Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о лыжном маршруте 6 к.с. по Шпицбергену совершенного группой туристов Санкт-Петербурга в период с 16.04.18 по 09.05.18. Часть1.
Справочные сведения о группе и маршруте Проводящая организация: Региональная спортивная федерация спортивного туризма Санкт-Петербурга Место проведения: Шпицберген, Норвегия Общие справочные сведения о маршруте:
Заявленный основной вариант маршрута: пос.Пирамида - р.Одинэльва - - пер. - р.Хугиндале - Диксонфьорд - р.Боргадален- пер. - лед.Холмстрембреэн - пер.Крунепассет массив Тре Кронер - - лед.Орсабреэн - пер. - лед.Венбреэн - пер. - лед.Лисбетбреэн - пер. - лед.Буккебреэн - бухта Вестфьорд - мыс.Петерманн - Эусфьорд - дол.Рейнбокдален - пер. 2Б - в.Перриртоппен (1717м, 2А) - лед.Трюгвебреэн - пер. - лед.Галлербреэн - горы Метеорфьеллет - в.Ньютонтоппен (1712м, 1Б) - хр.Эддингтонрюгген - лед.Харкебреэн - пер.+пер. - лед.Формидаблбреэн - лед.Миттаг - пер. - ск.Тарантеллен - бухта Петунья - пос.Пирамида – Биллефьорд - лед.Флорабреэн - пер. - лед.Тунабреэн - лед.Фон-Постбреэн - пер. - лед.Фимбулисен - каньон р.Братлидален - р.Эшерэльва - пер.Брентскарет - дол.Адвентдален - пос.Лонгийр Фактически пройденный вариант маршрута: Билле-фьорд (край припайного льда) - пос.Пирамида - р.Одинэльва - - пер. Медвежий (622м, 1А, п/п) - р.Хугиндале - Диксонфьорд – дол. Syningsdalen - пер.Птичий Гребень (619м, 1Б, п/п) - лед.Холмстрембреэн - пер.Kronepasset (557м, н/к) - массив Тре Кронер - пер.Свеанорский (755м, 1А, п/п) - лед.Орсабреэн - пер.Рёрус (673м, 1А, п/п) - лед.Венбреэн - пер.Синий (857м, 2А, п/п)- лед.Лисбетбреэн - пер.Карниз (919м, 1А, п/п) - лед.Буккебреэн - бухта Вестфьорд - - Вейдефьорд - дол.Рейнбокдален - пер.Атомный (1049м, 2А, п/п) - лед.Трюгвебреэн - в.Перриртоппен (1717м, 2А) - лед.Трюгвебреэн - пер.ЮАШ (1125м, 1А, п/п). - лед.Галлербреэн - горы Метеорфьеллет - в.Ньютонтоппен (1704м, 1А) - хр.Эддингтонрюгген - лед.Харкебреэн - пер.Плечо Гиганта (1281м, 1А, п/п) - пер. Trebrepasset (1093м, н/к). - пер.Телеганда (1252, 1А, п/п) - лед.Харкера (Harkerbreen) - пер.Хой (1026м, 1А, п/п) - лед.Хельсинки (Helsinkibreen) - пер. 100 лет ФТИ (1138м, 2Б, п/п) - лед.Baylybreen - лед.Formidablebreen - лед.Миттаг-Леффлера (Mittag-Lefflerbreen) - пер.Омон-Ра (438м, 1А, п/п) - ск.Tarantellen (757м, 1А, рад.) - дол.Horbyedalen - лед.Svenbreen - пер.Принцип (624м, 1А, п/п) - лед.Bertilbreen - пос.Пирамида – Биллефьорд - пер.Собачий(553м, н/к) - лед.Флорабреэн - пер.Триллер Ниж. (590м, 2А, рад.1А, п/п) - пер.Триллер Верх. (626м, 2Б, п/п). - лед.Тунабреэн - лед.Фон-Постбреэн - пер.Колорадо (677м, 1А, п/п)- лед.Фимбулисен - каньон р.Братлидален (1Б) - р.Эшерэльва пер.Брентскарет (120м, н/к) - дол.Адвентдален - пос.Лонгийр Определяющие препятствия маршрута Звездочкой отмечены предложенные нами названия.
Подсчет эквивалентной протяженности нашего маршрута: Протяженность маршрута П (км) = 480 Общий перепад высот В = 25014 м, округляем до 100, получается 25000м=25 км Оценивая параметр Т для каждого пройденного препятствия и суммируя их получаем Т=70 ТС=В+Т=25+70=95 К – эмпирический коэффициент, К=5 ЭП=П+К*ТС=480+5*95=955 Обращаясь к сводной таблице нормативных параметров маршрута, узнаем что: Минимальная ЭП для шестой категории сложности похода – 600. Минимальное значение Т для шестой категории – 46 Минимальное значение ТС для шестой категории - 61 Таким образом делаем вывод, что пройденный нами маршрут соответствует шестой категории сложности. Состав группы
Место хранения отчета Библиотека ЦМКК Федерации спортивного туризма России Заключение по заявочным материалам МКК: ЦМКК Федерации спортивного туризма России Шифр МКК:100-00-666666664 Номер маршрутной книжки: P18/2-501 Общая идея похода, выбор района и логика построения маршрута Наш поход стал логичным продолжением двух лыжных походов последнего времени: группы москвичей под руководством Сергея Романенкова в 2008 году и группы белорусов под руководством Дмитрия Рыжанкова в 2017 году: Мы заехали на корабле к поселку Пирамида. Оттуда ушли на запад, в сторону НюОлесунна, где посетили интересные горы в районе Трех Корон. Затем вышли на север к Вейде-фьерду и пересекли его, попав в самые крутые и высокие горы. Тут мы поднялись на две высшие точки Шпицбергена, пики Перье и Ньютона, посетили обширные ледяные поля, примыкающие к плато Ломоносова. Затем вернулись к Пирамиде и пошли своим ходом в Лонгйир, при этом несколько отклонившись от стандартной снегоходной дороги и найдя неожиданные сложности и достопримечательности. Логистика и взаимодействие с различными службами Транспорт и проживание Группа добиралась до Лонгйира разными путями. Часть людей летели из Санкт-Петербурга через Таллин и Осло. Остальные ехали на машине из Санкт-Петербурга до Тромсе, откуда летели на самолете. Компания «Скандинавские авиалинии» осуществляет практически ежедневные рейсы из Тромсе в Лонгйир. Претензий к их работе не имеем. Заброска из Лонгйира в пос. Пирамида осуществлялась на корабле компании «Henningsen Transport & Guiding» (http://www.svalbardcruise.com/.). Стоит отметить, что корабль не нанимался конкретно нами для этой цели. На Шпицбергене весьма популярными являются круизы на корабле, во время которых отдыхающие могут посмотреть на моржей, фьорды и отведать китового мяса. Маршрут круиза под названием «Fjord-cruise towards Nordenskild Glacier & Pyramiden» пролегает через пос. Пирамида. Договорившись с компанией, мы оплатили половину поездки, покушали китового мяса и высадились на лед в 7,5 км от поселка. Такой способ заброски применяли белорусы в 2017 году. Экскурсия в одну сторону с доставкой от хостела и обедом на корабле стоит 1300 крон (138 евро) на человека. Это существенно дешевле, чем заброска на снегоходах (около 700 евро с человека). Связь на маршруте Группа имела с собой спутниковый телефон «Iridium», при помощи которого каждый день отправляла сообщения куратору в Санкт-Петербурге, получая в ответ прогноз погоды. Мобильная связь на маршруте отсутствует, в том числе в пос. Пирамида. Связь через мобильных операторов появилась местами в последние два дня при выходе в Лонгйир через долину Адвент. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты Запасные варианты предполагали использование укороченных вариантов маршрута, а также обход проблемных участков фьордов в случае нестабильной ледовой обстановки и встречи с медведями. Запасные варианты указаны на прилагающейся карте (Рисунок 1).
Рисунок 1. Карта основного маршрута, запасных вариантов и аварийных выходов Изменения маршрута и их причины 1 мая ради минимизации хождения по морю в местах обитания медведей было принято решение попасть в пос. Пирамида не через бухту Петунья, как планировалось изначально, а через еще один перевал (Принцип, 1А), через ледники Svenbreen, Ferdinandbreen и Bertilbreen. График движения
Итого активными способами передвижения пройдено 480 км Общий сброс высоты 12475м Общий набор высоты 12539 м Общий перепад высот 25014 м Подробное описание метеорологических условий по дням приведено в Приложении 3
Рисунок 2. Карта пройденного маршрута. Красным указан записанный трек, точки стоянок, перевалов и вершин
Рисунок 3. Высотный график маршрута Техническое описание прохождения маршрута Мы приводим здесь техническое описание за авторством одного из участников – Владислава Завьялова. В нем повествование идет от его лица. День 0. 13-15 апреля, заезд в Лонгйир В поход ехали разными путями: Женя и Аня летели в Лонгйир из Питера (через Таллинн и Осло), остальные ехали в Тромсё на двух своих машинах и летели оттуда. Костя, Юра, Артем и Сергей ехали неспешно, с несколькими ночевками в Финляндии и катанием там на лыжах. Андрей и Паша ехали за два дня, я присоединялся к ним днем 13 апреля в Иматре, куда приехал на утреннем поезде из Хельсики. Поздно ночью мы добрались до избы в Pyha, встретили там вторую машину. Следующим вечером (14 апреля) приехали в Тромсо, переночевали в маленьком домике в Tromso Camping. 15 апреля днем летели в Лонгйир. Бесплатных парковок в Тромсё мы не нашли, одну машину оставили у знакомого Андрея С., вторую - на стоянке в аэропорту за 1640 крон (174 евро). Вещи получилось распаковать по 23 кг багажа и 8 кг ручной клади на каждого, плюс четыре дополнительных места багажа, два из которых - большие тюки с лыжами (мы везли лыжи и часть вещей для Ани с Женей). Автобус из аэропорта в Лонгйире стоит 75 крон (8 евро) на человека, отправляется после прибытия самолета и развозит всех по поселку. Поселились в хостел (Gjestehuset 102), сходили в магазин. Из-за воскресенья единственный супермаркет Coop работает до 18 (по будням до 20), а магазинчик на заправке, где мы надеялись купить "бензин для газонокосилок" - до 17, и в него мы уже не успели. Залили свои 0.6-литровые бутылки на обычной заправке, вызвав большой затор и неудовольствие суровых вооруженных снегоходчиков. Бензин дешевый, мы купили 32 литра за 283 кроны, однако на российской карте заблокировалось три суммы по 1500 крон. На маршрут мы ушли так и не выяснив, во сколько обошелся нам бензин. Потом, впрочем, все лишнее вернулось. Фотоматериалы:
Фото 0.1: В аэропорту Лонгйира
Фото 0.2 Поселок Лонгйир День 1. 16 апреля. Плавание в Пирамиду Утром на автобусе нас довезли до корабля и в 9:00 мы взошли на борт и отправились в плавание. Погода пасмурная, серая, море спокойное. Пересекаем Адвент-фьорд, идем вдоль берега. Наблюдаем оленей, птиц на прибрежных скалах и на воде. При подходе к Билле-фьорду заходим во льды. Проходим мимо моржей и тюленей, лежащих на льдинах. Потом опять выходим на открытую воду. Впереди уже хорошо виден поселок Пирамида. В 13:40 высаживаемся на лед в 7.5 км от поселка - дальше фьорд замерзший. Поход начат! На лыжах доходим до поселка в 16:40. Нашли обитаемый дом-гостиницу, встретили Петра Петровича - местного начальника. Оставляем заброску на последние 6 дней похода в котельной-гараже. Там обитают двое рабочих, и таким образом зимой все население поселка составляет 3 человека. В весенний сезон (который начинается чуть ли не с февраля) в поселке живет еще человек 10, работают в гостинице и баре. Остальные дома законсервированы и выглядят вполне хорошо. По поселку гуляют олени, куропатки, прямо у гостиницы мы встретили песца. В поселок часто приезжают снегоходные экскурсии из Лонгйира (при нас проехало 2-3 большие группы снегоходчиков), наш корабль тоже сюда заходит при более благоприятной ледовой обстановке. Выходим из поселка по дороге на восток, останавливаемся в полутора километрах, в доме с камином, там же где ночевали белорусы в прошлом году. За день прошли 10.7 км. Фотоматериалы:
Фото1.1 С борта корабля
Фото 1.2 Морж на льдине
Фото 1.3 Высадка на припайный лед. Старт маршрута.
Фото1.4 Группа в пос. Пирамида
Фото 1.5 У камина в домике возле Пирамиды День 2. 17 апреля. Перевал к реке Хугин Ночью небольшой снег, погода пасмурная, но к обеду проясняется. Подъем дежурного в 6:00, выход в 9:10. Идем по дороге на восток, к какой-то базе в верховьях долины. Туда же параллельно дороге тянется деревянный короб с трубами. Вокруг базы стоит забор из странных радиаторов (говорят, что это называется "гидроиглы" и преднозначено для размораживания грунта). Параллельно дороге идет след медведя, судя по всему, вчерашний. Видно, что медведь спокойно прошел мимо поселка не отклоняясь от своего курса. От базы спускаемся в русло реки и идем вверх по ней, по медвежьему следу. Названия гор тут взяты из скандинавской мифологии: мы идем по долине Одина между горами Одина и Тора, чуть дальше находятся горы Сиф и Фригг (их жен), две большие долины со снегоходным перевалом чуть севернее нашего маршрута называются Хугин и Мунин, также есть река Мимир, горы Гна и Фулла. Ледовая шапка на перевале, к которому мы идем, называется Frigkapa - накидка Фригг. Вообще, для Шпицбергена характерны местности с тематическими названиями гор: севернее Пирамиды встречается египетская тема (собственно, Пирамида в нее вписывается), дальше на нашем маршруте будут горы, названные в честь планет, физиков, городов и т.п. Следы медведя (а с ними и мы) выходят на снегоходный след. По нему в 11:50 доходим до водопада Sjursethfossen. На летних фотографиях тут течет вода, но сейчас все сухо, нет даже сосульки. Под водопадом снегоходный след кончается, а медвежий поднимается наверх, обходя водопад по левой (орографически) стороне. Видно, что медведь шел навстречу нам, а мимо водопада съехал на животе. Поднимаемся пешком по следу. Пройдя еще немного, обедаем (12:46-16:03). Медвежий след ушел на юг, на низкий перевал к реке Тора (Torelva), мы же поворачиваем на север, к перевалу на реку Хугин (Huginelva). От места обеда пологий подъем к перевалу. Наверху - обширная ледовая шапка Friggkapa. На перевале в 17:30, сложность 1А, высота 622 м. Спускаемся в долину ближе к левому краю ледника, дальше идем по узкому руслу речки. Выходим в долину реки Хугин, по которой идет мощная снегоходная дорога. Пройдя еще немного вниз, в 19:50 встаем на стоянку в 3.5 км от моря (мы стараемся по возможности не ночевать на море, чтобы снизить вероятность встречи с медведями). За день прошли 22.3 км с набором 624 м. Фотоматериалы:
Фото 2.1 подход к пер.Медвежий по р.Одина (Odinelva)
Фото 2.2 обед под пер. Медвежий
Фото 2.3 Подъем на пер. Медвежий
Фото 2.4 панорама с пер. Медвежий в сторону спуска
Фото 2.5 Спуск с пер. Медвежий
Фото 2.6 Спуск с пер. Медвежий
Фото 2.7 Спуск в долину р. Хугин (Huginelva) День 3. 18 апреля. Пересечение Диксон-фьорда Погода хорошая. Подъем дежурного в 7:00, выход в 9:40. Утром мимо нашего шатра проехало несколько снегоходов. Идем вниз по снегоходной дороге до Диксон-фьорда. Далее дорога уходит левее, а мы уходим напрямик к нужной нам долине реки Borgaa. Нам нужен ее крупный правый приток Syningsdalen. Перейдя фьорд, обедаем (13:12-15:48). После обеда входим в долину Syningsdalen. Она широкая и пологая, в конце небольшой подъем по узкому руслу среди моренных куч на ледник Urbreen ("ur" по-норвежски - "часы"). Встаем на стоянку в 18:05, не дойдя 1.5 км до перевала. За день прошли 18.4 км с набором высоты 203 м. Андрей и Сергей с вечера ходят разведать перевал, говорят, что никаких сложностей не ожидается. Фотоматериалы:
Фото 3.1 Панорама Диксон-фьорда (Dicksonfjorden) вид вперед
Фото 3.2 панорама Диксон-фьорда (Dicksonf jorden) вид назад
Фото 3.3 Подъем к лед. Urbreen
Фото 3.4 Ночевка под пер. Птичий Гребей на лед. Urbreen День 4. 19 апреля. Перевал к долине ледника Холмстрёма Подъем дежурного в 6:00, выход в 8:59. Идем к перевалу на лыжах, потом метров 50 поднимаемся в кошках. На перевале в 10:05. Седловина представляет собой узкий скальный гребень, кругом летает множество глупышей. Дальше на маршруте мы будем встречать их постоянно, практически у всех скал. Сложность перевала 1Б, предлагаемое название "Птичий Гребень". Спуск в кошках до выполаживания, далее вниз по долине Gygredalen на лыжах. Из долины Gygredalen отличный вид на ледник Холмстрёма и горы в его верховьях. Хорошо видны Три Короны (Tre Kroner): горы Dana, Nora и Svea. Пройдя плоские верховья долины, спускаемся по узкому осыпному оврагу и выходим в большую долину под ледником Холмстрёма (Holmstrombreen, назван в честь шведского геолога Леонарда Холмстрёма) и ледниками Мора и Орса (Morabreen, Orsabreen, видимо, в честь шведских городов). Перед нами - огромное пространство, покрытое моренными кучами. Обходим моренные кучи слева и входим в них по руслу реки. Идем по наледям, местами мокрым (вообще, наличие наледей на Шпицбергене показалось нам неожиданным.). Обедаем у реки (12:37-15:10). После обеда вдоль реки выходим на большое озеро Trebrevatnet (понорвежски "озеро трех ледников"). Пересекаем его, в 17:10 оставляем заброску в моренных кучах под ледником Холмстрёма, берем еду и топливо на три дня. Погода портится. С запада заходит туча, в верховьях ледника облачно. На востоке пока хорошая погода. Выходим на ледник, проходим по нему около 5 км и в 19:30 встаем на стоянку в русле реки, среди красивых ледовых стен. За день прошли 24.6 км с набором высоты 420 м. Фотоматериалы:
Фото 4.1 Путь подъема на пер. Птичий Гребень
Фото 4.2 Гребень пер. Птичий Гребень, вид на север
Фото 4.3 Гребень пер. Птичий Гребень, вид на юг
Фото 4.4 Спуск с пер. Птичий Гребень
Фото 4.5 Путь спуска с пер. Птичий Гребень
Фото 4.6 панорама лед.Холмстрёма (Holmstrombreen)
Фото 4.7 спуск к языку лед.Холмстрёма (Holmstrombreen) по долине Gygredalen
Фото 4.8 выход из долины Gygredalen
Фото 4.9 панорама от конечной морены лед.Холмстрёма (Holmstrombreen)
Фото 4.10 вид на юг в сторону моря
Фото 4.11 обед у мокрых наледей в моренах лед.Холмстрёма
Фото 4.12 ночевка в русле ледниковой реки на лед.Холмстрёма (Holmstrombreen) День 5. 20 апреля. Подъем по леднику Холмстрёма Утром погода хорошая. Подъем дежурного в 6:00, выход в 8:30. Немного проходим по руслу реки, любуемся красивыми ледовыми стенами и сосульками. Потом вылезаем на правый берег русла, идем по ровному леднику. Через 4 км пересекаем еще одно русло, дальше все опять ровно. Подходим к перевалу Kronepasset - широкому проходу южнее Трех Корон. Через перевал идет старый снегоходный след. Обедаем (12:50-16:20). За время обеда погода портится, с запада приходит туча. Обходим Три Короны слева. Кажется, что с юга на горы Dana и Nora есть пути подъема, в хорошую погоду можно было бы попробовать подняться на одну из них. На леднике начинается участок трещин, движемся по краю, вдоль склона горы. К западу от горы Nora уходим на ровный ледник, но вскоре опять попадаем в зону трещин. Решаем возвращаться через перевал между горами Nora и Svea. Пересекаем зону трещин, входим в снежную долинку под перевалом. После пологого подъема проходим перевал и сразу за ним в 19:30 встаем на стоянку. Начинается снегопад. За день прошли 26.5 км с набором 823 м. У стоянки видны снегоходные следы. Интересный эффект наблюдается с gps: в момент наступления полярного дня он пару дней показывает отрицательную длительность ночи и все время находится в ночном режиме. Фотоматериалы:
Фото 5.1 пересекаем русло очередной ледниковой реки на лед.Холмстрёма (Holmstrombreen)
Фото 5.2 Выбираемся из русла реки
Фото 5.3 Вид вниз по леднику (на восток) с пер.Kronerpasset
Фото 5.4 Вид на массив Tre Kroner
Фото 5.5 Обед на пер. Kronerpasset
Фото 5.6 ледопад на западном склоне вершин Dana и Nora при подходе к пер.Свеанорский
Фото 5.7 Группа на пер. Свеанорский День 6. 21 апреля. Спуск по леднику Холмстрёма Погода плохая. Ночью ветром выдернуло несколько оттяжек шатра, пришлось вылезать и поправлять. Утром тепло, идет снег, гор не видно. Подъем дежурного в 6:00, выход в 9:40. Идем к нашему вчерашнему следу и вниз по нему. След почти полностью занесен, кое-как получается нащупывать его ногами, используя gps в случае ухода вбок. Местами, впрочем, он истоптан следами песцов, тогда держаться на нем проще. В 13:30 доходим до места позапрошлой стоянки в русле ледниковой реки. Русло пересекаем чуть ниже и там находим пещеру: нависающий край льда, прикрытый сосульками и снежными надувами. Погода улучшается. На западе все еще крутятся тучи, на востоке уже голубое небо. Выходит солнце. По нашей лыжне (тут она видна лучше) в 15:05 доходим до места заброски. Устраиваем поздний обед и полудневку. За день прошли 23.2 км. Вечером погода опять портится, идет снег. Ночью опять сильный ветер, оттяжки на этот раз закреплены хорошо, но кол шатра, связанный из двух лыж, от нагрузки съезжает. День 7. 22 апреля. ледник Орса, перевал на ледник Venbreen Подъем дежурного в 7:00, выход в 10:06. Как это часто было в последние дни, на западе крутится облако, на востоке - голубое небо. По озеру Trebrevatnet подходим под ледник Орса, по нем поднимаемся около 4 км до небольшого левого притока, долины Орса. У впадения долины Orsadalen на леднике участок трещин. Обходим его слева (по ходу), поднимаемся в долину левее русла. Обедаем (13:36-16:12). Погода хорошая. Над местом обеда - протаявшие солнечные пригорки, по которым бродят куропатки. Впереди над нашим перевалом видна внушительная гора Рёрус (Rorosfjellet, 1288 м). После обеда полого поднимаемся по долине к перевалу. На перевале в 18:00, высота 673м, сложность 1А, предлагаемое название Рёрус, по названию горы. Спустившись практически до конца ледника Venbreen, в 19:50 встаем на стоянку, спрятавшись от ветра в русле ледовой реки. Рядом - красивое ледовое ущелье. За день прошли 24.4 км с набором высоты 689 м. Фотоматериалы:
Фото 7.1 язык лед.Орса (Orsabreen)
Фото 7.2 Группа на лед. Орса
Фото 7.2.1. Зона трещин у входа в долину
Фото 7.3 Подъем по висячей долине к пер. Рёрус
Фото 7-4 Панорама ледника Орса и озеро Trebrevatnet под ним
Фото 7.5 Вершина Рёрус (1288 м) над одноименным перевалом
Фото 7.6 спуск с пер.Рёрус, (673м, 1А) по лед.Venbreen День 8. 23 апреля. Река Диксона, перевал к леднику Lisbetbreen Подъем дежурного в 6, выход в 9:33. Погода утром мутноватая, cолнце в белой мгле. Спускаемся к долине реки Диксона (Dicksonelva), выходим на снегоходную дорогу. Идем вверх по долине, встречаем снегоходчиков, кажется, тех же, что проезжали мимо нас перед Диксон-фьордом пять дней назад. У долины нужного нам левого притока обедаем (12:40-15:23, у реки, с водой). Заходим в долину левее русла по моренам. Выходим на ледник и полого поднимаемся к перевалу. На перевале в 18:30. Высота 857 м, предлагаемое название "Синий", сложность 2А, определяющая сторона северная. Погода исправилась: холодно, солнечно, иногда небольшой ветер. На спуск повесили одну веревку через снежный карниз и пояс крутых скал. Санки спустили отдельно, большой связкой. Далее спуск в кошках по крутому снегу до выполаживания. Спускаемся по леднику с перевала, обходим слева ледопад с трещинами и выходим в долину ледника Lisbetbreen. На стоянку встаем в 20:50 на леднике Lisbetbreen, в небольшом русле. За день прошли 22.9 км с набором высоты 1068 м. Самая холодная ночь похода, 24 градуса с ветром. Фотоматериалы:
Фото 8.1 Спуск в д.р. Диксона (Dicksonelva)
Фото 8.2 Подход к пер. Синий
Фото 8.3 Пологий подъем к пер. Синий. Вид на перевал с юга.
Фото 8.4 Группа на пер. Синий
Фото 8.5 Вид с пер. Синий в сторону спуска (на север)
Фото 8.6 Техническая работа на спуске с пер. Синий
Фото 8.7 Техническая работа на пер. Синий. Хорошо виден карниз на стороне спуска.
Фото 8.8 Техническая работа на пер. Синий
Фото 8.9 Путь спуска с пер. Синий. Вид на перевал с севера.
Фото 8.10 Спуск с пер. Синий в долину ледника Lisbetbreen День 9. 24 апреля. Перевал на ледник Bukkebreen, Вейде-фьорд, хижина Krosspynthytta Подъем дежурного в 6, выход в 9:57. Отличная солнечная погода. Пересекаем ледник Lisbetbreen и полого поднимаемся по леднику Ruggbreen к нашему следующему перевалу. Справа по ходу виден перевал У.Нобиле, пройденный группой С.Романенкова в 2008 году. После пологого подъема в 12:40 выходим на перевал. Сложность 1А, высота 919 м. Спускаемся на лыжах, пересекая небольшой карниз. Перевал так и называем – Карниз. Обедаем (13:08-16:03), полого спускаемся по леднику Bukkebreen. Проходим небольшую, местами мокрую наледь под ледником, по руслу речки выходим в широкую долину Landingsdalen. Долина плоская и открытая. Доходим до фьорда, после некоторых колебаний решаем не вставать здесь, а дойти до хижины Krosspynthytta (информации о ней у нас нет). От выхода на фьорд до хижины 6.5 км на север. Идем вдоль берега. Лед покрыт тонким слоем снега, местами он состоит из небольших смерзшихся плиток, в таких местах идти не слишком удобно. Дальше от берега лед еще более битый. Вдали, кажется, видна открытая вода, но уверенности в этом нет. Красивые скалы на противополжном берегу, в долине Reinsbukkdalen, куда мы собираемся идти и южнее, в районе Smutsdalen. Хорошо виден мыс Петермана (Kapp Petermann), который разделяет Вест-фьорд (Westfjorden) и Ост-фьорд (Austfjorden). Севернее него фьорд называется Вейде-фьордом (Wijdefjorden). Видим оленей на берегу. Над нами пролетает вертолет, с запада куда-то в Остфьорд. В хижину приходим в 20:25, пройдя за день 28.1 км с набором высоты 545 м. Хижина открыта! Она уютная, но маленькая, мы размещаемся с большим трудом (я, например, сплю в небольшом деревянном ящике под одной из лавок - и это еще не самое тесное место). В журнале довольно много записей, видно, что популярный сезон обычно - март-апрель, однако в этом году никого еще не было, последняя запись от октября прошлого года. Возможно, дело в необычном состоянии льда: перед нашем отъездом было известно, что льда в Вейде-фьорде практически нет, в то время как южные фьерды - замерзшие. После этого лед на юге постепенно сходил, а на севере - появлялся. От хижины пытаемся разглядеть, есть ли открытая вода в середине фьорда, но видно плохо. Что-то похожее есть, но, может быть, это голый лед, а не вода. Кстати, хижина упоминается еще в 1913 году (http://www.polarhistorie.no/ekspedisjoner/Staxruds20unnsetningseksp.etter20Sc hroder-Stranz). Поздно вечером из-за гор вышло солнце. Гуляю по островку, на котором стоит хижина, вижу следы оленей, песца на льду. В южном конце Ост-фьорда виден огромный ледник Миттаг-Леффлера (Mittag-Lefflerbreen), спадающий в море. Фотоматериалы:
Фото 9.0 Ледопад на спуске с пер. Синий
Фото 9.1 Пересечение лед. Lisbetbreen
Фото 9.2 панорама ледника Lisbetbreen
Фото 9.3 Вид на пер. У. Нобиле с запада
Фото 9.4 Подъем на пер. Карниз, вид на перевал с юга
Фото 9.5 Группа на пер. пер.Карниз (919м, 1А, п/п)
Фото 9.6 Вид на юг с пер. Карниз
Фото 9.7 Карниз на северной стороне пер. Карниз.
Фото 9.8 Спуск с пер. Карниз, вид на перевал с севера
Фото 9.9 Спуск по лед. Bukkebreen
Фото 9.10 Спуск по лед. Bukkebreen
Фото 9.11 Наледь под лед. Bukkebreen
Фото 9.12 Выходим в долину Landingsdalen
Фото 9.13. Вест-фьорд, вид на север
Фото 9.14. Подходим к хижине
Фото 9.15 Хижина Krosspynthytta
Фото 9.16 Внутреннее убранство хижины
Фото 9.17 Горы в южной части Вест-фьорда, вид на восток
Фото 9.18 Долина Reinsbukkdalen в которую нам завтра надо идти
Фото 9.19 Вест-фьорд, вид на юг вскоре после выхода из долины
Фото 9.20 Вид на юг от хижины День 10. 25 апреля. Пересечение Вейде-фьорда, подъем на ледник Планка Подъем дежурных в 6:00, выход в 9:48. Поскольку есть подозрение, что на прямом пути к нужной нам долине фьорд не замерз, возвращаемся от хижины на юг по нашему следу, по краю неудобного для передвижения колотого льда. Пройдя около 1.7 км, поворачиваем в сторону мыса Петермана. Лед разный: местами гладкая поверхность с тонким слоем снега, местами колотый лед, состоящий из небольших смерзшихся кусков. По колотому льду удобно идти пешком, что часть людей и делает. Наблюдаем нескольких нерп на льду вдали, проходим мимо дырок во льду, через которые они вылезают на поверхность. Пересекаем след медведицы с медвежатами, а после - совсем свежий след одиночного медведя. Замечаем медведя вдали, к северу от нашего пути. У меня фотоаппарат с 30-кратным зумом, через него можно кое-как его рассмотреть. Медведь лежит на льду и, похоже, есть нерпу. Потом встает, глядит в нашу сторону и уходит на запад. Ближе к восточному берегу выходим на участок открытого льда. Подходим к берегу и идем вдоль него на север, к нужной нам долине Reinsbukkdalen. Снега здесь заметно меньше, чем на западном берегу. У устья нашей долины видим впереди медведицу с медвежатами. До них около 100 метров. Кричим, медведи убегают. Заходим в долину и, пойдя пару километров, встаем обедать (13:39-16:47). После обеда доходим до впадения левого притока с ледника Планка (Plankbreen). На притоке наледь, местами мокрая, идем в кошках по ней, потом по узкому моренному гребню, достаточно заснеженному, чтобы тащить по нему санки. Долина узкая и темная, холодно и ветрено. Постепенно долина расширяется, из-за гор показывается солнце. На стоянку встаем в 19:57, километра 4 не дойдя до перевала. Высота 630 м, за день прошли 24.9 км. Фотоматериалы:
Фото 10.1 Медвежьи следы на льду Вейде-фьорда
Фото 10.2 Граница колотого льда
Фото 10.3 Пересечение Вейде-фьорда
Фото 10.4 Открытый лед, Вейде-фьорд
Фото 10.5 Подходим к восточному берегу Вейде-фьорда
Фото 10.6 Медведи нас заметили, Вейде-фьорд
Фото 10.7. Медведи убегают
Фото 10.8. Песчаный пляж в устье Reinsbukkdalen. Вид на Вейде-фьорд.
Фото 10.9 Входим в долину Reinsbukkdalen
Фото 10.10. Обед, а так же починка поврежденных колотым льдом волокуш
Фото 10.11 Долина Reinsbukkdalen и ледник Reinsbukkbreen
Фото 10.12 Идем вверх по Reinsbukkdalen, справа видно впадение ручья с ледника Планка
Фото 10.13 Путь подъема к лед. Планка
Фото 10.14 Подъем по ручью к лед. Планка
Фото 10.15 Вид на дальнейший подъем на лед. Планка по моренному гребню
Фото 10.16 Группа двигается по наледям ручья, стекающего с лед. Планка
Фото 10.17 Лагерь на лед. Планка День 11. 26 апреля. Перевал на ледник Трюгве, пик Перье Подъем дежурного в 6, выход в 9:25. Подходим под перевальный взлет на лыжах, затем поднимаемся метров 100 по крутому снежному склону в кошках. На последних метрах - жесткий наст. В 11:20 выходим на перевал. Высота 1049 м, сложность 2А, предлагаемое название - "Атомный" (в честь окрестных гор и сегодняшней даты). В этом районе тематика названий - ядерная физика. С ледником Планка соседствуют ледники Борна, Шредингера, Де Бройля. Перевал Атомный находится между Атомными горами и горами Кюри. На другой стороне ледника Трюггве (Tryggvebreen) хорошо виден внушительный хребет Чедвика, чуть дальше находятся хребты Томсона и Бора, гора Эйнштейна. Отроги хребтов Чедвика и Томсона - горы Нейтрон и Электрон. Спуск с перевала - в кошках по крутому снежному склону со скальными выходами. В начале спуска повесили одну перильную веревку. Далее - удобный спуск на лыжах по леднику. Рассматриваем скальную стену под пиком Перье (Perriertoppen), поскольку изначально у нас была идея делать восхождение с этой стороны. Слева и справа от стены есть два крутых снежных кулуара, по которым можно подняться. Оба выглядят несколько пугающе. Более простым кажется левый, тот, который ведет к перевалу на ледник Борна (Bornbreen). Впрочем, после некоторых размышлений решаем не экспериментировать, а подниматься на Перье классическим маршрутом, с востока. Спускаемся вниз к леднику Трюггве. Очень внушительно выглядит хребет Чедвика (Chadwickryggen) за ним. Выйдя на ледник, обедаем (13:11-15:44). После обеда поднимаемся по леднику Трюггве около трех километров в его верховья. Тут оставляем вещи и в 17:20 выходим в радиалку на пик Перье. Полого поднимаемся на север, к широкому перевалу на Reinsbukkbreen. У перевала оставляем лыжи, надеваем кошки и поднимаемся в сторону вершины по крутому снежно-ледовому склону. Почти везде - удобный для подъема плотный снег, иногда встречаются гораздо менее приятные выходы твердого льда. Чтобы избежать их, идем в левой (по ходу) части склона, у камней. В конце подъема - наиболее крутой участок, тут вешаем полторы веревки перил. Долго ждем на веревках. Холодно, ветрено, солнце за горами. После крутого участка выходим на широкий снежный гребень с карнизами, по нему поднимаемся на вершину. Красивое вечернее освещение, дальние виды. Сложность подъема 2А (а при менее благоприятных снежных условиях на склоне подъем может оказаться еще сложнее), высота по gps - 1715 м (по карте 1710 м). Спускаемся по пути подъема, в лагерь возвращаемся в 22:10. За день прошли 22.1 км с набором 1693 м. Из них в радиалке - 9 км с набором 920м. Фотоматериалы:
Фото 11.0 Вид вниз по леднику Планка
Фото 11.1 Вид вверх по леднику Планка на пер. Атомный
Фото 11.2 Пер. Атомный, вид с севера
Фото 11.3 Подъем на пер. Атомный
Фото 11.4 Группа на пер. Атомный
Фото 11.5 Вид с пер. Атомный на ледник Планка
Фото 11.6 Вид с перевала Атомный в сторону ледника Трюггве
Фото 11.7 Спуск с пер. Атомный на лед. Трюггве
Фото 11.8 Техническая работа на спуске с пер. Атомный
Фото 11.9 Вид на пер. Атомный со стороны лед. Трюггве
Фото 11.10 Круговая панорама долины под перевалом
Фото 11.11 Панорама гор к югу от лед.Трюггве
Фото 11.12 Обед
Фото 11.13 Горы в верховьях лед. Трюггве. Треугольником указано место базового лагеря и ночевки. Стрелками указаны пути подъема на пик Перье и маршрут завтрашнего дня.
Фото 11.14 Классический маршрут на пик Перье с востока
Фото 11.15 Преодоление снежно-ледового склона пика Перье
Фото 11.16 Провешенные перила в верхней части крутого снежноледового склона пика Перье
Фото 11.17 Группа на пике Перье
Фото 11.18 Панорама с пика Перье на юг
Фото 11.19 Панорама с пика Перье на запад
Фото 11.20 Спускаемся обратно
Фото 11.21 Вид на г. Pallasfjellet со склона пика Перье
Фото 11.22. Возвращение в лагерь День 12. 27 апреля. Подход под пик Ньютона Погода хорошая, подъем дежурного в 7, выход в 10:09. От стоянки в верховьях ледника Трюггве полого поднимаемся на юг, потом уходим на восток, к перевалу на ледник Галлера (Gallerbreen). Еще южнее хорошо виден перевал Зуб Дракона, пройденный московской группой в 2008 году и белорусской в 2017. Последние десятки метров подъема на перевал - жесткий наст. Почти все надевают кошки. На перевале в 12:07, высота 1125, сложность 1А, предлагаемое название ЮАШ (в честь Юношеской Астрономической школы в СанктПетербурге). В этих местах, кстати, начинается астрономическая тема в названиях. На перевале встречаем лыжных туристов, швейцарцев. Рюкзаков они не используют, все снаряжение везут в огромных санях. Пару дней назад они заехали на снегоходах под пик Ньютона, сейчас идут к Ост-фьорду и затем в Пирамиду. Мы пытаемся их расспросить, как идет снегоходная дорога, но они объясняют не очень уверенно (и, в частности, показывают на ледник Tunabreen, что, как потом выяснилось, неверно). Еще сказали, что южные фьорды сейчас закрыты для снегоходов из-за медведей. Спуск с перевала - по пологому снежному плато. На выходе к леднику Veteranen видим вдали несколько удаляющихся снегоходов, потом выходим к лагерю: две больших и две маленьких палатки, еще несколько снегоходов. Людей не видно, они уехали чуть раньше. Судя по следам, обитатели лагеря ходят на все вершины в округе, прямо от лагеря на лыжах или подъезжая на снегоходах. От лагеря пересекаем ледник Veteranen. Отойдя немного, останавливаемся на обед. (13:22-16:21). После обеда заходим в правый приток, ледник Kingbreen и поднимаемся к перевалу на ледник Tilleybreen, приток ледника Чудениуса (Chudeniusbreen). Идем по следам швейцарцев, в районе перевала уходим правее, потом опять возвращаемся на их следы. В целом тропежка здесь совсем простая. Поднимаемся по леднику Чудениуса и в 20:05 встаем на стоянку под пиком Ньютона. Сюда, судя по следам, привезли швейцарцев на снегоходах, тут у них был лагерь. За день прошли 22.6 км с набором 635 м. Празднуем середину похода. Фотоматериалы:
Фото 12.1 Начало движения на юг в сторону пер.ЮАШ, вид на место ночевки и пик Перье
Фото 12.2 Перевал Зуб Дракона
Фото 12.3 Вид на лед. Трюггве под пер. ЮАШ
Фото 12.4 Вид на подъем к пер. ЮАШ со стороны лед. Трюггве
Фото 12-5 Подъем на пер. ЮАШ
Фото 12.6 Встреча со швейцарцами на пер. ЮАШ
Фото 12.7 Спуск к леднику Veteranen
Фото 12.8 Западный берег ледника Veteranen
Фото 12.9 Восточный берег ледника Veteranen
Фото 12.10. Вид с ледика Kingbreen на западный берег ледника Veteranen
Фото 12.11 Идем через ледник Veteranen
Фото 12.12 Вид назад с пер. Kingbreen
Фото 12.13 Группа на пер. Kingbreen
Фото 12.14 Верховья ледника Чудениуса, пик Ньютона
Фото 12.15 Группа двигается по лед. Чудениуса
Фото 12.16 Группа подходит к пику Ньютона Продолжение. Часть 2 здесь |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||