Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Алексей Михацкий, г.Киев

Отчет о горном туристском походе 2 к.с. по району Швеция, хребет Сарек совершенном с 16 июля по 27 июля 2018 г

Справочные сведения о походе.

Горный поход второй категории сложности в районе хребта Сарек, Швеция, пройден с 16 по 27 июля 2018 года группой из семи человек по маршруту: т/б Stora Sjofallet – оз. Горчеяуре – перевал Балгесгарса (н/к, 660м) – оз.Риссаяуре – р.Слюгга – р. Гухкесваккйакка – оз.Льенти – ущ.Ахпар – лед.Руопсокйегна – пер. Руоп (1Б, 1730м., п/п ) – р. Алеп Басста – р. Чогнорис – лед.Чогнорис – пер.Спийка (1А, 1625 м ) + пер.Сварта (1Б, 1780м, п/п ) – лед.Микка – пер.Вардас (1Б, 1790м, п/п )– лед.Вардас – лед. Суоттас – пер.Гавель (1Б, 1730м, п/п рад вых) – р.Орьеп – оз.Нуортап – оз.Слиекко – пер.Слиекко (н/к, 780) – плотина оз. Суорва - т/б Stora Sjofallet.

Маршрут протяженностью 129 км пройден за 12 дней. На подходах для преодоления озер трижды использовалась пляжная надувная лодка.

Все заявленные перевалы пройдены. Маршрут соответствует заявке по запасному варианту 2. Перевал Гавель (1Б, 1730м) пройден радиально с северной стороны.

Состав группы.

ФИО

Обязанности в группе

1

Михацький Олексiй Юрiйович

Руководитель

2

Гордєєва Надія Костянтинівна

Финансист

3

Грипась Володимир Олексiйович

Фотограф

4

Борох Юрiй

Ремонтник

5

Чубич Орина

Летописец

6

Пустильник Наталя

Медик

7

Скиба Юлiя Миколаївна

Завхоз

Организация заезда.

Группой был принят как оптимальный по срокам и полной фактической стоимости следующий вариант заезда:

Участок заезда

Вид транспорта

Стоимость

Продолжительность

Аэропорт Борисполь -аэропорт Арланда

Самолет компании МАУ

Багаж 23 кГ, в салон 7 кГ

2300 грн, плюс 60 грн добраться из Киева в аэропорт.

9:30 ...11:00

Аэропорт Арланда -Ж/Д вокзал Стокгольм

Автобус компании SWEBUS

300 грн

50 минут

Ж/Д вокзал Стокгольм -станция Елливаре

Поезд компании SJ, ночной без пересадки

2100 грн сидячие места

18:00 ...9:00 , плюс поезд опоздал на 2 часа.

Станция Елливаре -турбаза Стуру Шофаллет

Автобус компании Norrbotten Trafiken

40 евро

1 час 20 минут

Таким образом, на переезд было потрачено около 30 часов, а полные транспортные расходы «туда-обратно» составили 12 000 грн или 400 евро по текущему курсу.

Можно слегка экономить:

  • заранее по Интернету оплатить билеты на автобус Norrbotten Trafiken - тогда будет не 40 евро, а 36 евро.
  • на обратном пути не ехать в Стокгольм, а сразу выходить в аэропорту Арланда – экономия 300 грн.
  • на вокзале в Стокгольме не пользоваться платным туалетом, а ходить с бутылочкой – экономия 35 грн за 1 раз.

Во время ожидания поезда в Стокгольме (порядка 5-6 часов) были приобретены газовые баллоны (магазин спорттоваров, 20 минут от ЖД вокзала), и сыр на весь поход (гастроном ICA, 12 минут от ЖД вокзала). Цена на баллоны и на сыр (именно настоящий сыр !) одинаковая что в Киеве, что в Стокгольме.

Техническое описание маршрута.

Подход.

Автобус №94 от Ж/Д станции Елливаре едет до турбазы Stora Sjofallet примерно 2 часа, на повороте вдоль озер – смена водителя. За 30 минут до турбазы имеется остановка Saltaluokta, где много туристов выходит на переправу через озеро.

Остановка Stora Sjofallet находится в стороне от дороги, на территории турбазы. Турбаза выходит на левый берег озера Паййоб-Лулеяуре, куда впадает водопад с верхнего озера Горчеяуре. Перемычка между озерами – естественная ступень бараньих лбов.

Вернувшись на дорогу (фото 1), за один переход проходим по ней через небольшой «автомобильный перевал» к верхнему озеру и от таблички- указателя сворачиваем на тропу к водопаду. Тропа сначала идет через кусты (фото 2), затем влево на гряду бараньих лбов (фото 3). Подойдя к бухте верхнего озера (фото 4), из которой сбрасывается мощный водопад (фото 5), находим подходящее место спуска лодки на воду среди крупных камней, из которых состоит берег озера. Оценив силу и направление ветра (5-6 м/с в сторону водопада), останавливаемся на ночлег (фото 6). От турбазы – два часа.

На следующий день утром штиль. За 2 часа переправляемся на левый берег озера Горчеяуре на правый берег (фото 7, фото 8) в узком месте на входе в «водопадную» бухту. Протяженность переправы – 110…120 метров. По средней и крупной осыпи, заросшей редкими кустами, за четверть часа выходим на широкую (возможно, конную) тропу, по которой сворачиваем влево. Тропа ведет к домикам «правобережного филиала» турбазы Stora Sjofallet и имеет ответвление в сторону водопада.

После ручья тропа расширяется и похожа на дорогу для гусеничных снегоходов. Выйдя к «филиалу турбазы» (ориентир – причал), дорога заканчивается, а узенькая тропа продолжается от жилого домика (фото 9, не путать с дровяным сараем !) на юг, в высокорослом лесу, до текущего с перевала Балгесгарса (н/к, 660 м) ручья, и постепенно поворачивает вправо. Затем начинается набор высоты, тропка выводит в березовое криволесье и идет по широкому осыпному гребню (фото 10), за границей леса выходя на

Фото 1. Ответвление дороги к турбазе Stora Sjofallet.Группа перед выходом на маршрут.

Фото 2. Тропа к водопаду.

Фото 3. На бараньих лбах по пути к водопаду.

Фото 4. Водопадная бухта .

Фото 5. Водопад из озера Горчеяуре.

Фото 6. Площадки у водопадной бухты.

Фото 7. Переправа участников, по 1 чел.

Фото 8. Переправа рюкзаков, по 2 шт.

Фото 9. Домик, от которого продолжается тропа на перевал Балгесгарса.

Фото 10. Широкий осыпной гребень на границе леса по пути к перевалу.

Перевальное плато с озерами (фото 11), где удобно обедать и купаться. От домика – 2,5 часа.

С перевала тропа без потерь высоты (фото 12) огибает хребет и уводит вправо мимо небольших озер. За резким поворотом влево-вниз по расщелине, в сторону реки Риссакъйокко, двигаться по тропе не имеет смысла (не туда), движемся по азимуту через березовое криволесье до озера Риссакъяуре (фото 13). Кроме собственно озера, ориентиром может быть крыша избушки на противоположном берегу. Вследствие адской жары (30 С) много купаемся. Озеро Риссакъяуре заканчивается истоком р.Спаднейокко. Поток очень мощный, широкий, переправа вброд проблематична, по крайней мере в период высокой воды.

Пройдя 500 м. до окончания порогов, переправляемся вплавь по спокойному руслу шириной 30 метров с медленным течением, а рюкзаки за 1 час перевозим на лодке (фото 14). Ночлег на левом берегу на травянистой полке в лесу, которым заросла ледниковая морена. От перевала Балгесгарса – 5 часов, включая обследование порогов и переправу.

От истока р. Спаднейокко движемся по заросшим моренным отложениям, постепенно выходя к руслу р.Слюгга. Последние деревья растут возле красивого водопада, откуда сперва вдоль реки, потом в юго-западном направлении ведет по тундре малохоженная тропа. Ориентиром направления движения являются левобережные песчано-галечниковые террасы, а по мере набора высоты – ледниковый массив Ахпар (фото 15).

Двигаясь по левобережным террасам и оставляя слева-внизу болотистые участки, за 2,5 часа выходим от границы леса к речке Sluggajahka левая (правая течет из-под одноименной горы, на противоположной стороне долины). Здесь обед, далее еще за 4 часа последовательно проходим мощный ледниковый поток Лулеп Ниендойогаси с переправой вброд в широком месте (фото 16), проходим под скалой Ниендоолге, которая нависает над тропой, прижимая ее к озеру, и в преддверии грозы останавливаемся на ночлег на ледниковом потоке Алеп Ниендойогаси. На этом участке хорошо видны ледники массива Ахпар (фото 17), а от места ночлега просматривается весь путь прохода к перевалам в этом массиве (фото 17а).

На третий день похода, после переправы вброд через поток Алеп Ниендойогаси, где лучше придерживаться хорошо натоптанной пешеходной

Фото 11. Озера на перевале Балгесгарса (н/к, 660 м).

Фото 12. Тропа за перевалом Балгесгарса.

Фото 13. Березовое криволесье перед оз. Риссакъяуре. Ориентир выхода на берег озера – избушка на противоположном берегу.

Фото 14. Подготовка к переправе через р.Спаднейокко.

Фото 15. Вид на массив Ахпар из тундры за р.Слюгга.

Фото 16. Переправа вброд через поток Лулеп Ниендойогаси.

Фото 17. Ледники массива Ахпар.

Фото 17а. Путь подхода к массиву Ахпар с переправой через озеро Льечитъяуре.

Тропы, за 20 минут спускаемся к железному подвесному мосту через р.Гухкесйакка. Река собирает почти все осадки с северной стороны хр.Сарек, она мощная, мутная, бурная. 45-метровый подвесной мост (фото 18) построен для безопасности оленеводов и туристов в узком месте, естественно, к нему сходятся все тропы.

После моста некоторое время идем по хорошей тропе на юг, в русле ледникового потока Вуойнес эта тропа пропадает. Переправа через поток вброд по разливам, при грамотном выборе пути опасности не представляет(фото 19). Далее, от последней переправы, от красных «нарзанных» камней, находим оленьи тропки, идущие траверсом по склону в направлении озера Лиечитъяуре, в которое вдоль нашего пути впадает река Гукесйакка, а на пути к массиву Ахпар втекает не менее мощная река Пиерикйакка. От железного моста до устья р. Пиерикйакка, с учетом всех бродов, путь занимает 1 час. Вся низина под траверсом с оленьими тропками была затоплена, да и уровень воды в озере находился явно на максимуме, судя по луговой траве под водой (фото 20).

130…140-метровая переправа на лодке через озеро Льечитъяуре в устье р. Пиерикйакка (фото 21) заняла около двух часов, обедали на бугре прямо у места причаливания. В целом можно утверждать, что пройденный путь состоялся именно благодаря легкой трехкилограммовой надувной лодке, на которой по спокойной воде гребец мог безопасно перевозить одного пассажира или два рюкзака (фото 22).

Здесь завершился этап подхода к ледниковым горам, который по продолжительности не превысил наши расчеты (три дня). Вследствие опоздания поезда мы не успели на утренний автобус, уехали дневным, и отставали от запланированного графика на половину дня, что впоследствии было скомпенсировано отказом от дневки.

Фото 18. Подвесной мост через р.Гухкесйакка.

Фото 19. Переправа через ледниковый поток Вуойнес.

Фото 20. Подготовка к переправе, уровень воды в озере высокий.

Фото 21,22. Легкая надувная лодка обеспечила успешные переправы на этапе подхода к технической части маршрута.

Перевал Руоп (1Б, 1680 м)

Перевал находится в массиве Ахпар, соединяет ледник Руоп с севера и долину реки Басста на юге. Характер пути – ледово-снежный с севера, скально-осыпной с юга.

Подъем на перевал Руоп начинается от устья р. Пиерикйакка, впадающей в озеро Льечитяуре. На бугре недалеко от устья стоят две избушки. Подъем по пологим травянистым склонам (менее 20) в направлении отрога, разделяющего потоки с ледников Руоп и Ахпар (слева и справа по ходу) выводит к потоку Ахпар. Здесь переправа вброд по нескольким руслам (фото 23). Следует внимательно осматривать путь, чтобы случайно не переправиться через одно из русел потока Руоп. Выше потоки расходятся, подъем по левому (ор) берегу потока Руоп. Начинаются моренные отложения, река втягивается в ущелье, которое замыкается широким бараньим лбом, за которым виден язык ледника Руоп. По пути встречаются три площадки, где пришлось переждать грозу и мощный ливень. (фото 24).

Дальнейший выход к леднику – по каньону между бараньим лбом и рекой, по кромке скал (фото 25). В узких местах, где река подмывает ледниковые отложения в каньоне – постое лазанье по скалам. Пройдя каньон, сворачиваем направо и по ровным песчаным дюнам отступившего ледника проходим к левому борту широкой полки к озеру, где удобно ночевать на ровном песке (фото 26, 27). От озера Льечитяуре – три часа.

Язык ледника отделен от песчаных ночевок широким руслом ледникового потока от левого (ор) края ледника, преграждающего простой выход на ледник (фото 28). Проход по левому берегу потока нелогичен, поскольку выводит на крутой камнеопасный участок поверхностной морены.

Переправа вброд через поток по гальке и песку с утра не представляет сложностей – воды по щиколотку. Вся нижняя кромка ледника Руоп окружена опасной зыбучей глиной, в которую можно провалиться более чем по пояс, следует быть осторожным при выходе на ледник (фото 28). Крутизна языка в наиболее пологом месте около 30, затем менее 20 (фото 29). Ледник пологий, без трещин, становится закрытым в верхней трети подъема. Двигаемся левее (по ходу) центральной части в направлении понижения перевала Руоп, к которому слева опускается хребет, ограничивающий правый (ор) борт ледника (фото 30). Выход на перевал прегражден некрутым

Фото 23. Переправа через поток с ледника Ахпар.

Фото 24. Путь к языку ледника Руоп.

За бараньими лбами находится песчаное плато.

Фото 25. Бараньи лбы перед входом в каньон.

Фото 26. Бивак перед языком ледника Руоп.

Фото 27. Участок пути 19.07 (4-й день) вокруг озера Льечитяуре с ночлегом на песчаных площадках у языка лед. Руоп. Вид с ледника Руоп.

Фото 28. Выход на язык ледника Руоп.

Фото 29. Подъем в кошках к перевалу Руоп.

Фото 30. Снежно-ледовый гребень мульды – перевальный взлет.

Ледовым взлетом, за которым находится мульда и снежный гребень, выводящий на перевал. Правее по ходу снежный покров крутой с большими трещинами. При неуверенности для движения по снежному гребню могут понадобиться перила.

С перевала Руоп открывается вид в долину реки Басста (фото 31). На перевале мы сложили свой тур. Насколько нам известно, в летнее время эта седловина не посещалась, а лыжниками проходилась только радиально. Ночлег на седловине возможен на снегу ближе к мульде, осыпных мест нет.

Для осмотра спуска следует пройти 100…150 метров вправо по ходу. Путь спуска осыпной с выходами скал, крутизной до 40 градусов (фото 32а) Высота спуска порядка 200 метров, движемся плотной группой, аккуратно огибая разрушенные скальные выходы. Через час спуск заканчивается висячей долиной со снежниками, в конце долины глубокий каньон. Оставляя каньон слева, переходим по средней осыпи за перегиб на склон долины р. Басста и завершаем спуск по травянистым полкам между некрутыми бараньими лбами. От перевала до р. Басста – около трех часов.

Далее спускаемся полтора перехода оленьими тропками по террасе правого берега р. Басста до ее левого притока – р. Соуаббе. Здесь после тщательного просмотра переправляемся вброд на левый берег р. Басста (фото 33), используя галечниковую косу посреди реки (см. схему переправы). Перейдя затем (через 400…500 м) вброд на левый берег р. Соуаббе – речка не мощная, переправа в любом месте – оказываемся на туристской тропе. За два перехода выходим из ущелья р. Басста к началу хребта Сарек (фото 34) и останавливаемся над озером Биелайяврре. По пути вдоль тропы хорошие места для ночлега с ручьями и озерами встречаются каждые 20 минут.

Фото 31. Группа на перевале Руоп (1Б, 1680 м).

Фото 32. Группа с южной стороны перевала Руоп.

Фото 32а. Путь обхода скальных выходов на южной стороне перевала Руоп.

Фото 33. Переправа через р. Басста. Через два шага - глубина по пояс.

Фото 34. Группа на выходе из ущелья реки Басста, впереди хребет Сарек.

Показан путь подъема в висячую долину Чогнорис.

Фото 35. Ледник Чогнорис – вид от начала висячей долины.

Перевалы Спийка+Сварта (первопрохожд. пер.Сварта, связка 1Б, 1780).

Перевал Спийка находится в юго-восточной оконечности хр. Сарек между вершинами Сварта с запада и Спийка с востока и соединяет ледники Чогнорис и Орьеп. Характер пути – снежно-ледовый.

Перевал Сварта находится между вершиной Сварта на юге и Бухтоппен на севере, ведет с ледника Орьеп на ледник Микка. Со стороны ледника Орьеп перевал снежно-ледовый, в сторону ледника Микка – скальный.

От места ночлега над озером Биелайяврре движемся по тропе до перегиба вниз в сторону долины Рапайокко, куда уходит основная тропа и не теряя высоты смещаемся вправо по ходу, ориентируясь на нижний конец озера. Переправа через вытекающую из озера реку Биелайокко на правый берег – в 200 метрах ниже истока. Далее движемся правым берегом реки по обрывкам троп с небольшим набором высоты до реки Чогнорис, также впадающей в р.Рапа, текущей в 150…200 метрах ниже (фото 34). Не доходя до Чогнориса 300 метров, на верхней границе кустарника поворачиваем направо и по крутым до 45 градусов заросшим травой склонам с бараньими лбами поднимаемся серпантином вверх в висячую долину Чогнорис. Здесь река течет в каньоне с мощным водопадом. Пройдя в висячую долину, за 1 час выходим к простому пологому леднику Чогнорис (фото 35). От места ночлега до ледника – 6 часов, включая переправу вброд.

Ледник Чогнорис простой, с пологим языком, проходится в кошках от языка под перевал за два часа (фото 36). Перевальный взлет имеет крутизну менее 30 градусов. На седловине обнаружена записка годичной давности от московской группы пешеходников. Гребень перевала сложен крупными камнями, ночлег возможен только на снегу со стороны лед. Орьеп, с которого в озерцо перед камнями втекает ручей – уровень ледника Орьеп выше перевального гребня, а до фактической перевальной точки еще метров 400 с набором высоты 20-30 м (фото 37). На седловине пришлось сделать двухчасовую отсидку под тентом, так как налетела гроза и начался сильный дождь.

От седловины пер. Спийка на запад уходит гребень в сторону северного плеча в.Сварта. От этого же плеча на север в сторону лед.Орьеп ответвляется высокий длинный отрог, закрытый оледенением. Путь к

Фото 36. Простой подъем по лед. Чогнорис на перевал Спийка.

Фото 37. Группа на перевале Спийка. Стрелкой указано направление движения для обхода оледенелого отрога се в. плеча в.Сварта.

перевалу Сварта по леднику Орьеп находится за этим оледенелым отрогом. Чтобы сэкономить время, мы перевалили через отрог с набором высоты 50…80 метров (фото 38). С противоположного склона оледенелого отрога открывается вид на седловину перевала Сварта (1Б), ведущего на ледник Микка (фото 39). После обхода оледенелого отрога направление движения меняется почти на 180 градусов. Спустившись в цирк под перевалом, по 20- градусным снежникам поднимаемся на широкую седловину (фото 39), где среди камней легко оборудуются площадки для палаток (фото 40). Напротив седловины на противоположном борту лед. Микка – простой перевал 1а к.с. (фото 41).

Седловина перевала Сварта обрывается на ледник Микка скальным сбросом. Для продолжения движения следует пройти по осыпным склонам в сторону вершины Сварта (фото 42) и найти косую наклонную травянистую в верхней части полку, ведущую слева направо под скалу (фото 43).

Спуск с перевала Сварта на лед. Микка идет сначала по осыпи вниз от седловины, затем траверсом на спусковую полку влево-вниз по крутой 40- градусной осыпи с обходом сверху кулуара. В верхней половине полки крутизна 45…50 градусов, с короткими полутораметровыми стенками – перильная страховка 25 метров (фото 44). Далее следует 35-градусный осыпной участок на полку под вертикальной скалой, с которой начинается второй крутой 55-градусный участок. Вторая веревка перил 20 метров – под скалу вправо (фото 45), где есть широкое место для сбора группы. Дальнейший спуск по крупным камням в карман мульды с закрытыми трещинами, откуда безопаснее всего подняться на снежное ребро (фото 46, 47). Спуск с седловины с учетом разведки занимает 3,5 часа. По гребню мульды и закрытой пологой восточной ветви лед. Микка за 1 час выходим к слиянию ветвей ледника (фото 47), где на сухих камнях можно устроить обед.

Фото 38. Набор высоты от пер.Спийка для обхода оледенелого отрога сев. плеча в. Сварта.

Фото 39. Вид пер. Сварта с сев-востока. Завершение траверса с пер. Спийка.

Фото 40. Лагерь среди камней на седловине перевала Сварта.

Фото 41. Вид с пер.Сварта на юго-запад через восточную ветвь лед.Микка.

Фото 42. За перегибом обнаружен спуск на ледник Микка.

Фото 43. Путь спуска с перевала Сварта на ледник Микка. Отмечены участки с перильной страховкой.

Фото 44. Первый (верхний) участок с перильной страховкой.

Фото 45. Второй (нижний) участок с перильной страховкой.

Фото 46. Группа

Фото 47. Переход с западной ветви лед.Микка на северную ветвь после спуска с перевала Сварта.

Перевал Вардас (первопрохождение, 1Б, 1810 м)

Перевал Вардас находится между вершинами Вардасчокоо на севере и Варгтоппен на юге и соединяет точки перегиба двух переметных ледников – лед. Микка на востоке и лед.Вардас на западе. Характер пути – снежно-ледовый. Поскольку окружающие ледники – переметные, возможны четыре варианта прохождения перевала.

От слияния восточной и северной ветвей ледника Микка, где на сухих камнях можно устроить обед, поднимаемся по закрытой северной ветви вдоль левобережного скального массива правее середины, в направлении ледопада, замыкающего ветвь ледника (фото 48). Закрытый ледник изобилует трещинами, движение в связках, тропежка со сменой ведущего. Простой ледопад проходим лавированием по центру (фото 49), далее от точки перегиба (переметный ледник через хребет Сарек) поднимаемся к подножию широкого снежного склона перевала Вардас. Под склоном на снегу устанавливаем бивак, от слияния ветвей – около трех часов (фото 50). Еще полтора часа занимает обработка перевального взлета – вытаптывание ступеней и навешивание перил.

Перевальный взлет пер. Вардас со стороны лед. Микка снежный, высотой 200 метров, крутизна в нижней части 25-30 градусов, в верхней части 40…45 градусов, перед перегибом на протяжении 10 метров крутизна снежного склона превышает 45 градусов. За перегибом – снежная полка, перерезанная широким бергшрундом с трехметровой вертикальной стенкой. При обработке перевального склона на ледорубе и снежном якоре были навешены 40+25=65 метров перил (фото 51, 52).

На следующий день, пройдя склон по перилам за 1,5 часа, мы потратили еще более часа на поиск приемлемого места прохождения бергшрунда с перилами на снежном якоре (фото 53). После бергшрунда остается еще 50 метров пологого снежного склона до осыпного перевального плато (фото 54), куда мы вышли в сплошном тумане – нижняя граница туч.

В процессе выкладывания тура, через 40 минут облачность поднялась (фото 55) и мы смогли осмотреть западную сторону перевала (фото 56) и приступить к спуску на ледник Алеп Сарек по простому снежному склону крутизной до 25…30 градусов (фото 57). Переметный ледник Вардас образует

Фото 48. Движение в связках по северной ветви ледника Микка.

Фото 49. Простой ледопад на перегибе проходится лавированием.

Фото 50. Бивак на снегу под перевалом Вардас.

Фото 51. Перевальный взлет перевала Вардас.

Фото 52. Навешивание перил на взлете пер. Вардас.

Фото 53. Обработка стенки бергшрунда под перевалом Вардас.

Фото 54. Перила через бергшрунд, в тумане виден гребень перевала.

Фото 55. Группа на перевале Вардас (1Б, 1810 м).

Фото 56. Вид с пер. Вардас на запад.

Фото 57. Спуск с пер. Вардас на переметный ледник Вардас.

Короткий язык в сторону долины Руотес и длинный – на север от хребта Сарек. Спускаясь на север по открытому почти горизонтальному леднику, за полтора часа выходим от перевала на перегиб северной ветви ледника, откуда виден язык и вытекающие из-под него потоки.

Дальнейший спуск – по левому краю ледника с выходом на морены под отрогом, ограничивающим левый борт ледниковой камеры. Далее спускаемся по моренам с траверсом влево, пересекаем «выход» из камеры соседнего небольшого ледника Гассакомен (фото 58, 60) и выходим на зеленое плато под небольшим присклоновым ледничком. Между плато и присклоновым ледничком течет прозрачный ручей. Двигаясь вдоль плато в сторону массива Акка по правой кромке травянистого плато, выходим к месту стекания ручья с плато, здесь удобные сухие травянистые площадки (фото 58, 59). От перевала Вардас – три часа, не считая привала на обед.

Фото 58. Площадки у травянистого плато под присклоновым ледничком на северной стороне хр. Сарек.

Фото 59. Массив Акка – вид от лагеря после спуска с перевала Вардас.

Фото 60. Северная сторона хр.Сарек с ледниками Вардас и Суоттас.

Перевал Гавель (первопрохождение, 1Б, 1730 м.)

Перевал Гавель расположен в хребте Сарек и ведет с ледника Гавель на юге на ледник Суоттас на северной стороне хребта. Путь с обеих сторон ледово-снежный, с осыпным траверсом между подъемом и спуском.

Радиальный выход для разведки перевала Гавель выполнен со стороны ледника Суоттас. От места ночлега на зеленой террасе под присклоновым ледничком (фото 60) следует пересечь ручей и пройти к правобережной морене ледника Суоттас (фото 61). Подойдя к морене, рекомендуется по снежникам и «плотным камням» (остатки наледей) пройти по ее наружному карману до примыкания морены к склону, и уже тут, используя понижение в гребне, пересекать морену. Спуск на ледник от озерца на полке внутреннего склона морены, выше которого - полоса погребенного льда с обваливающимися камнями

Ледник открытый, язык ледника находится гораздо ниже и заканчивается ледовым сбросом, выходить на ледник с левого края или по центру не рекомендуем. Склон ледника сначала имеет крутизну 30 (фото 62), потом выполаживается до 15. По мере подъема слева по ходу остается высокий правобережный приток ледника, а впереди открывается переметная ледовая седловина, слева по ходу от которой через вершину Гавельбергет находятся перевалы Разорванный (2А+) и Гавель, а левее трехугольного жандарма – ложные седловины Гавель (фото 63-1, 63-2).

По мере приближения к перевалу Гавель крутизна снежного склона возрастает с 15 до 25…30 градусов, перевальный взлет подрезан трещинами, а перед выходом на скальный гребень – опасный расширяющийся внутри бергшрунд. Пройдя «светящийся» снежный мост по «лесенке» из лыжных палок, выходим на перевал Гавель (фото 64-1), южная сторона которого представляет собой наклонную осыпь, широкой полосой уходящую на восток и круто обрывающуюся вниз в долину Руотес (фото 64-2). От лагеря – 4 часа.

Для перехода на ледник Гавель в сторону долины Руотес следует пройти траверс наклонной осыпи на запад, обойдя с севера высокий жандарм (фото 63). За жандармом можно выходить на гребень хр. Сарек (фото 66), или продолжать траверсировать осыпь до пересечения бокового отрога, за которым находится ледник Гавель (фото 67-1). Проход на ледник

Фото 61. Вид от лагеря на ледник Суоттас.

Фото 62. Выход на ледник Суоттас с правого борта.

Фото 63-1. Верховья ледника Суоттас – восточный цирк.

Фото 63-2. Верховья ледника Суоттас – путь к перевалу Гавель.

Фото 64-1. Группа на перевале Гавель.

Фото 64-2. Группа на фоне осыпного склона с южной стороны хр. Сарек.

Желтым крестиком отмечена узловая точка, с которой ответвляется гребень, ограничивающий ледник Гавель.

Фото 65. Вид с перевала Гавель на запад.

Фото 66. Вид на запад от узловой точки, с которой ответвляется гребень, ограничивающий ледник Гавель.

Фото 67-1. Вид с узловой точки на ледник Гавель.

Фото 67-2. Вид с узловой точки на гребень, ограничивающий ледник Гавель.

Гавель находится в этом отроге ниже, в месте снежного склона. Подъем с ледника Гавель «в лоб» по кратчайшему пути представляет собой крутую 400-метровую осыпь, а с севера (перевал Гавель Ложный) обрывается скальной стенкой, подрезанной широким бергшрундом на 60-градусном снежном склоне, этот вариант соответствует 2А к.с.

С перевала Гавель также был просмотрен путь через ледовую западную седловину – перевал «Разорванный» с переметным ледником (фото 65). Этот путь, с сильно разорванным ледником северной стороны, в сторону Рападален ведет по крутому леднику с выходом на скальное ложе и может превышать 2А к.с.

Непосредственный спуск с седловины в долину Рападален вряд ли возможен – внизу сильно разрушенные скалы обрыва троговой долины, просмотренный нами проход на ледник Гавель с траверсом осыпного склона и пересечением бокового отрога, ограничивающего с запада лед.Гавель – простейший вариант, соответствующий 1Б к.с.

Спуск по пути подъема в лагерь занял три часа, наиболее сложные места – бергшрунд под перевалом и разрывы на перевальном взлете, большое снежное болото при выходе на открытый ледник (утром было проще), крутой ледовый склон на языке.

Выход из района похода.

От травянистой террасы под присклоновым ледником на северном склоне отрога, разделяющего камеры ледников Суоттас и Гассакомен, спускаемся вдоль ручьев на север (фото 59) в сторону пологого плато Кассаварач, под которым течет река с болотистыми берегами, собирающая все ручьи. Переправившись вброд через эту реку, поворачиваем направо и по оленьим тропкам, придерживаясь кромки бараньих лбов левого берега, выходим к западной бухте озера Орьеп-Чеураяуре (фото 60), здесь каменистый участок со сплошным кустарником. От места ночлега – три часа.

Оставляя озеро справа, проходим к протоке, соединяющей озера Верхний Нуортап и Орьеп-Чевраяуре. Здесь на правый берег можно переправиться по камням (фото 68). Далее следует перейти через отрог г. Чеура в направлении на северо-восток выйти на перемычку под горой Унна- Адчи (1225), чтобы с нее пройти к большому озеру Нуортап.

За отрогом и до самой перемычки – сплошное поле крупных камней с небольшими пятнами травы – настоящая каменистая тундра (фото 69). Продвигаясь под дождем по скользким камням, пересекаем небольшой ручей Стахпалйакка и находим приемлемое место для привала на обед (фото 70) , от переправы по камням 2 часа. «Полоса препятствий» постепенно заканчивается на перемычке, где начинается сплошная цепочка озер в сторону озера Нуортап. Здесь сразу нужно перейти на левый по ходу борт долины. По мере приближения к большому озеру Нуортап встречаются хорошие места для ночлега (фото 71). От западной бухты озера Орьеп- Чеураяуре – 7 часов, включая обеденный привал во время дождя.

На следующий день продолжаем движение вдоль цепочки озер, затем по северному берегу озера Нуортап. За переправой по камням через небольшой ручей и «каменным садом» начинается ровный участок тундры, по восточной кромке которого протекает мощный поток Алчийокко из большого озера Нуортап. В нижнем конце плато в конце разлива потока перед сбросом в долину через него можно перейти вброд по подводным и выступающим из воды камням, вокруг которых глубина 1…1,5 метра. Внизу уже видно озеро Суорва. От места ночлега – 2 часа.

После переправы следует, не теряя высоты, траверсировать склон выше озер на склоне (фото 72). За озерами склон поворачивает вправо,

Фото 68. Переправа по камням между озерами Верхний Нуортап и Орьеп-Чевраяуре

Фото 69. Характер пути между озерами – каменные завалы.

Фото 70. Озеро возле ручья Стаххпалйакка.

Фото 71. Бивак на цепочке озер перед оз. Нуортап.

Фото 72. Траверс по тундре над озером Суорва.

Далее следуют два ручья, за которыми видно озеро Слиекко с характерной скалой над ним (фото 73). Озеро Слиекко следует оставить справа, и пройдя сверху прижимы и бараньи лбы крутизной до 40 градусов, выйти под перевал Слиекко между скалой слева и скальным плато справа.

Подъем на перевал – по простым 50-градусным скалам с травой (заросшим бараньим лбам) и травянистым склонам. От переправы до перевала Слиекко – 4 часа, при комфортных метеоусловиях. На седловине есть вода, места для палаток, открывается хороший вид в сторону озера Суорва и плотины через него (фото 74). Еще лучший вид открывается с вершины Слиекко над скальным плато с озерами, куда мы совершили радиальное восхождение (фото 75).

На следующий день спускаемся по склону (фото 76) в сторону плотины, смещаясь влево на бараньи лбы, не заросшие лесом. По правой по ходу кромке бараньих лбов выходим к торной тропе в густом низкорослом лесу, которая выводит к дороге. По грунтовой, затем асфальтированной дороге пересекаем плотину и выходим из охранной зоны через незапертую калитку для пешеходов (фото 77).

Фото 73. Озеро Слиекко с одноименной вершиной слева по ходу.

Фото 74. Группа на перевале Слиекко (н/к).

Фото 75. Вид на плотину и озеро Горчеяуре в вершины Слиекко.

Фото 76. Спуск вдоль кромки леса с перевала Слиекко к плотине.

Фото 77. Ветряк на плотине.

От плотины до автобусной остановки на турбазе Stora Sjofallet – три часа по дороге (фото 78). В часе ходьбы от плотины к озеру через кусты уходит грунтовка на хороший пляж. В остальных местах, насколько мы можем судить, берег озера каменистый. Летом автобусы с турбазы ходят два раза в день. На территории турбазы (фото 79) есть кафе, розетки для заряжания аккумуляторов, мобильная связь.

Фото 78. Дорога вдоль озера.

Фото 79. На турбазе. Вход в кафе – за левой машиной.

Итоги путешествия, выводы и рекомендации.

Район Сарек, благодаря сохранившемуся оледенению, позволяет осуществлять полноценные горные походы 2-й и 3-й категорий сложности. Горные походы более высоких категорий будут слишком «натянутые», «искусственные» - примерно как в Карпатах, где техническую категорию определяет не простейший путь из цирка в цирк, а сторона снежного наддува в наиболее крутом месте.

Из известных районов эквивалентом в какой-то степени является Южно-Чуйский хребет Алтая – те же длинные двух-трехдневные подходы, характер оледенения и растительности, при относительно небольшой абсолютной высоте.

Район Сарек имеет четыре варианта заезда – три с автомобильной дороги по левому (северному) берегу озера Суорва, а с югачерез Квиккйокк . Все эти пути замыкаются на город Елливаре, где есть железнодорожная станция и аэропорт (GEL).

Картографическое обеспечение полностью закрывается национальным шведским ресурсом:

https://www.hitta.se/kartan!~67.38666,17.91939,10z/tr!i=aoHiFLFa/geoco de!l=68.06756:19.32756

Рис. 1. Схема пройденного маршрута по ледникам Сарека.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100