Автор: Дмитрий Александров, г. Чебоксары

Отчёт о горном маршруте 3 к.с. по Зап. Кавказу совершенном в период с 28 апреля по 10 мая 2019 года

Проводящая организация

Турклуб им П.И.Степанова Чувашского Государственного Университета,

Место проведения

Российская Федерация, Западный Кавказ, Карачаево-Черкесская республика, район Даутского заказника, ущелья реки Узункол.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

с 28 апреля по 09 мая 2019 года

Пройденное расстояние всюду указано с учетом коэффициента 1.2 => 90*1.2 = 108

Нитка маршрута

Нитка заявленного маршрута пос.Теберда - р.Джмагат - пер.Эпчик (н/к, 3017м)- пос. Даут - р.Даут - урочище Рынджи - ледн. Даут - пер. Даутская Щель (2А*, 3350) - дол.р. Нахар -пер. Юбилейный Нахарский (1Б, п.о., 3350)- р.Гондарай -р.Гондарай - (б/о Глобус) - р.Джалпакол - р. Кичкеникол - б/о Глобус - пер. Невский (2А, 3500) - лед. Мурсалы - лед. Мурсалы - пер. Плевако (1Б*, 3500) - пер. Черенкол (1А*, 3300) - р.Мырды - (а/л Узункол) - р. Кичкеникол - траверс пер. Доломиты Ю.(1А, 3397) - п. 40лет ТАССР (1Б альп) - п.40лет ТАССР. Юж. - пер. 40-летия ТАССР (2А, 3328) - р.Чунгурджар - р.Чиринкол - р.Кубань - пос. Хурзук

Запасные варианты

Отказ от прохождения пер. Даутская Щель (2А*, 3350), вместо него пер. Узловой (1Б, 3294). Отказ от пер. Невский (2А, 3500), вместо него Мурсалы (1Б*, 3580). Отказ прохождения траверса пер. Доломиты Ю.(1А, 3397) - п. 40лет ТАССР (1Б альп) - п.40лет ТАССР. Юж. - пер. 40-летия ТАССР (2А, 3328), вместо него прохождение пер. Доломиты Южный (1А, 3397) и рад. п. 40лет ТАССР.

Аварийные выходы

1. С долины Махар в долину Учкулан
  2. С долины Гондорай в долину Учкулан
  3. С долины Кичкиникол в долину Узункол

Нитка пройденного маршрута пос.Теберда - р.Джмагат - пер.Эпчик (н/к, 3017м)- пос. Даут - р.Даут - урочище Рынджи - ледн. Даут - пер. Даутская Щель (2Б, 3350) - (б/о Глобус) - р.Джалпакол - р. Кичкеникол - пер. Невский (2А, 3500) - лед. Мурсалы - пер. Плевако (2А, 3500) - пер. Черенкол (1Б, 3300) - р.Мырды - (а/л Узункол) - р.Кубань - пос. Хурзук

Отклонения от заявленного маршрута

В связи с большим количеством снега, и довольно солнечной и теплой погоды к обеду снег всегда был раскисшим. Мы отказались от прохождения перевала Юбилейный Нахарский (1Б, п.о., 3350), надеясь тем самым выиграть время для прохождения наиболее интересного участка маршрута - траверса пер. Доломиты Ю.(1А, 3397) - п. 40лет ТАССР (1Б альп) - п.40лет ТАССР. Юж. - пер. 40-летия ТАССР (2А, 3328). Но в конечном итоге у нас не оставалось времени даже на это, и мы завершили маршрут, выйдя с долины р.Узункол в долину р. Кубань.

Определяющие препятствия

Руководитель

Андреянова Марина Николаевна

3ГУ Ц. Кавказ (май 2018)

2ГУ с эл.4к.с. -Ц. Кавказ (май 2017)

Медик

Иванова Надежда Валерьевна

3ГУ Ц. Кавказ (май 2018) 1ГУ с эл. 2 к.с. (Алтай 2017)

хронометрист

4ГУ (Алтай 2017)

завпит

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и медицинская аптечка комлектовались с обычными требованиями к проведению походов такого уровня. Список продуктов составлялся на основе раскладок, опробованных в предыдущие годы. В среднем получилось 700 граммов на человека в день. Бензин брали запасом.

Групповое снаряжение

• палатка 2 шт: 4-х + 4-х
  • котлы 3шт. (3 + 3 + 4, половник) (один котел радиаторный, использовался для растопки снега)
  • горелка 3шт. + экраны ветрозащитные
  • термос 1л. - 4шт
  • карты и схемы, маршрутные документы, записная книжка, ручка, карандаш в герметичной папке
  • навигатор
  • фотоаппарат
  • аптечка + крем от загара (UVF блок) (в аптечку) + зубная паста (в аптечку)
  • снеговая лопата - 2 шт

Специальное групповое снаряжение

• веревка основная (50м. * 9мм) 2 бухты - петли 6 шт.
  • расходная веревка (20м 6мм)
  • ледобуры 4шт
  • крючья - 6шт

Специальное личное снаряжение

• беседка + ус самостраховки
  • каска
  • ледоруб
  • кошки (с антиподлипами)
  • спусковое устройство, 5 карабинов
  • кардолеты 1,5м + 5-7м
  • лавинная лента
  • снегоступы

Библиотека

Печатная версия отчета хранится у руководителя и в МКК ФСТЧР.

Маршрут рассмотрен и утвержден

МКК Федерации спортивного туризма Чувашской республики.

Обзорная карта с маршрутом

Фото 1- Схема пройденного и заявленного (светлоголубая линия) маршрута

Идея похода

Основная идея, для реализации которой был запланирован данный поход, состояла в знакомстве с данным районом, так как он являлся для всех участников новым. При этом основной целью было охватить самые интересные места Тебердинского заповедника, Даутского заказника и район ущелья Узункол. Для посещения Тебердинского заповедника и Даутского заказника нужны разрешения, поэтому пока не были получили ответы от их руководства (кстати директор у них один), маршрут планировался только примерный - начать в долине реки Муруджу, одноименный перевал 2А, потом перейти в Даутский заказник через перевал Миронова 2А. Но к сожалению на территорию Тебердинского заповедника нам отказали выдавать пропуск, поэтому начало нашего маршрута проходит вдоль его границы через некатегорийный перевал Эпчик.

Источники информации

При разработке маршрута использовалась информация из недавних отчетов, ссылки на которые есть в каталоге на сайте турклуба ‘Вестра’ (http://westra.ru/), а также фотографии и отчеты с сайта Михаила Голубева (https://caucatalog.ru/)

Высотный график маршрута

График движения

День

Участок маршрута, высота (м)

Пройд енное рассто яние (км)

Переп ад высот (м)

12.2

+470

-1150

С утра плотный снег, после обеда мокрый, солнечно

30.04.

ледн. Даут - подход под перевал Даутская Щель

+ 481

ясно, малооблачно, после

обеда метель снег, закрытый ледник

02.05.

Пер. Даутская Щель (2А*, 3350) - ущелье ДжелсугЧаей

+184 -469

пасмурно, снег, ветер заснеженные скалы на подъем, замерзшая сыпуха на спуск

03.05.

Река Махар - (б/о Глобус) - слияние рек Гондарай и Джалпакол

-1172

пасмурно, малооблачно снег, хорошая тропа, дорога

04.05.

река Джалпакол - река Кичкеникол

- 1016

пасмурно, снегопад хорошая тропа, снег

05.05.

река Кичкеникол - подход под пер. Невский

2,5

+502

пасмурно, ясно подъем по заснеенным моренам

06.05.

пер. Невский (2А, 3500) - лед. Мурсалы - подход под пер. Плевако (1Б*, 3500)

5.1

+303 -390

пасмурно, облачно, облачно заснеженная сыпуха, снежный спуск

07.05.

пер. Плевако (1Б*, 3500) - пер. Черенкол (1А*, 3300) - р.Мырды

6.3

+360

-1270

пасмурно, облачно, облачно заснеженные скалы на подъем, снежный спуск

08.05.

р.Мырды - р.Узункол

-460

пасмурно, моросит, ясно хороша тропа, дорога

09.05.

р.Узункол - р.Кубань

-285

солнечно, солнечно, пасмурно хорошая дорога

Техническое описание пройденного маршрута

28 апреля. пос. Теберда - р-Джемагат - р. Эпчик

Выход: 13:00. Стоянка: 19:30 ЧХВ: 4 ч 10 мин

Пройдено: 11 км (1400 -> 2450 = + 1180 м)

Погодные условия: ясно, малооблачно

Фото 2 - маршрут за день

Фото 3 - поселок Теберда. Начало маршрута.

В 9 утра прибыли в Невинномысск, нас встретил водитель и мы поехали на микроавтобусе в поселок Теберда. На место прибыли после обеда, на въезде в поселок Теберда повернули в долину реки Джемигат, асфальтная дорога кончается у гостиницы ЕтиХаус, там и высадились. После недолгих сборов и предстартовой фотографии вышли в 13-00. Через минут 20 дошли до КПП Тебердинского заповедника. Предъявили пропуск и пошли дальше через 20 минут.

Хорошая тропа, мимо нас проезжают квадроциклы и джипперы. Через 1ч

15мин хода дошли до слияния рек Джемагат и Эпчик, перешли мост через реку Эпчик и встали на оборудованной стоянке у нарзанных источников с названиями ‘Мужской’ и ‘Женский’ (высота 1813 м). Здесь встали на обед. К нам подошли джипперы и узнав куда мы идем, посоветовали вести себя громко, потому что проснулись медведи.

В 15-45 вышли с обеда по тропе вдоль левого берега реки Эпчик, которая недалеко от поляны заходит в лесную зону и сразу начинается резкий подъем. Через минут 40 после первого слияния ручья в Эпчик перешли на правый берег. Тропа узкая и местами лежит снег. Через 30 минут хода тропа опять переходит на левый берег. Здесь уже снега становится больше, надеваем на ноги фонарики и утепляемся. Еще через пол часа снега становить все больше (глубина 20-30см), тропа теряется, приходиться тропить. В последние пол часа снега было местами по пояс, и наконец в 19-05 вышли на сухую поляну не дойдя 600 метров до коша под перевалом Эпчик, по карте здесь должно быть маленькое озеро (высота 2450м).

В 20:30 поужинали. Похолодало. Мультитопливная горелка отказывалась нормально работать, пришлось достать газовую, топили снег. 21:00 - отбой. Ясное звездное небо.

Фото 4 - Нарзаны на слиянии рек Джамагат и Эпчик

Фото 5 - тропа по долине реки Эпчик

Фото 6 - Пол часа до стоянки

29 апреля. пер. Эпчик (н/к, 3017м) - пос. Даут - р. Даут

Выход: 07:00. Стоянка: 15:10 ЧХВ: 5 ч 20 мин

Пройдено: 12.1 км (2450 -> 2920 = + 470 м -> 1770 = -1150)

Фото 7 - Маршрут дня

Подъем дежурных в 4:30, в это время уже достаточно светло, поэтому решили, что в дальнейшем будем вставать ещё раньше. Ночью все снежные склоны подморозило, на что и надеялись.

Вышли в 7:00. В течении 30 минут хода прошли мимо озерца, которое было под снегом, и перешли ручей, оказавшись возле коша (от него остался только забор). Здесь уже начинается подъем на перевал. Плотный снег, надели кошки. Подъём на перевал представляет из себя некрутые снежные холмы, между которыми по карте должен быть ручей, старались идти по пути наименьшего уклона (20-25стоянки до слияния ручья Кичкенясу. Нас догоняли дождевые тучи и уже моросило, поэтому решили уже встать на стоянку в 15-10. После перевала ноги у всех были мокрые, появились первые мозоли. После ужина в 19, погода снова наладилась, тучи рассосались.

Фото 8 - Подъем на пер.Эпчик

Фото 9 - пер.Эпчик с Восточной стороны

Фото 10 Яки. Склоны ущелья реки Кенделлесу

Фото 11 - Ущелье реки Даут

Фото 12 - Конец дня

30 апреля. р.Даут - урочище Рынджи - ледн. Даут

Выход: 7:05. Стоянка: 16:15 ЧХВ: 6 ч 15 мин

Пройдено: 16.5 км (1770 -> 2685 = + 915 м)

Погодные условия: ясно, малооблачно

Фото 13 - Маршрут дня

Подъем дежурных в 4:00. Ночью опять было холодно, на палатках образовался иней. У нас были с собой электронные весы, и решили взвесить свои рюкзаки: у мальчиков 24-25 кг, у девочек 19-21 кг. Больше весы мы не доставали, потому что у них села батарейка.

Выход в 7:00. Идём по широкому красивому ущелью вверх к леднику Даут. Через 1,5 часа начинает появляться местами снег. По пути много хороших мест для стоянок. Погода хорошая, греет солнце. Еще через 30 минут хода снега становится всё больше, и в итоге тропа совсем исчезает, приходится тропить. Наткнулись на свежие следы медведя и его берлогу, которую он похоже недавно покинул. В 11-05 встали на обед (к этому моменту 3ч10 мин ходового времени).

С обеда вышли в 12, надев снегоступы, идти стало намного проще. За 1ч 35мин хода дошли до озера которое на карте обозначено как ‘Теплое Даутское озеро’, там же урочище Рынджи. Отсюда уже виднеется седловина нашего перевала.

За следующие 1ч 40 минут обошли это озеро по правому берегу, и дошли до озера которое находится прямо перед началом ледника (высота 2670 м). Время 1615, решили остановиться здесь и ставить лагерь.

Фото 14 - Тропа вдоль реки Даут

Фото 15 - Тропа кончилась. Здесь мы увидели следы медведя

Фото 16 - В снегоступах. Долина реки Даут

01 мая. ледн. Даут - подход под перевал Даутская Щель

Выход: 7:00. Стоянка: 10: 30 ЧХВ: 2 ч 50 мин

Пройдено: 2 км (2685 -> 3166 = + 481 м)

Погодные условия: ясно, малооблачно, после обеда метель

Фото 17 - Маршрут дня

Ночью шел мокрый снег. Дежурный встал в 3:30, остальные в 4:50. Пасмурно. Выход в 7:00. Через 1ч 10 минут поднялись на ледник по правому борту, в связках. Идти в лоб по центру мы не захотели - слишком много снега, а под ним судя по описаниям гладкие скалы.

К этому времени распогодилось, появилось солнце. Потом в течении 1ч 40 мин пересекаем закрытый Большой Даутский ледник, и по некрутому ( 20-25°) снежному склону поднимаемся на его вторую ступень, оставляя зону довольно больших разломов слева по ходу. После 9 утра солнце уже прилично припекает, снег раскис. И поднявший на третью ступень, решили, что сегодня уже нельзя идти на перевал, встали на безопасной пологой плащадке в 10:30, остаток дня просто наблюдаем за склонами и нашим перевалом. После обеда в 14 погода испортилась, поднялся сильный ветер, затянуло небо тучами, пошел снег. Так продолжалось до конца дня и всю ночь.

Фото 18 - Летняя фотография ступени на ледник Б.Даут

Фото 19 Место ночевки. Путь подъема на ледник по скальному борту

Фото 20 - Подъем на ступень ледника вдоль правого скального борта

Фото 21 - Перед третьей ступенью ледника (сзади по центру пер. Даутская щель)

Фото 22 - Третья ступень на леднике. Лагерь под перевалом

2 мая. Пер. Даутская Щель (2А*, 3350) - ущелье Джелсуг-Чаей

Выход: 7:00. Стоянка: 10: 30 ЧХВ: 11 ч

Пройдено: 2 км (3166 -> 3350 = + 184 м ->2881 = - 469 м)

Погодные условия: пасмурно, снег, ветер

Фото 23 - Маршрут дня

В 3:00 встали дежурные, завтракаем в 4:30, сидя в палатках. Идёт снег. В 6:00 начали собираться. Погода не улучшилась.

В 7:30 выход. Подошли под взлет и начали подъём на перевал. Решили идти не по кулуару, где больше всего снега, а немного левее по скалам. В самом начале подъёма снег был рыхлый свежевыпавший, около 25 см глубиной, а под ним плотный фирн. После 20м подъёма по такому склону (около 30) снега стало меньше, склон стал круче (35-40) и начались заснеженные скалы, состоящие из больших обледенелых каменных плит. Метров 20 получилось подняться, забив пару крючьев, и дальше нужно было пройти траверсом еще метров 20, но здесь уже стало совсем невозможно забивать крючья. Решено спускаться вниз, и идти по кулуару. За 20 минут мы спустились и подошли к кулуару. Увидели, торчащую из под снега старую веревку, идущей до самой седловины. Отправили Витю (с нижней страховкой) наверх провесить перила. По описаниям подъём на перевал скальноосыпной, а сейчас он был под сухим рыхлым снегом глубиной 20-25 см. Пока он лез, заодно откапывал эту старую веревку. При этом старался её не грузить, так как не известно на сколько она надежная и на какой станции она наверху закреплена. На седловине вся группа была 13:20, всего с момента выхода из лагеря прошло 5ч 50мин.

Седловина представляет из себя узкую щель, при желании можно поставить 2х местную палатку. Здесь сильный ветер, и идет снег, небо затянуто тучами.

Начали спускаться вниз по перилам. Склон крутизной 35-40, под снегом глубиной 10см обледенелая осыпь. Провесили 1.5 веревки, дальше склон выполаживается до 30 и снега достаточно, чтобы спускаться в связке лицом к склону в три такта. Спустились в цирк перевала в 16:20, на спуск потратили 1ч 50 минут. Надели снегоступы начали спуск в сторону ручья Джелсу-Чаей. К 18-00 часам дошли до начала ручья, это довольно крутой кулуар, и глядя сверху понятно что там внизу ручей превращается в небольшой водопад, т.е. надо перила вешать. Потратили еще минут 40 чтобы разведать рядом другой путь спуска - безуспешно, с этих склонов повсюду ссыпают лавины, в итоге решили вставать здесь на ночь и утром спускаться вдоль этого кулуара. Нашли хорошую площадку, время 19-00. Небо затянуто тучами, несильный ветер и идет снег.

Перевал Даутская Щель в классификаторе указана как 2А*, в нашем случае по факту прохождения можем утверждать, что его сложность 2Б.

Фото 24 - Путь подъема на перевал Даутская щель (2А*, 3350) Пунктир - попытка подняться по скалам.

Фото 25 - Попытка подъема слева по скалам. Идем в связке на промежуточных точках.

Фото 26 - Попытка подъема слева по скалам. До этого момента можно было идти в связке с промежуточными крюками.

Фото 27 - Участники на седловине перевала Даутская щель (2А*, 3350м)

К сожалению на спуск фотоаппарат уже не доставали, не было возможности.

Фото 28 - Стоянка у ручья Джелсу-Чаей

3 мая. Река Махар - (б/о Глобус) - слияние рек Гондарай и Джалпакол

Выход: 7:00. Стоянка: 18: 50 ЧХВ: 6 ч 55 мин

Пройдено: 13 км (2881 -> 1709 = - 1172 м)

Погодные условия: пасмурно, малооблачно

Фото 29- Маршрут дня

Дежурные встали в 4:00, за ночь замело на половину наши палатки. Позавтракали в палатках. Выход в 7:00. Начали спускаться вдоль ручья ДжелсугЧаей, первые метров 30 шли в кошках по склону 25-30, снег тут не глубокий и можно сказать, что шли по мокрой траве. Потом, как мы и предполагали, травянистый склон кончался скальной ступенью, и склон стал 35-40. В итоге провесили две веревки перил, делая станции на больших камнях, потратили на это 1 ч. Погода пасмурная, сильный ветер. Надели снегоступы и направились вниз по левому борту долины. Через 1.5 часа хода дошли места где долина сужается в узкий каньен с водопадом. Сняли снегоступы, обошли по высокому левому берегу по траве в кошках, и далее шли по козьим тропкам до самой долины реки Махар-Су.

В 13-00 перекусили под деревом сразу после спуска, начинает моросить дождь. В 13-30 выход с обеда. Через 1.5 часа хода по долине реки Махар-Су пройдя мимо пустого пограничного поста, идя по хорошей дороге, дошли до нарзанных источников в пару километров от слияния с рекой Учкулан. После фотосессии на нарзанах за 45 минут дошли до поляны с турбазами (Глобус и другие) (время 1620). Пошёл дождь.

Здесь на турбазе ‘У Беляла’ мы через водителя оставили заброску продуктов на вторую половину нашего маршрута. Пока Дима и Ваня ходили забирать заброску, ребята сидели под навесом. После того как разделили продукты, зашли на территорию турбазы Глобус и устроили себе праздник - поели хычинов.

В 18:00 вышли из турбазы, и за 50 минут хода вверх по дороге вдоль левого берега реки Гондорай дошли до моста на правый берег, откуда идёт тропа в долину реки Джалпакол. Здесь на поляне (18-50) встали на ночь. Поляна большая, но так себе стоянка - очень много мусора после лесорубов. Погода улучшаяется, ночью было ясное и звездное небо. Продолжаем праздник живота, ели вкусняшки с заброски.

Фото 30 - Начинаем спуск вдоль ручья Джелсуг-Чаей

Фото 31 - Первая веревка со скальной ступени

Фото 32 - Вторая веревка спуска с кулуара

Фото 33 - Продолжаем спуск в долину Махар-СУ

Фото 34 - В конце спуска с долины Джелсу-Чаей, вид на долину Махар-Су

Фото 35 Обед в долине Махар-Су. Видна ЛЭП, идущая в Грузию

Фото 36 - Турбаза Черкесского государственного университета (ущелье реки Гондорай)

4 мая. река Джалпакол - река Кичкеникол

Выход: 10:25. Стоянка: 18: 10 ЧХВ: 4 ч 05 мин

Пройдено: 6 км (1709 -> 2725= - 1016 м)

Погодные условия: пасмурно, снег, снег

Фото 37 - Маршрут дня

В 7-00 подъем, в 8-50 выход. Пасмурно, немного моросит. Настроение у всех хорошее. Подъем в долину Джалпокол резкий, по хорошей широкой дороге среди высокого леса. К 11 часам дошли до точки где дорога переходит на правый берег реки. Здесь дальше дорога по левому берегу завалена бревнами, поэтому мы решаем переходить на правый берег, часть можно перейти по большому бревну, потом прыгая по камушкам. Хотя по навигатору недалеко должен быть мост, как оказалось потом, он там и был на самом деле. Все удачно перешли на другой берег, кроме Вити, он поскользнулся и шлепнулся в воду. Пока он переодевался в сухое, начало моросить дождем.

Через 200 метров хода по правому берегу дошли до того самого моста. Через 50 минут хода от этого моста дошли до коша, время 13-20, решили зайти и пообедать внутри домика. Видно что в домике часто бывают местные пастухи, здесь огромная кровать, печка, стол, дрова и еда. Выходить на улицу не хочется, ноги в мокрых ботинках замерзли пока сидели. Думали остаться здесь на ночь, но в итоге решили не оставаться, надели снегоступы и пошли дальше.

В долине со всех склонов много сошедших лавин. Снег идёт хлопьями. Через 1 час хода по правому берегу реки завернули налево в наше ущелье Кичкеникол.

Сняли снегоступы и поднимаемся по травянистым склонам вдоль ручья Кичкеникол. Через 1ч20мин подъема дошли до хороших площадок у ручья вытекающего с трех озер под перевалами Спортсменов Мифи и Невский. Погода хорошая.

Фото 38 - Начало подъема из долины Гондорай в долину Джалпокол

Фото 39 - Переход реки по бревну, веткам и камням. Здесь Витя упал.

Фото 40 - Кош, где мы обедали. Снег идёт

Фото 41 - Долина Джалпакол

5 мая. река Кичкеникол - подход под пер. Невский (2А, 3500)

Выход: 8:15. Стоянка: 12:40 ЧХВ: 3 ч 15 мин

Пройдено: 2,5 км (2725 -> 3227= + 502 м)

Погодные условия: пасмурно, ясно, ясно

Фото 42 - Маршрут дня

Выход в 8:15. В течении 35 минут идем до начала подъема к озерам. Снег мокрый, тропим в снегоступах все по очереди. Вышло солнце. За 2ч 10мин хода поднялись в цирк перевалов Мурсалы и Невский (13:00). Со всех склонов сходят маленькие лавины, очень жарко, мокрый раскисший снег. На перевал уже нельзя идти, встаем лагерем. Для полудневки отличная погода - безоблачно, жарко, мы высушили все свои мокрые вещи. Ремонтировали снегоступы и фонарики. Но к сожалению успели обгореть, что пришлось мазаться пантенолом.

Фото 43 - Сушка

Фото 44 - Занятия йогой

Фото 45 - Справа налево - пер.МИФИ (2А), пер.Невский (2А)

6 мая. пер. Невский (2А, 3500) - лед. Мурсалы - подход под пер. Плевако (1Б*, 3500)

Выход: 6.40. Стоянка: 11.20 ЧХВ: 3 ч 50 мин

Пройдено: 5,1 км (3227 -> 3530 = + 303 м ->3140 = -390 м)

Погодные условия: пасмурно, облачно, облачно

Фото 46 - Маршрут дня

Вышли с лагеря в 6-40. Ночью немного подморозило, образовался только сантиметровый слой фирна, и он был хрупким, поэтому шли сразу в снегоступах. Через 25 минут дошли до конуса давно сошедшей лавины со склона между скал. Здесь мы сняли снегоступы и в связке и кошках начали подъем по этому склону, между двумя скальными грядами (25-30), потом вдоль скал по заснеженной мелкой и средней осыпи (30-35) прямо до седловины перевала. Время 8:00, подъем занял 55 мин. Седловина широкая, палатку можно поставить, но тут продувает и очень сильный ветер. Тура и записки не нашли.

В 8-15 начали спуск. Склон в сторону ледника Мурсалы является определяющим сложность перевала. Склон ледовый, но сейчас он в снегу. С седловины не понятна глубина и состояние снега на всем склоне, поэтому вешаем перила. Первую веревку закрепили на ледорубном якоре в снегу (со сбросом). Склон крутизной 35-40. Вторую веревку закрепили на обычной ледорубной станции, склон становится 30-35, и последний спускался уже с нижней страховкой разобрав станцию. Спустились на ледник в 9:15 (за 1 ч). К этому времени видимость ухудшилась, перевал и путь спуска были в тумане, и фотограф даже не пытался фотографировать. Поэтому для указания пути спуска взята летняя фотография с сайта https://caucatalog.ru/ (рис. 50)

Дальше в связке идем по закрытому леднику, обходим северный отрог вершины Мурсалы, стараясь сильно не сбрасывать высоту, и переходим в цирк перевала Плевако (1Б*) и встаем на стоянку под перевалом. Время 11:20. Погода портится, пасмурно, ветер. Решили сегодня уже нельзя идти на перевал.

Остаток дня строим укрепления от ветра вокруг палаток, кухню со стенами, столовую и варим компот. К вечеру ветер успокоился. Лежали в палатке и читали вслух книгу Сергея Науменко ‘Горная болезнь’.

Фото 47 - Лагерь под пер.Невский и пер.Мифи. Путь подъема.

Фото 48 - Подъем на пер.Невский со стороны ущелья Кичкеникол

Фото - Перевал Невский (2А, 3500м)

Фото 49 - Спуск с перевала Невский (2А)

Фото 50 - Путь спуска с перевала Невский на л.Мурсалы (фото с https://caucatalog.ru/)

Фото 51-Обходим отрог, переходим в цирк перевала Плевако

Фото 52 - Лагерь под перевалом

7 мая. пер. Плевако (1Б*, 3500) - пер. Черенкол (1А*, 3300) - р.Мырды

Выход: 6.15. Стоянка: 19.00 ЧХВ: 11 ч 10 мин

Пройдено: 6,3 км (3140 -> 3500 = +360 м -> 2230 = - 1270 м)

Погодные условия: пасмурно, облачно, облачно

Фото 53- Маршрут дня

Дежурные встали в 3:30. С лагеря вышли в 6:15. Подошли под перевал, идя по плотному снегу в связке и сразу в кошках. Перед самым взлетом, со склонов вершины 3475 лежит сошедшая несколько дней назад лавина, поднимались по ней - склон 20-25°.

Дима поднялся на седловину с нижней страховкой по снежному кулуару длиной 30-40 метров. Склон крутизной 40-45°. В начале подъема снег был очень рыхлым и глубиной 40-50см. Чтобы продвигаться наверх приходилось копать до самых скал, и казалось что придется рыть траншею до самой седловины. Но через 34 метра снег стал плотнее, он уже не сыпался под ногами, и дальше за 10 минут удалось подняться до седловины (Дима потратил на весь подъем 40 минут).

Вся остальная группа поднялась на седловину за 1ч50минут по перилам, потом силами 2 парней вытянули Димин рюкзак. Время 10:30, с момента выхода из лагеря прошло 2ч 25 мин. Седловина представляет из себя узкий гребень, но палатку при желании можно поставить. Тура и записки опять не нашли. Погода отличная, солнечная. Здесь мы решаем посидеть, пообедать.

В 10:50 начали спуск. Склон осыпной, но заснеженный, около 30°. Двигались без связки, плотной группой. За 30 мин спустились на ледник. Снег на леднике уже раскисший, надеваем снегоступы. По карте здесь ледник, но по летним фотографиям он весь покрыт мелким и средним курумником, моренное поле.

За следующие 50 минут дошли до конца ледника, откуда начинается спуск (20-25°) в долину Черенкол. Чтобы не сбрасывать высоту, решили пройти ближе к правому борту через контрфорс и выйти сразу к перевальному взлету.

Также в снегоступах, двигаясь вниз и немного траверсом спустились к перевальному взлету и сразу начали подъем на перевал. Склон около 30-35°. На седловине были в 13-30, от спуска в цирк и подъема на перевал прошло 60мин. Тура и записки не нашли. Седловина представляет из себя узкий гребень, можно при сильном желании палатку поставить и надеяться, что ее не снесет ветром.

В 13-40 начали спуск. В начале метров 20 прослеживается тропинка среди старых разрушенных скал, потом начинается снег, а под ним сыпуха которая покрылась льдом. Склон 30-35°. Надеваем кошки и вешаем перила. Чуть ниже снега становится очень много, выше колен. Первый по перилам шел Витя, ему ‘удалось’ спустить микролавину, которая образовала желоб шириной 1 метр. Дальше после одной веревки можно идти без перил, просто в кошках - по оголенному склону лавиной сошедшей несколько дней назад (25-30°), замерзшая мелкая и средняя сыпуха. Сразу надеваем снегоступы и быстро идем дальше, вокруг то ли дело сходят микролавины.

Доходим до места, где ущелья превращается в каньен. На левой стороне вдоль ручья травяные склоны, идем так. По карте и навигатору тропа как раз проходит по левому берегу близко к ручью. Но потом мы поняли что тропа на самом деле намного левее, но было уже поздно. Травяные склоны очень скользкие, местами крутизна 25-30°, поэтому мы шли в кошках. В итоге мы прошли близко к ручью, мимо водопадов, пару раз были крутые прижимы, проходили цепляясь за камни, траву, кусты, ногтями в землю. В целом проходимо. Прижимы закончились, вышли на широкой поле, идущее вниз до самой реки Мырды. Время 18-00, к этому моменту прошло 3ч 45 мин с момента начала спуска с перевала.

Спустились до разливов реки Мырды (на некоторых картах - Морде). Здесь должны быть мостики, один есть. А второй мост через речку шириной 5-6 метров - сломанный. Здесь Дима перепрыгнул без рюкзака и уже с той стороны накидал камни, доски (рядом был кош), и все остальные спокойно перешли на другой берег. Здесь от коша начинается хорошая тропа и идя по ней, через 1.5-2 км (30 минут хода) встали на хорошей стоянке, которая отмечена на картах. Время 19-00.

Перевал Плевако в классификаторе указан как 1Б*, в нашем случае по факту прохождения можем утверждать, что его сложность 2А. Перевал Черенкол в классификаторе указан как 1А*, в нашем случае 1Б.

Фото 54 - Идём к перевалу Плевако

Фото 55 - Подъем по остаткам лавины к перевальному взлету

Фото 56 - Путь подъема на перевал

Фото 57 - Подъем первого уже по плотному снегу

Фото 58 - Подъем по перилам

Фото 59 - На перевале Плевако (1Б*,3500м)

Фото 60 - Вид с пер. Плевако на пер.Черенкол. Указано направление нашего движения до него

Фото 61- Спуск с перевала Плевако

Фото 62 - Спуск с перевала Плевако 1Б

Фото 63 - Переход в цирк перевала Черенкол через контрфорс

Фото 64 Подъем на пер.Черенкол 1А

Фото 65 - Вид с перевала в долину Черенкол.

Путь спуска с контрфорса и подъема на перевал

Фото 66 - Перевал Черенкол (1А*,3300м). Начало спуска

Фото 73 - Прижимы в каньёне

Фото 74 - Красная - путь нашего движения синяя - возможно там было бы проще

Фото 75 - Сломанные мосты и кош на реке Мырды

Фото 76 - Долина Мырды. Видно лыжню.

8 мая. р.Мырды - р.Узункол

Выход: 10.25. Стоянка: 14.45 ЧХВ: 2 ч 00 мин

Пройдено: 9 км (2230 ->1770 = - 460 м)

Погодные условия: солнечно, моросит, ясно

По заявленному маршруту у нас был переход в ущелье Кичкеникол и траверс пер. Доломиты Ю.(1А, 3397) - п. 40лет ТАССР (1Б альп) - п.40лет ТАССР. Юж. - пер. 40-летия ТАССР (2А, 3328) и по р.Чиринкол в долину реки Кубань. Но мы решили отказаться от этого участка, потому что лавинная обстановка всё ухудшалась, склоны очень активно тают, и у нас не осталось больше желания и настроения ходить по глубокому мокрому снегу. Да и попросту не оставалось времени, мы бы не успели. Поэтому нам нужно было завершать маршрут и у нас есть целых три дня чтобы выйти через дол.Узункол в дол.Кубань, к поселку Хурзук.

8:30 - завтрак. Неспешно собирались, умывались, сушились.

Выход в 10:25, и через 45 минут спустились к альплагерю Узункол. Здесь три дня жила группа лыжников, чью лыжню мы видели вчера и сегодня. Они зря приехали сюда, надеялись что будет лучше обстановка для катания. Они сходили в верховья Мырды, для них снега мало и он очень раскисший. Добрые люди подарили нам буханку белого хлеба, мы пообедали ролтоном, Сергей протаскал его весь поход. Перешли на правый берег р. Узункол по железному мостику, устроили себе экскурсию по альплагерю. Солнечно.

В 13:00 пошли дальше по хорошей наезженной дороге по правому берегу реки Узункол. Через 40 мин хода дорога перешла на левый берег реки по железному мосту, через ещё 20 мин еще один мост обратно на правый берег. Нашли хорошую стоянку и встали здесь лагерем, время 14:35.

Отсюда до поселка Актюбе 4 км, мы решили сходить посмотреть, может есть магазинчик. Пошли Дима и Ваня, вернулись через 1.5 часа. Оказалось, что это не поселок, а большая погранзастава. Магазинчик там есть возле КПП, но в тот день не работал. С КПП их просто так обратно не отпустили, пришлось показывать пропуска, рассказывать всё про нас. Они не могли понять как так получилось, что за 10 дней гуляния по приграничной зоне мы не разу не встретили пограничников и никто у нас не спрашивал документы. А вечером к нам в лагерь погранцы сами приехали, смотрели документы у остальных участников .

Остаток вечера провели за костром, шел мелкий дождь. Ребята пели аккапельно песни. Ближе к ночи опять проезжали пограничники, предупреждали чтобы аккуратно жгли костер.

Фото 77 - Кош перед слиянием Мырды и Узункол

Фото 78 - Обед возле а/л Узункол

Фото 79 - Гуляем по альплагерю

Фото 80 - Хорошее настроение

Фото 81 - Посиделки у костра

9 мая. р.Узункол - р.Кубань

Выход: 10.10. Стоянка: 11.50 ЧХВ: 1 ч 40 мин

Пройдено: 9 км (1770 -> 1485 = - 285 м)

Погодные условия: солнечно, солнечно, пасмурно

Фото 82 - Маршрут дня

Вышли в 10:10, через 30 мин дошли до КПП, еще раз показали документы. Шли по широкой долине вдоль реки Кубань по правому берегу. Видели группу водников на стапеле, которые только что приехали. Через пол часа встали на обед у полуразвалившейся беседки.

После обеда прошли 40 мин и нашли хорошую стоянку в кустах на берегу Кубани (время 12:30). У нас еще целый день, водитель только завтра приезжает. До Хурзука 5 км, сходили в магазин. Конец дня отдыхаем, купаемся в холодной воде, жгем костер.

Фото 83 - Погранзастава Актюбе

Фото 84 - Пастбища в долине Кубань

Фото 85 - Стоянка на реке Кубань в кустах (5км от п. Хурзук)

10 мая. р.Кубань - пос.Хурзук

Выход: 9.10. Стоянка: 10.55 ЧХВ: 45 мин

Пройдено: 9 км (1770 -> 1485 = - 285 м)

Погодные условия: солнечно, пасмурно, солнечно

Выход в 10:00. За полчаса дошли до начала поселка Хурзук, еще через 15 мин дошли до магазина в центре поселка. В 11-20 за нами приехала машина, и мы поехали на термальные источники в окрестностях Невинномысска. Потом гуляли по городу ждали поезд, который приехал ночью.

Фото 86- На пути к п.Хурзук

Фото 87 - Термальные источники

Выводы и рекомендации

Из-за большого количества снега в долинах, скорость передвижения была медленная, и мы не успевали подходить под перевалы в планируемое время. Уже до обеда было опасно находиться на склонах, поэтому у нас получались незапланированные полудневки под перевалами Даутская Щель и Невский, чтобы уже с раннего утра проходить эти перевалы.

Хорошая идея была организовать заброску продуктов на турбазу Глобус. Попросили водителя, который нас возил, чтобы съездил на турбазу и оставил нашу заброску.

Маршрут рассматривался как возможность познакомиться как можно с большей частью района в условиях временных рамок, ограниченных двумя рабочими неделями, посетить красивый район, в котором все участники оказались впервые. Основную идею, ради которой поход организовывался, удалось осуществить в полной мере.

Перевальные записки

К сожалению ни на одном из пройденных нами перевалов не было найдено перевальных записок. На перевале Даутская щель был тур, но записок не было. На остальных перевалах не нашли даже туров.

Ссылка на видеоролик

Видеоролик о походе можно посмотреть на сайте Youtube:

Или если необходимо, написать Александрову Дмитрию и попросить оригинал видео https://vk.com/aleyksandrov.

Также можно запросить дополнительные фотографии.

Ссылка на GPS трэк

Файл .gpx можно скачать с гуглдиска по следующей ссылке, либо написать Александрову Дмитрию https://drive.google.com/file/d/1lyofb4FXn57n6k9MciN3h7SdGtKhmxs/view?usp=sharing