Автор: Николай Мирошкин, г.Москва

Отчет о пешеходном походе 2 к.с. по Ц. Кавказу (Скалистый хребет) совершенном в период с 29 декабря 2020 года по 9 января 2021 года

В написании отчета принимали участие:

Авторы фотографий Гнездилов Кирилл, Луговой Дмитрий, Мирошкин Николай.

Техническое описании, подбор фотографий Мирошкин Николай. GPS-данные, картографический материал Мирошкин Николай, Луговой Дмитрий.

Метеонаблюдения Хусаинова Ирина.

Хронометраж Гнездилов Кирилл.

Сведения о материальном оснащении Гнездилов Кирилл.

Сведения об использовании медицинской аптечки Мирошкин Николай.

Сведения о питании Антипова Марина.

Сведения о финансовых затратах Хусаинова Ирина.

Сведения о ремнаборе Мереминский Илья.

Справочные данные о походе и характеристика района Хусаинова Ирина,Мирошкин Николай.

Отчет хранится: в библиотеке Федерации спортивного туризма объединение туристов Москвы по адресу: г. Москва, улица Александра Солженицына, 17с1 и размещён на сайте http://www.geolinkgroup.com/tourclub/.

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация: Поход организован и проведен горным турклубом МГУ и ФСТ-ОТМ

Вид туризма:

Пеший

Категория сложности:

Вторая

Район проведения:

Центральный Кавказ

Сроки проведения:

с 29.12.2020 по 09.01.2021 г.

Продолжительность активной части:

12 дней

Протяженность активной части:

139,2 км (153,6 км общая)

Набор высоты за поход

9875 м

Количество участников

6 человек

16 декабря 2020 года Маршрут утверждён МКК ФСТ-ОТМ

Ковальков Д.А., Устинов С.В., Ляпин В.Г.

Пройденный маршрут:

с. Дунта - пер. Саварафиаг (н/к, 2488 м) - сел. Ход - радиально пер. Ходский (н/к, 2710 м) + г. Ходвцек (н/к, 3052 м) - радиально траверс +г. Косанраг (1А, 3046 м) - пос. Верхний Мизур - пос. Геологов - с. Нижний Унал с. Цамад с. Дагом - пер. Архонский Верхний (н/к, 2423 м) - траверс склона массива Кариухоха - радиально плато Дашсар + г. Кариухох Главный (1А, 3439 м) - сел. Цмити - пос. Верхний Фиагдон - пер. Какадурский (н/к, 1788 м) - с. Фазикау некрополь «Город мертвых» - в. 1845,4 м - пос. Тменикау - радиально Геналдонское (Кармадонское/Санибанское) ущелье + верхние радоновые ванны - пос. Кармадон - восточные склоны г. Чинджинхох - сел. Старая Саниба - пер. Санибанский (н/к,1891 м) - г. Час (н/к, 2052 м) - плато Час слияние р. Суаргом и р. Терек

СОСТАВ ГРУППЫ

2ГР (Алтай)

Мереминский Илья Александрович

Реммастер

5ГУ (Кавказ) 2ЛУ (Южный Урал)

Хусаинова Ирина Исмагильяновна

Финансист

ЛУ (Южный Урал)

2ГУ (Северный ТяньШань)

Общая смысловая идея похода

Основная идея похода состояла в том, чтобы провести новогодние каникулы не в лыжном походе, а пешем. Выбор района был обусловлен тем, что Скалистый хребет на новогодние праздники часто дарит замечательную солнечную погоду, которая в связке с малым количеством снега позволяет ходить по хребту и его отрогам безопасно и комфортно. Кроме спортивных целей перед маршрутом были поставлены и цели ознакомления с местными достопримечательностями: остатками башен, селений, захоронений. Также мы хотели посетить ряд населенных пунктов по пути, чтобы отведать местной кухни и немного прикоснуться к быту живущих здесь жителей.

Район похода удобен быстрой заброской/выброской на маршрут. Везде есть проезжаемые дороги для внедорожника, а маршрутные такси типа «Газель» могут довезти до нижних сел, расположенных вдоль транс кавказской магистрали.

Подъезды и отъезды Заброска:

До начала маршрута мы сначала летели из Домодедова рейсом 5N-263 (16:30 29.12.2020) до Беслана (18:50 29.12.2020), а затем добирались на заказанной «Газели» до с. Дунта.

Выброска:

Выезжали после окончания маршрута на той же «Газели» до Владикавказа. Из города до аэропорта заказали Яндекс-такси, которое за 30 минут довезло нас до места. А улетали из аэропорта Беслана (19:40 10.01.2020) рейсом 5N-264 до Домодедова (22:05 10.01.2020).

Нужно отметить, что улетать из Беслана желательно пораньше, так как поздно ночью добираться до Москвы из Домодедова оптимально только на такси. Общественный транспорт ходит редко и неторопливо.

Во Владикавказ мы приехали после обеда 9 января, сняли трехкомнатную квартиру в центре города и сутки гуляли по городу с посещением музея, рынка и центральной новогодней елки, а также классной набережной реки Терек.

Искали машину и забрасывались через известного Руслана (+7-928-48639-40). Руслан вместе с машиной прислал нам необходимое количество газовых баллонов. В машине при заезде мы также оставили сумку с одеждой и вещами на выезд.

Изменение маршрута и их причины

Заявленный маршрут:

с. Дунта - пер. Саварафиаг (н/к-1А, 2508) - сел. Ход - радиально пер. Ходский (н/к, 2685) + г. Ходвцек (н/к-1А, 3045,8) - радиально траверс +г. Косанраг (1А, 3042,1) - пос. Верхний Мизур - пос. Геологов - с. Нижний Унал - сел. Верхний Унал - пер. Архонский Верхний (1А, 2435) - траверс склона массива Кариухоха - радиально плато Дашсар + г. Кариухох Главный (1А-1Б, 3438,7) - сел. Цмити - пос. Верхний Фиагдон - пер. Какадурский (н/к, 1788) - с. Фазикау - пос. Давгарс - пер. Даргавский (Зеленый, н/к, 1971) - пос. Кармадон - пос. Тменикау - радиально Геналдонское (Кармадонское/Санибанское) ущелье + Вехнекармадонские минеральные источники - пос. Кармадон - восточные склоны г. Чинджинхох - сел. Старая Саниба - пер. Санибанский (н/к,1910) - пер. Санибанский Южный (н/к, 2100) г. Час (н/к, 2050) (в сумме 1А) - плато Час - р. Суаргом

Пройденный маршрут:

с. Дунта - пер. Саварафиаг (н/к, 2488 м) - сел. Ход - радиально пер. Ходский (н/к, 2710 м) + г. Ходвцек (н/к, 3052 м) - радиально траверс хребта + г. Косанраг (1А, 3046 м) - пос. Верхний Мизур - пос. Геологов - с. Нижний Унал с. Цамад с. Дагом - пер. Архонский Верхний (н/к, 2423 м) - траверс склона массива Кариухоха - радиально плато Дашсар + г. Кариухох Главный (1А, 3439 м) - сел. Цмити - пос. Верхний Фиагдон - пер. Какадурский (н/к, 1788 м) - с. Фазикау некрополь «Город мертвых» - в. 1845,4 м - пос. Тменикау - радиально Геналдонское(Кармадонское/Санибанское) ущелье + верхние радоновые ванны - пос. Кармадон - восточные склоны г. Чинджинхох - сел. Старая Саниба - пер. Санибанский (н/к,1891 м) - г. Час (н/к, 2052 м) - плато Час слияние р. Суаргом и р. Терек.

Причины изменения маршрута

В процессе прохождения похода маршрут частично был изменен в сторону как нам показалось улучшения его эстетических свойств.

Изменения маршрута:

а) На 5 день похода (2 января) место ночевки было запланировано чуть выше с. Нижний Унал, а 3 января предполагалось начать подниматься вверх по склону сразу от лагеря, а затем выйти на тропу, ведущую к перевалу Архонский Верхний. На местности оказалось, что рядом с местом ночевки довольно людно и ездят машины. Поэтому мы пошли искать места ночевки на склоне выше с. Нижний Унал.

б) Село Фазикау на 9 день похода (6 января) мы обошли по дороге, идущей вдоль левого берега реки Гизельдон. Этот вариант лучше тем, что дороге на правом берегу оживленное движение автомобилей, едущих через перевал Какадурский до Верхнего Фиагдона.

в) Перевал Даргавский было решено обойти через траверс гребня, расположенного южнее перевала. Причина в том, что через перевал проложена автомобильная дорога и на ней оживленный трафик машин, которые поднимают клубы пыли.

г) В процессе подъема на пер. Санибанский и г. Час было отмечено, что крутые северные склоны г. Час заросли густым лесом и идти по ним вниз не было желания. Эти опасения нам подтвердил и пограничник, проверяющий документы. Было решено г. Час пройти траверсом на восток, а затем спускаться к слиянию р. Суаргом и р. Терек по не заросшему травянистому северо-восточному склону.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

На маршруте было предусмотрено несколько вариантов изменения пути в зависимости от снеговой обстановки в районе:

а) на третий день (31 декабря) сразу после стоянки группа вышла на склон с дороги и пошла траверсом южного склона Скалистого хребта.

Вместо траверса был рассмотрен вариант обхода по дороге (рисунок 108)

б) на шестой день (3 января) вместо пути на перевал Архонский Верхний идти по автомобильной дороге через перевал Архонский, а далее по проселочной дороге мимо г. Касаныбарзонд подниматься к перевалу Архонский Северный (рисунок 109)

в) на седьмой и восьмой день пути (4 и 5 января) был предусмотрен обход по автомобильной дороге планируемого трека. Этот вариант нам не нравился, но в случае аномальных снегопадов восхождение на Кариухох Главный пришлось бы отменить и идти до Верхнего Фиагдона по дороге (рисунок 110)

г) на девятый день пути у нас был запланирован перевал Какадурский, который в случае плохой погоды можно было пройти по автомобильной дороге (рисунок 111).

В случае плохого самочувствия участников группы или их травм, или аномальных снегопадов группа на протяжении всего маршрута имела возможность в течении светлого дня добраться до одного из населенных пунктов, которые расположены южнее скалистого хребта: с. Дунта, с. Ход, С Верхний Згид, с. Гусойта, пос. Геологов, с. Нижний Унал, с. Харисджин, пос. Верхний Фиагдон, с. Фазикау, с. Давгарс, пос. Кармадон.

График движения группы

График движения (таблица 1) при разработке маршрута запланирован и впоследствии проведен в походе таким образом, чтобы подъем группы был с рассветом или по темноте, а выход, когда было уже светло. Заканчивать ходовой день мы планировали до наступления темноты чего нам добиться в походе удалось в полной мере.

Таблица 1 График движения группы

День пути

Участок маршрута

ЧХВ

Путь по GPS (в зачет), км

Перепад высот за день, м

набор и сброс

29.12.19

Аэропорт Владикавказ - с. Дунта (такси)

2 ч. 30 м.

9,8

(9,8)

01.01.20

м.н. - радиально пер. Ходский (н/к, 2710 м)+ г. Ходвцек(н/к, 3052 м) - радиально траверс +г. Косанраг (1А, 3046 м)

6 ч. 50 м.

15,2

(9,9)

02.01.20

пос. Верхний Мизур - пос. Геологов - с. Нижний Унал с. Цамад

6 ч. 30 м

20,7

(20,7)

м.н. - с. Дагом - пер. Архонский Верхний (н/к, 2423 м) - траверс склона массива Кариухоха

4 ч. 50 м

10,7

(10,1)

м.н. - радиально плато Дашсар + г. Кариухох Главный (1А, 3439 м)

5 ч. 55 м

9,6

(4,8)

м.н. - сел. Цмити - пос. Верхний Фиагдон м.н.

3 ч. 35 м

12,3

(12,3)

м.н. - пер. Какадурский (н/к, 1788 м) - с. Фазикау некрополь «Город мертвых» - в. 1845,4 м - пос. Тменикау м.н.

6 ч. 00 м

19,9

(19,9)

м.н. - радиально Геналдонское (Кармадонское/Санибанское) ущелье + верхние радоновые ванны

3 ч. 20 м

13,5

(7,8)

м.н. - пос. Кармадон - восточные склоны г. Чинджинхох - сел. Старая

Саниба - пер. Санибанский (н/к,1891 м)

5 ч. 20 м

Итого в зачет: 139,2 км по GPS

Всего подъема: 9895 м

Всего спуска: 10730 м

ЧХВ на маршруте: 51 ч. 05 мин.

На рисунке 1 показан высотный график похода.
Рисунок 1 – Высотный график маршрута

Техническое описание прохождение группой маршрута

От аэропорта в Беслане до села Дунта

День 1

29 декабря

с. Дунта место ночевки

Пройдено: 0,5 км

Набор высоты: +20/-0 м

ЧХВ: 0 ч.15 м

В аэропорту в Беслане благополучно приземлились в семь вечера. На стоянке нас ждал заказанный микроавтобус, на котором с одной остановкой по пути мы за 2.5 часа доехали до села Дунта. Где-то в селе лаяли собаки, а одна из них пришла знакомиться и дружить. Попрощавшись с водителем идем по дороге вдоль левого берега р. Даргонком и на первом удобном месте встаем на ночевку (рисунки 2 и 3). Воду берем из ручья, готовим поздний ужин. Отбой в районе 00:00. Небо ясное и виден весь звездный небосвод. Хорошие предчувствия на замечательную погоду на завтра.

Рисунок 2 Стоянка у села Дунта

Рисунок 3 Стоянка у села Дунта

N42053,999`

E43051.273`

От до с. Дунта через пер. Саварафиаг к ночевкам под в. Кионхох

День 2

30 декабря

-4°С безветренно

-9°С слабый ветер

Пройдено: 15,0 км

Набор высоты: +940/-240 м

ЧХВ: 4 ч.20 м

Общий подъём группы в 8:00, светит солнце уже вовсю. Во время завтрака и сбора лагеря знакомимся с местными жителями. Один из них сокрушается, что мы ночевали не у него, а на холодной земле. В следующий раз приглашает постучаться в дом с красными воротами и переночевать у него.

Выходим в 9:50 по дороге, которая ведет в сторону с. Камунта. Проходим село и через полкилометра уходим с основной дороги на дорогу, идущую вдоль южного склона Скалистого хребта (рисунок 4). На дороге местами лежит снег, но по ней недавно кто-то ехал и мы идем по колее или просто по земле (рисунок 5, 6).

Рисунок 4 Карта маршрута 30 декабря

Рисунок 5 Дорога вдоль Скалистого хребта

Рисунок 6 Дорога вдоль Скалистого хребта

На северных склонах, по которым проложена дорога снега накапливается чуть больше и при большем количестве снега в районе придется глубоко тропить (рисунок 7). Как было описано в отчете Александра Сучкова [1].

В 13:47 выходим по дороге чуть выше и севернее перевала Саварафиаг. В наших погодных условиях перевал без сомнений не категорийный. В некоторых отчетах ему присваивают категорию 1А, видимо из-за более глубокого снежного покрова.

Около двух часов дня садимся обедать. Обед наш это чай из термосов и сухой перекус. При большем желании по пути до обеда сегодня можно найти ручей и что-то приготовить. ЧХВ до обеда 3 ч. 15 мин.

После перевала дорога расширяется, видно, что её недавно улучшали. По ней проходим ещё немного и в 16:00 в удобном месте выше над дорогой располагаем лагерь. Неподалеку протекает ручей, который и ночью не замерзает. ЧХВ сегодняшнего дня 5 ч 00 мин.

Рисунок 7 Дорога вдоль Скалистого хребта по северным склонам

N42053,596`

E43057.298`

Через село Ход к ночевкам под перевалом Ходский

День 3

31 декабря

-4°С безветренно

-9°С слабый ветер

Пройдено: 9,8 км

Набор высоты: +435/-710 м

ЧХВ: 3 ч. 35 мин

Общий подъём группы в 7:00, а выходим в 8:55. Продолжаем идти по дороге, но буквально через километр уходим с неё на травяной склон, когда дорога поворачивает резко на юг (рисунок 8). Идем по склону, пересекаем заметенные небольшим снегом картофельные поля (рисунок 9) и огибаем небольшие овраги (рисунок 10). Сегодня тропинок (рисунок 11) и дорог по пути до обеда почти не попадается, временами спускаемся по достаточно крутому травянистому склону. Но снега мало и идти довольно удобно.

Рисунок 8 Карта маршрута 31 декабря

Рисунок 9 Пересекаем картофельное поле

Рисунок 10 Характер травянистого склона

Рисунок 11 Тропинка под селом Ход

К северным развалинам села Ход подходим в 11:40. Делаем фотографии, осматриваем достопримечательности. Отходим на восток ещё полкилометра и в 12:00 устраиваемся на обед. Неподалеку от нас обустроен родник с бочкой, огороженный сеткой. На солнце настолько тепло, что на безветренном склоне можно лежать и загорать. ЧХВ до обеда 2 ч 30 мин.

После обеда двигаясь по склону на восток, выходим на хорошую дорогу (рисунок 12), которая ведет от села Ход к гребню южного отрога Скалистого хребта. На гребне проложена ЛЭП, про которую писал Михаил Голубев [5]

Рисунок 12 Дорога от села Ход на гребень

Проходим по ЛЭП, которая нестрашно гудит, пересекаем дорогу (рисунок 13) и решаем уходить азимутом по травяным склонам к месту намеченного лагеря. По пути пересекаем небольшой овражек и к 15:00 приходим к месту будущей ночевки. Чуть ниже расположения лагеря есть оборудованный родник. Место лагеря видно, что используется вокруг валяется мусор.

ЧХВ сегодняшнего дня 3 ч 35 мин.

Рисунок 13 Дорог под ЛЭП

Чуть ниже растет чахлый лес, в котором мы добываем сухие деревца для костра. Находим тут же кустик для новогодней елки. Вечером празднуем новый год (рисунок 14).

Рисунок 14 Костер и елка

N42053,327`

E44002.076`

Радиальное восхождение на г. Косанраг и Ходвцек через перевал Ходский

День 4

01 января

-3°С слабый ветер

радиально пер. Ходский (н/к, 2710 м)+ г. Ходвцек(н/к, 3052 м) +г. Косанраг (1А, 3046 м)

- радиально траверс

Пройдено: 15,2 км

Набор высоты: +1575/-1575 м

ЧХВ: 6 ч.50 м

Общий подъём группы в 6:30, а выходим в 8:10. Сегодня нам предстоит радиальный выход на две вершины и спуск обратно в лагерь (рисунок 15). Что нас ждет на верху мы точно не знаем, поэтому на радиальный выход берем с собой специальное снаряжение: каску, ледоруб, кошки, нижнюю обвязку, солнцезащитные очки. Также берем аварийную аптечку, спутниковый телефон и имеющуюся у нас веревку. Обед планируем также где-то на склоне, поэтому берем чай в термосах и перекус. Для утепления берем пуховки и запасные рукавицы/варежки. На всем пути восхождения нет текучей воды, поэтому дополнительно берем с собой воду в бутылках.

Рисунок 15 Карта маршрута 1 января

От лагеря начинаем подниматься вверх по травянистому склону (рисунок 16), держа путь на дорогу, идущую около ЛЭП. Выходим на дорогу и начинаем подниматься по ней к перевалу Ходский (рисунок 17). Местами дорога переметена снегом, но его немного и тропить не сложно. Местами дорога делает на слоне зигзагообразные петли, обходя крутые участки склона. Некоторые петли мы срезаем, идя по склону (рисунок 18). Крутизна до 25, а местами 30 градусов

Рисунок 16 Начала подъема от лагеря

Рисунок 17 Дорога на перевал Ходский с южной стороны Скалистого хребта

Рисунок 18 Срезаем петлю дороги на склоне

В 9:25 поднимаемся на перевал Ходский, тура нет. Дорога дальше прорезана по склону до вершины Ходвцек с одной стороны и менее в хорошем состоянии дорога проложена на север с перевала. ЧХВ до перевала 1 ч 15 мин. Путь на г. Ходвцек сейчас с установкой ЛЭП идет по хорошей дороге (рисунок 19 и 20), которая местами переметена снегом до 15 см, но в целом движение по ней сложности не представляет. Дорога проложена по хребту и с неё открывается вид как на юг в сторону главного кавказского хребта, так и на север на Дигору и Ардон. В 10:55 поднимаемся на г. Ходвцек (рисунок 21). Тур сложен, но записки нет. Делаем групповое фото. Дальнейший план был пройти траверсом хребта до вершины 3061, а затем приспуститься и подниматься на г. Косанраг. Вначале пытаемся придерживаться этого плана, но скоро под ногами появляются валуны среднего размера, слегка присыпанные снегом. Идти становится неудобно, и мы приспускаемся чуть раньше, не дойдя до вершины 3061. Спуск местами довольно крутой (до 25 градусов) с камнями и осыпью, идем в касках с самостраховкой палками или ледорубом (рисунок 22).

Рисунок 19 Дорога на г. Ходвцек

Рисунок 20 Дорога на г. Ходвцек

Рисунок 21 Группа на г. Ходвцек

При рассмотрении западного склона г. Косанраг (рисунок 23), становится понятно, что он нам не нравится на подъем и мы, как и предполагали при планировании маршрута начинаем подниматься по северному склону (уклон до 35 градусов). На северном склоне лежит осыпь из мелких камней с небольшими выходами скал (рисунок 24). В нашем случае и осыпь и скалы присыпаны небольшим слоем снега.

Рисунок 22 Траверс гребня по камням . Впереди видна г. Косанраг

В 12:50 выходим на верх г. Косанраг. Здесь сложено два тура, но записки нет ни в одном кладем свою. Делаем групповое фото (рисунок 25) и немного приспускаемся на обед по склону вниз, где не дует ветер. ЧХВ от г. Ходвцек до г. Косанраг 1 ч 35 мин.

Рисунок 23 г. Косанраг и её западный склон

Рисунок 24 Подъем на г. Косанраг по северному склону

Рисунок 25 Группа на г. Косанраг

Спускаемся вниз по пути подъёма, а вот обратно на г. Ходвцек идем без выхода на гребень. Плавно набираем высоту по северо-восточному склону. Под ногами небольшие камни или трава, а снега сантиметров 5-10 и идти удобно (рисунок 26). Этот путь рекомендуем при восхождении на г. Косанраг через г. Ходвцек.

Обратный путь мы прошли по пути подъема на г. Ходвцек и в 16:20 уже были в лагере, а ЧХВ спуска с г. Косанраг 2 ч 40 мин.

Рисунок 26 Подъем на г. Ходвцек по северо-восточному склону

N42053,757`

E44004.529`

Через поселки Верхний Мизур и Геологов к селам Нижний Унал и Цамад

День 5

02 января

-6°С слабый ветер

пос. Верхний Мизур - пос. Геологов - с. Нижний Унал

с. Цамад

Пройдено: 20,7 км

Набор высоты: +870/-1640 м

ЧХВ: 6 ч.30 м

Сегодня нам предстоит самый настоящий «день пешего туриста» - километров ходить нужно много и все по дорогам. Поэтому общий подъём в 6:30, а выходим уже в 08:20. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 27.

Рисунок 27 Карта маршрута 2 января

От места лагеря начинаем спускаться вдоль левого берега ручья по травянистому склону (рисунок 28). Местами траверсируем склон, если он слишком круто обрывается в ручей.

Приспускаемся до того места, пока де доходим до старого водозабора от него начинается тропа, переходящую в хорошую дорогу, идущую до газопроводной дороги (рисунок 29). По газопроводной дороге идти хорошо, так как она широкая и без снега (рисунок 30). По пути едим облепиху и шиповник. В одном из ручьёв в небольшом водоёме плавает рыба.

Рисунок 28 Характер склона при спуске вдоль ручья

Рисунок 29 Место пересечения проселочной дороги и газопроводной дороги

По пути осматриваем различные руины и пасущийся на холмах скот.

Но по дороге нам идти нужно только до ручья, вытекающего откуда-то изпод развалин Сахакат. Сворачиваем с дороги направо и спускаемся по местами крутому травянистому склону (рисунок 31), держа путь к месту слияния этого ручья и ручья, вытекающего из развалин Ксурта. По информации от М. Голубева где-то рядом с этим слиянием начинается тропка, выводящая на Транскавказскую магистраль А-164.

Рисунок 30 Газопроводная дорога. По пути встретили женщину, которая как профессиональный экскурсовод поведала о многих замечательных событиях этого края

По мере сброса высоты открывается вид на магистраль, и протекающую вдоль нее реку Ардон. Там везде лежит снег и царит настоящая зима. Решаем пообедать на склоне, не доходя до дна долины. Решаем пообедать на спуске. Время 11:55, ЧХВ от начала движения до обеда 2ч 40 мин.

Рисунок 31 Характер склона при спуске с газопроводной дороги к месту слияния ручьев

После обеда продолжаем спуск и действительно находим тропинку, по которой плавно спускаемся к автомагистрали (рисунок 32).

Рисунок 32 Спуск к тропинке

Переходим автомагистраль, а затем по мосту и р. Ардон у поворота на пос. Геологов. Вдоль орографического правого берега р. Ардон по проселочной дороге идем в сторону с. Нижний Унал. Местами дорога превращается в тропинку, а в одном месте дорогу размыло и спускаемся по крутому земляному склону (рисунок 33).

Рисунок 33 Место где дорогу, идущую вдоль левого берега р. Ардон размыло

Доходим до Нижнего Унала и идем по нему в сторону Верхнего Унала. Постепенно становится понятно, что предполагаемое место для ночевки выбрано неудачно из-за часто проезжаемых машин и общей населенности. Решаем (рисунок 34) подниматься вверх на автодорогу, ведущую на пер. Архонский. От юго-восточного края С. Нижний Унал по заросшей тропинке выходим на дорогу и идем по ней на север, до тех пор, пока дорога не повернет на юг. По дороге примерно каждые 5 минут проезжают автомобили. Воды по пути нет и склон вокруг имеет сильный уклон (рисунок 35). Один из вариантов для лагеря это воспользоваться ночевкой А. Сучкова [1], который ночевал на выхолаживании склона.

Рисунок 34 На краю с. Нижний Унал решаем, где нам сегодня ночевать

Рисунок 35 По дороге поднимаемся от с. Нижний Унал. Склон с права по ходу движения крутой и без воды

От поворота автомобильной дороги на юг начинаем подниматься по крутому травянистому склону и вскоре выходим к месту ночевки группы А. Сучкова. На месте предполагаемой ночевки воды не оказалось. Вместо этого встретили группу шашлычников, приехавших туда на машине. Здороваемся и по еле заметной дороге-тропинке продолжаем идти на восток, постепенно набирая высоту. Вскоре заходим в сосновый лес, а дорога превращается в давно забытую, но читаемую тропинку (рисунок 36). Продолжаем движение вдоль склона по тропинке, периодически укорачиваясь от веток. Наша цель - выйти на пересечение дороги и ручья Майрамдон, который шумит где-то внизу. Спускаться вниз к ручью и ночевать там нам не хочется: склон слишком зарос и нужно много сбрасывать по высоте.

Рисунок 36 Заросшая тропинка на склоне вдоль левого берега ручья Майрамдон

Постепенно тропинка теряется окончательно, и мы упираемся в крутые промоины на склоне. Решаем лезть «в лоб» на дорогу. Это был крутой подъем (крутизна склона до 40 градусов) среди негустого леса (рисунок 37). По дороге до ходим до её пересечения с ручьем Майрамдон, а воды-то в нём нет! Идем дальше по дороге до с. Цамад. В селе у местного жителя спрашиваем, где можно поставить лагерь и найти воду. Он показывает нам оборудованный родник и место для лагеря. При входе в с. Цамад справа от дороги построена современная историческая башня, а слева от дороги рядом располагается родник. С дороги родника не видно. И нужно специально обшарить местность чуть ниже дороги в районе башни-новодела.

Лагерь в 17:10 оборудовали в северной части села, на пустыре неподалеку от башень-захоронения. Вечером к нам пришли собаки знакомиться и дружить

Рисунок 37 Подъем вверх от заросшей и потерянной тропинки на дорогу

E44003.862`

N42052,459`

E44004.204`

Поворот от дороги на склон

N42052,200`

E44010.388`

N42051,810`

E44010.432`

От села Цамад и Дагом через перевал Архонский Верхний к стоянкам под плато Дашсар

День 6

03 января

Пройдено: 10,7 км

Набор высоты: +1200/-400 м

ЧХВ: 4 ч.50 м

Общий подъём в 7:00, а выходим уже в 08:45. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 38.

Рисунок 38 Карта маршрута 3 января

От места стоянки выходим на дорогу, ведущую на восток до с. Дагом. За нами следом идут четыре местные собаки, которые решили составить нам компанию. Доходим до Дагома, где нас лаем встречают около десятка местных псов, но они дружелюбны. И вот уже в сопровождении не менее десятка собак мы выходим из с. Дагом (рисунок 39).

Рисунок 39 Сборная стая собак из с. Цамад и Дагом

На повороте дороги к с. Донисар оставляем рюкзаки и идем осматривать башню Хестановых (рисунок 40). По пути к башне располагается ещё одна башня и ручей.

От места радиального похода к башням идем сначала по дороге на юг, и обходим по периметру забор чей-то даче. После забора движемся по травянистому склону, присыпанному снегом до проселочной дороги, ведущей в сторону перевала Верхний Архонский. На дороге местами лежит снег по щиколотку (рисунок 41), но местами на южных сторонах дороги снега нет и можно легко идти. Собаки продолжают идти за нами на перевал и ведут себя довольно дружелюбно (рисунок 42).

В какой-то момент хорошая дорога поворачивает на север к пастбищам, на которых пасутся животные. А мы находим то ли тропинку, то ли давно заброшенную дорогу в сторону перевала. Но вскоре она заканчивается и нам приходится продираться по редколесью, чтобы выйти на открытое пространство (рисунок 43).

Рисунок 40 Башня Хестановых

Рисунок 41 Дорога в сторону пер. Верхний Архонский

Рисунок 42 Собаки на привале

Рисунок 43 Вид на пер. Верхний Архонский с запада

На травянистом склоне где-то должна быть тропинка, но найти её нелегко. Движемся вверх и иногда находим остатки нужной нам тропинки.

Но все заросло, и тропинка быстро теряется.

В 12:10 останавливаемся на обед на травянистом склоне. Погода тихая и на солнце тепло. Справа по ходу движения протекает ручей Дувадоныстау, но вода в нем замерзла и её не набрать. ЧХВ до обеда 2 ч 30 мин. Во время обеда мы предприняли попытку отогнать собак. Село, в котором они к нам привязались, осталось далеко позади. И что они собираются есть было непонятно. На какое-то время они действительно исчезли. Но, как выяснилось позже, наше совместное путешествие еще не окончено.

После обеда идем дальше по травянистому склону в сторону перевала и под самым перевалом снова находим тропку (рисунок 44), идущую через перевал. Снега под ногами становится чуть больше щиколотки. В 14:30 выходим на перевал Верхний Архонский. На карте чуть ниже перевала отмечен родник делаем разведку к нему (хочет пить), но воды в нем в это время не оказалось, только лед.

Через перевал по хребту проходит проселочная дорога, по ней на север идем к южным склонам под плато Дашсар (рисунок 45). Очень быстро дорога превращается в тропинку на плато Дашсар, которая местами помещена турами.

Через некоторое время уходим с тропинки и движемся по склону на восток. Местами по пути приходится пересекать кулуары с осыпью и обходить крупные валуны (рисунок 46). Но в целом двигаться не сложно, так как снега на южном склоне немного и идти удобно (рисунок 47). Пожалуй, самый неприятный склон на спуск нам показался при спуске к месту ночевки (рисунок 48). На стоянку под большой камень приходим в 16:25. Вода есть рядом в роднике чуть ниже по слону, но течет очень слабо делаем сток из пластиковой бутылки.

Рисунок 44 Тропинка под перевалом Верхний Архонский с запада

N42050,742`

E44015.021`

Радиальное восхождение на плато Дашсар и гору Кариухох Главная

День 7

04 января

-7°С ветер средней силы

-2°С ветренно

радиально плато Дашсар + г. Кариухох Главный (1А, 3439 м)

Пройдено: 9,6 км

Набор высоты: +1305/-1305 м

ЧХВ: 5 ч.55 м

Общий подъём в 6:00, а выходим уже в 07:40. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 49. Выходим на верх впятером Марина остается в лагере.

Рисунок 49 Маршрут восхождения на Кариухох Главный 4 января

От места стоянки поднимаемся немного по склону, а затем траверсируем склон на северо-восток. Почти сразу упираемся в редколесье, которое растет между огромными валунами и идти становится сразу неудобно. На камнях лежит снег и нужно быть аккуратными. Как и при восхождении на Косанраг мы взяли с собой все личное снаряжение и веревку на случай, если нам захочется где-то её повесить.

Рисунок 50 Редколесье в валунах

За 40 минут доходим до подъемного кулуара, ведущего на плато Дашсар. По пути попадаются тропинки, по которым ходят животные, но в целом идем по заросшему травянистому склону.

Начинаем подниматься по кулуару вверх (рисунок 51). Крутизна склона доходит до 35 градусов и иногда где-то в кулуаре попадается подъёмная (спусковая) тропа, которая обходит заросли и валуны (рисунок 52). При выходе на плато Дашсар кулуар расширяется и выхолаживается (рисунок 53). Мы держим путь вверх и немного левее, куда по описаниям правильнее идти. Ещё чуть чуть и выходим на плато, на котором лежат камни и валуны (рисунок 54), проходим ещё немного, чтобы отдохнуть и внимательно изучить пути подъема на Кариухох. ЧХВ от лагеря до плато Дашсар составило 1 час и 40 минут.

Рисунок 51 Начало подъема по кулуару на плато Дашсар

Рисунок 52 Верхняя часть кулуара

Рисунок 53 Верхняя часть кулуара

Рисунок 54 Южный край плато Дашсар

При подготовке маршрута в отчетах неоднократно описывались проблемы с выбором пути [7, 11] подъёма от плато Дашсар к г. Кариухох Главная. Поэтому изучив все доступные нам материалы, мы выбираем кулуар для подъема и прохода между скалами, который расположен слева от камина. Весь путь подъема снизу не просматривается и складывается ощущение, что придется частично лезть по скалам. Но снизу видна скала на гребне, которая хорошо помогает ориентироваться (рисунок 55).

Рисунок 55 Скальный пояс Кариухоха

Пересекаем плато по направлению к кулуару и за 40 минут поднимаемся по травянистом склону, немного присыпанному снегом, к началу скального пояса (рисунок 56). От скал начинается узкий кулуар с осыпью (рисунки 57 и 58), по которой нужно идти плотной группой (рисунок 59). Крутизна склона в кулуаре по ощущениям достигает 30 градусов. Временами осыпь под ногами неприятно «едет» вниз и проще её обойти лазанием по скалам. Лазание в целом не сложное, но должны соблюдаться меры осторожности, чтобы не скидывать друг на друга камни. При прохождении кулуара в это время года (и вообще при наличии снега) нужно оценивать количество снежного покрова, который может скопиться наверху кулуара. И отменить восхождение, если большое количества снега будет повышать опасность схода лавины в кулуар.

Рисунок 56 Травянистый склон при подъеме к кулуару

Рисунок 57 Начало осыпного кулуара

Рисунок 58 Кулуар на подъеме к гребню в Кариухох от плато Дашсар

Рисунок 59 Местами кулуар узкий с подвижной осыпью

В 10:51 (за 30 минут) проходим приметную снизу скалу (рисунок 55) и выходим на гребень. Гребень представляет собой широкое поле, с травой и камнями (рисунок 60). Местами начинаются выходы скал, которые мы обходим или по траве, или по сыпухе, присыпанной снегом (рисунки 61 - 63). Практически сразу при выходе на гребень становится видна вершина, на ней установлена триангуляционная вышка и антенны с солнечными батареями. Слева по ходу движения начинают попадаться туры, и мы идем вдоль них. Крутизна склона при подъеме по гребню не превышает 15-20 градусов.

В 11:50 поднимаемся на вершину, высота по GPS 3439 м. ЧХВ от начала подъема по осыпному кулуару до вершины составило 1 час 25 минут. Делаем групповое фото (рисунок 64) и, немного приспустившись, обедаем. Наш путь спуска повторяет путь подъема, и он интересен разве что тем, что при спуске с плато Дашсар мы пытаемся в кулуаре идти по найденной там тропе, но которая в какой-то момент выводит на крутой травянистый склон и теряется. В лагерь возвращаемся в 15:15. А ЧХВ спуска с вершины до лагеря составил 2 ч. 5 минут. Здесь же и ночуем.

Рисунок 60 Южный гребень г. Кариухох Главный

Рисунок 61 Выходы скал на южном гребне

Рисунок 62 На гребне. Снег лежит на осыпи

Рисунок 63 Предвершинный взлет г. Кариухох Главный

Нужно сказать, что весь день при восхождении воды нам не попадалось и некоторое количество её нужно взять с собой. Отдельно нужно отметить, что на восхождение с нами ходили четыре пса из сел Цамад и Дагом (рисунок 65). Молодцы!

Рисунок 64 Группа на г. Кариухох Главный

Рисунок 65 Собачий патруль на пути к вершине

Высота над уровнем моря, м

Привал, на котором рассматриваем скальный пояс

N42051,768`

E44014.539`

Кариухох Главный

N42052,345`

E44014.255`

N42050,742`

E44015.021`

Через селение Цмити к Верхнему Фиагдону

День 8

05 января

+1°С ветер средней силы

0°С

сел. Цмити - пос. Верхний Фиагдон

Пройдено: 12,3 км

Набор высоты: +340/-1210 м

ЧХВ: 3 ч.35 м

Общий подъём в 7:00, а выходим уже в 08:50. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 66. От места стоянки движемся вниз мимо родника и постепенно уходим на восток траверсом склона. Подсекаем старую дорогу, по которой идем вдоль склона, придерживаясь направления на с. Цмити (рисунок 67). Примерно через один переход уходим со старой дороги и траверсируем травянистый склон все также в направлении селения Цмити. Временами нам попадаются животные тропы, которыми пользуемся с удовольствием.

В 10:20 доходим до местечка Халгон в котором расположены две башни: Цагараевых и Габисовых. Осматриваем их (рисунок 68).

Рисунок 66 Маршрут 5 января

Рисунок 67 Путь от места стоянки до башен

От Халгона вниз до Цмити ведет дорога, идем вниз, местами срезая петляющую дорогу по травянистому склону. Местами склон огорожен заборами для выпаса скота. Доходим до Цмити, осматриваем древние склепы (рисунок 69).

Рисунок 68 Халгон. Башни Цагараевых и Габисовых

От Цмити доходим до Верхнего Фиагдона, в котором находим уютные лавочки около памятника Коста Хетагурову. Отсюда мы ходим закупать часть продуктов на оставшиеся 4 дня похода. Попутно заказываем осетинские пироги и обедаем (рисунок 70).

Рисунок 69 Селение Цмити и чуть дальше Верхний Фиагдон

Рисунок 70 Здесь кормят осетинскими пирогами

Заходим в погранзаставу и забираем наши пропуска. От погранзаставы идем дальше вдоль обочины дороги до памятника И.В. Сталину, а затем перейдя по мосту ручеек уходим по тропинке на восток по крутому травянистому склону (рисунок 71). Тропинка выводит нас к автомобильной дороге, ведущей на перевал Какадурский. Пересекаем дорогу и траверсом оврага на склоне уходим к месту ночевки, которое расположено чуть выше с. Фазикау. Это место рекомендовал М. Голубев, когда гулял в этих местах в марте 2020 г. [5]. Здесь есть ровные площадки, а также вода в ручье и много сухостоя для костра. Ночлег расположен с северной стороны слона и поэтому кругом лежит снег и холоднее чем мы привыкли за эти дни. Время прихода на ночлег 15:05.

В этот день мы расстались с нашей собачей компанией так как кормить нам их было нечем, а выглядели они уже очень исхудавшими за три дня пути.

Рисунок 71 Тропа, ведущая на восток от памятника И.В. Сталину. Внизу видна окраина Верхнего Фиагдона

N42050,529`

N42050,447`

E44020.202`

Через перевал Какадурский и некрополь «Город мертвых» в кармадонское ущелье

День 9

06 января

-2°С безветренно

-3°С Слабый ветер

пер. Какадурский (н/к, 1788 м) - с. Фазикау некрополь «Город м - пос. Тменикау

мертвых» - в. 1845,4

Пройдено: 19,9 км

Набор высоты: +1050/-760 м

ЧХВ: 6 ч.00 м

Общий подъём в 6:30, а выходим уже в 08:30. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 72.

Рисунок 72 Карта маршрута 6 января

От места лагеря чуть севернее выходим на сельскую дорогу, которая идет по левому берегу ручья, но нам нужно на правый. Правый берег более крутой и местами заросший кустарниками, поднимаемся-продираемся. Выходим на хорошую набитую дорогу (рисунок 73) и быстро догоняем пастуха со стадом. Дорога до перевала ничем особенно не запомнилась кроме многочисленных ручьев и родников, которые стекают с южного склона Скалистого хребта. В 10:00 выходим на перевал Какадурский. Через перевал чуть ниже проложена автомобильная дорога, по которой проезжают машины с частотой раз в пять минут и поднимают клубы пыли. Нам это не нравится, и мы от перевала продолжаем движение по старой заброшенной и частично заросшей дороге (рисунок 74). Дорога петляет по слону, обходя овраги, но в конце концов мы снова спускаемся к автодороге.

Рисунок 73 Хорошая дорога от с. Дзуарикау к пер. КакадурПроходим немного по автодороге и снова по сельской дороге уходим выше на склон справа. Дорога ведет в нужном нам направлении, но постепенно уходит выше по склону а нам нужно вниз к мосту через реку Тхостдон у с. Фазикау. Спускаемся по травянистому склону, обходя огороженные пастбища (рисунок 75). Первоначальный план был пройти Фазикау насквозь и пройдя по мосту через р. Гизельдон двигаться по автодороге на запад к некрополю. Но нам не нравятся клубы пыли и оживленное автодвижение. Поэтому мы идем к некрополю по левому берегу Гизельдона.

К некрополю подходим в районе 12 дня. Около него оживленно и много туристов. Продают сувениры и еду. Часть группы ходит на экскурсию осматривать некрополь. Здесь же и обедаем за столом (рисунок 76).

Рисунок 74 Заросшая дорога пер. Какадурский проложена чуть выше

автомобильной дороги

Рисунок 75 Впереди виден поселок Фазикау

Через перевал Давгарский довольно большой поток автомобилей, а нам нужно в ту сторону. Решаем, что ходить вдоль потока машин нам не интересно и с дороги уходим направо по проселочной дороге. Проходим рядом с деревенским дворами начинаем подниматься вдоль правого ручья Лакадон. Наш замысел обойти перевал Давгарский справа траверсом через вершину 1845.

От ручья Лакадон начинаем подниматься по травянистому склону к едва заметной тропинке, которая была раньше проезжаемой дорогой. Местами на заросшей дороге лежит снег, но в основном растет трава. Выходим на пологую часть хребта, а затем к вершине 1845. По хребту местами хорошо видна старая дорога (рисунок 77). После вершины уходим на юг по проселочной дороге, которая вдет к вершине Арыком. Но очень быстро уходим в нее, так как нам нужно на восток и перевалить два ближайших отрога. На дороге начинают попадаться плакаты с сообщением, что мы находимся в приграничной зоне.

Рисунок 76 Некрополь «Город мертвых»

Рисунок 77 Дорога по хребту через в. 1845

После ухода с проселочной дороги мы пересекаем ручей, который течет в зарослях деревьев и пытаемся на другой стороне найти обозначенную на картах дорогу. Дорога действительно есть на местности, но она уже сильно заросла и двигаться по ней довольно затруднительно (рисунок 78). Через 700-800 м движения по заросшей дороге выбираемся на открытое пространство и дорога расширяется (рисунок 79). С нашего склона хорошо становится виден Тменикау и автомобильная дорога, ведущая на перевал Давгавский. Доходим до южных окраин пос. Тменикау и по дороге поворачиваем в кармадонское ущелье (рисунок 80). По дороге доходим до шлагбаума, тут же располагается и автомобильная стоянка. Чуть дальше погранпост, на котором у нас проверяют пропуска. Время уже позднее, и мы начинаем искать места для лагеря. Находим на травянистом склоне чуть выше тропы на 300 м дальше погранпоста. Рядом протекает ручей.

Рисунок 78 Участок сильно заросшей лесной дороги

E44023.238`

N42050,277`

E44023.366`

Парковка для авто в Кармадонском ущелье

N42049,123`

E44029.452`

N42048,568`

E44029.390`

По кармадонскому ущелью к верхним радоновым ваннам

День 10

07 января

-5°С безветренно

0°С

радиально Геналдонское (Кармадонское/Санибанское) ущелье ванны

+ верхние радоновые

Пройдено: 13,5 км

Набор высоты: +785/-785 м

ЧХВ: 3 ч.20 м

Общий подъём в 7:30, а выходим уже в 08:30. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 81. Пока собирались мимо лагеря прошел отряд пограничников и проверил у нас ещё раз документы.

От места ночёвки вверх по ущелью ведет хорошая дорога, местами присыпанная снегом. Стекающие боковые ручья, в данное время года местами образовали наледи, по которым нужно идти с осторожностью. Тропа пробита вплоть до верхних радоновых ванн и сейчас утоптана ногами многочисленных желающих погорячее искупаться (рисунок 84). На тропе стоят таблички, предупреждающие об опасностях схода лавин со склона или про сложный участок на тропе. В одном месте и правда висит старый ржавый трос, за который можно придерживаться при движении. Наиболее опасным местом оказался замерший ручей шириной около трех метров, при прохождении которого есть опасность соскользнуть вниз и улететь на 15-20 метров до выхолаживания на камни (рисунок 84). Чем выше по ущелью, тем снега на тропе и склонах становится все больше и опасность схода лавин возрастёт чуть позже, когда снега в горах станет больше (рисунок 83). Сейчас же об этом можно не беспокоиться.

С одним привалом к 10:30 доходим до радоновых ванн (рисунок 85). ЧХВ от лагеря до верхних радоновых ванн составило 1 ч и 45 мин. Здесь отдыхают альпинисты (?) из Ростова, чуть позже подходит ещё народ снизу.

Рисунок 81 Карта маршрута 7 января

Ванны в количестве 5 штук представляют собой огороженные из местных камней и песка углубления, в которых можно купаться. Во всех ваннах температура воды разная, а самая горячая в самой нижней ванне туда никто не осмеливается соваться. На улице минус, в ущелье солнышка ещё нет, а в воде можно сидеть только в шапке. Устраиваемся на обед: кто в ванной, а кто на «берегу». Примерно в 11:40 ванны начинает освещать солнышко и становится теплее. По прикидкам солнце в это время года освещает ванны не более, чем на 3 часа в день.

В 12:25 уходим обратно, накупавшись. Тем более начинают подходить снизу новые желающие окунуться. Проходим примерно половину пути обратно и встречаем группу мужиков в возрасте неспортивного типа с пакетами пива в руках, которые идут наверх. В 14:00 приходим в лагерь, сегодня полу дневка (рисунок 86). ЧХВ от ванн до лагеря 1 час 35 мин.

До позднего вечера рассуждаем успеют мужики обратно или нет. Наступает темнота, а их все нет. Вспоминаем про ледовый ручей и волнуемся. Но примерно через час появляются вдалеке фонарики...пять фонариков. Очень медленно проходят мимо нас, а мы идем в палатку спать.

Рисунок 82 Местами на тропе лежит снег

Рисунок 83 Склон справа от тропы на выглядит лавиноопасным при большем снегонакоплении

Рисунок 84 Опасный участок замерзшего ручья на склоне

N42045,292`

E44028.879`

Через поселок Кармадон и село Старая Саниба к перевалу Санибанский

День 11

08 января

пасмурно

00С безветренно

+50С

+20С

Слабый ветер

пос. Кармадон - восточные склоны г. Чинджинхох - сел. Ст Санибанский (н/к,1891 м)

арая Саниба - пер.

Пройдено: 19,3 км

Набор высоты: +1160/-820 м

ЧХВ: 5 ч.20 м

Общий подъём в 6:30, а выходим уже в 08:10. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 87

Рисунок 87 Карта маршрута 8 января

От места стоянки возвращаемся по дороге в сторону пос. Тменикау, навстречу проезжает машина с пограничниками, едущим на службу ещё раз показываем наши пропуска. Чуть проходим автостоянку и по тропе спускаемся почти к самому Геналдону. Выходим на грунтовую дорогу, которая ведет от пос. Кармадон к нижним радоновым ваннам. Вначале дорога идет без существенного понижения и идти по ней легко, но чуть позже на дорогу справа со склона стекает ручей, который образовал во всю ширину дороги наледь (рисунок 88). Идем с осторожность по наледи вниз, метров 600.

Проходим пос. Кармадон, захватывая его южную сторону (рисунок 89). Чтобы выбраться на дорогу, ведущую к селу Нижний Кани от нашей дороги поднимаемся чуть-чуть по склону вверх. Выходим на грунтовую хорошую дорогу (рисунок 90). Около Нижнего Кани местный житель приглашает зайти в гости, но мы отказываемся и идем к мемориалу в память о погибших при сходе ледника Колка (рисунок 91).

Рисунок 88 Наледь на дороге. А по бокам непролазные кусты

Рисунок 89 Разрушенные здания Кармадона

От мемориала нам нужно спуститься вниз к дороге и перейти по мосту Геналдон. Спускаемся вначале по травянистому склону, который затем превращается в сильно заросший мелким кустарником склон с камнями под ногами. Идти тяжело, благо, что вниз. Выходим на автомобильную дорогу, затем переходим мост и по дороге продолжаем идти по селения Старая Саниба. В селении обедаем в кафе при отеле «Горная Саниба». Кормят вкусно, а интерьер поражает обилием декораций.

Рисунок 90 Дорога от Кармадона до мемориала в память о погибших при сходе ледника Колка

Рисунок 91 Мемориал в память о погибших при сходе ледника Колка

От Старой Санибы к перевалу Санибанский ведет автомобильная дорога, по которой нам идти не хочется, и мы срезаем петли серпантина по грунтовой дороге, которая хорошо видна на космоснимках (рисунок 92).

В 15:55 мы на перевале Санибанский. Чуть раньше мы проходим оборудованный родник и набираем воды на ужин так как судя по картам дальше текучей воды не будет.

Рисунок 92 Полевая дорога

От перевала в сторону г. Час ведет грунтовая дорога и стоит указатель, предупреждающий о пограничной зоне (рисунок 93). Дорога довольно круто по хребту начинает забирать вверх. Проходим шлагбаум по пути, дальше начинаются места с выхолаживанием, и мы начинаем присматривать место стоянки. Внезапно за спиной слышим крики, оборачиваемся и видим пограничников, бегущих к нам. Видимо где-то по пути стоят датчики, которые сработали на наше движение и отряду пограничников пришлось в срочном порядке выезжать с заставы и потом бежать за нами в горку. Упс. Проверили у нас документы и попросили в другой раз звонить на погранзаставы, районы ответственности которых мы хотим посетить. Чтобы можно было договориться о проверке документов заранее, а не бегом гонять отряд. Всех призываю так делать!

Рисунок 93 Начало приграничной зоны

После встречи с пограничниками проходим ещё метров двести и слева от дороги находим свободный от снега травянистый участок с местами под две палатки. Время 16:40.

Начало наледи на дороге

E44034.294`

2059

Гора Час

День 12

09 января

0°С безветренно

г. Час (н/к, 2052 м) - плато Час слияние р. Суаргом и р. Терек

Пройдено: 9,1 км

Набор высоты: +215/-1285 м

ЧХВ: 2 ч.30 м

Общий подъём в 7:00, а выходим уже в 08:45. Карта отрезка пути на сегодня показана на рисунке 94.

Рисунок 94 Карта маршрута 9 января

Продолжаем идти по вчерашней дороге (рисунок 95) довольно быстро попадаем в место, которое у нас обозначено в маршруте как «пер. Санибанский Южный (н/к, 2100 м). Но перевала как такового здесь нет, есть перемычка на хребте. Чуть выше расположен пограничный наблюдательный пункт. Дорога продолжается дальше, местами она засыпана снегом, но везде широкая и проезжаемая на транспорте (рисунок 96). Постепенно мы покидаем зону леса и выходим на плато, где расположена г. Час (рисунок 97).

Гора представляет собой небольшой холмик, возвышающийся над плато. Сегодня солнечно и на плато ветрено.

Рисунок 95 Дорога к пограничному наблюдательному пункту

Рисунок 96 Дорога после пограничного наблюдательного пункта

Ещё при подходе к г. Час решаем, что спускаться будем с неё не сразу по северному склону, который зарос лесом и довольно крут, а пройдем плато насквозь на восток (рисунок 98) и затем спустимся по его северо-восточному склону, который не выглядит таким заросшим. Так оно и вышло. Доходим до последнего восточного бугра на плато и начинаем спуск (рисунок 99). Временами на травянистом склоне крутизной 25-30 градусов попадаются остатки тропы животных, но в целом спуск продолжаем без тропы. В 14:23 спускаемся к месту слияния рек Суаргом и Терек, а ещё через пять минут приезжает наш трансфер, и мы уезжаем во Владикавказ. Поход окончен.

Нужно отметить, что в наших погодных условиях траверс г. Час и всего плато прост и не сложен и не имеет категории 1А, как было описано в некоторых отчетах [6], [8], [11].

Рисунок 97 Дорога на плато г. Час

Окончание похода

N42050,175`

E44038.153`

Оценка категории сложности пройденного маршрута.

1. Продолжительность маршрута. Тфак= 13 дн xТmin = 8 дн.
  2. Протяженность маршрута.

Пфак 139,2 кмx Пмин = 120 км.

1. Баллы за локальные препятствия.

Перевалы: пер. Саварафиаг (н/к, 2488 м), пер. Ходский (н/к, 2700 м), пер. Архонский Верхний (н/к, 2423 м), пер. Какадурский (н/к, 1788 м), пер.Санибанский (н/к,1891 м): 8 балла.

Вершины:

г. Ходвцек (н/к, 3052 м), г. Час (н/к, 2052 м): 4 балла

г. Косанраг (1А, 3046 м): 5 баллов

г. Кариухох Главный (1А, 3439 м): 5 баллов

Всего за локальные препятствия:22 баллов. В зачет 18 баллов.

1. Географический показатель района похода. Центральный Кавказ: Г=5.
  2. Показатель автономности маршрута.

Маршрут проходил через несколько населенных пунктов, но для маршрутов 1-2 категории сложности коэффициент автономности маршрута согласно методике, равен А=1.

1. Коэффициент труднопроходимости Кт = 0,42.
  2. Коэффициент перепада высот.
  3. К=1+ОН/12=1+(98,75+10,73)/12=2.717

4. Интегральная оценка категорируемого маршрута за район в баллах Рб=Г * К*А = 5*2,717*1=13,58.
  5. Баллы за протяженные препятствия
  6. ППб = Кт*ППоб*(Lмар/L) = 0,42*24*(139,2/120) =11,69.

7. Общее количество баллов, набранных категорированным маршрутом по всем показателям
  8. КСб=ЛПб+ППб+Рб = 18+13,58+11,69=43 балла

Таким образом, по методике категорирования этот поход соответствует второй категории сложности (интервал 26 59 баллов).

Схема маршрута

На рисунках 101 ... 107 показана карта маршрута, с нанесенной на неё пройденным треком. Отмечены места ночевок (Н1...Н11). Везде на стоянках кроме последней ночевки (Н11) была жидкая вода. На Н11 топили снег, а на Н6,7 родничок еле течет.

Рисунок 100 Обзорная карта маршрута

Рисунок 109 Вариант запасного пути 3 января

Рисунок 110 Вариант запасного пути 4 и 5 января

Рисунок 111 Вариант запасного пути 6 января

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

На маршруте есть несколько опасных участков:

• автомобильные дороги, особенно пересечение транскавказкой магистрали
  • наледи на дорогах от замерзших ручьев
  • осыпи, в том числе под снегом, на склонах г. Ходвцек, Косанраг и при подъеме на хребет Кариухоха
  • крутые травянистые склоны необходимо проходить с
  • самостраховкой палками или ледорубом
  • при большом снегонакоплении следует отказаться от восхождения на г. Косанраг и Кариухох, а также от похода к верхним радоновым ваннам.

Итоги, выводы и рекомендации

По итогам похода можно сделать выводы и дать следующие рекомендации:

• на новогодние праздники погода в районе похода как правило хорошая, а снега на склонах немного. Но нужно быть готовым (по снаряжению и запасным дням) к аномальным метеоусловиям с сильными снегопадами и ветрами. Например, как было на новогодние праздники 2014-2015 г.г. [4]
  • в безветренную солнечную погоду на южных слонах Скалистого хребта можно ходить совсем по-летнему в футболке и штанах, а при желании загорать
  • при составлении маршрута мы ориентировались также на посещение местных достопримечательностей, которые советуем всем посетить
  • нам не пригодилась взятые кошки, страховочная система и веревка, но при менее благоприятных погодных условиях они могут понадобиться при восхождениях на г. Косанраг и Кариухох Главный. Каска и ледоруб мы использовали и рекомендуем брать тем, кто будет повторять набор наших технических препятствий
  • при планировании высоких ночевок на Скалистом хребте рекомендуется ориентироваться на ночные температуры до 15-20 градусов мороза. Для этого должен быть достаточный запас по обуви, одежде и температуре комфорта спального мешка
  • уверенная сотовая связь МТС была почти везде, кроме первых двух дней
  • в январе светло становится в районе 7 утра, а темнеет в 17
  • на маршрут нужно взять с собой очки или маску с защитой от солнца
  • рекомендуем обязательно посетить в походе кармадонские ванны, некрополь «Город мертвых», отдельно стоящие ванны, а также Верхний Фиагдон с его замечательными осетинскими пирогами.

Дополнительные сведения о походе

Сведения о материальном оснащении группы

Палатки NovaTour Pamir были выбраны благодаря наличию у них юбки. Длина юбки, как оказалось, могла бы быть и больше. И при сильном ветре снег может задувать под тент палатки. Приходилось отдельно закреплять края юбки на земле. И из-за недостаточно длины это было не очень надежно. Также у палаток отсутствует вентиляционные отверстия в «дверях». Поэтому, когда в палатке становилось душно, приходилось расстегивать «двери». Молнии на «дверях» одинарные. Вариантов, как открывать, особенно не было. Для походов в зимнее время года это не такая уж беда. Но летом, в условиях большого количества насекомых, может стать проблемой. В остальном палатки достаточно удобные. На трех человек места вполне хватает.

Лопаты. Мы брали две лопаты. У нас было мало снега поэтому на группу из шести человек вполне хватило бы и одной. Но заранее осадки предсказать невозможно. Так что выбор в пользу двух лопат был оправдан.

Веревка. Фактически не пригодилась. Бралась для восхождений. Т.к.

из изученных описаний предшественников не было до конца понятно, где можно пройти ногами, а где нужно вешать перила.

Кухнабор. Стандартный набор. За исключением скатерти. Скатерть не брали. Что иногда вызывало неудобства. Все приходилось размещать на разделочной доске. Также брали пластиковый половник из-за тефлонового покрытия кастрюли.

Термосы. Количество и объем термосов рассчитывался из соображений не менее 0,5 литра на человека. Горячих обедов у нас не предполагалось. Поэтому с утра дежурные готовили чай и разливали по термосам. Т.к. днем бывало довольно тепло, чая в термосах может не хватать.

Особенно при длинном переходе. Рекомендуется набирать воду бутылки. Пока светит солнце вода не кажется такой холодной. Кроме того, можно разбавлять чай. Если рассчитываете набирать воду в бутылки, то желательно взять с собой и изотоник.

Навигаторы. Мы брали два навигатора. Garmin Etrex 20. Устройство требует 2 батарейки AA. Основной навигатор был включен всегда при движении по маршруту. Расход в основном навигаторе составил 2 Li-ion батарейки и 4 NI-Mh аккумулятора. 14 батареек слишком много.

Спутник. Как выяснилось, связь в районе достаточно хорошая. МТС ловит практически везде кроме первых двух дней. Поэтому спутниковый телефон не пригодился. Ни разу им не пользовались. В не очень сложный поход, вполне можно не брать.

Также мы не брали рации. Это было верное решение. В условиях группы из 6 человек. В них совершенно не было необходимости.

Таблица 2 Наименование общественного снаряжения

Наименование

Масса, кг

Палатка NovaTour Pamir 3М (3 места)

3,4

Лопата

0,64

0,585

Веревка динамика 7,9 (42 м)

1,94

0,24

Аккумуляторы для навигаторов

0,16

Батарейки для навигаторов 14 шт.

0,245

Ремнабор

Итого

18,49

Сведения о питании на маршруте

Рацион

При планировании продуктовой раскладки использовались следующие принципы:

а) завтрак и ужин горячее питание. Обед холодный с горячим чаем из термосов (термосы наполняются утром во время завтрака. Объем термосов 0,5 л/чел)

б) крупы на завтрак требующие не более 3 минут варки

в) крупы на ужин требующие не более 10 минут варки, лучше до 3 минут

г) карманное питание индивидуальное, рекомендуемый вес 50 гр. в день

д) вес раскладки на человека в день до 600 грамм.

Пример дневного рациона в таблице 3:

Таблица 3 Пример дневного рациона

Продукты и ингредиенты

Вес гр./чел.

Завтрак

Крупа - Хлопья пшенные

Овкусняющая добавка в кашу - сушеная клюква

Сухие сливки/молоко

Сахар в кашу

Сыр

Чай

Сахар в чай

Обед

Сыр

Чесало (прокрученное со специями сало)

Белковые закуски - сушеные морепродукты и вяленное мясо

Сухари/хлеб

Чай в термосе

Ужин

Красная чечевица (с временем варки не более 10 мин)

Пеммикан (вываренное в жиру мясо)

Сушеные овощи

Чай в термоса

Соль

Кофе молотый

Итого вес дневного рациона, гр.:

Дополнения к рациону

В дополнение к стандартному рациону было решено, что каждый возьмет с собой пищевой сюрприз, на каждый перевал и вершину будет взята шоколадка, а также составлено специальное меню на новогодний ужин. В новый год было испробовано сырное фондю. На небольшой горелке в металлических кружках были растоплены разные сыры (рекомендации по сортам сыра для фондю можно найти в интернете), в которые погружались куски багета, обычного и с чесноком.

Данное блюдо оказалось очень простым в приготовлении и вкусным. Можно смело рекомендовать сырное фондю для приготовления в походных условиях.

Комментарии по выбору продуктов

а) Использование круп, не требующих длительной варки обусловлено

как желанием сэкономить топливо и время дежурных, так и отсутствием причин их не использовать. Выбор быстроваримых круп и хлопьев в столичных магазинах велик, а их вкусовые качества на достойном уровне. На завтрак использовались: хлопья пшенные, хлопья гречневые, хлопья овсяные, кус-кус. На ужин использовались: фунчоза, макароны, кус-кус, булгур (10-15 мин варки), красная чечевица (10-15 мин варки), рис пропаренный (10-15 мин варки), хлопья гречневые. Среди всех крупяных хлопьев, без предварительного согласования с группой, не рекомендуется использование рисовых т.к. их вкус и фактура часто многим не нравятся.

б) Чесало прокрученное через мясорубку сало со специями, является хорошей заменой кусковому салу т.к. многие кто не любит кусковое соглашаются на такую замену. При покупке готового стоит критически к нему отнестись, т.к. оно не всегда хорошего качества, например, может содержать куски измельченной шкурки. Рецепты самостоятельного приготовления, прокрученного со специями/чесноком сала можно найти в интернете.

в) При варке пеммикана хорошей заменой свиному подкожному салу является нутряное сало (как свиное, так и говяжье). Зачастую нутряное сало легче купить, чем несоленое подкожное свиное. Также в интернете, на широко известных ресурсах по продаже чего-угодно частными лицами, можно найти объявления по продаже уже перетопленного жира банками от 1 до 3 литров.

г) Белковые закуски - сушеные морепродукты и вяленное мясо отличная альтернатива сырокопченой колбасе. Вяленное мясо (джерки) может быть приготовлено самостоятельно (рецепты можно найти в интернете) или приобретено в магазинах. Особое внимание стоит уделить пивным магазинам. В хороших пивных ассортимент вяленных морепродуктов и мяса составляет десятки наименований. Можно попробовать и выбрать наиболее вкусные, а также наименее соленые. Будьте внимательны, покупные пивные закуски зачастую значительно пересолены!

Комментарии по упаковке продуктов

а) При упаковке утренних каш рекомендуется к крупе сразу добавить сухое молоко, овкуснитель, сахар и, очень важно(!), перед запечатыванием упаковки все тщательно перемешать. Перемешивание убережет овкуснитель от слипания, а сухое молоко, смешанное с сахаром и крупой, в дальнейшем, не образует комочков.

б) При упаковке сыра в походы с отрицательными температурами, рекомендуется заранее нарезать его на порционные куски и переложить вощеной бумагой/бумагой для выпечки/элементами оригинальной обертки сыра. Нарезка избавит дежурных от разрезания мёрзлого куска на равные части на снегу, а перекладывание бумагой убережет кусочки от слипания.

в) При упаковке круп на ужин можно сразу всыпать в крупу сушеные овощи и специи, это поможет дежурным их не забыть, а также сократить количество дополнительных пакетиков и баночек.

г) В данном походе для упаковки круп и пеммикана использовался бытовой выкууматор (можно купить в интернете). Это простое и компактное устройство позволяет сэкономить время, затраченное на упаковку, вес используемой и утилизируемой упаковки, а также получить удовольствие от самого процесса упаковки.

Заброска и закупка продуктов

На маршруте было несколько мелких населенных пунктов, в которых можно было попытаться организовать заброску и один крупный населенный пункт (Верхний Фиагдон) с магазинами.

От организации заброски в мелких населенных пунктах решено было отказаться из-за возможных сложностей (сложно найти нужный дом в частном секторе, где не всегда есть нумерация на домах, возможное отсутствие дома хозяина в момент прихода группы и т.п.).

В крупном поселке Верхний Фиагдон решено было посетить магазины и пополнить запасы. Закупить предполагалось все, кроме указанного списка: газовые баллоны, сухое молоко, пеммикан, сушеные овощи, кофе.

Проблем с закупкой не возникло, разве что был невелик выбор быстроваримых круп и вместо сухарей был куплен хлеб. Магазинов в Фиагдоне несколько, все небольшие. Выбор скуден и однообразен, однако вполне достаточен для наших нужд.

Оснащение кухни

• 2 идентичные горелки Primus Stove EtaPower EF
  • 2 совместимые кастрюли с радиатором емкостью 3 литра каждая (с термочехлом и чапельником)
  • 1 портативная навинчивающаяся горелка для приготовления кофе и фондю (в металлической кружке участника)
  • 1 Пластиковая доска
  • 1 Нож
  • 1 Половник
  • 1 Набор с солью и специями.

Система приготовления пищи Primus Stove EtaPower EF (рисунок 112) примечательна высокой эффективностью и экономичностью расхода газа. Имеет систему предварительного подогрева газа, ветрозащиту, а также термочехол, позволяющий дольше сохранять температуру содержимого кастрюль. Кастрюли, выпускаемые в комплекте с данной системой, имеют радиатор. К сожалению, данная модель уже не выпускается.

Рисунок 112 Система приготовления пищи Primus Stove EtaPower EF

Топливо

При планировании необходимого типа и количества топлива учитывалось:

• допущение, что возможно, для приготовления до половины горячих приемов пищи необходимо будет топить снег
  • высокая эффективность и энергоэкономичность выбранных для использования газовых горелок
  • сокращенное время кипячения воды при приготовлении горячих блюд т.к. выбранные крупы, в среднем, требуют не более 5 минут кипячения.

Таким образом, на основании опыта и вышеуказанных факторов, было решено взять 9 баллонов газа Tramp All Season 450. Газ приобретали в магазинах Владикавказа лица, осуществляющие заброску и выброску группы с маршрута.

По факту, только одно место ночевки было без доступа к жидкой воде и потребовало растопки снега для ужина и завтрака. За поход (12 ходовых дней) было израсходовано чуть меньше 6 баллонов газа.

Не использованные баллоны газа были подарены продавцу одного туристическо-охотничьего магазина Владикавказа.

Сведения о расходах участников

В таблице 4 приводим растет расходов группы и каждого участника на поход.