Автор: Сергей Богомолов, Саратов

25 лет Северо-Осетинской (Алания) экспедиции на Эверест

С Юбилеем, друзья!
25 лет Северо-Осетинской (Алания) экспедиции на Эверест.
Восхождение было посвящено 50-летию Победы!
11 и 13 мая флаги памяти нашим отцам и дедам в деле Победы реяли над Эверестом!

Моменты воспоминаний ...
Из цикла «Мои Эвересты»

... 11 числа мы второй группой пришли в Л3 на 8300м. Расположившись в палатке и придя в себя стали инвентаризировать кислород, предоставленный нам по договорённости Шурой Яковенко. Кислород был оставлен с осени иркутской экспедицией, неудачно закончившейся из-за непогоды. Разговор шёл о сорока баллонах, но когда стали считать получилось только девять. Ну хорошо, — думали мы, — девять использовала предыдущая тройка, Шульев-Прояев-Шатаев, побывавшая на вершине, а где остальные? Казбек Хамицаев, как руководитель экспедиции и группы безапелляционно заявил—Так, Кореньков, тебе кислорода нет, иди вниз!

Я посмотрел на Вовку, слёзы навернулись у него глазах. Майор, сибиряк, просто здоровенный мужик, на это смотреть было не возможно!

Стоп, — сказал я, — давай мы с ним поднимемся на гребень и там поищем баллоны!
— Ну хорошо, бог вам в помощь, — витиевато-мудро ответил Казик.
Сказано-сделано, на следующий день мы с Володей взобрались на Восточный гребень слева по ходу от Л3. Баллонов было много, но все они были очков(атмосферное давление) на 20-30, что нас абсолютно не устраивало. Нужно было хотя-бы 150. Вернулись мы расстроенные, но меня не покидала мысль-куда они могли деться?

В Л3 поднялась англичанка Элисон Харгривз, решившая подняться на три высших восьмитысячника за год без кислорода и без помощников. Поэтому она отказалась от нашей помощи в установке палатки. Я ещё «покосился»-подумаешь какая заноза!

Мы стали «давить» на Анг Риту. Все-таки не простой шерп и нам его дали не просто так. Во всех непальских конторах и офисах на первом месте висел портрет короля, затем премьер-министра, а вот третьим был портрет Анг Риты, как человека внёсшего наиболее значимый вклад в престиж Непала. Он на тот момент имел 10 восхождений на Эверест, наибольшее количество в мире!
На его лице играла тонкая нить лукавства, он вроде верил в свои слова, но тут же опускал глаза и отворачивался. И в конце концов наша взяла, он признался, что вроде знает место где могут лежать баллоны. Мы пошли с ним вниз в сторону 7800м и на перегибе гребня под камнем действительно оказались три штуки.

Для шерпаков экспедиции это заработок и они подбирают все, что не оговорено иными условиями и сколько максимально могут унести. И когда они первые, из разных экспедиций, появились у «ничьих» баллонов, то, представляю, какое искушение они испытали.

В ночь на 13 мая мы выдвинулись в сторону вершины. Поставили расход кислорода полтора литра в минуту, ни как сейчас ходят. Если сравнивать нынешнюю обработку маршрута с тогдашней, то это небо и земля.
Вместо добротных верёвок тогда висел поизносившийся репшнур. Поэтому нагружать в полной мере его никто и не думал, так, только попридержаться! На второй ступени также висела дюралевая лестница, обвешенная пучком старых верёвок. Для большей уверенности и надёжности брались сразу за пучок. А в этом месте глаза от страха велики, и вправо, и влево, есть куда лететь!

Когда я пролез вторую ступень, то вершина показалась рядом. Я подумал-какого черта я несу все три баллона, пройдена большая часть пути, а, оставлю два я здесь.
Но при выходе на вершину чувствую что сучу ногами, а движения вперёд нет. Догадался посмотреть на манометр, давление было на нуле. Оглянулся, сзади шёл Кореньков, попросил у него на взаменку. Замыкали группу Казик с Женей Виноградским.

Погода на вершине нам благоприятствовала. Много снимали, чувство окрыления и удовлетворения переполняло нас! Как говорится-Мечта сбылась! На самом верху, на надуве стояла дюралевая тренога с отражателями, скатывающая на юго-восток.

Спуск это тоже самое что и подъем только в обратном порядке. Только надо учесть что силы на исходе, особенно психофизические, цель достигнута, пафос спадает, головой понимаешь, а организм поступает по-своему.
Сначала у Коренькова закончился кислород, затем у Хамицаева и только на волевых усилиях и какой-то матери все благополучно догребли до палаток из которых почти сутки назад вышли на штурм!

Но дело было сделано, Эверест был наш и это то, чем можно гордиться всю жизнь, передавая память детям и внукам! И то, чем мы можем помянуть память наших отцов и дедов, отстоявших нашу Победу и нашу жизнь в кровопролитной Великой Отечественной войне!