Зачем собираю рюкзак? Куда и с кем идти?
(Горькая лечебная «сказка» с правдой для взрослых)
Часть первая
В горах в походах и восхождениях, как в прочем и любом бизнесе, спорте, деле, трудно хорошо и счастливо жить без интуиции. Как лучше поступить, прожить ситуацию? Иногда, как будто приходят правильные подсказки: туда идти не надо, вытаявший камень может прилететь или лавина сойти, лучше сделать так-то, искать нужно там. Иногда, наоборот, приходят пагубные мысли и желания, которые даже не кажутся плохими. Это потом становится понятно. И вообще, откуда берутся эти мысли, порой противоречивые? Как будто идеи-мысли берёшь, черпаешь из некого чана, некоторые его каузальным миром, или миром мыслей называют. Порой не понятно – точно ли у меня мои мысли или нет. Может и действительно существуют ангелы-хранители и бесы, которые их нам предлагают-подкидывают? Но мы все же сами выбираем свой путь, и идем по нему.
Любимая гора
Однажды несколько лет назад в закрытом гараже перед моим папой возникла светящаяся белым светом женщина с добрым и строгим ликом. Ангел-хранитель, мать из какой-нибудь прошлой жизни? Не понятно. Молча излучала доброту и свет. Сначала папа в лёгком шоке был, потом осмелел, хотел подойти, прикоснуться. Исчезла. Рассказывал это мне с очень серьезным видом. Верю ему, он меня никогда не обманывал. И спиртное до «белочек» или белой горячки он не пил. Может она хотела, чтобы папа о чем-то задумался, изменился? Вскоре он умер…
Сейчас мы в спортивном, с некоторой точки зрения сложном горном походе после акклиматизационного кольца. Нас пятеро: Ваня, Женя, Дима, девушка Сашенька и автор этих строк. До альплагеря с нами еще были Володя и Марина, но для них поход оказался физически очень сложным. Они были довольны, что удалось пройти то, что прошли. Расстались в альплагере хорошо. И это хорошо. Поход необычный – с большим количеством восхождений на вершины. Для опытных сильных альпинистов техническая сложность наших маршрутов – семечки. Хотя если посмотреть на каждые пару метров даже очень сложных альпинистских маршрутов, то не так уж они и сложны. Всё в комплексе сложно и опасно: высота и недостаток кислорода, холод, ветер, камнепадоопасность, лавиноопасность, несоответствующее снаряжение.
— Опасности духовные страшнее. И всё можно пройти, если на это есть воля …
C Миссестау
Альпинисты обычно радиально на простые и средней сложности маршруты на вершины ходят. Траверсом редко. Зачем много времени терять, когда можно быстро короткий маршрут пройти той же категории трудности. При восхождении по длинному технически сложному маршруту спускаются потом по более простому маршруту в ту же долину. Высотный альпинизм обычно радиальный. Бывает конечно и не совсем всё так. «Спортивные» туристы, ходят через перевалы по разным долинам, иногда с восхождениями и траверсами. В нашем походе смесь туризма с альпинизмом получилась. Рекламировать такие походы не могу. Очень опасно все это. Спорить, кто правильнее ходит по горам, сильнее любит их, как полезнее, и кто круче — тоже бессмысленно. Все мы любители гор и исследователи своих возможностей. И каждому своё.
В акклиматизационном кольце из долины реки Думала мы поднялись на перевал и вершину Гидан, потом радиально на вершину Урал Малый, траверсом прошли горы Думала и Пирамиду. При спуске с Пирамиды ночевка на полке при полной Луне над облаками была фантастическая. Казалось, что по облакам можно ходить.
— Можно, но до этого ещё далеко. По воде нужно сначала научиться.
Над облаками
Далее прошли пик Птица тоже по двум гребням, спустились к заброске продуктов в полюбившийся альплагерь. Его директор — Алий Анаев — улыбчивый и добрейшей души человек. Всегда предлагает помощь и заботу. После альплагеря опять траверсом с севера на юг г.Миссестау. И вот наступает следующая очень важная часть нашего похода и долгожданный момент в моей жизни. Восхождение на Любимую гору! Эта гора выглядит прекрасной, с любой стороны, со всех склонов. Она самая высокая в этом районе, и следующая после Эльбрусов по высоте на Кавказе. Потом по плану всё попроще — пик Селлы, несколько перевалов, восхождение на Айламу и выход в Верхнюю Балкарию. Но и после Любимой горы расслабляться нельзя.
Любимая гора с Миссестау
Впервые подняться на Любимую гору хотелось ещё семь лет назад. И может и нужно было сразу на неё идти тогда, а не на Шхару? И всё бы сложилось удачно… Возможно могло быть и хуже. Здесь был лавиноопасный склон после снегопада, и могли все погибнуть. Была мечта траверсом пройти Любимую гору и еще несколько вершин, но собрать среди туристов соответствующую группу шансов у меня не было.
— Не было сильного желания и соответствующих усилий, и дел, чтобы такую группу собрать.
Со старым другом-траверсантом — Лёхой, разве что можно попробовать когда-нибудь, когда дети подрастут. Если ещё Лёха захочет так жизнью рисковать.
Почему нас тянет в горы? Может для духовной и душевной чистки? Здесь энергетически чистые места, здесь порой пребываем без похоти и грязи обычных человеческих желаний. Чистые сердцем и не очень, простые и не простые, образованные и не образованные люди чувствуют эту чистоту и тянутся сюда. Конечно, есть и бывают другие причины.
Ночевка на балконе
От ночевки на скально-осыпной площадке западного гребня Миссестау траверснули с юга гребень по скальным полкам и сдюльферяли по ледовому кулуару на ледник северо-западного склона Любимой горы. Идём дальше вверх. Начали вешать перила, когда склон покруче стал. Абалаковы здесь одновременно шли, но у меня был опыт потери друзей на "простых" участках, и так как с некоторыми участниками группы в походе впервые, решил, что лишний раз связаться в перильную нить не будет лишним. Уже прошли вверх девять полтинников. Провешиваю по снежно-ледовому склону очередную перильную веревку максимально быстро, выкладываюсь на всю катушку, как настоящие спортсмены должны выкладываться на соревнованиях, да и тренировках тоже. Скорость прохождения каждого участка, каждым участником группы очень важна. Можно не успеть дойти до цели. К тому же после обеда в горах здесь частенько погода бывает с дождиком. Сегодняшняя цель — седловинка для нескольких палаток на северо-западном контрфорсе у слияния с северным гребнем Любимой горы.
Подхожу к месту новой станции, вкручиваю ледобур, вщелкиваюсь карабином, с одышкой кричу вниз друзьям: "Самостраховка!" Делаю станцию, креплю перильную верёвку: "Перила свободны!" Женя внизу: «Принял!» Вщелкивается жумаром, пошел вверх на очередной полтинник метров. Есть пара минут для отдыха. Снимаю рюкзак, пристрахованный ко мне тонкой веревочкой, прилёг на него. Какой-либо рюкзак рядом со мной всегда. Этот мой рюкзак - мой «крест». Несу и страдаю под ним. И почему некоторые думают, что Иисус расплатился на кресте за все их грехи? Почему не хотим расплачиваться сами, не приемлем ситуации расплаты?
— В страданиях под рюкзаком с хорошими помыслами, молитвами и мантрами, отмываются грехи и карма!
Возможно. И мне так кажется.
Нужно отдохнуть перед следующим рывком вверх. Времени мало… Женя идет быстро, но все же периодически останавливается, чтобы отдышаться. Здесь не побежишь. Кислорода меньше, чем внизу.
Расслабляюсь и забываю о теле, отмороженных и уставших пальцах. Как будто отбрасываю все мысли, все желания… Возникает сильное ощущение душевной радости и спокойствия. Сейчас только радость и спокойствие, нет никах желаний, обычных городских мирских мыслей и желаний, никаких. Вот оно настоящее счастье! Безграничное… Прошло как будто много времени…
—Только в тишине мыслей можно прикоснуться ко Всевышнему.
Откуда это? Кто сказал?
— Подобно очищаться духовно можно и в фитнес клубе, тренажерном зале, занимаясь йогой. Зачем здесь жизнью рисковать, играть со Смертью, горы засорять мусором, веревками и железками. Каких-то 100...200 лет назад уважительнее к горам относились - старались их не топтать. Их считали местом богов. А сейчас многие в боги лезут неподготовленными и грязными духовно.
Здесь в горах чистые воздух, вода и энергетика. Очищаешься от некоторой духовной грязи. Здесь проще видеть божественное. Горы так прекрасны.
— Не надо искать легких путей. Божественное везде и всегда. Необязательно в горы ехать.
Опять мысли разные появляются. Такие по-настоящему радостно-счастливые моменты в жизни у меня бывают сейчас только в горах. И поэтому стремлюсь в горы!? Почему только в горах? В городе всё время куда-то торопишься, много разных мыслей и желаний сменяют друг друга. А здесь можно, и приходится порой всё отбросить, очиститься.
— Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное. Нищие духом это те, которые нищие желаниями, не имеют мирских желаний и похотей.
На высоте приходится становится нищим духом. Для земных желаний нет сил и возможностей. И очищаемся от них. Иногда уже нет сил, чтобы просто ноги переставлять. Блаженство... И поэтому нас тянет наверх.
— Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь.
Когда йогой занимался несколько лет тоже были подобные состояния, и вещие сны были.
Может это описываемое в йоге состояние абсолютной радости и освобождения от мирских желаний?
— Просто сил нет желать, силы кончились. Слабак. Без желаний скучно жить, неинтересно. Придёт Уныние.
— Приходит Уныние из-за недостатка Любви. Можно быть счастливым и без обычных мирских желаний. Счастье всегда есть внутри. И чем меньше желаний – тем меньше страданий.
Опять противоречивые мысли. Откуда они появляются? Как будто два существа, сверху и снизу их подкидывают в мою голову… Может существуют светлые и темные силы, которые ведут борьбу за наши души? Недаром же говорят, что у человека на одном плече сидит бес, а на другом ангел, и шепчут на уши с двух сторон, и к кому будешь больше прислушиваться и делать, как он велит, тот и владеет тобой. Может и так, но у нас же есть право выбора, куда нам идти. У всех бывают противоречивые мысли, скорее всего. А может это все мои мысли, точно сказать не могу. Шизой или другими психическими расстройствами не страдаю, на нормального всегда вроде похож.
Эта радость опять куда-то исчезла. Только улыбка на лице еще ненадолго осталась. Ко мне подходит Женя, тянет за собой верёвку — будет следующая перильная. Нужно идти дальше вверх, нужно напрягаться, что-то желать и думать, как проходить сложные участки…