Полезное > Обзоры печати и кино >

Автор: Павел Шабалин, Киров
Источник: Alpinist Magazine

Герой Советского Союза.
Cтатья про Аксу в американском журнале «Альпинист»

Прошло три месяца с момента нашего последнего восхождения на Аксу, восхождения, которое заставило меня взяться за перо. Любой юбилей побуждает задуматься, подвести итог. Помню первое высказывание об этой горе тогдашнего моего кумира Лимара – «Всем, кто на Аксу залез, звание Героя Советского Союза давать можно». И еще одно – из него же – «Длинная гора, ох какая длинная… Вот Ушба еще такая же».

Мы сидели с ним за пивом с шашлыками на «школе» Чемпионата Союза после выяснения отношений на скалах Янгиабада. Легендарный Лимар – Шура Лимаренко, только что в очередной раз ставший чемпионом СССР, и я – молодой, задиристый выскочка, возомнивший себя Мастером. Час назад Лимар в связке с Тимохой (Серегой Тимофеевым) привез нам двойной отрыв во время восхождения по контрольному маршруту высшей категории сложности. Прихлебывая пиво, он продолжает рассуждать о Горе. «Понимаешь, нашей свердловской команде дали тогда третье место на чемпионате страны, и за что? За то, что мы вместо 10 дней 12 лезли. А если она быстрее не ходится? Вон, Попов в 86-м тоже только вторым стал потому что 13 суток бодался, хотя никто просто не верил, что там можно пролезть. Мужиков на стену как на войну провожали, там весь цвет технарей Союза собрался. Очный Чемпионат СССР был, 8 команд из разных республик. Ну, и судьи, конечно, как же без них… До сих пор спорят, залез Попов там, где нарисовал в отчете, или нет. Через неделю после его старта непогода началась и судьям ничего не было видно, сплошная облачность. А я так считаю, что ежели Попов говорит, что залез – так оно и было. Иркутяне врать не будут, серьезные мужики. А второе место им дали за то, что по правилам соревнований надо укладываться в 10 дней. А не уложился – значит лазать не умеешь. И смех, и грех. А если она быстрее не ходится? Ну вот мы сейчас самые быстрые стали, всех сделали, так что ж мы, два года назад лазать не умели? Ни фига, просто вот такая вот стена длинная. И тяжелая. В команде и у нас, и у Попова по шесть человек было, так к концу все упахались. Что-то значит неладно у нас в королевстве, может правила менять надо? С 1982 года только на маршруты Трощиненко да Кавуненко народ еще лазает, потому что в десять дней укладываются. А на другие и не лезут. Или страшно, как Мошниковский маршрут, например. В тот кулуар только залезаешь, так сразу убивать камнями начинает. Или очень уж продолговато, как наш 1988 года (Першинский) маршрут. И лезть долго, и места на чемпионате не займешь. Я уж про Поповский путь и не говорю. Туда вообще, наверное, не скоро сунутся».

Слушая Лимара, я ел прекрасные узбекские шашлыки с холодным пивом и мысленно переносился туда, в загадочное ущелье Ляйляк, где находится самая крутая стена Союза. Я, Павел Шабалин, капитан команды города Кирова, в этом, 1990-м году проложившей новый суперсложный маршрут на кавказскую красавицу – легендарную Ушбу. Вкусивший наркотическую сладость больших стен, задумавший покорить альпинистский мир чем-нибудь новым, рискованно сложным и опасным, чтобы сказать свое «Я» здесь, в СССР, а потом… Впрочем, так далеко мои планы в тот год не простирались, а для реализации честолюбивых амбиций северная стена Аксу подходила как нельзя лучше. Вот с нее-то мы и начнем на будущий год!

А тогда, в 1991 я так и не решился на попытку восхождения на Аксу. Чем ближе мы подходили к стене, тем страшнее она казалась. Это было что-то огромное, закрывающее собой ущелье и нависающее над тобой как гигантская птица с расправленными крыльями. Судейская коллегия специально занизила рейтинг маршрутов на Аксу, опасаясь несчастных случаев в командах во время Чемпионата. Увы, спасательных вертолетов в то время там не было (да и сейчас нет), а ЧП случались в каждой третьей группе, совершавшей попытку восхождения. Вот такая была печальная статистика…

Слава богу, у нас хватило тогда ума признать, что мы просто пока не готовы к такому.

Проведя два месяца в районе, мы облазали все соседние горы, так и не решившись бросить вызов Аксу. В какие только переделки мы ни попадали в тот год, нон-стоп восхождения в течение 15 дней в любую погоду – это было прекрасной школой для нашей молодой команды. И даже то, что мы заняли всего четвертое место в Чемпионате СССР, меня совершенно не расстроило. Те же Лимар с Тимохой, выступавшие параллельно за первую команду России, в очередной раз стали Чемпионами. Но при этом и они не залезли на Аксу! И мы, и они ходили шестерочные маршруты на пики: Адмиралтеец, Блок, Искандер – великолепные гранитные исполины, прекрасные сами по себе. Однако будучи взяты в сравнение с Аксу, все они безнадежно проигрывали. Их сухие восьмисотметровые западные, южные и восточные стены не шли ни в какое сравнение с полуторакилометровым отвесом северной стены Аксу. И, уезжая домой, я уже носил в себе дерзкую мысль.

Значимые восхождения

В соревнованиях по альпинизму участвует с 1988 года.
• 1990 — 1 место Чемпионат России. Пик Ушба новый маршрут 6-й категории трудности.
• 1991 — 4 место Чемпионат СССР. 3 восхождения на пик А.Блока 6 к/тр.
• 1992 — 2 место Чемпионат России. Пик Аксу 6 к/тр. в двойке с Антоновым А. Первое прохождение Северной стены пика Аксу в двойке.
• 1992 — 1 место Чемпионат СНГ. Пик Свободная Корея 6 к/тр. — зимой.
• 1993 — 1 место Чемпионат России. Пик Аксу 6 к/тр. в тройке с Антоновым, Медведевым.
• 1994 — 1 место Чемпионат России. Пик Аксу новый маршрут «Нос» 6 к/тр.
• 1995 — 2 место Чемпионат России. Пик Аксу 6 к/тр. в двойке с Антоновым.
• 1995 — 1 место Чемпионат СНГ. Пик Аксу 6 к/тр.
• 1995 — вершина Пти-Дрю «Американский директ».
• 1996 — Пик Аксу 6 к/тр. в двойке с Тухватуллиным.
• 1997 — 4 место Чемпионат СНГ. Пик Аксу 6 к/тр. новый маршрут.
• 1998 — 1 место Чемпионат России. Пик Аксу 6 к/тр.
• 1998 — вершина Чангабанг (Гималаи) 6 к/тр. новый маршрут. Номинация на Международную премию «Золотой ледоруб».
• 1999 — 2 место Чемпионат России. Пик Аксу 6 к/тр. — первое зимнее восхождение.
• 1999 — Эль-Капитан «Зодиак».
• 2001 — Гранд-Капуцин «Директ».
• 2002 — 2 место Чемпионат России. Пик Аксу 6 к/тр. новый маршрут в двойке с Тухватуллиным. Международная премия «Золотой карабин» Евроазиатской ассоциации альпинистов за лучшее восхождение сезона.
• 2004 — Восхождение на Эверест 8848 м по центру Северной стены.
• 2005 — 1 место Чемпионат России. Пик Хан-Тенгри по Северной стене 6 к/тр. Первое прохождение стены в двойке (с Тухватуллиным).
• 2006 — пик Хан-Тенгри с юга.
• 2007 — Восхождение на К-2 (Чогори) 8611 м по центру Западной стены было признано лучшим российским восхождением сезона.
В общей сложности совершил 30 восхождений высшей 6 к/тр, 9 раз поднимался на вершины высотой более 7000 м.[2]

Отдельное спасибо федерации альпинизма России за перевод

Русский вечер в Тренто

Павел Шабалин, Ильяс Тухватуллин.
Первое прохождение в двойке в альпийском стиле