Автор: Николай Кравченко, г.Королёв

Отчет о горном маршруте 3 к.с. по Памиру-Алаю (Фанские горы), совершённом группой с 8 по 29 августа 2019.

Справочные сведения

Проводящая организация

Региональная общественная организация «Федерация спортивного туризма Московской области». Королёвская городская общественная организация «Федерация спортивного туризма», Московская область, г.Королев, ул.Коминтерна 14, тел. (495) 516-58-14, s.turist2007@mail.ru, http://www.abris-korolev.ru, турклуб «Абрис»

Место проведения

Республика Таджикистан, Фанские горы

Вид туризма

горный

Категория сложности

третья

Протяженность (зачетная часть, с к-том 1,2)

151.9 км по навигатору

8,971 км

Суммарный сброс высоты

9,096 км

Нитка маршрута: а/л Артуч-оз.Чукрак-оз.Зиерат- пер.Зиерат(1А,3370)-оз.Куликалон-оз.Душаха-пер.Адамташ(1Б,4000)-оз.Чапдара(Алаудинские озера)-а/л Вертикаль- Алаудин-оз.Пиала-оз.Алаудин( Мутные озера)-пер.Чимтарга(1В,4760)-оз.Б. Алло -оз.Верхнее Алло -пер. Амшут (1Б,4280)-пер.Бородино(2А,3980)-пер.Москва(1В,4531)-пер.Кишеневский(1А,4060)-пер.Казнок В.(1Б,4101)-оз. Алаудин(Мутные озера)-связка пер.ВАА(1В,4331, 4285, 4297,4214)-лед. Ганза Малая- пер.Гусева-Мухина Зап. (2А,4670)+рад. вер.М.Ганза (2А альп.,4950)-пер.Седло Ганзы+-пер.Траверсный(1А.4318) (Траверс 2А)-д. р. Сувтор-д. р. Казнок-д.р. Арх-д.р. Сарытаг-оз. Искандеркуль- т/б Искандеркуль

Пройдено локальных препятствий

из них: н/к

2+1рад

К отчёту прилагаются:

-файлы треков и точек - https://vk.com/doc-33519066_524316572

Выпускающая МКК:

Маршрут утверждён МКК Федерации спортивного туризма Московской области, 150-00-455530020, в составе: Мартынов В.В., Толстенко С.Н., Евстигнеева Е.Ю. 05 июля 2019 года.

Схема маршрута

Обязанности в группе

Кравченко Николай Иванович

1956

3 ГУ (Тянь- Шань), 2ГР (Приэльбрусье)

Руководитель

Семёнова Александра Всеволодовна

1984

2ГУ (Центр. Кавказ), 2ГР(Приэльбрусье)

Зам. рук.,медик

Пер.Чимтарга(1Б,4760)-оз. Б.Алло-оз. Верх. Алло

Пер.Амшут(1Б,4280)-м.н. под пер.Бородино(2А.4453)

Пер.Бородино(2А.4453)

М.н. -пер.Бородино(2А.4453)-пер. Москва(1Б,4531)-м.н. у пер. Кишинёвский(1А,4060)

Пер. Москва(1Б,4531)

м.н. - пер. Кишинёвский(1А,4060)-м.н. у пер.Казнок З.(2А,4060)

Пер. Кишинёвский(1А,4060)

пер.Казнок З.(2А,4060)- оз. Мутные

Пер.Казнок В.(1Б,4101)-оз. Мутные

Днёвка

Связка пер.ВАА(1Б,4331,4285,4297,4214)

Пер. Гусева-Мухина Зап.(2А,4670)

Верш.М.Ганза(2А альп,4950)

Траверс 2А: пер. Гусева-Мухина Зап.(2А,4670)-пер. Седло Ганзы

Траверс 2А: пер. Гусева-Мухина Зап.(2А,4670)-пер. Седло Ганзы-пер.Траверсный(1А,4318)

Пер.Траверсный(1А,4318)-долина р.Сувтор

21-31

29-31

Самарканд

Отличия выполненного план-графика от заявленного и их причины

Наш реальный план график отличается от заявленного по нескольким следующим причинам:

-в первый полноценный ходовой день , имея целый световой день , решили пройти больше запланированного

-восхождение на Шогун-Ага сократили из-за приближающего дефецита времени и поднялись только до первого жандарма.

-восхождение на вершину Энергии отменили из-за погодных условий (штормовой ветер)

-прохождение камнеопасного перевала Казнок З. 2А заменили на запасной вариант Казнок В. 1Б, так как накопилась усталость за предыдущие дни, а хорошо отдохнуть с вечера и очень рано встать на следующее утро не получилось.

Общая идея и организация похода.

Фанские горы - западный рубеж Гиссаро-Алая, одной из крупнейших горных систем Средней Азии. Воспетые Юрием Визбором, Фанские горы - один из наиболее известных и узнаваемых горных районов Средней Азии, колыбель и мекка советского технического альпинизма. Скалистые ущелья, многочисленные озёра, техническая сложность препятствий в сочетании с высокой освоенностью района делают его крайне привлекательным для походов любого уровня сложности.

Основной идеей похода было: ознакомиться с новым горным районом, пройти горную 3кс, подняться на несколько пятитысячников, посмотреть как можно больше красивейших озер и совместить маршрут по живописным местам с прохождением интересных и разнообразных технических препятствий включая 2А.

Район Фанских гор удобен своим компактным расположением и насыщенностью препятствиями, что позволяет, как разнообразить поход, так и сократить его практически в любом месте в случае необходимости. Благодаря хорошо развитой дорожной сети, наличию альплагерей «Вертикаль» и «Артуч» в районе возможен завоз забросок, что существенно уменьшает вес рюкзаков на маршруте.

Как известно, в Фанах относительно немного препятствий категории 2А, при этом некоторые из них скорее опасные, чем интересные. Исходная нитка как раз включала все «хорошие» 2А, соединяя их так, чтобы зайти на вершины, пройти через все наиболее красивые долины и озёра района.

Нитка маршрута состояла из трёх частей.

Первая, акклиматизационная, включала несложные и относительно невысокие перевалы с небольшим перепадом высот: Зиерат и Адамташ. Она занимала всего три дня и вела из одного альплагеря (Артуч) в другой (Вертикаль) через красивейшие озёра района: Чукурак, Зиерат, Куликалон, Дюшаха, Пиала, Алаудинские оз. Всё это было сделано ради эффективной активной акклиматизации. Вторая и третья части включали технические и высотные препятствия.

Вторая часть начиналась от Мутных озёр на перевал Чимтарга (1Б)-технически не сложного но долгого подъёма до высоты 4740м. С перевала- восхождение на пятитысячник Энергия(2А), у нас отменилось из-за плохой погоды (штормовой ветер). После- спуск к озерам Большое Олло -визитной карточке Фанских гор и Верхнее Олло. Через перевал Амшут(1Б) подход на подъём к снежно-ледовой 2А перевала Бородино. Через перевал Москва(1Б) спуск по леднику Ахбасай и переход через перевал Кишинёвский(1А) в долину р.Казнок. Возвращение в Алаудинскую долину (Мутные озера) через Казнок З.(2А), пришлось заменить на Казнок В.(1Б)

Третья часть, после взятия заброски и днёвки на Мутных озёрах, начиналась с перевалов ВАА(1Б) - четыре последовательно проходимых несложных седловины , чтобы спуститься на ледник Малой Ганзы. Подъём по леднику на перевал Гусева-Мухина -Западный(2А)- восхождение на несложную, но красивую и высокую (почти пятитысячник) вершину Малая Ганза (2А). Траверс(2А) через несложные ледопады перевала Кальсгапорный к перевалу Седло Ганзы и спуск через перевал Траверсный(1А) в долину реки Сувтор. Далее простой маршрут по тропе вдоль рек Сувтор, Казнок, переходящий в Хавзак, Арх,Сарытаг до т/б «Искандеркуль», расположившейся на красивейшем оз. Искандеркуль.

Подготовка к походу велась с начала года. Физической подготовкой участники занимались самостоятельно. Совместные технические тренировки проводились в зале и на склоне примерно два раза в месяц. На них отрабатывались организации страховки на снежно-ледовом рельефе, движения в связках, организация и прохождение перил, техника и тактика проведения спасработ. В числе прочих была проведена ледовая тренировка на «сосульке» под Нарофоминском. Участвовали в областных соревнованиях по спортивному туризму в дисциплине «Дистанция-горная-связка»

Логистика, документы

Перелёт

В принципе, в Таджикистан и Узбекистан ходят поезда, но это развлечение очень на любителя. Двое из нас так и сделали, купив билеты до Самарканда

Остальные купили билеты на самолёт заранее в феврале, Москва- Самарканд и обратно за 18-19 тысяч руб.: авиаперевозчик-»UZBEKISTAN -airways»- нормы провоза багажа 30кг, 8кг-ручная кладь

Заезд в район, транспорт

Наш маршрут начинался от а/л «Артуч», поэтому трансфер и все остальные услуги мы там и заказывали www.artuch.tj и artuch@bk.ru . По телефонам +99 292 888 68 88 и +99 292 730 79 39 можно пообщаться с директором а/л «Артуч»- товарищем по имени Хуршед, он очень отзывчивый, адекватный человек.

В аэропорту Самарканда нас ждала машина(6-7мест), с заездом на ж/д вокзал и остановку у магазина, до границы с Таджикистаном-100долларов, время в пути около часа. С рассветом прошли границу, со всем скрабом, пешком(около 700м). Пересели уже в другую машину, которая довезла нас до а\л «Артуч»-150 долларов за машину, время в пути 2.5 часа. С заброской до Мутных озёр договорились на два ишака с погонщиком за 120 долларов.От т/б «Искандеркуль» до границы машина стоила 200 долларов, время в пути 4 часа, после границы до Самарканда-100 долларов. Время выезда с т/б корректировали с Хуршедом по телефону. За машины расплачивались на месте.

Документы

Въезд в республики Узбекистан и Таджикистан осуществляется по загранпаспортам. На территории Таджикистана надо в течение трёх дней зарегистрироваться. Для этого нужны фотографии и оригинал паспорта. Процедура занимает время, поэтому имеет смысл пользоваться услугами фирм. В «Артуче» оформление регистрации стоило 30 долларов с человека, при этом документы забирают при заезде в район, возвращают с регистрацией при выезде(а\л «Искандеркуль») в горах документы не нужны.

Леснику, что стоит у чайхоны на озере Алаудин, заплатили совсем уж символическую сумму за экосбор, никаких записей он не производил.

При нахождении в республике Узбекистан более трех дней требуется регистрация. Она оформляется по месту пребывания и обычно входит в цену жилья. Мы жили в частном секторе по 10 долларов чел/ день.

Деньги

В поход мы брали с собой доллары и немного рублей. В Таджикистане долларами практически везде и рассчитывались, местная валюта - сомони(около семи рублей), доставалась нам только ввиде сдачи, в кафешках, у чайханщиков. В Самарканде уже валюта Узбекистана-сом. Везде (магазины, экскурсии, платные достопримечательности, рынок) расчет в сомах. Доллары выгоднее менять в банке, а рубли на рынке у менял.

Топливо

Газ в Таджикистане достаточно дорог, за большой баллон(450гр) мы платили 20 долларов. Необходимое количество, по предварительной договоренности с Хуршедом нам предоставили в а/л «Артуч».

Проживание

На самом берегу озера Алаудин, там где тропа спускается к озеру, много мест под палатки, проживание там 2 евро/чел/день. Чуть подальше, где обитает Лесник , через мостик, есть чайхона и места для палаток. Альтернативное место- не переходя мостик. чуть подальше поляна со своей чайхоной и местами для палаток. Завтрак можно заказать накануне. Цены бюджетные.

Гостевой дом в пос. Сарытаг: тел: (+992) 900 41 31 31. Хозяин-Махмуд. Еда, душ, проживание, транспорт. Всё бюджетно

На т/б « Искандеркул» проживание на территории в своей палатке стоит 15 сомони/чел/день, в домиках по 20 и 25 сомони/чел/день. На улице есть туалет, тёплый душ. Wi-Fi нет, электричество. За дополнительную плату - стирка в машинке. Своя чайхона: ассортимент небольшой, но вкусно и дёшево.

В Самарканде удалось поселиться в частном секторе в центре города. Одна большая комната на всех, кухня, душ, Wi-Vi. 10 долларов с чел/день.

Связь на маршруте

Связь на маршруте обеспечивалась с помощью спутникового телефона Telit SAT 550 системы Globalstar с симкартой МТС, в основном использовали СМС для связи с координатором. На маршруте связь в мобильном телефоне появилась только однажды, на вершине Малой Ганзы. Особо хочется отметить наличие у нас переносной солнечной батареи. На протяжении всего похода у нас всегда были заряженные телефоны- основные поставщики и хранители информации.

Аварийные выходы с маршрута

Фанские горы- район хоженый. Имеет много треков для коммерческого туризма (с осликами и проводниками). В нашей нитке маршрута единственное малопосещаемое место - это был район пика Москва. Техническая часть маршрута состояла из двух колец ( район плато Ганзы и район пика Москва) при необходимости, каждое из этих колец могло быть сокращено.

При необходимости выйти из района плато Ганзы-вернуться в Алаудинскую долину через перевал ВАА к а/л Вертикаль-Алаудин

При необходимости выйти от пика Москва или озера Большое Алло, можно было спуститься вниз и выйти в долину реки Арчимайдан и добраться до проезжей дороги.

Аварийные выходы с маршрута предполагались:

1. От озер Чукурак, Зиерат и Куликалон - в а/л Артуч
  2. С пер.Чимтарга - в а/л Вертикаль-Алаудин
  3. Из района пика Москвы-в долину р. Арчимайдан с.Хуморигунт
  4. Из д.р. Зиндон - в с.Газза и Зимтут
  5. Из. д.р. Казнок и Ганза Зап. (Сувтор) - в с.Сарытаг, , т/б Искандеркуль

Техническое описание маршрута

Понятия «правый», «левый» используются орографически, если не указано иное. Высоты перевалов, мест ночевок, приводятся по данным GPS. Темп движения средний. Переходы около 20-30 минут, отдых между ними 10 минут. При расчете ходового времени после описания перевалов, по возможности, приводится как общее ходовое время (с учетом привалов и обеда), так и «чистое» ходовое время (чхв), без учета привалов, разведок. Обеденные перерывы в зависимости от погоды и планов на день составляли от 1,5 до 2 часов. Время указано по последнему, время первого в среднем на 10 минут меньше на каждый переход. Время суток - местное, разница с Москвой-2часа.

Перевал Зиерат

от альплагеря «Артуч» до оз. Куликалон

Соединяет

а/л. Артуч, оз. Чукурак, оз. Зиерат - оз. Куликалон, оз. Дюшаха.

39°14'47.69" N68°09'25.56" E

Травянистый

9.08.19 с запада на восток

Записка не найдена

необходимое снаряжение: личное: каска, очень желательно трекинговые палки

0/08

Ясно

Путь от альплагеря Артуч до озера Чукурак (места ночевки)

1.6

12.3

+1200

13:00

День 0, 8 августа

Приехали в альплагерь «Артуч» рано в 9:00. Разгрузились, перепроверили снаряжение и еду, забрали газ, пересобрали рюкзаки, скомплектовали и оставили заброску. С заброской договорились, что доставят её к Мутным озерам на четвертый день нашего похода на двух ишаках за 120 долларов. Отдыхали после перелёта и дороги в беседке на коврах под тенью деревьев. Рядом с а/л, чуть ниже по ручью есть водопадик. Искупались. На 13:00 заказали в лагерном кафе обед. Бюджетно, вкусно. В 16:30 выдвигаемся от альплагеря « Артуч» в сторону озера Чукурак по грунтовой дороге, переходящей в широкую тропу по лесу.

Фото 1. Перед выходом

Далее она поднимается по осыпному завалу и, пройдя у ручья между двух скал, выводит на ступень долины. По тропе огибаем озеро Чукурак по ходу движения слева и в 17:50 на берегу встаём на ночевку, в отличном ровном месте.

Фото2. Место ночевки на берегу оз. Чукурак

За питьевой водой ходим вверх по тропе к жилью местных табунщиков (метров 200). Там оборудованный источник, из склона через трубочку вытекает чистая вода, но мы её всё равно кипятим. Местные жители, мы видели только женщин и детей, по-русски говорят не все и очень плохо. Очень приветливые, угощали нас молочными продуктами, денег не брали. Но на следующее утро, проходя мимо них, мы одарили детишек конфетами.

День 1, 9 августа

Подъём дежурных в 5:05, группы в 5:30, выход в 7:25. Заполнили питьевой водой полторашки на каждого и пошли по тропе. Проходим мимо жилья местных жителей, благодарим их за радушный прием. Они настоятельно указывают нам на тропу, где проходят погонщики к оз. Куликалон, но нам туда не надо, мы идём на Зиерат.

Фото3. Подъем по ущелью к пер. и оз. Зиерат

Временами тропа теряется, но и без неё идти хорошо. Ориентируемся на трек в навигаторе. 9:30 выходим к оз. Зиерат. Дальше тропа уходит влево под правый борт долины. По плану должны ночевать на оз. Зиерат, все-таки первый ходовой день после прилета. Но самочуствие у всех хорошее, прошли мало, силы ещё не кончились, жара не убивает, вода ещё есть, времени дойти до оз. Куликалон предостаточно. Принимаем решение идти дальше.

Фото 4. Внизу оз Чукурак

Оставляем рюкзаки и идем на озеро.

Фото 5. оз.Зиерат

Особо горячие натуры купаются. Возвращаемся к рюкзакам, пополнять запасы воды ни из ручья ни из озера не решились. Начинаем с небольшим подъёмом траверсить долину влево по конгломератным грядам, за скальный выход, тут увеличивается уклон и начинается собственно подъём на перевал Зиерат. Слегка уходим левее к скале.

Фото6. Подъем к пер. Зиерат

Чередуются участки травы, средней и крупной осыпи, крутизна в среднем градусов 20-25. Становится жарко, поэтому делаем небольшие переходы и привалы по возможности в тени больших камней. Вскоре осыпь заканчивается и начинается травянистый склон с увеличением уклона - это наконец-то перевальный взлёт.

Фото7 Перевальный взлет пер. Зиерат

К 13:00 (3 часа от начала подъёма от озера Зиерат) выходим на широкую травянистую седловину перевала Зиерат. Тур есть, но он вдалеке от точки перевала, записки в нём нет. Выкладываем свой тур в точке перевала и оставляем записку. фотографируемся.

Фото8. На перевале Зиерат

В 14:00 начинаем спуск с перевала Зиерат на восток. Спуск проходит по тропе по травянистому склону крутизной градусов 20-25 в правую сторону в направлении озера Куликалон.

Фото 9. Спуск в сторону оз. Куликалон

Примерно через полторачаса тропа выходит нас к палатке гостеприимного пастуха. Чистая вода выбивается прям из склона чуть ниже палатки. Нам предложили чай- и черный и зеленый и пожарили баранину. Пришлось достать свои припасы и устроили полноценный обед. В 16:30 продолжили спуск к озеру. Вскоре тропа выходит на озеро и идет по правому берегу.

Фото10. Тропа вдоль правого берега оз. Куликалон.

В южной оконечности озера, там где тропа отходит от озера Куликалон в сторону оз. Дюшаха, мы решаем закончить на сегодня маршрут. Находим места для палаток. За чистой водой ходим к ручью стекающего с оз. Лесное. То что сегодня не дошли до оз. Дюшаха, решили нагнать завтра ранним подъемом.

Фото11. Южная оконечнесть оз. Куликалон

выводы и рекомендации

Перевал Зиерат по сложности соответствует категории 1А. Склоны травянисто-осыпные, крутизна 20-25°. Рекомендуется в походах от 1 к.с., в том числе в качестве первого перевала 1А. Желательно брать перевал с ночёвок на озере Зиерат (или Куликалон при прохождении в обратную сторону) или выходить как можно раньше.

Перевал Адамташ

От озера Куликалон и Дюшаха до озера Пиала и Алаудин

оз. Дюшаха и оз. Пиала

39° 13» 28,09»N68° 13» 39,39» E

Ледово-осыпной

10.08.19 с запада на восток

Записка не найдена

необходимое снаряжение: Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки, ледобуры, жумары страховочные системы, основные веревки, трекинговые палки.

От озера Куликалон до озера Дюшаха

+144

Ясно

От озера Дюшаха до снежников (место обеда)

Тропа по осыпному склону, местами до 25°

2.5

+440

До открытого ледника

осыпной склон, зачехленный ледник, ледовый склон до 20°-25°(перила 30м)

До перевала Адамташ

Открытый ледник, закрытый не крутой ледник, не крутая устойчивая осыпь

+280

Ясно

Подъем по хребту в сторонув. Шогун-Ага на первый жандарм

Скально -осыпной, простое лазание

+1134

-1200

15:30

День 2, 10 августа

Подъём дежурных в 5:00, группы в 5:30, выход в 7:00. Начало предстоящего пути проходило вдоль ручья, поэтому воды взяли минимум. Поднимаемся по хорошей тропе, которая выходит к реке и за 1:30 достигаем озера Дюшаха

Фото 12. Тропа вдоль ручья вытекающего из оз. Дюшаха

Фото 13. Одно из мест перехода ручья, второе чуть выше.

Перейдя ручей, движемся по тропе вдоль восточного берега оз. Дюшаха. Дальше начинается подъем по сухому распадку между коренным правым (ор.) склоном и старыми моренными нагромождениями.

Фото 14.Подъем к языку ледника

Преодолев крутой взлет, правее по ходу было бы положе), вылезаем в уютный карман между теми же склоном и моренами, по которому продолжаем подъем. На высоте 3238 м есть немного мест под палатки, но вода из снежника. В 11:00,поднявшись до высоты 3420 м, до большого камня, где можно укрыться от солнца, устроили обед, воду топили из снежника.

После обеда поднимаемся на моренный вал вдоль сухого распадка, затем уходим правее по ходу, где осыпь положе. При подходе к языку ледника под осыпью появляется лёд.

Фото 15. С трудностями, но выбираемся на вершину осыпи Н-3560.

Выход на ровную часть ледника по ледовому склону от 30 до100 м и крутизной до 25°, Короткий участок как раз напротив вершинки осыпи. Слева по ходу до верха можно подняться по снегу, но выйти на плато там нельзя - трещины, переход в центр - неприятный траверс по краю трещин. Правее по ходу также можно подняться почти до верха по лежащей на льду осыпи, но выход на плато, опять же либо по ледовой стеночке наверх, либо неприятным траверсом по льду, который не стоит проходить без кошек. В общем, выбираем путь прямо вверх по льду 30м, как самый прямолинейный и короткий. Минут 30 надеваем кошки. Не все готовы подняться на личной технике, двое «способных» заходят наверх и делают остальным перила.

Фото 16. Наши первые перила.

На преодоление ледового взлета в 30 метров потратили час. Выше ледового склона ледник резко выполаживается. В наших условиях лёд здесь покрыт толстым моренным чехлом, поэтому снимаем кошки и движемся в сторону перевального цирка, обходя немногочисленные трещины. Выше на леднике появляется снег, он плотный и ровный, трещин нет или они надежно забиты

Фото17. Путь по леднику к пер. Адамташ

Поднимаемся в цирк под перевальный взлет H= 3705. Нижняя его часть снежная, поднимаемся по снегу в обход скальной стеночки, находящейся под центром перевального взлета.Снежный склон не крутой, плотный, ступени делаются легко, идем без кошек.

Фото 18. Переход в кулуар.

Выше стеночки расположена некрутая осыпь, левее по ходу - скально-осыпной гребешок, поднимаемся к контрфорсу, обнаруживаем вполне приличную тропку, по которой пересекаем контрфорс и выходим на борт неглубокого и короткого кулуара, ведущего к перевалу. Подъем по кулуару снизу невозможен, там вертикальные скалы. Тропка идет не по кулуару, а выходит на верх гребешка-контрфорса и по некрутой, устойчивой осыпи выводит на седловину в самой южной ее части

Фото 19. Выход на пер. Адамташ

Выходим к туру в 16:30. Седловина длинная, шириной несколько метров, можно поставить несколько палаток, вода - снежник. Со стороны Алаудина дует ветер.

Времени на спуск оставалось мало, поэтому заменили восхождение на Шогун-Ага только получасовой радиалкой по хребту в ту же сторону. Успели подняться на ближайший жандарм. Простой подъем по скальным плитам, с элементами лазания в конце. Отличные виды на долины и окружающие вершины, главным образом, Адамташ и Мирали.

Фото 20. Спуск с перевала Адамташ

Начинаем спуск в 17:00. Первая часть спуска с перевала проходит по крутому (30°) мягкому конгломератно-осыпному склону. Движемся плотной группой. Ниже крутизна спуска уменьшается, склон становится жестче, это конгломератная основа, на которой лежат крупные и мелкие камни. Спускаться некомфортно, скорость падает. Еще 20 минут/250 метров по высоте спускаемся по подобному рельефу, постепенно приноравливаясь к нему, затем выходим к конгломератной промоине глубиной 1 м, за которой начинается более комфортный склон с травкой, по которому спускаемся на травянистую седловину H = 3360, Спуска налево нет, к Пиале - направо. Место очень красивое. Погода - переменная облачность, холодает к вечеру. Быстро сбрасываем 200 метров по крутому травянистому склону до русла сухого ручья, которое надо перейти на правый берег и лучше сделать это повыше ([027]). На првом берегу русла опять начинается знакомый конгломератно-осыпной склон с элементами тропы, по которому медленно (15 -30 минут в зависимости от темпа движения, спускаемся к озеру Пиала, у которого и встаем лагерем, H = 2927, 19:00). Мест не очень много, на 5-6 палаток. Воду набираем из ручья, стекающего в озеро на противоположном берегу, подход к нему по тропе по левой стороне озера.

Выводы и рекомендации

Перевал Адамташ - популярный акклиматизационный, разминочный перевал, соответствует 1Б. Перевал достаточно живописен и безопасен. Неприятное место на подъеме - небольшой участок живой осыпи, лежащей на льду. На спуске-ногоубивательный участок по жесткой конгломератной основе. Восхождение по хребту в сторону вершины Шогун -Ага само по себе не имеет большой ценности, однако позволяет разнообразить прохождение перевала простым лазание и насладиться окружающим видом. При прохождении перевала с западной стороны, чтобы не преодолевать живую осыпь на льду при подходе к языку ледника, рекомендуется выходить утром с ночевок на 3238 м, но там мало мест(2 палатки) и вода из снежника.

День 3, 11 августа

Фото 21. Стоянка у оз. Пиала.

Сегодня получается полудневка. Высыпаемся. Погода солнечная. По плану у нас знакомство с красивейшем озером Фанских гор- Алаудин. Спуск к озеру начинаем в 13:00. С собой берем немного воды, по пути её не ожидается. Спуск по Алаудинской долине пологий, идет по хорошей набитой тропе, по пути встречаются погонщики с осликами. Идем не торопясь, осматривая горы, жара не мучает. В 15:30 доходим до оз. Алаудин.

Фото 21. Оз. Алаудин

Мест для палаток предостаточно, выбираем лучшие и ставим палатки у воды, в тени деревьев. Обедать направляемся в цивилизованное место. По тропе вдоль берега доходим до реки, вытекающей из озера, здесь есть мостик к чайхане, где обитает Лесник. Но мы, не переходя речку, идем к другой поляне, там тоже есть чайхана.

Фото 22. Чайхона у оз. Алаудин

Делаем заказ. Располагаемся на дастархане (стол на топчане) под тенью дерева у речки. Дешево и вкусно. На обратном пути заворачиваем к чайхане Лесника, заказали на утро завтрак. Заплатили экосбор, символическую цену. К вечеру возвращаемся в лагерь.

Перевал Чимтарга

От озера Алаудин до озера Большое Алло

Мутные озёра - долина реки Правый Зиндон

39°11'21.12" N68°11'53.88" E

13-14 августа 2019 с запада на восток

снята записка

Группа литовского союза путешественников, рук. Сергей Рубцов, от 8 августа 2019 г

необходимое снаряжение:

каска, трекинговые палки, возможно понадобятся кошки, ледоруб и веревка основная.

4/12

4,2

+605

Ясно

от Мутных озёр до начала подъёма

Хорошая набитая тропа, переход ручья по камням

+85

От начала подъёма до мест ночёвок на высоте 4050м

Хорошая набитая тропа, осыпь, уклон до 20 градусов

+450

От мест ночёвок на высоте 4050м до ночёвок на высоте 4450м

Хорошая тропа, осыпь, уклон 20-30 градусов

+400

От мест ночёвок на высоте 4450м до перевала Чимтарга

Тропа по крутой подвижной осыпи, небольшие участки снежников, уклон до 25 градусов

+300

10:50

6/14

Переменная облачность ветренно

От мест ночёвок на высоте 4450м, через перевал Чимтарга до долины реки Правый Зиндон

Сильно сыплющаяся тропа, уклон до 30 градусов

+10

-860

6/14

От верховьев реки Правый Зиндон до озера Большое Олло

Тропа, размеченная турами по осыпному и травянистому склону завалы крупной осыпи

-740

25.7

+1990

-1600

День 4, 12 августа

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30, выход в 9:40. Погода отличная. Поднимаемся по знакомой тропе и за 1:30 достигаем озера Пиала. После озера тропа делает достаточно крутой двухступенчатый подъем к развилке ущелий на Мутные озера и на Бодхону H=3220.

Фото23. Перед вторым взлетом

Затем подъем становится пологим и очень монотонным. К 13:30 выходим на выполаживание у Мутных озер. В 14:10 приходим в лагерь, расположенный на возвышенном северном берегу озера.

Фото 23. Лагерь на Мутных Озерах.

Здесь много самых разнообразных мест под палатки. Забрали заброску у местного табунщика Миши. Очень неприятный в общении тип, вымогал у нас плату за хранение. Таких людей мы больше нигде не встречали. Сформировали заброску на третье кольцо и закопали её ну очень далеко от лагеря (в 30 мин. пешком на восток).

День 5, 13 августа

Встали в 5:00, выдвинулись в 6:50. Пройти по перемычке между озёрами не удаётся из-за высокого уровня воды, поэтому обходим озёра справа. Переходим (находим место, где перепрыгивается по камням, не замочив ног) речку, стекающую со склонов Чимтарги и Мирали.

Фото24. Подъем от Мутных озер

С дальнего края галечных полей у ручья начинаем подъём на перевал по хорошей осыпной тропе, проходящей по орографически правому борту долины ледника Энергия. Уклон не больше 20 градусов. Затем становится ещё положе, тропа теряется в камнях, по осыпям уходим на орографически левый борт долины и находим тропу там. В 11:50 встаём на обед у мест для ночёвок на высоте 4050, рядом с которыми имеется ручей. Поднимались сюда 5 часов. Сказывается потяжелевшие после взятия заброски рюкзаки. При этом дальнейший путь до перевала не представляет технической сложности, поэтому спокойно перекусываем и отдыхаем.

После обеда продолжаем идти по тропе, которая становится всё более крутой (до 30 градусов) и сыпучей. Сначала круто поднимаемся на левый борт долины, напротив перевала Энергия (3A). Затем выходим на полку, тут располагается многочисленный лагерь восходителей на в.Энергия, высота около 4500. Но мы идем выше.

Фото25. Лагерь на 4500м

На последних 200 метров набора тропа совсем портится: она проложена траверсом орографически левого борта долины по мелкой живой осыпи и очень подвижна, уклон до 25 градусов. Перед перевалом переходим через небольшой покрытый снегом ледничок. В 17:40 встаём на ночёвку, прямо перед перевалом Чимтарга (10 м ниже и 50 м не доходя), тут есть хорошие места и дует гораздо меньше, чем на самой седловине, воду берём из снежника рядом. Планируем завтра восхождение на в. Энергия. Есть попутчики из Беларуссии.

День 6, 14 августа

Фото26. Пер. Чимтарга, вид в сторону Мутных озер

Ночью начался штормовой ветер со стороны перевала. Нашу палатку буквально раздавило, хорошо что обошлось без поломок. Вторую палатку ребята держали всю ночь на руках. Ночью был мороз, вода в бутылке замерзла. Осадков не было, но ветер продолжал рвать облака на небе и сдувать всё, что плохо лежало снаружи. Улучшение погоды не предвиделось. Восхождение на гору пришлось отложить до следующего раза. Самое сложное было собрать палатки в такой сильный ветер. Мы очень серьезно отнеслись к этому делу и у нас все получилось, унесло только одну сидушку.

Фото 27. Пер.Чимтарга, вид в сторону оз. Б. Олло

Погода: сильный порывистый ветер, переменная облачность, сухо, морозно наверху, жарко внизу.Вышли со стоянок в 9:40 в сторону реки Правый Зиндон и оз. Б. Алло. Через 10м по высоте взошли на перевал. Седловина широкая, ровная. У начала подъема на в.Энергию есть места под палатки с ветрозащитными стенками.

Мы быстро начинаем спускаться по набитой тропе. С перевала вниз ведёт тропа по правому борту долины. Мягко- осыпной характер тропы (лифт) позволяет двигаться достаточно быстро. Главное - не уходить с тропы ниже, она идёт траверсом между скальной стенкой отрога в. Чимтарга сверху и скальными выходами снизу. Примерно за 150 метров до того, как эти скальные выходы соединяются, тропа резко уходит вниз, в последний кулуар.

Фото 28. Спуск с пер. Чимтарга в долину р. Правый Зиндон

Спускаемся по теряющейся тропинке с уклоном до 30 градусов. Осыпь очень живая, но тропа идёт косыми траверсами, позволяя не спустить камни на ниже идущих. В нижней части крутого спуска проходим по короткому снежнику и вскоре тропа выходит к реке Правый Зиндон на высоте 3900. Тут находятся последние хорошие места для ночёвки: около реки и на траве. От перевала сбросили 850 метров за 2.5 часа .

От ночёвок 3900 тропа идёт по осыпным и травянистым склонам по правому берегу реки Правый Зиндон, здесь она отмечена турами.

Фото 29. Верховья реки Правый Зиндон

В одном месте река образует живописный водопад, тропа обходит его по крупной осыпи. После пересечения большого галечного поля (русла реки Правый Зиндон) попадаем в завалы крупной осыпи, в которой ориентируемся по турам (важно найти вход - он в самом дальнем углу галечного поля). У самого входа в завал проходим мимо небольшого озера. Затем туры выводят к озеру Большое Алло.

Фото 30. Оз. большое Олло

Тут много хороших мест для ночёвки или сиесты в тени деревьев. На одном из них разбиваем в 17:30 лагерь.

выводы и рекомендации

Сложность 1Б перевала Чимтарга обусловлена в основном его высотой. Склоны осыпные с уклоном 20-30°, на протяжении большей части пути есть тропа. В начале лета встречаются участки снега. Рекомендуется в походах от 2 к.с., но не в качестве первого перевала (из-за высоты).

Перевал Амшут

От озер Большое и Верхнее Олло под перевал Бородино у истоков ручья Агмат (4000)

соединяет

Верховья реки Левый Зиндон - верховья реки Амшут (левый исток)

39° 9'45.58" N68° 8'17.20" E

15 августа с востока на запад

Горной секции МФТИ, руководитель Истягина Е.Е. от 03.09.2018г

7/15

От озера Большое Олло к озеру Верхнее Олло

Вначале тропа по скальной полке и траверсом осыпи, затем пологое травянистое дно долины

4,4

+230

От озера Верхнее Алло до крупноосыпного завала в верховьях долины Левый Зиндон

Тропа траверсом травянисто-осыпного склона борта долины

+110

Ясно

Через завал и под восточный взлёт перевала Амшут

Вначале крупная осыпь, затем пологие моренные валы

+200

Восточный взлёт перевала Амшут до перевала Амшут

Осыпной склон крутизной до 25 градусов

+580

Переменная облачность

От перевала Амшут до седловинки 3960 над скальным бастионом на водоразделе Амшут-Агмат

Траверс разнокалиберной осыпи, местами подвижной

-320

Переменная облачность

От скального бастиона до ночёвок 4000 под перевалом Бородино у истоков ручья Агмат

Пологие моренные валы

+1120

-328

13:00

День 7, 15 августа

Погода: ясно, сухо, тепло

Погода сегодня располагает к отдыху, решаем сделать полудневку. Отдыхаем, стираемся, купаемся. Во второй половине дня намечаем выход к оз. Верхнее Алло.

Выходим из лагеря у озера Большое Алло16:15. По хорошей тропе обходим озеро, каменистая тропа выходит на участок с гладкими плитами .

Фото 31. Обход озера Большое Алло, вход в долину реки Левый Зиндон

Идти здесь не очень комфортно, в плохую погоду здесь возможно пришлось бы повесить веревку.

Фото 31. Тропа вдоль озера по плитам

После плит тропа немного спускается к воде, а затем идёт траверсом осыпного склона вдоль реки Левый Зиндон, впадающей в озеро с юго-востока. Выйдя на выполаживание (30 минут от лагеря), отдыхаем у реки. После привала продолжаем подъём по тропе. Слева по ходу со скал падает красивый водопад. Выше него река уходит под камни, сухо. Пересекаем галечное поле, в конце него есть выровненные места под палатки, но воды тут нет, чуть дальше со скал по правому борту долины стекает ручей. После поля два осыпных вала. Первый вал обходим по тропе, забирая левее по ходу движения, второй - забираем вправо. Выходим к озеру Верхнее Алло. Оно остается правее тропы. На берегу есть места под палатки. Ставим лагерь в 19:00 Выше озера опять появляется река, тропа обходит ее разливы по правому берегу»

Фото 31. Долина реки Левый Зиндон, вид со стоянок на озере Верхнее Алло

День 8, 16 августа

Погода: ясно, сухо, тепло

Подъём в 7:00, выход в 9:15. От места ночёвки на озере Верхнее Алло продолжаем путь вверх по долине Левый Зиндон. Сначала идём по дну долины, вскоре тропа уходит по травянистому склону высоко на орографически правый борт. Там идёт траверсом некрутого осыпного склона сильно выше реки.

Фото 32. Подход к каменному завалу

Вход в верховья долины перегорожен крупноосыпным завалом. Подошли к нему за полтора часа от озера Верхнее Алло. Чуть не доходя до завала, есть возможные места ночёвки с ручьём. Справа по ходу - начало подъёма к перевалу Амшут Верхний.

Проходим завал по турам, получилось примерно прямо посередине завала, кругом труднопроходимая крупная осыпь.

Фото 33. Проход завала

Пройдя завал, выходим в верхний цирк долины Левый Зиндон. Продолжаем двигаться по тропе по пологим моренным валам на юг, рядом опять появляется ручей. Понимаем, что тропа уходит левее, в сторону перевала Двойной, нам туда не надо.

Фото 34. Начало подъема на пер. Амшут

Сворачиваем с тропы правее и, перейдя большой моренный вал, оказываемся у ручья, стекающего с перевала Амшут. Тут тоже потенциально возможное место ночёвки, подъём сюда занял 2:30 часа от Верхнего Алло. Обедаем.

Начинаем подъём на перевал Амшут из верховий долины левый Зиндон. Идём сначала по орографически левому, потом правому берегу ручья. Погода начинает портиться, появляются облака, холодает. Мы начинаем утепляться. В течение всего подъёма впереди виден перевал, опознаваемый по характерной треугольной скале.

Фото35. Путь на пер. Амшут

Склон травянисто-осыпной, крутизной до 25 градусов. Склон становится положе и становится чисто осыпным, ручей теряется. Идти удобнее ближе к дну долины по пологой осыпи и слежавшемуся конгломерату. Правее по ходу - менее комфортный подвижный мелкоосыпной склон, но на нём, как оказалось, есть тропа, приходящая откуда-то с гребня, отделяющего перевал Амшут Верхний. На седловину перевала Амшут поднимаемся по небольшому снежнику, лежащему севернее (для нас - правее по ходу) от треугольной скалы.

Фото 36. На пер. Амшут.

Седловина широкая, осыпная. Высота 4280. Вышли на перевал Амшут в 16:15. На перевале отдыхаем,

В 16:45 начинаем спуск с перевала Амшут на юго-запад. Прямо с седловины уходим чуть влево под другую седловину и по мягкой черной земле с камнями спускаемся вдоль гребня, который идет слева от нас, метров на 50

Фото 37. Начало спуска с пер. Амшут на запад, начало траверса под пер. Бородино.

Как только гребень слева кончается, уходим на траверс. Идём траверсом крупной осыпи, держась почти под самыми стенами пика Амшут. Крутизна градусов 25. Встречаются участки средней осыпи, достаточно подвижной. Впереди, на водоразделе Амшут-Агмат виден характерный скальный бастион, держим курс выше него.

Продолжая траверсировать осыпной склон, выходим на седловинку перед бастионом, высота 3960. Траверс сюда от перевала Амшут занял 2,5 часа. Открывается прекрасный обзор на окрестности, в том числе отсюда хорошо виден наш следующий планируемый перевал Бородино.

С седловинки над скальным бастионом спускаемся в долину р. Агмат по пологой мелкой осыпи. Дно долины сложено моренными валами. Тут нет воды нигде, кроме как в ручье под левым бортом долины, т.е. внизу между отрогом, отходящем от перевала Бородино и мореной долины.

Фото 38. Путь со скального бастиона 3900 на водоразделе Амшут-Агмат к ночевкам(есть площадки и ручей) под пер. Бородино

Чтобы попасть на готовые площадки для ночёвки, надо держать курс на кулуар со снежничками, правее перевала Бородино (хотя лучше иметь точку в навигаторе). 19:45 вышли к готовым площадкам на морене, которые надо еще немного подровнять. Лагерь ставим уже в темноте. До ручейка надо спуститься метров на 15-20. Чуть выше ручей уходит под камни

выводы и рекомендации

Перевал Амшут соответствует категории 1Б. С обеих сторон протяженные осыпные взлёты. Прохождение не представляет технической сложности, специальное снаряжение не требуется. В сторону перевалов Хохт и Бородино можно, и удобно, уходить траверсом, не спускаясь в долину реки Агмат. Рекомендуется в походах от 2 к.с., в том числе в качестве первого перевала 1Б.

Перевал Бородино

соединяет

д.р. Ахмат(д.р. Арчамайдан) с д.р. Москва(д.р. Арчамайдан)

2А Перевал односторонний: определяющая сторона с севера-запада

39° 8'46.21" N 68° 8'7.12" E

СЗ-ЮВ

характер склонов

С севера ледовый, с юга осыпной.

17 августа 2019г с сз на юв

Записки нет

необходимое снаряжение: Каски, кошки, личное специальное снаряжение, веревки, ледобуры, петли.

9/17

Ясно

От места ночевок до открытого ледника и перевального взлета

Путь по моренным валам, местами подъемы по крупной осыпи до 25 градусов

+290

9/17

Переменная облачность ветренно

От перевального взлета до хребта

Снежно-ледовый склон до 35°. Перила ~320м перил. ледобуры, ледорубы, петли

+160

5:00

10/18утро

Ясно

От мест ночевок до перевала и обратно

Хребет довольно широкий, мелкоосыпной, местами снег

+/- 53

1:00

4,5

+503

-53

День 9, 17 августа

Фото 38. Подход к перевалу Бородино с ночевок

Погода: ясно, сухо, тепло. Выход получился довольно поздним в 11:30. По морене из крупных камней начали движение в сторону пика Москвы вдоль правого берега ручья. Преодолели небольшой взлет по средней осыпи, под камнями журчала вода. После взлета справа открылся весь снежно-ледовый склон перевала Бородино. Через 2 часа после выхода подошли к началу перевального взлета. У больших камней (высота 4238м по навигатору) устроились на перекус. Одели кошки, обвязки.

Перевальный взлет очень широкий снежно-ледовый. Ограничен слева по ходу скалами безымянного пика 4469, а справа - разрушенным скально-осыпным гребнем. Путь по левому краю, около скал, более логичен, так как выводит непосредственно на перевал, но камнеопасен поэтому принимаем решение подниматься правее центра перевального взлета, не выходя на ледовое зеркало, а потом по гребню выйти на седловину.

Фото 39. Путь на пер. Бородино

В 14:45 начали подъем на перевал. Погода стала ухудшаться, пошли тучи.

1-ая верёвка: первая станция на ледорубе. 30 метров (30°) , проходим по снегу справа от крупных вмерзших в склон валунов

Фото 40 Провешиваем перила, первая веревка

Первый с нижней страховкой и рюкзаком. Вторая станция тоже на ледорубах.

2-ая верёвка: 50 метров по снежному склону до 30°. Станцию на ледобурах сделать не удалось, лед под снегом оказался фирновым. Пришлось спуститься чуть ниже и сделать станцию на ледорубах.

3-ая верёвка: 50 метров по снежному склону до 35°. Станция на ледорубах

Фото 41. Продолжаем вешать перила

4-ая верёвка: 50 метров по снежному склону до 35°. В конце веревки попадается пятно хорошего льда. Станция на ледобурах.

5-ая верёвка: 40 метров по снежному склону до 30°. Намечается некое выполаживание. Станцию вяжем вокруг громадного камня. Вокруг него и на нём располагаются поднимающиеся. Наползают тучи, холодает, но без осадков. Самые замерзшие поднимаются в первую очередь.

Фото 42. Шестая веревка, последняя

6-ая верёвка: 80 метров по снежному склону до 25°. Связываем веревки. Станцию делаем на гребне вокруг большого камня.

Выход на гребень западнее (дальше от истинной седловины). Гребень средней ширины сложен осыпями и скальными обломками. С севера склон гребня лд-сн, с юга - мелкоосыпной. Пока поднимается вся группа первый ищет места под палатки. Самые подходящие места как раз в точке выхода. В 19.45 ставим лагерь, вода из снежника.

Фото43. Ночевки на хребте восточнее пер. Бородино

На следующее утро, 18 августа, перед спуском, сходили по хребту к перевалу Бородино и обратно. Подъем 50 метров по пологому, довольно широкому гребню. Мелко осыпная осыпь. Записки в туре не оказалось, оставили свою.

выводы и рекомендации

Перевал Бородино красивая 2А. Перевал односторонний: определяющая сторона с севера-запада. Особенно логичен при прохождении в связке с пер. Москва(1Б).

Перевал Москва

От перевала Бородино на ледник Ахбасой

д.р. Москва(д.р. Арчамайдан)

д.р. Ахбасай

39° 8'30.84" N68° 9'06.25" E

СВ-ЮЗ

характер склонов

С юго-запада-мелко осыпной, с севера-востока снежно- осыпной

18 августа 2019г с сз на юв

необходимое снаряжение:

Каска, ледоруб, трекинговые палки, веревки (для хождения в связках).

Ясно

От места ночевок на перевале Бородино через хребет к перевальному взлету пер. Москва

Траверс до хребта по мелкой осыпи, спуск по мягкой мелкой осыпи.

-103

Переменная облачность, ветренно

До перевала

Мелкоосыпной конгломератный склон 25°.

До ледника Ахбасой

На спуске: снежный-в нижней части, мелкоосыпной конгломератный склон 25°-30°.

-130

1:00

Ледник Ахбасой

Средняя осыпь перед ледником. Открытый пологий ледник,

-550

18 августа

-783

8:00

День 10, 18 августа

Погода с утра как всегда: ясно, без осадков. Подъем в 8:00. Собрали лагерь. В 10:30 сходили налегке к туру перевала Бородино. Поднимались по хребту 53 метра, гребень довольно широкий, мелкоосыпной. Записки в туре не нашли, оставили свою.

Фото 44. Траверс хребта от места стоянок и подъем по нему

Вернулись в лагерь и в 11:30 начали идти траверсом склон в сторону хребта, отходящего от безымянного пика 4469 , разделяющий долины рек Хохт и Москва. Характер склона - мелкоосыпной с углом наклона 20°-25°. В 13:00 вышли на хребет. Полюбовались красотами. Находим приемлемый спуск в долину р.Москва, он находится выше по хребту, за большим камнем. Спускались траверсами по мелкоосыпному склону в направлении громадного камня

Фото 45. Спуск в долину реки Москва и подъем на пер. Москва

Укрывшись за камнем от ветра обедаем. В 15:00 начинаем подъем на перевал Москва. Перевальный взлет- на всем протяжении(200 метров) сплошная живая мелкая осыпь. Конгломератный склон 25°-30°. По нему бы вниз. В 17:00 выходим на перевал.

Фото 46. На перевале Москва

Мест для стоянки на самом перевале нет. Да ещё и достаточно сильно дует, поэтому, сняв перевальную записку, начинаем спускаться от правой стороны перевала траверсом в левую сторону. Впереди нас ждал очень неудобный, жестковатый, конгломератно-осыпной склон в 30 градусов.

Фото 47. Спуск пер. Москва

Разделились на две группы. Связались для надежности. Первая связка ушла вперед. Спустились до начала снежничка, спускаться по нему оказалось труднее, чем по сыпухе. Ушли траверсом еще левее до осыпи и по ней уже спустились до выполаживания(4450м). Отошли на безопасное расстояние. Вторая связка прошла спуск, не выходя на снежник.

В 18:00 начали движение по левой, по ходу, стороне ледника Ахбасой. Ледник в этой части пологий с твердым снегом. Идем легко, без кошек. Трещины наблюдаются вдалеке на крутой его части от середины языка и правее. Вовремя перешли ледниковый ручей, ниже по ходу это сделать было бы гораздо труднее.

Фото 48. Спуск по левой стороне ледника Ахбасой

Через полтора часа пути по леднику на высоте 3950 м подошли к относительно ровному месту, засыпанное мелкой фракцией. Решили ставить палатки в этом месте, подровняв и отсыпав под них места.

выводы и рекомендации

Перевал Москва соответствует категории 1Б. С обеих сторон крутые осыпные склоны. В наших условиях прохождение не представляло техническую сложность, специальное снаряжение не требуется.

Перевал Кишеневский

От ледника Ахбасой в долину реки Казнок

Верховья реки Ахбасой и верхний правый приток реки Казнок

39° 9'7.32" N68° 11'19.63" E

С-Ю

19 августа с юга на север

снята записка

Турклуба «Вестра» г.Москва, рук .Митрясов Олег 17.08.2019г.

Ясно,тепло

От ледника Ахбасой до начала подъема на перевал

Средне- осыпная тропа траверсом по моренам

-167

4:00

Ясно, тепло

От начала подъема до перевала

Набитая тропа по осыпи

+273

Ясно, тепло

От перевала до тропы на пер.Казнок

Вначале каменистая набитая тропа, затем тропа по травянистому склону

-768

19 августа

+273

-935

10:30

День 11, 19 августа

Фото 49 Стоянки на леднике Ахбасой

Погода с утра радует: ясно, без осадков. Подъем в 6:30. Выход 8:30. По средней осыпи переходим с ледника на боковую морену, левую по ходу движения. Кое- где появляются остатки тропы. Проходим места для стоянок, высота по навигатору 3900м. Движемся практически траверсом по направлению к окончанию отрога по мелкой осыпи, там за ним виднеется тропа наверх.

Фото 50. Начало подъема на пер. Кишеневский

Перевала не видно, закрыт отрогом. Через 4 часа подходим к началу подъема на перевал.

Фото 51. Тропа перед выходом на перевальный цирк

По набитой тропе, угол подъема 20°, вдоль левого берега ручья поднимаемся в перевальный цирк. Цирк широкий, не крутой, мелкоосыпной. Ориентируемся на тропу и трек в навигаторе. В 14.40 мы на перевале.

Фото 52. На пер. Кишеневский

Перевал широкий. Погода солнечная, но ветрено. Снимаем записку, оставляем свою и спускаемся вниз в долину р. Казнок.

Фото 53. Спуск с пер. Кишеневский в долину реки Казнок

Спуск в основном пологий, но местами есть крутые короткие участки. Тропа сначала каменистая, потом переходит в бараньи тропы на травяном склоне. Озеро Бирюзовое оставили справа по ходу, заходить не стали, торопились вниз. На левый берег реки Казнок перешли по снежному мосту.

Фото 54. Стоянки у тропы на пер. Казнок В. и Казнок З. Путь подъема к перевалам

Места под палатки находятся прямо напротив тропы на перевал. Встали лагерем в 17:00. Воду брали из реки, хорощо кипятили. В группе ощущается накопившаяся усталость.

выводы и рекомендации

Перевал Кишеневский соответствует категории 1А. Простой крутой склон на подъем с севера и пологий на юг. Подход с юга с ночевок от тропы с перевалов Казнок, в жару может быть утомительным.

Перевал Казнок Восточный

-схема прохождения

От долины р.Казнок до Мутных озер

Долину реки Казнок и Алаудинскую долину

20 августа

8,4

8:30

День 12, 20 августа

Для прохождения перевала Казнок Западный(2А) необходим был ранний выход, так как по описаниям он довольно камнеопасен, но такой ранний подъем, к сожалению нам не удался, сказалась накопившаяся усталость за последние дни, да и в запасе из определяющих ЛП у нас ещё была одна 2А. Решили воспользоваться запасным вариантом и пройти в Алаудинскую долину через перевал Казнок Восточный(1Б).

Фото 55. Вход в кулуар к перевалам Казнок.

Выход из лагеря в10:30. Погода отличная, солнечно, комфортно. Хорошая набитая тропа из долины р. Казнок входит в узкий каменный кулуар из скальных выходов. Сразу становится крутой 25°-30°, и так практически на всем подъеме и спуске, пологие участки-редкость. Горизонтальных мест под палатки нет. Через час подъема в русле ручья появляется вода- это единственное место на подъеме. В средней части кулуар расширяется, тропа проходит по средней осыпи. Последний переход проходит по мелкой осыпи, которая лежит на жестком основании, спускаться вниз по такому покрытию будет не просто.

Фото56. Выход на пер. Казнок З. и подъем к пер. Казнок В

В 15:00 мы на седловине перевала Казнок Западный. Седловина широкая, есть несколько мест под палатки, с ветрозащитными стенками. Вода из снежника. В туре сегодняшняя записка, люди были на перевале в 8 утра и спускались тоже к Мутным озерам, но сегодня это не наш вариант. Через полчаса по пологой тропе подошли на перевал Казнок Восточный, седловина большая, но узкая.

Фото 57. Спуск с пер. Казнок В. в сторону Мутных озер

Быстро перекусили и начали спуск на север в 16:00, разделившись на две группы. Первая быстроходная группа приходит на стоянки на Мутных озерах и занимает места под палатки. Вторая группа начинает спуск после первой, по её следам. Начало спуска по мелко осыпной, мягкой тропе. Короткий но крутой спуск до 30°, серпантином идет до выполаживания, потом приятный пологий снежник. После снежника пологая крупно каменистая осыпь, троп и туров много. Основная тропа проходит самым правым по ходу краем долины. Выбравшись на основную тропу спустились в лагерь в 19:00.

выводы и рекомендации

Перевал Казнок В. соответствует категории 1Б. Крутой 25°-30°, продолжительный (800 метров) склон с юга. На южном склоне мест для горизонтальных ночевок нет, вода в ручье только ниже середины склона. На самом хребте ночевки возможны на перевале Казнок З. Вода из снежника.

День 13, 21 августа

В этот день у нас выходной. Вчера забрали заброску, все сохранилось в целости и сохранности. Воду для приготовления пищи набрали накануне в конце вчерашнего спуска в ручье из- под ледника пика Фагитор и перевала ВАА. Погода отличная, позагорали, отдохнули, постирались. Настроение у всех заметно улучшилось.

Фото 58. Лагерь на мутных озерах в выходной день

Связка перевалов ВАА

От Мутных озер до ледника Малой Ганзы

соединяют

Алаудинскую долину и ледник Малой Ганзы(левый исток р.Казнок)

пер. ВАА: 4130 м, пер. 6866: 4220м

снежно-осыпные

22 августа от Мутных озер до ледника Малой Ганзы

снята записка

Соло-туриста из Новосибирска, Турбарова Александра, от 30.07.19года.

необходимое снаряжение: каска, ледоруб, кошки, веревка основная, желательно трекинговые палки

-схема движения

От Мутных озер до пер. ВАА

Осыпная тропа, снежник на перевальном взлете

+615

+865

_-232

8:30

День 14, 22 августа

Подъем группы в 5:00, в 7:00 вышли от места ночевки. Погода ясная, тепло. Подъем начинается по тропе, по которой спускались с Казнока В. Хорошая набитая тропа.

Фото 59. Подъем к пер. ВАА

Через час пути основная тропа сворачивает вправо к перевалу Казнок В., а наша тропка продолжается в прямом направлении под скалами пика Фигатор в сторону перевала ВАА, тропа забирает левее и поднимается по северо-западному склону перевала ВАА, петляя между небольшими выходами бараньих лбов. Воду здесь можно набрать из ручейков, текущих из-под снежника, расположенного неподалеку.

В верхней части бараньих лбов тропа подходит к снежнику. Кошки надевать не стали - аккуратно пройдя по снежнику, вышли на пологую осыпь и поднялись на первую седловину перевала ВАА в 11:15.

Перевальная седловина широкая, можно поставить много палаток, тур расположен по центру. Сняли записку соло-туриста из Новосибирска Турбарова Александра от 30.07.2019г. С перевала ВАА виден наш следующий перевал - номерной перевал 6866.

Фото 60. Пер. 6866

В 11:30 начали спуск с перевала ВАА. Тропа на спуск начинается по центру перевала у тура, далее траверсирует левее, а затем выводит на снежник под перевалом 6866. Спуск по осыпному склону до 30 Спускались плотной группой, чтобы не ссыпать камни друг на друга, так как склон весьма подвижен.

Фото 61. Спуск в сторону пер. 6866

Далее надели кошки, связались для подстраховки и начали подъем. Склон заснеженный, крутизной до 25

Фото 62. Подъем на пер. 6866

Поднимались на личной технике, держась центра снежника. При подъеме следует внимательно поглядывать на склоны близлежащих вершин, так как скалы тут разрушенные, так что с них могут слетать камни и бесшумно лететь по снежному склону.

По снежнику поднимаемся на выполаживание. Практически под перевалом снежник заканчивается, снимаем кошки. Устраиваемся на обед. Погода портится. Налетают тучи, с неба сыпет крупа. Поднимаемся на перевал по мелкой осыпи. Вторая седловина перевала ВАА(6868) широкая, осыпная, есть места под палатки, однако поблизости воды нет. Записки в туре нет. На перевале дует сильный ветер.

В 14:00 по тропе начали траверс левого осыпного склона и через 30 минут вышли на третью седловину перевала ВАА (6867)

Фото 63 Путь на третью седловину пер. ВАА(6867).

Она также осыпная. Погода продолжает напрягать, снегом начинает закрывать тропу. Путь на следующую седловину ещё просматривается: по левому склону идет еле заметная тропа траверсом пологого (15-20°) осыпного склона, через 20 минут мы были на четвертой седловине перевала ВАА(6868), седловина относительно широкая, осыпная, можно при необходимости поставить несколько палаток. Не задерживаясь на перевале, быстро валим вниз.

Фото 64. Спуск с четвертой седловины перевала ВАА(6868)

Тропа на пуск начинается по скалистому гребню, далее ныряет влево на крутой осыпной склон, переходящий в мягкую сыпуху. Сбросив высоту, начинаем траверс левой по ходу морены ледника Малой Ганзы. Начинают попадаться места под палатки. На высоте 4150 м находим лучшие. В 17:30 ставим лагерь. Рядом снежник. Есть ручей внизу в 15 мин.ходьбы.

Фото 65. Лагерь на морене ледника М. Ганзы

выводы и рекомендации

Связка перевалов ВАА соответствует категории 1Б. Крутой 25°-30°, снежный (возможно и снежно-ледовый) склон второй седловины пер.ВАА, может быть камнеопасен. В хорошую погоду открываются замечательные виды в сторону г. Чимтарга На перевалах возможны ночевки, вода из снежников, но может быть и ветрено. Перевалы ВАА довольно логично связывают Алаудинскую долину и снежно- ледовое плато Ганзы.

Перевал Гусева-Мухина Западный

От начала ледника до перевала

соединяют

Ледник Сурхоб-ледник Малой Ганзы

39° 9'56.56" N

68° 17'24.07" E

СВ-ЮЗ

снежно-ледовые

23 августа от морен ледника Малой Ганзы до перевала

снята записка

Соло-туриста из Новосибирска, Турбарова Александра, от 30.07.19 г. и группы туристов клуба «Ветер приключений» из Екатеринбурга от 15.07.2019г.

необходимое снаряжение: каска, ледоруб, кошки, личное специальное, веревка основная,

15/23

От правой морены ледника М. Ганзы до перевала

Каменистая тропа на морене, закрытый ледник, связки

5.4

+512

4:30

День 15, 23 августа

Подъем группы в 5:30, в 7:30 вышли от места ночевки. Погода ясная, тепло. Настроение хорошее. Нижняя часть ледника Малая Ганза представляет из себя пологий закрытый снегом ледник.

Фото 66. Начало подъема на ледник М. Ганза

Нижняя часть ледника самая пологая. По мере подъема крутизна ледника увеличивается и достигает 25-30. От места ночевки выходим на ледник и надеваем кошки. Также надеваем обвязки, чтобы быть готовым к тому, что понадобиться сформировать связки. Движение начинаем от орографически правой части ледника, пересекаем ледник через центр и переходим по снежному участку на правую по ходу движения сторону. Крутизна снежного склона возрастает до 30 -35, снег плотный, идем в связках на личной технике. Слева тянется ледовый фирн.

Фото 67 Траверс ледника по низу ледопада

Поднимаемся до начала микроледопада и по нему траверсируем в левую сторону до снега. Продолжаем подъем до скал. На ровном участке отдыхаем и перекусываем.

Фото 68. На снежном взлете

Очередной снежный взлет до 30 -35, огромная трещина остается справа, слева под скалами тоже трещины. Особо распутывать трещины не пришлось, вскоре началось выполаживание и в 12 часов были на перевале. Сам перевал широкий и пологий.

Фото 69. Лагерь на перевале

Слева под пиком Скалистый, на мелкой осыпи есть расчищенные места под палатки, немного их подравняв, ставим лагерь. В перевальном туре находим записку от соло-туриста из Новосибирска, есть еще один тур повыше и поближе к пику, там была записка Екатеринбургских туристов из клуба «Ветер приключений». Погода как по расписанию начала портиться к трем часам. Пошли тучи, ветер. Иногда срывался снег. Сегодня получился короткий трудовой день, отдыхаем, готовимся к восхождению на Малую Ганзу.

выводы и рекомендации

Подъем на перевал Гусева-Мухина Западный по леднику М. Ганзы в нашем случае обошелся без провешивания перил, но при меньшем количестве снега, практически по льду, придется все провешивать. Трещины на последнем взлете довольно серьезные и возможно придется искать путь подъема в правой по ходу части ледника, до перехода на левую сторону. Можно воспользоваться отчетом Резонтова А.В. МГУ 2017г.

Вершина Малая Ганза

маршрут

С перевала Гусева-Мухина Зап.

2А, альпинисткая

4950м

39°0 9'56.02" N68°16'56.06" E

снежно-ледовый

дата и направление прохождения

24.08.2019 с перевала Гусева-Мухина Зап.

ТК МГУ, Новоселов А.А., от 15 июля 2018г

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, страховочная система, личное специальное

общественное: веревки основные.

16/24

Ясно

С перевала Гусева-Мухина Зап.

Снежный склон, до 35°, на личной технике

2.5

+290

-290

3:00

День 16, 24 августа

Погода: утром ясно, солнечно, днем во второй половине - переменная облачность.

Сегодня наша цель - подняться с перевала Гусева-Мухина Западный радиально на вершину Малая Ганза по маршруту 2А .

Подъем 8:00. Никуда не спешим, терпеливо ждем, когда закипит в кастрюле чай, выходим в 10:48.

Фото 70. Путь подъема на вершину М. Ганза

Идем двумя группами. Путь подъема хорошо просматривается, наличие большого количества снега делает его проще. Сначала подъем пологий, не более 25°. Через час после начала подъема с перевала, перед самым выходом на предвершинное плато, склон стал более крутым (около 35°)

Фото 71. Перед выходом на предвершинное плато

Предвершинное плато совсем пологое. Выделяются две «вершины»: левая (скальная) и правая (снежная). «Правильная» вершина - снежная.

Фото 72. На предвершинном плато

На вершину вышли в 12:30 (через 1:50 от начала подъема).

Фото 73. На вершине Малой Ганзы

Здесь на вершине за весь поход впервые появилась мобильная связь, все переговорили со своими родными и бдизкими.

В лагерь на седловине перевала Гусева-Мухина Западный возвращаемся в 13:30.

Спуск по пути подъёма, занял у нас 30 минут. Немного перекусив, трое отважных сходили на разведку до перевала Кальгаспорный. В сторону перевала вели следы, возможно соло-туриста из Новосибирска. Разведав путь, спустились на перевал, в ручье набрали воды, проложили оптимальную тропу на завтра.

выводы и рекомендации

Маршрут на вершину Малая Ганза с перевала Гусева-Мухина Западный соответствует категории 2А альпинисткая, при большом количестве снега - скорее по нижней грани сложности. Маршрут при правильной организации страховки безопасный, технически и физически несложный. Вершина - прекрасная обзорная точка.

Траверс: пер. Гусева-Мухина З.-пер. Седло Ганзы-спуск в дол. р.Сувтор через пер. Траверсный.

От пер. Гусева-Мухина З. к пер. Седло Ганзы до реки Сувтор

Перевал Гусева-Мухина З. и долину реки Сувтор

Высота/координаты

пер. Перевал Гусева-Мухина З. 4660м/ 39° 9'56.56", N 68° 17'24.07" E

пер. Кальгоспорный 4570м/ 39°09'56.02"N, 68°16'56.06"E

пер.Седло Ганзы 4480м/ 39° 13' 57.78'' N, 68° 13' 35.11'' E.

пер. Траверсный 4318м/ 39°9'19''N, 68°17'32,6''E

ориентация траверса

СЗ-ЮВ

пер. Траверсный СВ-ЮЗ

снежно-ледовые-осыпные

дата и направление прохождения

25.08. 2019г., от пер. Гусева-Мухина З.- до пер. Седло Ганзы-спуск в дол. р.Сувтор через пер. Траверсный.

снята записка

На пер. Кальгаспорный группы туристов из клуба спортивных маршрутов «Ветер приключений»

г. Екатеринбург от 15.07.2019г

На пер. Седло Ганзы группы туристов из г.Харьков, Украина, от 03.08.2019

Ясно, безветренно

От пер. Гусева-Мухина до пер. Кальгаспорный

Пологий снежный склон, короткий миниледопад

0:30

Ясно, безветренно

От пер. Кальгаспорный до пер. Седло Ганзы

Ясно,безветренно

От пер. Седло Ганзы до пер. Траверсный

Осыпная тропа на спуске до 30° вначале крупная осыпь на подъем25°, затем мелкая осыпь

-257

+95

Ясно,

безветренно

От пер. Траверсный до р. Сувтор

Осыпная тропа на спусках до 20°, короткий крутой участок до 30° с твердой конгломерантной основой

-858

25 августа

9,5

+95

_-1295

8:00

День 17, 25 августа

Подъем группы в 7:30. Погода ясная, тепло, ветра нет. Вокруг красивейшие виды на горы. Сделали массу фотографий. Настроение хорошее. Одели кошки. В 9:20 вышли от места ночевки.

Фото 74. Траверс ледника в направлении перевала Кальгаспорный.

По протоптанной со вчерашнего дня тропе прошли ледник. Спуск с ледопада в месте прохода был простым. Большие ледовые разломы остались слева по ходу, а вертикальная стенка под дюльфер справа. За полчаса после выхода спустились на перевал Кальгаспорный.

Фото 74. Путь между пер. Гусева -Мухина и пер. Кальгаспорный

На осыпной седловине перевала есть расчищенные места под 3-4 палатки. С ледника стекает ручей, за ночь вода вода в нём покрылась льдом. Добыли воду. Сняли кошки. Сделали массу фотографий. Дальше начинался небольшой подъем по каменистой тропе на скальный гребень.

Фото 75 Подъем на скальный гребень с пер. Кальгаспорный

Фото 76. Траверс гребня.

Широкая тропа идет по ребру гребня. Скальное ребро переходит в широкий гребень, покрытый мелкой слежавшейся осыпью. Спуск на перевал Седло Ганзы проходит по подвижной мелкой осыпи, слева от скалы.

Фото 77. Спуск к пер. Седло Ганзы

В 11:20 мы на перевале Седло Ганзы. Перевальная седловина широкая и ровная, много мест под палатки. Погода радует. Отдохнув и перекусив, начинаем спуск в перевальный цирк в сторону долины реки Сувтор. Спуск по живой мелкой осыпи около 30о (150м), идем плотной группой, выискивая лифтовые участки. В самом низу пробираемся через каменные завалы.

Фото 78. Спуск в цирк пер. Седло Ганзы и подъем на пер. Траверсный

Наш следующий перевал Траверсный 1А, как альтернативный вариант спуска с Седла Ганзы 2В, в долину реки Сувтор. Подъём до 20о начинается с прохождения каменного завала, затем по мелкой осыпи выходим на перевал в 12:50Какой-либо выраженной седловины у пер. Траверсный нет. Там был тур, но записки в туре не оказалось. С этого плеча надо подняться метров на десять вверх и пройти по осыпи непосредственно под карнизами, сложенными из красных скал (50-70 м).

Фото 79. Траверс под скалами

Дальше будет второй осыпной контрфорс, а за ним - снова очень похожий траверс по осыпи, но уже под белыми скалами. После перелаза через следующий осыпной гребешок - еще траверс, теперь под желтыми скалами.

Прямо вниз спускаться пока нельзя, пути вниз нет. Надо траверсировать по осыпи под живописными разноцветными скалами до тех пор, пока еще будет куда траверсировать (общая протяженность ~300 м).

Фото 80. Переход по гребешку в спусковой кулуар

Когда станет очевидно, что траверсировать больше некуда, вниз откроется длинный, широкий, осыпной кулуар. По этому осыпному кулуару спускаемся до места, где он разделяется на два кулуара.

Левый кулуар начинается раньше и по нему постоянно сыпят вытаявшие камни. Спускаемся до начала следующего кулуара. По нему ничего не летело, но он был крутоват и с твердой конгломератной основой. Немного спустившись по левому гребешку. траверснули кулуар на правый, более пологий и широкий гребень, и продолжили спуск до реки. По мере нашего приближения к реке осыпные склоны постепенно превращались в травянисто-каменные. Наконец в 17:20 мы спустились к реке. Места под палатки оказались чуть повыше нашего выхода к реке. Это был подарок в виде ровной горизонтальной травяной площадки.

выводы и рекомендации

Траверс с пер. Гусева-Мухина З. до пер. Седло Ганзы в хорошую погоду безопасен и красив, при плохой видимости может быть коварен. Общий сброс высоты от "седловины" пер. Траверсный до реки около километра, спуск не сложный, но сильно утомительный, особенно на жестком конгломерате. Приемлемых мест для ночевки до самой реки нет.

Спуск до озера Искандеркуль

От верховьев реки Сувтор до озера Искандеркуль

необходимое снаряжение: желательно трекинговые палки

18/26

26-27 августа

-1260

12:00

День 18, 26 августа

Фото 81. Сборы лагеря перед заключительным переходом

Подъем группы в 8:00. Погода ясная, тепло, ветра нет. Впереди целый день пологого спуска по долинам рек. Выход группы в 10:00.

Фото 82 На тропе по левому берегу реки Сувтор

Идем по левому берегу реки Сувтор по слабо-угадываемой тропе по каменисто-травяному склону. Чем ниже, тем больше появляется скотопрогонных троп. Выбираем самую нижнюю и более натоптанную. Уклон не большой, но это самый крутой участок за весь день. За два часа спускаемся к тропе, идущей вдоль левого берега реки Казнок.

Фото 83 Тропа в долине реки Казнок

Тропа хорошо нахоженная, с небольшим уклоном. От жары не страдаем, но остановки делаем в тени арчи. Запасы воды пополнили из родников у реки Биоб, здесь же пообедали. Тропа продолжает петлять вдоль левого берега, иногда подходя к воде. Проходим много ровных мест в тени деревьев, много берез.

Фото84. Тропа в тени деревьев

Описываемое в отчетах заболоченное место к нашему переходу подсохло до состояния травянистой поляны и стало вполне проходимым. После поляны у устья реки Анзак, выходим на грунтовую дорогу. Её пробивают наверх китайцы к будущим рудникам. По дороге через мост переходим на правую сторону реки, затем на левую сторону. Чистой родниковой воды по пути нигде нет. Добиваем наш маршрут до пос. Сарытаг. В 19:00 мы расселились в домашнем отеле, с душем и местной кухней.

На завтра, до а/л Искандеркуль предстоял малоинтересный переход по пыльному грейдеру, переходящему в асфальт. По навигатору за весь маршрут мы прошли чуть больше 150 км, норматив выполнили, поэтому спортивную часть похода мы на этом решили закончить.

День 19 -20, 27-28 августа

Сегодня 27.08 до обеда на машине гостеприимного хозяина, переехали в а/л Искандеркуль. Разместились в домике времен СССР. Заказывали питание в столовой лагеря. Все бюджетное. Все эти дни погода была отличной, мы отдыхали, купались. Сходили на водопад. Очень впечатляющее зрелище.

День 21 -24, 29-31 августа, 1 сентября

С утра 29 августа, на заранее заказанной машине выехали в Самарканд. Водитель вернул нам паспорта с регистрацией. После обеда прошли границу с Узбекистаном. Пересели в другую машину. В центр Самарканда приехали к трем дня. Гостиницу пришлось поискать. Нас устроил бюджетный вариант с одной комнатой на всех, с кухней и душем. Рядом с главной площадью Самарканда -Ригистан. За три дня мы облазили весь город. Первого сентября мы вернулись в Москву!