Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Брук, Екатеринбург
Фото из ЖЖ

Саксонская Швейцария
1990 год

Известие о том, что мы едем на тренировочный сбор за границу, застало нас с Шурой Кленовым в спортзале. Тренировка была немедленно прекращена, и мы принялись осмысливать услышанное. Заграница! Германия (или Швейцария)! Это казалось невероятным, никто из нас не был ни за какой границей, ну кроме границы РСФСР.

Но все оказалось правдой и вот мы в поезде Москва – Берлин. Мы это Першин Валера, Останин Витя, Кленов Саша и я, это так сказать спортивная часть нашей делегации. На вокзале наш тренер Михайлов Сан Саныч представил нам молодую женщину Ларису, отрекомендовав ее как нашего пресс-атташе и крепкого мужика с глазами КГБшника, представившегося, как Аскольд. Ну а Муравьева Евгения Александровича мы и так знали, Саныч сказал, что это наш начальник спасательного отряда, на что Муравьев ответил, что б на него не рассчитывали, у него на эту поездку совсем другие планы.

В городе герое Бресте Саныч собрал с нас по 150 рублей и куда-то убежал, приказав из вагона не выходить и наблюдать, как меняют вагонные тележки, предназначенные для нашей железнодорожной колеи, на ихнии европейские. Вернувшись, раздал нам по тощей пачке немецких марок, много это или мало мы поначалу не поняли.

Первая остановка за границей - Франфуркт-на-Одере. С любопытством бродим по перрону, разглядывая в ларьках местные товары, не осмеливаясь тут же начать шопинг. Саныч предупредил, что бы марки зря не тратили. Поезд тронулся, все делятся первыми впечатлениями. Внезапно наблюдаем, что Саныч бледнеет и начинает медленно седеть. Кленов! Поезд уже набрал скорость, а Шурика нет. Товарищ Аскольд оглядел нас нехорошим взглядом. Первая же остановка, а у нас уже потери личного состава. Пауза затягивалась, но тут распахнулась дверь, и в купе возник потный Кленов с пакетом баночного пива (вы понимаете 1990 год, мы из СССР, где не было не только секса, но и баночного пива). Он опоздал и запрыгнул в последний вагон. Дальше до самого Берлина мы пили пиво, кроме Саныча, который пил таблетки, и из вагона больше не выходили.

Пересев в столице ГДР на местную электричку, в полной темноте выгружаемся на конечной станции. Саныч сказал, что нас будет ожидать автотранспорт и группа встречающих. Все так и оказалось, почти. Автотранспорт состоял из автомобиля системы “Трабант” (“Запорожец” с пластиковым кузовом), встречали нас хозяин автомобиля и по совместительству представитель принимающей стороны известный в 80-х годах немецкий альпинист Петер Кобах, а так же девушка с кукольным именем Барбара.

Переправившись на пароме через Эльбу, за 20 минут добрались до места нашей дислокации в центре Саксонской Швейцарии. Национальный парк Саксонская Швейцария находится поблизости от Дрездена, практически на границе Чехии и Германии. Здесь протекает река Эльба. Сюда можно приехать с разными целями: полюбоваться прекрасными видами, погулять по лесным дорогам, сделать фотографии. Или же побывать в старинных крепостях, посмотреть на их стены, башни, глубокие колодцы, посетить музеи и колоритные ресторанчики.

Переправа через Эльбу

Это прекрасное место люди оценили уже давно. Но в конце 19-го века ему угрожала реальная опасность. В этом районе появились песчаные карьеры, велось строительство железных дорог. Рельеф мог быть непоправимо изуродован. К счастью, этого не случилось. В 1850 году данная местность стала природоохранной зоной, в последующие десятилетия продолжались акции по защите региона. Здесь запретили разрабатывать песчаник, разрушая при этом скалы.

Однако наша цель была немного иной. Парк бал насыщен сотнями песчаных останцев, возвышающихся над сосновым лесом на высоту до 100 метров. Разнообразие и конфигурация живописных столбов поражали воображение. Это была Мекка немецких скалолазов, начавших осваивать этот район еще в 19 веке.

Песчаные останцы

Наше место проживания, оказалось двухэтажным шале, расположенном в километре от Эльбы, среди соснового леса. Первый вопрос был, почему на окнах нет решеток, и дверь закрывается на замочек, как у моего почтового ящика. Да и ключ висел на гвоздике неподалеку. Внутри была идеальная чистота и обстановка, которой и сегодня позавидовал бы неплохой наш загородный дом. Стараясь особенно не шуметь, так как в доме располагался еще кто-то, мы разместились на ночлег.

Утром нас ожидал культурологический шок. Проснувшись последними, направляемся на улицу к рукомойнику, где застаем стайку девиц позднего школьного возраста одетых по системе топлесс, обливающихся из тазиков. Даже не подумав одеться, юные немки показали и рассказали, где берется вода для умывания. Умываться нам впрочем, сразу расхотелось, а захотелось немедленно отправиться на утреннюю пробежку. Слухи об немецкой раскрепощенности оказались нисколько не преувеличенными.

Следующее потрясение ожидало нас к завтраку. Отправленный за картошкой в местный магазин (тушенку мы привезли естественно свою) Валера Першин вернулся с маленькой сеточной невзрачных корнеплодов и информацией, что картошку будем есть дома, по причине совершенно неподъемной цены. Однако Петер, тут же прояснил ситуацию и со словами: “киви”, принялся показывать нам, как употреблять неизвестный советскому человеку фрукт. На этом первоначальное знакомство с местными обычаями и нравами закончилось. Пора было приступать к тому, зачем мы сюда приехали – восхождениям.

Вывалив на пол груду снаряжения, с гордостью демонстрируем Петеру титановые крючья, закладки, лесенки, крюконоги и недавно вошедшие в моду “френды”, а также мешки с магнезией. Вытащив из этой кучи с десяток оттяжек с карабинами, Петер ссыпал остальное в баул, сообщив нам, что все это не потребуется, да вдобавок запрещено природоохранным законом земли Верхняя Саксония и карается немалым штрафом. У них все маршруты оборудованы стационарными точками страховки, а особенно осторожных он научит пользоваться местными страховочными элементами, точнее веревочками длинною в метр и диаметром от 2 до 12 мм. Все обучение заняло пять минут на скале около умывальника. “Ищешь трещину, выбираешь подходящий по диаметру шнурок, вяжешь нехитрый узелок, заклиниваешь его в трещину, на другом конце вяжешь петельку в нее оттяжку” и аллес. На этом курс молодого бойца был закончен. Не знаю как другие. Но я про себя решил, что как-нибудь обойдусь без этого макраме.

Бодро трусим по дорожке к месту наших занятий. Надо сказать. Что она разительно отличается от того к чему мы привыкли на скалах в окрестностях Свердловска. При подъемах оборудованы ступеньки, в особо крутых местах – перильца, кое-где стоят урны для мусора, кругом указатели и прочая лабуда. За полчаса добрались до первого объекта наших восхождений – скалу Фалькенштайн (Falkenstein). Надо прямо сказать эта Птичья гора впечатляла. Наше первоначальное шапкозакидательское настроение (мы ведь мастера спорта и чемпионы) мгновенно улетучилось. Как штурмовать этот бастион, когда из всего страховочного снаряжения имелся только жалкий пучок шнурков, торжественно врученный нам Петером. Расстояние между ихними стационарными точками страховки под названием “ринги” откровенно напрягало, 7-8 метров на скалах 5-6 категории сложности (по нашей классификации). Но отступать было некуда, к тому же кругом было полно местных бюргеров с интересом поглядывающих в нашу сторону.

Саксония

Изучив местный гайдбук, выбрали маршруты: Останин с Першиным, посложней. Мы с Шурой Кленовым попроще. Все-таки у них в связке два мастера спорта по скалолазанию, а у нас только один.

Скала Фалькенштайн (Falkenstein)

Но не так страшен черт, как его малюют. Слегка напрягшись и вспоминая чью-то мать одолеваем первые маршруты, потом еще одни. Вроде лезется, монолитные песчаниковые отколы, отличное трение, ну и естественно мастерство, которое как известно не пропьешь, даже немецким пивом.

Кстати о пиве! Саныч, воодушевленный нашими успехами объявил, что пиво на этом сборе не является алкогольным напитком и его приобретение финансируется из общака. Окрыленные этой новостью, бегом бежим в наше шале, что бы успеть до закрытия магазина. Последующие два дня не сильно отличались от первого. Менялись скалы, маршруты, категории сложности и уже на десятке вершин Саксонской Швейцарии остались наши записи. Да в отличие от наших гор тут не оставляют записок на вершинах. На каждой вершине находится деревянный ящичек в нем небольшая книжечка, куда восходители и заносят свои данные. При первом же восхождении прапорщик Кленов в дополнении к нашим инициалам добавил звездочку и надпись СКА-17, что вызвало нешуточный переполох у Петера, оказавшегося рядом с нами. Сняв скальную туфлю, он принялся стирать креативную Шурину надпись. Объясняя нам при этом, что у них уже не совсем социализм, и что со дня на день должно произойти объединение Германии, и как новая власть будет реагировать на подобные надписи совершенно непонятно. Ничего не понимая, мы предпочли не спорить.

Объединение Германии, официально: немецкое воссоединение или восстановление единства Германии состоялось 3 октября 1990 года путем вхождения ГДР и Западного Берлина в состав ФРГ в соответствии с конституцией ФРГ. При этом не было создано нового государства, а на присоединённых территориях была введена в действие конституция ФРГ 1949 года. На территориях бывшего ГДР были воссозданы пять новых земель, объединённый Берлин также был провозглашён самостоятельной землёй.

Наконец день отдыха и культурная программа с посещением города Дрезден.

Дрезденадминистративный центр Саксонии, на реке Эльбе примерно в сорока километрах от границы с Чехией. Является одним из крупнейших центров промышленности, транспорта и культуры Германии. Население составляет 547 тысяч человек.

Город подразделяется на 19 округов, которые в свою очередь разделены на районы. Старый город (Альтштадт), уничтоженный бомбардировками союзников на исходе Второй мировой войны и частично восстановленный, расположен на левом берегу Эльбы. На правом берегу — районы Нойштадт, Пишен. Город широко известен своими памятниками архитектуры в стиле барокко, великолепными собраниями живописи и других произведений искусств.

Первоначально программа предусматривала экскурсию по городу с посещением Дрезденской картинной галереи, которая, поговаривают, идет на третьем месте после Эрмитажа и Лувра. Однако действительность внесла свои коррективы. Город особенно его окраины напоминали огромный блошиный рынок с завалами недорогой электроники, обуви и прочих шмоток производства ГДР. Упорно ходили слухи, что после воссоединения продукция предприятий Восточной Германии окажется неконкурентоспособной и цены на нее мгновенно рухнули. На наш обменный фонд каждый мог купить пару видеомагнитофонов Телефункен или целый мешок обуви марки Саламандер! Естественно картинная галерея была немедленно забыта. По причине вчерашнего шопинга и бесконтрольной дегустации слабоалкогольных напитков утром все проспали. Однако бдительный Петер растолкав нас торжественно объявил, что сегодня национальный праздник Германии - День Отца, ну это как 8-е Марта. Только наоборот. И по этой причине мы отправляемся в культовое место Саксонской Швейцарии – Бастай (Bastei), где проходит скалолазный фестиваль.

Скалы Бастай (Bastei)

Надо отдать должное, народу на скалах было не протолкнуться. На популярных маршрутах образовались очереди. Креативные немцы лезли в национальных костюмах, каких-то кафтанах и сарафанах, кругом играли гармошки, пели песни и конечно пили пиво, в общем – жесть!

Мы активно включились в эту вакханалию, так как наш тренерский штаб, расположившись в пивнушке у подножья скал стимулировал нас побыстрее закончить спортивную часть сегодняшней программы и перейти к культурной. Ждать очереди под популярными маршрутами не было никаких сил. Отступив несколько метров, мы заметили над головой “ринг”. Раз есть крючья, значит, есть и маршрут. Пройдя до первого крюка, Шура задумчиво остановился. Тем временем ко мне подошел пожилой немец и на приличном русском языке сообщил, что на его памяти, а он тут лазает с детства, здесь никто не проходил. Всю эту информацию, с добавлением некоторых идиоматических оборотов я транслировал наверх. На что Шура ответил, что русские не сдаются, да и кто-то же забил этот крюк. Инициативный немец, который уже собрал вокруг нас небольшую толпу любопытных земляков, тут же добавил, что этот “ринг” единственный на маршруте, а дальше п…ц. Вот тут-то и пригодились Петеровские шнурки. В общем, минут через тридцать мы под аплодисменты публики скопившейся на вершине завершили это восхождение. Тем временем Петер с неугомонным старичком сообщил нам, что так как в местном гайдбуке этот маршрут неквалифицирован, а мы единственные кто его пролез, то должны согласно местным правилам выступить экспертами и присвоить ему категорию трудности. Которая и будет зафиксирована в путеводителях. На этой мажорной ноте мы и завершили наш сбор в Саксонской Швейцарии.

Затем была поездка в знаменитый замок Кенингштайн (Koenigstein) с самым глубоким колодцем в Европе и широко известной пыточной камерой.

Замок Кенингштайн (Koenigstein)

Потом ночной Берлин: прогулка по Ундер–дер-Линден, неудачная попытка прорваться через Бранденбургские ворота в Западный Берлин, отколотый кусочек Берлинской стены, рухнувшей через полгода, заключительное пиво и “нах драх остен”.

31.01.20.
М. Брук.


Читайте другие публикации автора на Mountain.RU

БИЧи.
(Малоизвестные страницы Советского альпинизма)

Восемнадцать дней одного лета
(Ахмади Дониш - 20 лет назад)

На пик Энгельса в 1985

Бега (Первый Чемпионат Союза Независимых Государств, 1994 год)

Бит-Кая, 1989 г

Пик 26 Бакинских комиссаров, 1988 год

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru