Схватывающие узлы это разновидность узлов для фиксации одной веревки, чаще всего вспомогательной, на другой, как правило, основной.
Схватывающие узлы чаще всего используют для организации самостраховки во время подъема или спуска по веревке, а так же для фиксации и блокировки веревок в системе полиспастов.
Под нагрузкой схватывающие узлы зажимают веревку вокруг которой они завязаны, таким образом фиксируясь на ней. Однако после снятия нагрузки позволяют свободно перемещать узел по этой веревке. Таким образом работая в качестве зажима. Это основные характеристики схватывающих узлов, которые я буду сравнивать в этом обзоре.
В настоящее время известно около 50 видов и вариантов схватывающих узлов. Данный обзор сфокусирован на наиболее известных и часто применяемых в горных видах спорта.
Прусик
Узел Прусик был изобретен австрийским альпинистом Карлом Прусиком (Karl Prusik) в начале 30х годов прошлого века. Этот узел до сих пор считается самым известным в мире схватывающим узлом.
Схватывающий узел Прусика
Плюсы:
Минусы:
• Быстро вяжется
• Хорошо фиксируется на чистой веревке
• Работает в обоих направлениях
• Трудно ослабить после нагрузки
• Неудобно проталкивать по веревке
• Плохо держит на грязных и обледенелых веревках
Австрийский
Не смотря на то, что следующий узел называется Австрийским, придумал его француз Серже Машард (Serge Machard). У этого узла так же есть и другие названия: Клемхайст и узел Машарда.
Австрийский схватывающий узел
Плюсы:
Минусы:
• Быстро вяжется
• Хорошо фиксируется как на чистой, так и загрязненной и обледенелой веревке
• Трудно ослабить после нагрузки
• Неудобно проталкивать по веревке
Автоблок
Еще один схватывающий узел от французского альпиниста Серже Машарда. Узел так же имеет и другие названия: Французский схватывающий, Обмоточный и узел Машарда.
Схватывающий узел автоблок
Плюсы:
Минусы:
• Быстро вяжется
• Легко расслабляется после нагрузки
• Хорошо фиксируется на чистой веревке
• Работает в обоих направлениях
• Плохо держит форму без нагрузки
Бахмана
Узел Бахманна изобрел в начале 50х годов прошлого века австрийский альпинист Франц Бахманн (Franz Bachmann). Его изобретение стало доработанным вариантом Карабинного схватывающего узла. Иногда узел Бахманна называют так же и Карабинным.
Схватывающий узел Бахмана
Плюсы:
Минусы:
• Удобно продвигать по веревке
• Легко расслабляется после нагрузки
• Плохо держит форму без нагрузки
• Можно по ошибке схватиться за сам карабин, в этом случае узел не фиксируется на веревке
• На завязывание уходит чуть больше времени, чем на другие схватывающие узлы
• Работает только водном направлении
Блейка
Не смотря на однозначное название первым придумал этот узел совсем не Блейк. В 1981 году альпинист и арборист Хайнц Прохаска (Heinz Prohaska) представил свой вариант схватывающего узла. Позже в 1990 году он описывает свое изобретение в спелеологическом журнале «Найлон Хайвей» (Nylon Highway). Четыре года спустя независимо от Прохаски Джейсон Блейк (Jason Blake) изобретает точно такой же узел и представляет его в арборестическом журнале «Арборист Ворлд» (Arborist World). И так уж сложилось, что за узлом закрепилось именно имя Блека.
Схватывающий узел Бахмана
Плюсы:
Минусы:
• Хорошо фиксируется на веревке
• Несколько сложная схема завязывания
• Очень чувствителен к соотношению качеств (жесткости) основной и вспомогательной веревок
• Сильно затягивается после нагрузки
• Неудобно передвигать по веревке
Видео с демонстрацией завязывания схватывающих узлов:
Заключение
В заключении хочется выделить несколько общих моментов на которые стоит обращать внимание при работе со схватывающими узлами:
• Чем больше разница между диаметрами схватывающей и основной веревки, тем лучше работает схватывающий узел.
• Чем больше оборотов совершает схватывающая веревка внутри узла вокруг основной веревки, тем лучше работает схватывающий узел.
• Чем сильнее изначально затянут узел, тем быстрее он набирает необходимую для фиксации силу сжатия.
• Чем более мягкой является схватывающая веревка, тем лучше работает схватывающий узел. Соответственно, чем жестче схватывающая веревка, тем хуже работает схватывающий узел.
• Чем более скользкой является оплётка основной и вспомогательной веревки, тем хуже работает схватывающий узел.
• Все схватывающие узлы при нагрузке сверху, а не за силовые концы/петли «ползут».
• На мокрой, грязной или обледенелой основной веревке схватывающие узлы работают значительно хуже.