Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном маршруте 4 к.с. по Алтаю, совершённому группой туристов с 01.08 - по 15.08.2020 года
Справочные сведения о группе и маршруте Проводящая организация Российская Федерация, Новосибирская область, Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета, http://mountain.nsu.ru. Место проведения : Россия, Алтай, Катунский хребет. Общие справочные сведения о маршруте
Пройдено 7 категорийных препятствия 1Б - 2 шт., 2А – 2 шт., 2Б - 3 шт. Пройдено верёвок: веревок перильных на подъем 9, на спуск - 37, всего 46 веревок (из этих верёвок 4 уже были провешены на перевал Белухинский, но две из них мы продублировали). Видео с похода размещено на YouTube по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=WRhoPhX5p4Q&t=242s
Заявленная: Дер. Аркыт – д.р. Йедыгем – д.р. Менсу – лед. Менсу–-радиально под пер. Бийчанка (заброска ) – лед. Менсу – пер. Туристов (2А, 3100) – пер. Солнца(1Б, 3000)-пер. Весёлый(1Б, 3000) – пер. Бийчанка (2Б, 3200)- траверс пика Белуха Вост. (перевал ББС- пик Белуха Вост. – пер. Белухинский) (2Б*, 4506) – Центр. Плато Белухи – пер. Любимых жён (2А, 4370)– рад. Вер. Белуха Зап. – Зап. Плато Белухи – пер. 20-летия Октября (2Б*, 4178) – р. Мюштуйры – р. Кучерла – пос. Тюнгур Пройденная: Дер. Аркыт – д.р. Йёдыгем – д.р. Менсу – лед. Менсу–-радиально под пер. Бийчанка (заброска ) – лед. Менсу – пер. Туристов (2А, 3100) – пер. Солнца(1Б, 3000)-пер. Весёлый(1Б, 3000) – пер. Бийчанка (2Б, 3200)- траверс пика Белуха Вост. (перевал ББС- пик Белуха Вост. – пер. Белухинский) (2Б*, 4506) – Центр. Плато Белухи – пер. Любимых жён (2А, 4370)– рад. Северный Бугор – Зап. Плато Белухи – пер. 20-летия Октября (2Б*, 4178) – р. Мюштуайры – оз. Дарашколь – р. Кучерла – дер. Кучерла Обзорная карта проведения маршрута
Рисунок 1 – 1 – 3 день. Заход по Аргуту и Кучерле
Рисунок 2 – 3-10 дни похода. Заход по Йедыгему. Акклиматизационное кольцо. Траверс Белухинского массива
Рисунок 3 – 10 – 12 дни. Спуск с перевала20 лет Октября, спуск по Кониайры, подъём к оз. Дарашколь, спуск по р. Кучерла
Рисунок 4 – Выход по р. Кучерла в деревню Кучерла Определяющие препятствия
Все «лево» и «право», если не оговорено особо, считаются орографически. Указанный километраж с учетом районного коэффициента 1,2.
Суммарно пройдено 153 км с учётом рельефа. График движения заявленный
Рисунок 5 – Высотный профиль маршрута Изменения маршрута и их причины Маршрут по причине очень мощной группы и благоприятных погодных условий был, по факту, пройден на два дня быстрей даже оптимистичного плана. К примеру, 5 августа было пройдено сразу три перевала – перевал Туристов (2А), перевал Солнца (1Б) и перевал Весёлый (1Б), что сразу создало дополнительный временной задел в один день. Также у нас не было ни одного дня задержки из-за погоды. Не скажу, что погода прямо радовала – но кого она радует летом на Алтае? Таким образом, к концу маршрута (после спуска с перевала 20-летия Октября) у нас оставался запас времени в два дня, один из которых мы использовали на подъём (с рюкзаками) к озеру Дарашколь, посетить которое нам очень советовал Коля Балковой, и которое нас влекло с момента любования им с вершины 20-Летия Октября. Техническое описание прохождения и дневник маршрута Все лево и право, если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное. Светлое время суток: с 5 до 20. Идея похода Весной 2020 года стала понятно, что, скорее всего, никаких Средних Азий россиянам не светит по причине эпидемиологической обстановки, и нужно было думать, что делать, куда идти. Конечно, Алтай! Он по времени позволял сильно оптимизироваться, и вообще, летний Алтай – это отдельное дождливое удовольствие, которого в моём походном опыте ещё не было. Вообще, читая отчёты, я всегда для себя решал, что я уж точно летом на Алтай в поход не пойду, и если пойду на Белуху – то только зимой – оно и интересней, и вероятность намокнуть сильно меньше. Но вот так в 2020 году легли карты Вообще за этот поход огромное спасибо Гоше Шевелёву, который и явился главным идеологом и организатором похода, собрав костяк группы и проработав основную ветку маршрута. В какой-то момент Гоша осознал, что может в поход не пойти, и мы решили, что руководить буду я, дабы не подставлять уже находящуюся на низком старте группу. Так вот, идея похода… Хотелось взойти на Белуху, не пихаясь и не стоя в очереди на перила. И вообще пойти не самыми нахоженными тропами (хотя на Алтае они все такие, если честно). Плюс нужны была красота и логика маршрута. А самый логичный маршрут – линейный, и он позволяет максимально посмотреть район. И все хотели нормальной среднеазиатской высоты (пусть и с натяжкой), а её можно было получить только на траверсе Белухинского массива. Таким образом вырисовалась концепция – линейный маршрут с траверсом Белухинского массива. Вариант с заходом по Аккему или Кучерле был отвергнут, так как был риск не попасть в долину Менсу, которую тоже хотелось посмотреть. Собственно, решение задачи с таким количеством граничных условий оказалось единственным. Это маршрут от долины Менсу в долину Кучерлы через Белуху. Что мы с удовольствием и проделали. Дневник похода и техническое описание перевалов Деревня Аркыт – река Аргут – мост через реку Йедыгем
Для облегчения акклиматизации мы решили воспользоваться лошадьми. Это убыстрило подъём по Аргуту, Йедыгему и Менсу и позволило пройти поход в бодром темпе. Нам понравилось! Если финансы позволяют – рекомендую.
Рисунок 6 – Группа в начале маршрута на фоне заброски Из нашего опыта – обговаривайте все нюансы заранее. Нам по телефону назвали цену за лошадь на день, но «забыли» уточнить, что нужно оплачивать и путь лошадей от Джазатора и возвращение лошадей назад. То есть несмотря на то, что мы пользовались лошадиной заброской два дня – оплатили четыре (и то, после долгого и продуктивного разговора с демонстративным уходом обеих сторон и последующим возвращением). Также следует учесть, что несмотря на двух лошадей, на которых ехал наш груз, было ещё два конюха. Два – потому что тропа лошадям сильно не знакома (в отличии от Кучерлы или Аккема) и каждую лошадь ведут в поводе. На лошадях шла только часть груза, мы шли с нашими походными рюкзаками, в которых были и палатки, и еда на день, и спальники, и горелки и т.д. Чтобы не расслабляться, тренироваться и не зависеть от темпа лошадей. Стратегия себя оправдала, мы всю дорогу шли быстрей лошадей и успевали пообедать днём, поставить лагерь вечером. В общем, утром мы погрузили часть скарба на лошадей и двинули. Везде держитесь тропы, она есть до ледника Менсу. Обедали в живописном месте под скалой.
Рисунок 7 – Обед под скалой Где-то через два часа перешли мост через Йедыгем, и руководствуясь отчётами, что выше по Йедыгему места для стоянок с нормальным доступом к воде появляются только на расстоянии двух часов, и что лошадям после очень долгого вчерашнего перегона от Джазатора требуется отдых, встали на стоянку. Кстати, в леску за мостом было море грибов! По факту, стоянки даже для групп с лошадьми вверх по Йедыгему есть, и, если есть время – можно пройти ещё пару часов вверх по Йедыгему. Д.р. Йедыгем – д.р. Менсу
Вышли раньше лошадей на пару часов, чтобы потом не догонять, где-то в 6:30 утра. Везде отличная тропа, в пролесках растут грибы и ягоды, которые мы с успехом собирали. Везде хорошая тропа, не то, что по Кучерле или Аккему (как я позже узнал на своём опыте). Тропа не разбитая, так как «цивилизованные» туристы ввиду меньшей доступности района, сюда почти не заглядывают (и это хорошо!). Пообедали у перехода через боковой приток Йедыгема. К вечеру дошли до хорошего места для стоянки. Правда, алтайцы ввели нас в заблуждение, сказав, что дальше тропы для лошадей нет, а лошадиная тропа кончалась где-то через 20 минут хода. В общем, глаз да глаз нужен за ними. Ну ничего, размялись перед ужином.
Рисунок 8 – Группа на месте второй ночевки Д.р. Менсу – лед. Менсу - под перевал Туристов
Это был первый настоящий рабочий день, за который нам предстояло идти с полным грузом и с набором больше километра, поэтому поднялись рано – в пять утра, и вышли в 6:30. До ледника идёт тропа, кое-где промаркированная турами. Подъём на сам ледник пологий, по моренам. Затем мы двигались по моренному чехлу по левой части ледника по ходу движения.
Рисунок 9 – Путь по моренам к леднику Менсу
Рисунок 10 – Путь по морене на ледник Менсу Подойдя под подъём на перевал Весёлый, расположились на обед и оставили под камнями моренного чехла заброску (координаты N49° 50.145' E86° 40.618', высота 2500).
Рисунок 11 – Вид в сторону подъёма под перевал Весёлый Дальше продолжили движение по леднику Менсу. Ледник открытый, в нижней части без трещин, так что перемещались в кошках, но без связок. Подойдя под подъём на перевал Туристов (координаты N49° 49.645' E86° 39.101'), связались, так как правый карман ледника Менсу выкручивается и появляются трещины. Подниматься нужно обойдя поднявшись по Менсу чуть вверх и обойдя ледопад, выходящий из кармана ледника под перевалом Туристов справа по ходу движения. Ночевка была под перевальным взлётом перевала Туристов. По леднику течёт вода в промоинах, так что снег топить не пришлось.
Рисунок 12 – Перевал Туристов - в правом по ходу движения кармане ледника Менсу
Рисунок 13 – Вид в сторону кармана ледника Менсу, в котором находятся перевалы Туристов и 50 лет КПСС Пер. Туристов – пер. Солнца – пер. Весёлый
Перевал Туристов (2А) Подъём на перевал Туристов начали в 8 утра. Перевал Туристов ведёт с ледника Менсу на ледник Куркуре. Со стороны ледника Менсу он представляет из себя пологий ледовый склон, движение в связках и кошках. Перед перевальной седловиной проходит бергшрунд.
Рисунок 14 – вид на перевал Туристов и 50 лет КПСС со стороны ледника Менсу
Рисунок 15 – Бергшрунд под седловиной перевала Туристов, вдали видна весьма серьезная трещина В наших условиях он был забит снегом. По причине наличия бергшрунда организация лагеря около седловины кажется не совсем безопасной. Проще ночевать под перевалом. С перевала сняли записку группы туристов т/к ВШЭ (г. Москва) под руководством Кондрашкина Максима, они прошли перевал 24 июля 2020 года. Оставили свою запискузапищищу! Очень надеемся на то, что следующая группа не выкинет её, а донесёт до своего музея боевой славы, где поместит в экспозицию. Координаты седловины по GPS - N49° 49.122' E86° 41.521', высота – 2900 м.
Рисунок 16 – Записка с перевала Туристов
Рисунок 17 – Группа с запиской-запищищей на перевале Туристов От седловины спуск вниз-направо, держась ближе к скалам. Первая станция – на камне, на седловине много верёвочных петель от предыдущих групп. Верёвки достаточно новые, и после их проверки нагрузкой, мы использовали их для сбрасывания верёвки последним участником спуска. Кроме первой все остальные станции – ледовые. До низа перевала было провешено 3 с половиной верёвки. Внизу имеется большая трещина, которую мы обошли, держась ближе к скалам. Крутизна склона на спуск 30-45 градусов. В 9:40 были уже внизу перевала.
Рисунок 18 – Петли на перевале Туристов
Рисунок 19 – Вид на спуск с перевала Туристов с перевала Солнца
Рисунок 20 – Последняя верёвка с перевала Туристов, которая обходит трещину внизу перевала Перевал Солнца (1Б) Перевал Солнца ведёт с ледника Куркуре на ледник Северный Куркуре, подъём со стороны ледника Куркуре – пешком, в кошках и связках. Набор 100 метров.
Рисунок 21 – Перевал Солнца левей центра фотографии На перевале сняли записку группы туристов из Новосибирска, Москвы и Барнаула в составе Гончаренко, Рязанова, Немущенко, Скоробагатова, Яценко, которую они оставили 5 августа 2019 года. Координаты седловины - N49° 49.228' E86° 42.101', высота по GPS – 3057 м.
Рисунок 22 – Записка с перевала Солнца На перевале и заобедали, хотя было рано, так как решили в этот же день пройти и перевал Весёлый, время явно позволяло. Пока часть группы готовила обед, часть провесила первую верёвку на спуск. Мы организовали первую станцию на льду, но при менее опытной группе я рекомендую организовывать первую станцию на самом перевале, так как скалы до льда не очень удобные для спуска, лучше подстраховаться. В конце спуска находится достаточно широкий бергшрунд, который не представляется возможным обойти. Мы прошли его по снеговому мосту, но неопытным группам нужно иметь ввиду, что он может стать достаточно серьёзным препятствием, если моста не случится, и, в любом случае, на подъём придётся провешивать два-три метра весьма крутых перил.
Рисунок 23 – Обед на перевале Солнца
Рисунок 24 – Первая станция
Рисунок 25 – Чёрная точка – место второй станции на льду
Рисунок 26 – Бергшрунд под перевалом Солнца со стороны ледника Северный Куркуре Перевал Весёлый (1Б) Перевал Весёлый ведёт с ледника Куркуре Северный на ледник Менсу. Из-под перевала Солнца подход под перевал идёт траверсом почти без сброса высоты (фото). Проглядывается две седловины и, соответственно, два скальных кулуара для подъёма. Мне правый (по ходу движения) показался более логичным (фото). Подъём под перевал сперва в кошках и связках. Подойдя к скальному кулуару, сняли кошки и развязались. Набор высоты с ледника Куркуре до седловины перевала составил 100 метров. Седловина представляет собой достаточно узкий скальный гребень, мест для ночёвки нет.
Рисунок 27 – Вид на перевал Весёлый С перевала сняли записку той же группы, что и с перевала Солнца (группы туристов из Новосибирска, Москвы и Барнаула в составе Гончаренко, Рязанова, Немущенко, Скоробагатова, Яценко), они прошли перевал 6 августа 2019 года. Группа сомневалась в выбранной седловине. Причина их затруднения ясна. По отчётам предыдущих лет спуск с перевала пеший и по снегу (к примеру, по отчёту Говора Е.В. 1986 года), а с седловины, на которой мы оказались – достаточно крутая скальная верёвка. Вообще, седловина верная, просто ледник со стороны Менсу полностью стаял, обнажив скалы.
Рисунок 28 – Начало подъёма на перевал Весёлый
Рисунок 29 – Фотография перевала из отчета 1986 года, рук. Говор Е.В.
Рисунок 30 – А так выглядит западный склон перевала Весёлый теперь, в 2020 году, перевальная седловина на фото слева На седловине есть забитый крюк. Мы не стали пользоваться этой замечательной опцией, никто не знает, сколько этому крюку лет, но коррозией он слегка поеден, и организовали станцию на верёвочной петле из расходной верёвки.
Рисунок 31 – Спуск с перевала Весёлый Спуск до полого места кулуара, затем выход направо на скальную полку (чтобы не попасть под камни, которые сыплются при спуске участников). От скальной полки была провешена ещё одна верёвка по льду, так как лёд голый и достаточно крутой. Перевал по причине того, что сейчас на нём нет снега и льда, стал существенно камнеопасен и гораздо сложней на подъём, чем по старым отчётам, так как сейчас он со стороны ледника Менсу представляет скальный кулуар с крутизной до 40 градусов (у седловины). С перевала спустились в 4 часа дня, в пять дошли до зелёной поляны, которую присмотрели с перевала. На зелёной поляне воды не оказалось, нашли где-то на склоне снежник, и с него добывали, учтите это.
Рисунок 32 – Вид на место нашей ночёвки под перевалом Весёлый Ледник Менсу – заброска – перевал Бийчанка
И вновь встали рано, в пять часов, в 6:40 вышли. В этот день нам предстояло забрать заброску и пройти Бийчанку. Спуск по морене слева к леднику не представляет никакой сложности, спустились за 20 минут, быстро раскидали заброску по рюкзакам (ну как быстро… под час времени), и погрузневшие, и погрустневшие, под навалившимся гнётом, весело тронули по Менсу. На этом этапе у парней рюкзак весил приблизительно 25-30 кг. Ледник везде открытый, вначале шли в кошках без связок. Ближе к ледопаду начинается зона трещин, там связались. Обычно под перевал Бийчанка, судя по описаниям, подходят по траектории, показанной на фото.
Рисунок 33 – Вариант захода под перевал Бийчанка (из отчёта т/к «Вестра», г. Москва, 2019 рук. Попов М.А.) Но что-то нам этот вариант показался надуманным, и было принято решение идти через ранклюфт правее по ходу движению от скального отрога, где находится Бийчанка.
Рисунок 34 – Общий вид на перевал Бийчанка с ледника Менсу и маршрут подхода к нему Везде прошли пешком, без связок, по каменным плитам и по куруму, не выходя на лёд. В одном месте для подстраховки повесили верёвку. Камнеопасности в нашем случае не было. Судя по монолитным скалам, этот вариант подъёма достаточно безопасен. За одну ходку поднялись почти под начало перевального взлёта и встали на камнях, так как там было сухо и тепло, на снегу стоять не хотелось. Быстро пообедали и начали подъём. На фотографии показана наша линия подъёма. Координаты точки начала подъёма на перевал - 49°49'24.74"С 86°37'24.11"В. Хотелось бы отметить, что по описаниям поднимаются не так – чуть левей и под скалами по причине камнеопасности. В нашем случае мы за всё время обеда не увидели ни одного падающего камня и следов падения тоже сильно не было видно, так что мы выбрали более быстрый вариант, который по этой причине выглядел предпочтительней. Первая верёвка – через трещину. Вторая чисто по льду вверх, третья тоже по льду, четвёртая выходила на скалы, станцию организовали на скалах на петле. Пятая верёвка – по льду, сверху бросили ещё одну для скорости прохождения группой. По факту прохождения перевал Бийчанка – хорошая (а иногда и единственно разумная) альтернатива прохождению ледопада Менсу. В наших условиях была безопасна и вполне заслуживает категории 2Б, с интересным скальным участком и достаточно крутыми ледяными участками. В туре сняли записку группы турклуба «Экотур» под руководством Панафидина П.В. от 03.08.2020, они шли перевал на спуск.
Рисунок 35 – Записка с перевала Бийчанка Перевал Большое Берельское Седло. Полуднёвка
За этот день нам нужно было всего лишь подняться на Большое Берельское Седло, так что мы позволили себе встать не очень рано, часов в 6, и лениво потягиваясь, приступить к завтраку. Кстати, здесь, на леднике Менсу под ББС мы впервые увидели людей вблизи за все шесть дней похода (если не считать пафосной базы в районе слияния Йедыгема и Менсу). Это одна из важных причин выбора нами варианта захода по Йедыгему и Менсу – чтобы плечами не тереться с другими любителями горных красот. Красота требует уединённого созерцания в компании друзей, однако. В общем, нам нужно было набрать 300 метров, которые мы набрали за один переход, так как шли по следам огромного количества групп, двигающегося на ББС от перевала Делоне. Поднявшись на ББС, мы увидели большое количество палаток и туалетов. Но не отчаялись, и сместившись чуть в сторону пика ВДВ (кажется, так) заняли стратегическую высоту для наблюдения за всеми перемещениями и сидениями коммерческих туристов (если честно, просто других мест не было, а на трещинах и туалетах стоять не хотелось). Коммерческие туристы оказались непривычны к такой открытости при созерцании природы и размышленьях о вечном, если вы понимаете, о чём я, и отправили к нам переговорщика, по совместительству их гида. Не знаю, на что они надеялись, что мы снимем лагерь? Или построим двухметровую стену, дабы скрыть их от наших взглядов? В любом случае, переговорщик оказался нашим товарищем по походам, который неоднократно ходил с СГТ НГУ, так что мы премило пообщались, он рассказал о нынешней тяжёлой ситуации с границей, но миссию свою по изгнанию нас не выполнил, конечно. Вершина Белуха Восточная через перевал Белухинский – перевал Белухинский – Центральное плато
Подъём был ранний, в 4:30, дабы не толпится потом у перил, так как погода была ясная и намечался аншлаг на Белухинском и самой вершине. В 6:10 вышли. Движение в кошках и связках, так как везде могут быть трещины. По причине большого количества групп до Белухинского идёт натоптанная тропа.
Рисунок 36 – Общий вид на перевал Белухинский со стороны ББС, Белуха в облаках. Красная линия – маршрут подъёма на Белухинский Ледник слева от Белухи Восточной сильно поменялся и теперь вариант «по подушкам» не выглядит нормальным и проходимым – много сераков. Так что мы пошли «как все» - через Белухинский. На Белухинский были провешены перила, и нам повезло попасть в период некоторого затишья по людям, и первые две верёвки мы прошли без очередей. Дальше мы для ускорения перемещения, и дабы не ждать в очереди, провесили две верёвки, параллельные уже повешенным перилам, до седловины перевала.
Рисунок 37 – Подъём на перевал Белухинский
Рисунок 38 – Группа на перевале Белухинский С учётом количества групп записку даже не искали и не. В 11:20 первый участник поднялся на Белухинском, все собрались чуть перекусили, к 12:10 (с учётом некоторого затора на верёвках, связанного с параллельным движением с другими группами), мы бросили рюкзаки и отправились на вершину. Координаты седловины перевала Белухинский - N49° 48.166' E86° 35.424', высота по GPS – 4290 метров.
Рисунок 39 – Вид с Белухинского в сторону Белухи Восточной. Самой вершины не видно за предвершиной До вершины поднимались в связках и кошках, перед вершиной на самом скользком участке воспользовались уже провешенной верёвкой. Вид с вершины замечателен, поэтому провели мы там не мало, поиграли на укулеле и вообще радовались гипоксии и как дети, впадая в эйфорию. Даже взрослые дяди, которые были на Ленина, Маркса и т.д. Мы всё-таки сбежали от коронавируса и всей этой земной фигни на Белуху. Ура!
Рисунок 40 – Группа на вершине Белухи Восточной. На заднем фоне – Белуха Западная
Рисунок 41 – Распаковка (или запаковка?) укулеле на Белухе Спустившись с вершины, по-быстрому заобедали на седловине перевала Белухинский и в 14:30 начали спуск. Все станции с перевала Белухинский на льду, всего повесили восемь верёвок. Бергшрунд внизу был полностью забит снегом.
Рисунок 42 – Провеска перил на спуск, вид на Центральное Плато
Рисунок 43 – Вид на Белуху Восточную и перевал Белухинский с подъёма на перевал Любимых Жён Лагерь поставили ближе к подъёму на перевал Любимых Жён, то есть у северного края Центрального Плато - N49° 48.372' E86° 34.924'. Перевал Любимых Жён – радиально Северный Бугор – Западное Плато
Подъём на перевал Любимых Жён – в связках и кошках, идёт вначале по линии падения воды наверх, до гребня, а потом – чуть ниже гребня до седловины. Подъём без провешивания верёвок стал возможен по причине наличия хорошего фирна на склонах, в котором отлично делались ступени и который держал.
Рисунок 44 – Вид на Белуху Западную, Северный Бугор и перевал Любимых Жён
Рисунок 45 – Подъём на перевал Любимых Жён
Рисунок 46 – Перевал Любимых Жён На седловине тура не нашли, свой сооружать не стали. Координаты седловины - N49° 48.356' E86° 34.336'. На седловине были в 10 утра. Сразу же выдвинулись в стороны Северного Бугра радиально. Подъём на него представляет из себя весьма узкий снежный гребень, в обе стороны – достаточно крутые стенки, так что движение в связках, в случае срыва одного из участников – прыгать на противоположную сторону гребня.
Рисунок 47 – Подъём на Северный Бугор
Рисунок 48 – Вид в сторону Белухи Западной с Северного Бугра Координаты Северного Бугра - N49° 48.162' E86° 34.242', высота по GPS - 4437 м. По результатам измерений экспедиции в каком-то там году, в зависимости от количества снега на вершинах, он может быть выше Белухи Западной. В моих планах было восхождение на Белуху Западную, но МКК не рекомендовало это мероприятие для четвёрки. Не скажу, что я очень согласен, но смысла в том, чтобы идти на неё, действительно не много (от Северного Бугра около километра по гребню). Ну и сложность гребня как раз после Северного Бугра увеличивается. Спуск с перевала Любимых Жён – по льду, провесили пять верёвок. Внизу обнаружили место чьего-то лагеря, с весьма солидными снежными стенами. Судя по всему, это был лагерь экспедиции, снимающий упавший за несколько дней до нас вертолёт (другим вертолётом, конечно, а не на своих двоих). В этом замечательном месте натянули тент, чтобы не сгореть напрочь и расположились на обед, хотя было всего 11 часов дня. Но завтра нам предстоял спуск с 20 Лет Октября – изюминка похода, и нужно было пораньше лечь и пораньше встать, так что ранний обед укладывался в этот план.
Рисунок 49 – Маршрут спуска с перевала Любимых Жён После обедав связках выдвинулись под вершину 20 Лет Октября, в связках.
Рисунок 50 – вид на 20 Лет Октября с Западного Плато Подошли под подъём на 20 Лет и встали лагерем - N49° 48.953' E86° 31.915', высота 3991 м. Западное Плато – 20 Лет Октября – долина реки Мюштуайры
Встали рано, так как хотелось за день успеть спуститься до относительной зелёнки. В 7 уже были на вершине (N49° 48.955' E86° 31.492', 4150 м). Первая станция на ледорубах, последний участник закрутил бур ниже, и сбрасывал верёвку ледосбросом. Потом пять верёвок по скалам. Вначале движение по скальному гребню направо, ищите следы предыдущих прохождений, в удобных для станций местах везде забиты крючья, висят петли, если это не так – скорее всего, вы полезли куда-то не туда!
Рисунок 51 – Красивейший вид с вершины. Видны ледник Мюштуайры и перевал Вектор
Рисунок 52 – Начало спуска с перевала 20 Лет Октября
Рисунок 53 – На гребне вершины 20 Лет Октября. Спуск в сторону Мюштуайры В какой-то момент нужно уходить на правый ледовый склон. По нему мы провесили ещё 9 верёвок.
Рисунок 54 – Вид от станции на скальном гребне на ледовый склон и ледник внизу
Рисунок 55 – Ледовый участок спуска с вершины
Рисунок 56 – Маршрут спуска с вершины 20 Лет Октября Спуск с вершины завершили в 13:30. После спуска на ледник расположились на обед и заодно провели разведку дальнейшего спуска. Дальше спуск шёл вниз по ледник. Ледник не создал ощущения крутого, так что движение начали в связках, придерживаясь центра-правого края. После перегиба провесили одни горизонтальные перила для выхода на более пологий участок.
Рисунок 57 – Место, где понадобились горизонтальные перила
Рисунок 58 – Вид на вершину 20 Лет Октября и ледник под вершиной Выйдя на следующую ступень ледника, пошли прямо на спуск.
Рисунок 59 – Вид следующей ступени За перегибом ледник опять выкручивается, и понадобилось провесить ещё 5 верёвок.
Рисунок 60 – Вид на второй крутой участок ледника
Рисунок 61 – Вид на этот же крутой участок уже снизу, с озера. Наш ледник - справа После спуска с ледника начинается крайне неприятный осыпной склон, перемежающийся скальными плитами, по которым и под которыми течёт ручей. Нужно придерживаться правой стороны и идти в основном вдоль ручья. Главное – не выйди на скальные лбы, которые находятся ещё правей. На озере нашли удобное место для стоянки - N49° 48.864' E86° 29.121', 2633 м. Всего с перевала 20 Лет Октября было провешено 17 верёвок, из них пять по скалам, и 12 по льду. Перевал интересен, красив, и достаточно безопасен. У всех участников похода сформировалось сильное желание пройти его на подъём.
Рисунок 62 – Место ночёвки после прохождения перевала 20 Лет Октября Ледник Мюштуайры – д.р. Мюштуайры – д.р. Кониайры
Спуск к леднику Мюштуайры идёт в основном вдоль ручья, вытекающего из озера.
Рисунок 63 – Вид на долину ледника Мюштуайры от места ночёвки После спуска к леднику по правой морене идёт промаркированная турами тропа. Лучше её не терять, особенно в лесной зоне. По буреломами карабкаться – то ещё удовольствие. Я лично опробовал его на себе.
Рисунок 64 – Справа от водопада (по направлению взгляда) – начало подъёма на перевал В том числе по причине нетривиальности тропы чутка подзадержались и на стоянку встали часов в 7, наверное, вечера. Зато в совершенно замечательном (особенном после всех этих ледников) месте. Поляна, дрова, вода жидкая…
Рисунок 65 – Культур-мультур, однако Координаты стоянки - N49° 49.395' E86° 25.139', высота 1900 м. Стоянка у разливов в связи со слиянием Мюштуайры и Кониайры. Д.р. Кониайры – оз. Дарашколь
У Гоши со вчерашнего дня начала болеть десна, и вообще мы попытались заказать транспорт в Тюнгур на 14ое вечер, то есть через три полных дня. Но ещё с 20 Лет Октября мы любовались Дарашколем, а Коля Балковой рассказывал про все его достоинства и красоты, особенно напирая на замечательное место ночлега прямо на мысу посередине озера. Я, если честно, думал, что группа подустала и будет против этой идеи. Но как-то так получилось, что после обеда мы очень плавно собрались и двинули на Дарашколь. С высоты ноября я смотрю на это мероприятие с удовольствием, но вообще, если бы я знал, что там за подъём, и что водитель всё-таки согласится приехать пораньше – ни за что бы мы туда не пошли… В общем, выдвинулись мы на Дарашколь точно позднее двух часов. Через полчаса перебродили Кониайры и начали подниматься вдоль Йолдоайры. Тропа – одна из красивейших, из того, что я видел в горах – идёт по крупным камням, между которым течёт бирюзовая река. Словами, да и на фотографиях это не передать… В общем, пришли мы на озеро близко к закату, часов в 8 вечера, Гоша совсем разболелся, поднялась температура, но шёл хорошо, начали кормить его антибиотиками.
Рисунок 66 – Тропа по Йолдоайры
Рисунок 67– Наш лагерь на мысу Озеро Дарашколь – р. Йолдоайры – р. Кучерла
Собственно с этого места описывать сильно нечего. Вдоль Кучерлы идёт промаркированная тропа. Единственное – закладывайте на маршрут от Дарашколя до Тюнгура побольше, чем два дня. Тропа до стоянок на северной оконечности пешая, и в принципе, в нормальном состоянии. В районе баз на северной оконечности Кучерлинского озера она становится конной и приходит в катастрофическое состояние. Все мои походы всегда проходили вдали от «цивилизованных» маршрутов, и я даже представить не мог, что такое может быть. Тропа разбита лошадьми до состояния «корни выступают из земли на 20 сантиметров», где нет корней и камней – жидкая грязь. Когда я пойду летом в следующий раз – ни за что не пойду по конным тропам по Аккему или Кучерле. Мне кажется, гораздо приятней будет идти по Большому Колагашу, а там переваливать или на Кучерлинское, или на Дарашколь. Вы потеряете день-два, и сохраните душевное равновесие. Река Кучерла – дер. Кучерла
Шли-шли и пришли. Хотелось бы отметить, что сейчас сделали хороший мост через Катунь в Тюнгуре, да и в деревне Кучерла дороги нормальные, так что имеет смысл договариваться с водителем о том, чтобы он забирал группу из деревни Кучерла, а не из Тюнгура. Зачем бить ноги по не очень-то красивой дороге? К тому же в Кучерле есть несколько баз, и можно остановится на них в ожидании водителя, они явно дешевле, чем в Тюнгуре. Другой вариант – встать чуть не доходя до моста через Кучерлу. Итоги, выводы, рекомендации
Также в ней теперь есть нормальные базы, где можно остановится. Благодарности Группа выражает благодарность: Георгию Сальникову, Сергею Сальникову, которые помогли в разработке маршрута, Александру Селютину за оперативное реагирование на запросы и просьбы, передаваемые по спутниковому трекеру. И всем, кто нас провожал, и кто нас встречал с маршрута! Материальное обеспечение группы Общественное и личное снаряжение, ремонтный набор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению горных походов. В группе был спутниковый трекер фирмы Garmin – Garmin InReach SE+, данный трекер имеет возможность посылать и получать сообщения с использованием спутниковой сети Иридиум. Трекер использовался для написания сообщений нашему связному в Новосибирске для передачи информации о продвижении группы. Расчет продуктов был около 550 гр. на человека в день, без топлива. Готовка продуктов производилась на двух газовых горелках MSR Reactor, а также на обычной газовой горелке фирмы Primus OmniFuel. Суммарные расходы группы на поход составили около 22 тыс. р. на человека, включая дорогу. Из них на еду – 4 тысячи на человека. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||