Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Любимов Михаил, г.Санкт-Петербург

Отчет о пешем походе 4 к.с. по Кольскому полуострову, совершенном с 04 по 23 августа 2020 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

14 августа 2020 года (Девятый ходовой день)

Начало движения: 8.00 Окончание движения: 11.30 Ч.х.время: 3 час. 00 мин. Набор высоты: 110 м Сброс высоты: 530 м

Подъем планировали в 6 часов утра. Проливной дождь, перенесли подъем на 7 часов. К 7 утра дождь прекратился. Пасмурно, низкая облачность.

В 8 утра начинаем подъем на перевал Южный Чорргор (Фото 90). Путь движения известен - в обход озера, затем по крутой средней осыпи по диагонали справа налево до выхода на широкую перевальную седловину. Некоторые члены группы предпочитают подниматься напрямую вверх от лагеря, не обходя озеро. Редкий дождь, камни скользкие, идем аккуратно и не быстро. Оптимальный путь движения отмечен туриками. На седловине есть тур и памятник (Фото 91). От лагеря выходим по готовности, последние участники вышли к туру в 9 часов. Холодный ветер, сыро, низкие облака.

От тура начинается тропа (Фото 92). Спуск по осыпи и снежнику (Фото 93) через час приводит к озеру в восточном цирке (Фото 94). Урез воды - 526 метров, сброс по высоте более 320 метров. Озеро обходим слева по ходу.

С 10 до 11.30 продолжаем спуск по тропе (Фото 95, 96). Вошли в лес. Тропа хорошо набита, но дожди превратили ее местами в грязную канаву. Вышли к стоянкам на левом берегу ручья Петрелиуса, пообщались с группой, пережидающей непогоду. Затем по тропе (спуск делается значительно положе) (Фото 97) выходим к автомобильной дороге. По очень грязной дороге, обходя лужи идем направо к ручью (Фото 98). Морально готовимся к броду, но выйдя на берег видим свежий указатель на дереве с надписью «мост». Действительно в 150 метрах ниже по течению через ручей Петрелиуса переброшен новый мостик, по которому мы и перебираемся на правый берег (Фото 99). Возвращаемся обратно к дороге, поднимаемся по крутому, но короткому участку до дороги, идущей из цирка перевала Восточный Петрелиуса в долину реки Кунийок.

По дороге прошли вниз по течению 300 метров и остановились на хорошей стоянке с левой по ходу стороны. Первым делом повесили тент и вовремя - начался сильный дождь.

По плану сегодня нас покидают двое участников - Цуринова Н.А. и Чернышов Л.Ю. Им заказан трансфер от выхода дороги, у которой мы стоим, в долину Кунийока. Но до этого еще много времени, поэтому отдыхаем, пьем чай, ходим за заброской по дороге к Кунийоку и перепаковываемся. Одну палатку и часть «железа» (ледорубы, кошки) сдаём уезжающим. Дождь идет примерно до 16 часов, потом постепенно прекращается. В 17.20 уходящие участники в сопровождении Цуринова Ф.А и Пташинского Л.А выходят по дороге в сторону Кунийока. Там их уже ждет машина. Через час сопровождающие вернулись в лагерь. Вечером выходит солнце, облака с просветами. Становится ощутимо теплее, появляются комары. В 20.00 ужин, в 21.00 отбой.

Фото 90. Перевальный взлет перевала Южный Чорргор.

Фото 91. У памятника на седловине перевала Южный Чорргор.

Фото 92. Начало спуска с перевала. Тропа.

Фото 93. Спуск по снежнику.

Фото 94. Озеро в восточном цирке перевала Южный Чорргор.

Фото 96. Вид вниз в сторону долины ручья Петрелиуса и реки Кунийок.

Фото 97. Тропа в долине ручья Петрелиуса.

Фото 98. Выход на автомобильную дорогу.

Фото 99. Новый мост через ручей Петрелиуса.

15 августа 2020 года (Десятый ходовой день)

Начало движения: 8.00 Окончание движения: 17.30 Ч.х.время: 7 час. 20 мин. Набор высоты: 920 м Сброс высоты: 600 м

Подъем в 6 часов утра. Дождя нет. Вышли в 8 утра. Пасмурно, низкая облачность.

За полчаса по дороге дошли до автомобильного брода через реку Кунийок. Перешли на правый берег, брод несложный, течение слабое (Фото 100). Начался дождь.

По хорошей дороге в долине Кунийока идем на юг в сторону перевала Кукисвумчорр примерно один километр. Слева по ходу довольно густой лес с высоким подлеском, идти по азимуту в сторону перевала Марченко нет ни малейшего желания. Дошли до русла ручья - правого притока Кунийока, текущего из южного цирка перевала Марченко. Русло сухое, воды нет.

Сворачиваем с дороги влево, начинаем подъем к перевалу по руслу. Русло широкое, неровно, камни (Фото 101). Идти значительно удобнее чем через лес, хотя местами встречаются завалы, которые приходится обходить по лесу. За два перехода поднимаемся до границы леса. Слева по берегу появляется слабая тропа (Фото 102). Обходим небольшое озерцо (Фото 102А), в русле появляется вода. Поднимаемся к началу перевального склона. В цирке - маленькое озеро, есть площадка на одну палатку. К началу подъема на перевал вышли в 10.30.

Подъем на перевал идет по травянисто осыпному склону и занял 30 минут. Есть подобие тропы (Фото 103). В верхней части склона довольно крутая мелкая песчаная осыпь, которая уезжает изпод ног. Седловина широкая травянистая, хороший вид в долину реки Рисйок и на перевал Рисчорр Южный (Фото 104).

С 11.20 до 12.00 поднимаемся на вершину Куэльпорр. Рюкзаки оставили на перевале и накрыли тентом. На подъеме четко выделяются три ступени, разделенные пологими участками. В целом подъем несложен, но путь затрудняют сильный ветер и дождевые шквалы (Фото 105, 106). На вершине долго не задерживаемся и спускаемся обратно на перевал. Время на спуск - 20 минут (Фото 107).

Спуск с перевала в долину реки Рисйок идет по травянистоосыпному склону крутизной до 20°. Осыпь местами мелкая, плывущая под ногами. Вышли к дороге, идущей вдоль сухого русла. Воды под перевалом нет. Время на спуск - 30 минут (Фото 108).

Поворачиваем направо, полчаса идем по дороге в цирк перевала Южный Рисчорр. В конце дороги прямо у начала перевального склона есть вода. Время - 13.45. Останавливаемся на обед. Сильный ветер, дождь закончился, выглянуло солнце. Рядом стоит большая группа ТК «Пик». Находятся общие знакомые, общаемся, отдыхаем до 15.10.

На перевал Южный Рисчорр поднимаемся по хорошо набитой тропе по пологому осыпному склону (Фото 109). В 15.50 выходим на перевал. Погода быстро и резко портится, сильный ветер, дождь. Есть тур (Фото 110).

В 16 часов начинаем спуск с перевала на восток. Спуск круче подъема, но короче. Крутой снежник на перевальном склоне обходим по осыпи слева по ходу. Через 15 минут выходим в цирк (Фото 111). Еще 25 минут движения по пологому дну цирка к скальным останцам у места начала перехода в долину истока ручья Южный Каскаснюнйок. За скалами тихо, можно укрыться от ветра (Фото 112, 113).

К 17.30, перевалив невысокий увал, спустились к истоку ручья. Здесь ветер несколько тише, облачность сплошная низкая, надвигается черная туча. Принимаем решение не выходить в цирк Академического озера, до которого остается еще один короткий переход, а встать на площадках левого борта долины ручья, где склон несколько прикрывает от ветра. Едва успеваем поставить палатки, как начинается сильный ливень. Полтора часа сидим в палатках пережидая непогоду. К 20ти часам дождь прекращается, температура падает до 34°. Ужинаем по палаткам. В 21.30 отбой.

Фото 100. Переправа через реку Кунийок.

Фото 101. Подъем по сухому руслу ручья.

Фото 102. Подход к перевальному склону перевала Марченко.

Фото 102А. Озерцо на подъеме к перевалу Марченко.

Фото 103. Перевальный взлет. Видна слабая тропа по склону.

Фото 104. Вид на долину реки Рисйок с перевала Марченко.

Фото 105. Седло перевала Марченко. Вид с вершины Куэльпорр.

Фото 106. Группа на вершине Куэльпорр.

Фото 107. Тур на перевале Марченко.

Фото 108. Вид на перевал Марченко из долины Рисйока.

Фото 109. Перевальный склон перевала Южный Рисчорр.

Фото 110. Седловина перевала Южный Рисчорр.

Фото 111. Перевальный взлет Южного Рисчорра с востока.

Фото 112. Вид на перевал Южный Рисчорр с востока.

Фото 113. Скальные останцы на пути с перевала Южный Рисчорр.

16 августа 2020 года (Одиннадцатый ходовой день)

Начало движения: 7.50 Окончание движения: 20.20 Ч.х.время: 8 час. 30 мин. Набор высоты: 300 м Сброс высоты: 780 м

Подъем в 6 часов утра. Солнечно, над головой небо голубое, дождя нет. Вышли в 7.50 утра. Пересекли долину выше того места, где изпод камней выходит на поверхность ручей (Фото 114), и начали подниматься на вал, отделяющий цирк Академического озера. Через 15 минут после выхода с места стоянки надвинулась туча, начался дождь, через пять минут сменившийся ледяной крупой. В 8.15 вышли в цирк к озеру Академическому, сильный ветер, град летит почти горизонтально (Фото 115, 116). Над головой низкая черная туча, погода испортилась необыкновенно быстро даже для Заполярья.

Перешли вытекающий из озера ручей ниже озера, вышли к вездеходной дороге, по которой продолжаем движение (Фото 117). Дорога плавно поднимается на отрог и поворачивает на восток. Идем по дороге под ледяным дождем. К счастью, ветер дует в спину, идем, не останавливаясь. Постепенно хребет понижается, прошли широкую седловину перевала Куропачий (Фото 118). За ним плавный подъем (Фото 119) выводит к триге на вершине горы Рыпнецк (Фото 120, на новых картах - см. выше - отмечена как «гора Тульйок»). Сильный ветер разгоняет тучи, рваные облака с просветами быстро несутся на восток, появляется солнце.

Продолжаем движение по дороге вдоль хребта. Немного не дойдя до его восточной оконечности, дорога поворачивает влево и ныряет в лес. Спуск приводит к автомобильному броду через реку Каскаснюнйок. В 14 часов на хорошей стоянке слева от дороги в ста метрах от реки останавливаемся на обед. Снова идет дождь, сидим под тентом (Фото 121).

В 16 часов возобновляем движение. Брод через Каскаснюнйок - 12 метров, глубина по колено, течение сильное, выход на галечный островок, затем еще 12 метров, но уже мельче (Фото 122). На левом берегу по крутому грязному руслу ручья поднимаемся до поляны и снова выходим на дорогу. По дороге через лес идем до поворота дороги к югу. На этом участке дорога сильно размыта дождями, постоянно обходим огромный лужи. В 17.10 сворачиваем с дороги влево в лес.

Продолжаем движение через лес по азимуту (по GPS) в сторону реки Майвальтайок. В начале движения идем по плоскому участку, лес редкий, бор, мох, камни (Фото 123). За час проходим два километра. Дождь закончился. Преодолеваем полосу густого леса, кусты, бурелом, ямы. Через 500 метров этот участок заканчивается, снова идем по редкому лесу до выхода к реке

(в 19 часов).

Переправа заняла 20 минут. Сначала перешли узкий. но быстрый рукав (Фото 124), затем через густые заросли 70 метров до основного русла. Перед островом река широко разливается, переходим ее забирая вверх по течению по наиболее мелкому участку. Длина брода 25 метров, глубина не более 0,4 метра, течение среднее (Фото 125). В долине реки много комаров.

После переправы 15 минут по азимуту до выхода к дороге (600 метров). По дороге идем направо до первой хорошей отвилки влево. Поворачиваем и в 20.00 выходим к озеру Верхний Ньюръявр (Фото 126). К сожалению, хорошие стоянки на берегу, слева от выхода дороги к озеру, заняты рыбаками. Поворачиваем на восток и по дороге вдоль берега озера идем примерно 500 метров до поляны в лесу между дорогой и берегом. Встаем на стоянку (Фото 127). Вечером проходит короткий, но сильный дождевой шквал. Отбой в 22 часа.

Фото 114. Южный Каскаснюнйок вытекает изпод камней.

Фото 115. Озеро Академическое.

Фото 116. Цирк Академического озера.

Фото 117. По дороге в сторону горы Рыпнецк.

Фото 118. Тур на перевале Куропачий.

Фото 119. Дорога. Впереди - гора Рыпнецк.

Фото 120. Трига на вершине г. Рыпнецк.

Фото 121. Обед перед бродом реки Каскаснюнйок.

Фото 122. Брод через Каскаснюнйок. Вид с левого берега.

Фото 123. В лесу по дороге к реке Майвальтайок.

Фото 124. Первое русло Майвальтайока.

Фото 125. Брод через основное русло Майвальтайока. Вид с места выхода на левый берег.

Фото 126. Озеро Верхний Ньюръявр.

Фото 127. Место ночевки у озера Верхний Ньюръявр.

17 августа 2020 года (Двенадцатый ходовой день)

Начало движения: 9.20 Окончание движения: 18.40 Ч.х.время: 6 час. 50 мин. Набор высоты: 70 м Сброс высоты: 100 м

Подъем в 7 часов утра. Пасмурно, тихо. С 8 часов слабый дождь. Вышли в 9.20 утра.

Первые полчаса идем по хорошей дороге, постепенно удаляясь от берега озера Верхний Ньюръявр. Затем сворачиваем влево по заросшей вездеходной колее на север, через 400 метров подходим к протоке, соединяющей озера Верхний и Нижний Ньюръявр (Фото 128). Брод, ширина 8 метров, глубина до 0,5 метра, течение среднее. После брода, придерживаясь берега озера Нижний Ньюръявр, выходим к северной оконечности этого озера (Фото 129). Есть место под стоянку. Троп нет. Идет дождь.

От оконечности озера поднимаемся на отрог, разделяющий долину озер Ньюръявр и Умбозеро. Небольшое расстояние проходится достаточно тяжело, густые заросли, неожиданно крутые склоны, выходы скал. В 11.30 вышли на «перевал» (Фото 130), здесь лес реже, широкие поляны (Фото 131). Хороший вид на Умбозеро (Фото 132). Через 20 минут спуска по местами крутому склону вышли к автомобильной дороге, которая в этом месте идет довольно далеко от берега. Дождь закончился, появились просветы в облаках, выглянуло солнце.

Дорога набирает высоту, поднимаясь в гору. Солнечно, но с севера надвигается очень черная туча. В 12.30 внезапно начинается ливень, до 13 часов сидим под тентом. Когда ливень сменяется обычным дождиком продолжаем движение (Фото 133). Дождь начинается и прекращается каждые полчаса с приходом и уходом очередной чёрной тучи. Дорога поворачивает к берегу и спускается почти к самой воде. Дальше идем вдоль воды. Мелкие ручьи, впадающие в озеро, легко переходятся вброд или по камням. Проходим участок длиной метров 400, где дорога идет по галечному дну озера (Фото 134). Левее по берегу есть тропа. В 16 часов вышли к реке Калийок (Фото 135).

Брод через Калийок мелкий (0,20,4 м) но широкий. Река разливается на множество рукавов, течение среднее, много камней, торчащих из воды. Ширина в месте перехода 60 - 70 метров. (Фото 136).

Севернее реки хорошая сухая дорога по лесу. Через 20 минут выходим к дороге, идущей от залива Чудалухт вверх по долине Калийока. У места соединения дорог справа в лесу хорошие стоянки. Поворачиваем направо, спускаемся к протоке шириной 5 метров, дно - плотный песок. За ней примерно 500 метров до брода через пролив (Фото 137). Правее брода в перелеске успеваем натянуть тент. В 16.50 - ледяной дождь, град. Обедаем под тентом.

17.50 - 18.20 Дождь закончился, тучу унесло, вышло солнце. Воспользовавшись паузой в непогоде, перешли брод через пролив (Фото 138). Глубина до 120 см, ширина около 80 метров, течения нет, рюкзаки несём на шее (Фото 139). Успели переодеться в сухое. В 18.40 снова начался дождь.

По дороге прошли по песчаной косе до места поворота дороги в лес (около километра), затем 150 метров правее дороги вдоль берега Умбозера до стоянок в лесу недалеко от воды. Вечером дождя нет, но холодно, солнце в облаках. Отбой в 22 часа.

Фото 128. Брод протоки между озерами Верхний и Нижний Ньюръявр.

Фото 129. Озеро Нижний Ньюръявр. Вид от северной оконечности.

Фото 130. Перемычка между Нижним Ньюръявром и Умбозером.

Фото 131. Группа на «перевале» Ньюръявр.

Фото 132. Вид на Умбозеро со спуска к дороге.

Фото 133. Дорога вдоль Умбозера.

Фото 134. Дорога уходит на галечную отмель вдоль берега.

Фото 135. Место брода реки Калийок.

Фото 136. Брод через реку Калийок.

Фото 137. Песчаная коса перед бродом через Чудалухт.

Фото 138. Пролив между Умбозером и Нижним Чудозером.

Фото 139. Брод через пролив между Нижним Чудозером и заливом Чудалухт.

18 августа 2020 года (Тринадцатый ходовой день)

Начало движения: 9.00 Окончание движения: 19.10 Ч.х.время: 7 час. 20 мин. Набор высоты: 140 м Сброс высоты: 70 м

Подъем в 7 часов. Ночью был заморозок. Дождя нет, солнце в дымке, высокие облака. Вышли в 9 часов утра по автомобильной дороге. Дорога идет через лес, большие лужи обходим по краю по тропинкам через кустарник (Фото 140). В местах, где дорога переходит через ручьи, - обширные грязевые заболоченные участки (Фото 141). В 11.40 вышли на берег реки Сура.

Переход Суры планировался по остаткам автомобильного моста, однако этой весной один из пролетов, на самой стремнине, второй с краю от нашего правого берега, смыло течением (он лежит, застрявший на камнях, метрах в 200 ниже по течению реки). Пока мы осматривали остатки моста, на противоположный берег вышла группа из четырех человек и начала переходить реку вдоль моста. Глубина оказалась более метра, течение сильное, особенно опасный участок у правого берега напротив смытого пролета. Как оказалось - земляки, группа из ПКТ. Посмотрев, как не надо переходить реки, занялись разведкой брода. В результате начали переходить реку ниже по течению в сотне метров от моста в месте подхода к берегу размытой вездеходной колеи (Фото 142). Брод идет по перекату по диагонали к руслу, с выходом к мосту у крайнего пролета вблизи левого берега. При правильном выборе траектории движения максимальная глубина брода по середину бедра у правого берега в отдельных местах между камнями, но в основном не более чем по колено (Фото 143). В 13 часов вся группа перешла на левый берег (Фото 144).

Через 150 метров после брода ручей шириной 67 метров. Переход левее дороги по камням (Фото 145). Дальше хорошая дорога по лесу. На широких разливах в месте пересечения ручьев встречаются остатки гатей (Фото 146). В 15.10 пришли на хорошие стоянки у Окуневских озер. Остановились на обед (Фото 147, 147 А). Сушим на солнце вещи, промокшие за восемь дней непогоды.

В 17 часов продолжаем движение. Через 10 минут выходим на асфальтовую дорогу (Фото 148), еще полчаса до перекрестка дорог. Поворачиваем на юг. Широкая гравийная дорога (Фото 149). Справа через просветы в кустах видна насыпь бывшей железной дороги. Тепло, солнечно, появились комары.

Через два перехода доходим до сухого русла ручья Аллуайв. За ним, немного не дойдя до перекрестка, сворачиваем на старую дорогу влево. Через 100 метров справа хорошие стоянки. С основной дороги они не видны. Встаем на ночевку (Фото 150). Вода в ручье, который не обозначен на карте, приходится ходить до него метров 150 через лес, либо назад к дороге и по дороге. Вечером хорошая погода, сушимся у костра.

Фото 140. Обход заболоченных участков на дороге.

Фото 141. Один из ручьев на дороге.

Фото 142. Место начала брода через реку Сура.

Фото 143. Брод через Суру. Отмель посередине реки.

Фото 144. Был мост.

Фото 145. Переправа по камням через ручей.

Фото 146. Остатки гати.

Фото 147. Окуневские озера.

Фото 147 А. Обед на Окуневских озерах.

Фото 148. Вышли на асфальтовую дорогу.

Фото 149. Дорога на юг вдоль западного края Ловозерских тундр.

Фото 150. Вечер. Стоянка.

19 августа 2020 года (Четырнадцатый ходовой день)

Начало движения: 9.00 Окончание движения: 18.00 Ч.х.время: 5 час. 20 мин. Набор высоты: 505 м Сброс высоты: 0 м

Подъем в 7 часов. Тепло, пасмурно. Вышли в 9 часов утра.

Продолжаем движение по дороге на юг. Через пять минут проходим ручей за ним перекресток дорог. Слева вверху на склоне горы видны постройки бывшего рудника. Сворачиваем направо, через двадцать метров переходим на насыпь железной дороги. Дальнейшее движение продолжаем по насыпи (Фото 151). Дорога слева вдоль насыпи превращается в полосу препятствий и местами доступна только для вездеходов изза разливов ручьёв. По насыпи делаем три перехода. Бурный поток ручья Азимут переходим по мосту. Пасмурно, сухо, холодно. Иногда через просветы в лесу справа по ходу видно Умбозеро и Хибинские тундры. В 11.10 дошли до отвилки к дороге в 400ах метрах севернее ручья Сенгисьйок.

Согласно карте, здесь должна начинаться старая дорога, ведущая через лес на плато к озеру Сенгисъявр. Фактически мы вышли к разливу ручья, затопившего дорогу и вытекающего из густого заваленного буреломом леса. Основную дорогу перешли по бревнам, подобранным тут же и уложенным поперек потока. Дорога, отходящая на восток, и показанная на карте, буквально через двадцать метров пропадает в зарослях кустов. В результате селей ручей явно поменял русло и смыл участок дороги. Остановились на поиски пути (Фото 152).

Поиски заняли довольно много времени. Успели попить чаю. В итоге пошли через кусты метров 250, после чего вышли на заросшую вездеходную колею. Колея вскоре превратилась в старую, но хорошо читаемую сухую дорогу, круто поднимающуюся по склону через лес. В 13.40 у первого ручья, пересекающего дорогу, остановились на обед. Очень много красных грибов.

В 15.00 продолжили движение по дороге. Крутой подъем продолжается до границы зоны леса, затем склон становится положе (Фото 153). На западе открывается широкая панорама Хибин. Дорога постепенно превращается в слабую колею, точнее, на склоне едва читается несколько заросших колей. Поднимаемся по склону вверх примерно в том направлении, как едва угадывается колея. Потом и она пропадает. Впереди открывается вид на верхушки склонов, окружающих котловину озера Сенгисъявр (Фото 154).

Для выхода к озеру потребовалось еще три перехода. После исчезновения дороги идем прямо по тундре. Направление движения очевидно, пересекаем пологие валы, много ягеля. Набор высоты заметен, но в целом склон пологий. Ветер, солнце в дымке, холодно, но сухо. В 18 часов вышли к озеру (Фото 155). Стоянок нет, нашли относительно ровный участок в сотне метров от воды. Вечером первый и последний раз за весь поход сварили котел грибов. К ночи ветер стих, отбой в 22 часа (Фото 156А).

Фото 151. Насыпь бывшей железной дороги Апатиты - Ревда.

Фото 152. Отвилка дороги, ведущая на восток. Водный поток на заднем плане - основная дорога вдоль насыпи бывшей ж/д, по которой течет ручей.

Фото 153. Подъем к озеру Сенгисъявр. Вышли из зоны леса.

Фото 154. Плато на подходе к озеру. Виден южный край котловины.

Фото 155. Озеро Сенгисъявр.

Фото 156. Восточная оконечность озера Сенгисъявр и перевал Сенгисчорр.

Фото 156А. Закат на берегу озера Сенгисъявр.

20 августа 2020 года (Пятнадцатый ходовой день)

Начало движения: 7.30 Окончание движения: 21.00 Ч.х.время: 9 час. 10 мин. Набор высоты: 225 м Сброс высоты: 760 м

Подъем в 6 часов. Солнце в облаках, сухо, холодно, ветер. Вышли в 7 часов 30 минут утра.

Обходим озеро Сенгисъявр по северному берегу. Тропы нет, идти удобнее всего вдоль воды. Перед выходом к началу подъема на перевал длинный участок живой средней осыпи вдоль озера. Через час после выхода вышли на травянистый пологий берег восточной оконечности озера прямо под перевальным взлетом (Фото 157). Мест для стоянки тут нет, для лагеря склон крутоват, хоть и травянистый, но, если очень будет нужно, палатки поставить можно.

Перевальная седловина широкая, по центру - бараньи лбы. Путь подъема хорошо просматривается снизу - это узкий крутой кулуар справа по ходу от центра подъёма, выходящий на южный край седловины. Начало подъема - по осыпи крутизной 2025° (Фото 158). Осыпной склон быстро сужается. Верхняя часть подъема идет по мертвой средней осыпи и разрушенным скалам. С левой стороны - невысокое скальное ребро, отделяющее кулуар от скального пояса в верхней трети перевального склона (Фото 159). Самый крутой участок имеет крутизну до 35° и протяженность 100150 метров. Кулуар выводит на южную часть седловины, от места окончания кулуара очень пологая осыпь с почти незаметным уклоном через 250300 метров выводит на поперечную вездеходную дорогу, идущую по плато. Тур стоит перед дорогой (Фото 160). К туру вышли в 10.00. Солнечно, ветер слабый.

От тура продолжаем движение на северовосток, пересекая плато в направлении ущелья первого правого притока ручья Чинглусуай. Пологий спуск по каменистой тундре до входа в каньон. В каньоне идем, придерживаясь левого борта. Появляется ручей, быстро бегущий по скальному желобу. Вскоре переходим на снег, снежник перекрывает все ущелье. Длина 120130 метров, крутизна 1520°, снег рыхлый (Фото 161). Ниже снежника спускаемся левым бортом ущелья до полки рядом с верхней частью водопада (Фото 162, 163).

С полки (Фото 164) спускаемся влево к скальной стене борта ущелья, а затем вдоль стены по крутому (3040°) кулуару. Много живых камней, кулуар проходим по одному (Фото 165). Ниже кулуара широкие скальные полки, хороший вид на водопад (Фото 166). По полкам идем вперед до расширения каньона. Поворачиваем влево с выходом на склон правого борта ущелья Чинглусуая (Фото 167). Траверсируем склон влево, затем спускаемся по травянистым полкам к руслу притока (Фото 168), переходим его по камням в месте, где поток разбивается на два отдельных русла, и по травянистому выполаживающемуся склону выходим на дно ущелья Чинглусуая. Спуск по каньону от входа в узкость до выхода в ущелье Чинглусуая занял полтора часа.

С 13.05 до 14.45 два перехода правым берегом ручья Чинглусуай. Слабая тропа часто теряется. Идти достаточно тяжело, встречаются заболоченные участки, заросли карликовой березы. Ниже появляются полосы осыпей, мох, кустарник. Жарко. Вышли к стоянкам у небольшого озера под старым моренным валом. Остановились на обед (Фото 169).

В 16.15 продолжаем движение. 150 метров по остаткам тропы, дальше по азимуту через лес и заросли кустарника к ручью Эльморайок. В 17 часов вышли на берег, брод, ширина 1012 метров, глубина ниже колена, течение среднее (Фото 170,171). На левом берегу тропа.

Через 15 минут поднимаемся к основной хорошо натоптанной тропе. По ней в 18.30 спускаемся по долине Эльморайока к Сейдозеру. Дальше идем по тропе вдоль северного берега. Четыре перехода по 30 минут. Тропа хорошо набита, при этом очень неровная, петляет по густому лесу, корни, камни, пересечение осыпных полос (Фото 172). Идти тяжело, скорость передвижения низкая. Стоянок почти нет (все стоянки на западной оконечности Сейдозера, и все заняты, по пути попалась лишь одна маленькая незанятая стоянка). В 21 час уже в сумерках вышли к площадкам у конца вездеходной дороги вблизи ручья Куклухтнюнуай, к счастью, не занятые.

В 22 часа начался дождь. Успели поужинать и разойтись по палаткам. В 23 часа - ливень, гроза.

Фото 157. Восточная оконечность озера Сенгисъявр и перевал Сенгисчорр.

Фото 158. Подъем на перевал Сенгисчорр. Вид вниз в сторону озера Сенгисъявр.

Фото 159. Перевальный взлет перевала Сенгисчорр, вид вверх по подъёмному кулуару.

Фото 160. У тура на перевале Сенгисчорр. На заднем плане вершина Ангвундасчорр.

Фото 161. Снежник в начале спуска с перевала Сенгисчорр.

Фото 162. У входа в каньон правого притока ручья Чинглусуай.

Фото 163. Начало каньона на спуске с перевала Сенгисчорр.

Фото 164. На полке напротив водопада.

Фото 165. Спуск по кулуару в обход водопада.

Фото 166. Группа на фоне верхней части водопада в каньоне.

Фото 167. Ущелье Чинглусуай.

Фото 168. Вид на путь к перевалу Сенгисчорр из ущелья Чинглусуая, нижняя часть каньона над выходом в долину.

Фото 169. Обед у озера в нижней части ущелья Чинглусуая.

Фото 170. Брод через Эльморайок.

Фото 171. Брод.

Фото 172. Тропа на подходе к Сейдозеру.

21 августа 2020 года (Шестнадцатый ходовой день)

Начало движения: 7.45 Окончание движения: 20.40 Ч.х.время: 9 час. 30 мин.

Набор высоты: 620 м Сброс высоты: 655 м

Подъем в 6 часов. Пасмурно, дождя нет, тепло. Вышли в 7 часов 45 минут утра (Фото 173).

Начали подъем на плато по дороге, идущей через лес. Облака постепенно расходятся, выглянуло солнце. Через 40 минут дорога пересекает ручей Куклухтнюнуай (Фото 174). Переходим по камням. Еще 25 минут подъема по дороге до границы леса (Фото 175). Дальше дорога идет прямо по склону постепенно уменьшающейся крутизны (Фото 176). В 10.25 выходим на почти плоскую тундровую равнину (Фото 177).

Минут 15 идем по дороге, затем сворачиваем вправо. 20 минут движемся по ровной, покрытой ягелем тундре, затем снова выходим на поперечную дорогу. 10 минут по дороге вправо, затем сворачиваем по старой колее налево в сторону виднеющейся вдали триги. В 11.35 достигаем вершины горы Куйвчорр. Вершины как таковой нет, просто стоит трига посередине тундры (Фото 178).

С 11.45 до 14.00 три перехода по плато сначала на восток, потом постепенно поворачивая на северовосток в сторону отрога, спускающегося в долину реки Светлая. После половины первого перехода ровная тундра с ягелем заканчивается и начинается «ноголомка» из довольно острых камней, движение сильно замедляется. Наползают тучи, около часа движемся в облаке по азимуту (Фото 179), затем спускаемся ниже облаков, дальше опять идём по относительно ровной тундре. Находим небольшое озеро под скальным выходом (на картах отмечено как начало самого левого пересыхающего истока левого притока р. Кувтордауай) и останавливаемся на обед и отдых (Фото 180). Погода улучшается, тучи разносит, выходит солнце (Фото 181).

В 15.20 продолжаем движение. Через 15 минут проходим тригу на вершине Кувторда (Фото 182). После нее еще полчаса движения по очень полого понижающейся тундре приводят к перегибу склона, за которым более крутой спуск в долину реки Светлая. В 16.15 начинаем спуск через заросли кустарника, каменистые участки, ягель, входим в лес. В 16.45 вышли на тропу вдоль правого берега реки, 5 минут идем по тропе вниз по течению до выхода к месту брода ниже впадения протоки с озера Пальга в р. Светлая. Брод ширина 15 метров, глубина 0.40.5, течение среднее (Фото 183). Место брода чётко читается - здесь виден вход от тропы в воду, река в этом месте широко разливается и мелеет.

После перехода через реку по хорошей тропе идём до озера (Фото 184) и далее вдоль восточного берега озера на север. На берегу несколько хороших стоянок. Тропа иногда пересекает узкие полосы осыпи. На северной оконечности озера низкий моренный вал, с которого на север вид на плоскую равнину, уходящую к морю, а на юг на озеро (Фото 185). На перемычке места для стоянок на перегибе сложен тур, на новой карте это называется перевал Светлый (Фото 186).

18.30 - 19.50. От озера идёт чёткая тропа, входит в лес, вначале спускается по скальным ступенькам, потом превращается в роскошную тропу по типу лесопарковой дорожки, и идет на северсеверовосток. Много комаров. Дошли до стоянок у озера. Отличное место, песчаное дно, теплая вода (Фото 187). Продолжаем движение, через полчаса выходим к реке Сергевань. Переходим на северный берег по подвесному мосту на мощных металлических новых опорах (Фото 188). В 100 метрах от моста не особо удобные, но пригодные площадки, встаем на ночевку. Погода хорошая, тепло, ветра нет. Отбой в 22 часа.

Фото 173. Сейдозеро.

Фото 174. Дорога пересекает ручей Куклухтнюнуай.

Фото 175. Вид на юг на Сейдозеро с подъема на плато.

Фото 176. Дорога выше зоны леса.

Фото 177. Плато. Движение по тундре.

Фото 178. Группа у триги на вершине г. Куйвчорр.

Фото 179. Движение по плато в облаке.

Фото 180. Озеро на плато. Место обеда.

Фото 181. Вид на озеро Светлое со склона г. Кувторда.

Фото 182. Гора Кувторда.

Фото 183. Брод через реку Светлая.

Фото 184. Озеро Светлое.

Фото 185. Северная оконечность озера Светлое.

Фото 186. Тур на перевале Светлый и вид на север.

Фото 187. Стоянка у озера на тропе к поселку Ловозеро.

Фото 188. Мост через реку Сергевань.

22 августа 2020 года (Семнадцатый ходовой день)

Начало движения: 7.10 Окончание движения: 9.15 Ч.х.время: 1 час. 50 мин. Набор высоты: 0 м Сброс высоты: 0 м

Подъем в 5.30. Солнечно, тепло. Вышли в 7 часов 10 минут утра.

Движение по тропе. Через 5 минут прошли хорошие стоянки. На них тропа раздваивается, идти надо по левой тропе от стоянки, вправо вдоль реки уходит тропа, которая постепенно теряется в лесу. Далее идем до просеки северюг и далее по дороге. В 8 часов дошли до развилки дорог у озера (Фото 189). Вокруг густой лес, жарко, много комаров.

Второй переход по хорошей дороге (15 минут) до выхода на южный край обширного болота.

(Фото 190). Впереди видны постройки поселка Ловозеро. Полчаса идем по залитым водой колеям (Фото 191, 192), пересекая болото по следам квадроциклов, придерживающихся кустов вдоль открытого болота, с выходом на окраину поселка (Фото 193). После отдыха и общения с местным населением продолжаем движение по улице поселка и через пять минут с левой стороны видим дом с вывеской «Ловозеротур» (Фото 194). На этом пешеходная часть маршрута заканчивается (Фото 195), договариваемся о транспорте и через 15 минут уезжаем на станцию Оленегорск.

Фото 189. Развилка дорог при движении к поселку Ловозеро, идём правее.

Фото 190. Начало болота по дороге к поселку.

Фото 191. Дорога по болоту.

Фото 192. Более глубокие участки выделяются более зеленой травой.

Фото 193. Вид на Ловозерские тундры с окраины поселка.

Фото 194. Турбаза Ловозеро Тур.

Фото 195. Маршрут закончен.

Краткие итоги похода, выводы и рекомендации.

В период с 06 по 22 августа 2020 года группой был пройден интересный, насыщенный, технически достаточно сложный маршрут по Кольскому полуострову. Несмотря на относительно небольшую площадь и хорошую изученность района, в нем еще возможно отыскать мало посещаемые и недостаточно хорошо описанные долины и перевалы. В последние годы на карте Хибин количество перевалов непрерывно увеличивается, что позволяет планировать и проводить походы высших категорий сложности.

Прохождение маршрута было осложнено погодой. С вечера девятого августа на протяжении восьми дней группа двигалась в условиях проливных дождей, сильного ветра, ограниченной видимости на перевалах и траверсах. Температура падала до нуля градусов, что приводило к замене дождя на ледяную крупу и град. При этом первые четыре дня похода и последние дни погода напротив благоприятствовала движению.

Технически группа была хорошо подготовлена, что позволило пройти маршрут с хорошим запасом прочности. К сожалению непогода вынудила нас упростить участок маршрута включающий в себя перевалы Полночный и Северный Часначорр, но с точки зрения обеспечения безопасности это было совершенно оправдано.

Большая часть группы состояла из участников давно и хорошо знакомых друг с другом, в частности, вместе с руководителем прошедших поход 5 к.сл. в Фанских горах. Двое новых участников - Калюжный Д.С и Селиванов Р.С. были известны руководителю по школе туризма турклуба «Мумми-тролли» и удачно влились в коллектив. Психологический климат в группе поддерживался на хорошем уровне и много способствовал удаче всего мероприятия в целом.

В целом считаем, что пройденный маршрут соответствует заявленной категории сложности. Материальная подготовка похода, подбор снаряжения, выбранная схема питания, раскладка и прочая предпоходная подготовка были осуществлены тактически грамотно. На протяжении всего маршрута каких-нибудь недостатков в подготовке, могущих повлиять на успешность похода выявлено не было.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2021 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100