Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном маршруте 2 к.с.по Центральному Алтаю, Южно-чуйский хребет, совершенном в период с 30 апреля по 11 мая 2015 года
Справочные сведения Организаторы: Россия, Новосибирская область, объединённая туристическая группа КЭТ "Траверс" (Туристский клуб, Новосибирск, ул. Дачная, 40/2) и Новосибирский туристский клуб "Арго" (НГПУ ул. Вилюйская, 28). Местом проведения горного маршрута был выбран Центральный Алтай, Южно- Чуйский хребет. Расположение - Республика Алтай, Кош-Агачский район. Количественные характеристики маршрута
Подробная нитка маршрута Планируемая: пос. Чаган-Узун - р. Кара-Оюк (авто) - пер. Кара-Оюк 1А, 3300 - пер. Ак-Карасу 1А, 3000 - пер. Узургу 1А, 2830 - р. Узургу - пер. Троих 1Б, 3300 - пер. Сибстрин (неопр. сторона), 3400 - в. Ольга Вост. 1Б рад., 3720 - р. Талдура - в. Металлург 1Б, 3933. - р. Талдура - пос. Бельтир. Определяющие препятствия маршрута
Состав группы
Поход рассмотрен МКК Сибирского Федерального округа, маршрутная книжка №0-45-15. Обзорная карта проведения маршрута
Запланированный график маршрута
График пройденного маршрута
* пройденное расстояние в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитано в одном направлении Изменения маршрута и их причины Учитывая погоду и состояние снега, группой было принято решение передвигаться по маршруту ранним утром, пока позволяет состояние снега. По этой же причине, 4-го мая, пока держал снег, предпринята попытка пройти 2 перевала за 1 день (Ак-карасу и Узургу). Частично это удалось осуществить, в день прохождения перевала Ак-Карасу группа поднялась на пер. Узургу. Это позволило сэкономить время на подход под ключевой для группы перевал - Троих. В запланированном графике присутствовала вершина Металлург, от восхождения на которую пришлось отказаться по следующим соображениям: При подготовке к запланированному маршруту, после подробного изучения данных о маршруте на вершину Металлург стало ясно, что даже в порядке радиального восхождения в один день уложиться будет невозможно. (Изучены материалы описаний М. И. Лучко, проведена предварительно устная беседа с И. Ковылиным, г. Барнаул, осуществлявшим прохождение перевала Юж. Плечо Металлурга из дол. Атбажи в дол. Талдуры). Выделить 2 дня на вершину Металлург стало бы возможным лишь в случае увеличения скорости движения на запланированной нитке маршрута, но это могло отрицательно сказаться на безопасности прохождения перевалов. Количество и сложность пройденных препятствий без учёта вершины Металлург было решено считать максимально возможным в условиях межсезонья, учитывая фактор безопасной скорости и времени прохождения. Высотные и погодные характеристики участков маршрута
* пройденное расстояние в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитано в одном направлении.
Техническое описание прохождения определяющих препятствий Перевал Кара-Оюк 1А, 3300 м. Движение по леднику в связках. Стоит отметить, что при прохождении данного перевала с севера на юг (в нашем направлении движения) в верховьях следует держаться левого борта долины, двигаться по краю ледника, который выводит на седло. Спуск по снегу (фирн) в кошках вдоль края осыпи. В целях безопасности некоторые участки проходились в три такта (лицом к склону).
Рис. 1. Вид на седло пер. Кара-оюк с северной части перевала: спуск начинали как раз около места, где группа находится. В левой части рисунка видно место слияния Левого и Правого Кара-оюка, над ними - вершина Джаниикту.
Рис. 2. Крупнее место спуска с пер. Кара-оюк (справа внизу долина реки Менбулак). Надев кошки и каски, вышли на снежный склон вдоль осыпи с ледорубами.
Рис. 3. Место спуска с пер. Кара-оюк с другого ракурса, видно снежно-фирновый склон, по которому происходил спуск. Внизу слева верховья долины реки Менбулак, выше одноимённый перевал.
Рис. 4. Траектория спуска с пер. Кара-оюк, снято из долины Менбулака. Перевал Ак-Карасу 1А, 3000 м. Подъём по снежному кулуару. Седловина большая, ярко выраженная. На спуске, пройдя 150 метров, забираем правее по ручью. Перевал не составляет технических сложностей, седло просматривается хорошо.
Рис. 5. Вид с пер. Кара-Оюк на перевал Ак-Карасу и наш путь подъёма. Перевал Узургу 1А, 2830 м. Подъём по снегу. Путь подъёма виден хорошо. На перевале 2 седловины, в одной из них (северной) есть место под палатку, там и заночевали. По гребню утром переместились на южную седловину, тур нигде не обнаружен, сложили свой. Спуск начат по каменистой осыпи плотной группой в касках с ледорубами, так как имелась опасность схода камней. Пройдя 150 м. по крутому осыпному склону, продолжили спуск по зафирнованному снегу в кошках на три такта (лицом к склону), уклон местами до 40 град., в среднем 35 градусов. Имеется опасность схода лавин, однако до этого основная масса лавин в районе спуска сошла, с седла виднелись лавинные выносы. Следует соблюдать осторожность при спуске, так как высок риск камнепада, вверху с западной стороны имеются нависания крупных скал. На спуске стоит адекватно оценивать опыт участников, возможно, безопаснее будет организовать перильную страховку, или спуститься осторожно в связках, фирн местами проваливается, особенно возле камней, ступени бить нужно аккуратно.
Рис. 6. Вид с подходов к пер. Узургу и путь подъёма на него.
Рис. 7. Траектория спуска с перевала Узургу. Перевал Троих 1Б, 3300 м. Седловина перевала широкая, хорошо просматривается правее по ходу движения от п. Близнецы. Начинаем подъём в кошках по левому кулуару с южной стороны. Склон местами имеет уклон 40 град., плотный фирн, местами участки с уклоном до 45 град. Ледобуры закрутить возможности нет. Поднялись около 200 метров на три такта в кошках с ледорубом, на крутых участках вырубаем ступени. Подъем осуществляем до скальной полки, далее с учётом характера склона и высокой опасности срыва участников принято решение организовывать страховку (перила). Организовать станции позволило наличие скальных выходов выше по ходу движения. Таким образом, было организовано 8 верёвок по 40 метров перильной страховки, станции крепим за скальные выступы. Последние 80 метров перил, забирая несколько вправо, выходим на седловину. Седловина большая, заснеженная. Тур найден в 100 м. восточнее от места подъёма.
Рис. 8. Схема организации точек страховки в верхней части подъёма на пер. Троих: в каждой из точек с R0 до R3 закрепили на скалах петли, всего получилось 4 участка по 80 метров (связали две 40-метровых верёвки).
Рис.9. Участок, начиная с которого принято решение организовывать перильную страховку.
Рис.10. Движение к ближайшим скалам для крепления станции. Вершина Ольга Восточная 1Б, 3720 м. Движение раздельными связками по снегу в кошках с ледорубами. В наших условиях, когда снега достаточно, ледовые участки закрыты, в организации перильной страховки необходимости нет. Приходится по очереди протаптывать ступени в плотном снегу.
Рис.11. Движение связки на вершину Ольга Восточная. Итоги, выводы, рекомендации Особенностью района Южно Чуйского хребта в весеннее время является большое количество солнечного тепла, обилие снега, в дневные часы температуры плюсовые, в ночное время опускаются до -5 град. и ниже. Поэтому в условиях межсезонья при прохождении данного маршрута необходимо учесть, что из-за резких перепадов температур снег на перевалах чаще всего зафирнован, и прохождение таких перевалов без специального снаряжения не представляется возможным и безопасным. В связи с тем, что уже с 9 утра солнце при ясной погоде уже вовсю освещает склоны, снег успевает быстро подтаять и наст держать перестает. Рекомендуем придерживаться утреннего графика движения, пока снег ещё держит. Тактика похода была основана на очень ранних подъемах (подъем дежурного в 2.30 утра), и раннем выходе на маршрут 4.00-4.30 утра, с рассветом. Также рекомендуем при движении по насту обходить камни - возле них снег держит заметно хуже. Пройден интересный и насыщенный, в том числе в техническом плане, маршрут. Часть перевалов достаточно редко проходились в зимний период, в основном летом. Лавинная опасность на пройденных перевалах в наших погодных условиях оценивается как невысокая: во многих местах лавины уже сошли, в частности под спуском с пер. Узургу на запад, а также в месте подъёма на пер. Троих. Список литературы
http://mountain.nsu.ru/mwiki/images/extra/Schuiskiy-Scherbakov-2012.pdf
Приложения Фотографии, пояснения День 1. В долине реки Кара-Оюк.
Фото. 1 Совместный лагерь с ребятами из группы М. Бобыкина, с которыми объединялись по заброске. День 2. Движение по долине реки Кара-Оюк.
Фото. 2 Движение группы по долине реки Кара-Оюк. Выше по долине налево - в Елангаш, к пер. Рублёвского и Рубцовскому правее - наша цель, к пер. Кара-Оюк.
Фото. 3. Долина реки Кара-Оюк.
Фото. 4. Верховья долина реки Кара-Оюк: приближение к моренам.
Фото. 5. Фото в обратном направлении: часть пути пролегает по травянистым склонам, освободившимся из-под снега. Левее центра вершина Джаниикту.
Фото. 6. Лагерь в верховьях долины Кара-Оюк на последнем бесснежном участке. Высота 2 700 м., находимся в 1,5 км от перевала Кара-Оюк. Кадр снят примерно в направлении к пер. Паук.
Схема 1. Путь движения в верховьях долины Кара-оюк, место ночёвки и далее движение по леднику. День 3. Перевал. Кара-Оюк.
Фото. 7.Вверху в левой части кадра под каменистым склоном прячется седло нужного нам перевала.
Фото. 8.Группа в седле перевала Кара-Оюк, у тура.
Фото. 9. Спуск с пер. Кара-оюк, нижний, выполаживающийся участок.
Фото. 10. Лагерь в верховьях Менбулака, в кадре седло пер. Ак-Карасу.
Схема 2. Путь движения с пер. Кара-Оюк до ночёвки в долине Менбулака и далее к пер. Ак-Карасу. День 4. Перевалы Ак-Карасу и Узургу.
Фото. 11. Ночные сборы перед стартом группы на пер. Ак-Карасу.
Фото. 12. Подход под пер. Ак-Карасу.
Фото. 13. Финальный взлёт пер. Ак-Карасу - идём по следам медведя.
Фото. 14. Финальный взлёт пер. Ак-Карасу - снимок в обратном направлении, в кадре вчерашний пер. Кара-Оюк.
Фото. 15. Группа на пер. Ак-Карасу.
Фото. 16. Спуск с пер. Ак-Карасу в одноимённую долину, в верхней части кадра справа - гора Узургу.
Фото. 17. Подходы к перевалу Узургу. Некоторые участники проваливаются, снег уже не держит.
Фото. 18. Подъём на перевал Узургу по раскисшему снегу.
Фото. 19. Вид с перевала Узургу на горы Шенелю и Белуху.
Фото. 20. Лагерь на пер. Узургу. День 5. Спуск с пер. Узургу, подход под пер. Троих.
Фото. 21. Группа на пер. Узургу рано утром перед спуском.
Схема 3. Путь движения с ночевки на пер. Узургу к следующей стоянке (подход под пер. Троих).
Фото. 22. Радость после спуска с перевала Узургу.
Фото. 23. Идём далее по медвежьим следам в долине Узургу.
Фото. 24. Лагерь под перевалом Троих. День 6. Перевал. Троих.
Фото. 25. Подход под перевал Троих.
Фото. 26. Нижняя часть подъёма по фирну на пер. Троих.
Фото. 27. На подъёме на перевал Троих.
Фото. 28. Первая станция на пер. Троих.
Фото. 29. Движение по перилам.
Фото. 30. Станция на пер. Троих.
Фото. 31. Перила к пер. Троих.
Фото. 32. Группа на станции.
Фото. 33.Вид со станции вниз.
Фото. 34. Финальный участок подъёма.
Фото. 35.Финальный взлёт на пер. Троих.
Фото. 36. Выход участников на пер. Троих.
Фото. 37. У тура перевала Троих.
Фото. 38. Созерцание с перевала Троих.
Фото. 39. Движение от пер. Троих к пер. Сибстрин.
Фото. 40. Движение от пер. Троих к пер. Сибстрин.
Схема 4. Переход от пер. Троих к стоянке на плато пер. Сибстрин День 7. Восхождение на вершину Ольга Восточная.
Фото. 41. Стоянка на плато пер. Сибстрин, сборы перед восхождением на вершину Ольга Вост.
Фото. 42. Преодолён первый подъём к вершине Ольга Вост.
Фото. 43. Движение связки к вершине Ольга Вост.
Фото. 44. Движение связки к вершине Ольга Вост.
Фото. 45. Связка на выходе к вершине Ольга Вост.
Фото. 46. Сотовая связь и написание записки на вершине Ольга Вост.
Фото. 47. Вид с вершины Ольга Вост. в сторону Китая
Фото. 48. Группа в полном составе на вершине. День 8. Спуск в долину Талдуры.
Фото. 49. Преодолена основная часть спуска по Талдуринскому леднику.
Фото. 50. Движение вниз по долине Талдуры.
Фото. 51. Стоянка в долине Талдуры. День 9. Движение вниз по долине Талдуры до впадения притока Джело.
Фото. 52. Переход к месту впадения притока Джело.
Фото. 53. Стоянка в районе каньона Джело. Контрольные записки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||