалы Ярлу-Боч и Текелю опасны для прохождения «в лоб», возможны оползни и обвалы конгломератного склона, необходимо идти через Ороктойскую тропу.
  • Нижний снежно-ледовый склон перевала Новосибирцев, возможны падения камней с водопада и верхнего ледового склона.
  • Осыпной склон перевала Титова, очень неустойчивая крупная осыпь.
  • Нижняя часть склона перевала Буревестник - воронка, в которую падают камни сверху склона
  • Осыпной участок сбоку от ледового склона на перевале Токмак, регулярные падения камней.

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

Маршрут проходит по местности богатой природными достопримечательностями. Стоит отметить следующие природные объекты:

  • Аккемское и Кучерлинское озёра - культовые места, куда ходят основные массы туристов. С Аккемского озера открывается вид на Аккемскую стену и Белуху
  • Долина Семи Озёр - урочище с прозрачными разноцветными озёрами
  • Аккемская стена и гора Белуха - высшая точка района, маршрут на неё имеет 2Б-3А к.т. и находится в пограничной зоне, куда вход запрещён. Но даже издали стоит взглянуть.
  • Долина Ярлу (долина эдельвейсов) и Мастер-Камень (Камень Рериха) - разноцветные гребни окрестных гор, живописное место. И место паломничества любителей Рериха. Мастер-Камень - большой камень в окружении множества каменных пирамидок, культовое место.
  • Водопады Кони-Айры и Мюшту-Айры - находятся в нескольких километрах выше слияния этих рек. Каждый - на соответствующей реке. Крупные зрелищные водопады.
  • Озеро Горных Духов - красивое озеро в боковом цирке выше Аккемского озера.
  • Водопад Ак-Оюк - красивый водопад чуть выше Аккемского озера.
  • Озёра Зелёное и Синее - красивые озёра в боковой долине Кучерлинского озера.
  • Озеро Дарашколь - одна из жемчужин района, путь к нему проходит по реке Иолдо-Айры, которая изобилует красивыми водопадиками.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПОХОДА

В поход мы брали квадрокоптер для пробы и камеру GoPro. По итогам похода мы сделали два видеоролика из отснятых материалов, по ним можно более точно посмотреть некоторые технические участки, а также составить общее впечатление о районе.

https://www.youtube.com/watch?v=kmKLxx-LwmQ (видео с GoPro) https://www.youtube.com/watch?v=rkHG9rTDmyA (видео с дрона)

Нитка маршрута, шаг линий сетки 1 км (за основу взята карта М 1:50000).

ФОТО ПРОЧИХ ПЕРЕВАЛОВ РАЙОНА

Перевал СИП (2А)

Перевал Волга (2А)

Перевал Иедыгем (1Б)

Перевал Карачик (1Б)

Перевал Весёлый (1Б)

Перевал Дружба (1Б)

Перевал Крюкова (2Б)

Перевал Кара-Оюк (2Б)

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ПОГРАНПРОПУСК

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Каталог перевалов «Вестра» и ссылки на отчёты с него

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru