Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Александр Вениаминович Тимофеев.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Александр Вениаминович Тимофеев, 1948 года рождения - ушел 23.11.2013 года.

Горы на всю жизнь

Валерий Савин

23 ноября нас ошеломила новость: не стало Александра Вениаминовича Тимофеева, мастера спорта по альпинизму, в прошлом участника одной из сильнейших команд в мире - СКА САВО под руководством Ерванда Тихоновича Ильинского.
Рослый и хорошо сложенный, Саша прожил 65 лет...

Говорили, он первым приехал в субботу на базу альпинистов "Туюк -Су" — печку протопить, снег вокруг почистить. Поработал немного лопатой — и упал. Когда подбежали люди, Саша уже не дышал. Всю сознательную жизнь он проводил в горах. Там и оборвалась его жизнь.

Мы были знакомы с поры его студенчества, с 1970 года. Саша Тимофеев учился в политехническом институте и там начал активно заниматься альпинизмом в добровольном спортивном обществе "Буревестник". И вскоре далеко оторвался от своих товарищей. Настолько, что Ерванд Ильинский пригласил Тимофеева в свою команду, лучшую не только в Казахстане, но и в союзе. Не было года, чтобы военные альпинисты Казахстана не заработали медали на чемпионате страны. Несколько наград и на счету Александра Тимофеева.

Год 1974-й. Восьмерка альпинистов, в составе которой был Карагандинец Александр Тимофеев, запланировала восхождение на северо-западную стену пика Пржевальского на Тянь-Шане. Этот головоломный маршрут высшей категории трудности еще никто не ходил. Казахстанцам пришлось пройти скально-ледовую стену протяженностью 1800 метров. Они успешно преодолели ее и получили бронзовые медали в классе высотно-технических восхождений.

Год 1975-й. Команда СКА САВО наметила подъем на пик Ахмади Дониша по центру юго-западной стены - маршрут 6-й, супер высшей категории трудности. Пять наших парней сумели преодолеть и эту головоломную стену, заработав золотые медали в том же высотно-техническом классе.

Да что говорить, все маршруты, которые проходил Тимофеев с товарищами, были очень сложными.
Саше не хватило всего одной вершины до звания "снежного барса", покорителя высочайших вершин СССР - не сложилось у него с пиком Победы.

2013 Саша и Наташа Тимофеевы, Сергей Сошников, Владимир Плахута, Леонид Авдеев.
Фото из архива А.В.Тимофеева

Однажды в одном из восхождений Саша сам заболел, случается в горах и такое. Очень переживал он, что товарищи для его спасения вынуждены были сойти с маршрута. Но таков закон альпинизма. А ведь ему предстояло еще немало славных дел...
На одном из сайтов СКА САВО прочитал недоуменный вопрос: "А кто такой Александр Вениаминович Тимофеев?"
Конечно, время идет и приходится отходить от сложных восхождений.

Но в Карагандинской области его помнят не только и не столько как сильного спортсмена, но и как одного из организаторов Карагандинского клуба альпинистов. Я до сих помню тот день, когда мастера спорта Глеб Айгистов и Александр Тимофеев рассказывали о своей идее - альпинистском клубе, который будет вести высотные работы. На заработанные деньги планировалось организовывать свои экспедиции в самые интересные горные районы.

И клуб заработал под руководством Глеба Айгистова и Александра Тимофеева. Он был одним из первых в стране. Опытные альпинисты вели ремонтно-строительные работы на высоких цехах, промышленных объектах и трубах с применением альпинистской техники.

Стоят: Владимир Сон,.., Александр Тимофеев, Анатолий Поветин, Владимир Вехтер, Юрий Грубов, Иван Фишер. Сидят: Андрей Федоров, Александр Иванов, Владимир Лейс, Евгений Подгайный, Петр Коваленко, Анатолий Джамаспишвили. Гуамыш, Памиро-Алай, 1980-г.

Бригады клуба сразу стали востребованными.
А параллельно готовились все новые альпинисты. Именно в клубе выросли известные в 90-х годах высотники Виктор Дедий, Константин Фарафонов, побывавшие на восьмитысячниках Гималаев.
Теперь уже карагандинские группы становились чемпионами и призерами страны, проходили ранее непройденные маршруты и вершины. Одна из них стала называться пик Караганда.

Клуб имел свои грузовые машины, а потому можно было организовывать полнокровные экспедиции на Центральный Тянь-Шань, Памиро - Алай, в Фанские горы.
То был пик развития альпинизма в области.
К сожалению, не очень продолжительное время.

1989 год. Базовый лагерь СП МАЛ "Kan-Tengri". Александр Тимофеев и Ерванд Ильинский обсуждают спортивные планы.
Фото Владимира Тугалева

Со временем Александр Вениаминович переехал в Алма -Ату. Его избрали председателем Комитета по альпинизму Федерации альпинизма и скалолазания республики. Прославленная команда СКА САВО, несмотря на тяжелые времена, продолжала удерживать свои позиции, и уже новые талантливые спортсмены удивляли альпинистский мир.

Все последние годы как раз Александр Тимофеев руководил работой школы инструкторов, сборами разрядников, выезжал на альпиниады, продолжая готовить новых альпинистов.

Когда у нас проходили слеты туристского клуба, Тимофеев непременно приходил на Поляну слетов, отдыхая неподалеку. И было очень приятно слышать густой Тимофеевский бас и его раскатистый смех.

Иногда мы встречались в Чимбулаке, на фестивалях авторской песни или просто во время катания на горных лыжах.
Смерть все же настигла его в горах - нелепая и неожиданная. Ушел Саша к своим товарищам по команде, лучшим альпинистам мира и страны - Анатолию Букрееву, Валерию Хрищатому, Григорию Лунякову, Зинуру Халитову и другим.

Новогодний вечер 29 декабря 2006 года. Участники вечера: Александр Тимофеев и Виктор Седельников
Фото из архива Виктора Седельникова

До "Политеха", Саша учился в ГорПТУ. Он учился последний, четвёртый год, когда я, поступил на первый курс. В то время, мы оба занимались беговыми лыжами, бывали вместе на сборах и соревнованиях в Каркаралинске. Летом, большая часть лыжников, пересаживались на велосипед, и Вениаминович в том числе. Какое то время, вместе работали на шахте №35, переименованой в "Карагандинскую". В середине семидесятых(прошлого столетия), благодаря активной деятельности Саши, вновь реально заработала ФА Карагандинской области. Карагандиские альпинисты, стали организовывать свои мероприятия в горах. Зимние, в Туюксу и Талгаре, летние в Фанах, Сайраме и Памире. Ужево времена "больших изменений", все как то разбрелись. Что вполне естественно, в новых условиях. Последний раз, мы виделись осенью, 2010. Я приезжал в Алматы(так теперь кажется пишется), у Рустама Кучакова, в его доме(домике), и посидели пару-тройку часов. Рад,что жизнь свела меня с Сашей.

Судьи забега вертикальный километр "Мемориал": Александр Тимофеев и Павел Мессерле.