Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Анатолий Репетей, г.Москва

Отчет о спортивном походе 3 к.с. на Тянь-Шане (Киргизский хребет), проведенном с 16 июля по 6 августа 2016 года . Часть 2.

Перевал Манас

День 11 - 26.07.2016 – Дол. Баш-Алаарча - подход под пер. Манас (2А,4100)

Погода: ясная. Выход: 08:00

Встали в 6 утра - погода отличная. По плану дня, мы должны были подойти под перевал Манас с юга.

В 8 утра начали спуск от места стоянки по тропе по правому берегу реки Туюк-ала-арча (фото 11.1, 11.2). За один переход дошли до слияния рек Туюк-ала-арчи и Баш-Ала-арчи (фото 11.3). Дальше начали подъем по левому берегу реки Баш-Ала-арча по хорошо набитой и утоптанной тропе (фото 11.4). Через один переход устроили привал, высота 2900, небо ясное. В 10.30 начали поиск места для перехода на правый берег реки вброд, через 10 минут дошли до места, где река делает поворот и образует широкое русло, где сила течения меньше (фото 11.5). В 11 часов вся группа перешла на правый берег реки Баш-Ала-арча (фото 11.6). Движение продолжили по набитой скотной тропе чуть выше реки (фото 11.7, 11.8). В 12.20 достигли верховья долины, где перешли вброд на левый берег реки Баш-Ала-арча. Позже оказалось, что можно было подниматься от слияния левым берегом и уже в самом верху перейти несколько притоков. По левому берегу видели пасущиеся стада и конные тропы, по которым пастухи перегоняют стада. В 12.30 устроили обед на травянистом склоне (фото 11.9).

В 14.00 начали подъем в сторону перевала Манас. Подъем представлял собой травянистый склон длинной 200 метров, крутизной 10-15 градусов, переходящий в среднюю устойчивую осыпь крутизной до 30 градусов (фото 11.10). На вершине морены сочился родник, на скальном выступе отличная обзорная площадка (фото 11.11).

В 16.00 продолжили подъем к пер. Манас (2А,4100), здесь подъем выполаживался, на осыпи начал встречаться снег (фото 11.12, 11.13). В 16.45 встали лагерем в углублении одного из моренных валов - готовых мест под палатки нет, пришлось поработать ледорубами, нашли сочащейся ручеек воды (фото 11.14).

фото 11.1 - Тропа вдоль правого берега реки Туюк-ала-арча

фото 11.2 - Правый берег реки Туюк-ала-арча

фото 11.3 - Слияние рек Туюк-ала-арчи и Баш-алаарчи

фото 11.4 - долина реки Баш-алаарча

фото 11.5 - Место брода через реку Баш-ала-арча

фото 11.6 - Брод через реку Баш-алаарча

фото 11.7 - долина реки Баш-ала-арча

фото 11.8 - тропа по правому берегу р. Баш-ала-арча

фото 11.9 - Обед, своевременная сверка пути

фото 11.10 - подъём по травянистому склону к пер. Манас (2А,4150)

фото 11.11 - величественный вид в долину реки Баш-алаарча

фото 11.12 - подъём по осыпному склону к пер. Манас (2А,4150)

фото 11.13 - подъём по осыпному склону к пер. Манас (2А,4150)

фото 11.14 - вид со стороны южных подступов к пер. Манас (2А,4150)

фото 11.15 - лагерь 26-27.07 на подступах к пер. Манас (2А,4150)

схема 11

Итого: 4ч 30мин ч.х.в. высоты 3010 – 2940 - 3600

День 12 - 27.07.2016 – Верховья дол. Баш-Алаарча - пер. Манас (2А,4050) - пер. Шестерых (1Б,4055)

Перевал Манас

Категория трудности

Высота, м

4050

Ориентация

север - юг

Характер склонов

северный

снежно-ледовый

южный

снежно-ледовый

Координаты

N42° 26.478' E074° 29.207'

Соединяет: лед Манас (р Ала-Арча) - р Ала-Арча Южн.

Пройден: 27 июля 2016 года в направлении юг-север

Подъем в 6 утра - погода снова нас порадовала, небо ясное. В задачах дня - пройти перевал Манас и встать лагерем под пиком Логвиненко.

В 8 часов начали движение в сторону перевала Манас. Подъем по моренным валам до языка ледника занял один переход (фото 12.1, 12.2). В 9:40 вышли на закрытый ледник - одели кошки и образовали связки (фото 12.3, 12.4). Подъем под перевальный взлет пер.Манас представляет собой закрытый ледник из двух каскадов подъемов и выполаживаний - подьемы крутизной 20-25 градусов и выполаживания по 200-250 метров. За два перехода дошли до перевального взлета пер. Манас - склона крутизной 30-35 градусов. С южной стороны перевальный взлет представляет собой снежный кулуар 130-150 м, крутизной 30-35 гр. (фото 12.5, 12.6) Снегу очень много, перевальный взлет явно лавиноопасный, поэтому принимаем решение осуществить подъем на левую по ходу, “ложную” седловину, здесь склон уже сошел и подъем по нему менее опасен. Поднимаемся в начале по лавинному выносу, а далее по снежному склону 150 м, крутизной 25-30 гр. на “ложную” седловину (фото 12.7). С седловины по северной стороне спустились по леднику Манас до перевала Манас (фото 12.8). В 12.30 группа оказалась на перевале Манас (2А, 4100) (фото 12.9, 12.10). В 12.40 начали спуск с перевала по центральной части ледника Манас (фото 12.11). Ледник закрытый, встречаются узкие трещины, крутизна склона 10-15 градусов (фото 12.12-12.15). В 14.00 встали лагерем в мульде под перевалом Шестерых - погода отличная (фото 12.16). Есть вода (с каменистых склонов правее перевала несколько ручьев), с помощью ледорубов подготовили шикарные места под палатки.

Пообедав и отдохнув, группа совершила радиальный выход на перевал Шестерых (1Б, 4050 м) (фото 12.17, 12.8). Подъем начат в 17.15, а в 17.20 группа уже наслаждалась видами, открывающимися с перевала на закрытый ледник на северо-востоке с одной стороны (фото 12.19) и на пик Логвиненко с другой (фото 12.20). Перевальный взлет начинается по окончанию снежного наддува у правого борта ледника, представляет из себя мелкую осыпь, по которой удобно, как спускаться, так и подниматься.

фото 12.1 - подход к пер. Манас (2А, 4150) со стороны дол. Баш-Ала-арча

<
фото 12.2 - путь из дол. Баш-Ала-арча к пер. Манас (2А,4150)

фото 12.3 - подъем к пер. Манас (2А, 4150) из дол. Баш-Ала-арча

фото 12.4 - Южный перевальный взлет пер. Манас (2А, 4150)

фото 12.5 - ледник Манас, перевальный взлет на “ложную” седловину перевала Манас

фото 12.6 - ледник Манас, перевальный взлет на “ложную” седловину перевала Манас

фото 12.7 - перевал Манас (2А, 4150), вид с северной стороны перевала

фото 12.8 - группа на перевале Манас (2А, 4150 )

фото 12.9 - вид на Юг с пер. Манас (2А,4150) и “язык” сошедшей лавинки

фото 12.10 - пик Манас, движение от перевала Манас (2А,4150) в сторону пер. Шестерых

фото 12.11 - ледник Манас, движение от перевала Манас (2А,4150) на север

фото 12.12 - пик Логвиненко (альп. 2Б, 4361) с ледника Манас

фото 12.13 - ледник Манас, движение от перевала Манас (2А,4150) в сторону пер Шестерых

фото 12.14 - Лагерь 27-28.07 в мульде под перевалом Шестерых (1Б, 4055)

Перевал Шестерых, радиально

Перевал Шестерых

Категория трудности

Высота, м

4055

Ориентация

север - юг

Характер склонов

северный

снежно-ледовый

южный

осыпной, снежно-ледовый

Координаты

N42° 26.953' E074° 28.841'

Соединяет: лед Голубина (р Ала-Арча) - лед Манас (р Ала-Арча Южн.)

Пройден: радиальное восхождение с юга 27 июля 2016 года

фото 12.15 - Выход группы из лагеря 27-28.07 в направлении пер. Шестерых (1Б,4055)

фото 12.16 - седловина пер. Шестерых (1Б,4055)

фото 12.17 - Вид на Северо-Восток с пер. Шестерых (1Б,4055)

фото 12.18 - пик Логвиненко, вид с пер. Шестерых (1Б,4055)

схема 12

Итого: 3ч 40мин ч.х.в. высоты 3600 – 4180 – 4055 – 4020

Пик Логвиненко

В связи с высокой лавиноопасностью (вечером сошли лавины практически на всем пути возможного подъема на вершину) и неустойчивой погодой, было решено отказаться от восхождения.

описание дается от лед. Манас до заброшенной горнолыжной базы в дол. Ала-Арча

День 13 - 28.07.2016 – Лед. Манас - горнолыжная база - метеостанция дол. Ала-Арча, Заброска №2

Погода дождь. Выход 09:15

Утром дождь со снегом и сильными порывами ветра, гроза. Решили переждать, погода немного улучшилась, ветер поутих, но дождь со снегом не прекращался, «окон» практически не было (фото 13.1). Поступило указание готовится к выходу в 9:00, собирались в палатках.

Вышли в 9:15, от места ночевки в мульде под перевалом Шестерых, спускались в связках и кошках по закрытому леднику (фото 13.2, 13.3), сначала прижимаясь к правому борту, но через 300-400 метров у правого борта начался ледопад, поэтому повернули налево, поднявшись через небольшую ледовую ступень с трещинами и далее по закрытому леднику спустились по диагонали к левому борту, обходя озерцо на леднике сверху. Ниже, после перегиба, ледник был открытый, пересекли ледник в направлении правого борта и к 10:00 вышли на наклонную морену вдоль ледника. Развязались, сняли кошки, системы, перекур делать не стали, так как накрапывал дождик.

Далее спускались вниз по морене, которая постепенно выполаживалась, долина начинала поворачивать направо. После спуска на относительное выполаживание начали пересекать долину через несколько моренных валов и ручьев по направлению чуть выше Г/Б (Горнолыжная база Ала-Арча), чтобы перебродить ручьи до их слияния. В 10:50 вышли к Г/Б (фото 13.4, 13.5).

фото 13.1 – «хмурый» пик Логвиненко

фото 13.2 – ледник Манас

фото 13.3 – спуск по лед. Манас

фото 13.4 - горнолыжная база Верхняя Ала-Арча, 3400 м, лагерь 28-29.07

фото 13.5 – обед на горнолыжной базе Верхняя Ала-Арча

Дол. Ала-Арча и горнолыжная база

описание дается от горнолыжной базы 3400м у ледника Большой Ала-Арчинский до разрушенной станции 2950м

За заброской с ГЛБ вышли под сильным дождем, перешли на правый берег реки по камням чуть ниже базы и далее по дороге, которая петляла по моренам, немного ниже перешли реку еще раз по камням на левый берег. Место где дорога идет по разливам обошли, прижимаясь к левому склону. До разрушенной метеостанции дошли. Забрали и распределили заброску. Обнаружили что часть заброски отсутствует. Несильно расстроились и двинулись в обратный путь.

схема 13

Итого: 5ч ч.х.в. высоты 4020 – 2960 - 3410

Перевал Ала-Арча

описание дается от горнолыжной базы 3400м до прав. притока дол. Алаарча на пер. нк 3588

День 14 - 29.07.2016 – горнолыжная база - лед. Малый Ала-Арчинский - пер. Ала-Арча (1А,3900) - дол. Алаарча

Перевал Ала-Арча

Категория трудности

Высота, м

3900

Ориентация

северо-восток - юго-запад

Характер склонов

северо-восточный

снежно-осыпной

юго-западный

осыпной

Координаты

N42° 26.223' E074° 25.552'

Соединяет: лед Малый Алаарчинский Восточный (р Ала-Арча) -р Ала-Арча Южная

Пройден: 29 июля 2016 года в направлении северо-восток - юго-запад

Ночью несколько раз шел дождь. Утро пасмурное, но дождя нет, прохладно.

Вышли от Г/Б в 10:15 по направлению к перевалу Ала-Арча через моренные валы, состоящие из крупных, «живых» камней и далее по руслу ручья закрытому снегом вышли к языку ледника.

Далее поднимались по пологому открытому леднику Малый Ала-Арчинский с выходом на морену у левого борта долины. В 11:45 подошли к осыпному склону в нижней части покрытому крупными «живыми» камнями крутизной примерно 35 градусов, поднялись по склону на скальный отрог. Более удобный путь обойти нижнюю осыпь слева по ходу движения, где подъем более пологий, 10-15 градусов. Траверсом \осыпного склона, где местами была довольно неприятная «живая» осыпь вышли на хорошо читаемое понижение в скальном отроге.

Траверсом гребня, по снегу и местами по скалам поднялись левее седловины перевала Ала-арча, после чего к 13:10 спустились на седловину.

Метеоусловия на перевале не гостеприимные: пасмурно, сильный ветер, идет снег, холодно - поэтому долго здесь не задерживались.

В 13:25 начали спуск с перевала по осыпи плотной группой. После спуска с перевального взлета взяли чуть правее и вышли на дорогу. Начался дождь, спускались по дороге почти до реки Ала Арча, Дорога к озеру не спускается и идет по левому склону в 300-500 метрах от реки.

Далее свернули с дороги и в 14:40 вышли на левый берег реки Ала -Арча, здесь подходящего места для лагеря не нашли. В 14:50 по камням переправились на правый берег, и начали спускаться вдоль реки в поисках места для лагеря. В 15:00 встали лагерем на берегу реки рядом с устьем небольшого ручейка, напротив перевала 3588 н/к. Практически все сильно промокли, дождь шел с небольшими перерывами весь остаток дня.

фото 14.1 – путь от ГЛБ к пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.2 – подъем с востока к пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.3 – вид с востока на пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.4 – подъем с востока по снежному гребню на пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.5 – вид в верховье дол. Ала-арча с гребня под пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.6 - вид в дол. Ала-арча с гребня под пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.7 – выход участников на пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.8 – седловина пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.9 – группа на пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.10 – вид на Запад с пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.11 – будущий перевал с пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.12 – спуск на Запад с пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.13 – Западный перевальный взлет пер. Ала-Арча (1А,3900)

фото 14.14 – спуск по дол. Ала-арча Юж.

фото 14.14 - лагерь 29-30.07 на правом берегу р. Ала-арча Юж.

схема 14

Итого: 3ч 45мин ч.х.в. высоты 3410 - 3900 – 3280

Перевал н/к 3588

описание дается от прав. притока дол. Алаарча на пер. нк 3588 до р. Туюктор

День 15 - 30.07.2016 – дол. Алаарча - пер. нк 3588 - дол. Туюктор - пер. Боковой (1А,3815) - дол. Каратор

Погода пасмурная. Выход 08:00

Перевал н/к 3588

Категория трудности

н/к

Высота, м

3588

Ориентация

восток - запад

Характер склонов

восточный

осыпной

западный

осыпной, травянистый

Координаты

N42° 24.663' E074° 24.101'

Соединяет: р Ала-Арча Южная - р Туюктор

Пройден: 30 июля 2016 года в направлении восток - запад

Подъем в 6:00 утра, погода пасмурная идет дождь, к 8:00 дождь не прекратился сидим в палатках.

После девяти часов дождь утихает, немного подсушившись вышли в 11:30 по направлению к перевалу 3588 н/к. Подход к перевалу шел вдоль русла правого притока реки Ала-Арча по травянисто-осыпному склону. По широкому травянисто-осыпному кулуару справа по ходу движения прошли большую часть перевального взлета крутизной до 20 градусов и далее повернув левее, по ходу движения, траверсом по мелкой осыпи крутизной до 30 градусов вышли на перевал правее седловины, по ходу, обходя снежный наддув. На перевале были в 12:40, погода пасмурная и ветреная.

С перевала был хорошо виден наш следующий перевал Боковой и примерный маршрут подхода по долине реки Туюк-Тор.

Спуск с перевала начали в 12:50 по осыпному склону, в нижней части переходящий в травянисто – осыпной. За 25 минут спустились к левому притоку реки Туюк-Тор.

Продолжили движение вверх по долине траверсом левого травянистого пологого склона без потери высоты, не прижимаясь к реке. За один переход дошли до большого левого притока реки Тюк-Тор, здесь остановились на обед. В 14:50 вышли от места обеда, поднялись на большой зеленый отрог и далее по мореным валам продолжили движение по направлению к перевалу, перешли на правый берег реки Туюк-Тор по снежнику и поднялись на правую осыпную ступень в цирке перевала. В 16:20 по снежникам подошли к перевальному взлету, который представлял из себя снежный склон 100 м, крутизной 30-35 градусов, с нависающим карнизом. Поднимались по линии падения воды, в месте где карниз имел естественно образовавшийся прорыв. В 16:35 поднялись на седловину перевала, седловина широкая, осыпная, погода пасмурная, ветрено, облачно. В 16:50 начали спуск в начале по снежнику, а затем по осыпному склону, крутизной до 25 градусов, 200 метров, далее по моренным валам вышли к реке Каратор, перешли на правый берег и в 17:50 встали на ночлег на широком выполаживании в верховьях долины.

фото 15.1 – подъем на пер. н/к 3588 с Востока

фото 15.2 – восточный перевальный взлет пер. н/к 3588

фото 15.3 - седловина пер. н/к 3588

фото 15.4 – группа на пер. н/к 3588

фото 15.5 – вид на восток с пер. н/к 3588

фото 15.6 – вид на запад с пер. н/к 3588

фото 15.7 – путь к пер. Боковой (1А,3815) с востока

фото 15.8 – западный перевальный взлет пер. н/к 3588

фото 15.9 – путь к пер. Боковой (1А,3815) со стороны пер. н/к 3588

Перевал Боковой

описание дается от р. Туюктор до верховий дол. Каратор

Перевал Боковой

Категория трудности

Высота, м

3815

Ориентация

восток - запад

Характер склонов

восточный

снежно-осыпной

западный

осыпной

Координаты

N42° 25.276' E074° 20.968'

Соединяет: р Туюктор - р Каратор

Пройден: 30 июля 2016 года в направлении восток - запад

фото 15.10 - путь к пер. Боковой (1А,3815) с востока

фото 15.11 - путь к пер. Боковой (1А,3815) с востока

фото 15.12 – восточный перевальный взлет пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.13 – выход через наддув в карнизе на пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.14 – седловина пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.15 – Люба и тур пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.16 – группа на пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.17 – вид на Запад с пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.18 – спуск в дол. Каратор с пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.19 – западный перевальный взлет пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.20 – западный перевальный взлет пер. Боковой (1А,3815)

фото 15.21 – лагерь 30-31.07 под пер. Черный шпиль Вост. (2Б,4000)

фото 15.22 – пер. Черный шпиль Вост. (2Б,4000) с Юга

схема 15

Итого: 4ч 40мин ч.х.в. высоты 3280 - 3588 - 3336 - 3815 - 3540

Дол. Каратор

описание дается от верховий дол. Каратор до слияния с р. Сокулук Юж.

День 16 - 31.07.2016 – полудневка, отсидка - спуск по дол. Каратор

Погода дождь. Выход 14:00

Первый подъем в 4 утра, было принято решение отложить выход в связи с дождем. Ждали погоды. Лил дождь временами с мокрым снегом. Коротали время под тентом и короткими прогулками вокруг лагеря, любовались видами на туманную долину внизу (фото 16.1). Черный шпиль за одну ночь превратился в белый (фото 16.2, 16.3). За утро несколько раз слышали, как в районе нашего перевала сходили лавины. Изменений в погоде не намечалось. В 14 часов принято окончательное решение по изменению маршрута: спуск вниз в долину по реке Каракол.

В 14.30 начали движение по моренам и травянистым склонам в долину реки Каракол (фото 16.4, 16.5). Видимость была почти нулевая, держались плотной группой. Мокрые камни сильно снижали скорость движения группы. В 15.30 привал под тентом, дождь лил не прекращаясь - солнечная Киргизия в который раз за поход радовала своим приветливым к туристам нравом.

В 16.20 один из участников поскользнулся на мокром камне, в результате чего рассек ладонь - медик и команда оказали должную первую помощь. Далее участник смог самостоятельно продолжить движение, но спустя 15 минут оступился и повредил ногу - возникло подозрение на перелом. Было принято решение вставать лагерем и на утро вызывать машину в долину реки для эвакуации пострадавшего участника в Бишкек.

В 17 часов встали лагерем на правом берегу реки Каракол. Погода пасмурная, небо затянуто облаками.

фото 16.1 - Лагерь 30-31.07 на травянистом склоне под пер. Черный Шпиль Вост. (2Б, 4000)

фото 16.2 - Вид на заснеженный пер. Черный Шпиль Вост. (2Б, 4000)

фото 16.3 - заснеженный лагерь 30-31.07 под пер.Черный Шпиль Вост. (2Б, 4000)

фото 16.4 - спуск правым бортом в долину р. Каракол

схема 16

Итого: 1ч ч.х.в. высоты 3540 - 2950

Дол. Сокулук Юж.

описание дается от слияния рек Сокулук Юж. и Каратор до верховий дол. Сокулук Юж.

День 17 - 01.08.2016 – дол. Сокулук Юж. - подход под пер. Джарташ (1А,3800)

Подъем в 7 часов - утро морозное, но солнечное. Позавтракав, разобрали рюкзак травмированного участника и разложили содержимое по рюкзакам остальных участников. В 11.30 начали движение вниз по хорошо набитой тропе, склоны травянистые (фото 17.1, 17.2). Скорость группы была сильно снижена, пострадавший участник двигался в конце группы под наблюдением медика и второго сопровождающего.

В 12.30 достигли слияния рек Соколук и Каракол - в это место по предварительной договоренности должна была подъехать машина. Остановились на привал и обед на месте пересечения дороги с рекой Каракол, здесь же ожидали транспорт (фото 17.3). Погода налаживалась. В 15 часов Юра в сопровождении Камила уехал на машине в Бишкек (фото 17.4). Оставшаяся часть группы продлила поход еще на два дня - в планах пройти долину Аксу, преодолев пер. Джарташ (1А, 3800).

В 16 часов группа начала движение вверх вдоль реки Соколук по дороге, спустя переход достигли чистейшего родника - устроили привал. Зеленые склоны радовали глаз, вокруг много овец и лошадей - кипит жизнь (фото 17.5, 17.6). В 17.30 остановились, чтоб принять приглашение гостеприимного хозяина коша - отведали баранины и арбуза (фото 17.7). В 17.50 продолжили движение, дальше дороги нет, местность заболочена до слияния рек Соколук и Джарташ, обошли выше по склону.

В 18.20 перешли реку Соколук вброд немного выше слияния с рекой Джарташ (фото 17.8). Далее двигались вверх вдоль реки Джарташ по левому берегу. По пути два небольших озерца удивительной красоты (фото 17.9), тропы нет. Погода начала портиться. В 19 часов встали лагерем на травянистом холме на левом берегу реки Джарташ (фото 17.10).

фото 17.1 - спуск по правому берегу р. Каратор

фото 17.2 - Травянистые склоны в долине реки Каракол

фото 17.4 - Трансфер для пострадавшего участника в Бишкек, слияние рек Каратор и Сокулук Юж.

фото 17.5 - Долина реки Сокулук Юж.

фото 17.6 - Гостеприимный хозяин Коша

фото 17.7 – путь к пер. Джарташ (1А,3800) с Востока

фото 17.8 - Горные озера на подходе к пер. Джарташ (1А,3800) с востока

фото 17.9 - Брод реки Соколук Юж.

схема 17. Сформировано в ресурсе Google Earth

Итого: 4ч 10мин ч.х.в. высоты 2950 – 2710 - 3060

Перевал Джарташ

описание дается от верховий дол. Сокулук Юж. до ущ. Джарташ

День 18 - 02.08.2016 – пер. Джарташ (1А,3800) - ущ. Джарташ

Погода ясная, переменная. Выход 09:25

Перевал Джарташ

Категория трудности

Высота, м

3800

Ориентация

восток - запад

Характер склонов

восточный

осыпной

западный

осыпной

Координаты

N42° 25.107' E074° 11.219'

Соединяет: р Соколук Южный - р Джарташ

Пройден: 2 августа 2016 года в направлении восток - запад

Подъем в 6.30 - погода хорошая, небо ясное. В планах - прохождение перевала Джарташ (1А, 3800) и окончание маршрута. В 9.25 - выход из лагеря. Движение по травянистым склонам долины (фото 18.1). Через переход поднимаемся на древнюю морену покрытую травой - отличное место под лагерь (идеальные площадки, есть вода, место сухое и очень живописное) (фото 18.2).

В 10.30 начали подъем на перевал Джарташ (1А, 3800) (фото 18.3). Перевальный взлет скально-осыпной, длинной 500-600 метров, крутизной 30-35 градусов (фото 18.4, 18.5). В конце подъема небольшой снежник-карниз (фото 18.6-18.8). Погода хорошая, переменная облачность. В 11.45 вышли на перевал Джарташ (1А, 3800), с которого открывался отличный вид на долины в обе стороны (фото 18.9).

В 12.05 начали спуск по осыпному склону длиной 500-600 метров и крутизной 30-35 градусов (фото 18.10). В 12.45 привал и обед у реки Джарташ на травянистой площадке у основания морены ледника (фото 18.11).

В 14.35 вышли с места привала по правому берегу реки Джарташ вниз по долине (фото 18.12). Тропа хорошо читается на всем протяжении спуска, местами в осыпных прижимах тропа теряется, переходить на другой берег не стоит, после прижима тропа вновь появляется. Настроение группы приподнятое. На каменистой тропе встречаются заграждения для скота, на склонах свистят сурки. За несколько переходов в 17.30 достигли начала цивилизации - у выхода из заповедной зоны скульптура снежного барса прямо на скале (фото 18.13). В 17.45 дошли до нарзанных источников, где отдыхала компания арабских шейхов, которая любезно угостила нас кофе и орехами.

Сразу после источников начинается отличная автомобильная дорога, нашего трансфера еще не было и мы выдвинулись навстречу. Ущелье очень живописное, дорога грунтовая, хорошая. В 19 часов встретились с машиной - радостно воссоединились с Юрой и Камилом. Поход окончен (фото 18.14).

фото 18.1 - подъем на пер. Джарташ (1А, 3800) с Востока

фото 18.2 - подъем на пер. Джарташ (1А, 3800) с Востока

фото 18.3 - Восточный перевальный взлет пер. Джарташ (1А, 3800)

фото 18.4 - снежник пер. Джарташ (1А, 3800) на Восточной стороне

фото 18.5 - седловина пер. Джарташ (1А, 3800)

фото 18.6 - группа на пер. Джарташ (1А, 3800)

фото 18.7 - вид с пер. Джарташ (1А, 3800) на Восток

фото 18.8 - вид с пер. Джарташ (1А, 3800) на Запад

фото 18.9 - спуск по Западному осыпному перевальному взлету пер. Джарташ (1А, 3800)

фото 18.10 - Спуск с пер. Джарташ (1А, 3800) в ущ. Джарташ дол. Аксу

фото 18.11 - Верховья ущ. Джарташ

фото 18.12 - Скульптура снежного барса на скале у входа в заповедник

фото 18.13 - Окончание маршрута, группа перед трансфером в Бишкек

схема 18. Сформировано в ресурсе Google Earth

Итого: 6ч 15мин ч.х.в. высоты 3060 – 3800 – 2130

Выезд из района

Финал маршрута закладывался в ущелье Джарташ, оно примечательно наличием минеральных газированных источников, также в этом ущелье мы еще не были. Для организации трансфера Юра Траченко предварительно сделал разведку, целью которой было выяснить возможность и состояние подъезда. Подробности по ссылке http://www.risk.ru/blog/208399

Финал похода и выезд с маршрута был спланирован на 17-18 часов 02 августа. Так вышло, что Юра, отвечающий за трансфер был уже в Бишкеке с поврежденной ногой. Они с Камилом выехали из Бишкека с водителем встречать основную группу в ущелье Джарташ. Сложное движение на дорогах и начавшийся ливень в долине слегка задержали трансфер. С Толей было оговорено, что в любом случае группа начнет спуск в 18 часов навстречу авто. Так и получилось. В Бишкек приехали уже затемно, здесь нас ждали все “блага цивилизации”. Также встретились с дружественной группой из нашего турклуба.

Выводы и рекомендации
- Природа и этим летом преподнесла сюрприз. Если в прошлом году по всей средней Азии прокатилась декада аномальной жары, то этот сезон был богат снегом и осадками. Что в конечном счете отразилось на прохождении заложенного маршрута. К условиям межсезонья в этом летнем походе по Киргизскому хребту мы не были готовы. Прежде всего это связано с лавиноопасностью.
- Несмотря на ряд изменений маршрута и сход участников, группе удалось реализовать основную идею похода - посетить максимальное количество долин Киргизского хребта и пройти генеральную нитку маршрута

- Несмотря на компактность и популярность Киргизский хребет имеет потенциал для исследований, описаний и уточнений

- При организации каких-либо вопросов с местными жителями необходимо оговорить и уточнить все подробности. Несколько раз проговорить механизмы ценообразования до совершения услуги. С фирмами немного попроще, но не отменяет наличия при себе распечатки всех договоренностей.
- Разорены заброски нескольких групп в нескольких долинах
- Перевал Манас (2А,4150) с Юга имеет 2 логичные седловины, Западная - ложная. С севера все однозначно.
- Перевал Юхина (южнее Ала-Арча) с северной стороны скорее 2А, нежели 1Б
- Конные заброски оказались оправданы. Хорошее соотношение грузоподъемности, стоимост и скорости
- перевал Иссык-Ата (1Б,3915) - его сложность однозначно 1Б, хотя во многих источниках он значится как 1А. На сегодняшний день перевал имеет 2 седловины. С Севера явно читается свежий и более логичный путь через более низкую седловину. С Юга набито две тропы, одна старая, ското перегонная, и новая не столь выраженная к более низкой седловине.

- пер.Джарташ можно отнести к н/к. Более высокую категорию 1А придает снежный карниз с востока.

- пер. Ала-Арча (1А,3900) в принципе соответствует сложности 1А, но не в качестве первого препятствия 1А в походе с новичками или первого руководства.

- сложность перевала Физкультурников (2Б,4185) оцениваем выше, чем 2Б. В связи “проседанием” тела ледника перевальный взлет стал протяженнее. Вдобавок к этому на клоне осталась часть нависающего ледника, крутизна которого достигает 80-90 градусов. Кулуары слева и справа могут быть лавино и камне опасны в зависимости от времени года и снежной обстановки.

- Ледовая обстановка на используемой схеме-хребтовке устарела, ледники отошли и уменьшились.

Материалы, используемые при подготовке похода

- ресурс Google Earth в сочетании с каталогом перевалов тк Вестра

- схема Киргизского хребта тк НГУ
http://mountain.nsu.ru/mwiki/images/a/a1/Kyrgyz-map-2008.jpg

- схема Киргизского хребта тк Вестра для навигатора под ред. Пурикова А.
http://westra.ru/reports/tianshan/kirgmap.html

- карты генштаба
http://westra.ru/reports/tianshan/kirgmap.html

- схема перевалов с сайта тк МГУ и список к ней
http://www.geolink-group.com/tourclub/library/kirgiz/kirg-map.gif
http://www.geolink-group.com/tourclub/library/kirgiz/map-legend.html

- материалы нашего прошлого похода на Киргизский хребет 2015г
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7743

- материалы предварительных разведок в мае, июне и июле
http://www.risk.ru/blog/208188
http://www.risk.ru/blog/208399
http://www.risk.ru/blog/208486
Материальное оснащение группы

Топливо

В качестве топлива был выбран бензин “Калоша” (Нефрас С2 80/120). В пользу данного бензина были следующие аргументы:

- бензин в разы дешевле газа

- тара на порядок легче и удобней в эксплуатации и утилизации

- хорошая цена и организация доставки предложенные Юрой Траченко

- наличие соответствующих горелок и опыта их эксплуатации

- удобство эксплуатации - нет необходимости греть топливо при низких температурах (что порой требует газ), чистый бензин у проверенного продавца не забивает горелки

- личные предпочтения руководителей

Расчет количества топлива и меры по снижению его расхода

В качестве мер по уменьшению топливных затрат явились:

- применение кастрюли jetboil с радиатором на дне и скороварки

- установка ветрозащиты при готовке
- минимальное использование снега

- использование в раскладке продуктов быстрого приготовления

Расход топлива на маршруте был заложен с оглядкой на несколько прошлых походов в схожих условиях на Тянь-Шане.

Приняли норму расхода бензина - 47 г/челХсут

По расчету на поход нам требовалось 8 кг бензина.
Топливо покупали у Юры Траченко по предварительному заказу еще весной.

Бензин предлагался в самой удобной таре - в бутылке 1,5 л, которая вмещала 1 кг бензина стоимостью 300 руб. за бутылку.
При получении топлива в Бишкеке мы распределили бензин по заброскам.

Продуктовая раскладка

При планировании раскладки мы старались уложиться в 450-500 гр на человека в сутки без учета топлива. После согласований и обсуждений удалось втиснуться в эти значения.

Продукты (без учёта бензина) на маршрут были взяты из расчета:

  • акклиматизационная часть - 477г. чел/день
  • основная часть, до Ала-Арчи - 485г. чел/день
  • основная часть, после Ала-Арчи - 480г. чел/день

На маршруте было запланировано две заброски

Масса продуктов и бензина на каждом этапе:

  • акклиматизация: 3,7кг (муж), 1,8кг (жен)
  • заброска 1: 4,6кг (муж), 2,2кг (жен)
  • заброска 2: 3,9кг (муж), 1,9кг (жен)

Общий вес раскладки на группу - 83,2кг, из них 7,8 кг бензина “Калоша”. Большую часть продуктов мы закупили и запаковали в Москве (около 55 кг), остальную часть закупили и запаковали в Бишкеке Юра и Алексей, которые были в Бишкеке заранее (около 36 кг, в основном крупы, сахар, халва,

конфеты). Ассортимент крупных бишкекских магазинов мало отличается от московского, так что при наличии дополнительного дня перед маршрутом можно закупить почти все продукты на месте, кроме специфических: сублимяса, колбасы, сыра, сухого молока. Можно использовать практику порционной расфасовки круп прямо у продавца на рынке.

Питание на маршруте - трехразовое. В перевальные дни на обед - перекус с чаем.

Вторая заброска у нас была частично разорена, пропало все мясо, колбаса, сыр, сало, частично сладкое. Пришлось на месте перераспределить оставшиеся продукты на последнюю часть.

Ниже пример раскладки на первую часть похода:

Групповая аптечка

Аптечка была составлена с учетом индивидуальных особенностей каждого участника, основываясь на данные медицинских анкет (аллергии, хронические заболевания, индивидуальные пожелания).

Также при выборе каждого конкретного лекарства из каждой терапевтической группы, преимущество отдавалось “сухим”, более легким по весу аналогам и препаратам, курс приема которых предполагает использование меньшего количества лекарственного средства, для уменьшения общего веса аптечки.

В дополнение, участниками было решено, что каждый сам берет индивидуально расходуемые на протяжение похода препараты, такие как крем от загара, лейкопластырь и индивидуальные перевязочные средства в дополнение к минимуму аптечки.

Общее впечатление от аптечки положительное, в походе возник лишь ряд небольших замечаний:

1.Заменить спрей для горла, этот оказался неудобным для применения (плохо дозировался и пачкался)

2.Добавить в аптечку гигиенические средства (ватные палочки и диски)

3.В следующий раз брать эластичный бинт с креплением, он удобнее

Расчет массы рюкзаков и меры по его снижению

При подготовке к походу мы стремились привести массу личного снаряжения участника к 12.5-13 кг, допускали что она может достигать 14 кг.
В этом походе нас было 8 человек, 7 парней и 1 девушка. Это позволило получить следующие коэффициенты распределения общественного снаряжения и раскладки:
у парней коэф. 1,07

у Любы коэф. 0,51, столь низкое значение получилось ввиду явного преобладания количества парней.

Масса общественного снаряжение для Любы составила 1,93 кг, для парней - 4,04 кг

Масса общественной раскладки продуктов включая топливо в самую продолжительную часть для Любы составила 2,31 кг, для парней - 4,84 кг.

Масса запаса карманных продуктов могла разниться, будем исходить из 50гр/сут. На самую продолжительную часть похода пришлось 0,4кг.

Таким образом, максимальная расчетная масса рюкзака для девушек составила 18,7 кг,

для парней - 23,3 кг. Данные значения считаются достаточно комфортными. Это было достигнуто за счет сбалансированного списка общественного снаряжения и немалым количеством участников.

Меры по снижению массы рюкзака:

- необходимо как можно раньше сформировать таблицу личного снаряжения в поход, как личного, так и общественного. Это дает возможность постепенно и поступательно подбирать более легкое снаряжение

- использовать более легкое снаряжение (рюкзаки, спальники, тенты, горелки, веревки, современное специальное снаряжение), обеспечить большую универсальность личных вещей. Многое удается сэкономить в наборе кружка, миска, ложка, нож, на оптимизации упаковки для аптечки и гигиены. Кроме того, некоторые вещи можно взять на всю палатку: мыло, шампунь, крем от солнца и т.п.
- анализировать список снаряжения после похода
- от похода к похода подбирать более легкое снаряжение или подбирать более универсальное, заменяющее несколько позиций

Экономическая часть

Наша группа провела в Киргизии три активные и насыщенные недели.
Все расходы можно разделить на три блока:
- билеты на самолет. Чем раньше известны сроки похода, тем больше возможности купить доступные билеты. В этом году эти значения были в районе 12000 в оба конца.
- организационные расходы на поход. Страховка, связь, трансфер, раскладка, заброски, закупка общественного снаряжения, аптечки и тп. В этот раз эта сумма составила 8000 на человека.
- культурная программа. В этом году мы спустились немного раньше, что позволило организовать поездку на Иссык-Куль. Общие расходы на трансфер, размещение с гостиницах, кафе, магазины и тп получился на 8000 с человека. Помимо этого каждый еще потратился на сувениры и ништяки.

Таким образом, поход на три недели в Азии с поездкой на Иссык-Куль нам обошелся в сумму 30 + тыс. руб. с носа, что весьма порадовало.

Ниже приведена таблица основных расходов и цен:

№ п/п

Расходная статья

на группу

на человека

1

Авиабилеты Москва - Бишкек - Москва, руб

от 12000

2

Старховка Согласие (21 день, пару дней по программе активный туризм, остальное альпинизм до 4000м), руб

29040

3630

3

Продуктовая раскладка, руб

36 800

4600

4

Трансфер Бишкек-А/т Манас - Иссык-Ата, Мерседес Спринтер, руб

6200

775

5

Трансфер ущ. Джарташ - Бишкек, Мерседес Спринтер, руб

6800

850

6

Аренда Мерседес Спринтер с водителем на 3 дня. Программа вокруг Иссык-Куля, руб

19500

2437,5

7

Проживание в Бишкеке, гостиница Lavitor, руб/сутки

650

8

Проживание в Караколе, гостевой дом Неофит, руб/сутки

600

9

Бензин Калоша, 8 кг, 8 бутылок 1,5л, руб

2400

300

10

Конная заброска в дол. Ала-Арча до разр. Метеостанции, 2950м, руб

1500

187,5

11

Конная заброска в дол. Аламедин до слияния с р. Алтынтор, 2350м, руб

2000

250

12

Связь спутниковая + мобильная, руб

2320

290

Как и в чем расплачиваться в Киргизии?

Безналичный расчет в Киргизии находятся пока на первых этапах становления безналичного расчета. Это когда банкоматы есть и карты у местного населения появляются, но вести расчеты предпочитают наличными и опасаются пользоваться сервисами он-лайн оплаты.

В стране явное преобладание системы VISA. Пару лет назад у владельцев MasterCard были большие сложности с поиском соответствующего банкомата. Дело исправил Demir Bank, теперь его банкоматы принимают обе системы. Но на данный момент я бы все же советовал иметь VISA.

Он-лайн сервисы оплаты представлены редко, но если есть, то принимают обе системы.

Банкоматы. Хорошо представлены в городах, в селах может не быть. Карты VISA принимаются везде, MasterCard надо поискать.

Ведущие заправочные сети ГазпромНефть и Bishkek Petroleum (местный BP) принимают карты, но бывают исключения или нестабильная работа, MasterCard не везде.

Расплатиться картой можно далеко не в каждом кафе или магазине. Цивильные по большей части поддерживают, но терминала, поддерживающего MasterCard может не оказаться.

* В дополнение о кафе и ресторанах. Повсеместно принята практика 10 и даже 15 наценки за обслуживание к стоимости, указанной в меню. Это стоит учитывать при заказе. Из исключений сеть Фаиза в Бишкеке, где за обслуживание 10 сомов с человека, кофейня Karakol Koffee, где вся стоимость указана в меню.

Если у вас планируются крупные траты, поинтересуйтесь заранее принимаются ли расчеты картами. На рынках, в придорожных ларьках и кафе, в общественном транспорте и такси только наличный расчет.

Если планируется поездка по малонаселенным местам, необходимо заблаговременно раздобыть наличных.

Безналичный расчет чаще всего встречается в гостиницах, торговых центрах, крупных магазинах, торговой сети супермаркетов «Народный» и некоторых кафе.

Поэтому так или иначе вам потребуются наличные средства.

В какой валюте?

По законодательству расценки и оплата должны быть в местной валюте – сомах. Но местный народ и туристический бизнес настолько гостеприимны, что ориентируются на «рынок», где существует некоторое соотношение спроса и предложения. То есть если совсем прижмет, то в принципе можно будет расплатиться в рублях, долларах или евро, но по курсу не в вашу сторону.

Если ценник изначально установлен в валюте, лучше в ней и расплачиваться. Допустим турфирма обозначила стоимость услуг в долларах, то для вас будет выгодней рассчитаться в долларах, купленных заранее у вас дома по выгодному курсу.

Вне городов и туристических мест местное население рассчитывается только в сомах. Им крайне неудобно куда-то еще ездить менять валюту.

Вы спросите в каком виде и в какой валюте везти с собой деньги?

Можно использовать банковскую карту, предварительно добиться подтверждения от банка, что она будет поддерживаться в Киргизию. Также лучше уведомить банк о выезде в Киргизию, чтобы исключить блокировку карты. Некоторые банки имеют он-лайн сервис, где вы указываете страну и сроки пребывания в другой стране. По приезду в Киргизию вы либо расплачиваетесь картой или снимаете необходимые суммы в банкомате в сомах.

Можно ехать по старинке с наличными в виде рублей, долларов или евро. Затем валюту обменять в банке или обменном пункте на сомы.

По возможности деньги лучше менять в банках или обменных пунктах при них. Здесь могут попросить паспорт. В банках курс может быть лучше, но могут быть очереди.

Обменные пункты встречаются большинстве людных мест. Обменки/обменники могут работать круглосуточно или дольше чем банки. Здесь курс может меняться несколько раз в день. Это связано с работой банков. Если банки работают, то курс в обменках нормальный, близкий к банковским. Как банки закрываются, обменники сразу вывешивают другие ценники. Чаще всего вставляют еще один 0, который внешне не изменит нормального курса валюты, но существенно может сыграть не в вашу пользу. Поэтому валюту лучше менять в рабочее время банков.

Контрольные записки с перевалов

Пер. Иссык-Ата (1Б,3915)

Пер. Аламедин Вост. (1А,4020)

Пер. Туюк-тор Вост. (2А,3940)

Пер. 196 (2А,4020)

Пер. Туюк-тор Зап. Юрмала (1Б,4050)

Пер. Манас (2А,4150)

Пер. Шестерых (1Б,4055)

Пер. Ала-Арча (1А,3900)

Пер. н/к 3588 (тор-алаарча)

Пер. н/к 3588 (тор-алаарча) оборот

Пер. Боковой (1А,3815)

Пер. Боковой (1А,3815) оборот

Пер. Джарташ (3800)

Благодарности
Спасибо команде за совместную работу над отчетом. Особо хочется отметить следующих участников:
Камил Сергеев - расшифровка аудиозаписи летописи, верстка и художественное оформление будущей электронной версии отчета

Арсений Новиков - подготовка геоданных

Любовь Конюхова - составление технического описания
Алексей Патров - составление технического описания
Анатолий Репетей - взаимодействие с МКК, работа с содержанием, правка, редактирование

Траченко Юрий - вдохновитель и координатор проекта, работа с фото и топо материалами, описание общих частей

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru